Проблемы и перспективы развития антикоррупционной деятельности в РФ
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 29 + 29 источников
- Добавлена 09.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Теоретические основы организации управления антикоррупционной деятельности в РФ 5
1.1. Понятие коррупции и антикоррупционной деятельности 5
1.2. Нормативно-правовое регулирование антикоррупционной деятельности 9
1.3. Государственный антикоррпуционный механизм 12
2. Проблемы и перспективы развития антикоррупционной деятельности в РФ 19
2.1. Современные проблемы антикоррупционной деятельности 19
2.2. Мероприятия по минимизации коррупции в РФ 24
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Более того, Кодекс чести чиновников действует эффективно: специальные контрольно-надзорные органы при помощи средств массовой информации обеспечивают прозрачность и публичность движения финансов, доходы и расходы должностных лиц. Государственным служащим предоставлен высокий уровень социального обеспечения, включая бесплатные медицинские и образовательные услуги, высокую заработную плату и пенсии. Сингапур, являющийся страной с достаточно низким уровнем коррупции, выделяется своей антикоррупционной стратегией, которая характеризуется последовательностью действий и строгостью наказаний, вплоть до смертной казни. В 1960-х годах уровень коррупции удалось значительно снизить при помощи суровых методов. Было принято весьма строгое законодательство и образован государственный орган власти с почти неограниченными полномочиями, имевший название «Бюро по расследованию коррупции». В настоящее время в Сингапуре деятельность чиновников строжайше контролируется, но вместе с тем высокооплачиваема. Китайская народная республика отличается чрезвычайно жестким антикоррупционным законодательством. Одним из видов борьбы с «казнокрадством» в Китае является ротация кадров во всех органах власти, которая способствует тому, что у чиновников нет возможности использовать уже сложившиеся служебные, родственные, дружеские и другие связи, способствующие незаконным действиям. За коррупцию может быть назначена высшая мера наказания – смертная казнь. По мнению известного китайского деятеля Минь Синь Пэя, такой метод является лишь «символическим жестом», который может запугать часть чиновников, но не затронуть корней проблемы. Он считает, что антикоррупционные меры Китая носят довольно мягкий характер.Существует целая Международная сеть антикоррупционных исследований (AntiCorruptionResearchNetwork, ACRN), являющаяся крупнейшим в мире неформальным объединением экспертов, социологов, юристов и культурологов, занимающихся исследованиями коррупции. Обращаясь к выдающимся исследованиям о природе коррупции на сайте AntiCorruptionResearchNetwork (ACRN), мы можем ознакомиться с мнениями экспертов в области изучения коррупции, а также изучить предлагаемые ими методы и способы противодействия коррупции в государственном управлении зарубежных государств.Так, Ойген Димант поднимает вопрос увеличения зарплат госслужащих: возможно, это все-таки не самая удачная идея? Автор уверен, что повышение заработной платы госслужащим (а это распространенный во многих государствах способ упреждающего противодействия коррупции) далеко не так эффективно, как представляется многим. Димант утверждает, что логика «чем больше платят, тем меньше хочется рисковать, боясь потерять место» не работает.Изучение опыта других государств – важный фактор в осмыслении и понятии коррупции. Для более точного изучения борьбы с коррупцией, проводимой в Сингапуре, Новой Зеландии и Дании, были использованы некоторые общенаучные методы, как анализ и обобщение литературы, синтез и индукция. Для борьбы и выявления уровня коррупции по всему миру существует международная неправительственная организация TransparencyInternational, являющаяся наиболее авторитетной организацией в области оценки коррупции в разных государствах. Это самая крупная организация по выявлению и борьбе с коррупцией, штаб-квартира которой находится в Берлине. Каждый год TransparencyInternational составляют рейтинг стран по индексу восприятия коррупции, публикуя все сопутствующие отчеты на своем сайте в открытом доступе. По результатам исследований, проводимых TransparencyInternational в 2020 году, которые данная организация в открытом доступе публикует на своем сайте, к странам с самым низким уровнем коррупции попали Дания, Новая Зеландия, Сингапур, Финляндия, Швеция, Канада, Нидерланды, Австрия, Швейцария, Норвегия. Каждая из этих стран применяла свой уникальный план по борьбе с коррупцией и все из них оказались достаточно эффективны, чтобы вывести эти страны на первые строчки рейтинга TransparencyInternational. Борьба с коррупцией в этих странах оказалось на порядок выше, чем во многих других странах, что позволило пробиться им в первые строчки рейтинга TransparencyInternational. Данные государства практически ежегодно занимают первые места в списке, что доказывает эффективность проводимой борьбы с коррупцией.