Формирование умения работать с информацией у младших школьников в учебной деятельности
Заказать уникальную дипломную работу- 56 56 страниц
- 29 + 29 источников
- Добавлена 13.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Умение работать с информацией как метапредметный образовательный результат 6
1.2. Психолого-педагогические особенности младших школьников с точки зрения умения работать с информацией 10
1.3. Особенности формирования умения работать с информацией в младшем школьном возрасте 13
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 17
2.1. Оценка исходного уровня сформированности работы с информацией у младших школьников 17
2.2. Комплекс заданий на формирование и развитие умения работать с информацией у младших школьников 26
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 36
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 52
Результат детей представлен на рисунке 12. Рисунок 12. Распределение детей по результату по заданию 4, %Из рисунка следует, что 0-2 балла набрали 16% детей (4 человека), 3-5 баллов – 52% детей (13 человек), 6-7 баллов – 32% детей (8 человек). Таким образом, на контрольном этапе эксперимента не владели умением сравнивать и группировать факты, явления 16% детей, имели средние показатели – 52% детей, в целом владеют данными умением – 32% детей.Задание №5 позволяет проверить умение находить сходства и различия в фактах, явлениях. Результат детей представлен на рисунке 13. Рисунок 13. Распределение детей по результату по заданию 5, %Из рисунка следует, что 0-2 балла набрали 12% детей (3 человека), 3-5 баллов – 32% детей (8 человек), 6-7 баллов – 56% детей (14 человек). Таким образом, на контрольном этапе эксперимента не владели умением находить сходства и различия в фактах, явлениях 12% детей, имели средние показатели – 36% детей, в целом владеют данными умением – 56% детей.Задание №6 позволяет выявить, умеют ли обучающиеся находить причинно-следственные связи. Результат детей представлен на рисунке 14.Из рисунка следует, что 0-2 балла набрали 0% детей (0 человек), 2-3 балла – 64% детей (16 человек), 4-5 баллов – 36% детей (9 человек). Таким образом, на контрольном этапе эксперимента не владели умением находить причинно-следственные связи 0% детей, имели средние показатели – 64% детей, в целом владеют данными умением – 36% детей.Рисунок 14. Распределение детей по результату по заданию 6, %Задание №7 позволяет оценить умение делать выводы на основе обобщения знаний. Результат детей представлен на рисунке 15. Рисунок 15. Распределение детей по результату по заданию 7, %Из рисунка следует, что 0-2 балла набрали 0% детей (0 человек), 2-3 балла – 68% детей (17 человек), 4-5 баллов – 32% детей (8 человек). Таким образом, на контрольном этапе эксперимента не владели умением делать выводы на основе обобщения знаний 0% детей, имели средние показатели – 68% детей, в целом владеют данными умением – 32% детей.Задание №8 позволяет оценить умение представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм. Результат детей представлен на рисунке 16. Рисунок 16. Распределение детей по результату по заданию 8, %Из рисунка следует, что 0-2 балла набрали 0% детей (0 человек), 2-3 балла – 80% детей (20 человек), 4-5 баллов – 20% детей (5 человека). Таким образом, на констатирующем этапе эксперимента не владели умением делать выводы на основе обобщения знаний 0% детей, имели средние показатели – 80% детей, в целом владеют данными умением – 20% детей. Уровень сформированности умений работать с информацией у младших школьников на констатирующем и контрольном этапе эксперимента можно видеть в таблице 5.Из таблицы можно заключить, что низкий уровень умений работать с информацией показали 0-32% детей, средний – 32-80% детей, высокий –20-56% детей в зависимости от задания.Таблица 5Уровень сформированности умений работать с информацией у младших школьников на констатирующем и контрольном этапе эксперимента№УмениеНе владеютОтчасти владеютВладеютДоПосле%ДоПосле%ДоПосле%1Умение определять, какая информация необходима для того, чтобы решить задачу244-205260+82436+122Умение выбирать источники информации, которые необходимы для решения задача3620-162032+124448+43Умение извлекать информацию из таблиц, схем, рисунков4032-8363602432+84Умения сравнивать и группировать факты, явления4416-282052+323632-45Умение находить сходства и различия в фактах, явлениях2812-163632-43656+206Умение находить причинно-следственные связи200-205264+122836+87Умение делать выводы на основе обобщения знаний160-166468+42032+128Умение представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм240-246480+161220+8Если