Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нпа содержащих нормы трудового права

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Трудовое право
  • 78 78 страниц
  • 75 + 75 источников
  • Добавлена 12.06.2023
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Общие положения о государственном контроле и надзоре за соблюдением трудового законодательства 7
1.1 Развитие и становление контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде в России 7
1.2 Понятие государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства 14
1.3 Нормативно-правовая основа контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде в России #
Глава 2. Защита трудовых прав работников государственной инспекцией труда #
2.1 Права и обязанности государственных инспекторов труда #
2.2 Меры реагирования при выявлении нарушений трудового законодательства #
2.3 Основные направления надзора за соблюдением трудового законодательства #
Глава 3. Проблемы и перспективы развития государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства #
3.1 Проблемы защиты государственной инспекцией труда нарушенных трудовых прав в судебном порядке #
3.2 Особенности привлечения работодателя к административной ответственности #
3.3 Перспективы развития государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства #
Заключение #
Список использованных источников #
Фрагмент для ознакомления

Предоставление Роструду указанного полномочия позволит ускорить процесс восстановления трудовых прав работников, а также снизить нагрузку на суды. 3.2 Особенности привлечения работодателя к административной ответственностиСогласно нормам КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушения, допускаемые с сфере реализации трудовых прав и обязанностей, что связано с отсутствием в трудовом законодательстве в некоторых случаях достаточного количества способов защиты трудовых прав. Поэтому имеется пересечение норм КоАП РФ и ТК РФ. Кроме того, КоАП РФ является специальным нормативным актом, который закрепляет нормы об административной ответственности в различных сферах.Одной из основных актуальных в настоящее проблем выступает проблема соблюдения сроков привлечения нарушителей в сфере труда к административной ответственности. Давность привлечения к административной ответственности установлена ст. 4.5 КоАП РФ, для правонарушений в сфере трудового права такой срок в действующей редакции закона составляет один год со дня совершения правонарушения. Однако нарушения трудового законодательства, влекущие нарушение прав работников, зачастую носят такой характер, который не позволяет выявить факт совершения правонарушения на протяжении длительного времени. Так, ответственность за исследуемые административные правонарушения установлена, в частности, за нарушения в сфере охраны труда (ст. 5.27 КоАП РФ); сокрытие наступившего страхового случая в сфере обязательного социального страхования на производстве (ст. 15.34 КоАП РФ) и др.Сложность привлечения к административной ответственности в течение года с момента правонарушения состоит в том, что правонарушения часто состоят не в открытом нарушении законодательства, а в сокрытии нарушений. Например, достаточно распространённым является сокрытие несчастного случая на производстве. То есть препятствие своевременному привлечению к административной ответственности может выступать позднее выявление правонарушения. Например, суд апелляционной инстанции, рассматривая жалобу работодателя на постановление государственного инспектора труда о привлечении юридического лица к ответственности по ст. 15.34 КоАП РФ, указывает на то, что у работодателя произошел несчастный случай, в результате которого погиб инженер электросвязи. Работодатель страховщику о наступлении страхового случая сообщил не вовремя, на одиннадцатые сутки после его наступления, данным действием нарушены требования п. 6 ч. 2 ст. 17 ФЗ № 225-ФЗ.Решением суда первой инстанции и суд апелляционной инстанции, которыми оставлено без изменения постановление инспектора труда, установлено, что инспектор правильно сделал вывод о нарушении юридическим лицом законодательства об обязательном социальном страховании, так как нарушения являются грубыми и неустранимыми. При этом судом исследованы доводы заявителя о том, что смерть сотрудника наступила не в день несчастного случая, а также доводы о том, что связь факта гибели с производством была установлена не сразу, а только в ходе расследования. Судом не учтены ссылки на данные обстоятельства, поскольку работодатель должен был при осуществлении надлежащего контроля за рабочим процессом знать о наступлении случая, а также предпринять все меры для соблюдения соответствующих правил и норм, однако данные действия работодателем выполнены не были.Также в решении указано на обоснованность привлечения инспектором работодателя к административной ответственности по ст. 15.34 КоАП РФ, поскольку объектом правонарушения выступают общественные отношения в области обязательного социального страхования. Объективную сторону данного состава правонарушения составляет совершение виновным лицом действий (бездействия), которые направлены на сокрытие события, имеющего признаки страхового случая, если данное событие произошло на производстве.Следует выделить и другую сторону проблемы привлечения к административной ответственности в срок, установленный ст. 4.5 КоАП РФ –это проблема длительного рассмотрения дел, в рамках которых обжалуются акты Роструда работодателями. В частности, в случае отмены постановления, вынесенного инспекцией кассационными судами в связи с нарушениями, допущенными при вынесении данного постановления или при вынесении постановлений нижестоящими судами, срок часто оказывается истекшим, что препятствует привлечению нарушителя к ответственности.В качестве примера можно привести ситуацию, когда работодателем было обжаловано постановление Роструда о привлечении к административной ответственности за несоблюдение порядка рассмотрения предписания. Судом первой инстанции решение инспектора было признано незаконным и отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено. Суд апелляционной инстанции с таким решением согласился. В рамкахрассмотрения дела судом кассационной инстанции суд счел решения нижестоящих судов незаконными, отменил их, однако, рассмотрению дела по существу препятствовало истечение срока давности привлечения к ответственности, в связи с чем дело все же было прекращено по иному основанию.