Формирование связной диалогической речи старших дошкольников с ОНР

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 35 35 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 12.06.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования связной диалогической речи старших дошкольников с ОНР 6
1.1 Закономерности формирования диалогической речи в онтогенезе 6
1.2 Особенности формирования диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи 11
1.3 Методические аспекты коррекционной работы по формированию диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи 15
Глава 2. Практические аспекты формирования связной диалогической речи старших дошкольников с ОНР 20
2.1 Исследование особенностей диалогической речи старших дошкольников с ОНР 20
2.2 Содержание работы по развитию диалогической речи старших дошкольников с ОНР 24
Заключение 29
Список литературы 31
Приложение 34

Фрагмент для ознакомления

Сначала используется не менее трех картинок, в дальнейшем их количество увеличивается. Картинки выставляются в том порядке, который соответствует сюжету и является планом построения будущего высказывания. Обучение этому виду рассказов имеет следующие этапы:
– раскладывание картинок в нужной последовательности. Рассказ прочитывается, а затем осуществляется поиск нужных картинок и их выкладывание в правильном порядке. В связи с вышесказанным работа над этим этапом обязательно включает логические упражнения (манипуляции с картинками): расстановку их в логической, временной последовательности, восстановление специально пропущенного звена, придумывание дополнительной картинки в начале или в конце серии;
– рассматривание картинок. Важно научить ребенка «читать» картинку, находить в ней главных героев, объяснить роль некоторых деталей в раскрытии основного сюжета;
– вопросы по содержанию каждой картинки. При обучении детей можно использовать прием моделирования: под каждой картинкой выложить столько картонных полосок, сколько вопросов задал педагог;
– составление рассказа. При составлении рассказа важно помогать детям исправлять ошибки в построении предложений, аграмматизмы. Вместе с педагогом дети повторяют наиболее трудные словосочетания и речевые обороты;
– придумывание название рассказа. Составив рассказ по серии картинок, дети придумывают ему название, дополняют его предыдущим и последующим событиям;
– пересказ. Ребенок учится по памяти воспроизводить название и последовательность картинок уже пройденной сказки, рассказа;
– последовательное раскладывание картинок двух сказок и припоминание их названия («Репка», «Колобок»).
Серии картинок помогают ребенку разобраться в последовательности событий. Ребенок сам учится выделять основные моменты в содержании рассказа, т. е. происходит совершенствование аналитико-синтетической деятельности, развитие логического мышления. Составление рассказов по картинкам способствует уточнению значений известных ребенку слов и усвоению новых.
Четвертый этап – это составление повествовательного рассказа по одной сюжетной картине. В этом виде рассказывания наглядность уменьшена до одной сюжетной картине, на которой конечным результатом являются действия. Видимый план высказывания отсутствует, но при этом педагог оказывает помощь в форме дополнительных и наводящих вопросов.
Пятый этап – это составление описательных рассказов по предметам и предметным картинкам. Составление рассказа-описание основывается на предметной наглядности и мнемотаблице, в которой представлен план высказывания, в ходе которого отражаются различные признаки и свойства предмета. Описательный рассказ составляется при изучении таких тем, как игрушки, посуда, одежда, овощи, фрукты, временах года, животные, профессии. Рассмотрим пример описания по темам «Овощи», «Фрукты»:
– название;
– размер;
– форма;
– цвет;
– вкус;
– осязательные характеристики (какой на ощупь);
– блюда, которые можно приготовить.
Пример плана рассказа-описания по теме «Время года». Вопросы:
– Какое время года наступило?
– Как светит солнце и какая температура на улице?
– Какие осадки в данное время года?
– Как одеваются люди весной?
– Что происходит с животными?
– Какие птицы обитают в данное время года, что с ними происходит?
На каждый вопрос дается ответ в виде символа, картинки, в соответствии с этим мнемотаблица состоит из 6 ячеек.
Шестой этап – это составление описательных рассказов по несложным пейзажным картинам. Данная работа возможна на завершающем этапе формирования связной монологической речи. С целью закрепления полученных навыков по составлению рассказов по пройденным лексическим темам составлялись домашние задания, которые вклеивались в индивидуальную тетрадь.
Таким образом, в ходе целенаправленного обучения дети овладевают языковыми средствами и речевыми навыками, на основе которых возможно построение связных развернутых высказываний. Большое внимание уделяется формированию языковых (прежде всего, грамматических) обобщений и практическому усвоению (по образцу, наглядной опоре) лексических, грамматических и эмоционально-выразительных компонентов фразовых высказываний, различных типов синтаксических конструкций. У детей формируются представления об основных принципах построения связного сообщения: адекватность содержания, последовательность изложения, отражение причинно-следственной взаимосвязи событий, явлений природы. В основе работы по развитию связной речи лежит метод моделирования – составления мнемотаблиц.
Заключение

