влияние типа темперамента на игровое амплуа волейболистов
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 08.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические основы связи темперамента и спорта 5
1.1. Понятие о темпераменте и его физиологические основы 5
1.2. Общее влияние темперамента на успехи в спортивной деятельности 11
Глава 2. Преимущества темпераментов волейболистов в различных амплуа 17
2.1. Роль нападающего второго темпа. 17
2.2. Роль атакующего первого темпа. 21
2.3. Роль связующего. 23
2.4. Роль либеро. 25
2.5. Причины, по которым роли игроков могут быть выбраны неправильно. 27
Глава 3. Применение характеристик амплуа для формирования волейбольной команды в условиях школы 28
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Связующий игрок - это особая фигура в волейболе, и от него многое зависит в игре. Он самый опытный игрок в команде. С высокой культурой и игровой дисциплиной. Самый расчетливый, дальновидный и хладнокровный игрок. Ошибок мало, надежны. Всегда понимает и знает, что и как сказать партнерам.Игрок со стабильной нервной системой, с подвижной и в то же время чувствительной психикой. Это хорошо работает в сложных и психологически напряженных игровых ситуациях. Тонкий психолог. Обладает развитой интуицией. Хорошо чувствует внутреннее состояние игроков. Четко знает, кому из нападающих доверить завершающий удар в тот или иной момент матча. Общительный, не замкнутый. [3]Имеет высокий социальный статус в команде. Часто выбирается капитаном команды. Впоследствии он часто становится тренером.Связующий игрок - флегматик. Нежелательный вариант, так как флегматик-интроверт. Это затрудняет выполнение функций связующего игрока с высокой эффективностью - обеспечивать игровые и эмоциональные связи. Он играет плавно, но монотонно, надежно, но без воображения. В ответственных ситуациях он действует с большой самоотдачей.Он хорошо работает в стрессовых ситуациях, устойчив к шуму благодаря своей низкой чувствительности. Часто не чувствует эмоционального состояния атакующих игроков. Проявляет мало инициативы, неэмоционален, инертен, может ладить с энергичными нападающими. [7]Обладает высоким уровнем самоконтроля и самоконтроля, оказывает хорошее успокаивающее действие на тревожных игроков. Команда с флегматичным связующим игроком обычно играет плавно, без взлетов и падений.Связующий игрок - холерик. Тоже не лучший вариант. Вспыльчивый характер усиливает беспокойство нападающих. В отношениях он вспыльчив, часто конфликтен. Команда со связующим-холериком играет неравномерно, со взлетами и падениями.В игре вспыльчивому связующему не хватает осторожности и хладнокровия. В стрессовых ситуациях Чем больше ошибок он совершает, тем слабее у вспыльчивого нервная система. Плохо выполняя функцию регулятора отношений и состояния игроков, он часто сам нуждается в психологической регуляции извне.Вспыльчивый связующий может "шокировать", чтобы заменить и" запустить " команду, но надолго этого недостаточно.Связующий игрок - сангвиник. Больше других на роль связующего подходит человек-оптимист. Оптимистичные люди устойчивы к шуму, подвижны, хорошо переключаются. Они осторожны, не теряют рассудка в суматохе игры, справляются со своими эмоциями и "трезво" ведут игру. Они принимают правильные решения быстро и четко. Они дисциплинированы, точны, могут четко выполнять план игры и вносить соответствующие изменения.Оптимистичные люди имеют надежную подачу, хорошую игру в защите и защите. Оптимистичным людям мешают стать идеальными партнерами поверхностные отношения с партнерами. Это затрудняет понимание товарищей. [1]Работая со связующими-сангвиниками, тренер должен помочь им обрести высокий социальный статус в коллективе, научить их видеть внутренний мир и текущее состояние партнеров.2.4. Роль либеро.Требования к игрокам в роли либеро1. Усилить командную игру на задней линии - надежный прием подач и эффективная игра в обороне.2. Возможность стабильной игры с замены.3. Способность положительно влиять на психологический климат шестерых игроков, налаживать игровые связи, поднимать "боевой дух" команды.Характеристики игроков в роли либеро. Обычно волейболисты с очень хорошей игрой на задней линии играют роль либеро. У них сильная, подвижная и уравновешенная нервная система. Они надежно действуют в психологически напряженных ситуациях. Своей самоотверженностью и успешными действиями в защите он улучшает общую игру команды и вдохновляет других игроков.