Логопедическая работа в разновозрастной группе
Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы:
Курсовая работа
Предмет:
Логопедия
- 45 45 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 24.06.2023
1 000 руб.
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения логопедической работы в разновозрастной группе ДОУ……………………………………………………7
1.1 Анализ опыта педагогической работы в разновозрастной группе в ДОУ………………………………………………………………………………...7
1.2 Виды речевых нарушений у дошкольников……………………….8
1.3 Приемы и методы выявления речевых нарушений у детей дошкольного возраста…………………………………………………………...13
Выводы по главе 1………………………………………………………...15
Глава 2. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста…….17
2.1 Программы логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ФФН…………………………………………………………………………….17
2.2 Программы логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ОНР…………………………………………………………………………….27
2.3 Основные направления логопедической работы на логопедическом пункте в ДОУ……………………………………………………………………32
Выводы по главе 2…………………………………….…………………..33
Заключение………………………………………………………..………34
Библиографический список……………………36
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения логопедической работы в разновозрастной группе ДОУ……………………………………………………7
1.1 Анализ опыта педагогической работы в разновозрастной группе в ДОУ………………………………………………………………………………...7
1.2 Виды речевых нарушений у дошкольников……………………….8
1.3 Приемы и методы выявления речевых нарушений у детей дошкольного возраста…………………………………………………………...13
Выводы по главе 1………………………………………………………...15
Глава 2. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста…….17
2.1 Программы логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ФФН…………………………………………………………………………….17
2.2 Программы логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ОНР…………………………………………………………………………….27
2.3 Основные направления логопедической работы на логопедическом пункте в ДОУ……………………………………………………………………32
Выводы по главе 2…………………………………….…………………..33
Заключение………………………………………………………..………34
Библиографический список……………………36
Введение
Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, овладение языковыми законами и нормами, т.е. овладение грамматической структурой, а также их практическим применением, практическое умение использовать усвоенный языковой материал, а именно умение полностью, связно, последовательно и доходчиво передавать окружающим содержание готового текста. Отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка.
Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его способность осмысливать воспринимаемую информацию и правильно ее выражать.
В процессе развития речи формируются высшие формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. В процессе психологического развития ребенка возникает сложное качественное единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность.
Но есть много людей, страдающих нарушениями речи. Причин возникновения таких дефектов много: влияние экологии, наследственность, нездоровый образ жизни родителей, педагогическая запущенность. И люди с такими расстройствами нуждаются в помощи специалистов.
Эта проблема возникает уже в дошкольном возрасте, и этот этап жизни требует специального изучения, анализа и особого внимания ученых и практиков.
Развитие связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии изначально является сложным процессом, который многократно усложняется при наличии общего недоразвития речи (ОНР).
Тяжелые нарушения речи могут повлиять на психическое развитие, особенно на формирование, более высоких уровней познавательной активности, из-за тесной взаимосвязи речи и мышления и ограниченных социальных, в частности речевых контактов, в ходе которых осуществляется познание ребенком окружающей среды.
Закономерности развития связной речи детей с момента ее возникновения выявлены в исследовании А.М. Леушиной. Она показала, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстуальной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно, развитие связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающим миром [1].
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались учеными: Е.П. Коротковой, В.И. Логиновой, Н.М. Крыловой, Е.И. Радиной, Е.А. Флериной, и другими.
Исследование, проведенное Н.Г. Смольниковой по развитию структуры связного высказывания у старших дошкольников, исследование Е.П. Коротковой об особенностях усвоения дошкольниками различных функциональных типов текстов уточняет и дополняет методику обучения связной речи [Н.Г.Смольникова, Е.А. Смирнова. Методика развития речи дошкольников. - М.: Просвещение, 2005, стр. 52].
Также всесторонне изучены методы и приемы обучения связной речи дошкольников: Е.А. Смирнова и О.С. Ушакова раскрывают возможность использования серии сюжетных картинок в развитии связной речи, В.В. Гербова много пишет о возможности использования картинок в процессе обучения дошкольников рассказыванию историй, Л.В. Ворошнина раскрывает потенциал связной речи с точки зрения развития детского творчества. Но предлагаемые методы и приемы развития связной речи в большей степени ориентированы на изложение фактического материала для детских рассказов, они в меньшей степени отражают интеллектуальные процессы
Проблемами коррекции общего недоразвития речи занимались отечественные ученые: Р.Е. Левина, Н.А. Никаншена, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова ПО АЛФ. Речевые расстройства могут затрагивать различные компоненты речи. Другие влияют на фонематическую систему языка и выражаются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, что приводит к нарушениям речи и письма. Сложные нарушения речи охватывают как фонетико–фонематические, так и лексико–грамматические аспекты языка, приводят к общему недоразвитию речи от ее полного отсутствия или лепечущего состояния до развитой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.
Такие нарушения могут быть исправлены только в результате специально организованной коррекционной работы, однако в практике педагогов существует необходимость соблюдения комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития связной речи с III уровнем ОНР.
Таким образом, актуальность проблемы поиска новых, более эффективных, научно обоснованных способов развития связной речи у дошкольников с нарушением речи определила выбор темы нашего исследования: «Логопедическая работа в разновозрастной группе».
Цель исследования: на основе анализа психолого-педагогической литературы, информационных источников и педагогического опыта, теоретически обосновать основную работу логопеда в разновозрастной группе ДОУ.
Объект исследования: процесс логопедической работы в разновозрастной группе ДОУ.
Предмет исследования: содержание логопедической работы в разновозрастной группе ДОУ.
Задачи исследования:
1. провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации жизни и деятельности детей с нарушением речи в разновозрастных группах ДОУ;
2. раскрыть понятие разновозрастной группы и особенности педагогической работы в ней;
3. рассмотреть опыт по организации педагогической работы в разновозрастной группе ДОУ.
