Формирование умения работать с информацией у младших школьников в учебной деятельности

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 56 56 страниц
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 13.06.2023
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Умение работать с информацией как метапредметный образовательный результат 6
1.2. Психолого-педагогические особенности младших школьников с точки зрения умения работать с информацией 10
1.3. Особенности формирования умения работать с информацией в младшем школьном возрасте 13
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 17
2.1. Оценка исходного уровня сформированности работы с информацией у младших школьников 17
2.2. Комплекс заданий на формирование и развитие умения работать с информацией у младших школьников 26
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 36
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 52
Фрагмент для ознакомления

Результат детей представлен на рисунке 12. Рисунок 12. Распределение детей по результату по заданию 4, %Из рисунка следует, что 0-2 балла набрали 16% детей (4 человека), 3-5 баллов – 52% детей (13 человек), 6-7 баллов – 32% детей (8 человек). Таким образом, на контрольном этапе эксперимента не владели умением сравнивать и группировать факты, явления 16% детей, имели средние показатели – 52% детей, в целом владеют данными умением – 32% детей.Задание №5 позволяет проверить умение находить сходства и различия в фактах, явлениях. Результат детей представлен на рисунке 13. Рисунок 13. Распределение детей по результату по заданию 5, %Из рисунка следует, что 0-2 балла набрали 12% детей (3 человека), 3-5 баллов – 32% детей (8 человек), 6-7 баллов – 56% детей (14 человек). Таким образом, на контрольном этапе эксперимента не владели умением находить сходства и различия в фактах, явлениях 12% детей, имели средние показатели – 36% детей, в целом владеют данными умением – 56% детей.Задание №6 позволяет выявить, умеют ли обучающиеся находить причинно-следственные связи. Результат детей представлен на рисунке 14.Из рисунка следует, что 0-2 балла набрали 0% детей (0 человек), 2-3 балла – 64% детей (16 человек), 4-5 баллов – 36% детей (9 человек). Таким образом, на контрольном этапе эксперимента не владели умением находить причинно-следственные связи 0% детей, имели средние показатели – 64% детей, в целом владеют данными умением – 36% детей.Рисунок 14. Распределение детей по результату по заданию 6, %Задание №7 позволяет оценить умение делать выводы на основе обобщения знаний. Результат детей представлен на рисунке 15. Рисунок 15. Распределение детей по результату по заданию 7, %Из рисунка следует, что 0-2 балла набрали 0% детей (0 человек), 2-3 балла – 68% детей (17 человек), 4-5 баллов – 32% детей (8 человек). Таким образом, на контрольном этапе эксперимента не владели умением делать выводы на основе обобщения знаний 0% детей, имели средние показатели – 68% детей, в целом владеют данными умением – 32% детей.Задание №8 позволяет оценить умение представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм. Результат детей представлен на рисунке 16. Рисунок 16. Распределение детей по результату по заданию 8, %Из рисунка следует, что 0-2 балла набрали 0% детей (0 человек), 2-3 балла – 80% детей (20 человек), 4-5 баллов – 20% детей (5 человека). Таким образом, на констатирующем этапе эксперимента не владели умением делать выводы на основе обобщения знаний 0% детей, имели средние показатели – 80% детей, в целом владеют данными умением – 20% детей. Уровень сформированности умений работать с информацией у младших школьников на констатирующем и контрольном этапе эксперимента можно видеть в таблице 5.Из таблицы можно заключить, что низкий уровень умений работать с информацией показали 0-32% детей, средний – 32-80% детей, высокий –20-56% детей в зависимости от задания.Таблица 5Уровень сформированности умений работать с информацией у младших школьников на констатирующем и контрольном этапе эксперимента№УмениеНе владеютОтчасти владеютВладеютДоПосле%ДоПосле%ДоПосле%1Умение определять, какая информация необходима для того, чтобы решить задачу244-205260+82436+122Умение выбирать источники информации, которые необходимы для решения задача3620-162032+124448+43Умение извлекать информацию из таблиц, схем, рисунков4032-8363602432+84Умения сравнивать и группировать факты, явления4416-282052+323632-45Умение находить сходства и различия в фактах, явлениях2812-163632-43656+206Умение находить причинно-следственные связи200-205264+122836+87Умение делать выводы на основе обобщения знаний160-166468+42032+128Умение представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм240-246480+161220+8Если проанализировать динамику результатов, то видно, что по умению определять, какая информация необходима для того, чтобы решить задачу доля детей с высокими результатами выросла на 12%, с низкими– снизилась на 20%. По умению выбирать источники информации, которые необходимы для решения задача доля детей с высокими результатами выросла на 4%, с низкими – снизилась на 16%. По умению извлекать информацию из таблиц, схем, рисунков доля детей с высокими результатами выросла на 8%, с низкими – снизилась на 8%. По умению сравнивать и группировать факты, явления доля детей с низкими результатами снизилась на 28%. По умению находить сходства и различия в фактах, явлениях доля детей с высокими результатами выросла на 20%, с низкими – снизилась на 16%. По умению находить причинно-следственные связи доля детей с высокими результатами выросла на 8%, с низкими – снизилась на 20%. По умению делать выводы на основе обобщения знаний доля детей с высокими результатами выросла на 12%, с низкими – снизилась на 16%. По умению представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм доля детей с высокими результатами выросла на 8%, с низкими – снизилась на 24%.Таким образом, комплекс упражнений доказал свою высокую эффективность.ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕПодводя итоги, можно сделать следующие выводы:На констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что по умению определять, какая информация необходима для того, чтобы решить задачу низкие показатели были у 24% детей, по умению выбирать источники информации, которые необходимы для решения задача – у 36% детей, по умению извлекать информацию из таблиц, схем, рисунков – у 40% детей, по умению сравнивать и группировать факты, явления – у 44% детей, по умениюнаходить сходства и различия в фактах, явлениях – у 28% детей, по умению находить причинно-следственные связи – у 20% детей, по умению делать выводы на основе обобщения знаний – у 16% детей, по умению представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм – у 24% детей.Для коррекции полученных результатов был предложен комплекс заданий по формированию и развитию умения работать с информацией.На контрольном этапе эксперимента было выявлено, что по умению определять, какая информация необходима для того, чтобы решить задачу низкие показатели были у 4% детей (снижение на 20%), по умению выбирать источники информации, которые необходимы для решения задача – у 20% детей (снижение на 16%), по умению извлекать информацию из таблиц, схем, рисунков – у 32% детей (снижение на 8%), по умению сравниватьи группировать факты, явления – у 16% детей (снижение на 28%), по умению находить сходства и различия в фактах, явлениях – у 12% детей (снижение на 16%), по умению находить причинно-следственные связи – у 0% детей (снижение на 20%), по умению делать выводы на основе обобщения знаний – у 0% детей (снижение на 16%), по умению представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм – у 0% детей (снижение на 14%). Можно заключить, что разработанный комплекс упражнений показал свою высокую эффективность.ЗАКЛЮЧЕНИЕМы изучили возможности целенаправленного формирования умения работать с информацией у младших школьников в учебной деятельности на уроках в начальной школе.Анализ психолого-педагогической литературы выявил, умение работать с информацией является одним из базовых среди всех умений, формирующихся в начальной школе. Существует несколько этапов работы с информацией, на каждом из которых необходимы определенные умения. Психические процессы у младших школьников активно видоизменяются, проходя ряд важных преобразований, влияющих на способность детей анализировать информацию. В целом информационные умения рассматриваются как умения формулировать информационную потребность, запрашивать, вести поиск, отбирать, оценивать, перерабатывать информацию. Провели оценку уровня сформированности умений работать с информацией у учащихся 3 класса. Полученные результаты были низкими.Мы разработали комплекс упражнений, способствующих формированию умения работать с информацией у младших школьников.Полученный комплекс оказался эффективным средством формирования умений работать с информацией у учащихся 3 класса.Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАндрющенко Т.Ю. Возрастная психология и возрастные кризисы : кризис развития ребенка семи лет : учебное пособие для вузов / Т. Ю. Андрущенко, Г.М. Шашлова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 103 с.БегиеваБ.М. Психологические особенности внимания младших школьников / Б.