проанализировать динамику результатов, то видно, что по умению определять, какая информация необходима для того, чтобы решить задачу доля детей с высокими результатами выросла на 12%, с низкими– снизилась на 20%. По умению выбирать источники информации, которые необходимы для решения задача доля детей с высокими результатами выросла на 4%, с низкими – снизилась на 16%. По умению извлекать информацию из таблиц, схем, рисунков доля детей с высокими результатами выросла на 8%, с низкими – снизилась на 8%. По умению сравнивать и группировать факты, явления доля детей с низкими результатами снизилась на 28%. По умению находить сходства и различия в фактах, явлениях доля детей с высокими результатами выросла на 20%, с низкими – снизилась на 16%. По умению находить причинно-следственные связи доля детей с высокими результатами выросла на 8%, с низкими – снизилась на 20%. По умению делать выводы на основе обобщения знаний доля детей с высокими результатами выросла на 12%, с низкими – снизилась на 16%. По умению представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм доля детей с высокими результатами выросла на 8%, с низкими – снизилась на 24%.Таким образом, комплекс упражнений доказал свою высокую эффективность.ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕПодводя итоги, можно сделать следующие выводы:На констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что по умению определять, какая информация необходима для того, чтобы решить задачу низкие показатели были у 24% детей, по умению выбирать источники информации, которые необходимы для решения задача – у 36% детей, по умению извлекать информацию из таблиц, схем, рисунков – у 40% детей, по умению сравнивать и группировать факты, явления – у 44% детей, по умениюнаходить сходства и различия в фактах, явлениях – у 28% детей, по умению находить причинно-следственные связи – у 20% детей, по умению делать выводы на основе обобщения знаний – у 16% детей, по умению представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм – у 24% детей.Для коррекции полученных результатов был предложен комплекс заданий по формированию и развитию умения работать с информацией.На контрольном этапе эксперимента было выявлено, что по умению определять, какая информация необходима для того, чтобы решить задачу низкие показатели были у 4% детей (снижение на 20%), по умению выбирать источники информации, которые необходимы для решения задача – у 20% детей (снижение на 16%), по умению извлекать информацию из таблиц, схем, рисунков – у 32% детей (снижение на 8%), по умению сравниватьи группировать факты, явления – у 16% детей (снижение на 28%), по умению находить сходства и различия в фактах, явлениях – у 12% детей (снижение на 16%), по умению находить причинно-следственные связи – у 0% детей (снижение на 20%), по умению делать выводы на основе обобщения знаний – у 0% детей (снижение на 16%), по умению представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм – у 0% детей (снижение на 14%). Можно заключить, что разработанный комплекс упражнений показал свою высокую эффективность.ЗАКЛЮЧЕНИЕМы изучили возможности целенаправленного формирования умения работать с информацией у младших школьников в учебной деятельности на уроках в начальной школе.Анализ психолого-педагогической литературы выявил, умение работать с информацией является одним из базовых среди всех умений, формирующихся в начальной школе. Существует несколько этапов работы с информацией, на каждом из которых необходимы определенные умения. Психические процессы у младших школьников активно видоизменяются, проходя ряд важных преобразований, влияющих на способность детей анализировать информацию. В целом информационные умения рассматриваются как умения формулировать информационную потребность, запрашивать, вести поиск, отбирать, оценивать, перерабатывать информацию. Провели оценку уровня сформированности умений работать с информацией у учащихся 3 класса. Полученные результаты были низкими.Мы разработали комплекс упражнений, способствующих формированию умения работать с информацией у младших школьников.Полученный комплекс оказался эффективным средством формирования умений работать с информацией у учащихся 3 класса.Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАндрющенко Т.Ю. Возрастная психология и возрастные кризисы : кризис развития ребенка семи лет : учебное пособие для вузов / Т. Ю. Андрущенко, Г.М. Шашлова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 103 с.БегиеваБ.М. Психологические особенности внимания младших школьников / Б.