Коррекция звукопроизношения при разных видах дислалии у дошкольников в условиях ДОУ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 43 43 страницы
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 19.06.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения, диагностики и коррекции дислалии у детей 6
1.1. Анализ научно-методических подходов к изучению и классификации с дислалических расстройств у детей 6
1.2. Особенности формирования звукопроизношения у детей в норме 11
1.3. Особенности нарушения звукопроизношения у детей с дислалией 15
1.4. Использование технологий Монтессори для коррекции звукопроизношения у дошкольников с дислалией 17
Глава 2. Организация методы и результаты экспериментального исследования звукопроизношения у детей с дислалией 21
2.1. Организация экспериментального исследования 22
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования 23
2.3. Направления коррекционной работы с использованием технологий Монтессори 27
Заключение 28
Список литературы 35
Приложение 38



Фрагмент для ознакомления

Анализ специальной литературы и полученные в ходе эксперимента данные позволили определить основные этапы и направления логопедической работы по коррекции звукопроизношения с детьми данной группы. Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения проводится с учетом основных положенийЕ.Ф, Рау, В.И. Рожденственской,Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой и включает несколько этапов [15, 16, 19, 21].Первый этап – подготовительный, направлен на нормализацию моторики артикуляционного аппарата и речевого дыхания.Нормализация моторики артикуляционного аппарата проводится на основе артикуляционной гимнастики. Артикуляционные упражнения направлены на увеличение объема движений, выработку точных, ритмичных движений, способствуют формированию переключаемости движений.Нормализация речевого дыхания проводится с помощью дыхательной гимнастики, упражнений, направленных на выработку длительного, плавного выдоха.Включение элементов Монтессори-технологий на данном этапе предполагает использование следующих упражнений:1. «Задуй свечу»Цель: выработка сильной воздушной струи.Инструкции: подуй на свечи, так сильно, чтобы они погасли.2. «Надуй шарик»Цель: развитие длительности правильного выдоха.Инструкция: надуй шарик.3. «Шторм»Цель: формирование направленной сильной воздушной струи.Инструкция: сильно подуй через трубочку в стакан с водой, чтобы появились волны.4. «Покатай бусинку»Цель: формирование подвижности языка (вправа-влево).Инструкция: язычком перекатывай бусинки из стороны в сторону.5. «Попробуй»Цель: развитие подвижности артикуляционной, мимической мускулатуры.Инструкция: определи, что ты жуешь.6. «Сладко-кисло»Цель: формирование подъема языка, развитие сенсорных ощущений.Инструкция: дотянись языком до верхней губы и определи сладкое или кислое варенье.Второй этап – выработка произносительных умений и навыков – направлен на: формирование основных артикуляционных укладов, подготовку артикуляционного аппарата к постановке звуков;развитие фонематического восприятия; постановкузвуков, их автоматизация и дифференциацию.Формирование основных артикуляционных укладов проводится на основе комплексов артикуляционных упражнений, с помощью которых отрабатываются серии последовательных движений с опорой на кинестетический, зрительный, слуховой анализатор.Работа по развитию фонематического восприятия включает в себя шесть этапов и направлена на узнавание неречевых звуков, различение высоты, силы, тембра голоса, различение слов, близких по звуковому составу, дифференциацию слогов, звуков, развитие навыков звукового анализа.Постановка звуков осуществляется по подражанию, с механической помощью, смешанным способом.Автоматизация поставленных звуков проводится с постепенным усложнением речевого материала. Сначала звук закрепляется в изолированном произношении, затем в слогах, в словах, предложениях и текстах. При этом закреплении звуков сначала проводится с опорой на образец, в отраженной речи, затем с опорой на наглядность.Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, что и автоматизация с постепенным усложнением речевого материала.Монтессори-технология предполагает следующие задания на данном этапе:1. «Сыпется песочек»Цель: вызывание звука [с].Инструкция: пересыпай песочек и подражай звуку: с-с-с-с-с.2. «Шуршики»Цель: вызывание звука [ш].