В другом случае Верховный Суд РФ, указал в вынесенном им акте, что на момент рассмотрения жалобы возможность возобновления производства по делу, прекращенному нижестоящими судами, утрачена, что препятствует правовой оценке действий лица, в отношении которого велось производство. Поэтому вынесенные нижестоящими судами акты отменены быть не могут.Значительное количество прекращения производства по делам об административных правонарушениях приходится на долю судебных органов, которые не ведут отдельную статистическую строку, позволяющую сделать вывод о количестве прекращенных дел по интересующей нас категории.В связи с изложенным, по нашему мнению, является целесообразным увеличение срока давности привлечения к административной ответственности за нарушения трудового законодательства до трех лет с момента совершения правонарушения работодателем. Данный срок позволит обеспечить баланс интересов участников правоотношений, посколькурасширит возможности Роструда по выявлению правонарушений, а также будет обеспечена возможность принятия судами всех инстанций решений по существу действий лица, которому вменяется правонарушение. С целью устранения выявленного недостатка предлагаем внести соответствующие изменения в ст. 4.5 КоАП РФ, выделив положения о сроках в отношении трудовых нарушений и указав на допустимость привлечения за них к административной ответственности в течение двух лет. 3.3 Перспективы развития государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательстваНа сегодняшний день одним из актуальных вопросов, связанных с перспективами развития государственного надзора в сфере труда, является вопрос действия моратория на проведение проверок. В марте 2022 года было вынесено Постановление Правительства РФ № 336, которым установлены ограничения на проведения проверок на 2022 год (мораторий). В настоящее время Постановление действует в редакции от 10.03.2023 года, внесенные изменения продлили действие моратория на плановые проверки на 2023 год. Однако в постановлении содержаться нормы об исключениях, которыми допускается проведение плановых проверок в сферах, которые затрагивают воспитание и образование несовершеннолетних, социальное обслуживание, медицины и некоторые другие. В остальных случаях допускается проведение только внеплановых проверок. В сфере труда к числу оснований проведения проверок относится поступление в Роструд массовых жалоб от работников о невыплате заработной платы, количество обращение должно быть не менее десяти, либо не менее десяти процентов от общего количества работников на предприятии (п. 3 Постановления). Осуществление контроля и надзора на сегодняшний день является одним из наиболее значимых направлений в реализации публичных полномочий государства. Исследование форм и методов проводится во всех сферах деятельности органов власти. Сфера КНД обладает спецификой, обусловленной особенностью, экономической и общественной важностью отношений, в рамках которых осуществляется деятельность, поэтому необходимо исследовать формы и методы с особенностями рассматриваемых отношений. Одной из актуальных проблем в исследуемой сфере является отсутствие разработанной системы форм и методов. Анализ научной литературы показывает, что в сфере КНД применяются те подходы, которые разработаны для сферы государственного управления в целом. Несмотря на то, что такой поход нельзя подвергать критике в силу отнесения КНД к одной из сфер, в которых осуществляется государственное управление, следует все же учитывать специфику отношений, в которых происходит управляющее воздействие. Для выделения форм и методов, характерных для исследуемой сферы, рассмотрим общий подход к исследованию данных категорий. Необходимо отметить, что основы классификации и перечня основных форм и методов государственного управления были разработаны в середине прошлого века, когда стала стремительно развиваться наука административного права. Как правило, в современной литературе под формой понимается внешнее выражение чего-либо, в данном случае формой правильно считать внешнее выражение воздействия субъекта на объект в процессе управления. Методом же считаться совокупность определенных способов и приемов, применение которых непосредственно реализует функции. В настоящее время для реализации контроля и надзора характерно наличие множества форм и методов, однако, сложность их перечисления заключается в отсутствии четкого понимания и разграничения понятий «форма» и «метод» в законодательстве. В качестве видов называют проверки, смотры, обследования, отбор образцов, испытания и измерения, расследования и др. Однако однозначный подход к отнесению перечисленных понятий к формам или методам не найден. Это свидетельствует об отсутствии единообразного подхода к содержанию указанных понятий. В то же время в доктрине существует обоснование разграничения исследуемых понятий.Различное толкование понятий «форма» и «метод» применительно к КНД ведет к различным подходам к перечню и классификации данных явлений. Что касается понятия форм КНД, то под ними, чаще всего, понимаются:- внешнее выражение деятельности уполномоченных органов государственной власти и их должностных лиц, состоящей в ряде однородных действий, сторонники теории в качестве форм КНД выделяют «издание актов управления, совершение юридически значимых действий, проведение непосредственно-организационных мероприятий и материально-технические операции»;- выражение КНД в практическом аспекте, состоящее в совершении субъектами КНД определенных действий, в соответствии с данным подходом выделяются правовые и неправовые формы;- внешнее выражение деятельности органов власти и должностных лиц, состоящее в применении соответствующих целям методов;- совокупность не только действий, но и правовых актов, направленных на осуществление полномочий, возложенных на субъектов КНД (к формам относятся принятие нормативных и ненормативных актов, заключение договоров, совершение действий контрольного и надзорного характера).