М. Бегиева, А.А. Кабжихов // Вопросы науки и образования, 2020. – № 26 (10). – С. 36-39.БелоченкоО.П. Особенности воображения младших школьников / О.П. Белоченко, И.В. Ждамирова // Проблемы науки, 2016. – № 9 (10). – С. 37-38.Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2000. – 1536 с.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский, под ред. В.В. Давыдова – М.: АСТАстрель Хранитель, 2005. – С. 101.ДамбаеваА.Ш. Особенности работы с текстами в курсе русского языка в начальной школе / А.Ш. Дамбаева // Символ науки, 2021. – № 9-1. – С. 43-45.Информатика. Базовый курс / под ред. С.В. Симоновича. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 640 с.Ким А.А. Особенности развития памяти у младших школьников / А.А. Ким // Вестник науки. – 2019. – Т. 3. – № 1 (10). – С. 103-105.КолодезниковаС.И. Особенности восприятия литературного произведения младшими школьниками / С.И. Колодезникова // Сибирский педагогический журнал, 2006. – № 6. – С. 139-143.Коник О.Г. Основы формирования навыков смыслового чтения у младших школьнкиво в процессе изучения народных сказок / О.Г. Коник // Проблемы современного педагогического образования, 2019. – № 63-2. – С. 233-236.Майстренко А.В. Новообразования младшего школьного возраста и психологические характеристики, определяющие высокую успеваемость обучения в начальных классах / А.В. Майстренко // Проблемы современного педагогического образования, 2020. – № 67-4. – С. 402-406.МарютинаТ.М. Психофизиология: общая, возрастная, дифференциальная, клиническая: учебник для студентов высших учебных заведений / Т.М. Марютина. – Москва: Инфра-М, 2015. – 434 с.МельницеваЕ.Г. Умение работать с информацией как планируемый результат обучения младшего школьника / Е.Г. Мельницева // Пермский педагогический журнал, 2014. – № 5. – С. 86-90.Минаева Е.В. Диагностика внутреннего плана действий у младших школьников на учебном содержании / Е.В. Минаева // Теория и практика общественного развития, 2014. – № 20. – С. 199-201.Миронова В.А. Формирование у младших школьников умения работать с информацией / В.А. Миронова // Вестник магистратуры, 2014. – № 12-4 (39). – С. 24-27.НалимоваИ.В. Обучение младших школьников работе с информацией / И.В. Налимова, И.А. Ускова // Герценовские чтения. Начальное образование, 2019. – Т. 10. – № 1. – С. 66-70.Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва: Юрайт, 2022. – 460 с.ПоздееваС.И. К проблеме формирования у младших школьников умения работать с информационными текстами / С.И. Поздеева // Вестник Томского педагогического университета, 2016. – № 5 (170). – С. 28-31.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.209 года №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 08.05.2023).Примерная рабочая программа начального общего образования «Математика» (для 1-4 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/uploads/files/296de82d31e4c1da44d7b279cfa21bbf.pdf (дата обращения: 08.05.2023).Примерная рабочая программа начального общего образования «Русский язык» (для 1-4 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/uploads/files/ef5682d6a505dca1818ca8bd54cbb6ed.pdf (дата обращения: 08.05.2023).Рыжов В.П. О понятии «информация» / В.П. Рыжов // Известия высших учебных заведений России. Радиоэлектроника, 2011. – № 1. – С. 3-8.Теория информации: учебник для студ. учреждений высш. образования / А.И. Куприянов, С.Н. Смирнов, Б.Н. Коробец и др.; под ред. С.В. Скрыля. – М.: Издательский центр «Академия», 2021. – 240 с. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков. – М.: Аделант, 2013. – 800 с.ФатуллоеваМ.С. Формирование у учащихся вторых классов умения работать с информацией на уроках математики / М.С. Фатуллоева // Достижения науки и образования, 2020. – № 2 (56). – С. 43-45.ФедосюкН.В. Динамика развития личностной рефлексии у младших школьников / Н.В. Федосюк // Психология и педагогика: методичка и проблемы практического применения. – 2010. – № 13. – С. 46-50.Хилько М. Е.Возрастная психология : учебное пособие для вузов / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 201 с.Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 457 с.Шаршов И.А. Возрастные особенности младшего школьника в контексте формирования универсальных учебных действий / И.А. Шаршов, М.И. Субботина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – № 12. – С. 181-185.ПРИЛОЖЕНИЕПроверочная работаФамилия Имя _________________________________________ Класс ______Задание 1. Известно, что деревянные предметы плавают в воде. Как ты считаешь, линейка утонет в воде? Выбери среди вариантов ответа верный и обвели нужную букву.А. Да, будет плавать.Б. Нет, не будет плавать.В. Недостаточно информации, чтобы дать ответ на вопрос.Если ответ В, то укажи, какая информация еще необходима: ______________________________________________________________________________Задание 2. Ты хотел бы узнать, действительно ли слово «мешок» происходит от слова «мех». Какие книги ты мог бы для этого использовать? Запиши буквы А, Б или В рядом с книгами.А. Книги, в которых я вероятно найду нужную информацию.Б. Книги, которые мне необходимо посмотреть, т.к. в них, возможно, есть нужная информация.В. Книги, на которые не стоит обращать внимание, т.к. там не может быть нужной информации.Список книг:1. Азбука.2. Орфографический словарь.3. Иванов Э.П. Путешествие в слово.4. Этимологический словарь5. Петров А.А. Как изготовить изделия из меха.6. Сидоров А.Н. Слово о словеЗадание 3. Прочитай текст. Саванны - это тропические степи с высокой травой и отдельными деревьями. Встречаются огромные баобабы, живописные акации и пальмы. Летом наступает сезон дождей. Растения цветут и плодоносят, а звери и птицы приносят потомство. Змеи и ящерицы, наоборот, более активны зимой. Зима в саванне – сухой период, более жаркий, чем лето. В это время некоторые деревья сбрасывают листья. От засухи нередко бывают пожары.Оцени приведенные утверждения буквами А, Б, В.А. Это верное суждение, о нем есть информация в тексте.Б. Это верное суждение, но о нем не упоминается в тексте.В. Это неверное суждение, в тексте есть опровержение этой информации.Список суждений:1. В саваннах произрастают деревья.2. В летнее время змеи проявляют большую активность, чем зимой3. Зимой в саваннах снижена температура воздуха.4. Часть деревьев в саваннах листопадные, сбрасывают листву зимой.5. Летом растения в саваннах активно цветут и плодоносят.6. В полдень солнце в саваннах расположено высоко над горизонтом.Задание 4. Сравни рисунки. В пустых квадратах запиши букву А (Верно) или Б (Неверно).Список суждений:1. На обоих рисунках нарисована семья.2. На первом рисунке в комнате порядок, а на втором – нет.3. На первом рисунке порядок в комнате связан с тем, что все члены семьи оказывают друг другу помощь4. На обоих рисунках все заняты делом.5. На втором рисунке все члены семьи оказывают друг другу помощь.6. На первом рисунке папа и дочь занимаются домашними делами, мама и сын – отдыхом.7. На первом рисунке сын и дочь оказывают помощь своим родителям.Задание 5. Сравни такие явления природы как дождь и снег.1. В какое время года обычно идет дождь и снег?Дождь: __________________________ Снег: __________________________2. Какие общие свойства у дождя и снега? ____________________________________________________________________________________________3. Как выглядит земля после дождя и снега?Дождь: __________________________ Снег: __________________________4. Какой из этих видов осадков используется для игры? __________________5. Откуда на землю попадают дождь и снег? ____________________________________________________________________________________________Задание 6. Прочитай стихотворение.Я разбил сегодня вазу, Но разбил её не сразу. Я вначале влез на стул И буфет перевернул (Р. Сеф).Расположи события, которые произошли в стихотворении, в правильном порядке:А. Разбил вазу.Б. Влез на стул.В. Перевернул буфет.АПервое событиеАВторое событиеАТретье событиеВ чем были причина и следствие события В?Причина события В: ________________________________________________Следствие события В: _______________________________________________Задание 7. Жираф считается жизнерадостным, когда он умеет кататься на самокате, носит шляпу или ремень и шарфик. В таблице ты найдешь описание пяти жирафов. Что ты можешь сказать об умении этих жирафов кататься на самокате. Заполни первую колонку буквами А (Умеет) или Б (Нельзя сделать вывод).Умеет ли кататься на самокате?ЖирафОписаниеТетяНосит шляпу, ремень, кушает мороженое.МотяНосит шляпу, шарфик, с мячом.ПетяНосит шарфик, кеды, с самокатом.КотяНосит ремень, шарфик, с сачком, кушает мороженое.ВасяНосит ремень, кеды, с мячом.Задание 8. Заполни таблицу, используя рисунки. Озаглавь четвертую колонку.ДомаАдресКоличество оконКоличество труб
1. Андрющенко Т.Ю. Возрастная психология и возрастные кризисы : кризис развития ребенка семи лет : учебное пособие для вузов / Т. Ю. Андрущенко, Г.М. Шашлова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 103 с.
2. Бегиева Б.М. Психологические особенности внимания младших школьников / Б.М. Бегиева, А.А. Кабжихов // Вопросы науки и образования, 2020. – № 26 (10). – С. 36-39.