Указанные выше проблемы позволяют сделать вывод о необходимости коррекции современной уголовной политики в области противодействия коррупции в двух основных направлениях. Во-первых, необходимо устранить перекос вектора уголовной репрессии в сторону наиболее очевидных и доступных для выявления коррупционных преступлений и хотя бы отчасти сместить его на значительно более общественно опасные формы коррупционной деятельности. Здесь необходимо принятие комплекса мер правового и организационного характера. Остановимся на некоторых из них: 1. Декриминализация деяний, которые охватываются понятием «бытовой» коррупции. Для купирования подобных коррупционных проявлений вполне достаточно антикоррупционных норм, реализуемых в рамках дисциплинарной практики. Санкции таких норм на сегодняшний день достаточно суровы и вполне позволяют обеспечить антикоррупционную превенцию на «бытовом» уровне. 2. Либерализация уголовного законодательства об ответственности за неквалифицированные коррупционные преступления в части применения наказания в виде лишения свободы, развитие альтернативных форм уголовных наказаний за совершение коррупционных преступлений. 3. Коррекция показателей оценки деятельности правоохранительных органов по выявлению и расследованию коррупционных преступлений. Во-вторых, следует существенно повысить объем профилактической работы в структуре антикриминальной практики в области противодействия коррупции. Сегодня недостаточно развиты меры антикоррупционной правоохранительной деятельности, лежащие за пределами репрессивного воздействия. Мы ведем речь о необходимости формирования и развития технологий предупреждения коррупционных преступлений: 1. Технологии диагностики и мониторинга коррупционной ситуации. Отсутствие объективной информации о развитии коррупции в стране, в том или ином регионе, муниципалитете не позволяет выстроить научно обоснованную антикоррупционную правоохранительную и общесоциальную практику.2. Технологии антикоррупционного просвещения населения. Несмотря на то, что формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению заявлено в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в качестве первой меры профилактики коррупции (ст. 6), должный механизм реализации данной нормы отсутствует. Здесь необходим целый ряд новых решений: -организация и правовое регулирование указанной деятельности; -использование средств массовых коммуникаций, технологий социальной рекламы, маркетинга, групповой и индивидуальной работы. 3. Технологии антикоррупционного программирования и планирования. Имея значительный потенциал для предупреждения коррупционных преступлений, данное направление не получило должного развития в антикоррупционной теории и практике. Разрабатываемые сегодня программы и планы в рассматриваемой области имеют множество существенных недостатков. 4. Технологии антикоррупционного социального проектирования. Речь идет о создании и реализации конкретной идеи совершенствования антикоррупционной практики и о решении конкретной проблемы в этой области посредством постановки цели и достижения ее в ходе решения конкретных задач путем реализации одного или нескольких антикоррупционных мероприятий.5. Технологии участия социально ориентированных некоммерческих организаций и граждан в предупреждении коррупции. В этом направлении заложен значительный потенциал. Вместе с тем сегодня практически отсутствуют технологии включения общественности в антикоррупционную практику: механизм организации этой работы, ее формы, методы, обеспечение, порядок взаимодействия с органами власти.6. Технологии оценки эффективности антикоррупционных мер. Здесь необходимо определить эффективность как мер негативно-репрессивного характера, так и мер профилактики. Представленный перечень технологий предупреждения коррупционных преступлений не является исчерпывающим, требует дополнительного развития, теоретического обоснования и практической апробации.Факторами, которые снизят уровень коррупционных правонарушений, будут выступать: 1) устойчивое гражданское общество с антикоррупционным правосознанием; 2) укрепление институтов общественного контроля за властью, в т. ч. наличие свободных и независимых платформ для обсуждения проблем, доступность и прозрачность информации на отдельных сайтах, в социальных сетях, радио, телевидении и т. д.; 3) наличие эффективного механизма подотчетности (банковского, налогового и т. д.). По нашему мнению, стоит начать с усиленного укрепления антикоррупционного правосознания граждан. Необходимо сформировать устойчивое убеждение в высокой значимости права как основного социального регулятора. Важную роль играют правовое просвещение и формирование основ правовой культуры, в т. ч. в сфере антикоррупционного законодательства.