Многие ученые не сосредоточены на определении форм и методов КНД, уделяют большее внимание их классификации. Так, Д.Н. Бахрах формы КНД делит на правовые и неправовые, выделяя среди первых принятие правовых актов, совершение других юридически значимых действий субъектами КНД, а к числу вторых относя организационные действия и деятельность организационно-технического характера. Следует отметить, что такая классификация форм является наиболее распространенной до настоящего времени. Основными подходами к определению метода КНД являются следующие:- способы воздействия одних участников отношений КНД на других участников, цель которого состоит в формировании у вторых такого поведения, посредством которого достигается соблюдение требований к деятельности подконтрольных и поднадзорных лиц, методы делятся на убеждение и принуждение;- совокупность средств и способов достижения целей, которые стоят перед КНД, как видом государственной деятельности, в качестве методов выделяется также убеждение и принуждение в качестве основных, однако часто называются и иные методы, проводится их классификация путем деления на прямые и косвенные, общие и специальные и др.;- совокупность приемов управляющего воздействие, в соответствии с подходом методы, в зависимости от такого воздействия, делятся на административные и экономические;- средства воздействия органов власти на те объекты, в отношении которых осуществляется управление, методы делятся на убеждение и принуждение. Д.Н. Бахрах выделил среди методов, наравне с распространенными убеждением и принуждением, поощрение, а также выделил в методе принуждения такие его виды, как административное и дисциплинарное принуждение. С развитием исследования проблемы определения форм и методов КНД все более актуальным становился вопрос о соотношении данных понятий. Представляется верной позиция Ю.Н. Старилова, которая поддерживается большинством исследователей, в соответствии с которой форма и метод КНД соотносятся, как внешнее выражение и содержание. Форма представляет собой оформление, внешнее выражение применяемых методов, в то время как методами определяется характер отношений в системе управления. Основываясь на таком подходе, И.Д. Фиалковская справедливо утверждает, что форма обеспечивает реализацию идеи определенного метода, а метод способствует реализации формы. Таким образом, форма и метод КНД неразрывно связаны.Представляется, что в связи со спецификой КНД следует обратить внимание на формы, которые наравне с общими, характерны именно для данной деятельности. Наиболее распространенной из них является проверка, которая осуществляется путем проведения органами КНД мероприятий по контролю. К числу таких мероприятий относится осмотр и обследование, рассмотрение документов, отбор образцов, проведение исследований и испытаний, а также расследований и экспертиз. В качестве примера применения данной формы можно привести судебный акт, которым Управлению Роспотребнадзора было отказано в удовлетворении жалобы на решение арбитражного суда, отказавшего в привлечении к ответственности юридического лица. Роспотребнадзором была проведена плановая проверка, в рамках которой назначена экспертиза на предмет установления соответствия состава пищевой продукции, реализуемой юридическим лицом, требованиям технических регламентов. Несмотря на то, что экспертиза установила несоответствие продукции регламенту, арбитражный суд прекратил производство по делу, поскольку юридическое лицо не являлось участником изготовления продукции, то есть, стадии, которая предполагает применение технического регламента.Второй формой, которая применяется и в других сферах, однако, наиболее характерна для КНД, является проведение профилактика. Данная форма заключается в информировании юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также в выдаче предостережений о недопустимости нарушений. Представляется, что данная форма включает и выдачу предписаний, обязывающих устранить нарушения. Еще одной формой является мониторинг, который осуществляется путем систематического наблюдения за исполнением обязательных требований. Также в рамках применения этой формы выполняется такая важная задача, как прогнозирование состояния исполнения требований законодательства. К методам контрольно-надзорной деятельности можно отнести: рассмотрение документов, осмотр и обследование, отбор образцов, проведение исследований, испытаний и измерений, проведение экспертиз и расследований, информирование, предостережение, наблюдение, анализ, прогнозирование, другие мероприятия по контролю (надзору), а также контрольную закупку (ст. 6.1 Закона о контроле и надзоре).Изложенное позволяет сделать выводы о том, что в настоящее время в законодательстве о КНД отсутствуют единые критерии разграничения понятий «форма» и «метод». Представляется, что для единого и четкого толкования данных понятий следует закрепит соответствующие понятия в ст. 1 Закона о защите прав при проведении государственного контроля (надзора). Предлагается в указанную норму включить следующие понятия: «Форма государственного контроля (надзора) – это внешнее выражение определенных действий должностных лиц, направленные на решение задач контрольной (надзорной) деятельности. Метод государственного контроля (надзора) – это совокупность приемов, способов и средств, применяемых с целью реализации определенный формы контроля (надзора)».