Истоки творчества Обри Бердслея

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История искусств
  • 31 31 страница
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 13.06.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Детство и юность 6
1.1 Творчество 6
1.2 Стиль Бердслея 10
2 Сотрудничества с журналом 14
2.1 В массовой культуре 14
2.2 Смерть Обри Бердслея 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23
ПРИЛОЖЕНИЯ 25
Фрагмент для ознакомления

Среди ее предпочтений были не только русские постановки, но и французские фарсы («Мамзель Нитуш») и классические оперы («Кармен»). Почти все артисты «мира искусства» (кроме Сомова) тогда работали для театра, преимущественно мюзиклов (оперы и балета), оформляя спектакли и создавая их целостный образ с помощью декораций, костюмов, освещения и постановок. сцены. Это был элемент мира искусства: синтез реального мира и мира фантазий. Для русского модернизма театр был не только целью синтеза, но и объектом и методом преобразования действительности. Склонность к театральному искусству усилила метафорический язык художников «мира искусства», надолго определила сюжетные построения в их творчестве: театрально-маскарадные, праздничные темы в итальянских комедиях Бенуа, «Пьеро и Арлекине» Сомова, «Каруселях» Сапунова. . Во всех этих произведениях есть стремление к эффектному началу [30, стр. 25].Бердслей черпал вдохновение у литераторов, так как чтение было самым допустимым времяпрепровождением во время его болезни. Вкусы были разные, он читал произведения философов, стихи и прозу, но из романов предпочитал французский язык. И большую часть его творческого наследия составляют иллюстрации к книгам, обложки журналов и экслибрисы, сочетающие в себе гротеск и парадокс. Бердслей оживлял произведения Эдгара Аллана По, Аристофана, Оскара Уайльда и даже Достоевского рисунками. Между прочим, поклонниками творчества Бердслея были Бальмонт, Гумилев и Брюсов, а его произведения публиковались в русских литературных и художественных журналах Серебряного века. Сам график когда-то мечтал о литературном Олимпе, увлеченно писал пьесы и отвечал за поэзию. Однако он быстро «утонул» в художественных заказах и навсегда посвятил себя изобразительному искусству.2.2 Смерть Обри БердслеяЗа короткий период жизни Бердслей создал новый, неведомый мир удивительных образов, который после смерти творца стал существовать независимо от него.Обри Бердслей уже в семь лет понял, что серьезно болен. Потом мальчик начал кашлять. Врачу было достаточно услышать звуки в легких Обри, чтобы диагностировать у него туберкулез.Художник знал, что его болезнь не даст ему долгой и счастливой жизни, но долгое время как будто не воспринимал ее всерьез. Пока не началось кровотечение, которое его сильно напугало. Обострение болезни чаще всего происходило зимой и сильно омрачало сезон отпусков для Бердслея и его семьи.Здоровье Бердслея с каждым годом ухудшалось. Но он продолжал работать: создал несколько довольно откровенных иллюстраций к Лисистрату (1, 2, 3, 4) и одно из (по его мнению) самых сильных произведений — рисунок «Вольпоне поклоняется своему богатству». Однако художник был вынужден ограничить рабочий день, так как это только ухудшило его самочувствие.Бердслей провел последние месяцы своей жизни на юге Франции. Он буквально боролся за каждый день своей жизни. За год до окончания, когда стало ясно, что благополучного исхода ждать не приходится, художник принял католицизм. А незадолго до смерти попросил Леонарда Смитерса уничтожить все его «непристойные» рисунки, в том числе и иллюстрации к Лисистрате. Смитерс обманул его и заверил, что исполнил свою волю. 6 марта 1898 года у Бердслея началось обильное кровотечение, лишившее всякой надежды на возможное выздоровление. Художник прожил еще 10 дней. Он умер рано утром 16 марта в возрасте 25 лет.Незадолго до смерти Бердслей стал глубоко религиозен, горько раскаявшись в своих эротических работах. Прикованный к постели, в письме к Л. Смитерсу он обращался с просьбой уничтожить все «неприличные» рисунки и гравировальные доски к ним [33, с. 25].Умер Обри Бердслей на курорте Ментон, во Франции, у берега Средиземного моря в 1898 г., в возрасте двадцати пяти лет.Обри Бердсли прожил короткую жизнь. Всего двадцать пять лет. И всего пять лет из которых длилась его карьера иллюстратора. За этот небольшой период художник – самоучка стал одним из самых известных представителей модерна, эстетизма и декаданса.ЗАКЛЮЧЕНИЕПрирода гения малообъяснима. Определённая патологичность большого количества рисунков Бердслея объяснима отчасти тем, что он всегда был на грани жизни и смерти. Собственно, этот надрыв и придаёт такие мрачные тона его творчеству. Бердслей словно жил в своём измерении, будучи отстранённым наблюдателем. Рисунки Бердслея заставляли существенно выходили за грань обыденных представлений об искусстве.Бердслей проживал жизнь своих героев в рисунках. Только так возможно создать настоящие шедевры. Интерес к гермафродитам, эротичность рисунков, откровенность в самовыражении служили основанием для многих домыслов и слухов. Бердслея обвиняли в гомосексуализме, в связи с родной сестрой и прочих сексуальных девиациях. Хотя никаких доказательств тому так и не найдено. Для него искусство – метод, цель и средство познания и самовыражения [25, с. 24].Искусство переплетного дела оставалось последовательно консервативным до начала Нового времени. Самым распространенным переплетом в то время был золотой переплет, созданный по образцу переплетов 17 и 18 веков и основанный на симметричных кружевных цветочных мотивах, призванных гармонировать с остальной читательской библиотекой. В такой ситуации было очень сложно внедрить новые идеи в область переплетного дела. Одним из таких новаторов был Ч. Рикеттс, английский дизайнер и иллюстратор, близкий друг Оскара Уайльда и член кружка Обри Бердслея. Рикеттс и его последователи подчеркивали орнаментальную структуру покрытия, создавая декоративные узоры из ветвей стилизованных деревьев и крокусов, символов павлинов, ваз с гранатами и фонтанов [11, с.23].