ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВАРЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИСЛАЛИЕЙ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 38 38 страниц
  • 45 + 45 источников
  • Добавлена 22.06.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВАРЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Лингвистические и психолингвистические основы изучения словаря существительных у детей 7
1.2. Формирование словаря имен существительных в онтогенезе 12
1.3. Классификация дислалических расстройств у дошкольников 15
1.4. Особенности словаря существительных у дошкольников с дислалией 21
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВАРЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСЛАЛИЕЙ 25
2.1. Анализ методик исследования словаря существительных 25
2.2. Методика исследования словаря имен существительных у детей дошкольного возраста с дислалией 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Фрагмент для ознакомления

Параметры исследования:объем словарного запаса: пассивный, активный;лексическая системность, структура значения слов: классификация предметов, подбор синонимов и антонимов, толкование значения слова.Методика исследования словаря имен существительных подбиралась на основе заданий методики Р.И. Лалаевой и включала 4 серии заданий. I – Исследование пассивного состава словЗадание 1. Покажи картинкуЦель: изучение пассивного словаря существительных.Инструкция: «Я буду называть слово, а ты покажи картинку. Покажи зайчика. Покажи машину. Покажи собачку. Покажи тарелку. Покажи стол. Покажи стул. Покажи полотенце. Покажи стакан. Покажи кресло и т.д.»Материал: предметные картинки по лексическим темам. Критерии оценивания:5 баллов – задание выполнено верно;4 балла – задание выполнено с 1-2 ошибками, самокоррекция;3 балла – выполнено половина задания верно, незначительная помощь педагога;2 балла – больше половины задания выполнено неверно, помощь педагога;1 балл – задания не выполнены, помощь не использовалась.По результатам выполнения всех заданий определялся средний балл, который соответствует уровню сформированности пассивной лексики:Высокий уровень (5 баллов) – объем импрессивного словаря в пределах нормы, ребенок правильно, самостоятельно выполняет пробы, не проявляют необходимости дополнительного разъяснения экспериментального задания;Уровень выше среднего (4 балла) – ребенок хорошо ориентируется в названиях предметов, действий, неточно определяет прилагательные, не выделяет наречия;Средний уровень (3 балла) – ребенок правильно определяет названия предметов, показывает действия по сюжетным картинкам, путает грамматические категории числа существительных и глаголов, неправильно подбирает признаки при согласовании прилагательных с существительными;Уровень ниже среднего (2 балла) – ребенок правильно показывает предметы по названию, неточен в выборе действий, прилагательные и наречия не различает, для выполнения задания необходима помощь логопеда, темп работы замедленный;Низкий уровень (1 балл) – ребенок не точно показывает предметы, не соотносит их с названиями, определяет хорошо знакомые предметы, игрушки; при выполнении заданий помощь экспериментатора не использует, отказывается от выполнения задания.II – Исследование активного состава словЗадание 2. Назови картинкуЦель: изучение активного словаря существительных Инструкция: «Я буду показывать картинку, а ты назови, что ты видишь на картинке»Материал: предметные картинки по лексическим темам. Критерии оценивания5 баллов – задание выполнено верно,4 балла – задание выполнено с 1-2 ошибками, самокоррекция,3 балла – выполнено половина задания верно, незначительная помощь педагога,2 балла – больше половины задания выполнено неверно, помощь педагога,1 балл – задания не выполнены, помощь не использовалась.По результатам исследования определялся средний балл, который соответствует уровнюсформированностиактивного словаря:Высокий уровень (5 баллов) – объем активного словаря соответствуют возрасту, словарный запас содержит родовидовые понятия, ребенок правильно и быстро подбирает слова;Уровень выше среднего (4 балла) – словарный запас в пределах возрастной нормы, активный словарь меньше пассивного, темп работы замедленный,ребенок не точно подбирает слова, исправляется после указаний экспериментатора;Средний уровень(3 балла) – отмечаются трудности актуализации точных слов, подобранные слова недостаточно точно характеризуют лексическое значение, работает самостоятельно;Уровень ниже среднего (2 балла) – ограниченный и бедный словарь, сформированы отдельные родовидовые понятия, малое число слов, точно отражающих лексическое значение, нуждается в помощи, медленный темп работы;Низкий уровень (1 балл) –словарь крайне ограничен, объем активного словаря в пределах бытовой лексики, малое число точных слов, требуется организующая помощь экспериментатора.III – Исследование лексических парадигмЗадание 3. Назови одним словомЦель: изучение способности выделять общий признак, объединяющий объекты в однородные группы (обобщающее понятие).Инструкция: Я назову картинки, а ты скажи, каким одним словом можно назвать все картинки.Материал: предметные картинки по лексическим темам (кот, собака, корова, коза – домашние животные).Задание 4. НаоборотЦель: изучение словаря антонимов. Инструкция: «Я буду показывать картинку, а ты назови ее наоборот».Этот мальчик – друг, а этот …Зимой холод, а летом … Это мальчик, а старенький …Задание 5. Подбери синонимыЦель: изучение словаря синонимов. Инструкция: «Я буду показывать картинку, а ты назови, кто (что) на картинке».Критерии оценивания:5 баллов – все задания выполнены верно,4 балла – правильно выполнены 9-11 заданий,3 балла– правильно выполнены 6-8 заданий,2 балла– точно выполнено 3-5 заданий,1 балл – задание не выполнено или выполнено правильно 1-2 заданияНачало формы.