Правовой статус Фонда обязательного медицинского страхования РФ и его территориальных подразделений

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Финансовое право
  • 31 31 страница
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 05.06.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Общие положения о деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования 5
1.1 Участие Федерального фонда в проведении государственной политики в области обязательного медицинского страхования в Российской Федерации 5
1.2. Федеральный фонд как субъект обязательного медицинского страхования 11
Глава 2. Правовое регулиование деятельности территориальных фондов и осуществления контроля 18
2.1. Территориальные фонды как участники обязательного медицинского страхования 18
2.2 Контроль за деятельности Федерального фонда и территориальных фондов обязательного медицинского страхования 21
Заключение 26
Список использованных источников 28

Фрагмент для ознакомления

Понятия «контроль» и «надзор» являются традиционно исследуемыми и дискуссионными в науке административного права. Сложность представляет не только формирование единого подхода к пониманию данных терминов, но и проблема их разграничения. В настоящее время большинство исследователей для разграничения терминов отталкиваются от функций, которые выполняются контролем и надзором, а также целей, которые ставятся в связи с применением данных категорий. Государственное управление предполагает необходимость соблюдения участниками правоотношений правовых норм, которые принимаются и реализуются государством в процессе управления. Проверка их соблюдения представляет собой контроль и надзор, которые выступают одной из функций государственного управления. На протяжении длительного времени, практически с начала существования государства, им осуществляется контрольно-надзорная деятельность, поскольку только с помощью данной деятельности государство и иные субъекты управления могут получать сведения о результатах оказываемого на участников управляемых отношений управления. В случае получения сведений о результатах, не удовлетворяющих целям и задачам государственного управления, органы власти могут скорректировать управленческую деятельность. В научной литературе выделяют следующие признаки контроля: - подчиненность отношений между субъектами; - контроль осуществляется с целью проверки соблюдения требований законности и целесообразности действий подконтрольного лица;- при осуществлении контроля контролирующему органу может быть предоставлено полномочие по отмене актов подконтрольного лица;- в рамках контроля к подконтрольному лицу могут быть применены применяться меры административного воздействия.В то же время признаками надзора являются следующие: - надзор вправе осуществлять только уполномоченные государственные органы; - сфера применения надзорных полномочий намного уже сферы контроля; - надзорным органам предоставлены специфические властные полномочия, не характерные для субъектов контрольной деятельности. При этом на всем протяжении существования понятий «контроль» и «надзор» ведется дискуссия относительно их содержания и соотношения между собой. Исследователи вопроса по-разному толкуют указанные понятия. Например, в соответствии с позицией А.А, Шарифулина контроль и надзор следует отграничивать в зависимости от способа проведения проверочных мероприятий, где контролем следует считать установление степени соответствия имеющимся требованиям фактических процессов и их результатов, а надзором – систематическое наблюдение за соблюдением обязательных требований проверяемым лицом.В то же время С.М. Зырянов рассматривает понятие контроля шире, чем понятие надзора, поскольку, по мнению автора, в рамках надзора проводится проверка соблюдения требований законодательства, а в рамках контроля к такой проверке добавляется проверка целесообразности проверяемой деятельности. В соответствии с данным мнением понятие надзора включается в понятие контроля, в то время как первая из приведенных позиций основана на понимании контроля и надзора как двух самостоятельных понятий. Большинство авторов придерживаются позиции, согласно которой контроль предполагает большую степень вмешательства в контролируемый процесс, в то время как надзор предоставляет большую свободу контролируемым лицам. Так, В.П, Беляев, с которым соглашаются В.Е. Чиркин и А.Б. Яблонская, отмечает, что надзор предполагает проверку деятельности проверяемых лиц с точки зрения законности, в то время как контроль, предполагая возможность вмешательства в хозяйственную деятельность субъекта, в дополнение к проверке законности включает проверку целесообразности. Также в качестве отличительного признака сторонник позиции называют недопустимость привлечения надзорным органом к ответственности проверяемого лица, в отличие от контроля. Согласно п. 2 Положения о Минздраве РФ министерство координирует деятельность Фонда, однако надзор за его деятельностью не осуществляет.Таким образом, нормативно-правовыми актами, которые направлены на регулирование деятельности Федерального фонда и территориальных фондов ОМС, не закреплены положения об осуществлении надзора за деятельностью фондов. Исходя из проанализированных норм и взглядов исследователей на различия в осуществлении контроля и надзора, можно утверждать, что специальный порядок проведения надзорных мероприятий и специальные полномочия по надзору за фондами ОМС осуществляется в общем порядке, установленном законодательством.ЗаключениеТаким образом, к обязательному медицинскому страхованию относится страхование части государственной системы социальной защиты населения. Особенностью обязательного медицинского страхования является страхование работающих и неработающих граждан в связи с необходимостью получения медицинской помощи. Обязательное медицинское страхование осуществляется в рамках обязательного социального страхования, в которое также включены пенсионное и другие виды страхования. Государственная политика в сфере ОМС осуществляется посредством деятельности Федерального и территориальных фондов ОМС. Субъектами обязательного медицинского страхования являются лица, которые выступают обязательными участниками правоотношений, принимают непосредственное участие в указанных правоотношениях. Рассматриваемые отношения не могут существовать и реализовывать основные их функции при отсутствии хотя бы одного из субъектов ОМС, к которым относятся застрахованные лица, страховщики (работодатели и органы власти субъектов государства), страховщики, которым