Формирование патриотических чувств старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем
Заказать уникальную курсовую работу- 50 50 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 30.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста 5
1.1 Психолого-педагогические аспекты воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста 5
1.2 Особенности ознакомления с родным краем в воспитании у детей дошкольного возраста патриотизма 12
Глава 2. Экспериментальная работа по воспитанию патриотизма у старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем 19
2.1 Выявление уровня воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста 19
2.2 Организация и осуществление работы по воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем 29
Заключение 38
Список литературы 39
Приложения 41
При анализе качественных изменений мы получили данные о том, что у детей контрольной группы результаты не изменились. У детей экспериментальной группы, наоборот, значительно повысился уровень знаний о достопримечательностях родного города. Низкий уровень знаний о достопримечательностях родного города у детей экспериментальной группы стал ниже и составляет всего 20 %. На контрольном этапе значительно увеличилось количество детей с высоким уровнем знания достопримечательностей родного города, оно составляет 50%.Положительная динамика уровня знаний о достопримечательностях родного города отмечена у Кати Я., вместо низкого уровня выявлен средний уровень, а у Юлии К., Даши П. вместо среднего уровня высокий уровень. знаний о достопримечательностях родного города. Количественные результаты уровня знаний государственных символов у детей экспериментальной группы представлены в таблице 10[12] (приложение 11).Сравнительные результаты уровня знаний детей о государственных символах в экспериментальной группе на этапах наблюдения и контроля (%) представлены на рисунке 8[12](приложение 11).При анализе качественных изменений мы получили данные, на основании которых можно сделать вывод, что результаты детей контрольной группы практически не изменились. В экспериментальной группе, наоборот, уровень знания статусных символов стал выше. Низкий уровень выявлен только у 10% детей, тогда как на этапе диагностики этот показатель составлял 30%. Существенно увеличилось количество детей с высоким уровнем знаний о государственной символике. На констатирующем этапе высокий уровень выявлен у 20% детей, на контрольном этапе этот показатель увеличился до 40%.Положительная динамика в уровне знания статусных символов наблюдалась у Дениса М., Арины Н., их уровень знания повысился со среднего до высокого. Дети усвоили символы статуса и могут рассказать их историю и значение. В табл. 11[12](приложение 11) представлены количественные результаты оценки склонности детей 6-7 лет к уважению и гордости за свой город.Сравнительные результаты уровня желания детей 6-7 лет проявлять чувства уважения и гордости за свой город в экспериментальной группе на этапах выявления и контроля (%) представлены на рисунке 9 [12] (приложение 11).Анализ полученных данных показал, что результаты у детей контрольной группы изменились незначительно. Экспериментальная группа d'apos; дети увидели всплеск готовности проявить уважение и гордость за свой город. Значительно увеличилось количество детей, имеющих высокий уровень уважения и гордости за свой город.На констатирующем этапе высокий уровень зафиксирован у 50 % детей экспериментальной группы, на контрольном этапе высокий уровень стремления проявлять чувство уважения и гордости за свой город зафиксирован у 70 % детей. Детей с низким уровнем стало значительно меньше, всего 10% на контрольном этапе.Положительную динамику уровня стремления проявлять чувство уважения и гордости за свой город отмечают Юли К., Даша П. от среднего перешла на высокий уровнь. Количественные результаты исследования способности детей 6-7 лет реагировать на сохранение городской среды в экспериментальной группе на этапах выявления и контроля представлены в таблице 12[12] (приложение 12).