Финансово-экономическое обеспечение местного самоуправления

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 25 25 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 13.06.2023
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………..
Глава 1. Правовые основы формирования бюджета системы РФ…….
1.1. Сферы и звенья финансовой системы РФ……................................
1.2. Правовые основы бюджета на муниципальном уровне……........
Глава 2. Анализ практики финансово-экономического обеспечения местного самоуправления в различных регионах России…............….
2.1. Сравнительный анализ муниципальных бюджетов различных регионов….........................................................................................……
2.2. Лучшие муниципальные практики управления муниципальными финансами……......................................................................................…
Глава 3. Практические рекомендации по преодолению барьеров в сбалансированности местных бюджетов………...............……………
3.1. Оптимизация механизмов распределения средств местных бюджетов…………………………………………................……………
3.2. Меры по увеличению местных доходов в муниципальных образованиях…………………………...........................................……..
Заключение…………………………………………………………...
Список использованных источников…………………………………...

Фрагмент для ознакомления

Практики вышеуказанных муниципальных образований включены всоответствующий сборник примеров лучшей муниципальной практики иразмещены на официальном сайте МинистерствафинансовРоссийскойФедерации.Распространениемуниципальныхпрактикбудетспособствоватьповышениюэффективностиуправлениямуниципальнымифинансами,появлению (сохранению) долгосрочных, устойчивых позитивных измененийкачества управления муниципальными финансами, содействовать достижениюсбалансированности местных бюджетов, росту доходной базы и оптимизациибюджетных расходов, снижению долговой нагрузки в других муниципальныхобразованиях.Глава 3 Практические рекомендации по преодолению барьеров в сбалансированности местных бюджетов3.1. Оптимизация механизмов распределения средств местных бюджетовВопросыдолгосрочнойфинансовойустойчивостимуниципальныхобразованийисоответствиядоходовихбюджетовобъемурасходныхполномочий являются приоритетными, находятся на постоянном контроле уфедеральных и региональных органов власти и определены в качестве задач впроекте указа Президента Российской Федерации по утверждению Основразвития местного самоуправления до 2030 года.Необходимым условием реализации полномочий органов власти иместногосамоуправленияиинициативныхпроектовнавсехуровняхуправления является стабильная финансовая основа. На федеральном уровнесозданы условия для стабильного исполнения местных бюджетов и решениявопросов местного значения и муниципальных полномочий: федеральнымзаконодательством за органами местного самоуправления соответствующихвидов муниципалитетов на постоянной основе закреплен перечень полномочийрешениювопросовместногозначения;вналогово-бюджетномзаконодательстве за местными бюджетами закреплены на постоянной основеконкретные налоговые и неналоговые доходы.Исходя из существенных социально-экономических различий регионов имуниципалитетов между собой, дифференциации бюджетной обеспеченности,при определении перечня налогов, подлежащих зачислению в местныебюджеты, учитывались такие принципы как равномерность размещенияналоговой базы на территории региона, степень мобильности, взаимосвязьналогов с уровнем благосостояния (доходами и собственностью) населения.Основным бюджетообразующим налогом остается НДФЛ.Собственные доходы местных бюджетов изначально законодательно на треть обеспечены налоговыми источниками (НДФЛ, патент, ЕСХН, местные налоги).Они менее подвержены кризисным явлениям, что отразилось на параметрахисполнения местных бюджетов в 2020-2021 годах.Этому есть объективные причины - другие федеральные налоги необладают такой равномерностью, степенью мобильности, взаимосвязью сдеятельностью органов местного самоуправления и населения. Налоговая базаостальных федеральных налогов неравномерно размещена по регионам имуниципалитетам, т.е. возможности передачи налоговых поступлений местнымбюджетам ограничены.Экономический потенциал муниципальных образований характеризуетсясильнейшей дифференциацией, что вызывает и дифференциацию налоговогопотенциала муниципалитетов, и их бюджетных возможностей. Доходы,связанные с деятельностью бизнеса (налог на прибыль, налог на имуществоорганизаций, акцизы, НДС), являются источниками доходов региональныхбюджетов и федерального бюджета. Налогооблагаемая база их весьманеоднородна (с территорий 10 регионов собирается больше половины налога наприбыль,НДС,акцизовнатабак).Следовательно,прямаяпередачадополнительных налоговых источников в местные бюджеты приведет не ксокращению, а к росту дифференциации регионов и муниципалитетов поуровню их бюджетной обеспеченности.3.2 Меры по увеличению местных доходов в муниципальных образованияхВцеляхполногофинансовогообеспеченияисполненияорганамиместного самоуправления собственных полномочий для регионов предоставленширокий перечень мер межбюджетного регулирования, которые применяютсярегионамисамостоятельноисходяизфинансово-экономических,территориальных особенностей: выравнивается бюджетная обеспеченностьмуниципалитетов, предоставляются целевые межбюджетные трансферты насофинансирование решения вопросов местного значения, бюджетные кредиты,устанавливаются единые, дополнительные и дифференцированные нормативыотчислений от федеральных и региональных налогов, и отдельных неналоговыхдоходов в местные бюджеты.Результатомобоснованноститакогоподходаявляетсястабильноеисполнение местных бюджетов, как в 2020-2021 годах в условиях пандемии,так и в текущем году в условиях современной экономической ситуации.На 1 апреля текущего года по сравнению с аналогичным периодом2021 года рост доходов местных бюджетов составил в целом по РоссийскойФедерации 12% (к «доковидному» показателю на 1 апреля 2019 года - 34%),собственных доходов - 15%, налоговых и неналоговых - 11%. За текущийпериод муниципалитеты получили больше доходов, чем в прошлом году, на121 млрд рублей (за 2021 год по сравнению с 2020 годом - на 486 млрд рублей).Поступления от НДФЛ увеличились на 17% (+ 32,7 млрд рублей), патента – на27%,налоганаимуществофизическихлиц–на8%.