Содержание и приоритеты экономической политики региона

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Управление
  • 46 46 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 24.05.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
РЕГИОНА ................................................................................................................ 6
1.1 Экономическая региональная политика: понятие, сущность и
содержание............................................................................................................ 6
1.2 Особенности реализации и регулирования региональной экономической
политики на уровне субъектов РФ................................................................... 10
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ.................................................................. 14
2.1 Характеристика социально-экономического развития Республики Крым
.............................................................................................................................. 14
2.2 Анализ региональной экономической политики в Республике Крым и
выявление ключевых проблем.......................................................................... 20
3. ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКИ КРЫМ .............................................................. 24
3.1 Основные проблемы реализации экономической политики в Республики
Крым.................................................................................................................... 24
3.2 Приоритетные направления экономического развития Республики Крым
.............................................................................................................................. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................................. 38
ПРИЛОЖЕНИЯ..................................................................................................... 41
Фрагмент для ознакомления

В первую очередь это касается инвестиций. На базе уже существующих программ, представленных рисунком 10, необходимо разработать новые, которые помогут наиболее упростить деятельность инвестиционного процесса.Рисунок 10. – Государственные программы Республики КрымТак же организационно-управленческая деятельность «принесет свои плоды». Необходимо проводить политику по привлечению инвесторов в регион. Этому могут способствовать различные выставки, форумы, а так же разработка определенных мероприятий по поддержке со стороны государственных институтов.Далее необходимо заострить внимание на информационном сопровождении в данной сфере. Сюда можно отнести различные сотрудничества со СМИ, информированность через сайты государственных органов и т.д.И наконец, нельзя обойти ключевой вопрос, связанный с воздействием на политику и экономику Крыма санкций, принятых рядом Западных стран. Сюда относятся ограничения в импорте товаров, произведенных регионом, международные инвестиции, работа международных банков, транспортная логистика и многое другое. Многие подобные задачи сегодня решаемы благодаря эффективному подходу со стороны региональных властей при поддержке федерального центра. Уже достигнута энергетическая и транспортная независимость региона.Экономика Республики Крым характеризуется высоким отраслевым потенциалом и требует реформирования в отдельных сферах для повышения конкурентоспособности и стабильного темпа роста.Сельское хозяйство.Позитивные изменения в сельскохозяйственном производстве полуострова не смогли решить основную, по нашему мнению, проблему – отсутствие социальных стандартов, норм проживания и труда сельского населения, а также в целом проблему социально-экономического развития сельских территорий.Несомненно, требуется возродить социальную сферу села и сельских поселений, обеспечивая продовольственную безопасность населения и рекреантов и повышая экспортный потенциал традиционных отраслей, для развития высококачественного сельскохозяйственного производства на базе современных экологически чистых технологи.Для решения данных проблем в Республике Крым разработана «Стратегия развития социального и экономического развития» [6], позволяющая учитывать факторы размещения предприятий в регионе. Одним из главных факторов является ориентация агропромышленного комплекса Крыма на полное использование уникального биоклиматического потенциала региона с конкретными почвенно-климатическими зонами и территориями «природных ниш». Следовательно, с учетом природных факторов, первоочередной необходимостью выступает развитие таких сельскохозяйственных отраслей, как виноградарство, виноделие, скотоводство, плодоводство, эфиромасличное производство, табаководство, пчеловодство и др.