Метафора как способ формирования связной речи обучающихся (В процессе изучения произведении А.С.Пушкина)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык и культура речи
  • 44 44 страницы
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 28.05.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕТАФОРЫ КАК СПОСОБА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ……………………………5
1.1 Категория выразительности в системе коммуникативных качеств……….5
1.2 Типология и функции метафоры как источника формирования связной речи обучающихся………………………………………………………………10
Выводы по Главе 1………………………………………………………………15
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ МЕТАФОРЫ КАК СРЕДСТВА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В 5 И 9 КЛАССАХ (В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.С. ПУШКИНА)……………………………………….17
2.1 Изучение метафоры в 5 классе…………………………………………….17
2.2 Изучение метафоры в 9 классе…………………………………………….27
Выводы по Главе 2……………………………………………………………..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………42
Фрагмент для ознакомления

Для изучения метафоры на уроках русского языка, посвященных развитию речи и подготовке к ОГЭ, в 9 классе в настоящей курсовой работе были сформированы задания, с которыми должны ознакомиться школьники. Разработан урок, посвященный деятельности, направленной на изучение метафоры на примере произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (см. Таблица 2). Таблица 2.Урок русского языка (развитие речи) - 9 класс.Тема: метафора.Цели урока: 1.актуализировать знания учащихся, связанные с метафорой как средством выразительности;2. вспомнить, как находить метафору в текстах художественной литературы и какую роль она играет устной и письменной речи;3.продолжить подготовку к ОГЭ;Оборудование: тексты романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», проектор, экран.Тип урока: урок-повторениеЭтап урокаДеятельность ученикаДеятельность учителяПриме-чание1.Организа-ционный момент- Здравствуйте, ребята. Давайте начнем наш урок, но для начала проверим домашнее задание2.Проверка домашнего заданияУчитель проверяет домашнее задание учащихся3.Постановка целей -ответы учащихся-Сегодня на уроке мы с вами продолжим повторять выразительные средства русского языка. Посмотрите на экран, и вы увидите нашу новую тему. Давайте попробуем поставить цели для нашего сегодняшнего урока. Что это будут за цели? На экране представлена тема урока: «Метафора».4.Повторение изученногоТерминологический диктант1.«Не докучал моралью строгой,Слегка за шалости бранилИ в Летний сад гулять водил» - эпитет.2. «Чего ж вам больше? Свет решил,Что он умен и очень мил» - метонимия.3. «С ученым видом знатокаХранить молчанье в важном споре» - эпитет.4.«Как он умел казаться новым,Шутя невинность изумлять,Пугать отчаяньем готовым,Приятной лестью забавлять» - эпитет.5. «Три дома на вечер зовут:Там будет бал, там детский праздник» - метонимия.6. «Стоит Истомина; она,Одной ногой касаясь пола,Другою медленно кружит,И вдруг прыжок, и вдруг летит,Летит, как пух от уст Эола» - сравнение.7. «Исчезло счастье юных лет,Как на лугах ваш легкий след» - сравнение.8. «Изображу ль в картине вернойУединенный кабинет,Где мод воспитанник примерныйОдет, раздет и вновь одет?» - метафора.- метафораМетафора - это оборот речи, средство выразительности, которое заключается в использовании слов и выражений в ее составе на основе какого-либо сходства.- сравнениеВ сравнении есть два объекта, которые сопоставляются. Необходимо сравнить два объекта, а потом найти в них сходство по некоторым признакам.Художественная метафора – это метафора, создаваемая автором, она похожа на загадку, которую нужно разгадать.Болтливая лира.На лире можно играть долгое время разные музыкальные композиции, говорить о чем-либо также можно очень долго на разные темы.Ответы учеников-А теперь определите тропы в тексте романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Что у вас получилось? Каждый из этих тропов по-своему красив и интересен, но есть среди них такой, который как бы вбирает в себя остальные и является самым емким. Назовите его?Давайте вспомним, что такое метафора. Что лежит в основе метафоры?Сравнение является самостоятельным тропом. Чем оно отличается от метафоры? Если метафора основана на сравнении, то что необходимо сделать, чтобы создать метафору? Самыми выразительными являются так называемые художественные метафоры. Давайте вспомним, что такое «художественнаяметафора»?