Такой дизайн приводил критиков в ярость, они обозвали один из фонтанов Риккетса - перевернутой шляпой-цилиндром. Опубликованные в премьерном выпуске журнала "Студио" в 1893 г. рисунки Бердсли также вызвали скандальную сенсацию. Его «Изольда» («Мастерская», 1896, № 6) ничем не напоминает фигуру из средневековой легенды. Бердслей бросает вызов историческим традициям, одевая ее в модное парижское платье и шляпку. Иногда художник одевает своих персонажей в японские кимоно вне зависимости от того, где и когда происходит действие повествования. Для придания декоративности и подчеркивания сатирического аспекта ситуации Бердслей несколько утрирует плоские, упрощенные контурные изгибы, как в случае с рекламой журнала «Желтая книга» «псевдоним, антоним» [11, стр. 23]. В своем творчестве художник откровенно пренебрегает пропорциями, анатомией, гравитацией, освещением и пространством, стремясь лишь к достижению единственно важной для него цели - создать общее декоративное впечатление. Бердслей раскрывает свою склонность к преувеличениям и пародиям, его работы технически сложны и полны оригинальной новизны: чистой эротики, иронии и утонченной, но гротескной красоты. Именно Бердслей был одним из основоположников нового метода оформления печатного издания, благодаря которому книга (или журнал) приобретала черты художественного произведения. Вниманием художника были охвачены все составные элементы предмета печатной продукции: текст, требующий визуального оформления в виде шрифтового и орнаментального оформления; обложки и титульные листы; различные шляпы, виньетки, инициалы и, наконец, иллюстрации — важнейший элемент оформления книги для современных художников. Сочетание совершенства графического мастерства Бердслея с максимальным использованием технических возможностей книжно-журнальной культуры того времени является кульминацией развития английской журнальной графики периода модерна [13, с.23].СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВКниги, монографии:Электронные ресурсы:История европейского искусствознания. Вторая половина XIX - начало XX в. М., 1969. Пути развития русского искусства конца XIX - начала XX века. Живопись, скульптура, театрально - декоративное искусство. Очерки. АХ СССР. М.: "Искусство", 1972.Русская периодическая печать (1895-окт. 1917). Сборник. М.: "Госполитиздат", 1957. Русская художественная культура конца XIX - начала XX века.1895-1907. М., 1968, 1969. В 2-х тт. Хроника журнала "Мир искусства". СПб.: "Дягилев", 1903 - 1904.Бенуа А.Н. Возникновение "Мира искусства". Л.: Комитет популяризации художественных изданий при Государственной Академии истории материальной культуры, 1928. Статьи в периодических изданиях и сборниках статей:О. Бердслей. Рисунки. Проза. Стихи. Афоризмы. Письма. Воспоминания и статьи о Бердслее. М.: "Игра-Техника", 1922. Обри Бердслей / "В мире искусства", 1907, № 3, с.5-7.Верижникова Т.Ф. Обри Бердслей - маска и творчество / "Искусство", 1989, № 12, с.62-67. Верижникова Т.Ф. Английская книжная графика 70-80-х гг. / "Искусство", 1986, № 6, с.53-57. Верижникова Т.Ф. Вильям Моррис / "Художник", 1970, № 9, с.34-35. Верижникова Т.Ф. Из истории искусства книги Англии к. XIX-начала XX в. / Исследования и материалы. Сборник № 73. М.: "Терра", 1996.В.Г. Власов. Стили в искусстве. Словарь. В 3-х тт. СПб.: "Кольна", 1995-1997. Власова Р.И. Русская театрально-декоративная живопись начала XX века.Л. 1984. Жюль И. Пьерро. М.: "Альциона", 1918. Кауфман Р.С. Александр Бенуа - художественный критик. / "Советское искусствознание", 1981. Вып.1. М., 1982.Кауфман Р.С. Александр Бенуа - художественный критик. / "Советское искусствознание", 1981. Вып.1. М., 1982. Коган Д. Константин Коровин.М. 1964. Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве.М. 1994. Лапшина Н.П. Мир искусства / Русская художественная культура конца XIX - начала XX века (1895 - 1907). Электронные ресурсы:Кн.2. М.: "Наука", 1969. МэкКолль, О. Бердсли. В журнале: "Мир искусства", 1900, №№ 7-8, с.73-84, №№ 9-10, с.97-120. Мэлори Т. Смерть короля Артура. М.: "Наука", 1974. Паршин С.М. Мир искусства. М.: "Изобразительное искусство", 1993. Петров В.Н. Мир искусства / Русское искусство конца XIX - начала XX века под ред. И.Э. Грабаря. X том. Кн.1,2. АН СССР. М., 1968. Петров В.Н. Мир искусства. Альбом. М.: "Изобразительное искусство", 1975. "Пинакотека", 1998, № 6-7. Писсаро, Л. Россетти. Очерки о жизни и творчестве. М., 1909. Пожарская М.Н. Русское театрально-декорационное искусство конца XIX - начала XX века. М., 1970.Пружан И.Н. Константин Сомов. Альбом. М.: "Искусство", 1972. Радлов Н.Э. Современная русская графика. Пг.: "Свободное искусство", 1917.ПРИЛОЖЕНИЯ АЗаставка из «Смерти Артура» Т.Мэлори, 1893-1894 ггПРИЛОЖЕНИЯ БРисунки к «Острословию» С. Смита и Р.Б.Шеридана, 1894 г.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Книги, монографии:
Электронные ресурсы:
1. История европейского искусствознания. Вторая половина XIX - начало XX в. М., 1969.
2. Пути развития русского искусства конца XIX - начала XX века. Живопись, скульптура, театрально - декоративное искусство. Очерки. АХ СССР. М.: "Искусство", 1972.
3. Русская периодическая печать (1895-окт. 1917). Сборник. М.: "Госполитиздат", 1957.
4. Русская художественная культура конца XIX - начала XX века.1895-1907. М., 1968, 1969. В 2-х тт. Хроника журнала "Мир искусства". СПб.: "Дягилев", 1903 - 1904.
5. Бенуа А.Н. Возникновение "Мира искусства". Л.: Комитет популяризации художественных изданий при Государственной Академии истории материальной культуры, 1928.