ЗаключениеТаким образом, в настоящее время Государственная инспекция труда является государственным органом исполнительной власти, в руках которого сосредоточены широкие полномочия, связанные с осуществлением контроля и надзора в сфере соблюдения законодательства о труде в России, а также с деятельностью, направленной на защиту и восстановление трудовых прав работников, привлечение к ответственности работодателей. Функции Роструда по контролю и надзору формировались на основе опыта, приобретенного в процессе деятельности Фабричной инспекции и Инспекции труда в советский период, поэтому были как восприняты либо отвергнуты различные полномочия и методы деятельности. Деятельность инспекции труда началась с развитием трудового законодательства, основная ее направленность заключается в защите трудовых прав граждан и обеспечении соблюдения требований законодательства о труде, перечень предоставленных инспекции полномочий и выполняемых функций обусловлен необходимостью регулирования отношений в сфере труда. Отсутствие единого подхода к пониманию рассматриваемых терминов прослеживается и в законодательстве. Одна и та же деятельность в нормативно-правовых актах часто именуется контрольной и надзорной, в зависимости от обстоятельств применения. Так, данные понятия смешиваются в действующем ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 248-ФЗ). Однако, из тех же норм закона следует, что понятия имеют разное содержание. В частности, например, из анализа ст. 1 четко видно, что на муниципальном уровне может выполняться только контроль, надзор – категория, применимая только к деятельности государственных органов власти. Современное законодательство, регулирующее сферу контрольно-надзорной деятельности, является результатом длительного формирования на основе ошибок, выявляемых в процессе применения попринимаемых правовых норм. Реформа КНД осуществлялась в рамках проводимых административных реформ, которые касались государственного управления. Институт государственного контроля и надзора является одним из институтов, выполняющих управленческие функции государства. С 2016 года проводимая реформа демонстрирует значимые успехи, которые связаны с оптимизацией процедур проведения контрольных и надзорных мероприятий. Приоритетным выступает риск-ориентированный подход, который показывает позитивные изменения. Исследованные закрепленные в нормах законодательства права и обязанности инспекторов труда нормы тесно связаны с нормами других нормативно-правовых актов, которыми регулируется деятельность Роструда. Названные положения законодательства о правах и обязанностях инспекторов труда говорят о том, что ряд положений повторяется, в частности, обязанность соблюдения требований законодательства повторяется трижды только в перечисленных выше законах, вместе с тем, данное требование не требует настолько детализированного нормами закрепления, поскольку любое лицо должно действовать в пределах требований законодательства. При выявлении нарушений трудового законодательства инспектор труда реагирует посредством вынесения актов различного характера, которые направлены, главным образом, на устранение данных нарушений. Роструд в лице инспектора в качестве мер реагирования вправе вынести предписание в адрес работодателя, которым допущено нарушение, в предписании устанавливается факт и объем нарушения, работодателю предоставляется срок для его устранения. Предписание отличается от иных актов тем, что не содержит положение о наказании за выявленное правонарушение, и направлено непосредственно на устранение нарушения. Результатом неисполнения предписания является решение о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы, которое после вступления в законную силу является исполнительным документом. Иными мерами реагирования инспектора на нарушение является вынесение актов, которые связаны с привлечением работодателя к ответственности за выявленное нарушение, это протоколы об административном правонарушении, постановления, которые выносятся в результате рассмотрения дела об административной ответственности. Исследованный порядок вынесение решения о принудительном взыскании заработной платыговорит о том, что это один из механизмов, направленных на защиту прав и законных интересов работников. При этом право на оплату труда является одним из основных трудовых прав, его нарушение недопустимо, поэтому законодателем предусмотрено полномочие по вынесению документа, который одновременно является исполнительным. Этот порядок направлен на оперативное устранение нарушений прав работников. Выявленная проблема, по нашему мнению, не решена и с вступлением в силу ч. 2 ст. 23 Закона о контроле и надзоре, в соответствии с которой обжалованию решения в суд должно предшествовать обжалование его вышестоящему должностному лицу. Редакция закона вступила в силу с 01.01.2023 года, применение такого подхода связано с риском еще более длительного рассмотрения вопроса, который требует оперативного решения.На основании изложенного предлагаем внести следующие изменения в ст. 360.1 ТК РФ: изложить абзац 3 статьи в следующей редакции: «Решение о принудительном исполнении… принимается государственным инспектором труда по истечении срока, установленного предписанием… при отсутствии сведений о его исполнении в течение десяти дней, но не позднее двадцати дней после истечения указанного срока или не позднее десяти дней после вступления в законную силу решения суда о признании законным данного предписания в случае его обжалования в суд»; изложить абзац 6 статьи в следующей редакции: «В случае, если решение о принудительном исполнении не исполнено и истек срок его обжалования, экземпляр данного решения… направляется на исполнение в органы принудительного исполнения в течение трех дней с момента истечения срока обжалования».Опыт применения законодательства говорит о том, что значительное количество споров может быть разрешено Рострудом самостоятельно. Так, по нашему мнению, к таким спорам можно отнести споры о выплате заработной платы; споры о надлежащем оформлении трудовых отношений и расторжения трудовых отношений; о предоставлении социальных гарантий, возможно, иные споры. При этом выполняемые Рострудом функции направлены на восстановление и защиту трудовых прав при отсутствии заинтересованности в исходе спора между работником и работодателем.