С целью наращивания объектов производства в процессе восстановления деятельности модернизация оборудования, снижение себестоимости продукции и трудозатрат становятся наиболее приоритетными вопросами для предприятий.Следующим важным фактором, воздействующим на развитие АПК Крыма и установление приоритетов в отраслях, является социально-экономический статус региона, в котором он функционирует. Природно-климатические условиям Республики Крым определяют его как особый регион евроазиатского континента. Сочетание морского, горнолесного и степного климата, наличие рапных озер, лечебных грязей и минеральных вод формирует уникальные бальнеоклиматические условия, благотворно влияющие на организм человека. Благодаря этим свойствам Крым имеет все возможности стать главной рекреационной зоной восточно-европейского и североазиатского регионов с уникальной и наиболее экономически эффективной отраслью. Имеющиеся прогнозы специалистов показывают, что Крым ежегодно может принимать до 10 млн. человек на отдых и лечение, соответственно, при оптимизации социальных, экономических, политических условий. Несомненно, рекреационная отрасль будет развита в полном объеме при соответствующем курортном и южном питании на основе экологически чистых и диетических продуктов – мяса, молока, яиц, кумыса, меда, рыбы, овощей, фруктов, винограда и т.д. Учитывая плохо транспортабельные качества, целесообразным будет производить данные продукты в Крыму, что подтвердит их уникальные качества. К числу вышеизложенных приоритетных отраслей следует отнести молочное скотоводство и яичное птицеводствоИнвестиции.На сегодняшний день оценить инвестиционную привлекательность республики можно как умеренную (2 уровень).Нужны эффективные инвестиционные программы для привлечения средств на нужды социального и экономического развития региона - это может гарантировать финансовую безопасность для республики. Ключевой сферой для инвестиционных вложений может являться инновационная область, которая будет проявляться в развитии управленческой деятельности, сфере услуг, сфере технологий и т.д.Важным аспектом является инвестиционная привлекательность Крыма. С помощью нее определяется перспектива вклада финансовых средств в полуостров со стороны инвесторов. Плюсом, для исследуемого региона, в данной сфере будет являться создание благоприятного инвестиционного имиджа.Факторы, которые влияют на инвестиционную привлекательность можно делить по различным параметрам. На данный момент в ходе исследования рассмотрены положительные и отрицательные факторы инвестиционной привлекательности Крыма, приложение 5.Для успешного инновационного развития необходимо осуществлять освоение передовых технологий, развивать научно-технического потенциала, создавать и реализовывать инновационные проекты.Развитие туристической области полуострова.Несмотря на крайне неблагоприятные внешние факторы, российские граждане сохраняют свои стремления к организации досуга, отдыха, к разнообразию интересов в сфере курорта и туризма. Санкции и ограничения актуализировали возможности внутреннего курорта и туризма, поиска «новых окон», новых компетенций в этой сфере.Важным аспектом в данной области является создание взаимодействия между всеми отраслями, существующими в туристической сфере Крыма. То есть создание некого межотраслевого комплекса. Туристическая отрасль на полуострове должна предлагать отдыхающим доступные и качественные услуги, которые в свою очередь будут конкурентоспособными.Являясь одним из крупнейших курортных комплексов, полуостров все же на сегодняшний день не раскрывает полностью свой потенциал. Сфера туризма в Крыму должна иметь достаточный уровень диверсификации, для положительной динамики развития.Довольно перспективным направлением является санаторно-курортное лечение. Оно требует дальнейшего обновления и развития.Главная проблема – отсутствие взаимодействия между всеми участниками данной области, к ним относятся: государственные органы, туристические компании, общественные организации и т. д.Ключевая цель взаимодействия должна заключаться в эффективном функционировании и дальнейшем прогрессе. Для начала мероприятия могут быть направлены на крупную информационную компанию и переустройство инфраструктуры.Стабильность развития туризма в регионе зависит от формирования благоприятного имиджа Крыма. То есть определяющими должны быть такие показатели, как безопасность, доступность, качество. Таким образом, сформируется устойчивый бренд республики, как туристического объекта.Можно сделать вывод, что привлекательность данного туристического направления должна соответствовать потоку туристов и развитию инфраструктуры.ЗАКЛЮЧЕНИЕРеализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей. Цели экономической политики определяются состоянием экономики страны в данный момент, а именно: обеспечение стабильного роста национальной экономики; поддержание эффективного размера занятости; стабилизация уровня цен, борьба с инфляцией; охрана окружающей среды и природных ресурсов; обеспечение сбалансированного внешнеторгового баланса.Подводя итог по проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы: На  современном этапе главной задачей  экономической политики регионов и государства в целом становится обеспечение конкурентных преимуществ национальной экономики  на мировых рынках. Это достигается:путем создания наиболее благоприятных условий для предпринимательства, развития конкурентной рыночной среды. путем поддержания конкурентоспособности  в тех сферах, где эти преимущества по тем или иным причинам не могут  быть реализованы при посредстве только механизма свободного рынка. Для выполнения этой задачи используется комплекс мер экономической политики: бюджетно-финансовой, кредитно-денежной, антимонопольной, научно-технической, инновационной, экологической и  др.Анализ экономики и уровня жизни в Республике Крым говорит о том, что в настоящее время социально-экономические показатели крымского региона находятся на уровне ниже среднего в сравнении с другими регионами РФ. Сюда относятся: ВРП на душу населения, объем инвестиций в основной капитал, оборот продукции в малом бизнесе, объем внешней торговли на душу населения. По рейтингу социально- экономического развития Республика Крым находился в 2022 году на 45 месте среди остальных регионов РФ. За период 2016-2021 гг. В ходе исследования в рамках данной выпускной квалификационной работы были выявлены следующие ключевые проблемы экономической политики региона:необеспеченность в полной мере полуострова газом, электроэнергией, водой;внешняя изолированность региона;негативное влияние санкций и нестабильность внешней экономической ситуации;угрозы инвестиционной привлекательности полуострова: обострение внешней политической и экономической ситуации, угроза военного конфликта, сокращение инвестиций в связи с внутренним дефицитом государственного бюджета.нормативно-правовая база в сфере регулирования предпринимательской деятельности в регионе - не достаточно адаптирована и доработана;низкие темпы развития сельского хозяйства, в том числе отсутствие экономического интереса в проживании и работе в сельской местности;безработица;низкий уровень заработной платы.На основании выявленных проблем были определены основные приоритетные направления экономического развития Республики КрымРазвитие малого и среднего предпринимательства в Республике Крым. Этому способствуют меры поддержки, которые оказываются федеральными и республиканскими органами власти: льготное финансирование, грантовая поддержка и многие другие видыРегиональная программа Республики Крым снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума Постановление Совета министров Республики Крым от 29 декабря 2020 года № 893 «Об утверждении Региональной программы Республики Крым снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума».Срок реализации Региональной программы: 2020 - 2030 годы.Возрождение социальной сферы села и сельских поселений, обеспечивая продовольственную безопасность населения и рекреантов и повышая экспортный потенциал традиционных отраслей, для развития высококачественного сельскохозяйственного производства на базе современных экологически чистых технологиВ настоящее время необходимо увеличение инвестиций в регион с учетом цифровых решений и законодательного регулирования. Для успешного инновационного развития необходимо осуществлять освоение передовых технологий, развивать научно-технического потенциала, создавать и реализовывать инновационные проекты.Так же важным аспектом является развитие туристической области на полуострове. Особенно приоритетным направлением сегодня является санаторно-курортное лечение.Таким образом, комплексные меры по совершенствованию экономической политики Крыма приведут к значительному экономическому подъему, повышению конкурентоспособности региона и , соответственно, к повышению уровня жизни населения полуострова.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 05.06.2021)Указ Президента РФ от 16.01.2017 № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года»Cтратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года. URL: https://rk.gov.ru/rus/file/pub/ pub_322716.pdf/ (дата обращения: 09.01.2020).О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя: Федер. закон Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 377-ФЗ. URL: http://www.rg.ru/2014/12/03/krym-dok.html (дата обращения: 14.12.2019).Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/edinyi-plan-po-dostizheniiu-natsionalnykh-tselei-razvitijarossiiskoi-federatsii/ (дата обращения: 14.02.2021)Асланова С. Х. Современные проблемы социальной политики государства и пути их совершенствования // Молодой ученый. — 2021. — №9. — С. 511-514.Боровская Л. В. Проблемы и пути оптимизации социально-экономического развития Республики Крым / Л. В. Боровская, В. Д. Мельник // Sciencetime. — 2016. — № 4 (28). — С. 120-133.Воейков М., Анисимова Г. Социальный контекст экономического неравенства в России // Общество и экономика. 2017. № 10. C. 95–117.Джамалудинова М. Ю. Особенности управления экономикой на региональном уровне // Индустриальная экономика. — 2021. — № 3. — Т. 1. — С. 12–16.Климанов В.В. Анализ исполнения в регионах переданных обязательств Российской Федерации //Государственный аудит. Право. Экономика. 2014, № 2. С. 62 – 72.Красников, А. С. Особенности государственного регулирования экономического развития регионов / А. С. Красников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 27 (422). — С. 124-125. — URL: https://moluch.ru/archive/422/93918/ (дата обращения: 17.04.2023).Маслюков, С. А. Современная модель государственного управления в Республике Крым: основные проблемы и пути их устранения / С. А. Маслюков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 10 (405). — С. 40-44. — URL: https://moluch.ru/archive/405/89388/ (дата обращения: 05.02.2023 Примышев И. Н. Инвестиционная привлекательность Республики Крым и ее оценка // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2020. Т. 5, № 4. С. 113– 121. DOI: 10.25206/2542-0488-2020-5-4-113-121.— № 2. — С. 69-78Сохтаев М. К. Пути развития экономики Республики Крым / М. К. Сохтаев, Д. М. Амет-устаева // Российское предпринимательство. — 2017. — Т. 18, № 19. — С. 2811-2822.Угрюмова А.А., Региональная экономика и управление: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. А. Угрюмова, Е. В. Ерохина, М. В. Савельева. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 477 с.Ушакова Е.В. Анализ социально-экономического развития Республики Крым на современном этапе // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/11/99148 (дата обращения: 23.01.2023).Черемисина С. Г. Экономика АПК Крыма: реалии, проблемы и перспективы самодостаточного развития / С. Г. Черемисина, В. В. Трофимова. — Симферополь : Крым.ин-т бизнеса, 2017. — 227 с.Официальный сайт Росстата. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // www.gks.ru.Официальный сайт Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс] – URL: http://economy.gov.ruОфициальный сайт Федеральной налоговой службы РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ruОфициальный сайт Открытого бюджета Республики Крым [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://budget.rk.ifinmon.ru/byudzhet-dlya-grazhdan/byudzhet-respubliki-krym/dokhody-byudzhetaОфициальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://crimea.gks.ru/Социально-экономическое положение Южного федерального округа в январе-декабре 2019 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: rostov.gks.ru/storage/mediabank/short_2018_4.pdfРейтинг социально-экономического положения регионов Сетевое издание РИА Новости.  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/20220516/ekonomika-1788413061.htmlПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Классификацияинструментов региональной политики в РФПриложение 2Макроэкономические тенденции развития Республики Крым за период 2019-2022 гг.ПоказательТемп прироста/снижения, %2018201920202021Валовый региональный продукт105,1109,4100,8106,4Индекс промышленного производства109,5117,4101,1108,4Индекс сельскохозяйственного производства88,9118,785,0119,3Индекс выполненных строительных работ241,478,590,072Индекс розничного товарооборота109,5101,994,6108,4Инвестиции в основной капитал134,473,188,299,0Налоговые поступления в бюджет105,3107,6109,3105,2Уровень заработной платы105,9104,299,0101,0Уровень инфляции101,4102,6Уровень зарегистрированной безработицы0,60,65,21,1Приложение 3Факторы и причины бедности граждан и семей в Республике КрымПриложение 4Угрозы экономической безопасности Республики КрымПриложение 5Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность Республики Крым

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе
общероссийского голосования 01.07.2020) (Электронный ресурс) – Режим
доступа: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 05.06.2021)
2. Указ Президента РФ от 16.01.2017 № 13 «Об утверждении Основ
государственной политики регионального развития Российской Федерации
на период до 2025 года»
3. Cтратегия социально-экономического развития Республики Крым
до 2030 года. URL: https://rk.gov.ru/rus/file/pub/ pub_322716.pdf/ (дата
обращения: 09.01.2020).