В результате проведенного анализа психолого-педагогической литературы изучены закономерности формирования диалогической речи в онтогенезе. При решении первой задачи исследования выявлено, что диалогическую речь дети постепенно осваивают на всех этапах онтогенеза, у них формируются умения вести диалог со сверстниками и взрослыми в процессе общения и совместной деятельности. На протяжении дошкольного возраста дети освают нормы культуры речи, учатся выстраивать диалог, задавать вопросы и отвечать на них, выражать свои эмоции, настроение, просьбы, желания. У детей формируются умение правильно и четко формулировать вопрос, исправлять и дополнять ответ сверстника, подавать уместные реплики, поддерживать разговор, рассуждать, спорить, приводить аргументы и доказывать свою точку зрения.
При решении второй задачи исследования были определены особенности формирования диалогической речи у детей с общем недоразвитием речи. Это нарушение формирования связного высказывания затруднено вследствие ограниченности активного словарного запаса, несформированности грамматического строя речи, низкого уровня навыков согласования и словообразования, построения предложений, что негативно отражается на диалогической речи. Уетей с общим недоразвитием речи отмечается недостаточная сформированность умений вести диалог, умений использования речевых и неречевых (невербальных) средств в процессе общения, коммуникации как с взрослыми, так и со сверстниками.
При решении третьей задачи были изучены методические аспекты коррекционной работы по формированию диалогической речи у детей общим недоразвитием речи. Коррекционная работа по развитию диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи должна носить планомерный и регулярный характер, параллельно с активизацией словаря и формированием грамматического строя речи. В ходе коррекционной работы целесообразно использовать задания игровой и практической направленности, задания и упражнения, направленные на развитие умений вести диалог. В процессе игр и коммуникативных ситуаций дети овладевают такими умениями, как умения задавать вопросы, отвечать на вопросы, выражать просьбы и желания, использовать различные речевые формулы, соблюдать нормы речевого этикета в процессе общения.
При решении четвертой задачи были изучены особенности связной речи детей с ОНР. Выявлено, что у большинства детей низкий уровень сформированности связной диалогической речи. Он характеризуется низким уровнем развития умений вести диалог, отсутствием интереса к коммуникативной деятельности. Эти дети предпочитают общаться только со взрослыми и ограниченным количеством детей в группе, их отличает низкий уровень умений поддерживать общение, умений привлечь внимание собеседника, особенно сверстников, умений использовать вежливые слова, проявлять сочувствие и оказывать помощь.
При решении пятой задачи исследовании было определено содержание коррекционной работы по формированию связной диалогической речи старших дошкольников с ОНР. Были определены этапы последовательной работы, выбраны методы развития связной речи, среди которых метод наглядного моделирования. Большое внимание уделялось формированию языковых (прежде всего, грамматических) обобщений и практическому усвоению (по образцу, наглядной опоре) лексических, грамматических и эмоционально-выразительных компонентов фразовых высказываний, различных типов синтаксических конструкций.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
Список литературы