Давайте найдем метафору в следующем отрывке из романа «Евгений Онегин»Как вы думаете, почему А.С. Пушкин назвал лиру болтливой? Очень часто поэты для создания метафор используют образы природы. Давайте и мы побудем поэтами и составим ассоциативный ряд к словузима. Что у вас получилось?А теперь посмотрим, как зиму описывал А.С. Пушкин.«Вот север, тучи нагоняя,Дохнул, завыл – и вот самаИдет волшебница зима».На экране появляется отрывок из «Евгения Онегина»: «Но полно прославлять надменныхБолтливой лирою своей;Они не стоят ни страстей,Ни песен, ими вдохновенны»5.Закрепление изученногоРабота с текстомТайною тоскою; любезную небрежность; безумный сердца разговор; слабый перевод; живой картины; список бледный.Ответы учениковВ глуши забытого селенья, горького мучения, души неопытной – метафора;Верная супруга, добродетельная мать – эпитеты.На экране будут появляться отрывки из романа «Евгений Онегин». Ваша задача их прочитать и выписать оттуда метафоры.Какая картина предстает перед вами, когда вы читаете этот отрывок? Что помогает вам лучше представить изображаемое? Как вы думаете, какую роль играет метафора в этом отрывке?Прочитайте еще один отрывок из романа «Евгений Онегин» и выпишите из него как можно больше выразительных средств. Укажите. Что это за средства.Что у вас получилось? На экране появляется следующий отрывок их «Евгения Онегина»: «Письмо Татьяны предо мною;Его я свято берегу,Читаю с тайною тоскоюИ начитаться не могу.Кто ей внушал и эту нежность,И слов любезную небрежность?Кто ей внушал умильный вздор,Безумный сердца разговор,И увлекательный и вредный?Я не могу понять. Но вотНеполный, слабый перевод,С живой картины список бледныйИли разыгранный ФрейшицПерстами робких учениц». На экране появляется следующий отрывок из «Евгения Онегина»: «В глуши забытого селеньяЯ никогда не знала б вас,Не знала б горького мученья.Души неопытной волненьяСмирив со временем (как знать?),По сердцу я нашла бы друга,Была бы верная супругаИ добродетельная мать»6.Итог урокаОтветы учениковИтак, давайте подведем итог урока.-Что такое метафора? -Как образуется метафора?-Какую роль играют метафоры в художественном тексте?-Как найти метафоры в художественном тексте? 7.Домамшнее заданиеУчитель диктует домашнее задание: упражнение в учебнике8.РефлексияОтветы учащихсяОцените свои знания по теме «Метафора». Что нового вы узнали? Было ли интересно? Было ли трудно? Что вы поняли? Чему научились?Таким образом, при изучении метафоры в 9 классе школьники вспоминают данный термин, его место в системе тропов, актуализируют свои знания по проблеме образования данного тропа в художественном произведении, его роли в нем. Вспоминают, как находить метафоры в художественном тексте, создают метафоры самостоятельно, что является важным условием успешной подготовки к ОГЭ.Выводы по Главе 2В Главе 2 настоящей курсовой работы были рассмотрены особенности изучения метафоры как средства речевого развития в 5 и 9 классах ( в процессе изучения произведений А.С. Пушкина), были составлены конспекты уроков по данным темам. На основании этого были сделаны следующие выводы:1.При изучении метафоры в 5 классе школьники знакомятся с данным термином, рассматривают его особенности и виды. Выявляют способ образования метафор, учатся находить метафоры в художественном тексте. Все это способствует развитию коммуникативных навыков учащихся, обогащает их словарный запас.2. При изучении метафоры в 9 классе школьники вспоминают данный термин, его место в системе тропов, актуализируют свои знания по проблеме образования данного тропа в художественном произведении, его роли в нем. Вспоминают, как находить метафоры в художественном тексте, создают метафоры самостоятельно, что является важным условием успешной подготовки к ОГЭ.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ соответствии с целями и задачами исследования в настоящей курсовой работе рассмотрены теоретические аспекты изучения метафоры как способа развития связной речи, категория выразительности в системе коммуникативных качеств, типология и функции метафоры, особенности метафоры как средства речевого развития в 5 и 9 классах (в процессе изучения произведения А.С. Пушкина). На основании этого сделаны следующие выводы: 1.