Сравнительные результаты способности детей 6-7 лет реагировать на сохранение городской среды в экспериментальной группе на этапах наблюдения и контроля (%) представлены на рисунке 10[12] (приложение 12).Анализ полученных данных показал, что результаты у детей контрольной группы практически не изменились. В экспериментальной группе детей отмечено достоверное повышение уровня способности детей 6-7 лет реагировать на сохранение городской среды. Значительно увеличилось количество детей 6-7 лет с высоким уровнем способности реагировать на сохранение городской среды.На констатирующем этапе высокий уровень зафиксирован у 30% детей экспериментальной группы, на контрольном этапе зафиксирован высокий уровень способности детей 6-7 лет реагировать на сохранение городской среды. 40% детей.Детей с низким уровнем было значительно меньше, на контрольном этапе их было всего 10%. Положительная динамика уровня способности реагировать на сохранение городской среды у Саши У. Вместо низкого уровня установлен высокий уровень способности реагировать на сохранение городской среды. Количественные результаты уровня заинтересованности родителей детей экспериментальной группы представлены в таблице 13[12] (приложение 12).Сравнительные результаты уровня родительской заинтересованности в патриотическом воспитании дошкольников экспериментальной группы на этапах оценивания и контроля (%) представлены на рисунке 11[12](приложение 12).Анализ полученных данных показал, что результаты родителей детей контрольной группы претерпели незначительные изменения. В экспериментальной группе значительно повысился уровень интереса к патриотическому воспитанию детей. Значительно увеличилось количество родителей с высоким уровнем заинтересованности в патриотическом воспитании. На констатирующем этапе высокий уровень зафиксирован у 20 % родителей детей экспериментальной группы, на контрольном этапе высокий уровень интереса к патриотическому воспитанию детей зафиксирован у 40 % родителей.Родителей с низким интересом к патриотическому воспитанию было значительно меньше, на контрольном этапе их было всего 20%. Благодаря этой работе мы смогли повлиять на развитие знаний детей:- о достопримечательностях родного города;- на государственных символах;- о необходимости сохранения городской среды;- о своем районе.Таким образом, данные, полученные в ходе исследования, позволяют сделать вывод, что ознакомление дошкольников с родным городом посредством тематических бесед, игр, экскурсий и т. д. способствует воспитанию патриотизма у детей от 6 до 7 лет.Выводы по второй главе. При анализе результатов проведенной экспериментальной работы мы пришли к следующим выводам: на констатирующем этапе эксперимента мы выявили преимущественно низкий и средний уровень развития патриотических представлений у детей 6-7 лет. Дети не имели достаточного уровня знаний о родном городе, государственных символах, не стремились к охране и защите окружающей среды, не проявляли гордости и уважения к своему краю. На обучающем этапе эксперимента был проведен ряд мероприятий по повышению уровня знаний детей о родном городе, его достопримечательностях, истории и природных особенностях. Доработана предметно-пространственная развивающая среда группы. Для родителей учащихся было проведено собрание, в ходе которого родители ознакомились с основными методами и формами патриотического воспитания дошкольников. В контрольном эксперименте положительная динамика воспитательного уровня патриотизма у детей 6-7 лет наблюдалась после ознакомления с родным городом.