Увеличилисьбезвозмездные поступления на 22% (в том числе дотаций - на 8%), субсидии –на 35%, иных межбюджетных трансфертов - на 22%).Остатки средств местных бюджетов составили 165,4 млрд рублей, из нихостатки целевых средств бюджетов – 23,4 млрд рублей, нецелевых - 142 млрд. рублей. Местные бюджеты исполнены на 1 апреля т.г. с профицитом 59,6 млрдрублей.Основным драйвером повышения доходной базы местных бюджетовдолжно служить развитие экономики муниципалитета и региона в целом, азначит увеличение существующего собственного налогового потенциала иисточниковдляосуществлениясоциально-значимыхрасходов.Муниципалитеты являются активными участниками реализации национальныхпроектов.В 2022 году общий объем расходов местных бюджетов на реализациюнациональных проектов составляет 575,1 млрд. рублей, что составляетпрактическитретьрегиональныхпроектов,изних94%являютсямежбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации.Показателенпримерреализациирегиональныхпроектовпоформированию комфортной городской среды в муниципальных образованиях,когдавыборконкретныхпроектовблагоустройстваосуществляетсяпорезультатам голосования граждан.В целом же органы местного самоуправления принимают участие в 10национальных проектах, не участвуют они только в Комплексном планемодернизации и расширения магистральной инфраструктуры, в национальномпроекте «Наука» и национальном проекте «Международная кооперация иэкспорт».Вместе с тем, кассовое исполнение местных бюджетов в части расходовреализациюрегиональных проектов несколькоотстаётоттемповисполнения региональных бюджетов: по состоянию на 9 апреля т.г. исполнениеместных бюджетов составляет 47,8 млрд рублей, или 8,3% от предусмотренныхбюджетныхназначений(575,1млрдрублей).Кассовоеисполнениенааналогичную дату по бюджетам субъектов Российской Федерации – 14,5 %.На федеральном уровне принимаются меры, связанные с устранениемнегативныхпоследствий,вызванныхудорожаниемстроительстваинфраструктурныхобъектов,ростомстоимостистроительныхресурсов,переносом сроков исполнения контрактов на 2022 и последующие годы.ПриняторешениеонаправлениисредстврезервногофондаПравительства Российской Федерации в сумме 39,2 млрд рублей на увеличениекапитальных вложений в объекты не только государственной собственностисубъектов Российской Федерации, а также и муниципальной собственности.В 2021-2025 годах субъектам Российской Федерации из федеральногобюджетабудетпредоставлен1трлнрублейбюджетныхкредитовнафинансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, в том числе– проектов комплексного развития территорий и развития инфрастуктурымуниципальныхобразований(социальной,инженерной,жилищной,транспортной).При этом до 2023 года регионам будут предоставлены бюджетныекредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов вобъеме до 500 млрд рублей на срок до 15 лет по ставке 3% годовых.Текущаяситуациясисполнениемконсолидированныхбюджетовсубъектов Российской Федерации складывается благоприятной.ЗаключениеВ заключении предлагаемПравительству Российской Федерации включитьследующиеположения:- ускоритьрассмотрениеивнесениевГосударственнуюДумуразработанного МинфиномРоссии проекта федерального закона «О внесении изменений в БюджетныйкодексРоссийскойФедерации»,которые будет направленнасовершенствованиемежбюджетных отношений и создание финансовых стимулов; - ввести новый механизм межбюджетного регулирования - возможность установления регионами дифференцированныхнормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в бюджетыгородских округов и городских поселений.Органам власти муниципалитетов рекомендуем:- продолжать оказывать финансовую поддержку муниципалитетам, болееактивно задействовать уже предусмотренные механизмы стимулированиямуниципалитетов к наращиванию налогового (экономического) потенциала;- активнеезакреплять нормативы от неналоговых доходов; - стимулировать муниципальныеобразованияразвиватьдоходнуюбазу;- выстроитьэффективныйдиалогмеждурегиональнымиимуниципальными органами власти, больше привлекать муниципалитеты креализации национальных проектов;- стимулироватьместныеорганывласти,втомчислепутемпредоставления межбюджетных трансфертов, учитывать их роль в достижениирезультатовнациональныхпроектов;- повышатьпредсказуемостьисвоевременность доведения средств до местных бюджетов.Органам местного самоуправления рекомендуем:- принимать собственные меры для повышения доходной базы местныхбюджетов;- повышать эффективность администрирования доходов местныхбюджетов; - активизировать работу по выявлению потенциальных доходныхисточниковбюджетов;- развиватьэкономикутерриторий,привлекатьинвестиции.Список используемой литературы1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Российская газета. 2020. 4 июля. № 144 (8198).2. Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 года № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 45. Ст. 7061.3. Федеральный закон от 8 декабря 2020 года № 394-ФЗ «О Государственном совете Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 50. Ч. III. Ст. 8039. 4. Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 4. Ст. 346.5.Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: учебник. – М.: Омега-Л, 2014. – 525 с.6.Афанасьева, В. И. История государства и права России [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. И. Афанасьева ; под ред. А. Ю. Ларина.7.Государственная служба: Энциклопедический словарь / Под общ.ред. В.К. Егорова, И.Н. Барцица. – М.: РАГС, 2008. – 432 с.8.Б.М. Гонгало "Гражданское право: учебное пособие" М. 1 и 2- е Издание "Статут", 2017. – 247 с.9. Бирман Л. А.Управленческие решения / Л. А. Бирман — «РАНХиГС»,2008.10. Финансы : учебник / Ю. С. Долганова, Н. Ю. Исакова, Н. А. Истомина [и др.] ;Ф59под общ.ред. канд. экон. наук, доц. Н. Ю. Исаковой ; Мин-во обр. и науки РФ. —Екатеринбург : Изд-во Урал.ун-та, 2019 — 336 с.11. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М.В. Романов-и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — М.: Юрайт-Издат, 2006 - 543 с.12.Официальный сайт Правительства РФ [Электрон.ресурс]. Режим доступа: http://www.government.gov.ru.13.Российское информационное агентство ФедералПресс. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://fedpress.ru/14.Административно-управленческий портал – [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://www.aup.ru/

. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Российская газета. 2020. 4 июля. № 144 (8198).
2. Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 года № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 45. Ст. 7061.
3. Федеральный закон от 8 декабря 2020 года № 394-ФЗ «О Государственном совете Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 50. Ч. III. Ст. 8039.
4. Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 4. Ст. 346.
5.Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: учебник. – М.: Омега-Л, 2014. – 525 с.
6.Афанасьева, В. И. История государства и права России [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. И. Афанасьева ; под ред. А. Ю. Ларина.
7.Государственная служба: Энциклопедический словарь / Под общ.ред. В.К. Егорова, И.Н. Барцица. – М.: РАГС, 2008. – 432 с.
8.Б.М. Гонгало "Гражданское право: учебное пособие" М. 1 и 2- е Издание "Статут", 2017. – 247 с.
9. Бирман Л. А.Управленческие решения / Л. А. Бирман — «РАНХиГС»,2008.
10. Финансы : учебник / Ю. С. Долганова, Н. Ю. Исакова, Н. А. Истомина [и др.] ;Ф59под общ.ред. канд. экон. наук, доц. Н. Ю. Исаковой ; Мин-во обр. и науки РФ. —Екатеринбург : Изд-во Урал.ун-та, 2019 — 336 с.
11. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М.В. Романов-и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — М.: Юрайт-Издат, 2006 - 543 с.
12.Официальный сайт Правительства РФ [Электрон.ресурс]. Режим доступа: http://www.government.gov.ru.
13.Российское информационное агентство ФедералПресс. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://fedpress.ru/
14.Административно-управленческий портал – [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://www.aup.ru/