По результатам исследования определялся средний балл, который соответствует уровню сформированности словаря лексических парадигм:Высокий уровень (5 баллов) – объем словаря существительных в пределах возрастной нормы, навык обобщения сформирован на высоком уровне, в составе словарного запаса присутствуют родовидовые понятия; точно и быстро подбирает слова при выполнении всех заданий;Уровень выше среднего (4 балла) – словарный состав существительных соответствует возрастной норме, присутствуют неточности осмысления смысловых значений слов, соответствующие разным родовидовым признакам, фиксируется разница между объемами словарного запаса (активного и пассивного), замедленный темп выполнения заданий; отмечаются незначительные неточности в подборе слов, которые могут заменяться после указаний экспериментатора на более точные;Средний уровень (3 балла) – нарушены процессы классификации предметов, сложности обобщения предметов, сложности актуализации соответствующих смыслу слов, подобранные слова недостаточно точны и в полной мере означают лексическое значение выбранных слов, задание выполняют самостоятельно;Уровень ниже среднего (2 балла) – выбор обобщающих слов ограничен, родовидовые понятия сформированы частично, малый объем слов, соответствующих точному лексическому значению, выполнение заданий с помощью логопеда; темп деятельности замедленный;Низкий уровень (1 балл) – объемсловаря существительных соответствует бытовой лексике, процессы классификации, обобщения не сформированы, малое число правильных ответов, задания реализуются при организующей помощи педагога.Таким образом, анализ научной литературы по теории и практики логопедии позволил определить цели и задачи исследования состояния словарного состава имен существительных у дошкольника с дислалией, а также подобрать комплекс диагностических методик, направленных на определение уровня развития номинативного словаря у данной категории детей.ЗАКЛЮЧЕНИЕТак как речь – психический процесс, то изучение проблемы формирования и развития речи рассматривают с лингвистической и с психологической сторон. Психологический аспект речевого развития освящен рядом ученых: Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, Ж. Пиаже, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым и др., которые продвигали положение о взаимозависимости развития мышления и речи. Авторы отмечали, что предпосылкой нормального развития речи выступает достаточный уровень сформированности когнитивных функций и познавательной деятельности.Анализ теоретических основ проблемы формирования словаря существительных был проведен при изучении работ следующих ученых: В.В. Виноградов, М.М. Покровский, И.М. Кобзева, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.М. Шахнарович, А.Р. Лурия.Ряд исследований ученых (А.Н Гвоздев, Г.А Розенгард-Пупко, Д.Б Эльконин) в области формирования лексических норм позволили описать этапы становления номинативного словаря у детей в онтогенезе. Усвоение лексического значения слова определяет словарный запас ребенка, среди которого выделяют пассивный словарь и активный словарь.Пассивный словарный состав характеризуется пониманием семантического значения слова, правильным соотношением слова и объекта, использованием обобщающих характеристик слова. Активный словарь предполагает правильное и точное воспроизведение названия объекта, проявляется в сочетании звуковой оболочки и содержании объекта. Взаимосвязь речевого развития с интеллектуальным Л.С. Выготский характеризует как развитие речевого мышления, благодаря которому внешняя форма слова (звуковая оболочка) и внутреннее содержание (лексическое значение), становится единым целым. В данном случае происходит процесс слияния значения и названия – языковое обобщение, слово приобретает знаковую функцию и обозначает не конкретный предмет, а группу предметов, которые имеют единое значение и называются одинаковым словом. В ходе развития предметной деятельности дети сопоставляют предметы и явления с усвоенными словами, осваивают действия с ними, их свойства, что приводит к обогащения количественного и качественного состава номинативного словаря детей.У детей с речевыми нарушениями присутствуют особенности формирования речи, психической и познавательной деятельности. Такое речевое нарушение, как дислалия, характеризуется несформированностью артикуляторных и акустических компонентов речи и может сочетаться с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи, согласно психолого-педагогической классификации речевых нарушений. У детей с дислалией имеются нарушения звуковой оболочки слов, неточности восприятия слов, сходных по звучанию, что влияет на освоение их смыслового содержания. Детям с общим недоразвитием речи и дислалией свойственны отставания формирования и увеличения словарного запаса имен существительных, ограниченность словаря, отсутствие неологизмов в речи. Ребенок, взаимодействую с предметами и явлениями окружающего мира, делает определенные обобщения, которые определяют словарный состав имен существительных, а также закрепляются в речи ребенка как лексико-грамматические формы сочетания частей речи при моделировании высказывания. Особенности становления лексической стороны выражаются в ограниченности словарного запаса, отставании в накоплении пассивного и активного словаря, в неточном толковании и употреблении слов; в недостаточной дифференциации словесных значений; в незнании правил использования многозначного слова; в стойких лексических ошибках при подборе антонимов, синонимов и многозначных слов; в недостаточной сформированности семантических полей.