Метафора как источник формирования образной речи учащихся классифицируется на различных основаниях: на основе проявления в контексте, роли в языке, особенностей употребления. В ходе изучения метафоры в средней школе у учащихся наблюдается рост познавательной мотивации, возникает интерес к процессу усвоения знаний, к совершенствованию мыслительных операций, повышается стремление к самопознанию, к речевой рефлексии. Также метафора развивает речь учащихся, повышает их словарный запас, способствует лучшему пониманию детьми языкового материала.2.Метафора играет важную роль в формировании образной речи пятиклассников, поскольку позволяет им выражать свои мысли и чувства более точно и эмоционально. В процессе изучения метафор на уроках литературы в 5 классе учащиеся узнают о том, что метафора – это стилистическое средство, которое помогает описать что-то непонятное или сложное с помощью знакомого и понятного образа. Они также учатся распознавать метафоры в текстах и создавать их сами. Чтобы помочь пятиклассникам лучше понимать и использовать метафоры, учителя могут проводить различные упражнения на их распознавание и создание. Например, учитель может прочитать фрагмент из текста и попросить учеников найти метафору, объяснить ее значение и предложить свой вариант метафоры для данного текста. Изучение метафор на уроках литературы в 5 классе также помогает развивать у учащихся лингвистическую компетенцию, аналитические способности и творческий потенциал.3.Метафора является важным инструментом формирования образной речи девятиклассников. На этом этапе изучения языка ученики уже имеют некоторый опыт работы с метафорами и могут понимать их роль в литературном тексте. В 9 классе изучение метафоры становится более глубоким и продвинутым, ученики изучают более сложные метафорические конструкции и их взаимосвязь с другими тропами. В рамках изучения метафоры в 9 классе ученики могут обращаться к более сложным примерам метафор в литературных произведениях и изучать, как они используются для передачи определенных идей, образов и настроений. Одним из важных аспектов изучения метафоры в 9 классе является умение учеников распознавать и анализировать метафорические конструкции в текстах, которые они изучают. Они могут также использовать метафоры для создания собственных текстов и произведений искусства, что помогает им развивать свои навыки образной речи и креативности.Таким образом, изучение метафоры в 9 классе помогает ученикам углубить свой лингвистический опыт, развить свои навыки анализа текста и образной речи, а также использовать метафоры в своих собственных произведениях.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАванесова Н. В. Эмоциональность и экспрессивность - категории коммуникативной лингвистики/Н.В. Аванесова//Вестник Югорского государственного университета. - 2010. - №2 (17). - С. 5-9.Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов/О.С. Ахманова. - М.: Советская энциклопедия,1966. - 598 с.Блинова О. И. Явление мотивации слов: лексикологический аспект: Учеб. пособие / О.И. Блинова. - Томск: Изд-во Том. ун-та 1984. - 191 с.Васильев Л.М. К вопросу об экспрессивности и экспрессивных средствах (на материале славянских языков)/Л. М. Васильев//Славянский филологический сборник. - Уфа: 1962. - №3. - С. 107–118.Галкина-Федорук Е. М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке / Е.М. Галкина-Федорук // Сборник статей по языкознанию. - М.: Наука, 1958. - С. 103–124.Гальперин И. Р. Очерки по стилистике английского языка / И.Р. Гальперин. – Москва: ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ, 1958. – 458 с.Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. Учеб. пособие/И.Б. Голуб. - М.: Рольф; Айрис-пресс, 1997. - 448 с.Ефимов А. И. Стилистика художественной речи /А.И. Ефимов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1957. - 448 с.Жураковская Н.В. Экспрессивная лексика русских старожильческих говоров среднеобского бассейна: автореф. дисс. .канд. филол. наук: 10.02.01/Нелли Васильевна Жураковская. - Томск, 1971.- 17 с.Квашина В.В. Оценочность как языковая категория в современной лингвистике [Электронный ресурс]/В.В. Квашина. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenochnost-kak-yazykovaya-kategoriya-v-sovremennoy-lingvistike (Дата обращения 27.04.2023).Кожина М.Н. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / М.Н. Кожина. - М.: Флинта: Наука, 2006. - 696 с.Комарова Ю.В. Работа над метафорой как способ формирования выразительной письменной речи учащихся гуманитарных классов [Электронный ресурс]. – URL: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/30(67)/komarova_30_67_382_387.pdf(Дата обращения 27.04.2023).Королёва И.А. Диалектные фамилии Смоленского края / И.А. Королёва // Русская речь. - 2006. - №5. - С. 103-109.Крылова А.Г. Онимы и их роль в создании экспрессивности художественной прозы Ю.В. Буйды: дис. …канд.филол.наук:10.02.01. / Крылова Алёна Геннадьевна. – Москва, 2021. – 172 с.Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М.: НПК «Интелвак», 2001. - [Электронный ресурс].URL: https://biblio.imli.ru/images/abook/teoriya/Literaturnaya_entciklopediya_terminov_i_ponyatij._2001.pdf (дата обращения: 27.04.2023).Лукьянова Н.А. Некоторые вопросы диалектной лексикологии: учеб. пособие для студентов-филологов/Н.А. Лукьянова. - Новосибирск: Новосибирский гос. университет им. Ленинского комсомола, 1979. - 75 с.Максимова А.Б. Метафора как средство формирования и развития выразительности речи школьников младшего и среднего подросткового возраста // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2010. – С. 204-209. Марченко С.В. Категории эмотивности и экспрессивности в повестях и рассказах И.С. Тургенева 1871-1882 гг.: автореф. дис. .канд. филол. наук: 10.02.01/Марченко Светлана Владимировна. - Самара, 2001. - 19 с.Матвеева Т.В. Лексическая экспрессивность в языке: Учеб. пособие по спецкурсу/ Т.В. Матвеева. - Свердловск: УрГУ, 1986. - 92 с.Милованова Н.Я. Экспрессивность в стиле научной прозы: дис. .канд. филол. наук: 10.02.01/Нина Яковлевна Милованова. - Пермь, 1982. - 192 с.Мощева С.В. Способы достижения экспрессивности в рекламном тексте: языковые и неязыковые выразительные средства/С.В. Мощева. - Иваново: 2008. -110 с.Тагарова Т.Б. Фразеологические единицы бурятского языка как средство создания экспрессивности текста/Т.Б. Тагарова//Санжеевские чтения - 7: материалы Всероссийской научной конференции (с участием зарубежных учёных), посвящённой 110-летию проф. Г.Д. Санжеева. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2012. - С. 7-10.Тауснева Л.В. Роль имен существительных в художественном тексте. Сравнение. Метафора (2 часа). 5-й класс. [Электронный ресурс]. - URL: https://urok.1sept.ru/статьи/655148/ (дата обращения: 27.04.2023).Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц/В.Н. Телия.- М.: Наука,1986.- 143 с.Телия В.Н. Метафоризация и её роль в языковой картине мира/В.Н. Телия// Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности. - 1988. -С. 173-203.Харченко В. К. Экспрессивное словоупотребление и контекст/В.К. Харченко//Вопросы структуры предложения. - Ульяновск: 1983. - С. 42-47.Цоллер В.Н. Экспрессивная лексика: семантика и прагматика/В.Н. Цоллер //Филологические науки. - 1996. - № 6. - С. 62-72.Шаховский В.И. Проблема разграничения экспрессивности и эмотивности как семантической категории лингвостилистики/В.И. Шаховский//Проблемы семасиологии и лингвистики. - 1975. - №2. - С. 3-25.Якобсон Р.О. Лингвистика и поэтика/Р.О. Якобсон//Структурализм: «за» и «против».- М: Прогресс, 1975.- С. 193-230.

Аванесова Н. В. Эмоциональность и экспрессивность - категории коммуникативной лингвистики/Н.В. Аванесова//Вестник Югорского государственного университета. - 2010. - №2 (17). - С. 5-9.
Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов/О.С. Ахманова. - М.: Советская энциклопедия,1966. - 598 с.
Блинова О. И. Явление мотивации слов: лексикологический аспект: Учеб. пособие / О.И. Блинова. - Томск: Изд-во Том. ун-та 1984. - 191 с.
Васильев Л.М. К вопросу об экспрессивности и экспрессивных средствах (на материале славянских языков)/Л. М. Васильев//Славянский филологический сборник. - Уфа: 1962. - №3. - С. 107–118.
Галкина-Федорук Е. М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке / Е.М. Галкина-Федорук // Сборник статей по языкознанию. - М.: Наука, 1958. - С. 103–124.
Гальперин И. Р. Очерки по стилистике английского языка / И.Р. Гальперин. – Москва: ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ, 1958. – 458 с.
Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. Учеб. пособие/И.Б. Голуб. - М.: Рольф; Айрис-пресс, 1997. - 448 с.