Вопрос-ответ:

Какие правовые основы определяют формирование бюджета системы РФ?

Правовые основы формирования бюджета системы РФ определены Главой 1 статьи 74 Конституции Российской Федерации. В соответствии с этими основами, бюджет системы формируется на основе единства бюджетной системы Российской Федерации, включающей федеральный, региональный и местный бюджеты.

Каковы сферы и звенья финансовой системы РФ?

Финансовая система РФ состоит из нескольких сфер и звеньев. Основные сферы финансовой системы включают федеральные, региональные и муниципальные бюджеты. Звенья финансовой системы образуют исполнительная власть, законодательная власть и контрольно-ревизионная деятельность.

Какие правовые основы регулируют бюджет на муниципальном уровне?

Бюджет на муниципальном уровне регулируется федеральными законами, в том числе Законом РФ "О местном самоуправлении" и Бюджетным кодексом РФ. Они определяют процедуру составления, утверждения и исполнения местного бюджета, а также права и обязанности органов местного самоуправления в области финансово-экономического обеспечения.

Какой анализ практики финансово-экономического обеспечения местного самоуправления проводится в различных регионах России?

В различных регионах России проводится сравнительный анализ муниципальных бюджетов. Данный анализ включает изучение структуры доходов и расходов муниципальных бюджетов, анализ эффективности использования бюджетных средств, оценку уровня финансовой устойчивости местного самоуправления, а также сравнение показателей разных регионов.

Какие правовые основы регулируют формирование бюджета местного самоуправления в России?

Правовые основы формирования бюджета системы РФ определены в главе 1 статьи 32 Конституции Российской Федерации, а также в Федеральном законе "О местном самоуправлении".

Какие сферы и звенья входят в финансовую систему РФ?

Финансовая система Российской Федерации включает следующие сферы и звенья: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных образований, систему государственного и муниципального кредитования, систему налогообложения и др.

Какие правовые основы регулируют бюджет муниципального уровня?

Правовые основы бюджета на муниципальном уровне устанавливаются Федеральным законом "О муниципальном финансовом управлении и муниципальном контроле". Этот закон определяет порядок формирования, исполнения и контроля бюджетов муниципальных образований.

Какой анализ проводится практикой финансово-экономического обеспечения местного самоуправления в различных регионах России?

В практике анализируется муниципальные бюджеты различных регионов, исследуются показатели доходов и расходов, выявляются особенности и проблемы, оценивается эффективность использования финансовых ресурсов и т.д.

Какие выводы можно сделать из сравнительного анализа муниципальных бюджетов различных регионов?

Из сравнительного анализа муниципальных бюджетов различных регионов можно сделать выводы о степени развития местного самоуправления в регионах, о эффективности использования бюджетных средств, о приоритетах в различных областях и т.д.