Социальное обслуживание детей-сирот
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 28 + 28 источников
- Добавлена 08.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Общая характеристика социальной поддержки детей-сирот в Российской Федерации 5
1.1. Сущность и задачи социальной поддержки детей-сирот 5
1.2. Правовое регулирование социальной поддержки детей-сирот в Российской Федерации 8
2. Формы социальной поддержки детей сирот в Российской Федерации 13
2.1. Приемная семья для детей-сирот 13
2.2. Социальные учреждения для детей-сирот 17
Заключение 25
Список использованной литературы 27
К оздоровительным образовательным учреждениям относятся:– санаторная школа-интернат;– санаторно-лесная школа;– санаторный детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.В Домах ребенка преобладают медицинские подходы, там до сих пор во многих регионах медицинского персонала больше, чем воспитателей, и у учреждения есть понимание, что главное – охрана здоровья, а работе над восстановлением кровной семьи или содействию устройству в семью не всегда уделяют должное внимание.Анализ опыта работы по социальной адаптации в детских домах и интернатах в современной России показывает, что многие школы-интернаты применяют как зарубежный, так и отечественный передовой опыт организации жизненного пространства детей, воспитанников закрытых учреждений. Наряду с достоинствами этих новаторских образовательных учреждений следует отметить и некоторые негативные стороны. Так, например, нельзя не отметить ориентацию школ-интернатов на воспитание трудом и профориентационную работу с воспитанниками. В самом деле, главной педагогической задачей в воспитании детей школ-интернатов является их скорейшее трудоустройство и возможность сделать их экономически самостоятельными. Считаем, что этот факт не сглаживает эмоциональную депривацию и кроме того создает дополнительные неврозы в и без того сложную судьбу воспитанника школы-интерната.Социальная защищенность детства во многом определяется качеством развития образовательных учреждений и воспитания детей. В частности, в отношении детских домов, школ-интернатов, детских домов могут быть приняты следующие основные положения для их развития. Необходимо укреплять демократические отношения внутри коллектива детского дома, в его отношениях с трудовыми коллективами и общественными организациями. Развивать самоуправление по вопросам, доступным детям в соответствии с их уровнем образования. Контакты со сторонними коллективами должны быть направлены не только через материальную помощь, но и на формирование социальной защищенности школьников, на их подготовку к жизни, включение в трудовой процесс, в систему непрерывного образования.Таким образом, современный детский дом представляет собой учреждение, специально созданное для решения задач социального воспитания. Общество заинтересовано в том, чтобы выпускники детских домов были готовы самостоятельно решать проблемы, возникающие на их жизненном пути, социально приемлемым способом.Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в обществе, учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких. В детском доме у детей ограничены контакты с внешним миром и обеднены условия для приобретения собственного опыта. Низкий уровень социальной компетентности, свойственной воспитанникам детских домов, впоследствии нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений.ЗаключениеПодводя итоги данной работы, мы можем сделать вывод, что цель работы достигнута, а соответственно и решены, поставленные задачи:– рассмотрение задач социальной поддержки детей сирот;– рассмотрение правового регулирования социальной поддержки детей-сирот;– рассмотреть институт приемной семьи;–рассмотреть социальные учреждения для детей-сирот.Без поддержки государства и общества дети-сироты не способны решить проблему жизнеустройства (создания нормальных условий для физического, психического и духовного развития) самостоятельно. В связи с этим создание системы государственных гарантий обеспечения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является одним из основных путей решения проблемы сиротства в обществе.Существующая нормативная правовая база не в полной мере позволяет внедрять инновационные подходы и технологии в повседневную практику работы специалистов с детьми и семьями группы риска.Впервые проблемой стало их переуплотнение. Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях.Характеризуя государственную семейную политику можно сделать вывод о том, что государство понимает проблему, пытается ее решить, предлагает значимые шаги, но явно недостаточные для решения всех вопросов, возникающих в данной сфере.Сейчас идет огромная работа по развитию института приёмных семей. И этот ресурс предполагает экономию для государства. Оно понимает, что содержать даже один детский дом - это очень тяжело. Когда это делают семьи, производится гораздо больше работы с ребёнком, в него вкладывается больше.Стабильная приемная семья важный параметр снижения психопатологии в раннем подростковом возрасте для детей, которые испытали тяжелые лишения в раннем возрасте. А государственная поддержка гораздо упрощает эту не простую задачу.Список использованной литературы1.Нормативные правовые акты:1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (включая поправки, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 01.07.2020 N 11-ФКЗ, от 06.10.2022) // Текст Конституции, включающий новые субъекты Российской Федерации, приведен в соответствии с официальной публикацией на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), 6 октября 2022 г.2. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 14.07.2022)"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" [Электронный ресурс] интернет ресурс Консультант Плюс 3. Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 18.03ю2023) [Электронный ресурс] интернет ресурс Консультант Плюс4. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" от 03.10.2018 N 350-ФЗ (ред. от 28.12.2022) [Электронный ресурс] интернет ресурс Консультант Плюс5. Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.04.2023) [Электронный ресурс] интернет ресурс Консультант Плюс6. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) [Электронный ресурс] интернет ресурс Консультант Плюс.7. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об опеке и попечительстве» // Рос. газета. 2008. № 94.8. "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) [Электронный ресурс] интернет ресурс Консультант Плюс9. Гражданского кодекса Российской Федерации (ред. от 14.04.2023) [Электронный ресурс] интернет ресурс Консультант Плюс 10. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // Российская газета. 27.01.1996. № 17.11. "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.04.2023) [Электронный ресурс] интернет ресурс Консультант Плюс12. Постановление Правительства РФ от 18.09.2017 N 1117 (ред. от 03.10.2022) "Об утверждении норм и Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц………[Электронный ресурс] интернет ресурс Консультант Плюс13. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 (ред. от 19.04.2022) "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" (вместе с "Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей"). [Электронный ресурс] интернет ресурс Консультант Плюс 14. Постановление Правительства РФ от 27.11.2000 N 896 (ред. от 10.03.2009) "Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" [Электронный ресурс] интернет ресурс Консультант Плюс".15. Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 195 (ред. от 10.07.2020) "О детском доме семейного типа" (вместе с "Правилами организации детского дома семейного типа")[Электронный ресурс] интернет ресурс Консультант Плюс".16. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 № 829 (ред. от 18.08.2008) «О приемной семье» (утратил силу) // СЗ РФ. – 1996. – №31. – Ст. 3721.17. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства». [Электронный ресурс] // Гарант. Информационно-правовое обеспечение. 2021. URL: https://base.garant. ru/71684480/ (дата обращения: 07.05.2023).18. Письмо Минобрнауки России от 01.03.2011 № 06.369 «О направлении рекомендаций» [Электронный ресурс] // Гарант. Информационноправовое обеспечение. 2021. URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/6649167/ (дата обращения: 07.05.2023)2. Дополнительная литература19. Беспалов Ю. Ф. Семейные отношения и семейные споры в практике судов РФ. Научно–практическое пособие. – М.: Проспект, 2020. с. 162.20. Вартанова, М. Л. Социальная адаптация воспитанников закрытых образовательных учреждений / М. Л. Вартанова // V Чтения памяти В.Т. Лисовского : Материалы Чтений, Москва, 17 декабря 2021 года. – Москва: Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук, 2021. – С. 40-45.21. Зыков С.В. Совместная физическая опека или определение места жительства ребенка на паритетной основе? // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. N 1. С. 92-100.22. Кащенко, Е. О. Правовое положение детей как членов семьи: перспективы развития действующего законодательства о приемных семьях / Е. О. Кащенко // МОЛОДЁЖНАЯ НАУКА : сборник статей VI Международной научно-практической конференции, Пенза, 23 января 2022 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 171-173.23. Летова Н.В. Семейный статус ребенка: проблемы теории и практики: монография. – М.: Проспект, 2018. с. 89.24. Петрова, М. М. Принципы формирования функциональной и архитектурнопланировочной структуры учреждений для детей-сирот / М. М. Петрова, Р. Р. Хафизов // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. – 2021. – № 2(56). – С. 161-171.25. Рерке, В. И. Особенности психологической зрелости у студентов колледжа из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / В. И. Рерке, А. Д. Баранова // Успехи гуманитарных наук. – 2020. – № 1. – С. 50-54.26. Рузанова Е.В. Деликтоспособность как предпосылка участия несовершеннолетних граждан в деликтных обязательствах // Власть Закона. 2021. № 2. С. 130-135.27. Сафиева, Л. А. Документирование устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждения для детей-сирот / Л. А. Сафиева // XXII Всероссийская научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета, Нижневартовск, 06–07 апреля 2020 года. Том Часть 3. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2020. – С. 91-94.28. Федотов, В. К. "Самоактуализация" и "самореализация" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: понятийный контекст / В. К. Федотов, А. А. Достатняя // Обзор педагогических исследований. – 2022. – Т. 4, № 4. – С. 245-249.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (включая поправки, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 01.07.2020 N 11-ФКЗ, от 06.10.2022) // Текст Конституции, включающий новые субъекты Российской Федерации, приведен в соответствии с официальной публикацией на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), 6 октября 2022 г.
2. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 14.07.2022)"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" [Электронный ресурс] интернет ресурс Консультант Плюс
3. Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 18.03ю2023) [Электронный ресурс] интернет ресурс Консультант Плюс
4. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" от 03.10.2018 N 350-ФЗ (ред. от 28.12.2022) [Электронный ресурс] интернет ресурс Консультант Плюс
5. Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.04.2023) [Электронный ресурс] интернет ресурс Консультант Плюс
6. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) [Электронный ресурс] интернет ресурс Консультант Плюс.
7. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об опеке и попечительстве» // Рос. газета. 2008. № 94.
8. "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) [Электронный ресурс] интернет ресурс Консультант Плюс
9. Гражданского кодекса Российской Федерации (ред. от 14.04.2023) [Электронный ресурс] интернет ресурс Консультант Плюс
10. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // Российская газета. 27.01.1996. № 17.
11. "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.04.2023) [Электронный ресурс] интернет ресурс Консультант Плюс
12. Постановление Правительства РФ от 18.09.2017 N 1117 (ред. от 03.10.2022) "Об утверждении норм и Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц………[Электронный ресурс] интернет ресурс Консультант Плюс
13. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 (ред. от 19.04.2022) "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" (вместе с "Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей"). [Электронный ресурс] интернет ресурс Консультант Плюс
14. Постановление Правительства РФ от 27.11.2000 N 896 (ред. от 10.03.2009) "Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" [Электронный ресурс] интернет ресурс Консультант Плюс".
15. Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 195 (ред. от 10.07.2020) "О детском доме семейного типа" (вместе с "Правилами организации детского дома семейного типа")[Электронный ресурс] интернет ресурс Консультант Плюс".
16. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 № 829 (ред. от 18.08.2008) «О приемной семье» (утратил силу) // СЗ РФ. – 1996. – №31. – Ст. 3721.
17. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства». [Электронный ресурс] // Гарант. Информационно-правовое обеспечение. 2021. URL: https://base.garant. ru/71684480/ (дата обращения: 07.05.2023).
18. Письмо Минобрнауки России от 01.03.2011 № 06.369 «О направлении рекомендаций» [Электронный ресурс] // Гарант. Информационноправовое обеспечение. 2021. URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/6649167/ (дата обращения: 07.05.2023)
2. Дополнительная литература
19. Беспалов Ю. Ф. Семейные отношения и семейные споры в практике судов РФ. Научно–практическое пособие. – М.: Проспект, 2020. с. 162.
20. Вартанова, М. Л. Социальная адаптация воспитанников закрытых образовательных учреждений / М. Л. Вартанова // V Чтения памяти В.Т. Лисовского : Материалы Чтений, Москва, 17 декабря 2021 года. – Москва: Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук, 2021. – С. 40-45.
21. Зыков С.В. Совместная физическая опека или определение места жительства ребенка на паритетной основе? // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. N 1. С. 92-100.
22. Кащенко, Е. О. Правовое положение детей как членов семьи: перспективы развития действующего законодательства о приемных семьях / Е. О. Кащенко // МОЛОДЁЖНАЯ НАУКА : сборник статей VI Международной научно-практической конференции, Пенза, 23 января 2022 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 171-173.
23. Летова Н.В. Семейный статус ребенка: проблемы теории и практики: монография. – М.: Проспект, 2018. с. 89.
24. Петрова, М. М. Принципы формирования функциональной и архитектурнопланировочной структуры учреждений для детей-сирот / М. М. Петрова, Р. Р. Хафизов // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. – 2021. – № 2(56). – С. 161-171.
25. Рерке, В. И. Особенности психологической зрелости у студентов колледжа из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / В. И. Рерке, А. Д. Баранова // Успехи гуманитарных наук. – 2020. – № 1. – С. 50-54.
26. Рузанова Е.В. Деликтоспособность как предпосылка участия несовершеннолетних граждан в деликтных обязательствах // Власть Закона. 2021. № 2. С. 130-135.
27. Сафиева, Л. А. Документирование устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждения для детей-сирот / Л. А. Сафиева // XXII Всероссийская научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета, Нижневартовск, 06–07 апреля 2020 года. Том Часть 3. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2020. – С. 91-94.
28. Федотов, В. К. "Самоактуализация" и "самореализация" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: понятийный контекст / В. К. Федотов, А. А. Достатняя // Обзор педагогических исследований. – 2022. – Т. 4, № 4. – С. 245-249.