Они допускают мало ошибок, обладают хорошей интуицией, что дает им возможность прогнозировать направление полета мяча и развитие игровой ситуации. Обычно они спокойны, но могут двигаться быстро.Либеро-флегматик. Его отличает стабильная и надежная игра, обеспечиваемая его мощной нервной системой и уравновешенностью. Он имеет стабильный прием с хорошей обработкой мяча. Он хорошо принимает мячи в обороне. [3]Играет тем лучше, чем выше рейтинг матча. Он может совершать ошибки в нестандартных ситуациях, когда необходимо быстро соображать и принимать решения. Он лучше играет в защите, когда атакует соперника вторым темпом.На поле либеро-флегматик сдержан и помогает команде инструментально, а не эмоционально, хотя его невозмутимость и уравновешенность вселяют уверенность в обеспокоенных игроков. Своим спокойствием он может помочь команде восстановить игровой тонус, обрести стабильность. [1]Либеро-холерик. Он играет неравномерно, чередуя блестящие выходы на поле с плохими или даже неудачными. Сбои возникают из-за ошибок в приеме. Способность холериков к самообладанию и высокий уровень развития силы воли позволяют снизить количество спадов в игре холериков. У него хорошая общая игра, он хорошо действует в нестандартных ситуациях. Обладая традиционно высокой самоотверженностью, целеустремленностью и вдохновением, вспыльчивый человек может взбудоражить команду.Либеро-сангвиник. Хороший вариант. Оптимистичные люди способны обеспечить стабильность игры. Обычно они играют плавно и эффективно. Расчетливый, хладнокровный. Они адекватны и хорошо действуют в быстро меняющейся ситуации. Эмоционально они положительно влияют на психологический климат в команде. [6]2.5. Причины, по которым роли игроков могут быть выбраны неправильно.Выбор роли делается в молодежной школе. Выбор основан на потребностях детской команды, а не на конкретном игроке.В дальнейшей карьере игрока учитывается не то, подходит ли игрок как личность для определенной роли, а то, что он может делать, какого он роста и т. д. Особенности структуры личности не принимаются во внимание. Обычно тренеры сосредотачиваются на эффективности действий игроков. На это влияет ранняя специализация игроков и желание тренеров любой ценой побеждать в детских соревнованиях.В командах мастеров они должны учитывать тот факт, что вновь прибывшие игроки уже сделали выбор ролей. Только необходимость и крайняя необходимость иногда вынуждают игроков менять свои игровые функции.Глава 3. Применение характеристик амплуа для формирования волейбольной команды в условиях школыВ результате проведенного теппинг-теста по методике Е.П. Ильина установлено, что восемь (67 %) испытуемых имеют сильную нервную систему, четыре (33 %) — среднюю. Со слабой нервной системой из испытуемых никто не выявлен. Количественное соотношение их представлено на рисунке 1. Рисунок 1. Результаты теппинг-тестированияВ результате проведенного опроса по опроснику Г. Айзенка было выявлено следующее (Рисунок 2): холерический тип темперамента наблюдается у троих испытуемых (25 %), флегматиков также трое (25 %), а сангвиников — 6 человек (50 %). Рисунок 2. Типы темпераментаВ таблице 1 отражены результаты теппинг-теста Е.П. Ильина и опроса по опроснику Г. Айзенка, а также наиболее подходящее амплуа для каждой из испытуемых в соответствии с характеристиками амплуа. Сила психикиТип темпераментаПодходящее амплуа1СильнаяХолерикЦЕ2СильнаяХолерикЦЕ3СредняяФлегматикДоигровщик4СредняяСангвиникСвязка5СильнаяСангвиникЛиберобСильнаяСангвиникЛиберо7СильнаяФлегматикДоигровщик8СредняяСангвиникСвязка9СредняяФлегматикДоигровщик10СильнаяСангвиникСвязка11СильнаяХолерикДоигровщик12СильнаяСангвиникДонгровщикТаблица 1. Соответствие психофизиологических характеристик и амплуаВ представленной ниже таблице 2 отражены результаты контрольных испытаний технической подготовленности игроков экспериментальной команды. Наглядно прослеживается, что представители различных амплуа демонстрируют максимальную результативность при выполнении определенных тестов (соответствие выделено цветами в таблице). Для доигровщика, выделенного красным, определяющим является первый тест — прямой нападающий удар из зоны 4 на точность в зоны 1, б и 5 после передачи из зоны 3. Для нападающего первого темпа (центральный блокирующий — ЦБ), отмеченного синим цветом, наиболее важный тест — нападающий удар из зоны 3 в 4-6 метр площадки соперника. Определяющие тесты для либеро выделены желтым цветом (3 и 4 тест): прием подачи в зонах 1, 6, 5 и защитные действия в зонах 1, 6, 5. Для связующего (зеленый) наиболее важными тестами стали 3 последних теста: укороченная низкая передача в зону 3, средняя передача из зоны 3 в зону 4, длинная передача из зоны 2 в зону 4. В таблице также отражены примерные амплуа в соответствии с результатами контрольных испытаний. Испытании1234567891011121.