Ефимов А. И. Стилистика художественной речи /А.И. Ефимов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1957. - 448 с.
Жураковская Н.В. Экспрессивная лексика русских старожильческих говоров среднеобского бассейна: автореф. дисс. .канд. филол. наук: 10.02.01/Нелли Васильевна Жураковская. - Томск, 1971.- 17 с.
Квашина В.В. Оценочность как языковая категория в современной лингвистике [Электронный ресурс]/В.В. Квашина. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenochnost-kak-yazykovaya-kategoriya-v-sovremennoy-lingvistike (Дата обращения 27.04.2023).
Кожина М.Н. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / М.Н. Кожина. - М.: Флинта: Наука, 2006. - 696 с.
Комарова Ю.В. Работа над метафорой как способ формирования выразительной письменной речи учащихся гуманитарных классов [Электронный ресурс]. – URL: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/30(67)/komarova_30_67_382_387.pdf(Дата обращения 27.04.2023).
Королёва И.А. Диалектные фамилии Смоленского края / И.А. Королёва // Русская речь. - 2006. - №5. - С. 103-109.
Крылова А.Г. Онимы и их роль в создании экспрессивности художественной прозы Ю.В. Буйды: дис. …канд.филол.наук:10.02.01. / Крылова Алёна Геннадьевна. – Москва, 2021. – 172 с.
Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М.: НПК «Интелвак», 2001. - [Электронный ресурс].URL: https://biblio.imli.ru/images/abook/teoriya/Literaturnaya_entciklopediya_terminov_i_ponyatij._2001.pdf (дата обращения: 27.04.2023).
Лукьянова Н.А. Некоторые вопросы диалектной лексикологии: учеб. пособие для студентов-филологов/Н.А. Лукьянова. - Новосибирск: Новосибирский гос. университет им. Ленинского комсомола, 1979. - 75 с.
Максимова А.Б. Метафора как средство формирования и развития выразительности речи школьников младшего и среднего подросткового возраста // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2010. – С. 204-209.
Марченко С.В. Категории эмотивности и экспрессивности в повестях и рассказах И.С. Тургенева 1871-1882 гг.: автореф. дис. .канд. филол. наук: 10.02.01/Марченко Светлана Владимировна. - Самара, 2001. - 19 с.
Матвеева Т.В. Лексическая экспрессивность в языке: Учеб. пособие по спецкурсу/ Т.В. Матвеева. - Свердловск: УрГУ, 1986. - 92 с.
Милованова Н.Я. Экспрессивность в стиле научной прозы: дис. .канд. филол. наук: 10.02.01/Нина Яковлевна Милованова. - Пермь, 1982. - 192 с.
Мощева С.В. Способы достижения экспрессивности в рекламном тексте: языковые и неязыковые выразительные средства/С.В. Мощева. - Иваново: 2008. -110 с.
Тагарова Т.Б. Фразеологические единицы бурятского языка как средство создания экспрессивности текста/Т.Б. Тагарова//Санжеевские чтения - 7: материалы Всероссийской научной конференции (с участием зарубежных учёных), посвящённой 110-летию проф. Г.Д. Санжеева. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2012. - С. 7-10.
Тауснева Л.В. Роль имен существительных в художественном тексте. Сравнение. Метафора (2 часа). 5-й класс. [Электронный ресурс]. - URL: https://urok.1sept.ru/статьи/655148/ (дата обращения: 27.04.2023).
Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц/В.Н. Телия.- М.: Наука,1986.- 143 с.
Телия В.Н. Метафоризация и её роль в языковой картине мира/В.Н. Телия// Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности. - 1988. -С. 173-203.
Харченко В. К. Экспрессивное словоупотребление и контекст/В.К. Харченко//Вопросы структуры предложения. - Ульяновск: 1983. - С. 42-47.
Цоллер В.Н. Экспрессивная лексика: семантика и прагматика/В.Н. Цоллер //Филологические науки. - 1996. - № 6. - С. 62-72.
Шаховский В.И. Проблема разграничения экспрессивности и эмотивности как семантической категории лингвостилистики/В.И. Шаховский//Проблемы семасиологии и лингвистики. - 1975. - №2. - С. 3-25.
Якобсон Р.О. Лингвистика и поэтика/Р.О. Якобсон//Структурализм: «за» и «против».- М: Прогресс, 1975.- С. 193-230.