М. Бегиева, А.А. Кабжихов // Вопросы науки и образования, 2020. – № 26 (10). – С. 36-39.БелоченкоО.П. Особенности воображения младших школьников / О.П. Белоченко, И.В. Ждамирова // Проблемы науки, 2016. – № 9 (10). – С. 37-38.Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2000. – 1536 с.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский, под ред. В.В. Давыдова – М.: АСТАстрель Хранитель, 2005. – С. 101.ДамбаеваА.Ш. Особенности работы с текстами в курсе русского языка в начальной школе / А.Ш. Дамбаева // Символ науки, 2021. – № 9-1. – С. 43-45.Информатика. Базовый курс / под ред. С.В. Симоновича. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 640 с.Ким А.А. Особенности развития памяти у младших школьников / А.А. Ким // Вестник науки. – 2019. – Т. 3. – № 1 (10). – С. 103-105.КолодезниковаС.И. Особенности восприятия литературного произведения младшими школьниками / С.И. Колодезникова // Сибирский педагогический журнал, 2006. – № 6. – С. 139-143.Коник О.Г. Основы формирования навыков смыслового чтения у младших школьнкиво в процессе изучения народных сказок / О.Г. Коник // Проблемы современного педагогического образования, 2019. – № 63-2. – С. 233-236.Майстренко А.В. Новообразования младшего школьного возраста и психологические характеристики, определяющие высокую успеваемость обучения в начальных классах / А.В. Майстренко // Проблемы современного педагогического образования, 2020. – № 67-4. – С. 402-406.МарютинаТ.М. Психофизиология: общая, возрастная, дифференциальная, клиническая: учебник для студентов высших учебных заведений / Т.М. Марютина. – Москва: Инфра-М, 2015. – 434 с.МельницеваЕ.Г. Умение работать с информацией как планируемый результат обучения младшего школьника / Е.Г. Мельницева // Пермский педагогический журнал, 2014. – № 5. – С. 86-90.Минаева Е.В. Диагностика внутреннего плана действий у младших школьников на учебном содержании / Е.В. Минаева // Теория и практика общественного развития, 2014. – № 20. – С. 199-201.Миронова В.А. Формирование у младших школьников умения работать с информацией / В.А. Миронова // Вестник магистратуры, 2014. – № 12-4 (39). – С. 24-27.НалимоваИ.В. Обучение младших школьников работе с информацией / И.В. Налимова, И.А. Ускова // Герценовские чтения. Начальное образование, 2019. – Т. 10. – № 1. – С. 66-70.Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва: Юрайт, 2022. – 460 с.ПоздееваС.И. К проблеме формирования у младших школьников умения работать с информационными текстами / С.И. Поздеева // Вестник Томского педагогического университета, 2016. – № 5 (170). – С. 28-31.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.209 года №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 08.05.2023).Примерная рабочая программа начального общего образования «Математика» (для 1-4 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/uploads/files/296de82d31e4c1da44d7b279cfa21bbf.pdf (дата обращения: 08.05.2023).Примерная рабочая программа начального общего образования «Русский язык» (для 1-4 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/uploads/files/ef5682d6a505dca1818ca8bd54cbb6ed.pdf (дата обращения: 08.05.2023).Рыжов В.П. О понятии «информация» / В.П. Рыжов // Известия высших учебных заведений России. Радиоэлектроника, 2011. – № 1. – С. 3-8.Теория информации: учебник для студ. учреждений высш. образования / А.И. Куприянов, С.Н. Смирнов, Б.Н. Коробец и др.; под ред. С.В. Скрыля. – М.: Издательский центр «Академия», 2021. – 240 с. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков. – М.: Аделант, 2013. – 800 с.ФатуллоеваМ.С. Формирование у учащихся вторых классов умения работать с информацией на уроках математики / М.С. Фатуллоева // Достижения науки и образования, 2020. – № 2 (56). – С. 43-45.ФедосюкН.В. Динамика развития личностной рефлексии у младших школьников / Н.В. Федосюк // Психология и педагогика: методичка и проблемы практического применения. – 2010. – № 13. – С. 46-50.Хилько М. Е.Возрастная психология : учебное пособие для вузов / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 201 с.Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 457 с.Шаршов И.А. Возрастные особенности младшего школьника в контексте формирования универсальных учебных действий / И.А. Шаршов, М.И. Субботина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – № 12. – С. 181-185.ПРИЛОЖЕНИЕПроверочная работаФамилия Имя _________________________________________ Класс ______Задание 1. Известно, что деревянные предметы плавают в воде. Как ты считаешь, линейка утонет в воде? Выбери среди вариантов ответа верный и обвели нужную букву.