Социология Герберта Спенсера

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социология общая
  • 18 18 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 13.06.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 3
1. Эволюционная концепция 5
2. Органическая теория общества 8
3. Учение о социальных институтах 12
Заключение 17
Список использованных источников 19

Фрагмент для ознакомления

).Важноотметить,вследзаСпенсером,осуществлениетакимиинститутамирегулятивнойфункциииконкретизирующейеефункциисоциальногоконтролязаповседневнымповедениемлюдей.Обрядовыеинститутыстаршеповозрастусвоегосуществования, чем политические и церковные, и часто оказываются болееэффективнымивреализацииосновныхсоциальныхфункций,чемгосударство ирелигия.Политическиеинституты(главныесрединих-государство,армия,право,полиция,судит.д.),анализукоторыхученыйуделяетбольшевнимания, чем любым другим, устанавливают и регулируют политические иправовыеотношениямеждулюдьми,ихгруппами,классами.Квозникновению таких институтов имеют, по Спенсеру, прямое отношениеобщественноепроизводство,труд,войны,необходимостьподдерживатьпорядокистабильностьвобществе,атакжерегулироватьосновныесоциальныепроцессы.Рассматривая политические институты, социолог по-разному относитсяквозможностямиперспективамихразвития,кзначениюкаждогоизних.Так, он считает, что роль современного государства не может быть слишкомбольшой,посколькуонопосвоейприродевыступаеткакограничительиндивидуальной свободы, а права - наоборот, требуют роста, потому что онодолжно статьеегарантом.Церковные институты,как и политические,обеспечивают интеграциюв общество различных групп населения, хотя и используют для достиженияэтой цели иные средства и механизмы. Спенсер подчеркивал большую рольдуховенствавфункционированиицерковныхинститутов.Вкачествепрообраза его деятельности им рассматривались действия жрецов, шаманов,колдунов.Профессиональныеинститутывозникаютнаосновеобщественногоразделения труда и активно развиваются вместе с эволюцией производства иего форм. К профессиональным институтам Спенсер относил гильдии, цехи,профессиональныесоюзы.Ихглавнаяфункциясостоитвсближении,интеграции,защителюдейзанятыходнойитойжепрофессиональнойдеятельностью.Наконец, последняя группа институтов - промышленные - охватываетразличныевидыпроизводстваиихорганизациюназаводахифабриках.Понятно, что эти институтыхарактерны для промышленного, и никакогодругого,общества.Ониобеспечиваютфункционированиеегопроизводственной структуры и регулирование трудовых отношений междуучастникамипроизводства.Развитиепромышленныхинститутов,какипрофессиональных, основано, прежде всего, на усиливающемся разделениитрудаи оптимизации управленияпроизводством.ТеориясоциальныхинститутовСпенсерапредставлялапопыткусистемногоисследованияобщества.Всеинститутыобществасоставляютединое целое, функционирование каждого из них зависит от всех других и отчеткогоразделениясфервлиянияиответственности.Влюбомобществеимеется определенныйуровень согласованности в деятельности основныхинститутов, в противном случае начинается регресс или распад «социальногоорганизма».Каждыйсоциальныйинститутпризванудовлетворятьопределеннуюобщественнуюпотребностьи неподменятьдругиеинституты.Расширениеполномочийгосударства,помнениюСпенсера,потомуиопасно, что подрывает естественное разделение функций между институтамиобщества, нарушаетсостояниеравновесияв«социальноморганизме».Концепция институтов воспроизводит образ общества по аналогии сбиологическим организмом. Спенсер подчеркивал не столько материальноесходство, сколько сходство принципов системной организации, стремилсясоединить организм, растворяющий индивида в обществе, со своим крайниминдивидуализмомбуржуазноголиберала.Этопротиворечиебылоисточникомвсех его теоретических трудностей и компромиссов.Спенсерсклонялся к признанию общества как особого бытия, указывал на то, чтоосновные его свойства воспроизводятся во времени и пространстве, несмотрянасменупоколений.Такимобразом,учениеосоциальныхинститутахразработаносоциологомврамкахсистемногоописанияобщества.Всеинститутысоставляютединое,причемвзаимосвязанное,целое.Каждыйизнихудовлетворяетопределеннуюобщественнуюпотребностьинеподменяетдругие институты. Так же, как и общество, институты существуют для благалюдей,аненаоборот.Ценность учения Спенсера о социальных институтах определяется, во-первых, тем, что они впервые были строго проклассифицированы, во-вторых,проанализированы с позиций эволюционной теории, в-третьих, рассмотренынагромадномисторико-этнографическомматериале.Онсумелпоказатьвозможностиинституциональногоанализадляосмысленияважнейшихпроблемобществаи егосоциальной структуры.ЗаключениеЦентральной идеей всей работы Спенсера была идея эволюции. Подэволюциейонпонималпереходотнеопределенной,бессвязнойоднородности к определенной, связной разнородности. Спенсер показал, чтоэволюцияестьнеотъемлемаячертавсегоокружающегонасмираинаблюдается не только во всех областях природы, но и в науке, искусстве,религии ифилософии.Исследуя происхождение всех живых тел, а таковым Г. Спенсер считали общество, он поставил перед собой задачу осуществить как можно большеэмпирических обобщений для доказательства эволюционной гипотезы. Этопозволилобыемуутверждатьсбольшейуверенностью,чтоэволюциясовершалась и совершается во всех областях природы, в том числе в науке иискусстве,в религии ифилософии.Строениеобществаонсравнивалсбиологическиморганизмом:отдельные части являются аналогом отдельных частей организма, каждая изкоторых выполняет свою функцию. Любое общество, чтобы выжить, должноприспосабливаться к новым условиям окружающей среды - так происходитестественный отбор. В ходе такого приспособления происходит все болеесильнаяспециализацияотдельныхчастейобщества.Врезультате,какиорганизм, обществоэволюционируетот болеепростыхформксложным.Другой важной его идеей было выделение двух исторических типовобщества - военного и промышленного. Спенсер полагал, что человеческаяцивилизация в целом развивается по восходящей линии. Но отдельно взятыеобщества могут не только прогрессировать, но и деградировать. Он указывал,что промышленный тип общества может снова регрессировать в военный.Критикуяпопулярныесоциалистическиеидеи,онназывалсоциализмвозвращениемкпринципамвоенногообществасхарактернымидлянегочертами рабства.Учениеосоциальных институтах разработаносоциологомврамкахсистемногоописанияобщества.Всеинститутысоставляютединое,причемвзаимосвязанное,целое.Каждыйизнихудовлетворяетопределеннуюобщественную потребность и не подменяет другие институты. Так же, как иобщество,институтысуществуютдляблага людей,ане наоборот.Институтывозникаютвходеэволюциипомимосознательныхнамерений или «общественных договоров» как ответ на рост численностипопуляции.Спенсердоказывает,чтовобществе,помереегоэволюции,становится все больше социальных институтов, цель деятельности которыхсостоит в обеспечении нормального функционирования всего социальногоорганизма.Еще при жизни Спенсер был признан одним из наиболее выдающихсямыслителей XIX века. В наши дни его вклад в развитие науки, в пропагандуэволюционистских идей,продолжаютоцениватьдовольновысоко,хотявглазах современных социологов он проигрывает в популярности, например,Эмилю Дюркгейму или Максу Веберу, чьи труды при жизни Спенсера имелигораздо меньшую известность.СписокиспользованныхисточниковБагдасарьян Н.Г. Социология: учебник / Н.Г. Багдасарьян. – М.:Юрайт,2018.–590с.ВолковЮ.Г.Социология:историяисовременность/Ю.Г.Волков,М.А.Гулиев,В.Н.Нечипуренко,С.И.Самыгин.–Ростовн/Д:Феникс,2019.–668с.Галаганов,В.П.Общаясоциология/В.П.Галаганов.–М.:КноРус,2019.–280c.Гумплович, Л. Основы социологии. Пер. с нем. / Л. Гумплович. -М.:Ленанд,2018.- 366c.Дмитриев, А.В. Общая социология: Учебник / А.В. Дмитриев,А.А.Сычев.–М.:Альфа-М,2018.–304c.Кареев, Н.И. Общие основы социологии / Н.И. Кареев. - М.: КДЛиброком,2019.- 248c.Кравченко А.И. Общая социология: учебное пособие для вузов /КравченкоА.И.–М.:Юнити,2018.–479с.Лапин,Н.И.Общаясоциология/Н.И.Лапин.—М.: Высшаяшкола,2019.—452c.Маркович, Д.Ж. Общая социология: Учебник / Д.Ж. Маркович;Пер.ссерб.С.А.Плема.—Рн/Д,2018.—272c.Паниотова,Т.С.Общаясоциология:Учебноепособие/Т.С.Паниотова.—М.:КноРус,2018.—288c.

