Реферат на Книгу. Фукуяма Ф. Конец истории? //Вопросы философии. 1990. №3

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История государства и права
  • 20 20 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 20.05.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление


Введение 3
Глава 1.Общая характеристика идей Ф. Фукуямы 4
Глава 2. Анализ труда Ф. Фукуямы «Конец истории?» 9
Заключение 19
Список литературы 20

Фрагмент для ознакомления

Фукуяма отмечает, что такое состояние характеризует мир конца 20 столетия. Причем, это состояние напрямую связано с утверждением идей либерализма, либеральной демократии. Либеральная демократия в концепции Фукуямы – это и есть высшее воплощение идеи свободы: «То, чему мы, вероятно, свидетели, — не просто конец холодной войны или очередного периода послевоенной истории, но конец истории как таковой, завершение идеологической эволюции человечества и универсализации западной либеральной демократии как окончательной формы правления. Это не означает, — успокаивает Фукуяма читателя, — что в дальнейшем никаких событий происходить не будет и страницы ежегодных обзоров “ForeignAffairs” по международным отношениям будут пустовать — ведь либерализм победил пока только в сфере идей, сознания; в реальном, материальном мире до победы еще далеко. Однако имеются серьезные основания считать, что именно этот, идеальный мир и определит, в конечном счете, мир материальный».Тем не менее, эта позиция Фукуямы представляется как в высшей степени спорная, поскольку идея либеральной демократии в современном мире испытывает мощный кризис, во многом обусловленный тем, что западные страны ею активно злоупотребляют, а США распространяют эту идею по всему миру при посредничестве сил НАТО. Но все же, возводя в культ идею либерализма, Фукуяма отмечает следующее.В первую очередь, он пишет о гибели (как духовной, так и материальной) мирового коммунизма, он полагает, что во всем мире нет той силы, которая могла бы бросить вызов либеральным западным демократиям во главе с США. Это положение не может вызвать согласия, так как уже последние события, связанные с украинским кризисом, с началом СВО на Украине, указывают на то, что мир перестает быть однополярным, что силам НАТО и США могут противостоять и иные силы. Далее Ф. Фукуяма пишет о том, что либерально-демократическая идея как высшее воплощение свободы одержала победу почти во всех странах мира, в том числе, в Азиатском регионе, что Фукуяма считает поистине знаковым событием. Но все же, она еще не утвердилась в таких странах-гигантах, бывшем оплоте коммунизма, как Советский Союз (после его распада Фукуяма будет говорить о России) и Китай, но влияние марксизма там настолько невелико, авторитет его настолько подорван, а тяга к либерализму, полагает заокеанский политолог, столь сильна, что укоренение либеральных принципов в этих странах лишь дело времени, поскольку альтернатива отсутствует.Но все же, позволим себе не согласиться с Фукуямой. Дело в том, что опыт бархатных и оранжевых революций, произведенных в ряде стран с участием США как оплота либеральной демократии, стратегия «экспортной» демократии сегодня уже не актуальна. После того, как были расшатаны основы государственности в Грузии, на Украине, в ряде других государств, после военных вторжений США в ближневосточные страны, миру стало очевидно, что универсальной модели демократии нет и не будет, что весь мир, столь многообразный в плане своей политической и культурной ментальности, не может развиваться в том русле, в котором диктуют США. В-третьих, как пишет Фукуяма, победив в сфере идей, либерализм рано или поздно должен материализоваться в сфере политики и экономики, которые в свою очередь будут способствовать тому, чтобы либеральная идея неуклонно укреплялась. В наиболее развитых странах мира это уже произошло, а там, где этого пока не случилось, должно произойти в обозримом будущем.Это суждение Фукуямы прекрасно отражает программную позицию мондиализма – господство американской модели либерализма и ее экспорт по всему миру. В-четвертых, как считает Фукуяма, либерализм является поистине всемогущей силой. Не существует и не может существовать противоречий и проблем, разрешить которые либерализм бессилен, но которые разрешимы в рамках какой-то альтернативной идеологии или какого-то альтернативного политико-экономического устройства.В-пятых, принципы либеральной демократии как высшего воплощения свободы невозможно превзойти в рамках той или иной альтернативной идеологии, и достойных соперников у либерализма сегодня просто не существует.И, наконец, в течение какого-то времени «мир будет разделен на две части: одна будет принадлежать истории, другая — постистории». И там и там будет сохраняться почва для конфликтов, насилия, терроризма и даже войн. «Однако для серьезного конфликта нужны крупные государства, все еще находящиеся в рамках истории, а они как раз и уходят с исторической сцены». Иначе говоря, крупные потрясения глобального масштаба, какими были обе мировые войны, ныне исключены. В это оптимистическое видение Фукуямы, конечно же, хотелось бы верить, тем не менее, постоянное усиление напряженности, рост масштабности локальных конфликтов по всему миру заставляют усомниться в том, что оптимистический прогноз развития мирового сообщества является единственно возможной альтернативой. На наш взгляд, теория Фукуямы носила ярко выраженный политико-философский характер, поскольку ее лейтмотив - настоящий гимн западным либеральным ценностям. Либеральная демократия предстает у Фукуямы не просто последним, но и наилучшим, самым совершенным режимом, нацеленным на достижение высшего блага, реализацию позитивного начала, заложенного в истории. Не случайно главным упреком в адрес ученого впоследствии было обвинение в «триумфализме».