4. выявить особенности проведения занятий в разновозрастной группе ДОУ.
Методы исследования: анализ литературных источников по заданной теме, наблюдение, изучение документов, беседа, анализ, обобщение, сравнение, педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных.
Методологическую основу исследования составляют концептуальные положения педагогики и психологии о реализации социальных потребностей ребенка как условии его интеллектуального развития и успешной интеграции в общество:
культурно-историческая теория развития высших психических функций и положение об общности закономерностей развития обычного ребенка и ребенка с психофизическими нарушениями Л.С. Выготского;
концепция опосредованности развития личности ее деятельностной позицией и средой обитания Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна;
методология системного подхода А.Н. Аверьянова, В.Г. Афанасьева, И.Б. Блауберга и др.;
Структура исследования: из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложений.
Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, овладение языковыми законами и нормами, т.е. овладение грамматической структурой, а также их практическим применением, практическое умение использовать усвоенный языковой материал, а именно умение полностью, связно, последовательно и доходчиво передавать окружающим содержание готового текста. Отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка.
Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его способность осмысливать воспринимаемую информацию и правильно ее выражать.
В процессе развития речи формируются высшие формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. В процессе психологического развития ребенка возникает сложное качественное единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность.
Но есть много людей, страдающих нарушениями речи. Причин возникновения таких дефектов много: влияние экологии, наследственность, нездоровый образ жизни родителей, педагогическая запущенность. И люди с такими расстройствами нуждаются в помощи специалистов.
Эта проблема возникает уже в дошкольном возрасте, и этот этап жизни требует специального изучения, анализа и особого внимания ученых и практиков.
Развитие связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии изначально является сложным процессом, который многократно усложняется при наличии общего недоразвития речи (ОНР).
Тяжелые нарушения речи могут повлиять на психическое развитие, особенно на формирование, более высоких уровней познавательной активности, из-за тесной взаимосвязи речи и мышления и ограниченных социальных, в частности речевых контактов, в ходе которых осуществляется познание ребенком окружающей среды.
Закономерности развития связной речи детей с момента ее возникновения выявлены в исследовании А.М. Леушиной. Она показала, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстуальной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно, развитие связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающим миром [1].
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались учеными: Е.П. Коротковой, В.И. Логиновой, Н.М. Крыловой, Е.И. Радиной, Е.А. Флериной, и другими.
Исследование, проведенное Н.Г. Смольниковой по развитию структуры связного высказывания у старших дошкольников, исследование Е.П. Коротковой об особенностях усвоения дошкольниками различных функциональных типов текстов уточняет и дополняет методику обучения связной речи [Н.Г.Смольникова, Е.А. Смирнова. Методика развития речи дошкольников. - М.: Просвещение, 2005, стр. 52].
Также всесторонне изучены методы и приемы обучения связной речи дошкольников: Е.А. Смирнова и О.С. Ушакова раскрывают возможность использования серии сюжетных картинок в развитии связной речи, В.В. Гербова много пишет о возможности использования картинок в процессе обучения дошкольников рассказыванию историй, Л.В. Ворошнина раскрывает потенциал связной речи с точки зрения развития детского творчества. Но предлагаемые методы и приемы развития связной речи в большей степени ориентированы на изложение фактического материала для детских рассказов, они в меньшей степени отражают интеллектуальные процессы
Проблемами коррекции общего недоразвития речи занимались отечественные ученые: Р.Е. Левина, Н.А. Никаншена, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова ПО АЛФ. Речевые расстройства могут затрагивать различные компоненты речи. Другие влияют на фонематическую систему языка и выражаются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, что приводит к нарушениям речи и письма. Сложные нарушения речи охватывают как фонетико–фонематические, так и лексико–грамматические аспекты языка, приводят к общему недоразвитию речи от ее полного отсутствия или лепечущего состояния до развитой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.
Такие нарушения могут быть исправлены только в результате специально организованной коррекционной работы, однако в практике педагогов существует необходимость соблюдения комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития связной речи с III уровнем ОНР.
Таким образом, актуальность проблемы поиска новых, более эффективных, научно обоснованных способов развития связной речи у дошкольников с нарушением речи определила выбор темы нашего исследования: «Логопедическая работа в разновозрастной группе».
Цель исследования: на основе анализа психолого-педагогической литературы, информационных источников и педагогического опыта, теоретически обосновать основную работу логопеда в разновозрастной группе ДОУ.
Объект исследования: процесс логопедической работы в разновозрастной группе ДОУ.
Предмет исследования: содержание логопедической работы в разновозрастной группе ДОУ.
Задачи исследования:
1. провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации жизни и деятельности детей с нарушением речи в разновозрастных группах ДОУ;
2. раскрыть понятие разновозрастной группы и особенности педагогической работы в ней;
3. рассмотреть опыт по организации педагогической работы в разновозрастной группе ДОУ.
4. выявить особенности проведения занятий в разновозрастной группе ДОУ.
Методы исследования: анализ литературных источников по заданной теме, наблюдение, изучение документов, беседа, анализ, обобщение, сравнение, педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных.
Методологическую основу исследования составляют концептуальные положения педагогики и психологии о реализации социальных потребностей ребенка как условии его интеллектуального развития и успешной интеграции в общество:
культурно-историческая теория развития высших психических функций и положение об общности закономерностей развития обычного ребенка и ребенка с психофизическими нарушениями Л.С. Выготского;
концепция опосредованности развития личности ее деятельностной позицией и средой обитания Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна;
методология системного подхода А.Н. Аверьянова, В.Г. Афанасьева, И.Б. Блауберга и др.;
Структура исследования: из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложений.