Концептуальное искусство: авангард, дадаизм, минимализм, поп-арт, акционизм, ленд-арт, сюрреализм и другие направления модернизма.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История искусств
  • 19 19 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 20.06.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение………………………………………………………………………
2
Глава 1. История развития концептуального искусства………………………..
4

1.1. Истоки концептуального искусства. 4

1.2 . Художники концептуального искусства.………………. 7
1.3 Новые виды искусства в концептуализме 10

Глава 2. Концептуализм среди других течений постмодернизма……………… 12

2.1.Концептуализм и минимализм……………………….
12
2.2 Концептуализм, поп-арт и ленд-арт.……………. 15


Заключение ………………………………………………………………..
17
Список литературы……………………………………………...
18
Фрагмент для ознакомления

Так, американский скульптор Дональд Джадд проектировал такие конструкции – в стену выставочного зала встраивались бруски из алюминия и плексиглаза, создавая ритмический рисунок. Джадд был лишь автором идеи, все детали были изготовлены на фабрике. Поэтому, анализируя такие экспонаты, художественные критики, и сами авторы задались вопросом – является ли разработчик проекта в полной мере автором произведения? И на этот вопрос нет однозначного ответа. Минимализм стирал грань между «чистым» искусством и дизайном, в котором автор часто остается анонимным.Художники и скульпторы, которых традиционно относят к минимализму, не нуждаются в сложных и дорогостоящих материалах – им не нужна технология грунтовки и проклейки холста, особые краски и лаки. Живописцы часто пользовались обычными интерьерными красками и малярными кистями, а скульпторы использовали деревянные бруски, кирпичи – все то, что можно приобрести в строительных магазинах.Среди предшественников минимализма называют русских конструктивистов, кубофутуристов и супрематистов, в частности Казимира Малевича и Владимира Татлина, а также художников немецкой школы Баухауз (1919-1933 гг.) Но, в отличие от своих вдохновителей, представители минимализма принципиально были вне политического и социального контекста. Минималистов не интересовала проблема создания «вечного» произведения, часто их работы предназначались для одного определенного выставочного зала, с конкретным местом и специальным освещением – в другом интерьере они теряли всякий смысл. Например, в 1966 году художник Карл Андре выставил восемь скульптур - прямоугольников, состоящих из 120 силикатных кирпичей. Такая скульптура, по мнению автора, формировала пространство, а не только занимала в нем место. А СолЛевитт предпочитал экспериментировать с кубами, считая их базовой единицей для создания любой фигуры.Минимализм во многом близок индустриальному дизайну, позднее этим термином стали обозначать, в частности, стили моды и интерьера, в которых сочетаются функционализм и комфортность.Простота геометрических форм и линий дизайна рубежа XXиXXIвеков и настоящего времени является прямым следствием поисков художников-минималистов прошлого.2.2 Концептуализм, поп-арт и ленд-артЧасто концептуализм противопоставляют поп-арту, однако многие произведения поп-арта имеют концептуальную идею. И разница между концептуальным искусством и поп-артом, скорее, в области выбираемых изобразительных средств, а не в идейной платформе.В основе поп-арта лежит концепция «общества потребления», которое одновременно является и предметом иронии, и предметом восхищения. Энди Уорхолл создавал свои произведения, основываясь на образцах, навязываемым массовой культурой. Предметом его искусства становилась как банка консервированного супа, и фотография кинозвезды Мерилин Монро. Поп-арт, как и концептуализм, развил идею Дюшана, названную «реди-мейдом» - то есть, готовым продуктом, используя готовые объекты, которые наделялись новым смыслом. Натура поп-арта – это реальность, уже обработанная средствами масс-медиа.Выразительные образы, прочитывающиеся во многих произведениях поп-арта, близки концептуальному искусству. Например, композиция К. Ольденбурга «Печать» - гигантская красная печать с надписью «free» - «свобода» дает возможность для множества интерпретаций и толкований. Помимо первоначальных смыслов можно уловить иронию автора.Во многих коллажах художников поп-арта чувствуется прямое влияние дадаистов, как и в работах художников, которых традиционно причисляют к концептуализму. Работы многих представителей поп-арта легли в основу концептуального подхода к дизайну и проектированию нашего времени.К концептуализму примыкает направление «ленд-арт», в котором материалом служат природные объекты, а сами произведения должны стать частью окружающего ландшафта. Некоторые художники, посвятившие себя ленд-арту, первоначально были увлечены концептуализмом. Ленд-арт – это протест против урбанистики, пластмассового мира и коммерческого искусства. Художники этого направления отвергают традиционные выставочные площадки, удаляясь как можно дальше от густонаселенных мест. Знаковым произведением ленд-арта является работа Роберта Смитсона «Спиральная пристань», созданная в 1970 году на Большом соленом озере. Для работы автор использовал валуны, базальт, соляные кристаллы. Работы ленд-арта часто недолговечны – они показываются публике в течение определенного времени, а затем от них остается только фото и видеофиксация. Ленд-арт популярен и в наше время, и часто такие объекты служат для привлечения внимания к экологическим проблемам, которые не теряют своей актуальности.ЗаключениеРяд новых течений, появившихся в начале XXвека в мировом искусстве, имели определенные, часто небольшие хронологические рамки. Однако их влияние на последующее развитие искусства, как второй половины XX века, так и нашего времени, продолжает оставаться заметным.Концептуальное искусство, как в широком смысле, так и в узком, обозначающее ряд течений второй половины минувшего века, беспрерывно развивается и в наши дни. Концептуальное искусство является формой познания мира, реакцией на коммерциализацию и рациональность окружающей действительности.Сейчас концептуализм обретает новые формы, используя инновационные материалы и разные способы передачи идей. Интерактивные выставки, перформансы и инсталляции, отражающие разнообразные восприятия мира, стали обычной практикой. Электронная и информационная эпоха разрушает географические и временные границы искусства, и идеи концептуалистов становятся достоянием огромной аудитории.Список литературыАндреева Е. Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины XX — начала XXI века. — СПб.: Азбука-классика, 2007. Басс В. Архитектура постмодернизма. 2016. - Режим доступа https://postnauka.ru/faq/69725Гомприц У. Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси. – М.: Синдбад, 2018.Демпси Э. Стили, школы, направления. Путеводитель по современному искусству. — М.: Искусство-XXI век, 2008.Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М.: Стойиздат. 1985 – режим доступа https://reallib.org/reader?file=759148&pg=3Дядык Н.Г. Концептуальное искусство как способ философствования: живопись вместо философии// Социум и власть. 2020 № 1 (81). С. 104-115Левит С. «Параграфы о концептуальном искусстве» //Художественный журнал, 2008, № 69. – С. 1-5Шуман К. Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кёльне. М., 2002

1 Андреева Е. Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины XX — начала XXI века. — СПб.: Азбука-классика, 2007.
2 Басс В. Архитектура постмодернизма. 2016. - Режим доступа https://postnauka.ru/faq/69725
3 Гомприц У. Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси. – М.: Синдбад, 2018.
4 Демпси Э. Стили, школы, направления. Путеводитель по современному искусству. — М.: Искусство-XXI век, 2008.
5 Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М.: Стойиздат. 1985 – режим доступа https://reallib.org/reader?file=759148&pg=3
6 Дядык Н.Г. Концептуальное искусство как способ философствования: живопись вместо философии// Социум и власть. 2020 № 1 (81). С. 104-115
7 Левит С. «Параграфы о концептуальном искусстве» //Художественный журнал, 2008, № 69. – С. 1-5
8 Шуман К. Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кёльне. М., 2002