Нападенне в зоне 4 в зону 1:57855б8585476:477б5ббб746 5:7б855б7575772.Нападение в зоне 387б4547б53ббЗ.Защига в зоне:1:Ь56б8б675б7б6:7б678766ббб85:67767977ббб74.Прнем подачи взоне 1:55б567б6бб556:645б7757б5455:6б55785555455.Укороченнаяпередача в зону 3Ь7б77б87б47бЬ.Средниипередача из зоны 3 в зоны 47бб8557974787.Длиннаи передачаиз зоны 2 в зону' 4in4б844747777АмплуаЦБЦБД-кСвязЛибЛибД-кСвизД-к(:визД-кД-кТаблица 2. Тестирование технической подготовленности.Таким образом, определился состав экспериментальной группы по амплуа. В ходе комплексного тестирования (психофизиологическое и педагогическое) выявлено (Рисунок 3), что: нападающих 1 темпа двое (17 %), доигровщиков (нападающих 2 темпа) — 5 человек (41 %), связующих игроков трое (25 %) и либеро так же двое (17 %).Рисунок 3. Распределение амплуа в экспериментальной командеС помощью методов математической статистики было установлено: 1. По результатам партий, проведенных до экспериментальных воздействий, достоверных различий между результативностью групп испытуемых не установлено. Следовательно, можно судить о равном уровне подготовленности участников эксперимента и однородности группы. После эксперимента разница в счете между контрольной и экспериментальной группами имеет достоверные различия (Таблица 3). Игровые партииКГ Х±mЭГ Х±mдостоверностьPt расчt та610до эксперимента230±0,758эксперимента213±1,2991,132,10P < 0.0510 после эксперимента208 ± 1,08248 ± 0,6492,782,10Таблица 3. Изменение результативности команд до и после эксперимента.2. Между результативностью экспериментальной группы до и после эксперимента так же выявлены достоверные различия (Таблица 4), что говорит о видимых изменениях в уровне подготовленности.Игровые партииЭГдоХ ± тЭГпослеХ ± тдостовеуностьРt расчнтабt та610 до и после эксперимента213 ± 1,383248± 0,2492,2892,262Р < 0.05Таблица 4. Различия результатов экспериментальной группы до и после экспериментаЗаключениеКак в спортивной практике, так и в большинстве научно-методических работ большое внимание уделяется развитию физических качеств у спортсменов, реакции организма на различные тренировочные программы, развитию процессов утомления и восстановления и т.д. Однако явно недостаточно внимания уделяется регулирующему влиянию психики спортсмена на психическое состояние, психомоторные, эмоциональные проявления. Несомненно, эти и другие психофизиологические факторы существенно влияют на качество тренировочного процесса и соревновательную активность игроков Очевидно, что ключевыми моментами эффективного блокирования являются предвосхищение, принятие решений, скорость передвижения и способность к прыжкам. Полученные данные вполне согласуются с исследованиями ученых, изучавших вопросы психологической подготовки в волейболе. Личностные и типологические особенности волейболистов определяют характер их поведения в процессе соревновательной деятельности, что отражается в особенностях их оценки игровой ситуации и характере принятия решений. Учет типа темперамента позволит тренеру применять индивидуальный подход к каждому спортсмену и своевременно вносить коррективы в тренировочный процесс для достижения высоких спортивных результатов.Подводя итог, следует отметить, что в каждом рассмотренном темпераменте есть как положительные, так и отрицательные качества, но при наличии любого типа темперамента получаются отличные спортсмены. Знание особенностей темперамента-обязательная составляющая индивидуального подхода и выбора вида спорта. Без оценки типа высшей нервной деятельности невозможно достичь взаимопонимания между спортсменом и тренером и правильно определить методы работы.Список использованной литературыВанек М., Гошек В. Актуальные вопросы психологической подготовки спортсменов // Психология и современный спорт, 1982. №3. С. 113.-114Бегметова М. Х., Деманов А. В., Ленская Н. П. Основные направления при создании модели выбора амплуа на начальном этапе обучения волейболу // Человек. Спорт. Медицина. 2006. №3 (58). Беляев, А.В. Волейбол: теория и методика тренировки [Текст]: учеб. пособие/А.В. Беляев, Л.В. Булыкина. – М.:ТВТ Дивизион, 2011. – 184с.