Возможности использования природных ресурсов на уроках биологии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 30 30 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 04.06.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 5
1.1. Наглядность как один из важнейших принципов в современной системе обучения 5
1.2. Применение природных ресурсов как средства обучения уроках биологии 8
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 13
2.1. Анализ педагогического опыта использования природных ресурсов на уроках биологии 13
2.2. Предложения по использованию природных объектов при изучении биологии 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28


Фрагмент для ознакомления

Здесь мы также предлагает использовать природный материал, но делать упор не только на общие гербарии, но и на специальные его варианты, например, гербарии по теме «Виды корней и типы корневых систем», «Видоизменения корня», «Побеги и почки», «Внешнее строение листа», «Строение и разнообразие цветов», «Соцветия», «Плоды». Также важно использовать влажный материал.Рисунок 3 – Пример гербария «Плоды и семена»Важными являются тематические коллекции костей, шерсти, рогов, костей, гнезд, раковин и т.д. Они применяются для изучения раздела «Многообразие животного мира».Также в разделе по изучению животного мира незаменимыми будут влажные препараты (рисунок 4).Рисунок 4 – Пример влажных препаратов для изучения курса зоологииИнтересной может стать работа по изучению систематики растений и животных. Для этого предлагается применять современные электронные ресурсы. Одним из таких ресурсов является платформа Naturalist (https://www.inaturalist.org/). Данный ресурс обладает уникальными возможностями по изучению биологического разнообразия в целом и его регионального компонента в частности. Пользователь может как изучать уже имеющиеся данные (вкладка «Исследуйте»), так и вносить свои наблюдения (вкладка «Ваши наблюдения», появляется после регистрации). Платформа обладает широкими возможностями по идентификации живых организмов по фотографии, давая точность от 70 до 90% в зависимости от типичности вида, качества загруженного изображения. Данную платформу можно активно применять при обучении детей биологии. Так, например, при изучении параграфа №32 (Класс Двудольные) можно дать детям задание по характеристике отдельных семейств. Например, детям предлагается указать число видов семейств Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые, Сложноцветные, Мотыльковые, отобрать 10 наиболее типичных видов (по числу наблюдений), составить характеристику семейства по такому плану как наименование, латинское название, число видов в целом, число видов в конкретном регионе, типичные представители с фотографиями, типичные признаки растений семейства. С помощью сайта Naturalist выполнить такое обобщение довольно легко. Так, на рисунке 4 можно видеть пример результатов поиска для семейства Крестоцветные (Капустные) (Brassicaceae) в Республике Татарстан.Рисунок 5– Пример результатов поиска для семейства Крестоцветные (Капустные) (Brassicaceae) Как видно из рисунка, мы может наблюдать 10 наиболее встречаемых видов из 63, число наблюдений. При выборе одного из растений подробно высвечивается информация о растении, в т.ч. ареал его обитания (рисунок 5). Аналогичные задания могут быть даны индивидуально каждому ребенку. Это позволит не только охватить большее число семейств, но и создать некий проект, в котором дети составлять представление о типичных представителях флоры своего региона.После этого предлагается собрать гербарий типичных растений, например, пяти самых распространенных видов. Это может быть как вариант микропроекта, так и вариант задания на летние каникулы.Рисунок 6 – Пример информации об ареале обитания растения на пример икотника серо-зеленого (Berteroa incana)Нельзя упускать и возможность проведения натурных экспериментов с использованием природного материала. Для этого в кабинете биологии должен быть оборудован флорариум, а также емкости для содержания ряда животных, например домовых пауков (Tegenaria domestica), различных насекомых, аквариумы, в которых могут содержаться как растения, так и животные, например, обыкновенные прудовики (Lymnaea stagnalis). Наблюдение за поведением животных, их питанием, ростом, метаморфозами позволяет развить у детей интерес к живой природе. Интересным может быть наблюдение не за реальными, доступными объектами, а за объектами, которые обитают в зоопарках, природных парках мира. Для этого очень хорошо подойдут веб-камеры и ресурсы, которые в круглосуточном режиме демонстрируют изображение с них. Так, например, по ссылке http://tvway.ru/index.php?file=10006 можно наблюдать жизнь панды в зоопарке Панда в г. Сан-Диего (Калифорния, США). По ссылке https://world-cam.ru/cams/barnaul-webcam-online/dalnevostochnyy-leopard-elisey-barnaulskiy-zoopark-veb-kamera-onlayn/ можно наблюдать за жизнью дальневосточного леопарда Елисея, который содержится в Барнаульском зоопарке. А ссылка https://www.geocam.ru/online/namib-desert/ позволяет в реальном времени наблюдать за посетителями водопоя в пустыне Намиб.Курс биологии 8 класса посвящен анатомии и физиологии человека [13].Поскольку человек – сложный с этической точки зрения объект для изучения, то и натуральные препараты здесь довольно специфические. Например, при изучении параграфа №4 «Строение организма человека (1)» следует применять фабричные препараты, которые отражают отдельные уровня организации человека, например, микропрепараты хромосом (атомно-молекулярный), клеток крови (клеточный), мышечной ткани (тканевый), влажные препараты органов. Они же применяются при изучении отдельных систем органов. Кроме того можно применять и отдельные специфические натуральны объекты. Например, при изучении опорно-двигательной системы, состава, строения и роста костей можно применять скелет человека, отдельные кости в распиле вдоль и поперек, препараты суставов. В 9 классе авторами УМК предлагается изучать основы общей биологии [3]. Здесь можно предложить изучать на региональном материале такие темы как «Основы селекции» (сорта и породы, которые применяются в Татарстане, экскурсия в племенное, семеноводческое хозяйство), «История развития органического мира» (окаменелости, типичные для региона), «Структура экосистемы» (типичные экосистемы региона).