4. О развитии Крымского федерального округа и свободной
экономической зоне на территориях Республики Крым и города
федерального значения Севастополя: Федер. закон Российской Федерации от
29 ноября 2014 г. № 377-ФЗ. URL: http://www.rg.ru/2014/12/03/krym-dok.html
(дата обращения: 14.12.2019).
5. Единый план по достижению национальных целей развития
Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс] -
Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/edinyi-plan-po-dostizheniiunatsionalnykh-tselei-razvitijarossiiskoi-federatsii/ (дата обращения: 14.02.2021)
6. Асланова С. Х. Современные проблемы социальной политики
государства и пути их совершенствования // Молодой ученый. — 2021. —
№9. — С. 511-514.
7. Боровская Л. В. Проблемы и пути оптимизации социальноэкономического развития Республики Крым / Л. В. Боровская, В. Д. Мельник
// Science time. — 2016. — № 4 (28). — С. 120-133.
8. Воейков М., Анисимова Г. Социальный контекст экономического
неравенства в России // Общество и экономика. 2017. № 10. C. 95–117.
39
9. Джамалудинова М. Ю. Особенности управления экономикой на
региональном уровне // Индустриальная экономика. — 2021. — № 3. — Т. 1.
— С. 12–16.
10. Климанов В.В. Анализ исполнения в регионах переданных
обязательств Российской Федерации //Государственный аудит. Право.
Экономика. 2014, № 2. С. 62 – 72.
11. Красников, А. С. Особенности государственного регулирования
экономического развития регионов / А. С. Красников. — Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 27 (422). — С. 124-125.
— URL: https://moluch.ru/archive/422/93918/ (дата обращения: 17.04.2023).
12. Маслюков, С. А. Современная модель государственного
управления в Республике Крым: основные проблемы и пути их устранения /
С. А. Маслюков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022.
— № 10 (405). — С. 40-44. — URL: https://moluch.ru/archive/405/89388/ (дата
обращения: 05.02.2023
13. Примышев И. Н. Инвестиционная привлекательность Республики
Крым и ее оценка // Омский научный вестник. Сер. Общество. История.
Современность. 2020. Т. 5, № 4. С. 113– 121. DOI: 10.25206/2542-0488-2020-
5-4-113-121.— № 2. — С. 69-78
14. Сохтаев М. К. Пути развития экономики Республики Крым / М. К.
Сохтаев, Д. М. Амет-устаева // Российское предпринимательство. — 2017. —
Т. 18, № 19. — С. 2811-2822.
15. Угрюмова А.А., Региональная экономика и управление: учебник и
практикум для бакалавриата и магистратуры / А. А. Угрюмова, Е. В.
Ерохина, М. В. Савельева. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2018. —
477 с.
16. Ушакова Е.В. Анализ социально-экономического развития
Республики Крым на современном этапе // Современные научные
исследования и инновации. 2022. № 11 [Электронный ресурс]. URL:
https://web.snauka.ru/issues/2022/11/99148 (дата обращения: 23.01.2023).
40
17. Черемисина С. Г. Экономика АПК Крыма: реалии, проблемы и
перспективы самодостаточного развития / С. Г. Черемисина, В. В.
Трофимова. — Симферополь : Крым. ин-т бизнеса, 2017. — 227 с.
18. Официальный сайт Росстата. [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: // www.gks.ru.
19. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ
[Электронный ресурс] – URL: http://economy.gov.ru
20. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru
21. Официальный сайт Открытого бюджета Республики Крым
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://budget.rk.ifinmon.ru/byudzhetdlya-grazhdan/byudzhet-respubliki-krym/dokhody-byudzheta
22. Официальный сайт Управления Федеральной службы
государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://crimea.gks.ru/
23. Социально-экономическое положение Южного федерального
округа в январе-декабре 2019 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
rostov.gks.ru/storage/mediabank/short_2018_4.pdf
24. Рейтинг социально-экономического положения регионов Сетевое
издание РИА Новости. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://ria.ru/20220516/ekonomika-1788413061.html