А. Да, будет плавать.Б. Нет, не будет плавать.В. Недостаточно информации, чтобы дать ответ на вопрос.Если ответ В, то укажи, какая информация еще необходима: ______________________________________________________________________________Задание 2. Ты хотел бы узнать, действительно ли слово «мешок» происходит от слова «мех». Какие книги ты мог бы для этого использовать? Запиши буквы А, Б или В рядом с книгами.А. Книги, в которых я вероятно найду нужную информацию.Б. Книги, которые мне необходимо посмотреть, т.к. в них, возможно, есть нужная информация.В. Книги, на которые не стоит обращать внимание, т.к. там не может быть нужной информации.Список книг:1. Азбука.2. Орфографический словарь.3. Иванов Э.П. Путешествие в слово.4. Этимологический словарь5. Петров А.А. Как изготовить изделия из меха.6. Сидоров А.Н. Слово о словеЗадание 3. Прочитай текст. Саванны - это тропические степи с высокой травой и отдельными деревьями. Встречаются огромные баобабы, живописные акации и пальмы. Летом наступает сезон дождей. Растения цветут и плодоносят, а звери и птицы приносят потомство. Змеи и ящерицы, наоборот, более активны зимой. Зима в саванне – сухой период, более жаркий, чем лето. В это время некоторые деревья сбрасывают листья. От засухи нередко бывают пожары.Оцени приведенные утверждения буквами А, Б, В.А. Это верное суждение, о нем есть информация в тексте.Б. Это верное суждение, но о нем не упоминается в тексте.В. Это неверное суждение, в тексте есть опровержение этой информации.Список суждений:1. В саваннах произрастают деревья.2. В летнее время змеи проявляют большую активность, чем зимой3. Зимой в саваннах снижена температура воздуха.4. Часть деревьев в саваннах листопадные, сбрасывают листву зимой.5. Летом растения в саваннах активно цветут и плодоносят.6. В полдень солнце в саваннах расположено высоко над горизонтом.Задание 4. Сравни рисунки. В пустых квадратах запиши букву А (Верно) или Б (Неверно).Список суждений:1. На обоих рисунках нарисована семья.2. На первом рисунке в комнате порядок, а на втором – нет.3. На первом рисунке порядок в комнате связан с тем, что все члены семьи оказывают друг другу помощь4. На обоих рисунках все заняты делом.5. На втором рисунке все члены семьи оказывают друг другу помощь.6. На первом рисунке папа и дочь занимаются домашними делами, мама и сын – отдыхом.7. На первом рисунке сын и дочь оказывают помощь своим родителям.Задание 5. Сравни такие явления природы как дождь и снег.1. В какое время года обычно идет дождь и снег?Дождь: __________________________ Снег: __________________________2. Какие общие свойства у дождя и снега? ____________________________________________________________________________________________3. Как выглядит земля после дождя и снега?Дождь: __________________________ Снег: __________________________4. Какой из этих видов осадков используется для игры? __________________5. Откуда на землю попадают дождь и снег? ____________________________________________________________________________________________Задание 6. Прочитай стихотворение.Я разбил сегодня вазу, Но разбил её не сразу. Я вначале влез на стул И буфет перевернул (Р. Сеф).Расположи события, которые произошли в стихотворении, в правильном порядке:А. Разбил вазу.Б. Влез на стул.В. Перевернул буфет.АПервое событиеАВторое событиеАТретье событиеВ чем были причина и следствие события В?Причина события В: ________________________________________________Следствие события В: _______________________________________________Задание 7. Жираф считается жизнерадостным, когда он умеет кататься на самокате, носит шляпу или ремень и шарфик. В таблице ты найдешь описание пяти жирафов. Что ты можешь сказать об умении этих жирафов кататься на самокате. Заполни первую колонку буквами А (Умеет) или Б (Нельзя сделать вывод).Умеет ли кататься на самокате?ЖирафОписаниеТетяНосит шляпу, ремень, кушает мороженое.МотяНосит шляпу, шарфик, с мячом.ПетяНосит шарфик, кеды, с самокатом.КотяНосит ремень, шарфик, с сачком, кушает мороженое.ВасяНосит ремень, кеды, с мячом.Задание 8. Заполни таблицу, используя рисунки. Озаглавь четвертую колонку.ДомаАдресКоличество оконКоличество труб

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андрющенко Т.Ю. Возрастная психология и возрастные кризисы : кризис развития ребенка семи лет : учебное пособие для вузов / Т. Ю. Андрущенко, Г.М. Шашлова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 103 с.
2. Бегиева Б.М. Психологические особенности внимания младших школьников / Б.М. Бегиева, А.А. Кабжихов // Вопросы науки и образования, 2020. – № 26 (10). – С. 36-39.