Список использованных источников

1. Багдасарьян Н.Г. Социология: учебник / Н.Г. Багдасарьян. – М.: Юрайт, 2018. – 590 с.
2. Волков Ю.Г. Социология: история и современность / Ю.Г. Волков, М.А. Гулиев, В.Н. Нечипуренко, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 668 с.
3. Галаганов, В.П. Общая социология / В.П. Галаганов. – М.: КноРус, 2019. – 280 c.
4. Гумплович, Л. Основы социологии. Пер. с нем. / Л. Гумплович. - М.: Ленанд, 2018. - 366 c.
5. Дмитриев, А.В. Общая социология: Учебник / А.В. Дмитриев, А.А. Сычев. – М.: Альфа-М, 2018. – 304 c.
6. Кареев, Н.И. Общие основы социологии / Н.И. Кареев. - М.: КД Либроком, 2019. - 248 c.
7. Кравченко А.И. Общая социология: учебное пособие для вузов / Кравченко А.И. – М.: Юнити, 2018. – 479 с.
8. Лапин, Н.И. Общая социология / Н.И. Лапин. — М.: Высшая школа, 2019. — 452 c.
9. Маркович, Д.Ж. Общая социология: Учебник / Д.Ж. Маркович; Пер. с серб. С.А. Плема. — Рн/Д, 2018. — 272 c.
10. Паниотова, Т.С. Общая социология: Учебное пособие / Т.С. Паниотова. — М.: КноРус, 2018. — 288 c.