Здесь большое значение имеют коллекции, стенды, подборки тематического характера, например, стенд «Лесная экосистема», «Водная экосистема», «Почва как среда обитания». Здесь наглядно на фоне изображения среды могут быть использованы отдельные объекты живой природы.Таким образом, можно использовать большой спектр натуральных средств наглядности. Это могут быть как гербарии, фунгарии, многочисленные тематические коллекции (плоды, семена, раковины и т.д.), таки влажные препараты. Нельзя забывать про экскурсионные формы обучения, а также про новые методы обучения, когда применяются виртуальные экскурсии. ЗАКЛЮЧЕНИЕКурс биологии в школе призван вооружить учащихся элементарными знаниями о предметах и явлениях природы, о простейших взаимосвязях между нами, а также о взаимодействии человека и природы. Ведущими методами работы в области биологии являются методы естественных наук: наблюдение в природе, наблюдения в классе, экскурсии, опыты, практические работы. Все эти методы предполагают работу с натуральными объектами.В рамках исследования мы охарактеризовали подходы к использованию натуральных средств наглядности при обучении биологии.На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:Принцип наглядности в обучении – один из основных дидактических принципов, предполагающий обучение, основанное на психических образах, воспринимаемых обучающимися. Данный принцип реализуется при помощи средств наглядности,Применение природных ресурсов как средства обучения уроках биологии может быть крайне обширным. В методике преподавания биологии предлагаются разнообразные живые натуральные средства наглядности (натуральными живыми пособиями служат специально подобранные растения (комнатные и принесенные со школьного участка или с экскурсии), животные в аквариумах, инсектариях, террариумах и клетках в уголке живой природы) и неживые (препарированные) средства наглядности (к натуральным препарированным пособиям относятся гербарии, влажные препараты, микропрепараты, коллекции, скелеты позвоночных животных и отдельные их части, чучела, раздаточный материал для практических работ и др.).Был проведен анализ педагогического опыта использования природных ресурсов на уроках биологии. Было показано, что в целом натуральные средства наглядности применяются широко. Применяются как живые, так и неживые натуральные средства наглядности.Мы разработали предложения по использованию природных объектов при изучении биологии на основе УМК В.В. Пасечника «Линия жизни» для 5-9 классов.Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1985. – 208 сБиология. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных организаций / В.В. Пасечник, С.В. Сумахин, Г.С. Калинина, З.Г. Гапонюк; под ред. В.В. Пасечника. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 160 с.Биология. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов и др.; под ред. В.В. Пасечника. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 207 с.Дмитриева Е.А. Использование ресурсов виртуального гербария ЯГПУ в образовательно практике / Е.А. Дмитриева // Ярославский педагогический вестник, 2015. – № 3. – С. 64-69.Дмитриевская А.А. Опыт организации исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии / А.А. Дмитриевская // Студенческий электронный журнал Стриж, 2021. – № 6 (41). – С. 33-37.Леонтьева И.А. Особенности применения наглядных средств обучения на уроках биологии / И.А. Леонтьева // Бюллетень науки и практики, 2021. – Т. 7. – № 9. – С. 557-562.Лукьянова Н.В. Методика использования живых растительных объектов в процессе обучения биологии в VI классе в основной школе: автореферат дис. … кандидата педагогичеких наук: 13.00.02. – М., 2005. – 21 с.Малыгина А.С. Современные подходы применения комнатных растений в школьной практике обучения биологии / А.С. Малыгина, Т.Б. Решетникова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Химия. Биология. Экология, 2010. – Т, 10. – № 1. – С. 54-61.Матюшенко С.В. Новый формат принципа «наглядность в обучении» / С.В. Матюшенко, О.О. Князева // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий, 2022. – Т. 11. – № 4. – С. 59-66Методика преподавания биологии: учебник для студ. высш. учебных заведений / М.А. Якунчев, О.Н. Волкова, О.Н. Аксенова и др.; под ред. М.А. Якунчева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.М. Осмоловская. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 сПасечник В.В. Биология. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова; под ред. В.В. Пасечника. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 256 с.Пасечник В.В. Биология. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов; под ред. В.В. Пасечника. – М.: Просвещение, 2010. – 255 с.Подласый И.П. Педагогика: учебник. В 3 ч. Ч. 1 «Педагогика» / И.П. Подласый. – 2-е изд., доп. – М.: Юрайт. – 2010. – 574 с.Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: учебное пособие для студ. пед. вузов / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; под ред. И.Н. Пономаревой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 280 с.Попова О.А. Использование гербария как средства наглядности на уроках биологии в курсе «Многообразие покрытосеменных растений» / О.А. Попова, Т.Ю. Муромова // Pedagogical Journal, 2021. – Т. 11. – С. 166-175.Ручин А.Б. Немного о кабинете биологии в школе / А.Б. Ручин // Астраханский вестник экологического образования, 2013. – № 3 (25). – С. 58-64.Усольцев А.П. Наглядность и ее функции в обучении / А.П. Усольцев, Т.Н. Шамало // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 6. – С. 102-109