Очевидно, что повышение эффективности деятельности по противодействию коррупции во многом зависит от понимания и анализа ее причин. Следует признать, что причины коррупции заключаются в недостатках законодательства, отсутствии стандартов прозрачности, стабильности политической и экономической системы, в недостатках в организации контрольной деятельности. Кроме того, причины коррупции в России коренятся и в особенностях менталитета населения, его терпимости к этому явлению и в отсутствии веры в способность правоохранительных органов противостоять ему.Таким образом, можно полагать, что правильно организованная система антикоррупционных стандартов поведения госслужащих в РФ должна служить правовым барьером для подобного рода коррупционных правонарушений гражданами страны и в органах государственной власти, да и по всей стране в целом. Несмотря на то, что российскими законодателями уделяется весьма серьезное внимание проблеме коррупции и механизмам борьбы с ней, тем не менее, это преступление остается нормой практически во всех сферах жизнедеятельности современной России.ЗаключениеЗа последнее десятилетие в России был введен ряд антикоррупционных мер на законодательном и исполнительном уровнях. Однако проблему нельзя решить сразу. А уровень коррупции в России считается относительно высоким согласно международным исследованиям и рейтингам. Для того, чтобы антикоррупционные меры стали более эффективными, необходимо повышать уровень образования, направленного на усвоение основ культуры антикоррупционного поведения как ключевого момента в системе мер по борьбе с коррупцией.Коррупция присуща любому современному государству без исключения. Вместе с тем в странах с переходной экономикой, к которым относится Россия, коррупция сейчас является проблемой номер один. Тема противодействия коррупции в нашей стране всегда была актуальна, однако сегодня мы можем наблюдать растущую волну как самого явления, так, впрочем, и интереса к его преодолению.Антикоррупционное законодательство должно постоянно корректироваться и совершенствоваться. Систематизация и кодификация антикоррупционных правовых норм - важное условие обеспечения их непротиворечивости и доступности для правоприменителя в виде целостной системы. Сегодня в условиях санкций со стороны «Запада» и имеющейся политической, экономической турбулентности на международной арене, а также в связи с хроническим недостатком бюджетных средств перед Россией, как никогда остро встает вопрос о необходимости выработки и реализации эффективной антикоррупционной политики, как одной из важных функций государства, которая позволит преодолеть данное явление, освободить необходимые средства из «коррупционных схем» для государственных нужд и обеспечит поступательное развитие страны.Приоритетным направлением борьбы с коррупцией должно быть ее предупреждение, которое в современных условиях требует системного подхода, т.е. реализации комплекса мер политического, экономического, психологического, правового и организационного характера, направленных на устранение, минимизацию, нейтрализацию криминогенных факторов, порождающих это разрушительное и опасное явление. Повышение эффективности использования правовых средств в противодействии коррупции будет способствовать снижению угроз и более надежному обеспечению безопасности российских граждан, общества и государства.Борьба с коррупцией в России должна осуществляться системно путем проведения мероприятий, включающих решение правовых, организационных, социальных и экономических вопросов, направляемых не только на выявление уже совершенных преступлений коррупционной направленности, но и на устранение причин и условий их возникновения. Важнейшее место в борьбе с коррупцией должны занимать воспитательные меры противодействия коррупционному поведению, направленные на организацию антикоррупционного образования, развитие антикоррупционной культуры, формирование нетерпимости к коррупции и т.д.Список использованной литературыУголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 28.04.2023)// https://www.consultant.ru/Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.04.2023)// https://www.consultant.ru/Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "О противодействии коррупции"//https://www.consultant.ru/Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.03.2023)// https://www.consultant.ru/Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885"Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", с изменениями и дополнениями от: 25 августа 2021 г. // https://base.garant.ru/Указ Президента РФ от 19.05.2008 N 815 (ред. от 17.05.2021) "О мерах по противодействию коррупции"// https://www.consultant.ru/Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // https://www.consultant.ru/Указ Президента РФ от 16.08.2021 N 478 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы"// https://www.consultant.ru/Александрова Л.