Разрешение указанных споров в настоящее время целесообразно отнести к компетенции Роструда, которому присвоить статус постоянно действующего трудового арбитража по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, названных выше, так как, чаще всего, они однотипны, не требуют получения значительного количества доказательств, истребования их из различных органов и организаций, вполне достаточным является получение документов и сведений от работника и работодателя. Предоставление Роструду указанного полномочия позволит ускорить процесс восстановления трудовых прав работников, а также снизить нагрузку на суды. В связи с изложенным, по нашему мнению, является целесообразным увеличение срока давности привлечения к административной ответственности за нарушения трудового законодательства до трех лет с момента совершения правонарушения работодателем. Данный срок позволит обеспечить баланс интересов участников правоотношений, посколькурасширит возможности Роструда по выявлению правонарушений, а также будет обеспечена возможность принятия судами всех инстанций решений по существу действий лица, которому вменяется правонарушение. С целью устранения выявленного недостатка предлагаем внести соответствующие изменения в ст. 4.5 КоАП РФ, выделив положения о сроках в отношении трудовых нарушений и указав на допустимость привлечения за них к административной ответственности в течение двух лет. Изложенное позволяет сделать выводы о том, что в настоящее время в законодательстве о КНД отсутствуют единые критерии разграничения понятий «форма» и «метод». Представляется, что для единого и четкого толкования данных понятий следует закрепит соответствующие понятия в ст. 1 Закона о защите прав при проведении государственного контроля (надзора). Предлагается в указанную норму включить следующие понятия: «Форма государственного контроля (надзора) – это внешнее выражение определенных действий должностных лиц, направленные на решение задач контрольной (надзорной) деятельности. Метод государственного контроля (надзора) – это совокупность приемов, способов и средств, применяемых с целью реализации определенный формы контроля (надзора)».Список использованных источниковНормативные правовые акты Конвенция № 81 Международной организации труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (принята в г. Женеве 11.07.1947 на 30-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Бюллетень международных договоров. - 2002. - № 2. - С. 22 – 31.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Российская газета. № 256. 31.12.2001.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Российская газета. 2002. № 220.Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 31 (часть I). Ст. 5007.Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ. 29.12.2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249.Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Российская газета. № 153-154. 10.08.2001.Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ (утратил силу) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета. № 153-154. 10.08.2001.Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // Собрание законодательства РФ. 30.12.2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5140.Федеральный закон от 13.07.2015 № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.07.2015.Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «Об исполнительном производстве» // Российская газета, № 223, 06.10.2007.Указ Президента РФ от 29.06.1998 № 730 «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства» // Российская газета. № 122. 01.07.1998.Указ Президента РФ от 23.07.2003 № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах» // Российская газета. № 148. 25.07.2003.Постановление Правительства РФ от 11.02.2002 № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета. № 41. 06.03.2002.Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах» // Собрание законодательства РФ. 14.11.2005. № 46. Ст. 4720.Указ Президента РФ от 15.05.2008 № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» // Российская газета. № 105. 17.05.2008.Постановление Правительства РФ от 28.04.2015 № 415 (ред. от 16.04.2021) «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок» // Собрание законодательства РФ. 11.05.2015. № 19. Ст. 2825.Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 324 (ред. от 24.11.2020) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» // Российская газета. № 144. 08.07.2004.Постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 23.07.2021.Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (утратил силу) // Российская газета. - № 206. - 07.09.2012.Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 11. Ст. 1715.Приказ Роструда от 24.01.2011 № 14 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению должностными лицами Роструда и его территориальных органов положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при осуществлении надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» // СПС Консультант Плюс.Положение от 24.05.1835 «Об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оные по найму» // Полн. собр. законов Российской империи. - Собр. II. - T. X. - Отд. 1. - № 8157.Высочайше утвержденное мнение Госсовета от 05.06.1884 г. «О взыскании за нарушения постановлений о работе малолетних на заводах, фабриках и в ремесленных заведениях» // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3-е - СПб., 1887. - Т. 4. - № 2286Закон 12 июня 1884 г. «О школьном обучении малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах, и о фабричной инспекции» // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3-е - СПб., 1887. - Т. 4. - № 2316.Декрете СНК РСФСР от 11.11.1917 года «О восьмичасовом рабочем дне» (утратил силу) // http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5306/ (дата обращения: 15.05.2023)Постановление СНК РСФСР от 14.06.1918 «Об отпусках» (утратил силу) // СУ РСФСР. - 1918. - № 43. - Ст. 527.Кодекс законов о труде РСФСР 1918 года (утратил силу) // Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР. - 10.12.18. - С. 87-88.Постановление ВЦИК от 09.11.1922 «О введении в действие Кодекса Законов о Труде Р.С.Ф.С.Р. изд. 1922 г.» (вместе с «Кодексом Законов о Труде Р.С.Ф.С.Р.») (утратил силу) // СУ РСФСР. – 1922. - № 70. - Ст. 903.Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 14.01.1927 «Об условиях труда временных рабочих и служащих» // СЗ СССР. - 1927. - № 9. - Ст. 80.Постановление НКТ СССР от 13.02.1928 № 106 «О работниках с ненормированным рабочим днем» // Известия НКТ СССР. - № 9 – 10. - 1928.Кодекс законов о труде Российской Федерации» (утв. ВС РСФСР 09.12.1971) (утратил силу) // Ведомости ВС РСФСР. -1971. - № 50. - Ст. 1007.