Социологический инструментарий журналиста
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 27.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Специфика социологического инструментария журналиста 5
1.1 Описание наблюдения и опросов как инструментов журналиста 5
1.2 Работа с данными (прогноз, контент-анализ, работа с фокус-группой) 9
Глава 2. Интервью как основной социологический инструмент журналиста 14
2.1 Понятие интервью, его виды и форматы 14
2.2 Специфика интервью как метода сбора социологического материала 21
Глава 3. Описание специфики подготовки журналиста к интервью как к социологическому инструменту 26
Заключение 31
Список литературы 33
В конечном итоге, анализ и редактирование помогают журналисту создать качественный материал, который будет информативным и интересным для читателей. Они также помогают журналисту избежать ошибок и несостыковок в материалах, что повышает доверие читателей к журналисту и его работе.Вывод по второй главеТаким образом, ключевым социологическим инструментом для журналиста, безусловно, является интервью – метод сбора информации, при котором исследователь задает вопросы участникам исследования и записывает их ответы. Этот метод имеет большую значимость в научных исследованиях, так как позволяет получить глубокое понимание мнений, взглядов и опыта людей. Одним из основных преимуществ интервью является то, что исследователь может получить более подробную информацию, чем при использовании других методов сбора данных. В ходе интервью участники могут выразить свои мысли и чувства, объяснить свои действия и мотивы, что позволяет получить более полное представление о теме исследования. Кроме того, интервью позволяет исследователю задавать уточняющие вопросы, чтобы получить более точную информацию. Это особенно важно в случаях, когда необходимо получить ответы на сложные или неоднозначные вопросы.Глава 3. Описание специфики подготовки журналиста к интервью как к социологическому инструментуВ рамках исследования были выявлены следующие ключевые шаги, необходимые для качественного процесса подготовки журналиста к интервью:1. Изучение темы. Подготовка журналиста к интервью начинается с изучения темы, которую он собирается обсуждать с интервьюируемым. Журналист должен быть хорошо информирован о теме, чтобы задавать правильные вопросы и понимать ответы.Изучение темы является одним из самых важных этапов подготовки журналиста к интервью. Журналист должен быть хорошо информирован о теме, которую он собирается обсуждать с интервьюируемым, чтобы задавать правильные вопросы и понимать ответы.Для начала, журналист должен определить основные аспекты темы, которую он будет обсуждать. Это может быть политическая, экономическая, социальная или культурная тема. Журналист должен изучить все доступные источники информации, связанные с этой темой, включая новостные статьи, научные исследования, отчеты и интервью других экспертов.Журналист должен также учитывать контекст, в котором происходит обсуждение темы. Например, если он готовится к интервью с политическим деятелем, то ему нужно изучить политическую ситуацию в стране и в мире, чтобы понимать, какие вопросы могут быть наиболее актуальными.Журналист должен также учитывать точку зрения интервьюируемого и его мнения по данной теме. Он должен изучить биографию и профессиональную деятельность интервьюируемого, чтобы понимать его опыт и знания в данной области. Это поможет журналисту задавать более глубокие и осведомленные вопросы.Важно также учитывать аудиторию, которая будет слушать или читать интервью. Журналист должен понимать, какие вопросы и темы будут наиболее интересны для своей аудитории и какие аспекты темы нужно осветить более подробно.В итоге, изучение темы является ключевым этапом подготовки журналиста к интервью. Журналист должен быть хорошо информирован о теме, чтобы задавать правильные вопросы и понимать ответы. Он должен учитывать контекст, точку зрения интервьюируемого и аудиторию, чтобы сделать интервью максимально интересным и информативным для своих читателей или зрителей.2. Изучение интервьюируемого. Журналист должен знать его биографию, профессиональную деятельность, мнения и позиции по теме, которую он будет обсуждать. Это поможет журналисту составить список вопросов и подготовиться к возможным ответам.Во-первых, журналист должен изучить профессиональную деятельность интервьюируемого. Например, если это ученый, то журналист должен изучить его научные работы, чтобы понимать, какие темы ему близки и какие вопросы могут быть наиболее актуальными. Если это политический деятель, то журналист должен изучить его политическую карьеру, чтобы понимать его точку зрения на политические вопросы.Во-вторых, журналист должен изучить биографию интервьюируемого. Например, журналист может узнать о том, где интервьюируемый родился и вырос, какие образование и профессии он имеет, какие увлечения и хобби у него есть. Это поможет журналисту лучше понять интервьюируемого и задавать ему более глубокие и осведомленные вопросы.В-третьих, журналист должен учитывать точку зрения интервьюируемого и его мнения по данной теме. Журналист должен изучить выступления и интервью интервьюируемого, чтобы понимать его точку зрения на различные вопросы. Это поможет журналисту задавать более глубокие и осведомленные вопросы, а также понимать ответы интервьюируемого.3. Выбор места и времени интервью. Журналист должен выбрать место, где не будет лишнего шума и других отвлекающих факторов. Также журналист должен убедиться, что время интервью удобно для обеих сторон.