Лексические особенности русских народных сказок

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Лингвистика
  • 37 37 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 12.06.2023
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Лексические особенности русских народных сказок
Введение……………………………………………………………………….….2
Глава 1. Русская народная сказка как объект лингвистического исследования……………………………………………………………………..4
1.1.Понятие, основные виды и свойства русских народных сказок……………4
1.2.Концепт в русской народной сказке как средство отражения языкового сознания народа…………………………………………………………………...9
Выводы по Главе 1……………………………………………………………….14
Глава 2. Лексические и концептуальные особенности русской народной сказки…………………………………………………………………………….15
2.1.Особенности использования лексики в русских народных сказках………15
2.2.Концепты «пространство» и «время» в русских народных сказках и их значение………………………………………………………………………….23
Выводы по Главе 2………………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………...33
Список литературы…………………………………………………………….35

Фрагмент для ознакомления

Следовательно, в русских народных сказках путь представлен как дорога, направление. Это желательный элемент для русского национального самосознания, поскольку он связан с движением, следованием из одного места в другое, что является важной частью жизни и быта народа.Средством выражения концепта «пространство» также можно назвать образ леса, который, с одной стороны, является символом кормильца, который дает людям ягоды, дрова, животных, животных, на которых охотятся; с другой стороны, он является местом опасности, где водятся хищники. В сказках лесу присущи следующие значения: множество деревьев, которые растут на большом пространстве (Блуждала красная девица по белому свету, наконец зашла в частый, дремучий лес: из-за высоких деревьев чуть-чуть небо видно); источник пропитания, хвороста, сырья (Собрались ее подружки идти в лес по ягоды; Старик ушёл в лес на работу, кот унёс ему есть, а петуха оставили стеречь дом); опасное место, которое может принести погибель (Пошлем-ка мы батрака поздно вечером в лес, скажем, что корова со стада не пришла; пускай его лютые звери съедят; Вот мужик думал, думал, взял кота, посадил в мешок, завязал и понёс в лес; Принёс и бросил его в лесу: пускай пропадает); волшебное царство, где живет нечистая сила (Зашли они в темный, дремучий лес, в том лесу стоит малая избушка на курячьей ножке и все повертывается).В русских народных сказках лес показан как преграда, испытание, а также волшебный путь, ведущий к цели. Персонажи не знают, что их ожидает в лесу и оказываются там не по доброй воле, а по необходимости и по принуждению, поскольку в лесу оказывается волшебный предмет или подсказка к спасению.На основании этого можно сделать вывод, что лес является отражением древних поверий о загадочности природы, он представляет собой место, где совершаются разные обряды, где живут разные сверхъестественные существа. С другой стороны лес показан как защитник и кормилец. Оба представления находятся в тесной связи друг с другом. Средством выражения концепта «пространство» также является образ луга. Этот образ реализуется в русских народных сказках следующим образом: как ровное пространство, которое поросло травой и цветами (Очутилась она на зеленом лугу перед крутою горой, на лугу красовались цветы разновидные, травы зеленые); место для отдыха (Захотелось ему отдохнуть, остановился он на чужом лугу, на земле царя Некрещеного Лба); территория, где находится дворец князей или царей (Пусть он поставит об одну ночь в царском заповедном лугу новый дворец); место, где обитают волшебные животные (Гуляет по лугу олень золоторогий, золотохвостый).Кроме образа луга, концепт «пространство» также может быть выражено образом молочных рек с кисельными берегами или образом чудесной реки, которая соединяет своим течением мир живых и мир мертвых. Образ этой реки нередко проявляется в русских народных сказках: по волнам такой волшебной реки персонажи уносятся в «невиданное царство, небывалое государство», черпают из нее «мертвую» и «живую» воду.Наиболее распространенным средством выражения концепта «пространство» является место – некая территория, на которой осуществляется действие в сказке. Место символизирует пространственную неопределенность, характерную для русских народных сказок, что связано с особенностью восприятия русскими пространства как чего-то широкого и бесконечного – следствие размеров страны. Понятие «место» в русских народных сказках может быть представлено лексемами царство, государство, село, деревня и т.