И. К вопросу о коррупции в России // Современная наука. – 2022. - №1. – с. 40-43Афанасьева Н.В. Коррупция в таможенных органах и противодействие ей / Н.В. Афанасьева // Образование и наука на современном этапе развития ЕАЭС взгляд молодых лидеров. Т. 1: сборник материалов Всероссийской молодежной научно-практической конференции / под общ.ред. С.Н. Гамидуллаева. – Санкт-Петербург, 2018. – С. 29-32.Афонин А.А., Какадий И.И. Антикоррупционная политика в России: современное состояние и вектор развития // Бюллетень науки и практики. – 2022. – том 8. - №7. – с. 470-479Ахмедханова С.Т., Балаянц М.С., Быстрова Ю.В., Комоско А.А. Теоретические аспекты антикоррупционной политики в государстве // Аграрное и земельное право. – 2022. - №9 (213). – с. 80-82Глебова А.В. Аспекты и проблемы антикоррупционной политики в Российской Федерации // Матрица научного познания. – 2022. - №12-1. – с. 94-100Грибанов Е.В. Универсальная (типовая) технология предупреждения преступлений // Общество и право. 2021. № 3(77). С. 26–31Зайцева И.О. Коррупция в системе государственного управления: угроза безопасности России // Форум серия: современное и тенденции развития гуманитарных и экономических наук. – 2022. - №S1-2 (27). – с. 78-83Кимский И.О. Исследование развития противодействия коррупции в России // Научное обозрение. Экономические науки. – 2022. - №3. – с. 16-21Киселев И.Ю., Зуева С.В. Восприятие россиянами коррупции как социальной проблемы // Власть. 2018. Т. 26. № 8. С. 169–182., Боброва Н.А. Непотизм и конфликт интересов – системообразующие факторы коррупции // Юридическая наука: история и современность. 2021. № 2. С. 41–51.Крайнюкова (Коптева) А.С. Антикоррупционные механизмы на государственной гражданской службе РФ // Символ науки: международный научный журнал. – 2022. – №10-1. –с. 17-18Левшина О.О., Самохвалова Е.В. Основы формирования антикоррупционной политики в Российской Федерации // Матрица научного познания. – 2022. - №12-1. – с. 153-155Манивлец, Э.Е. Правовые основы и меры противодействия коррупции в правовом государстве / Э.Е. Манивлец, А.В. Химченко // Вестник Донецкого национального университета. Серия Е: Юридические науки. – 2021. – № 3. – С. 16-21Могунова М.М., Шут О.А., Баландин А.Л., Баймуханова Д.А. Международный опыт борьбы с коррупцией // Вестник СКУ им. Козываева. – 2022. - №3 (55). – с. 117-121Нальгиева Х.Л. Проблемы реализации антикоррупционной политики в России // ENDLESS LIGHT IN SCIENCE. – 2022. - №5-5. – с. 105-109Парахина М.В. Организационно-правовые основы актикоррупционной политики в России // Матрица научногопознаня. – 2022. - №12-1. – с. 445-450Платов Е.В. К вопросу о понятии и признаках коррупции // Право и государство: теория и практика. 2020. № 3. С. 189–191.Серова Ю.А. Понятие и общая характеристика противодействия коррупции // Аллея наук. – 2022. – том 1. - №3 (66). –с. 491-496Старцун А.А. Антикоррупционная система: проблемы современности // NOVAUM.RU. – 2022. - №39. –с. 123-126Яковенко Е.Н. Меры и способы противодействия коррупции в системе государственного управления // Наукосфера. – 2022. - №11-1. – с. 487-491Ярилина К.П. Причины и проблемы реализации законодательства о противодействии коррупции в России // UNIVERSUM: экономика и юриспруденция. – 2022. - №12-2 (99). – с. 16-20Результаты проведения социологического опроса об оценке эффективности применяемых антикоррупционных мер. – URL: https://мвд.рф/anticorr/opros-anticorr
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.04.2023)// https://www.consultant.ru/
3. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "О противодействии коррупции"// https://www.consultant.ru/
4. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.03.2023)// https://www.consultant.ru/
5. Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885
"Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", с изменениями и дополнениями от: 25 августа 2021 г. // https://base.garant.ru/
6. Указ Президента РФ от 19.05.2008 N 815 (ред. от 17.05.2021) "О мерах по противодействию коррупции"// https://www.consultant.ru/
7. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // https://www.consultant.ru/
8. Указ Президента РФ от 16.08.2021 N 478 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы"// https://www.consultant.ru/
9. Александрова Л.И. К вопросу о коррупции в России // Современная наука. – 2022. - №1. – с. 40-43
10. Афанасьева Н.В. Коррупция в таможенных органах и противодействие ей / Н.В. Афанасьева // Образование и наука на современном этапе развития ЕАЭС взгляд молодых лидеров. Т. 1: сборник материалов Всероссийской молодежной научно-практической конференции / под общ. ред. С.Н. Гамидуллаева. – Санкт-Петербург, 2018. – С. 29-32.
