Изучение индивидуального восприятия времени в психологии

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Психология
  • 11 11 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 27.05.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
-
Фрагмент для ознакомления

Для представителей эмоционального типа временная линия циркулирует: прошедшее становится настоящим, затем возвращается в прошлое в виде воспоминаний, оно определяет их поведенческие реакции и акты. Личное прошлое для них является важным фактором, который остается неизменным, несмотря на изменения времен. Они считают, что мир остается таким, каким он был в годы их молодости. Важным являются только события, которые могут стать яркими воспоминаниями, а не результаты. Люди мыслительного типа также воспринимают время как идущее из прошлого в будущее, но их прошлое – это не личное, а отвлеченное, историческое прошлое.Люди, которые придают основное значение преемственности и последовательности, стремятся сделать все обдуманно, учитывая время и план как серьезный фактор. В отличие от них, люди ситуативно-сенсорного типа воспринимают настоящее во всей его полноте, не обращая внимания на свой прошлый опыт. Они не могут ждать, не осознают длительности времени и не воспринимают его движение. Восприятие настоящего для них богато, глубоко и полно, и они движутся от одного момента времени к другому через свои действия, а не течением времени.Интуитивный тип – последний в данной классификации. Многие авторы считают, что интуиция является функцией предвидения. Для этого типа людей настоящее является всего лишь бледной тенью, а прошлое – туманным. Для них реальнее то, что будет, чем-то, что есть или было. Они не осознают времени и невнимательны к своему прошлому и будущему.Известен феномен изменения масштаба времени в стрессовых ситуациях. Люди в невероятно короткий срок могут принимать решения и выполнять необходимый объем действий, время для них как бы «растягивается». Однако, происходит переоценка протекающего времени, и люди не успевают сделать необходимое – время в этом случае как будто «сжимается».Проблема субъективного времени разрабатывается с разных точек зрения многими науками, как естественными (Доброхотова, Брагина, 1977; Меграбян 1972 и др.), так и гуманитарными [Элькин, 1962, 1969; Вудроу, 1963 и др.]. В психологии изучается влияние на восприятие времени различных факторов, таких как мотивация (Будиянский, 1984) предпринимаются попытки определить продолжительность «настоящего» (Молчанов, 1998; Головаха, Кроник, 1999) и т. д. Проблематикой субъективного времени занимается общая и экспериментальная психология (Рубинштейн, 2006; Головаха, Кроник, 2008), психофизика (Kahneman, Treisman, Gibbs, 1992; Фаликман, Печенкова, 2001), инженерная психология (Митина, 1979; Стрелков, 1999), психология индивидуальных различий (Лисенкова, 1981). А в возрастной психологии специально отмечается, что формирование представлений о времени у детей является «необходимой предпосылкой развития причинно-следственного и теоретического мышления, а также условием, обеспечивающим познавательную деятельность в целом» (Андриевская, 1980). По мнению О. Н. Кузнецова и его коллег, адекватность отражения времени необходима для успешной адаптации человека к условиям изменяющейся среды. Однако, несмотря на признание важной роли субъективного восприятия времени в понимании особенностей личности и большое количество работ, посвященных этой тематике, считать ее достаточно разработанной нельзя.Для изучения субъективного восприятия временных интервалов применяются различные методики, среди которых – тест Франкенхойзера (Кузнецов и др., 1985), оценка длительности простой сенсомоторной реакции (Михайлова, 2008), а также оценка точности реакции на движущийся объект – РДО (Точилов, 1970; Михайлова, 2008) и другие. Изучение проблемы субъективного времени в психологии привело к обнаружению тенденции испытуемых к переоценке или недооценке временных отрезков. Это связано с их индивидуальными особенностями, которые зависят от соматического и нервного функционирования (Лисенкова, 1981).Для измерения временных характеристик в диапазоне от «быстро» до «медленно» используются методики, которые связаны с зрительными представлениями о времени. Эти методы, например, включают в себя использование пиктограмм, которые позволяют испытуемому изобразить понятия «быстро» и «медленно». Социально-перцептивный интуитивный тест (СПИТ) (Бурлачук, Морозов, 1999) также используется для этой цели и включает в себя стимулирующий материал, такой как изображения теста Л. Эти методики являются частью другой группы тестов, направленных на изучение субъективного времени.Методика Сонди (Собчик, 2007) заключается в оценке времени поведенческих реакций людей на фотографиях по экспрессии их лиц. Также этот метод включает в себя выявление особенностей отражения временных отношений в контексте жизненного пути и биографии. Для этого используются различные методики, начиная от простых графических тестов, например, «Круги времени» Т. Коттла (Сottle, 1976), и заканчивая трудоемкими автобиографическими методиками, такими как «Линия жизни» (Головаха, Кроник, 1993), ZTPI (Zimbardo, 1999), которая в России известна под названием «методика Ф».Для глубокого понимания проблемы восприятия времени необходимо отметить ее сложность и недостаточную изученность. Однако, потребности психологической теории и практики требуют дальнейшей разработки этой темы. Возможно, комплексное исследование различных аспектов восприятия времени поможет связать уровень развития адекватности отражения временных отношений с особенностями личности и психических процессов. Некоторые из работ, посвященных этой теме, включают «Зимбардо по временной перспективе» и «психологическую автобиографию» (Бурлачук, Коржова, 1998).Таким образом, можно говорить о наличии у каждого человека своих внутренних часов, которые не всегда совпадают с суточным ритмом Земли, и для восприятия этого ритма человек пользуется дополнительными внешними признаками и, соответственно, разными анализаторами.

-