Азиметова, Н.А. Развитие связной речи у младших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой [Текст] / Н.А. Азиметова // Преемственность в образовании. – 2018. – № 17(04). – С. 16–24.
Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 400 с.
Андреева, Е.В. Развитие связной речи у старших дошкольников с ОНР с использованием пальчикового театра [Текст] / Е.В. Андреева, С.Н. Архипова // Современное образование: традиции и инновации. – 2019. – № 2. – С. 32–35.
Бабина, Г.В. Логопедия [Текст]: учебно-методическое пособие / Г.В. Бабина, Л.И. Белякова, Р.Е. Идес. – М.: МПГУ, 2016. – 102 с.
Буслаева, М.Е. Основы развития связной речи в процессе онтогенеза [Текст] / М.Е. Буслаева // Научное значение трудов К.Э. Циолковского: история и современность. – Калуга, 2020. – С. 284–286.
Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В. К. Воробьева. – М.: ACT, 2012. – 160 с.
Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов. – М.: Аркти, 2015. – 168 с.
Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования [Текст] / О.Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2014. – 96 с.
Григорьева, Л.В. Использование серии сюжетных картинок для развития связной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Григорьева // Вестник ТГУ. – 2019. – № 3 (48). – С. 144–147.
Гурьянова, О.А. Пальчиковый театр как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О.А. Гурьянова // Педагогический форум. – 2019. – № 2 (4). – С. 35–36.
Замятина, Е.И. Пальчиковый театр как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.И. Замятина // Молодежь XXI века / под ред. Е.В. Шмаковой. – Новосибирск, 2020. – С. 111–112.
Зорина, Л.Г. Использование современных дидактических игр как средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л.Г. Зорина // Студенческая наука и XXI век. – 2018. – № 16-2. – С. 134–136.
Лазарева, Г.А. Роль пальчикового театра в развитии речи детей дошкольного возраста [Текст] / Г.А. Лазарева // Наука и образование: проблемы, идеи, инновации. – 2018. – № 9 (12). – С. 30–32.
Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Электронный ресурс] / Р.Е. Левина // https://pedlib.ru/Books/4/0286/index.shtml (дата обращения: 11.01.2023).
Матвеева, Д.А. Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр [Текст] / Д.А. Матвеева, Т.Н. Уткина // Проблемы и перспективы развития дошкольного образования. – Нижний Новгород, 2021. – С. 244–248.
Сегова, Т.Д. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема [Текст] / Т.Д. Сегова // На пересечении языков и культур. – 2020. – № 3 (18). – С. 422–427.
Соколова, А.В. Методы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А.В. Соколова, М.А. Репина // Вопросы педагогики. – 2021. – № 2-1. – С. 160–164.
Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] / Н.А. Стародубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 256 с.
Ткаченко, М.В. Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста [Текст] / М.В. Ткаченко, Ю.В. Алеева // Цифровое общество в контексте развития личности: сборник статей международной научно-практической конференции. – М., 2016. – С. 152–154.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 08.02.2023).
Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева. – М.: Айрис-пресс, 2014. – 225 с.
Шмыгина, А.А. Организационно-методические аспекты формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами пальчикового театра [Текст] / А.А. Шмыгина // Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования. – Саранск, 2021. – С. 28.
Приложение

Оценка связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
№ п/п Умения Характеристика Балл 1 Умение задавать вопросы Вопросы познавательного, социально-личностного и делового характера, разнообразные, по теме разговора, грамматически правильно составленные 3 Вопросы познавательного и делового характера, редко – социально-личностного характера; отмечаются незначительные грамматические ошибки 2 Вопросы, как правило, делового характера, однообразные, отмечаются грамматические ошибки; низкая инициативность ребенка в вопросах собеседнику 1 2 Умение отвечать на вопросы Ребенок отвечает на вопросы охотно, старается изложить свое мнение, делится впечатлениями, ответ соответствует теме беседы 3 Ребенок отвечает на вопросы, но при этом ответы краткие, односложные; ребенок иногда уходит от ответа, игнорирует некоторые вопросы 2 Ребенок предпочитает молчать, не отвечать на вопросы либо отвечает односложно; не сформирована речевая инициативность, предпочитает играть молча 1 3 Умение сообщать собеседникам свое мнение Ребенок проявляет активность, инициативность в процессе диалога, стремится высказать свое мнение, привести доводы и аргументы 3 Ребенок может сообщать свое мнение, но при этом не обосновывает его, не приводит доводы и аргументы в пользу своей точки зрения 2 Ребенок затрудняется в формулировке и сообщении сверстникам своего мнения, проявляет пассивность, безынициативность в процессе диалога 1 4 Умение выражать просьбы, советы, предложения Ребенок может выразить различные предложения по ходу игры, просьбы к сверстникам, различные советы и обращения, другие формы побуждения 3 Ребенок выражает, как правило, различные побуждения, требования, при этом не всегда может выразить просьбу или совет в процессе совместной деятельности 2 Ребенок редко использует просьбы, советы, затрудняется в формулировке различного рода побуждений, не проявляет инициативу, играет молча 1 5 Умение сообщать о своих чувствах, делиться новостями Ребенок стремится поделиться новостями со сверстниками, рассказать о своих эмоциях и чувствах, о различных событиях, которые его заинтересовали 3 Ребенок делиться новостями только с узким кругом детей, не всегда выражает свои эмоции и чувства, редко делятся новостями со сверстниками 2 Ребенок редко делится новостями, впечатлениями о прошедших событиях, не стремиться сообщаться о своем эмоциональном состоянии 1 6 Умение вести диалог в соответствии с правилами речевого этикета Ребенок в процессе общения и со взрослыми, и со сверстниками использует формулы речевого этикета, проявляет дружелюбие 3 Ребенок знает речевые формулы общения, но при этом использует их как правило во взаимодействии со взрослыми; иногда присутствуют недружелюбные интонации 2 Ребенок не знает и не применяет формулы речевого этикета, часто присутствует недружелюбность в процессе общения со сверстниками 1