в настоящее время является Федеральный фонд. Представляется, что данные признаки субъектов обязательного медицинского страхования должны быть отражены в нормах закона. В настоящее время как субъекты,так и участники ОМС просто перечислены в ст. 9 Закона об ОМС, в то же время не названы критерии, отличающие их от участников. Для устранения выявленного недостатка предлагаем закрепить приведенное определение субъектов обязательного медицинского страхования в ч. 1 ст. 9 Закона об ОМС. Территориальные фонды являются участниками системы обязательного медицинского страхования и соответствующих правоотношений, при этом в законе не закреплено понятие участников ОМС В соответствии с действующими нормами Закона об ОМС территориальные фонды не отнесены к числу субъектов ОМС. Однако анализ деятельности и полномочий территориальных фондов свидетельствует об их значимости, что говорит о необходимости отнесения территориальных фондов к числу субъектов. Для этого предлагаем включить в ч. 1 ст. 9 Закона об ОМС пункт 4 «территориальные фонды», исключив пункт 1 из ч. 2 ст. 9 Закона об ОМС; дополнить ч. 2 ст. 9 Закона об ОМС определением и указанием признаков участников ОМС. Также, основываясь на перечне и направленности контрольных функций государства, считаем, что часть из них по отношению к территориальным фондам может осуществляться исключительно Федеральным фондом, как специализированной организацией, другая часть – органами исполнительной власти субъектов государства. Соответствующее разграничение необходимо закрепить в ст. 34 Закона об ОМСНормативно-правовыми актами, которые направлены на регулирование деятельности Федерального фонда и территориальных фондов ОМС, не закреплены положения об осуществлении надзора за деятельностью фондов. Исходя из проанализированных норм и взглядов исследователей на различия в осуществлении контроля и надзора, можно утверждать, что специальный порядок проведения надзорных мероприятий и специальные полномочия по надзору за фондами ОМС осуществляется в общем порядке, установленном законодательством.Список использованных источниковКонституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (ред. от 04.10.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Российская газета. № 148-149. 06.08.1998.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Российская газета. - № 256. - 31.12.2001.Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Российская газета. 2010. № 274.Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 02.07.2021, с изм. от 02.12.2021) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Российская газета. № 153-154. 10.08.2001.Федеральный фонд обязательного медицинскогострахования (официальный сайт) [Электронный ресурс]. URL: https://www.ffoms.gov.ru/ (дата обращения: 14.03.2023).Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 01.14.2022) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Российская газета. 1993. № 6.Приказ ФНС России от 29.09.2022 № ЕД-7-11/878@ «Об утверждении форм расчета по страховым взносам и персонифицированных сведений о физических лицах, порядков их заполнения, а также форматов их представления в электронной форме» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 27.10.2022.Приказ Минздрава России от 13.06.2013 № 376н «Об организации плановых проверок деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования» // Российская газета. 2013. № 181.Приказ Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 № 15н (ред. от 07.10.2013) // Российская газета. 2011. № 29.Приказ Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 № 15н (ред. от 07.10.2013) «Об утверждении Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования» // Российская газета. 2011. № 29.Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 № 857 (ред. от 21.06.2022) «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования» // Российская газета. 1998. № 173.Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 № 1048-О [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 03.05.2023). Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Статистика [Электронный ресурс]. URL: https://ofd.nalog.ru/index.html (дата обращения: 03.05.2023).Парламентская газета. Кто заплатит за лечение неработающих [Электронный ресурс]. URL: https://www.pnp.ru/social/kto-zaplatit-za-lechenie-nerabotayushhikh.html (дата обращения: 03.05.2023).Решение Малого Совета Московского областного совета народных депутатов совместно с Администрацией Московской области от 09.06.1993 № 7/49 «О создании Московского областного фонда обязательного медицинского страхования» [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=112018423&backlink=1&&nd=112016453 (дата обращения: 03.05.2023).Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Московской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.mofoms.ru/fond/about/ (дата обращения: 14.03.2023).Агамагомедова С.А. Аксиологические аспекты государственного контроля и надзора // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 1. С. 37-61.Быстренко В.И. Россия как социальное государство: миф или реальность // Идеи и идеалы. - 2018. - № 4 (38). - С. 26-48.Зубарев С.М. О правоохранительных аспектах контроля и надзора // Уголовно-исполнительное право. 2017. № 4. С. 417-421.Михайленко Ю. Денежные выплаты в социальном обеспечении: трансформация законодательства и научных подходов к определению используемых понятий // Юрислингвистика. - 2021. - № 22 (33). - С. 33-37.Михеева Т.Н. «обновленная модель» местного самоуправления // Северо-Кавказский юридический вестник. 2022. № 1. С. 89 Мусина З.Ф., Наумова Е.В. Российский федерализм и теоретико-правовые аспекты организации и осуществления государственной власти в субъектах Российской Федерации // E-Scio. 2021. № 12 (63). С. 425. Савин В.Т. К вопросу о понятии работодателя – юридического лица (организации) как субъекта трудовых отношений // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - №6. - С.146-151.Синюков В.И. Законодательство в России: проблемы социальной интеграции // LexRussica. - 2018. - № 10 (143). - С. 18-29.Трудовое право: учебник / Под ред. О.В. Смирнова, И.О. Сни-гиревой. М., 2007. С. 87.Шарифулин А.А. Контроль и надзор: к вопросу о соотношении понятий // Вопросы российской юстиции. 2022. № 17. С. 99-106.Чиркин В.Е. Контрольная власть: монография. - М.: Юристъ, 2008. С. 105.Яблонская А.Б. Контрольно-надзорная функция государственной власти / А.Б. Яблонская // Пробелы в российском законодательстве. 2009. №4. С. 93-96.