Итак, Фукуямапо сути говорит о значимости цивилизационного фактора в развитии международных отношений в конце 20 столетия.Эти прогнозы отчасти оправдались, тем не менее, не совсем в том ключе, в котором это репрезентуетФукуяма. А именно, ключевые тенденции мы можем наблюдать на примере усиления цивилизационного исламского блока, стремительном росте исламского фундаментализма.Кроме того, Фукуяма говорит о том, что страны, разделяющие либеральные демократические ценности, будут стремиться и должны стремиться к насаждению этих ценностей по всему миру. И их вмешательство в дела иных государств является в полной мере оправданным.Ситуация конца 20 века и начала 21 столетия демонстрирует нам, что эта концепция была принята на вооружение США и блоком НАТО, а практическое ее воплощение – это проведение так называемых гуманитарных интервенций, под прикрытием которых США получают возможность усиливать собственное военное присутствие и влияние на международную ситуацию.Таким образом, прогнозыФукуямыво многом сбываются, отражая реалии международной ситуации в конце 20 века. Но все же, многие положения теории Фукуямы можно оценить и критически, в частности, речь идет о полном триумфе западной либерально-демократической модели, ее масштабном установлении по всему миру, отсутствии государств, которые способны что-то противопоставить западной модели развития. Вышеприведенный нами пример украинского кризиса отчетливо показывает, что сама идея универсальной либеральной демократии при определенных условиях может таить в себе великую опасность, расшатывать основы государственности, угрожать национальному и государственному суверенитету целого ряда стран. Современная внутренняя ситуация в США и Европе также говорит о том, что либеральная демократия не является панацеей от всех внутренних и международных проблем. С каждым годом в США нарастает внутренняя напряженность, что опять же говорит о том. Что эта страна сейчас явно не в состоянии встать в авангарде борьбы за мировые демократические либеральные идеи и ценности, как об этом пишет Фукуяма. Заключение Таким образом, как полагал Фукуяма, либерализм будет праздновать свою полную победу в современном мире, более того, именно западные страны во главе с США будут выступать как флагманы установления демократических и либеральных ценностей.Идеи марксизма и коммунизма Фукуямой оценивались резко отрицательно. Он считал, что в современном цивилизованном мире эти идеи не могут быть состоятельными.Достаточно точно Фукуяма смог предсказать кризисные моменты в развитии стран третьего мира, локальные конфликты, нестабильное положение в странах бывшего СССР. Но все же, беря во многие недавние события, мы должны констатировать, что ответственность за нестабильность в этих регионах лежит в том числе и на странах Запада.Фукуяма также уделял повышенное внимание исламскому фактору, а также необходимости укрепления позиций демократических государств в современном мире. Его концепция нашла отражение в активной наступательной политике западных стран, в частности, США, в санкционной политике западных держав в отношении «несогласных» и несговорчивых государств. Следует выделить некоторые критические моменты в концепции Фукуямы.Во-первых, он недооценивает роль культурных факторов в современном мире. Во-вторых, он также опускает как малосущественные и националистические факторы. И, наконец, провозглашение «конца истории» в сфере идеологий не привело к радикальному изменению соотношения авторитарных и либеральных государств.На наш взгляд, «конец истории» действительно был полон оптимистических идей, которые во многом не имели реальной оправданной основы. Также Фукуяма не предлагает в этой статье конкретных предложений по новому мироустройству, не формулирует цель либеральной внешней политики. Эти обстоятельства с неизбежностью должны были привести к появлению новых цивилизационных теорий (яркий пример – теория С. Хантингтона). Список литературыКазакевич, Л.И. Ф. Фукуяма и его концепции о конце истории и борьбе за признание /Л.И. Казакевич // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Американские идеи и концепции в гуманитарных исследованиях ученых Сибири и преподавании в средней и высшей школе». Редакционная коллегия: О.Н. Бахтина, Л.П. Дронова, В. П. Румянцев (отв. редактор). – Томск, 2007. - С. 249-250.Фукуяма, Ф. Конец истории? /Ф. Фукуяма // Вопросы философии. - 1990. - No 3. Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек. – Текст: электронный. – URL: http://lib.ru/POLITOLOG/FUKUYAMA/konec_istorii.txt (Дата обращения 20.04.2023)Фукуяма, Ф. Великий разрыв. – Текст: электронный. - URL: http://www.gumer.info/ (Дата обращения 20.04.2023)

Список литературы

1. Казакевич, Л.И. Ф. Фукуяма и его концепции о конце истории и борьбе за признание /Л.И. Казакевич // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Американские идеи и концепции в гуманитарных исследованиях ученых Сибири и преподавании в средней и высшей школе». Редакционная коллегия: О.Н. Бахтина, Л.П. Дронова, В. П. Румянцев (отв. редактор). – Томск, 2007. - С. 249-250.
2. Фукуяма, Ф. Конец истории? /Ф. Фукуяма // Вопросы философии. - 1990. - No 3.
3. Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек. – Текст: электронный. – URL: http://lib.ru/POLITOLOG/FUKUYAMA/konec_istorii.txt (Дата обращения 20.04.2023)
4. Фукуяма, Ф. Великий разрыв. – Текст: электронный. - URL: http://www.gumer.info/ (Дата обращения 20.04.2023)