2









Лист1
Диаграмма1

ЭГ
Умение задавать вопросы
Умение отвечать на вопросы
Умение сообщать свое мнение
Умение выражать просьбы, советы
Умение сообщать о своих чувствахсообщать о своих чувствах
Умение соблюдать речевой этикет
1.70
1.80
1.90
1.80
1.60
1.60
ЭГ
Умение задавать вопросы
Умение отвечать на вопросы
Умение сообщать свое мнение
Умение выражать просьбы, советы
Умение сообщать о своих чувствахсообщать о своих чувствах
Умение соблюдать речевой этикет
1.70
1.80
1.90
1.80
1.60
1.60
Лист1
Диаграмма1

Констатирующий этап
1.00
1.00
2.00
1.70
3.00
2.30
4.00
2.00
5.00
2.00
6.00
1.00
7.00
2.00
8.00
1.70
9.00
1.50
10.00
2.20
Констатирующий этап
1.00
2.00
3.00
4.00
5.00
6.00
7.00
8.00
9.00
10.00
1.00
1.70
2.30
2.00
2.00
1.00
2.00
1.70
1.50
2.20

1. Азиметова, Н.А. Развитие связной речи у младших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой [Текст] / Н.А. Азиметова // Преемственность в образовании. – 2018. – № 17(04). – С. 16–24.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 400 с.
3. Андреева, Е.В. Развитие связной речи у старших дошкольников с ОНР с использованием пальчикового театра [Текст] / Е.В. Андреева, С.Н. Архипова // Современное образование: традиции и инновации. – 2019. – № 2. – С. 32–35.
4. Бабина, Г.В. Логопедия [Текст]: учебно-методическое пособие / Г.В. Бабина, Л.И. Белякова, Р.Е. Идес. – М.: МПГУ, 2016. – 102 с.
5. Буслаева, М.Е. Основы развития связной речи в процессе онтогенеза [Текст] / М.Е. Буслаева // Научное значение трудов К.Э. Циолковского: история и современность. – Калуга, 2020. – С. 284–286.
6. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В. К. Воробьева. – М.: ACT, 2012. – 160 с.
7. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов. – М.: Аркти, 2015. – 168 с.
8. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования [Текст] / О.Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2014. – 96 с.
9. Григорьева, Л.В. Использование серии сюжетных картинок для развития связной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Григорьева // Вестник ТГУ. – 2019. – № 3 (48). – С. 144–147.
10. Гурьянова, О.А. Пальчиковый театр как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О.А. Гурьянова // Педагогический форум. – 2019. – № 2 (4). – С. 35–36.
11. Замятина, Е.И. Пальчиковый театр как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.И. Замятина // Молодежь XXI века / под ред. Е.В. Шмаковой. – Новосибирск, 2020. – С. 111–112.
12. Зорина, Л.Г. Использование современных дидактических игр как средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л.Г. Зорина // Студенческая наука и XXI век. – 2018. – № 16-2. – С. 134–136.
13. Лазарева, Г.А. Роль пальчикового театра в развитии речи детей дошкольного возраста [Текст] / Г.А. Лазарева // Наука и образование: проблемы, идеи, инновации. – 2018. – № 9 (12). – С. 30–32.
14. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Электронный ресурс] / Р.Е. Левина // https://pedlib.ru/Books/4/0286/index.shtml (дата обращения: 11.01.2023).
15. Матвеева, Д.А. Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр [Текст] / Д.А. Матвеева, Т.Н. Уткина // Проблемы и перспективы развития дошкольного образования. – Нижний Новгород, 2021. – С. 244–248.
16. Сегова, Т.Д. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема [Текст] / Т.Д. Сегова // На пересечении языков и культур. – 2020. – № 3 (18). – С. 422–427.
17. Соколова, А.В. Методы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А.В. Соколова, М.А. Репина // Вопросы педагогики. – 2021. – № 2-1. – С. 160–164.
18. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] / Н.А. Стародубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 256 с.
19. Ткаченко, М.В. Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста [Текст] / М.В. Ткаченко, Ю.В. Алеева // Цифровое общество в контексте развития личности: сборник статей международной научно-практической конференции. – М., 2016. – С. 152–154.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 08.02.2023).
21. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева. – М.: Айрис-пресс, 2014. – 225 с.
22. Шмыгина, А.А. Организационно-методические аспекты формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами пальчикового театра [Текст] / А.А. Шмыгина // Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования. – Саранск, 2021. – С. 28.