«Взаимосвязь темперамента и характера: характеристика и анализ
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 02.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА В ПСИХОЛОГИИ 5
1.1. Темперамент как формально-динамическая характеристика личности: подходы к определению и описанию в психологии 5
1.2. Характер как содержательная характеристика личности: особенности формирования и проявления 11
1.3. Соотношения темперамента и характера: подходы к пониманию 20
1.4. Методики изучения темперамента и характера 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36
д.Одним из наиболее известных психологических тестов, используемых для изучения характера, является тест личностных черт. Он состоит из набора вопросов, которые направлены на изучение различных аспектов характера, таких как экстраверсия, невротизм, ответственность, сознательность, открытость новому и т.д. После прохождения теста человек получает результаты, которые могут помочь ему понять, какие черты характера являются наиболее выраженными у него.Еще один пример психологического теста для изучения характера - тест ценностей. Он направлен на изучение ценностей и мотиваций человека, которые могут влиять на его поведение и решения в жизни.Преимуществом психологических тестов и опросников является то, что они могут быть легко стандартизированы и применены к большому числу людей. Кроме того, результаты могут быть обработаны с помощью статистических методов, что позволяет получить точную информацию о характеристиках личности и сравнивать их между собой.Однако недостатком психологических тестов и опросников является то, что они могут быть неполными и не учитывать контекст социальных и культурных факторов, которые могут влиять на формирование характера и его проявление в поведении. Кроме того, люди могут быть несколько предвзятыми при ответах на вопросы теста, что может привести к искажению результатов.В целом, психологические тесты и опросники могут быть полезны при изучении характера, но они должны быть использованы в сочетании с другими методами.Еще одним примером психологического теста для изучения характера является тест типологии характеров А.Аугустинавичюте. Он представляет собой набор вопросов, направленных на изучение четырех типов характера: холерика, сангвиника, меланхолика и флегматика. Результаты теста позволяют выявить преобладающий тип характера у человека и описать его особенности.Еще один пример теста, используемого для изучения характера - Джексон тест. Он направлен на изучение того, как человек воспринимает и оценивает свои взаимоотношения с другими людьми, а также на изучение его склонностей к конфликтам и способности к самоанализу.Помимо тестов личности и ценностей, существуют также опросники для изучения моральных ценностей, эмоциональной стабильности, устойчивости к стрессу и других аспектов личности, которые могут влиять на характер.Несмотря на то, что психологические тесты и опросники могут быть полезными для изучения характера, они не являются единственным и исчерпывающим методом, могут влиять на формирование характера и его проявление в поведении.Проективные методы - это методы психологической диагностики, которые направлены на изучение неявных аспектов личности, таких как эмоции, мотивы, потребности и т.д. Они основываются на идее, что люди проецируют свои неосознаваемые мысли и чувства на некоторые объекты или ситуации, которые затем используются для изучения их личности.Один из наиболее известных проективных методов - тест Роршаха. Он состоит из десяти черно-белых пятен, которые представляют собой абстрактные формы. Человеку предлагается рассказать, что ему напоминает каждое пятно, и объяснить, что он видит на картинке. Результаты теста анализируются в контексте содержательной и структурной характеристик личности.Еще один пример проективного метода - тест тематической апперцепции. Он представляет собой набор иллюстраций, на которых изображены люди в различных ситуациях. Человеку предлагается рассказать историю, которая объясняет, что происходит на картинке и как люди на ней чувствуют себя. Анализ результатов теста позволяет выявить неосознаваемые мотивы и потребности личности.Еще одним примером проективного метода является тест выбора профессии. Он представляет собой набор вопросов, которые направлены на изучение интересов и предпочтений человека в отношении профессиональной деятельности. Результаты теста позволяют выявить скрытые мотивы и потребности, которые могут влиять на выбор профессии.Преимуществом проективных методов является то, что они позволяют изучить неявные аспекты личности, которые могут быть недоступны для осознанного анализа. Однако, недостатком этих методов является то, что они могут быть менее стандартизированными и требовать более тщательной интерпретации результатов. Кроме того, проективные методы могут быть менее точными и надежными, чем другие методы, используемые для изучения характера.Наблюдение и анамнез являются методами изучения характера, которые могут быть полезными в психологической диагностике. Наблюдение позволяет изучить поведение человека в естественных условиях, в то время как анамнез позволяет изучить историю его жизни, включая прошлые события, отношения и т.д.Один из примеров использования наблюдения для изучения характера - это наблюдение за ребенком в детском саду или школе. Наблюдая за его поведением, можно получить информацию о том, как он взаимодействует со сверстниками и взрослыми, как он реагирует на различные ситуации, насколько активен или пассивен и т.д. Эти наблюдения могут быть полезными для выявления особенностей его характера.Анамнез - это изучение истории жизни человека. Один из примеров использования анамнеза для изучения характера - это интервьюирование пациента психологом или психиатром. В ходе интервью могут обсуждаться различные события и отношения из прошлого пациента, которые могут влиять на его характер и поведение. Например, пациент может рассказать о своих взаимоотношениях с родителями в детстве и о том, как они повлияли на его самооценку, уверенность в себе и т.