Закон СССР от 15.07.1970 № 2-VIII «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде» (утратил силу) // Ведомости ВС СССР. - 1970. - № 29. - Ст. 265.Закон РФ от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (утратил силу) // Российская газета. - № 219. - 06.10.1992.Эмпирический материал Постановление Верховного Суда РФ от 16.04.2021 № 16-АД21-4-К4 // СПС Консультант Плюс.Постановление Верховного Суда РФ от 08.07.2020 № 33-АД20-5 // СПС Консультант Плюс.Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.07.2020 № 88а-7863/2020 по делу № 2а-5450/2019 // СПС Консультант Плюс.Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.12.2019 № 88А-2163/2019 по делу № 2а-12/2019 // СПС Консультант Плюс.Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 10.03.2021 по делу № 88а-5156/2021, 2а-99/2018 // СПС Консультант Плюс.Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 22.12.2020 № 88А-25543/2020 по делу № 2а-448/2020 // СПС Консультант Плюс.Кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 30.09.2020 № 88А-6095/2020 // СПС Консультант Плюс.Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 11.12.2019 по делу № 88-1523/2019 // СПС Консультант Плюс; Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.05.2021 № 88-6779/2021 // СПС Консультант Плюс.Апелляционное определение Пермского краевого суда от 23.12.2019 по делу № 33а-13927/2019, 2а-4223/2019 // СПС Консультант Плюс.Апелляционное определение Свердловского областного суда от 02.10.2019 по делу № 33а-16944/2019 // СПС Консультант Плюс.Постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.08.2022 № Ф05-16423/2022 по делу № А40-290880/2021-146-2185 // СПС Консультант Плюс.Решение Самарского областного суда от 11.02.2016 № 21-299/2016 // СПС Консультант Плюс.О Роструде / Государственная гражданская служба. URL: https://rostrud.gov.ru/rostrud/gosudarstvennaya-grazhdanskaya-sluzhba/?ID=12243 (дата обращения: 05.05.2023). Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // Российская газета. 2020. № 171.Отчет о работе государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации за 2022 год // https://docviewer.yandex.ru/?tm=1683880696&tld=ru&lang=ru&name=28_polugodie_otchet-o-rabote-git-na-01-01-2022-dlya-sayta-ispr.xlsx&text=10n (дата обращения: 11.05.2023).Литература Агамагомедова С.А. Аксиологические аспекты государственного контроля и надзора // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 1. С. 37-61.Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Ч. 1. М., 1994. С. 178.Административное право. Под редакцией А.Е. Лунева. М., 1970. С. 167. Архиреева А.С. Теоретико-правовые основы института государственной службы // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 109. С. 104-115.Бахрах Д.Н. Административное право Росси: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности Юриспруденция / Д. Н. Бахрах. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Эксмо, 2011. С. 175.Беляев В.П. Контрольная и надзорная юридическая деятельность: к вопросу о разграничении понятий / В.П. Беляев // Право и политика. 2014. №2. С. 245-251.Глазунов С.Р. Фабричное законодательство в России и механизмы его реализации. 1882-1914 гг // Экономическая история. 2018. № 2 (41). С. 141-154.Гусева Т.А., Игнатова Ю.Н. Роль прокурора в защите публичных интересов // Законодательство и экономика. - 2013. - № 6.Дехтярь И.Н. Проблемные вопросы осуществления государственного контроля за соблюдением трудового законодательства // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. № 3 (116). С. 120-124.Зырянов С.М. Административно-надзорная деятельность федеральных органов исполнительной власти: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2004. С. 5.Лисеенко В.И. Институт государственного контроля и надзора в Российской Федерации: история попыток реформирования в 1990-2017 гг. // Вестник Уральского финансово-юридического института. 2017. №1 (7). С. 43.Литошенко М. А., Иголкина А. Г. Дисквалификация как вид административного наказания за нарушение трудового законодательства // Аллея науки. 2018. Т. 1. № 6 (22).Масленникова Е.В. Анализ российского опыта реформирования контрольно-надзорной деятельности (часть 1) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2018. № 2. С. 135-148.Масленникова Е.В., Добролюбова Е.И. Реформирование контрольно-надзорной деятельности: результаты с точки зрения граждан и согласно статистической отчетности // Власть. 2021. № 2. С. 170-179.Методы и формы государственного управления. Под редакцией А.Е. Лунева. М., 1977. С. 5.Никонова Ю.Ш. Формы и методы государственного контроля (надзора) // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. № 3 (41). С. 202-210.Песков П. А. Фабричный быт Владимирской губернии. Отчет за 1882-1883 годы фабричного инспектора по надзору за малолетними. - СПб. : Тип. В. Ф. Киршбаума, 1884. С. 24.Попова О.И. Место и роль государственных инспекций труда в системе государственного надзора и контроля Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. С. 12. Солдатов А.П., Братановский С.Н. Особенности и некоторые проблемы административной ответственности в сфере трудовых отношений // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 1 (53). С. 23-31.Фарикова Е.А. Формы правового регулирования отношений в сфере государственного управления // Право и практика. 2020. № 2. С. 59-63.Фиалковская И.Д. Теоретические вопросы взаимодействия форм и методов государственного управления // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2019. № 6. С. 261-267.Халиков М.С. Государственная служба в системе государственного управления // Коммуникология: электронный научный журнал. 2018. № 2. С. 14-20.Чиркин В.Е. Контрольная власть: монография. - М.: Юристъ, 2008. С. 105.Шарифулин А.А. Контроль и надзор: к вопросу о соотношении понятий // Вопросы российской юстиции. 2022. № 17. С. 99-106.Шатохин А.Ю. К вопросу об оспаривании в суде распоряжения административного органа о проведении проверки, акта проверки и предписания об устранении выявленных нарушений // Сибирское юридическое обозрение. 2018. № 3. С. 356-361.Яблонская А.Б. Контрольно-надзорная функция государственной власти / А.Б. Яблонская // Пробелы в российском законодательстве. 2009. №4. С. 93-96.