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с
2. Биология. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных организаций / В.В. Пасечник, С.В. Сумахин, Г.С. Калинина, З.Г. Гапонюк; под ред. В.В. Пасечника. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 160 с.
3. Биология. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов и др.; под ред. В.В. Пасечника. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 207 с.
4. Дмитриева Е.А. Использование ресурсов виртуального гербария ЯГПУ в образовательно практике / Е.А. Дмитриева // Ярославский педагогический вестник, 2015. – № 3. – С. 64-69.
5. Дмитриевская А.А. Опыт организации исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии / А.А. Дмитриевская // Студенческий электронный журнал Стриж, 2021. – № 6 (41). – С. 33-37.
6. Леонтьева И.А. Особенности применения наглядных средств обучения на уроках биологии / И.А. Леонтьева // Бюллетень науки и практики, 2021. – Т. 7. – № 9. – С. 557-562.
7. Лукьянова Н.В. Методика использования живых растительных объектов в процессе обучения биологии в VI классе в основной школе: автореферат дис. … кандидата педагогичеких наук: 13.00.02. – М., 2005. – 21 с.
8. Малыгина А.С. Современные подходы применения комнатных растений в школьной практике обучения биологии / А.С. Малыгина, Т.Б. Решетникова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Химия. Биология. Экология, 2010. – Т, 10. – № 1. – С. 54-61.
9. Матюшенко С.В. Новый формат принципа «наглядность в обучении» / С.В. Матюшенко, О.О. Князева // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий, 2022. – Т. 11. – № 4. – С. 59-66
10. Методика преподавания биологии: учебник для студ. высш. учебных заведений / М.А. Якунчев, О.Н. Волкова, О.Н. Аксенова и др.; под ред. М.А. Якунчева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.
11. Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.М. Осмоловская. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с
12. Пасечник В.В. Биология. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова; под ред. В.В. Пасечника. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 256 с.
13. Пасечник В.В. Биология. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов; под ред. В.В. Пасечника. – М.: Просвещение, 2010. – 255 с.
14. Подласый И.П. Педагогика: учебник. В 3 ч. Ч. 1 «Педагогика» / И.П. Подласый. – 2-е изд., доп. – М.: Юрайт. – 2010. – 574 с.
15. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: учебное пособие для студ. пед. вузов / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; под ред. И.Н. Пономаревой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 280 с.
16. Попова О.А. Использование гербария как средства наглядности на уроках биологии в курсе «Многообразие покрытосеменных растений» / О.А. Попова, Т.Ю. Муромова // Pedagogical Journal, 2021. – Т. 11. – С. 166-175.
17. Ручин А.Б. Немного о кабинете биологии в школе / А.Б. Ручин // Астраханский вестник экологического образования, 2013. – № 3 (25). – С. 58-64.
18. Усольцев А.П. Наглядность и ее функции в обучении / А.П. Усольцев, Т.Н. Шамало // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 6. – С. 102-109