ЗаключениеТаким образом, можно сделать вывод, что воспитание патриотизма в дошкольном образовании действительно является одной из важных задач, которую предстоит решить работе педагогов и детских психологов. Важным аспектом является то, что психолого-педагогическая модель патриотического воспитания может быть наиболее универсальной моделью, поскольку охватывает три основных базовых элемента, составляющих основу патриотизма как социального чувства. Использование такой модели позволит проводить работу и учитывать результаты работы по патриотическому воспитанию, выделяя все структурные элементы. Очень важно понимать, что, воспитывая в дошкольнике патриотизм, мы тем самым формируем в нем патриотизм и в конечном счете развиваем общекультурные качества личности. Повышение культурного уровня ребенка, мы способствуем повышению у него чувства патриотизма.В то же время формирование патриотизма - очень сложный процесс, потому что это очень сложное социальное чувство. Суждение о наличии или отсутствии чувства патриотизма должно основываться не на знании страны, Отечества, а на эмоциональных оценках и поступках. Таким образом, патриотом следует считать не человека, считающего себя патриотом, а человека, о котором можно сказать, что он патриот.Наше исследование подтвердило нашу гипотезу и позволило сделать следующие выводы. По результатам диагностического исследования, воспитание патриотизма у дошкольников через представления о родном городе эффективно при соблюдении ряда условий: семейного сотрудничества и создания дошкольного образовательного учреждения в сфере воспитания патриотизма поэтапно осуществлялось воспитание основ патриотизма, осуществлялся выбор содержания, форм работы, средств патриотического воспитания, Список литературы1. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика./ Болотина Л. Р. - М.: Юрайт, 2020. - 219 с.2. Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика./ Галигузова Л. Н. - М.: Юрайт, 2020. - 254 с.3. Ежкова Н. С. Дошкольная педагогика./ Ежкова Н. С. - М.: Юрайт, 2020. - 184 с.4. Кинелев В. Г. Философия образования в XXI в. и ее информационные аспекты // Вестник ЧГАКИ. 2017. №1 (25) С.31-34. 5. Кудактина А. И. Образ Родины в картине мира российских дошкольников // Теория и практика общественного развития. 2017. №3 С.238-241. 6. Шатохина, Е. Е. Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с историей родного края / Е. Е. Шатохина, М. А. Хаустова, С. В. Мишукова, Н. А. Болданова. // Молодой ученый. - 2017. - № 40 (174). - С. 188-189.7. Ясева Н. Ю. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2017. №3 С.346-348. Электронные ресурсы8. Асмолов А. Г. Будущее онлайн-образования и его возможности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://asmolovpsy.ru/ru/interview/372 (дата обращения 02.05.2023)9. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкольных учреждений. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01003421318 (дата обращения 02.05.2023)10. Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01006563599 (дата обращения 02.05.2023)11. Дедюкина М.И. Воспитание патриотических чувст у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-patrioticheskih (дата обращения 02.05.2023)12. ДОУ детский сад № 9 Солнышко. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://dou9-oktyabrsk.minobr63.ru/ (дата обращения 02.05.2023)13. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002574225 (дата обращения 02.05.2023)14. Серебрякова Г.В. Программа «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с родным краем». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/programma-nravstvenno (дата обращения 02.05.2023)15. Ястребова А.О. Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru (дата обращения 02.05.2023)Приложения Приложение 1Список детей, принявших участие в исследовании воспитания патриотизма детейАнна И.6 л..5м.Игорь Д.6 л. 1 м.Олег С.6 л. 1 м.Юра М.6 л. 8м.Ира В.6 л. 3м.Таня Р.7 л. 1 м.Катя П.7 л. 3м.Женя Р.7 л. 4м.Лена Т.6 л. 9м.Иван. А.6 л. 4м.Арина Н.7 л. 2м.Витя П.6 л. 6м.Юля К.7 л. 6м.Денис М.7 л. 2м.Петя В.6 л. 4м.