11. Афонин А.А., Какадий И.И. Антикоррупционная политика в России: современное состояние и вектор развития // Бюллетень науки и практики. – 2022. – том 8. - №7. – с. 470-479
12. Ахмедханова С.Т., Балаянц М.С., Быстрова Ю.В., Комоско А.А. Теоретические аспекты антикоррупционной политики в государстве // Аграрное и земельное право. – 2022. - №9 (213). – с. 80-82
13. Глебова А.В. Аспекты и проблемы антикоррупционной политики в Российской Федерации // Матрица научного познания. – 2022. - №12-1. – с. 94-100
14. Грибанов Е.В. Универсальная (типовая) технология предупреждения преступлений // Общество и право. 2021. № 3(77). С. 26–31
15. Зайцева И.О. Коррупция в системе государственного управления: угроза безопасности России // Форум серия: современное и тенденции развития гуманитарных и экономических наук. – 2022. - №S1-2 (27). – с. 78-83
16. Кимский И.О. Исследование развития противодействия коррупции в России // Научное обозрение. Экономические науки. – 2022. - №3. – с. 16-21
17. Киселев И.Ю., Зуева С.В. Восприятие россиянами коррупции как социальной проблемы // Власть. 2018. Т. 26. № 8. С. 169–182., Боброва Н.А. Непотизм и конфликт интересов – системообразующие факторы коррупции // Юридическая наука: история и современность. 2021. № 2. С. 41–51.
18. Крайнюкова (Коптева) А.С. Антикоррупционные механизмы на государственной гражданской службе РФ // Символ науки: международный научный журнал. – 2022. – №10-1. –с. 17-18
19. Левшина О.О., Самохвалова Е.В. Основы формирования антикоррупционной политики в Российской Федерации // Матрица научного познания. – 2022. - №12-1. – с. 153-155
20. Манивлец, Э.Е. Правовые основы и меры противодействия коррупции в правовом государстве / Э.Е. Манивлец, А.В. Химченко // Вестник Донецкого национального университета. Серия Е: Юридические науки. – 2021. – № 3. – С. 16-21
21. Могунова М.М., Шут О.А., Баландин А.Л., Баймуханова Д.А. Международный опыт борьбы с коррупцией // Вестник СКУ им. Козываева. – 2022. - №3 (55). – с. 117-121
22. Нальгиева Х.Л. Проблемы реализации антикоррупционной политики в России // ENDLESS LIGHT IN SCIENCE. – 2022. - №5-5. – с. 105-109
23. Парахина М.В. Организационно-правовые основы актикоррупционной политики в России // Матрица научного познаня. – 2022. - №12-1. – с. 445-450
24. Платов Е.В. К вопросу о понятии и признаках коррупции // Право и государство: теория и практика. 2020. № 3. С. 189–191.
25. Серова Ю.А. Понятие и общая характеристика противодействия коррупции // Аллея наук. – 2022. – том 1. - №3 (66). –с. 491-496
26. Старцун А.А. Антикоррупционная система: проблемы современности // NOVAUM.RU. – 2022. - №39. –с. 123-126
27. Яковенко Е.Н. Меры и способы противодействия коррупции в системе государственного управления // Наукосфера. – 2022. - №11-1. – с. 487-491
28. Ярилина К.П. Причины и проблемы реализации законодательства о противодействии коррупции в России // UNIVERSUM: экономика и юриспруденция. – 2022. - №12-2 (99). – с. 16-20
29. Результаты проведения социологического опроса об оценке эффективности применяемых антикоррупционных мер. – URL: https://мвд.рф/anticorr/opros-anticorr