Вопрос-ответ:

Каким образом природные ресурсы могут использоваться на уроках биологии?

Природные ресурсы могут быть использованы на уроках биологии в качестве наглядных материалов, например, растения, животные или производные от них продукты. Они могут служить для демонстрации различных процессов и явлений, а также для проведения практических занятий.

Какую роль играет наглядность на уроках биологии?

Наглядность является одним из важнейших принципов в современной системе обучения. На уроках биологии она помогает учащимся лучше понимать изучаемый материал, видеть реальные объекты и явления, а также развивает наблюдательность и воображение.

Какие преимущества имеет использование природных ресурсов на уроках биологии?

Использование природных ресурсов на уроках биологии позволяет учащимся лучше понять и запомнить изучаемый материал, развивает их интерес к предмету и мотивацию к учебной деятельности, а также развивает навыки наблюдения, экспериментирования и самостоятельного исследования.

Какие методы использования природных ресурсов на уроках биологии наиболее эффективны?

Методы использования природных ресурсов на уроках биологии могут включать демонстрацию живых организмов, использование готовых наборов или моделей, проведение практических занятий с использованием растений или животных, а также использование интерактивных технологий, например, компьютерных программ или виртуальных лабораторий.

Какие педагогические методы использования природных ресурсов на уроках биологии уже были опробованы в практике?

В педагогической практике уже были опробованы такие методы, как использование живых организмов в школьной микроорганизации, проведение практических занятий с использованием растений или животных, использование готовых наборов или моделей, а также применение интерактивных технологий, например, компьютерных программ или виртуальных лабораторий.

Какие принципы важны при использовании природных ресурсов на уроках биологии?

Одним из важнейших принципов является наглядность. В современной системе обучения использование наглядных средств помогает учащимся лучше понять и запомнить материал.

Как можно использовать природные ресурсы на уроках биологии?

Природные ресурсы могут быть использованы как средство обучения на уроках биологии. Например, можно использовать растения и животных в качестве моделей для изучения иллюстрации теоретических материалов.

Какой педагогический опыт существует по использованию природных ресурсов на уроках биологии?

Педагогический опыт показывает, что использование природных ресурсов на уроках биологии способствует более глубокому пониманию материала студентами, а также развитию их наблюдательности и интереса к предмету.