Катя Я.6 л. 7м.Витя С.7 л. 5м.Даша П.6 л. 10м.Саша У.7 л. 3м.Яна Д.6 л. 6м.Таблица 1 –Диагностическая карта экспериментальной работы исследованияКомпонентыПоказателиМетодикиМетодики 1 этап –работы с детьмиКогнитивныйНаличие знаний у детей 6-7 лет о достопримечательностях родного городаБеседа «Родной город» (А. О. Ястребцова)Наличие знаний у детей 6-7 лет о символике годного города и страныБеседа «Государственная символика» (А. О Ястребцова.)ЭмоциональныйНаличие стремления у детей 6-7 проявлять чувства уважения и гордости к своему городуОпрос «Мое чувство к малой родине»ДеятельностныйУмение детей адекватно реагировать на сохранение окружающей среды городаМетод проблемных ситуаций2 этап –работа с родителямиКогнитивныйНаличие знаний у родителей о достопримечательностях родного городаВикторина или тест?? «Наш город Октябрьск» (анонимная)ЭмоциональныйНаличие заинтересованности родителей в патриотическом воспитании дошкольниковАнкета для родителей (А. О. Ястребцова.)ДеятельностныйУчастие родителей в патриотическом воспитании детейПриложение 2Определение уровня знаний детей о достопримечательностях родного города на основе беседы с детьми контрольной группыФИОБаллыУровень развитияАнна И.3ВысокийИгорь Д.2СреднийОлег С.1НизкийЮра М.1НизкийИра В.3ВысокийТаня Р.2СреднийКатя П.1НизкийЖеня Р.2СреднийЛена Т.2СреднийИван. А.1НизкийОпределение уровня развития представлений о достопримечательностях родного города на основе беседы с детьми экспериментальной группыФИОБаллыУровень развитияАрина Н.2СреднийВитя П.3ВысокийЮля К.2СреднийДенис М.2СреднийПетя В.3ВысокийКатя Я.1НизкийВитя С.1НизкийДаша П.2СреднийСаша У.1НизкийЯна Д.3ВысокийПриложение 3Таблица 2 –Результаты уровня знаний детей о достопримечательностях родного городаУровеньЭкспериментальная группаКонтрольная группаКол-во детейв %Кол-во детейв %Высокий330%220%Средний440%440%Низкий330%440%Рисунок 1 – Результаты уровня знаний детей о достопримечательностях родного города в экспериментальной и контрольной группах(%)Таблица 3 – Результаты диагностики уровня знаний детей о государственной символикеУровеньЭкспериментальная группаКонтрольная группаКол-во детейв % Кол-во детейв %Высокий220%110%Средний550%440%Низкий330%550%Рисунок 2 – Результаты уровня знаний детей о государственной символике в экспериментальной и контрольной группах (%)Приложение 4Определение уровня развития знаний о государственной символике на основе беседы с детьми контрольной группыФИОБаллыУровень развитияАнна И.4СреднийИгорь Д.5ВысокийОлег С.1НизкийЮра М.1НизкийИра В.3СреднийТаня Р.2НизкийКатя П.2НизкийЖеня Р.4СреднийЛена Т.3СреднийИван. А.1НизкийОпределение уровня развития знаний о государственной символике на основе беседы с детьми экспериментальной группыФИОБаллыУровень развитияАрина Н.4СреднийВитя П.5ВысокийЮля К.3СреднийДенис М.4СреднийПетя В.6ВысокийКатя Я.3СреднийВитя С.1НизкийДаша П.3СреднийСаша У.1НизкийЯна Д.3Низкий Приложение 5Определение уровня стремления проявлять чувства уважения и гордости за свой город на основе беседы с детьми контрольной группыФИОБаллыУровень развитияАнна И.7ВысокийИгорь Д.5СреднийОлег С.4СреднийЮра М.1НизкийИра В.5СреднийТаня Р.2НизкийКатя П.4СреднийЖеня Р.8ВысокийЛена Т.6ВысокийИван. А.2НизкийОпределение уровня стремления проявлять чувства уважения и гордости за свой город на основе беседы с детьми экспериментальной группыФИОБаллыУровень развитияАрина Н.8СреднийВитя П.6ВысокийЮля К.4СреднийДенис М.5СреднийПетя В.7ВысокийКатя Я.6СреднийВитя С.2НизкийДаша П.4СреднийСаша У.3НизкийЯна Д.6Низкий Приложение 6Таблица 4 –Результаты диагностики у детей 6-7 лет уровня стремления проявлять чувства уважения и гордости за свой город на констатирующем этапеУровеньЭкспериментальная группаКонтрольная группаКол-во детейв % Кол-во детейв %Высокий220%110%Средний550%440%Низкий330%550%Рисунок 3 – Результаты диагностики уровня стремления проявлять чувства уважения и гордости за свой