д.Другой пример использования анамнеза - это сбор информации о медицинской и семейной истории пациента. Эти данные могут быть полезными для выявления наследственных факторов, которые могут влиять на его темперамент и характер.Преимуществом наблюдения и анамнеза является то, что они позволяют получить более глубокое и детальное понимание личности, чем некоторые другие методы. Кроме того, они могут быть более точными и надежными, чем некоторые другие методы, такие как психологические тесты и опросники. Однако, недостатком этих методов является то, что они могут быть менее стандартизированными и требовать более высокой квалификации со сторонынаблюдателя или исследователя при интерпретации данных. Кроме того, наблюдение и анамнез могут быть менее удобными и менее экономически эффективными, чем некоторые другие методы, такие как психологические тесты и опросники.Еще один пример использования анамнеза для изучения характера - это изучение личных записей или дневников человека. Личные записи могут содержать информацию о чувствах, мыслях и переживаниях, которые могут помочь исследователю получить более глубокое понимание личности человека. Например, пациент может рассказать о своих страхах и амбициях в своих дневниках, что может помочь исследователю лучше понять его характер и мотивы.Таким образом, наблюдение и анамнез могут быть полезными методами для изучения характера, так как они позволяют получить детальную информацию о личности человека и его истории жизни. Однако, они могут быть менее стандартизированными и требовать более высокой квалификации исследователя.Методики изучения темперамента и характера могут быть полезны в психологической практике для диагностики и лечения различных психологических и психических проблем. Рассмотрим несколько примеров, как эти методики могут использоваться в практике.Диагностика психологических расстройств: психологические тесты и опросники могут использоваться для диагностики различных психологических расстройств, таких как депрессия, тревожность, психопатия и другие. Результаты тестов и опросников могут помочь психологу определить темперамент и характер пациента, что может быть полезным при выборе наиболее эффективного лечения.Изучение личности: методы наблюдения и анамнеза могут быть использованы для изучения личности пациента. Эти методы могут помочь психологу получить более глубокое понимание личности пациента и выявить потенциальные факторы, которые могут влиять на его поведение и настроение.Выбор профессии: методы изучения темперамента и характера могут помочь психологу помочь клиенту выбрать профессию, которая соответствует его индивидуальным особенностям. Например, если пациент имеет высокий уровень тревожности и неустойчивости, то работа, связанная с высоким уровнем стресса, может быть для него неподходящей.Развитие личности: методы изучения темперамента и характера могут быть использованы для помощи пациентам в развитии и улучшении их личности. Например, пациенты с низким уровнем самооценки могут получить помощь от психолога в развитии более здорового и позитивного характера.Управление стрессом: методы изучения темперамента и характера могут помочь пациентам в управлении стрессом и научить их адаптироваться к сложным жизненным ситуациям. Например, пациенты с высоким уровнем раздражительности могут получить помощь от психолога в развитии техник управления своими эмоциями иснижения уровня стресса.Разрешение конфликтов: методы изучения темперамента и характера могут быть использованы для помощи пациентам в разрешении конфликтов. Например, пациенты с агрессивным темпераментом могут получить помощь от психолога в разработке стратегий по управлению своей агрессией и уменьшении конфликтных ситуаций.Поддержание здоровых отношений: методы изучения темперамента и характера могут быть использованы для помощи пациентам в развитии здоровых отношений с другими людьми. Например, пациенты с социальной тревожностью могут получить помощь от психолога в развитии навыков социального взаимодействия и коммуникации.В целом, методы изучения темперамента и характера могут быть полезны в психологической практике для диагностики, лечения и поддержания психического здоровья пациентов. Однако, каждый метод имеет свои ограничения и требует профессиональной квалификации исследователя, чтобы обеспечить точность и надежность полученных результатов.Таким образом, методики изучения темпераментаи характера - это важный инструмент для изучения личности и ее особенностей. Они могут быть полезны в различных областях, таких как психологическая диагностика, лечение психологических проблем, выбор профессии, управление стрессом, разрешение конфликтов и поддержание здоровых отношений.В настоящее время доступно множество методик, которые могут быть использованы для изучения темперамента и характера. Эти методики включают в себя психологические тесты и опросники, проективные методы, методы наблюдения и анамнеза, а также биологические и физиологические методы.Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки, и выбор метода зависит от конкретных целей исследования. Например, психологические тесты и опросники могут быть полезны для диагностики психологических расстройств, а методы наблюдения и анамнеза могут помочь в изучении личности человека.Важно отметить, что использование методик изучения темперамента и характера требует высокой квалификации исследователя, чтобы обеспечить точность и надежность результатов. Кроме того, результаты изучения темперамента и характера должны рассматриваться в контексте других факторов, таких как культурные и социальные условия, в которых живет и работает человек.Темперамент и характер являются важными характеристиками личности, которые могут оказывать влияние на поведение и мотивацию человека. Изучение этих характеристик может помочь психологам и другим специалистам в различных областях для более эффективного лечения, управления стрессом, конфликтов и развития здоровых отношений.