д. Данные лексемы употребляются в сочетании с единицами, обозначающими неопределенность: в некотором царстве, в одном селе, в некотором государствеи т.д. В русских народных сказках месту присущи следующие значения: какое-либо государство (В некотором царстве, в некотором государстве жил в дремучих лесах могучий кот; Вот пришли они в иное государство; идут к царю во дворец — дядька впереди, а королевич позади; В некотором царстве, в некотором государстве); тот или иной населенный пункт – город, деревня (В некоем городе жил-был купец, у него было три сына; В некотором селе поп нанял себе батрака и послал его на сучонке пахать; В одном селе была девка); какая-либо территория (На море на океане, на острове на Буяне стояла небольшая ветхая избушка; Вышел королевич с дядькою в чистое поле. Шли они близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, и увидели колодезь; Долго ли, коротко ли — приплыл корабль в иную землю, где кошек никто и не видывал, а крыс да мышей столько было, как травы в поле);некое пространство вообще (Жил себе дед да бабка; Был себе дед и баба). В русских народных сказках есть случаи, когда концепт«пространство» выражен словом, называющим конкретную территорию: Жила-была на Руси ворона.Но даже в этом примере исследуемый концепт выражен словом, обозначающим большую, пространную территорию. Следовательно, в русских народных сказках место представлено как некая пространная территория, она является важным элементов для русского национального самосознания.Концепт «время» может быть представлен лексемами, называющими определенные времена года (Волк пошёл на реку, опустил хвост в прорубь; дело-то было зимою; От зимы лета ищу; Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы; А дело-то было зимою, и на дворе стоял трескучий мороз) либо косвенно указывающими на них (В их деревне был обычай справлять праздник Андрея Первозванного); определенное время суток (Рано утром лисичка вскочила, схватила индюшечку, ощипала её, съела и говорит; поутру рано встала, умылась, богу помолилась, всё собрала, чередом уложила, сама нарядилась, и была девка — хоть куды невеста; Старик наутро, ни свет ни заря, запряг кобылу в дровни, подвёл ко крыльцу; И день и ночь старуха ворчит, как у ней язык не заболит; С утра до вечера как заведённые гусли; Ехал ночью мужик с горшками); определенный промежуток времени (три часа уж и прошло, осталось три минуты, то, друго́, вот только одна минута); определенное количество циклов смены сезонов (Вот так-то жил солдат лет четырнадцать; на пятнадцатом году не хватило у царя казны). Однако даже если в сказках и указаны определенные промежутки времени, у читателя нет четкого представления о времени действия в той или иной сказке. Это связано с тем, что действие в сказке в сознании русского народа должно происходить как бы в любое время вне зависимости от эпохи, в которую живут люди, передающие эту сказку слушателям, к которым относятся и представители последующих поколений.Чаще всего концепт «время» представлен лексемами, которые указывают на неопределенный промежуток времени (В стары годы, в старопрежни, у одного царя было три сына; Пришло время старику помирать;В стародавние годы жили-были в одной деревне два молодых парня; Долго ли, коротко ли они ели, только старуха уронила один жёлудь в подполье; У одного царя много лет содержался мужичок руки железны, голова чугунна, сам медный, хитрец был, важный человек;Немного прошло времени — выучился королевич готовить кушанье лучше царских поваров).Следовательно, время, как и пространство, показано в русских народных сказках как нечто широкое и неопределенное, что является следствием их появления в тот далекий от современного человека период, когда люди видели мир как бы в дух ипостасях: как реальный, в котором жили, и как изображаемый, волшебный, населенный говорящими животными, добрыми и злыми духами, которые способны оказывать влияние на человеческие судьбы; эти плоскости смещались в сознании человека, а сказка начинала приобретать утилитарный характер. Как отмечал Д.С. Лихачев в книге «Поэтика древнерусской литературы», «время  в сказке последовательно движется в одном направлении и никогда не возвращается назад» [Лихачев 1971: 304]. Способы выражения концептов «пространство» и «время» в русских народных сказках представлены в Таблице 2.Таблица 2.