Дегтярев, В. П. Нормальная физиология : учебник / В. П. Дегтярев, Н. Д. Сорокина. — Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. — 480 с. — ISBN 978-5-9704-5130-4. — Текст : электронный // ЭБС «»Консультант студента»» Елисеева Т.П., Ныркова Д.С. Влияние психологической подготовки на результат соревновательной деятельности волейболистов // Царскосельские чтения. 2015. №XIX. Криличевский, В.И. Педагогика физической культуры [Текст]. Учебник. / В.И. Криличевский, А.Г. Семенов, С.Н. Бекасова. – М.: КноРус, 2016. – 320 с.Кузьмин Евгений Борисович, Денисенко Юрий Прокофьевич, Ахметов Айдар Мухаметлаисович, Чухно Павел Васильевич, Андрущишин Иосиф Францевич Психолого-педагогические условия формирования спортивной мотивации у юных волейболистов // Человек. Спорт. Медицина. 2016. №1. Кустарева, А. Э. Влияние темперамента на успешность игрока в игровом амплуа в волейболе / А. Э. Кустарева // Студенческая наука и XXI век. – 2020. – Т. 17, № 1-2(19). – С. 352-354. – EDN YBIWTG.Нормальная физиология : учебник / В. Б. Брин [и др.] ; ред. Б. И. Ткаченко. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2016. — 688 с. — ISBN 978-59704-3664-6. — Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента» Нормальная физиология : учебник для студентов / К. В. Судаков [и др.]. — Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 880 с. — 978-5-9704-3528-1. — Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента» Попков Владимир Ильич Учёт психологических особенностей личности игроков в процессе подготовки волейболистов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. №2. Ржанов Алексей Александрович. Психологические характеристики, определяющие соответствие амплуа связующего игрока в волейболе // Ученые записки университета Лесгафта. 2020. №12 (190). Тишкова Ксения Александровна, Левкова Татьяна Валериевна.Психологическая подготовка волейболистов к соревнованиям // Вестник ПГУ им. Шолом-Алейхема. 2023. №1 (50). Юркина З.В. Психологическая подготовка спортсменов во время проведения соревнований по волейболу // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2019. №2.
Бегметова М. Х., Деманов А. В., Ленская Н. П. Основные направления при создании модели выбора амплуа на начальном этапе обучения волейболу // Человек. Спорт. Медицина. 2006. №3 (58).
Беляев, А.В. Волейбол: теория и методика тренировки [Текст]: учеб. пособие/А.В. Беляев, Л.В. Булыкина. – М.:ТВТ Дивизион, 2011. – 184с.
Дегтярев, В. П. Нормальная физиология : учебник / В. П. Дегтярев, Н. Д. Сорокина. — Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. — 480 с. — ISBN 978-5-9704-5130-4. — Текст : электронный // ЭБС «»Консультант студента»»
Елисеева Т.П., Ныркова Д.С. Влияние психологической подготовки на результат соревновательной деятельности волейболистов // Царскосельские чтения. 2015. №XIX.
Криличевский, В.И. Педагогика физической культуры [Текст]. Учебник. / В.И. Криличевский, А.Г. Семенов, С.Н. Бекасова. – М.: КноРус, 2016. – 320 с.
Кузьмин Евгений Борисович, Денисенко Юрий Прокофьевич, Ахметов Айдар Мухаметлаисович, Чухно Павел Васильевич, Андрущишин Иосиф Францевич Психолого-педагогические условия формирования спортивной мотивации у юных волейболистов // Человек. Спорт. Медицина. 2016. №1.
Кустарева, А. Э. Влияние темперамента на успешность игрока в игровом амплуа в волейболе / А. Э. Кустарева // Студенческая наука и XXI век. – 2020. – Т. 17, № 1-2(19). – С. 352-354. – EDN YBIWTG.
Нормальная физиология : учебник / В. Б. Брин [и др.] ; ред. Б. И. Ткаченко. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2016. — 688 с. — ISBN 978-59704-3664-6. — Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента»
Нормальная физиология : учебник для студентов / К. В. Судаков [и др.]. — Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 880 с. — 978-5-9704-3528-1. — Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента»
Попков Владимир Ильич Учёт психологических особенностей личности игроков в процессе подготовки волейболистов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. №2.
Ржанов Алексей Александрович. Психологические характеристики, определяющие соответствие амплуа связующего игрока в волейболе // Ученые записки университета Лесгафта. 2020. №12 (190).
Тишкова Ксения Александровна, Левкова Татьяна Валериевна. Психологическая подготовка волейболистов к соревнованиям // Вестник ПГУ им. Шолом-Алейхема. 2023. №1 (50).
Юркина З.В. Психологическая подготовка спортсменов во время проведения соревнований по волейболу // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2019. №2.