Статьи в периодических изданиях и сборниках статей:

6. О. Бердслей. Рисунки. Проза. Стихи. Афоризмы. Письма. Воспоминания и статьи о Бердслее. М.: "Игра-Техника", 1922.
7. Обри Бердслей / "В мире искусства", 1907, № 3, с.5-7.
8. Верижникова Т.Ф. Обри Бердслей - маска и творчество / "Искусство", 1989, № 12, с.62-67.
9. Верижникова Т.Ф. Английская книжная графика 70-80-х гг. / "Искусство", 1986, № 6, с.53-57.
10. Верижникова Т.Ф. Вильям Моррис / "Художник", 1970, № 9, с.34-35.
11. Верижникова Т.Ф. Из истории искусства книги Англии к. XIX-начала XX в. / Исследования и материалы. Сборник № 73. М.: "Терра", 1996.
12. В.Г. Власов. Стили в искусстве. Словарь. В 3-х тт. СПб.: "Кольна", 1995-1997.
13. Власова Р.И. Русская театрально-декоративная живопись начала XX века.Л. 1984.

14. Жюль И. Пьерро. М.: "Альциона", 1918. Кауфман Р.С. Александр Бенуа - художественный критик. / "Советское искусствознание", 1981. Вып.1. М., 1982.
15. Кауфман Р.С. Александр Бенуа - художественный критик. / "Советское искусствознание", 1981.
16. Вып.1. М., 1982. Коган Д. Константин Коровин.М. 1964.
17. Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве.М. 1994. Лапшина Н.П. Мир искусства / Русская художественная культура конца XIX - начала XX века (1895 - 1907).

Электронные ресурсы:

18. Кн.2. М.: "Наука", 1969. Мэк Колль, О. Бердсли. В журнале: "Мир искусства", 1900, №№ 7-8, с.73-84, №№ 9-10, с.97-120.
19. Мэлори Т. Смерть короля Артура. М.: "Наука", 1974.
20. Паршин С.М. Мир искусства. М.: "Изобразительное искусство", 1993. Петров В.Н. Мир искусства / Русское искусство конца XIX - начала XX века под ред. И.Э. Грабаря. X том. Кн.1,2. АН СССР. М., 1968.
21. Петров В.Н. Мир искусства. Альбом. М.: "Изобразительное искусство", 1975. "Пинакотека", 1998, № 6-7. Писсаро, Л. Россетти. Очерки о жизни и творчестве. М., 1909.
22. Пожарская М.Н. Русское театрально-декорационное искусство конца XIX - начала XX века. М., 1970.
23. Пружан И.Н. Константин Сомов. Альбом. М.: "Искусство", 1972. Радлов Н.Э. Современная русская графика. Пг.: "Свободное искусство", 1917.