Инструкция: выбери шуршащие предметы и воспроизведи, как они шуршат: ш-ш-ш-ш-ш.3. «Забьем гвоздик»Цель: формирование сильной воздушной струи, точных движений языка, дифференциации звуковИнструкция: возьми большой молоток и будем забивать гвоздики, проговаривая д-д-д; а теперь маленький молоточек д-д-д.4. «Слушаем музыку»,«Что звучит громко-тихо», «Сенсорные коробочки»Цель: развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков Инструкция: послушай и определи, что ты слышишь.5. «Найди нужный предмет»Цель: автоматизация звука в слове.Инструкция: давай подойдем к столу с инструментами и найдем предмет, в названии которого есть звук [л] или [с].6. «Наведи порядок»Цель: дифференциация звуков [л], [р]в слове.Инструкция: надо навести порядок на столе, давай разложим предметы в ящички. В одном – все предметы со звуком [л], в другом [р].7. «Магазин»Цель: дифференциация звуков [с], [ц] в словах в разной позиции.Инструкция: мы идем с тобой в магазин «Овощи-фрукты». Выбери овощи со звуком [ц] и фрукты со звуком [с]. Муляжи: салат, слива, персик, абрикос, капуста, редис, огурец, перец.Третий этап направлен на выработку коммуникативных умений и навыков и предполагает закрепление приобретенных навыков в свободной речи. Реализация данного направления осуществляется с помощью таких методов и приемов, как заучивание стихов, составление рассказов по картине, серии сюжетных картин, пересказ сказок и рассказов.Таким образом, организация и проведение констатирующего эксперимента позволили определить особенности компонентов речи, участвующих в становлении звукопроизношения у дошкольников. У детей были выявлены следующие виды дислалии: артикуляторно-фонетическая, артикуляторно-фонематическая, акустико-артикуляторная.Данные результаты позволили спланироватькоррекционные мероприятия. Так для детей с артикуляторно-фонетической дислалией достаточно провести работу по подготовке артикуляционного, дыхательного аппарата, постановке и автоматизации звуков.С детьми с артикуляторно-фонематической дислалией следует проводит весь описанный выше поэтапный комплекс логопедических мероприятий, которые включает: подготовительный этап, постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков, контроль за речью.Для детей с акустико-фонематической дислалией уже на подготовительном этапе вводятся задания, направленные на развитие фонематического восприятия и звукового анализа с опорой на правильно произносимые звуки.ЗаключениеАнализ теоретических и практических данных в области исследуемой темы позволил расширить знания о речевом нарушении – дислалия. Дислалия рассматривается как нарушение звукопроизношения у детей при сохранном слухе и сохранной иннервации органов речевого аппарата.Изучение речевого развития ребенка в онтогенезе выявил его зависимость от состояния эмоционально-выразительных, коммуникативно-познавательных средств. Полноценное развитие всех сторон речи ребенка связано со своевременным формированием доречевых и речевых этапов.Становление артикуляционной базы камнем в онтогенезе происходит в определенной последовательности и к пяти сознательное годам достигает своего развития. Правильное звукопроизношение обусловлено развитостью артикуляционного аппарата, а также сформированностью фонематических процессов, в первую очередь слухового восприятия.Дети с дислалией имеют развитые в соответствии с возрастом психические процессы, в то время как звукопроизношение характеризуется определенными особенностями, которые реализуются в отсутствии звука или замене и искажении произношения одного звука или групп звуков. Данное исследование ставило своей целью организацию изучения звукопроизношения и определение видов дислалии у детей старшего дошкольного возраста. Для реализации данной цели была составлении методика экспериментального исследования артикуляционной моторики, звукопроизношения, фонематического восприятия, разработанная на основе методики Г.А. Волковой. По результатам проведенного эксперимента были выявлены нарушения звукопроизношения всех групп звуков, чаще отмечались замены, что связано с нарушениями фонематических процессов у детей с дислалией. Выявленные особенности способствовалиопределению видов дислалий у детей старшего дошкольного возраста: преобладание артикуляторно-фонематической формы дислалии и полиморфной дислалии у данной категории детей.