Изучение научной литературы по теме исследования способствовало разработке диагностической методики изучения уровня сформированности словаря имен существительных у детей с дислалией. Методика исследования включала следующие направления: изучение импрессивной стороны речи и экспрессивной, исследование словаря синонимов, антонимов, обобщающих слов, а также навыка словообразования имен существительных суффиксальным способом. По каждому диагностическому заданию были подобраны критерии оценивания в балльной системе, а по сумме набранных баллов сформулированы соответствующие уровни развития номинативного словаря. Цель данного исследования реализована. Подобранная методика может быть использована молодыми специалистами для определения состояния словаря имен существительных у детей с дислалией.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАлексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.Валявко С. М., Шулекина Ю. А. Особенности смыслового восприятия слова детьми с нарушениями речевого развития // Специальное образование. – 2013. – № 3 (31). – С. 14–31.Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1996.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб: Детство, 2004. – 130 с.Гальскова Н.Д. Теория формирования предметного словарного запаса детей дошкольного возраста: Учеб пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин.яз. высш. пед. учеб. Pаведений. – М.: «Академия», 2004. – 134 с.Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – М.: Книжный дом «Университет», 1999. – 332 с.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. – 471 с.Гербова В.В. Использование детьми третьего года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности // Ученые записки: МГЗПИ. – 1970. Горелов И.Н. Избранные труды по психолингвистике / под ред. К.Ф. Седова. – М., 2003. – 320 с. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление ОНР у дошкольников. – М.: Владос, 1990. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. – Новосибирск, 1975. – С. З–5. Ковшиков В.А. Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М.: Изд-во: АСТ, 2007. – 318 с.  Кольцова М.М. Ребенок учится говорить // М.М. Кольцова, М.С. Рузина. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург, 2006. – С. 3–169. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка: учеб. пособие для филол. фак. ун – тов. – М., 1989.Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи : учебно-методическое пособие / Р. И. Лалаева. – Санкт-Петербург : Наука-Питер, 2006. – 102 с.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. – СП.: Союз,2001. – 218 с. Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей : избранные труды. – Москва : АРКТИ, 2005. – 221 с. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144 с. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. – М., 2004. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с. Лурия А.А. Язык и сознание / под ред. Е.Д. Хомской. – Ростов н/Д, 1998.Мишанкина Н.А. Лексикология русского языка. Русский язык как иностранный: профессиональная сфера общения: учебное пособие. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2017. – 124 с.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб. : Детство-Пресс, 2005. – 525 с. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.Потебня А.А.Мысль и язык. – Москва : Лабиринт, 2010. – 239 с. Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Исправление недостатков произношения у школьников. Пособие для учителей-логопедов. – М.: Просвещение, 1969.Розенгардт-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста / Акад. пед. наук РСФСР. – Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. – 96 с. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику: курс лекций. – Л., 1989. Серебрякова Н.В. Особенности организации семантических полей у детей с общим недоразвитием речи // Изучение и коррекция речевых расстройств / под. ред. Л.Г. Парамонова. – Л., 1986. – 284 с. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 320 с. Смирницкий А. И. Лексикология английского языка. – М., 1956. – 152 с. Спирова Л.Ф. Приемы выявления речевых нарушений у детей. – М., 2001.Стернин И.А. Лексическое значение слова в речи. – Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1985. – 170 с. Усанова О.Н. Специальная психология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. – Москва [и др.] : Питер, 2008. – 395 с. Уфимцева Н.В. Опыт экспериментального исследования развития словесного значения // Психолингвистические проблемы семантики. – М., 1983. – С. 140–180. Филичева Т.Б. Комплексный подход к обследованию детей с общим недоразвитием речи // Специальное образование. 2012. – № 1. – С. 139–150. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1994. Харченко В.К. Семантика слова в детской речи: проблемы и наблюдения // Детская речь как предмет лингвистического изучения / Под ред. С.Н. Цейтлин. – Л., 1987.Хватцев М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. – Москва , 1959. – 244 с. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2000. Шахнарович А.М. Детская речь в зеркале психолингвистики. Лексика. Семантика. Грамматика. – М., 1999. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза речи). – М., 1990.Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие / Составление К.Ф. Седова. – М.: Лабиринт, 2004. – 330 с. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика: учеб. пособие для студ. пед. институтов. – М., 1977.Эльконин Д.Б. Развитие речи // Психология детей дошкольного возраста / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1964. –С. 115–182.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Валявко С. М., Шулекина Ю. А. Особенности смыслового восприятия слова детьми с нарушениями речевого развития // Специальное образование. – 2013. – № 3 (31). – С. 14–31.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1996.
4. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб: Детство, 2004. – 130 с.
5. Гальскова Н.Д. Теория формирования предметного словарного запаса детей дошкольного возраста: Учеб пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин.яз. высш. пед. учеб. Pаведений. – М.: «Академия», 2004. – 134 с.
6. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – М.: Книжный дом «Университет», 1999. – 332 с.
7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. – 471 с.
8. Гербова В.В. Использование детьми третьего года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности // Ученые записки: МГЗПИ. – 1970.
9. Горелов И.Н. Избранные труды по психолингвистике / под ред. К.Ф. Седова. – М., 2003. – 320 с.
10. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление ОНР у дошкольников. – М.: Владос, 1990.
11. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. – Новосибирск, 1975. – С. З–5.
12. Ковшиков В.А. Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М.: Изд-во: АСТ, 2007. – 318 с.
13. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить // М.М. Кольцова, М.С. Рузина. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург, 2006. – С. 3–169.
14. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка: учеб. пособие для филол. фак. ун – тов. – М., 1989.
15. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи : учебно-методическое пособие / Р. И. Лалаева. – Санкт-Петербург : Наука-Питер, 2006. – 102 с.
16. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. – СП.: Союз,2001. – 218 с.
17. Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей : избранные труды. – Москва : АРКТИ, 2005. – 221 с.
18. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144 с.
19. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. – М., 2004.
20. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
21. Лурия А.А. Язык и сознание / под ред. Е.Д. Хомской. – Ростов н/Д, 1998.
22. Мишанкина Н.А. Лексикология русского языка. Русский язык как иностранный: профессиональная сфера общения: учебное пособие. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2017. – 124 с.
23. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб. : Детство-Пресс, 2005. – 525 с.
24. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.
25. Потебня А.А. Мысль и язык. – Москва : Лабиринт, 2010. – 239 с.
26. Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Исправление недостатков произношения у школьников. Пособие для учителей-логопедов. – М.: Просвещение, 1969.
27. Розенгардт-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста / Акад. пед. наук РСФСР. – Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. – 96 с.
28. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику: курс лекций. – Л., 1989.
29. Серебрякова Н.В. Особенности организации семантических полей у детей с общим недоразвитием речи // Изучение и коррекция речевых расстройств / под. ред. Л.Г. Парамонова. – Л., 1986. – 284 с.
30. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 320 с.
31. Смирниц¬кий А. И. Лексикология английского языка. – М., 1956. – 152 с.
32. Спирова Л.Ф. Приемы выявления речевых нарушений у детей. – М., 2001.
33. Стернин И.А. Лексическое значение слова в речи. – Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1985. – 170 с.
34. Усанова О.Н. Специальная психология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. – Москва [и др.] : Питер, 2008. – 395 с.
35. Уфимцева Н.В. Опыт экспериментального исследования развития словесного значения // Психолингвистические проблемы семантики. – М., 1983. – С. 140–180.
36. Филичева Т.Б. Комплексный подход к обследованию детей с общим недоразвитием речи // Специальное образование. 2012. – № 1. – С. 139–150.
37. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1994.
38. Харченко В.К. Семантика слова в детской речи: проблемы и наблюдения // Детская речь как предмет лингвистического изучения / Под ред. С.Н. Цейтлин. – Л., 1987.
39. Хватцев М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. – Москва , 1959. – 244 с.
40. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2000.
41. Шахнарович А.М. Детская речь в зеркале психолингвистики. Лексика. Семантика. Грамматика. – М., 1999.
42. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза речи). – М., 1990.
43. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие / Составление К.Ф. Седова. – М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.
44. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика: учеб. пособие для студ. пед. институтов. – М., 1977.
45. Эльконин Д.Б. Развитие речи // Психология детей дошкольного возраста / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1964. – С. 115–182.