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (ред. от 04.10.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Российская газета. № 148-149. 06.08.1998.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Российская газета. - № 256. - 31.12.2001.
5. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Российская газета. 2010. № 274.
6. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 02.07.2021, с изм. от 02.12.2021) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Российская газета. № 153-154. 10.08.2001.
7. Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования (официальный сайт) [Электронный ресурс]. URL: https://www.ffoms.gov.ru/ (дата обращения: 14.03.2023).
8. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 01.14.2022) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Российская газета. 1993. № 6.
9. Приказ ФНС России от 29.09.2022 № ЕД-7-11/878@ «Об утверждении форм расчета по страховым взносам и персонифицированных сведений о физических лицах, порядков их заполнения, а также форматов их представления в электронной форме» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 27.10.2022.
10. Приказ Минздрава России от 13.06.2013 № 376н «Об организации плановых проверок деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования» // Российская газета. 2013. № 181.
11. Приказ Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 № 15н (ред. от 07.10.2013) // Российская газета. 2011. № 29.
12. Приказ Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 № 15н (ред. от 07.10.2013) «Об утверждении Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования» // Российская газета. 2011. № 29.
13. Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 № 857 (ред. от 21.06.2022) «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования» // Российская газета. 1998. № 173.
14. Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 № 1048-О [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 03.05.2023).
15. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Статистика [Электронный ресурс]. URL: https://ofd.nalog.ru/index.html (дата обращения: 03.05.2023).
16. Парламентская газета. Кто заплатит за лечение неработающих [Электронный ресурс]. URL: https://www.pnp.ru/social/kto-zaplatit-za-lechenie-nerabotayushhikh.html (дата обращения: 03.05.2023).
17. Решение Малого Совета Московского областного совета народных депутатов совместно с Администрацией Московской области от 09.06.1993 № 7/49 «О создании Московского областного фонда обязательного медицинского страхования» [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=112018423&backlink=1&&nd=112016453 (дата обращения: 03.05.2023).
18. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Московской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.mofoms.ru/fond/about/ (дата обращения: 14.03.2023).
19. Агамагомедова С.А. Аксиологические аспекты государственного контроля и надзора // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 1. С. 37-61.
20. Быстренко В.И. Россия как социальное государство: миф или реальность // Идеи и идеалы. - 2018. - № 4 (38). - С. 26-48.
21. Зубарев С.М. О правоохранительных аспектах контроля и надзора // Уголовно-исполнительное право. 2017. № 4. С. 417-421.
22. Михайленко Ю. Денежные выплаты в социальном обеспечении: трансформация законодательства и научных подходов к определению используемых понятий // Юрислингвистика. - 2021. - № 22 (33). - С. 33-37.
23. Михеева Т.Н. «обновленная модель» местного самоуправления // Северо-Кавказский юридический вестник. 2022. № 1. С. 89
24. Мусина З.Ф., Наумова Е.В. Российский федерализм и теоретико-правовые аспекты организации и осуществления государственной власти в субъектах Российской Федерации // E-Scio. 2021. № 12 (63). С. 425.
25. Савин В.Т. К вопросу о понятии работодателя – юридического лица (организации) как субъекта трудовых отношений // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - №6. - С.146-151.
26. Синюков В.И. Законодательство в России: проблемы социальной интеграции // Lex Russica. - 2018. - № 10 (143). - С. 18-29.
27. Трудовое право: учебник / Под ред. О.В. Смирнова, И.О. Сни-гиревой. М., 2007. С. 87.
28. Шарифулин А.А. Контроль и надзор: к вопросу о соотношении понятий // Вопросы российской юстиции. 2022. № 17. С. 99-106.
29. Чиркин В.Е. Контрольная власть: монография. - М.: Юристъ, 2008. С. 105.
30. Яблонская А.Б. Контрольно-надзорная функция государственной власти / А.Б. Яблонская // Пробелы в российском законодательстве. 2009. №4. С. 93-96.