Нормативные правовые акты
Конвенция № 81 Международной организации труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (принята в г. Женеве 11.07.1947 на 30-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Бюллетень международных договоров. - 2002. - № 2. - С. 22 – 31.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Российская газета. № 256. 31.12.2001.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Российская газета. 2002. № 220.
Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 31 (часть I). Ст. 5007.
Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ. 29.12.2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249.
Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Российская газета. № 153-154. 10.08.2001.
Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ (утратил силу) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета. № 153-154. 10.08.2001.
Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // Собрание законодательства РФ. 30.12.2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5140.
Федеральный закон от 13.07.2015 № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.07.2015.
Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «Об исполнительном производстве» // Российская газета, № 223, 06.10.2007.
Указ Президента РФ от 29.06.1998 № 730 «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства» // Российская газета. № 122. 01.07.1998.
Указ Президента РФ от 23.07.2003 № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах» // Российская газета. № 148. 25.07.2003.
Постановление Правительства РФ от 11.02.2002 № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета. № 41. 06.03.2002.
Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах» // Собрание законодательства РФ. 14.11.2005. № 46. Ст. 4720.
Указ Президента РФ от 15.05.2008 № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» // Российская газета. № 105. 17.05.2008.
Постановление Правительства РФ от 28.04.2015 № 415 (ред. от 16.04.2021) «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок» // Собрание законодательства РФ. 11.05.2015. № 19. Ст. 2825.
Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 324 (ред. от 24.11.2020) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» // Российская газета. № 144. 08.07.2004.
Постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 23.07.2021.
Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (утратил силу) // Российская газета. - № 206. - 07.09.2012.
Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 11. Ст. 1715.
Приказ Роструда от 24.01.2011 № 14 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению должностными лицами Роструда и его территориальных органов положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при осуществлении надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» // СПС Консультант Плюс.
Положение от 24.05.1835 «Об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оные по найму» // Полн. собр. законов Российской империи. - Собр. II. - T. X. - Отд. 1. - № 8157.
Высочайше утвержденное мнение Госсовета от 05.06.1884 г. «О взыскании за нарушения постановлений о работе малолетних на заводах, фабриках и в ремесленных заведениях» // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3-е - СПб., 1887. - Т. 4. - № 2286
Закон 12 июня 1884 г. «О школьном обучении малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах, и о фабричной инспекции» // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3-е - СПб., 1887. - Т. 4. - № 2316.
Декрете СНК РСФСР от 11.11.1917 года «О восьмичасовом рабочем дне» (утратил силу) // http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5306/ (дата обращения: 15.05.2023)
Постановление СНК РСФСР от 14.06.1918 «Об отпусках» (утратил силу) // СУ РСФСР. - 1918. - № 43. - Ст. 527.
Кодекс законов о труде РСФСР 1918 года (утратил силу) // Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР. - 10.12.18. - С. 87-88.
Постановление ВЦИК от 09.11.1922 «О введении в действие Кодекса Законов о Труде Р.С.Ф.С.Р. изд. 1922 г.» (вместе с «Кодексом Законов о Труде Р.С.Ф.С.Р.») (утратил силу) // СУ РСФСР. – 1922. - № 70. - Ст. 903.
Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 14.01.1927 «Об условиях труда временных рабочих и служащих» // СЗ СССР. - 1927. - № 9. - Ст. 80.
Постановление НКТ СССР от 13.02.1928 № 106 «О работниках с ненормированным рабочим днем» // Известия НКТ СССР. - № 9 – 10. - 1928.
Кодекс законов о труде Российской Федерации» (утв. ВС РСФСР 09.12.1971) (утратил силу) // Ведомости ВС РСФСР. -1971. - № 50. - Ст. 1007.
Закон СССР от 15.07.1970 № 2-VIII «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде» (утратил силу) // Ведомости ВС СССР. - 1970. - № 29. - Ст. 265.
Закон РФ от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (утратил силу) // Российская газета. - № 219. - 06.10.1992.

Эмпирический материал
Постановление Верховного Суда РФ от 16.04.2021 № 16-АД21-4-К4 // СПС Консультант Плюс.
Постановление Верховного Суда РФ от 08.07.2020 № 33-АД20-5 // СПС Консультант Плюс.
Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.07.2020 № 88а-7863/2020 по делу № 2а-5450/2019 // СПС Консультант Плюс.
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.12.2019 № 88А-2163/2019 по делу № 2а-12/2019 // СПС Консультант Плюс.
Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 10.03.2021 по делу № 88а-5156/2021, 2а-99/2018 // СПС Консультант Плюс.
Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 22.12.2020 № 88А-25543/2020 по делу № 2а-448/2020 // СПС Консультант Плюс.
Кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 30.09.2020 № 88А-6095/2020 // СПС Консультант Плюс.
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 11.12.2019 по делу № 88-1523/2019 // СПС Консультант Плюс; Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.05.2021 № 88-6779/2021 // СПС Консультант Плюс.
Апелляционное определение Пермского краевого суда от 23.12.2019 по делу № 33а-13927/2019, 2а-4223/2019 // СПС Консультант Плюс.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 02.10.2019 по делу № 33а-16944/2019 // СПС Консультант Плюс.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.08.2022 № Ф05-16423/2022 по делу № А40-290880/2021-146-2185 // СПС Консультант Плюс.
Решение Самарского областного суда от 11.02.2016 № 21-299/2016 // СПС Консультант Плюс.
О Роструде / Государственная гражданская служба. URL: https://rostrud.gov.ru/rostrud/gosudarstvennaya-grazhdanskaya-sluzhba/?ID=12243 (дата обращения: 05.05.2023).
Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // Российская газета. 2020. № 171.
Отчет о работе государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации за 2022 год // https://docviewer.yandex.ru/?tm=1683880696&tld=ru&lang=ru&name=28_polugodie_otchet-o-rabote-git-na-01-01-2022-dlya-sayta-ispr.xlsx&text=10n (дата обращения: 11.05.2023).

Литература
Агамагомедова С.А. Аксиологические аспекты государственного контроля и надзора // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 1. С. 37-61.
Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Ч. 1. М., 1994. С. 178.
Административное право. Под редакцией А.Е. Лунева. М., 1970. С. 167.
Архиреева А.С. Теоретико-правовые основы института государственной службы // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 109. С. 104-115.
Бахрах Д.Н. Административное право Росси: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности Юриспруденция / Д. Н. Бахрах. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Эксмо, 2011. С. 175.
Беляев В.П. Контрольная и надзорная юридическая деятельность: к вопросу о разграничении понятий / В.П. Беляев // Право и политика. 2014. №2. С. 245-251.
Глазунов С.Р. Фабричное законодательство в России и механизмы его реализации. 1882-1914 гг // Экономическая история. 2018. № 2 (41). С. 141-154.
Гусева Т.А., Игнатова Ю.Н. Роль прокурора в защите публичных интересов // Законодательство и экономика. - 2013. - № 6.
Дехтярь И.Н. Проблемные вопросы осуществления государственного контроля за соблюдением трудового законодательства // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. № 3 (116). С. 120-124.
Зырянов С.М. Административно-надзорная деятельность федеральных органов исполнительной власти: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2004. С. 5.
Лисеенко В.И. Институт государственного контроля и надзора в Российской Федерации: история попыток реформирования в 1990-2017 гг. // Вестник Уральского финансово-юридического института. 2017. №1 (7). С. 43.
Литошенко М. А., Иголкина А. Г. Дисквалификация как вид административного наказания за нарушение трудового законодательства // Аллея науки. 2018. Т. 1. № 6 (22).
Масленникова Е.В. Анализ российского опыта реформирования контрольно-надзорной деятельности (часть 1) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2018. № 2. С. 135-148.
Масленникова Е.В., Добролюбова Е.И. Реформирование контрольно-надзорной деятельности: результаты с точки зрения граждан и согласно статистической отчетности // Власть. 2021. № 2. С. 170-179.
Методы и формы государственного управления. Под редакцией А.Е. Лунева. М., 1977. С. 5.
Никонова Ю.Ш. Формы и методы государственного контроля (надзора) // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. № 3 (41). С. 202-210.
Песков П. А. Фабричный быт Владимирской губернии. Отчет за 1882-1883 годы фабричного инспектора по надзору за малолетними. - СПб. : Тип. В. Ф. Киршбаума, 1884. С. 24.
Попова О.И. Место и роль государственных инспекций труда в системе государственного надзора и контроля Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. С. 12. 
Солдатов А.П., Братановский С.Н. Особенности и некоторые проблемы административной ответственности в сфере трудовых отношений // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 1 (53). С. 23-31.
Фарикова Е.А. Формы правового регулирования отношений в сфере государственного управления // Право и практика. 2020. № 2. С. 59-63.
Фиалковская И.Д. Теоретические вопросы взаимодействия форм и методов государственного управления // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2019. № 6. С. 261-267.
Халиков М.С. Государственная служба в системе государственного управления // Коммуникология: электронный научный журнал. 2018. № 2. С. 14-20.
Чиркин В.Е. Контрольная власть: монография. - М.: Юристъ, 2008. С. 105.
Шарифулин А.А. Контроль и надзор: к вопросу о соотношении понятий // Вопросы российской юстиции. 2022. № 17. С. 99-106.
Шатохин А.Ю. К вопросу об оспаривании в суде распоряжения административного органа о проведении проверки, акта проверки и предписания об устранении выявленных нарушений // Сибирское юридическое обозрение. 2018. № 3. С. 356-361.
Яблонская А.Б. Контрольно-надзорная функция государственной власти / А.Б. Яблонская // Пробелы в российском законодательстве. 2009. №4. С. 93-96.