Способы выражения концептов «пространство» и «время» в русских народных сказкахТип концепта Способы выражения ПространствоОбраз горыОбраз домаОбраз путиОбраз лесаОбраз лугаОбраз местаВремяЛексические единицы, называющие определенные времена годи или указывающие на нихЛексические единицы, называющие определенный промежуток времениЛексические единицы, называющие определенное количество циклов смены сезонов Лексические единицы, указывающие на неопределенный промежуток времениТаким образом, концепты «время» и «пространство», являясь наиболее существенными в русских народных сказках, реализуются посредством различных образов. Концепт «пространство» реализуется с помощью лексем, называющих различные природные объекты (горы, леса, реки), дорогу, путь, дом, некое неопределенное место. Концепт «время» - с помощью лексем, называющих времена года, суток, количество циклов смены сезонов, а также с помощью лексем, которые указывают на неопределенный промежуток времени.Все это подтверждает мнения фольклористов о том, что в русских народных сказках время и пространство являются настольно широкими и неопределенными, что действие в сказках словно бы разворачивается вне их. Кроме того, подобная реализация в языке фольклорного произведения данных концептов отражает особенности мировоззрения русского народа в период, когда эти произведения создавались. Для такого мировоззрения характерно, в силу размеров территории проживания, видение пространства как чего-то широкого, а видение времени, в силу мифологического мышления, как чего-то неопределенного.Выводы по Главе 2В Главе 2 настоящей курсовой работе рассмотрены особенности использования лексики в русских народных сказках; а также концепты значение концептов «пространство» и «время» в них. На основании этого были сделаны следующие выводы:1.Русские народные сказки обладают рядом лексических особенностей, включающих использование слов и выражений, связанных с перемещением и пространством, употребление уменьшительно-ласкательных форм и разговорной лексики, а также повторов, тавтологий, рифм и слов с схожими конечными частями, антонимов и числительных со священным значением. Эти особенности отражают языковое сознание народа и его культурные традиции.2.Эти лексические единицы являются свидетельством устного происхождения сказок, указывают на примерное время создания каждой сказки и контекст ее возникновения. Они делают текст более доступным для слушателей и помогают им глубже погрузиться в сюжет. Кроме того, они делают текст более мелодичным и приближают его к народной песне, а также помогают передать сказочные конфликты и особенности персонажей.3.Концепты "время" и "пространство" играют важную роль в русских народных сказках и реализуются через различные образы. Концепт "пространство" проявляется в лексических единицах, описывающих природные объекты (горы, леса, реки), дороги, пути, дома и неопределенные места. Концепт "время" выражается через лексические единицы, связанные с временами года, суток, количеством циклов смены сезонов и неопределенными промежутками времени. Это подтверждает мнение фольклористов о том, что время и пространство в русских народных сказках настолько широкие и неопределенные, что действие сказок кажется происходящим вне их рамок. Такое использование языка отражает мировоззрение русского народа в период создания этих произведений и свидетельствует о его видении пространства как чего-то широкого и времени как чего-то неопределенного из-за мифологического мышления и размеров территории проживания.ЗаключениеВ соответствии с целью и задачами исследования в настоящей курсовой работе рассмотрены лексические особенности русских народных сказок; перечислены основные виды и свойства русских народных сказок; рассмотрено понятие «концепт» как средство отражения языкового сознания народа; особенности использования лексики в русских народных сказках; а также концепты значение концептов «пространство» и «время» в них. На основании этого был сделан ряд выводов: 1.Сказки играют важную роль в жизни народа, отражая его мировоззрение, ценности и этические взгляды. Они имеют определенную структуру, состоящую из зачинa, основной части (или развития действия) и концовки, которые выражаются в напряженных предложениях. Классификация сказок осуществляется на различных основаниях, но в данной работе будет использоваться традиционная классификация фольклористов, которая разделяет сказки на сказки о животных, волшебные сказки и бытовые сказки.2. Концепт, присутствующий в народной сказке, может отражать языковое сознание и культурные особенности народа. Он может проявляться в различных аспектах и быть связан с разными языковыми единицами, такими как лексемы или фразеологизмы. Концепт является выражением ценностей и представлений народа о мире вокруг него.3. Русские народные сказки характеризуются использованием определенной лексики, связанной с