ЗАКЛЮЧЕНИЕТемперамент и характер - это две важные характеристики личности, которые могут влиять на поведение и мотивацию человека. Темперамент относится к биологическим особенностям организма, таким как уровень активности и возбудимости нервной системы. Характер же является продуктом взаимодействия между нашим темпераментом и нашими жизненными обстоятельствами.Существует несколько подходов к определению темперамента и характера, включая биологический, когнитивно-поведенческий, гуманистический и экзистенциальный подходы, а также системно-интегративный подход.Существует множество методик для изучения темперамента и характера, таких как психологические тесты и опросники, проективные методы, методы наблюдения и анамнеза, а также биологические и физиологические методы. Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки, и выбор метода зависит от конкретных целей исследования.Изучение темперамента и характера может быть полезным для психологической диагностики, лечения психологических проблем, выбора профессии, управления стрессом, разрешения конфликтов и поддержания здоровых отношений.В целом, понимание темперамента и характера может помочь людям лучше понимать себя и других, а также помочь развивать здоровые отношения и лучше управлять своей жизнью.Взаимосвязь темперамента и характера является сложной и многогранной. Темперамент может влиять на формирование характера, но одновременно наш характер может влиять на то, как мы проявляем свой темперамент. Например, человек с высокой степенью эмоциональной чувствительности (часть темперамента) может развить характер, который позволит ему эффективно управлять своими эмоциями и принимать взвешенные решения в стрессовых ситуациях.Важно помнить, что темперамент и характер могут быть изменены. Темперамент может быть управляем через поведенческие стратегии и практики, такие как медитация и йога, а характер может быть изменен через развитие навыков саморазвития и личностного роста.Таким образом, понимание взаимосвязи между темпераментом и характером может помочь людям лучше понимать себя и свои поведенческие паттерны, развивать свои сильные стороны и управлять своими слабыми сторонами, и, в конечном счете, улучшать качество своей жизни.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК1. Адлер А. Наука о характерах: понять природу человека / А. Адлер; пер. Е.А. Цыпин. – М.: Академический проект, 2017. – 242 с. 2. Баткина И. Б. Психология темперамента и характера./ И. Б. Баткина, Л. В. Паринова ; Воронеж.гос. техн. ун-т. – Воронеж: Воронеж.гос. техн. ун-т, 2019. – 181 с.3. Беспалова Т.М. Психология характера и акцентуации личности. / Т.М. Беспалова. – Рязань: Концепция, 2017. – 96 с.4. Борисов Д. Д. Темперамент и индивидуальность. Исследование темперамента методом визуальной психодиагностики // Проблемы современного образования. – 2018. – № 5. – С. 134-141.5. Калашникова С. А. Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности / С. А. Калашникова. // Молодой ученый. - 2019. — № 8 (31). - С. 84-87. 6. Плохоцкий А. И. Субъективные и объективные методы исследования особенностей темперамента // Акмеология. – 2019. – № S1. – С. 126.7. Русалов, В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека. Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования: монография / В.М. Русалов. – М.: Ин-т психологии РАН, 2021. – 528 с.8. Тремаскина Е. В. К проблеме влияния темперамента на межличностные отношения / Е. В. Тремаскина. // Молодой ученый. - 2018. - № 11 (115). - С. 1790-1793. 9. Усмонова М.А. Влияние темперамента на деятельность и поведение человека / М.А. Усмонова, Ш.А. Расулова // Вестник науки и образования. – 2019. – № 19-3 (73). – С. 56-58.10. Чихачев М.В. К вопросу о структуре характера и его развития / М.В. Чихачев, М.В. Алещенко // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 1 (50). – С. 212–214.Электронные ресурсы11. Ванеян С.С. Тест Роршаха: случайности восприятия и закономерности воображения. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/test-rorshaha-sluchaynosti-vospriyatiya (дата обращения 03.05.2023)12. Грушева О.А. Теории темперамента. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teorii-temperamenta (дата обращения 03.05.2023)13. Джеффри А. Грей Нейропсихология темперамента. – URL: https://www.phantastike.com/medical_psychology/neuropsychology_g/html/ (дата обращения 03.05.2023)14. Капцов А.В. Методика для диагностики актуальных потребностей личности. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-dlya (дата обращения 03.05.2023)15. Колесов С.Г. Пространственно-временные проявления симптоматики в конститутциональной теории Э. Кречмера. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prostranstvenno-vremennye (дата обращения 03.05.2023)16. Лапкин М.М. П. К. Анохин - создатель теории функциональной системы. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/p-k-anohin-sozdatel-teorii-funktsionalnoy-sistemy (дата обращения 03.05.2023)17. Тест типологии характеров А. Аугустинавичюте. – URL: https://truesocionics.ru/opredelenie-tipa-lichnosti-aushra-augu/ (дата обращения 03.05.2023)18. Типология Э. Фромма. – URL: https://www.b17.ru/article/87457/ (дата обращения 03.05.2023)19. Шалонько Е. Б. К вопросу о современном представлении темперамента в отечественной и зарубежной психологии. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprossu-o-sovremennom (дата обращения 03.05.2023)20. Шелдон У.: конституциональная теория темперамента. – URL: https://psycho.pp.ua/differentsialnaya/sheldon-konstitutsionalnaya (дата обращения 03.05.2023)21. Эмпирическое исследование типологических особенностей характера – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/empiricheskoe-issledovanie (дата обращения 03.05.2023)
1. Адлер А. Наука о характерах: понять природу человека / А. Адлер; пер. Е.А. Цыпин. – М.: Академический проект, 2017. – 242 с.