Полученные экспериментальные данные, а также изучение Монтессори-педагогики позволили определить основные направления коррекционной работы по развитию звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией. Список литературыВолкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие.Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2008. 144 с.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2007. 470 с. Детский сад по системе Монтессори: примерная основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Е.А Хилтунен. Москва: Изд-во «Национальное образование», 2014. 186 с.Ефименкова Л.Н. Организация и методы работы коррекционной работы логопеда: Пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. Москва : Просвещение, 2005. 92 с.Жукова Н.С. Преодоление задержки речевого развития / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Москва : Просвещение, 2003. 211 с.Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: ВЛАДОС, 2003. 357 с. Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислаликов и дизартриков. В сб. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского. Москва : Просвещение, 1967. 152 с. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. Москва : АРКТИ, 2003. 240 с. Максакова А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. Книга для воспитателя детского сада. Москва : Просвещение, 2007.Молоканова Е.А. Развитие интегративных качеств дошкольников средствами альтернативных технологий (на примере педагогическойтехнологии Марии Монтессори) : автореф. дис. на соискание степени магистра: 050400.68 / Е.А. Молоканова. Москва, 2014. 10 с.Основы логопедии / Под ред. Т.В. Волосовец. Москва, 2000. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. Москва : Просвещение, 2003. 263 с. Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста: Пособие для учителя.Сост. И.А. Петрова. М.: Просвещение, 1990. 95 с. Правдина О.В. Логопедия / Учеб.пособие для студентов дефектолог. фак-товпед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. Москва : Просвещение, 2008. 272 с.Рау Е.Ф. Воспитание правильного произношения у детей / Е.Ф. Рау. Москва : Медгиз, 2009. 312 с. Рождественская В.И.Исправление недостатков произношения у школьников : Пособие для учителей-логопедов / В.И. Городилова, Е.Ф. Рау. – Москва : Учпедгиз, 1952.– 1952. – 199 с.Сорокова М.Г. Система М. Монтессори: Теория и практика: учеб. пособие для студ. выс. учеб. заведений / М.Г. Сорокова. - 2-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2005. - С. 134-140.Сумнительный К.Е. Педагогическая система М. Монтессори в поле российского образования / К.Е. Сумнительный // Вестн. Моск. гор. пед. ун-та, 2002. № 1. С. 96–100. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. профессора Т.Б. Филичевой. Москва : Издательство ГНОМ и Д, 2011. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 288 с. Филичева Т.Б. Формирование произношения у дошкольников / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. Москва : Просвещение, 1993. 346 с. Филичева Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. М.; Просвещение, 1989. 223 с. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. М.: Просвещение, 1990. 184 с. Хватцев М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. М., 1959. 244 с. Шаховская С.Н. Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / Р.И. Лалаева, С.Н. Шаховская. М.: Владос, 2011. 462 с.ПриложениеМетодика обследование компонентов формирования звукопроизношения у детей с дислалией (по Г.А. Волковой)I – Исследование артикуляционной моторикиЗадание 1. Исследование статической и динамической организации артикуляционных движений с элементами методики Монтессори. Цель: выявить уровень развития статической и динамической организации артикуляционных движений. Процедура: экспериментатор предлагает ребенку выполнить ряд заданий под счет от 1 до 5. Инструкция: 1) открыть рот и удерживать его открытым под счет от 1 до 5 одновременно удерживать ватную палочку на язычке;; 2) открыть рот, положить кончик языка на нижнюю губу, постучать по нему губами – пя-пя-пя; затем зубами – та-та-та; 3) открыть рот, положить кончик языка на верхнюю губу, удерживать его под счет от 1 до 5; 4) открыть рот, выгнуть язык горкой, прижать кончик языка к нижним зубам, удерживать его под счет от 1 до 5 копировать движения катушки;5) поочередно растягивать губы в улыбке и вытягивать их вперед «трубочкой»; 6) поочередно поднимать и опускать кончик языка к верхним и нижним зубам; 7) поочередно делать язык широким и узким; 8) поочередно двигать высунутым языком вправо-влево, передвигая шарик. Каждое упражнение оценивается по следующей шкале:высокий уровень (3 балла) – точное, свободное выполнение упражнения;средний уровень (2 балла) – неполный объем артикуляционных движений, замедленный темп выполнения, наличие сопутствующих движений, трудности удержания или переключении артикуляционной позы;низкий уровень (1 балл) – выраженные трудности при выполнении упражнения, многочисленные ошибки, наличие синкинезий, не возможность удержания позы, движение неточное, нарушена последовательность движений. Максимальное количество баллов за первую серию заданий – 24 балла. II – Исследование звукопроизношения Задание 2. Исследование уровня развития звукопроизношения разных групп звуков. Цель: изучить особенности произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков и аффрикат с элементами технологии Монтессори. Процедура: ребенок воспроизводит звук: изолированно, в слогах, словах, в стихотворениях, в чистоговорках.Элементы Монтессори: в коробочках спрятаны предметы, открыть коробочки и назвать предметы. Экспериментатор фиксирует произношение исследуемых групп звуков в отраженной и самостоятельной речи. Группы исследуемых звуков: свистящие – [с], [с’], [з], [з’]; шипящие – [ш], [ж]; аффрикаты – [ц], [ч], [щ]; соноры – [л], [л’], [р], [р’].Задание 2а. Обследование изолированного произношения звукаИнструкция: «Повтори за мной звуки». Напр.,[с] -[с'] -[з] -[з'] -[ц] -Далее обследованию предлагаются остальные звуки: [ш, э, ч, щ, л, л', р, р', г, г', к, к', х, х', j].Критерии оценки:3 балла - правильное произношение звука;2 балла – звук правильно произносится изолированно, а в речи нарушен;1 балл – неправильное произношение звука;Задание 2б. Обследование произношения звука в слогах разной конструкции (прямые слоги, обратные слоги, слоги со стечением согласных)Инструкция: «Повтори за мной».Критерии оценки:3 балла - правильное произношение звука;2 балла – звук правильно произносится отраженно, а в речи нарушен;1 балл – неправильное произношение звука;Задание 2в. Обследование произношения звука в словах в разных позициях (начало, середина, конец) словаИнструкция: ««Достань из коробочки предмет и назови его».сад, лиса, носзуб, коза цапля, кольцо, палецшуба, каша, душжук, лыжичайник, бочка, печьщетка, ящик, плащлук, мыло, мелрак, гора, заборКритерии оценки:3 балла - правильное произношение звука;2 балла – звук правильно произносится изолированно, а в речи нарушен;1 балл – неправильное произношение звукаЗадание 2г. Обследование произношения звука в предложенииИнструкция: «Повтори за мной предложения».В саду садовник садит кусты.Зоя запускает змея.Цапля высадила птенцов.Миша нашел шапку-ушанку.Жук жужжит.Лодка плывет по волнам.Рома на рыбалке поймал рыбу.Критерии оценки:3 балла - правильное произношение звука;2 балла – звук правильно произносится изолированно, а в речи нарушен;1 балл – неправильное произношение звукаПо результатам исследования произношение каждой группы звуков определяется уровень сформированности звукопроизношения по следующей шкале: высокий уровень (3 балла) – звукопроизношение не нарушено,средний уровень (2 балла) – правильное произношение звуков изолированно в отраженной речи, нарушение произношения в свободной речи;низкий уровень (1 балл) – произношение нарушено: замещения, смешения, искажения звуков. III – Исследование состояния фонематического восприятияПри исследовании фонематического слуха используются задания, исключающие проговаривание, чтобы трудности звукопроизношения не влияли на качество его выполнения. Задание 3а. Узнавание неречевых звуков(слушание звенящих, шумящих коробочек).Задание 3б. Различение слов близких по звуковому составу (коробочки с предметами, песочница с игрушками)..Задание 3в. Дифференциация слогов.Задание 3г. Дифференциация звуков (выбор шумящих коробочек).Уровень сформированности фонематического восприятия определяется по следующей шкале: высокий уровень (3 балла) – восприятие не нарушено, задания выполнены верносредний уровень (2 балла) – негрубые нарушения восприятия, не различает корреляционные звуки, низкий уровень (1 балл) – грубые нарушения, не воспринимает и не различает звуки по твердости-мягкости, глухости-звонкости.