пространством и перемещением в нем, а также употреблением уменьшительно-ласкательных слов и выражений, а также слов и фраз, имеющих разговорный или просторечный характер. В сказках также присутствуют повторы, тавтологии, рифмы, слова с похожими окончаниями, числительные с особым значением и антонимы. Все эти лексические особенности отражают мироощущение народа и его культурные особенности.4. В русских народных сказках концепты «время» и «пространство» играют ключевую роль и выражаются через различные образы. Концепт «пространство» отражается в лексике, которая описывает природные объекты (горы, леса, реки), дорогу, путь, дом, а также неопределенные места. Концепт «время» выражается через лексику, описывающую времена года, сутки, цикличность смены сезонов, а также неопределенные периоды времени. Фольклористы отмечают, что в русских народных сказках время и пространство настолько широкие и неопределенные, что действие словно происходит за их пределами. Такая лексическая реализация данных концептов отражает особенности мировоззрения русского народа на тот период, когда сказки были созданы: из-за большой территории проживания народ видел пространство как нечто широкое, а время - как неопределенное, благодаря мифологическому мышлению.Список литературыАфанасьев А.Н. Древо жизни. – М: Современник, 1982. – 464 с.Афанасьев А.Н. Народные русские сказки [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikisource.org/wiki (дата обращения: 19.04.2023).Афанасьев А.Н. Народ-художник: миф, фольклор, литература. – М.: Советская Россия, 1986. – 366 с.Баркова К.В. Способы вербализации концепта «пространство» в русских народных сказках (на материале сборника А.Н. Афанасьева) [Электронный ресурс]. – URL: https://ksu.edu.ru/conf-dnorl/conferences/2009/2009_07_10_barkova_kv.pdf (дата обращения: 19.04.2023).Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. – URL: https://old.bigenc.ru/literature/text/3667315 (дата обращения: 19.04.2023).Былкова С.В. Из истории происхождения отечественных имён собственных / С. В. Былкова, В. А. Крат, Ю. Н. Носова// Современная филология : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). – Уфа: Лето, 2015. – С. 28-31. – URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/137/7425/ (дата обращения: 21.04.2023).Газаднов Г. Собрание сочинений в пяти томах. – Т.3. – М.: Эллис лак, 2009. – 737 с.Гуаньшуан В. Анализ фольклора. – М.: Издательство надежды, 2013. – 400 с.Зыкова Е.В. Концепты «добро» и «зло» в культурном аспекте (на материале русских и английских народных сказок) // Славянские чтения -9: Сборник статей международной научно-практической конференции.– Омск: ООО «Полиграфический центр КАН», 2014. – С. 155-159.Лаухина С.С. Репрезентация концептов русской народной сказки фразеологическими единицами, отражающими специфику национальной культуры / С.С. Лаухина, Е.В. Зыкова // Славянские чтения: Сборник статей международной научно-практической конференции. – Омск: ООО «Полиграфический центр КАН», 2014. – С. 66-70.Левина М.А. Термин, понятие и концепт // Приволжский научный вестник. – 2014. – №6 (34). – С. 106-108.Ли И. Концепты в русских народных сказках как отражение языкового сознания // Экология языка и речи. – Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2019. – С.275-279.Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. – М.: Academia, 1997. – С. 280-287. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – Л.: Художественная литература, 1971. – 416 с.Пропп В.Я. Морфология сказки. – М.: Лабиринт, 2000. – 336 с.Ручина Л.И. Изучение концептов в русской народной сказке (лингвистический аспект) / Л.И. Ручина, Т.М. Горшкова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2003. – №1. –124-130.Самситова Л.Х. Культурные концепты и их реализация в сказочном тексте (на материале башкирских сказок о животных) // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2011. – №4. – С. 103-110.Суслов А.А. Концепты пространства и времени в русской сказке (философско-культурологических подход). Автореф. дис. …канд. филос. наук. – Томск, 2016. – 28 с.Хроленко А.Т.Основы лингвокультурологии: учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 181 с.Чжан Ц. Репрезентация и содержание концепта «вода» в фольклоре (на примере русских народных сказок А.Н. Афанасьева) // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. – 2022. – №4 (47). – С. 95-101.Ци С. Концепт «красота» в русских и китайских народных сказках // Молодежь XXIвека шаг в будущее: материалы XVIII региональной научно-практической конференции.– Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2017. – С.207-208.