2. Баткина И. Б. Психология темперамента и характера./ И. Б. Баткина, Л. В. Паринова ; Воронеж. гос. техн. ун-т. – Воронеж: Воронеж. гос. техн. ун-т, 2019. – 181 с.
3. Беспалова Т.М. Психология характера и акцентуации личности. / Т.М. Беспалова. – Рязань: Концепция, 2017. – 96 с.
4. Борисов Д. Д. Темперамент и индивидуальность. Исследование темперамента методом визуальной психодиагностики // Проблемы современного образования. – 2018. – № 5. – С. 134-141.
5. Калашникова С. А. Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности / С. А. Калашникова. // Молодой ученый. - 2019. — № 8 (31). - С. 84-87.
6. Плохоцкий А. И. Субъективные и объективные методы исследования особенностей темперамента // Акмеология. – 2019. – № S1. – С. 126.
7. Русалов, В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека. Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования: монография / В.М. Русалов. – М.: Ин-т психологии РАН, 2021. – 528 с.
8. Тремаскина Е. В. К проблеме влияния темперамента на межличностные отношения / Е. В. Тремаскина. // Молодой ученый. - 2018. - № 11 (115). - С. 1790-1793.
9. Усмонова М.А. Влияние темперамента на деятельность и поведение человека / М.А. Усмонова, Ш.А. Расулова // Вестник науки и образования. – 2019. – № 19-3 (73). – С. 56-58.
10. Чихачев М.В. К вопросу о структуре характера и его развития / М.В. Чихачев, М.В. Алещенко // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 1 (50). – С. 212–214.
Электронные ресурсы
11. Ванеян С.С. Тест Роршаха: случайности восприятия и закономерности воображения. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/test-rorshaha-sluchaynosti-vospriyatiya (дата обращения 03.05.2023)
12. Грушева О.А. Теории темперамента. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teorii-temperamenta (дата обращения 03.05.2023)
13. Джеффри А. Грей Нейропсихология темперамента. – URL: https://www.phantastike.com/medical_psychology/neuropsychology_g/html/ (дата обращения 03.05.2023)
14. Капцов А.В. Методика для диагностики актуальных потребностей личности. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-dlya (дата обращения 03.05.2023)
15. Колесов С.Г. Пространственно-временные проявления симптоматики в конститутциональной теории Э. Кречмера. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prostranstvenno-vremennye (дата обращения 03.05.2023)
16. Лапкин М.М. П. К. Анохин - создатель теории функциональной системы. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/p-k-anohin-sozdatel-teorii-funktsionalnoy-sistemy (дата обращения 03.05.2023)
17. Тест типологии характеров А. Аугустинавичюте. – URL: https://truesocionics.ru/opredelenie-tipa-lichnosti-aushra-augu/ (дата обращения 03.05.2023)
18. Типология Э. Фромма. – URL: https://www.b17.ru/article/87457/ (дата обращения 03.05.2023)
19. Шалонько Е. Б. К вопросу о современном представлении темперамента в отечественной и зарубежной психологии. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprossu-o-sovremennom (дата обращения 03.05.2023)
20. Шелдон У.: конституциональная теория темперамента. – URL: https://psycho.pp.ua/differentsialnaya/sheldon-konstitutsionalnaya (дата обращения 03.05.2023)
21. Эмпирическое исследование типологических особенностей характера – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/empiricheskoe-issledovanie (дата обращения 03.05.2023)