3. Белоченко О.П. Особенности воображения младших школьников / О.П. Белоченко, И.В. Ждамирова // Проблемы науки, 2016. – № 9 (10). – С. 37-38.
4. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2000. – 1536 с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский, под ред. В.В. Давыдова – М.: АСТ Астрель Хранитель, 2005. – С. 101.
6. Дамбаева А.Ш. Особенности работы с текстами в курсе русского языка в начальной школе / А.Ш. Дамбаева // Символ науки, 2021. – № 9-1. – С. 43-45.
7. Информатика. Базовый курс / под ред. С.В. Симоновича. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 640 с.
8. Ким А.А. Особенности развития памяти у младших школьников / А.А. Ким // Вестник науки. – 2019. – Т. 3. – № 1 (10). – С. 103-105.
9. Колодезникова С.И. Особенности восприятия литературного произведения младшими школьниками / С.И. Колодезникова // Сибирский педагогический журнал, 2006. – № 6. – С. 139-143.
10. Коник О.Г. Основы формирования навыков смыслового чтения у младших школьнкиво в процессе изучения народных сказок / О.Г. Коник // Проблемы современного педагогического образования, 2019. – № 63-2. – С. 233-236.
11. Майстренко А.В. Новообразования младшего школьного возраста и психологические характеристики, определяющие высокую успеваемость обучения в начальных классах / А.В. Майстренко // Проблемы современного педагогического образования, 2020. – № 67-4. – С. 402-406.
12. Марютина Т.М. Психофизиология: общая, возрастная, дифференциальная, клиническая: учебник для студентов высших учебных заведений / Т.М. Марютина. – Москва: Инфра-М, 2015. – 434 с.
13. Мельницева Е.Г. Умение работать с информацией как планируемый результат обучения младшего школьника / Е.Г. Мельницева // Пермский педагогический журнал, 2014. – № 5. – С. 86-90.
14. Минаева Е.В. Диагностика внутреннего плана действий у младших школьников на учебном содержании / Е.В. Минаева // Теория и практика общественного развития, 2014. – № 20. – С. 199-201.
15. Миронова В.А. Формирование у младших школьников умения работать с информацией / В.А. Миронова // Вестник магистратуры, 2014. – № 12-4 (39). – С. 24-27.
16. Налимова И.В. Обучение младших школьников работе с информацией / И.В. Налимова, И.А. Ускова // Герценовские чтения. Начальное образование, 2019. – Т. 10. – № 1. – С. 66-70.
17. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва: Юрайт, 2022. – 460 с.
18. Поздеева С.И. К проблеме формирования у младших школьников умения работать с информационными текстами / С.И. Поздеева // Вестник Томского педагогического университета, 2016. – № 5 (170). – С. 28-31.
19. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.209 года №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 08.05.2023).
20. Примерная рабочая программа начального общего образования «Математика» (для 1-4 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/uploads/files/296de82d31e4c1da44d7b279cfa21bbf.pdf (дата обращения: 08.05.2023).
21. Примерная рабочая программа начального общего образования «Русский язык» (для 1-4 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/uploads/files/ef5682d6a505dca1818ca8bd54cbb6ed.pdf (дата обращения: 08.05.2023).
22. Рыжов В.П. О понятии «информация» / В.П. Рыжов // Известия высших учебных заведений России. Радиоэлектроника, 2011. – № 1. – С. 3-8.
23. Теория информации: учебник для студ. учреждений высш. образования / А.И. Куприянов, С.Н. Смирнов, Б.Н. Коробец и др.; под ред. С.В. Скрыля. – М.: Издательский центр «Академия», 2021. – 240 с.
24. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков. – М.: Аделант, 2013. – 800 с.
25. Фатуллоева М.С. Формирование у учащихся вторых классов умения работать с информацией на уроках математики / М.С. Фатуллоева // Достижения науки и образования, 2020. – № 2 (56). – С. 43-45.
26. Федосюк Н.В. Динамика развития личностной рефлексии у младших школьников / Н.В. Федосюк // Психология и педагогика: методичка и проблемы практического применения. – 2010. – № 13. – С. 46-50.
27. Хилько М. Е. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 201 с.
28. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 457 с.
29. Шаршов И.А. Возрастные особенности младшего школьника в контексте формирования универсальных учебных действий / И.А. Шаршов, М.И. Субботина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – № 12. – С. 181-185.