город в экспериментальной и контрольной группах (%)Таблица 5 –Уровень умения детей 6-7 лет реагировать на сохранение окружающей среды городаУровеньЭкспериментальная группаКонтрольная группаКол-во детейв % Кол-во детейв %Высокий220%110%Средний550%440%Низкий330%550%Рисунок 4 – Результаты диагностики уровня умения детей 6-7 лет реагировать на сохранение окружающей среды города в экспериментальной и контрольной группах (%)Приложение 7Определение уровня умения детей 6-7 лет реагировать на сохранение окружающей среды города в контрольной группеФИОБаллыУровень развитияАнна И.2СреднийИгорь Д.2СреднийОлег С.3ВысокийЮра М.1НизкийИра В.2СреднийТаня Р.2СреднийКатя П.3ВысокийЖеня Р.2Средний Лена Т.2Средний Иван. А.2СреднийОпределение уровня умения детей 6-7 лет реагировать на сохранение окружающей среды города в экспериментальной группеФИОБаллыУровень развитияАрина Н.3СреднийВитя П.3ВысокийЮля К.2СреднийДенис М.2СреднийПетя В.3ВысокийКатя Я.3СреднийВитя С.1НизкийДаша П.2СреднийСаша У.1НизкийЯна Д.3НизкийПриложение 8Методика 5 – Викторина (анонимная) для родителей «Наш город –Октябрьск»1. Знаете ли вы, когда был основан наш город?2. Что изображено на гербе города Октябрьск?3. На берегу какой реки находится наш город?4. Сколько районов в г. Октябрьск5. Какая достопримечательность является символом города Октябрьск?6. Как называется наш край?7. С какого года Октябрьск считается городом?8. Когда отмечается день города в Октябрьске?9. На каком берегу реки расположен наш город?10.От названия чего город получил свое название?Высокий уровень – 8-10 баллов.Средний уровень – 5-7 баллов.Низкий уровень – 1-4 балла.Таблица 7 – Уровень знаний родителей о родном городе на констатирующем этапеУровеньЭкспериментальная группаКонтрольная группаКол-во родителей в %Кол-во родителейВысокий2(20%)1 (10%)Средний5 (50%)5(50%)Низкий3 (30%)4 (40%)Рисунок 5 – Результаты диагностики уровня знаний родителей о родном городе в экспериментальной и контрольной группах (%) Приложение 9Методика 6 –Анкета для родителей- Проявляет ли Ваш ребенок интерес к нашему городу?- Как проявляется этот интерес?- Что именно больше всего интересует Вашего ребенка (улицы и площади, памятники, исторические места, парки и т.д.)?- Интересуется ли Ваш ребенок историей нашего города? В связи с чем?- Как часто Вы совершаете экскурсии с детьми по нашему городу?- Беседуете ли вы с ребенком об истории города?- Посещаете ли вы городские праздники (День города, открытие нового памятника и т.д)?Критерии оценивания.Каждый положительный ответ оценивался в 1 балл.Низкий уровень – 1-2 балла.Средний уровень – 3-5 балла.Высокий уровень – 6 -7 балла.Таблица 8 - Уровень заинтересованности родителей в патриотическом воспитании дошкольников на констатирующем этапеУровеньЭкспериментальная группаКонтрольная группаКол-во родителей в %Кол-во родителейВысокий2(20%)1 (10%)Средний5 (50%)5(50%)Низкий3 (30%)4 (40%)Рисунок 6 – Результаты диагностики уровня заинтересованности родителей в патриотическом воспитании дошкольников в экспериментальной и контрольной группах (%)Приложение 10Определение уровня умения детей 6-7 лет реагировать на сохранение окружающей среды города в контрольной группеФИОБаллыУровень развитияАнна И.4СреднийИгорь Д.5СреднийОлег С.7ВысокийЮра М.2НизкийИра В.4СреднийТаня Р.2НизкийКатя П.3Средний Женя Р.1НизкийЛена Т.5Средний Иван. А.1НизкийОпределение уровня умения детей 6-7 лет реагировать на сохранение окружающей среды города в экспериментальной группеФИОБаллыУровень развитияАрина Н.6СреднийВитя П.3СреднийЮля К.5СреднийДенис М.3СреднийПетя В.6ВысокийКатя Я.3СреднийВитя С.1НизкийДаша П.2НизкийСаша У.1НизкийЯна Д.5СреднийТаблица 9 –Сравнительные количественные результаты уровня знаний детей о достопримечательностях родного города в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах (%)УровеньЭкспериментальная группаКонтрольная группаКол-во детейв %Кол-во детейВысокий3(30%)5 (50%)Средний4 (40%)3(30%)Низкий3 (30%)2 (20%)Рисунок 7 – Динамика уровня знаний детей о достопримечательностях родного города в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах (%)Приложение 11Таблица 10 –Результаты диагностики уровня знаний детей о государственной символике на контрольном экспериментеУровеньЭкспериментальная группаКонтрольная группаКол-во детей в %Кол-во детейВысокий2(20%)4 (40%)Средний5 (50%)5(50%)Низкий3 (30%)1 (10%)Рисунок 8 – Динамика уровня знаний детей о государственной символике в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах (%)Таблица 11 –Результаты диагностики уровня стремления у детей 6-7 лет проявлять чувства уважения и гордости за свой городУровеньЭкспериментальная группаКонтрольная группаКол-во детей в %Кол-во детейВысокий5(50%)7 (70%)Средний3 (30%)2(20%)Низкий2 (20%)1 (10%)Рисунок 9 – Динамика уровня стремления у детей 6-7 лет проявлять чувства уважения и гордости за свой город в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах (%)Приложение 12 Таблица 12 – Уровень умения детей 6-7 лет реагировать на сохранение окружающей среды города в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапахУровеньЭкспериментальная группаКонтрольная группаКол-во детей в %Кол-во детейВысокий5(50%)7 (70%)Средний3 (30%)2(20%)Низкий2 (20%)1 (10%)Рисунок 10 – Динамика умения детей 6-7 лет реагировать на сохранение окружающей среды города в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах (%)Таблица 13 – Определение уровня заинтересованности родителей в патриотическом воспитании дошкольниковУровеньЭкспериментальная группаКонтрольная группаКол-во родителей в %Кол-во родителейВысокий2(20%)1 (10%)Средний5 (50%)5(50%)Низкий3 (30%)4 (40%)Рисунок 11 – Результаты диагностики уровня заинтересованности родителей в патриотическом воспитании экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапе(%)
1. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика./ Болотина Л. Р. - М.: Юрайт, 2020. - 219 с.
2. Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика./ Галигузова Л. Н. - М.: Юрайт, 2020. - 254 с.
3. Ежкова Н. С. Дошкольная педагогика./ Ежкова Н. С. - М.: Юрайт, 2020. - 184 с.
4. Кинелев В. Г. Философия образования в XXI в. и ее информационные аспекты // Вестник ЧГАКИ. 2017. №1 (25) С.31-34.
5. Кудактина А. И. Образ Родины в картине мира российских дошкольников // Теория и практика общественного развития. 2017. №3 С.238-241.
6. Шатохина, Е. Е. Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с историей родного края / Е. Е. Шатохина, М. А. Хаустова, С. В. Мишукова, Н. А. Болданова. // Молодой ученый. - 2017. - № 40 (174). - С. 188-189.
7. Ясева Н. Ю. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2017. №3 С.346-348.
Электронные ресурсы
8. Асмолов А. Г. Будущее онлайн-образования и его возможности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://asmolovpsy.ru/ru/interview/372 (дата обращения 02.05.2023)
9. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкольных учреждений. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01003421318 (дата обращения 02.05.2023)
10. Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01006563599 (дата обращения 02.05.2023)
11. Дедюкина М.И. Воспитание патриотических чувст у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-patrioticheskih (дата обращения 02.05.2023)
12. ДОУ детский сад № 9 Солнышко. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://dou9-oktyabrsk.minobr63.ru/ (дата обращения 02.05.2023)
13. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002574225 (дата обращения 02.05.2023)
14. Серебрякова Г.В. Программа «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с родным краем». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/programma-nravstvenno (дата обращения 02.05.2023)
15. Ястребова А.О. Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru (дата обращения 02.05.2023)