Развитие логической памяти младших школьников средствами психологического тренинга
Заказать уникальный доклад- 8 8 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 21.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Еслипредметомзапоминанияявляетсятекст,тоналичиезаранеепродуманных к нему вопросов, ответы на которые могут быть найдены в процессечтения, способствуют его лучшему запоминанию. В этом случае текст в памятихраниться дольше и точнее воспроизводиться, чем тогда, когда вопросы к немуставятсяуже послепрочтения.Еслидвумгруппамдетейпредложитьзапомнитьодинаковыйсписокслов, которые можно сгруппировать по смыслу, и если, кроме этого, обе группыдетейснабдитьразнымиобобщающимисловами-стимулами,спомощьюкоторыхможнооблегчитьприпоминание,тоокажется,чтокаждаяизнихвсостояниибудетвспомнитьбольшеименнотехслов,которыесвязаныспредложеннымиейсловами-стимулами.Чембогачеиразнообразнеестимулы-средства,которымидетирасполагаютдлязапоминания,чемболееонипростыидоступныдлянихвнужныймоментвремени,темлучшепроизвольноеприпоминание.Двафакта,крометого,повышаютвероятностьуспешногоприпоминания:правильнаяорганизация запоминаемой информации и обеспечение при ее воспроизведениитаких психологических условий, которые идентичны тем, в которых происходилозапоминаниесоответствующегозапоминания.Чембольшеумственныхусилийдетиприлагаютктому,чтобыорганизовать информацию, придать ей целостную, осмысленную структуру, темлегчеона потом припоминается.Посколькуотвниманиякматериалунепосредственнозависитегозапоминание,телюбыеприемы,позволяющиеулучшитьвнимание,могутоказаться полезными для запоминания. На этом, в частности, базируется один изспособов улучшения запоминания младшими школьниками учебного материала,которыйстараютсясделатьтаким,чтобыонвызвалксебенепроизвольныйинтерессостороныучащихся,привлекалихвнимание.Навоспоминаниематериалавлияютисвязанныеснимэмоции.Оситуациях,оставившийвпамятияркий,эмоциональныйслед,людидумаютбольше,чемобэмоционально-нейтральныхсобытиях.Связанныеснимвпечатления лучше организуются в памяти. Положительные эмоции, как правило,способствуютзапоминанию,аотрицательные препятствуют.Эмоциональноесостояние,сопровождающеепроцессзапоминания,являютсячастьюзапечатленнойвпамятиситуации,поэтому,когдаонивоспроизводятся, то по ассоциации с ними восстанавливается в представлениях ився ситуация, припоминание облегчается. Опытным путем было доказано, чтоесли в момент запоминания человек находился в приподнятом или подавленномнастроении,тоискусственноевосстановлениеунегосоответствующегоэмоционального состоянияприприпоминании улучшаетпамять.Натехникеулучшениявосприятияматериалаосновываютсяразличныеприемы обучения, например, так называемое «ускоренное чтение». Ребенка учатбыстро обнаруживать в тексте наиболее важное и воспринимать главным образомэто,сознательнопропускаявсеостальное.Привычкакосмыслениювосприятияматериалатакжесвязанасулучшениемпамяти.Особеннобольшуюпользувсовершенствованиипамятиучащихся оказывают упражнения и задания по пониманию различных текстов,составлению к ним планов. Использование записей, составление схем различныхобъектов с целью их запоминания, создание определенной обстановки - все этопримеры употребления различных мнемотехнических средств. Выбор обусловлениндивидуальнымиособенностямииличнымивозможностямиребенка.Внастоящеевремяразработаноинапрактикеиспользуетсянемалоеколичество разнообразных систем и методов практического влияния на памятьмладшего школьника с целью ее улучшения. Одни из этих методов основаны нарегуляциивнимания,другиепредлагаютусовершенствованиевосприятияматериала, третьи базируются наупражняемости воображения, четвертые- наразвитиеуребенкаспособностиструктурироватьматериал,пятое-наприобретениеиактивномиспользованиипроцессовзапоминанияивоспроизведения специальных мнемотехнических средств, приемов и действий.Целесообразносообщитьмладшимшкольникаминформациюоразличныхприемах и способах запоминания и помочь в овладении теми из них, которыеокажутсянаиболееэффективными длякаждогоребенка.Такимобразом,младшийшкольныйвозрасточеньчувствителенивосприимчивдлястановлениявысшихформпроизвольногозапоминания,поэтомуцеленаправленнаяразвивающаяработапоовладениюмнемическойдеятельностьюявляетсявэтотпериоднаиболееэффективной.Важнымееусловиемявляется учетиндивидуальных характеристик ребенка.Такжеважночтобыродители,учителясмоглирассказатьребенкуоразныхприемахзапоминания и помочь ему в этом нелегком труде по овладению теми из них,которыеокажутся наиболее эффективнымидля него.