3. Белоченко О.П. Особенности воображения младших школьников / О.П. Белоченко, И.В. Ждамирова // Проблемы науки, 2016. – № 9 (10). – С. 37-38.
4. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2000. – 1536 с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский, под ред. В.В. Давыдова – М.: АСТ Астрель Хранитель, 2005. – С. 101.
6. Дамбаева А.Ш. Особенности работы с текстами в курсе русского языка в начальной школе / А.Ш. Дамбаева // Символ науки, 2021. – № 9-1. – С. 43-45.
7. Информатика. Базовый курс / под ред. С.В. Симоновича. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 640 с.
8. Ким А.А. Особенности развития памяти у младших школьников / А.А. Ким // Вестник науки. – 2019. – Т. 3. – № 1 (10). – С. 103-105.
9. Колодезникова С.И. Особенности восприятия литературного произведения младшими школьниками / С.И. Колодезникова // Сибирский педагогический журнал, 2006. – № 6. – С. 139-143.
10. Коник О.Г. Основы формирования навыков смыслового чтения у младших школьнкиво в процессе изучения народных сказок / О.Г. Коник // Проблемы современного педагогического образования, 2019. – № 63-2. – С. 233-236.
11. Майстренко А.В. Новообразования младшего школьного возраста и психологические характеристики, определяющие высокую успеваемость обучения в начальных классах / А.В. Майстренко // Проблемы современного педагогического образования, 2020. – № 67-4. – С. 402-406.
12. Марютина Т.М. Психофизиология: общая, возрастная, дифференциальная, клиническая: учебник для студентов высших учебных заведений / Т.М. Марютина. – Москва: Инфра-М, 2015. – 434 с.
13. Мельницева Е.Г. Умение работать с информацией как планируемый результат обучения младшего школьника / Е.Г. Мельницева // Пермский педагогический журнал, 2014. – № 5. – С. 86-90.
14. Минаева Е.В. Диагностика внутреннего плана действий у младших школьников на учебном содержании / Е.В. Минаева // Теория и практика общественного развития, 2014. – № 20. – С. 199-201.
15. Миронова В.А. Формирование у младших школьников умения работать с информацией / В.А. Миронова // Вестник магистратуры, 2014. – № 12-4 (39). – С. 24-27.
16. Налимова И.В. Обучение младших школьников работе с информацией / И.В. Налимова, И.А. Ускова // Герценовские чтения. Начальное образование, 2019. – Т. 10. – № 1. – С. 66-70.
17. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва: Юрайт, 2022. – 460 с.
18. Поздеева С.И. К проблеме формирования у младших школьников умения работать с информационными текстами / С.И. Поздеева // Вестник Томского педагогического университета, 2016. – № 5 (170). – С. 28-31.
19. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.209 года №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 08.05.2023).
20. Примерная рабочая программа начального общего образования «Математика» (для 1-4 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/uploads/files/296de82d31e4c1da44d7b279cfa21bbf.pdf (дата обращения: 08.05.2023).
21. Примерная рабочая программа начального общего образования «Русский язык» (для 1-4 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/uploads/files/ef5682d6a505dca1818ca8bd54cbb6ed.pdf (дата обращения: 08.05.2023).
22. Рыжов В.П. О понятии «информация» / В.П. Рыжов // Известия высших учебных заведений России. Радиоэлектроника, 2011. – № 1. – С. 3-8.
23. Теория информации: учебник для студ. учреждений высш. образования / А.И. Куприянов, С.Н. Смирнов, Б.Н. Коробец и др.; под ред. С.В. Скрыля. – М.: Издательский центр «Академия», 2021. – 240 с.
24. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков. – М.: Аделант, 2013. – 800 с.
25. Фатуллоева М.С. Формирование у учащихся вторых классов умения работать с информацией на уроках математики / М.С. Фатуллоева // Достижения науки и образования, 2020. – № 2 (56). – С. 43-45.
26. Федосюк Н.В. Динамика развития личностной рефлексии у младших школьников / Н.В. Федосюк // Психология и педагогика: методичка и проблемы практического применения. – 2010. – № 13. – С. 46-50.
27. Хилько М. Е. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 201 с.
28. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 457 с.
29. Шаршов И.А. Возрастные особенности младшего школьника в контексте формирования универсальных учебных действий / И.А. Шаршов, М.И. Субботина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – № 12. – С. 181-185.