Список литературы

1. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие. Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2008. 144 с.
2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2007. 470 с.
3. Детский сад по системе Монтессори: примерная основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Е.А Хилтунен. Москва: Изд-во «Национальное образование», 2014. 186 с.
4. Ефименкова Л.Н. Организация и методы работы коррекционной работы логопеда: Пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. Москва : Просвещение, 2005. 92 с.
5. Жукова Н.С. Преодоление задержки речевого развития / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Москва : Просвещение, 2003. 211 с.
6. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: ВЛАДОС, 2003. 357 с.
7. Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислаликов и дизартриков. В сб. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского. Москва : Просвещение, 1967. 152 с.
8. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. Москва : АРКТИ, 2003. 240 с.
9. Максакова А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. Книга для воспитателя детского сада. Москва : Просвещение, 2007.
10. Молоканова Е.А. Развитие интегративных качеств дошкольников средствами альтернативных технологий (на примере педагогическойтехнологии Марии Монтессори) : автореф. дис. на соискание степени магистра: 050400.68 / Е.А. Молоканова. Москва, 2014. 10 с.
11. Основы логопедии / Под ред. Т.В. Волосовец. Москва, 2000.
12. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. Москва : Просвещение, 2003. 263 с.
13. Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста: Пособие для учителя. Сост. И.А. Петрова. М.: Просвещение, 1990. 95 с.
14. Правдина О.В. Логопедия / Учеб.пособие для студентов дефектолог. фак-товпед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. Москва : Просвещение, 2008. 272 с.
15. Рау Е.Ф. Воспитание правильного произношения у детей / Е.Ф. Рау. Москва : Медгиз, 2009. 312 с.
16. Рождественская В.И. Исправление недостатков произношения у школьников : Пособие для учителей-логопедов / В.И. Городилова, Е.Ф. Рау. – Москва : Учпедгиз, 1952. – 1952. – 199 с.
17. Сорокова М.Г. Система М. Монтессори: Теория и практика: учеб. пособие для студ. выс. учеб. заведений / М.Г. Сорокова. - 2-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2005. - С. 134-140.
18. Сумнительный К.Е. Педагогическая система М. Монтессори в поле российского образования / К.Е. Сумнительный // Вестн. Моск. гор. пед. ун-та, 2002. № 1. С. 96–100.
19. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. профессора Т.Б. Филичевой. Москва : Издательство ГНОМ и Д, 2011.
20. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 288 с.
21. Филичева Т.Б. Формирование произношения у дошкольников / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. Москва : Просвещение, 1993. 346 с.
22. Филичева Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. М.; Просвещение, 1989. 223 с.
23. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. М.: Просвещение, 1990. 184 с.
24. Хватцев М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. М., 1959. 244 с.
25. Шаховская С.Н. Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / Р.И. Лалаева, С.Н. Шаховская. М.: Владос, 2011. 462 с.