Список литературы
1. Афанасьев А.Н. Древо жизни. – М: Современник, 1982. – 464 с.
2. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikisource.org/wiki (дата обращения: 19.04.2023).
3. Афанасьев А.Н. Народ-художник: миф, фольклор, литература. – М.: Советская Россия, 1986. – 366 с.
4. Баркова К.В. Способы вербализации концепта «пространство» в русских народных сказках (на материале сборника А.Н. Афанасьева) [Электронный ресурс]. – URL: https://ksu.edu.ru/conf-dnorl/conferences/2009/2009_07_10_barkova_kv.pdf (дата обращения: 19.04.2023).
5. Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. – URL: https://old.bigenc.ru/literature/text/3667315 (дата обращения: 19.04.2023).
6. Былкова С.В. Из истории происхождения отечественных имён собственных / С. В. Былкова, В. А. Крат, Ю. Н. Носова // Современная филология : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). – Уфа: Лето, 2015. – С. 28-31. – URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/137/7425/ (дата обращения: 21.04.2023).
7. Газаднов Г. Собрание сочинений в пяти томах. – Т.3. – М.: Эллис лак, 2009. – 737 с.
8. Гуаньшуан В. Анализ фольклора. – М.: Издательство надежды, 2013. – 400 с.
9. Зыкова Е.В. Концепты «добро» и «зло» в культурном аспекте (на материале русских и английских народных сказок) // Славянские чтения -9: Сборник статей международной научно-практической конференции. – Омск: ООО «Полиграфический центр КАН», 2014. – С. 155-159.
10. Лаухина С.С. Репрезентация концептов русской народной сказки фразеологическими единицами, отражающими специфику национальной культуры / С.С. Лаухина, Е.В. Зыкова // Славянские чтения: Сборник статей международной научно-практической конференции. – Омск: ООО «Полиграфический центр КАН», 2014. – С. 66-70.
11. Левина М.А. Термин, понятие и концепт // Приволжский научный вестник. – 2014. – №6 (34). – С. 106-108.
12. Ли И. Концепты в русских народных сказках как отражение языкового сознания // Экология языка и речи. – Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2019. – С.275-279.
13. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. – М.: Academia, 1997. – С. 280-287.
14. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – Л.: Художественная литература, 1971. – 416 с.
15. Пропп В.Я. Морфология сказки. – М.: Лабиринт, 2000. – 336 с.
16. Ручина Л.И. Изучение концептов в русской народной сказке (лингвистический аспект) / Л.И. Ручина, Т.М. Горшкова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2003. – №1. – 124-130.
17. Самситова Л.Х. Культурные концепты и их реализация в сказочном тексте (на материале башкирских сказок о животных) // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2011. – №4. – С. 103-110.
18. Суслов А.А. Концепты пространства и времени в русской сказке (философско-культурологических подход). Автореф. дис. …канд. филос. наук. – Томск, 2016. – 28 с.
19. Хроленко А.Т. Основы лингвокультурологии: учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 181 с.
20. Чжан Ц. Репрезентация и содержание концепта «вода» в фольклоре (на примере русских народных сказок А.Н. Афанасьева) // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. – 2022. – №4 (47). – С. 95-101.
21. Ци С. Концепт «красота» в русских и китайских народных сказках // Молодежь XXI века шаг в будущее: материалы XVIII региональной научно-практической конференции. – Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2017. – С.207-208.