Во-первых, журналист должен выбрать подходящее место для проведения интервью. Это может быть офис интервьюируемого, кафе, конференц-зал или другое подходящее место. Важно учитывать, что место должно соответствовать теме интервью и быть удобным для обеих сторон.Во-вторых, журналист должен выбрать подходящее время для проведения интервью. Время должно быть удобным для интервьюируемого и не противоречить его расписанию. Также необходимо учитывать, что время должно быть достаточным для проведения качественного интервью.В-третьих, журналист должен учитывать окружающую обстановку и шум на месте проведения интервью. Необходимо выбрать место, где не будет шума и других отвлекающих факторов, которые могут помешать проведению качественного интервью.4. Проверка оборудования. Перед началом интервью журналист должен проверить свое оборудование, чтобы убедиться, что все работает исправно. Он также должен проверить, что все необходимые материалы для записи и ведения заметок на месте.Первым шагом при проверке оборудования является подготовка записывающего устройства. Журналист должен убедиться, что батареи заряжены или заменены новыми, а также проверить наличие достаточного объема свободной памяти для записи интервью.Далее журналист должен проверить работу микрофона, настроить его на оптимальный уровень громкости и убедиться, что звук записывается четко и без помех.Если журналист использует камеру для записи видеоинтервью, то необходимо проверить ее работоспособность и убедиться, что она настроена на оптимальные параметры записи. Также необходимо проверить состояние аккумулятора и наличие достаточного объема свободной памяти для записи видео.Важно также проверить работу других устройств, которые могут потребоваться во время интервью, например, наушников для перевода или диктофона для записи заметок.5. Проявление внимательности к интервьюируемому. Во время интервью журналист должен быть внимательным и активно слушать интервьюируемого. Он должен задавать вопросы, которые помогут получить максимально полную информацию. Журналист должен быть готов к неожиданным ответам и уметь быстро переключаться на новую тему, если это необходимо.Также важно проявлять внимание к невербальным сигналам, таким как жесты, мимика и тон голоса интервьюируемого. Это поможет понять его эмоциональное состояние и настроение, что может быть полезно при формулировании вопросов и комментариев.Внимательность к интервьюируемому является важным этапом подготовки журналиста к интервью, так как позволяет установить доверительные отношения и получить максимально полезную информацию. Она помогает журналисту провести качественное интервью и получить ценную информацию для своей работы.6. Проверка заметок и записей. После интервью журналист должен проверить записи и заметки, чтобы убедиться, что он не упустил важную информацию. Он также должен связаться с интервьюируемым, если ему нужна дополнительная информация или уточнение ответов.Первым шагом после завершения интервью журналист должен проверить записи, чтобы убедиться в том, что все вопросы были заданы и ответы были записаны правильно. Если журналист использует аудиозапись, то необходимо прослушать ее снова, чтобы убедиться в том, что ничего не было упущено.После проверки записей журналист должен проанализировать полученную информацию и определить, какие факты и цитаты будут использоваться в статье или репортаже. Необходимо убедиться в том, что все факты и цитаты правильно процитированы и соответствуют контексту.Также важно проверить заметки, которые были сделаны во время интервью. В них могут содержаться дополнительные сведения или детали, которые могут быть полезны для статьи или репортажа. Журналист должен убедиться в том, что все заметки были правильно записаны и не было упущено ничего важного.В целом, подготовка журналиста к интервью требует тщательной подготовки и внимательности во время самого интервью. Журналист должен быть готов к любым неожиданностям и уметь быстро адаптироваться к новой ситуации.Вывод по третьей главеТаким образом, готовясь к интервью, журналист собирает информацию из всех доступных ему источников (а их очень много, и вы никогда не увидите их список – это профессиональный секрет), оценивает актуальность темы, осведомленность своей аудитории.В целом, подготовка журналиста к интервью требует тщательной подготовки и внимательности во время самого интервью. Журналист должен быть готов к любым неожиданностям и уметь быстро адаптироваться к новой ситуации.ость своей аудитории.ЗаключениеТаким образом, можно сделать вывод о том, что журналисты, занимающиеся социологическими исследованиями, должны быть в состоянии выбрать правильный инструментарий для сбора и анализа данных. Это может включать в себя опросы, фокус-группы, наблюдение и другие методы.Опросы являются наиболее распространенным инструментом социологических исследований. Журналисты могут использовать опросы для изучения мнений, убеждений и поведения людей. Опросы могут быть проведены через интернет, телефон, личное интервью или почтовую рассылку.Фокус-группы – это групповые интервью, которые обычно проводятся в форме дискуссии. Журналисты могут использовать фокус-группы для изучения мнений и отношений людей к определенным темам. Фокус-группы могут быть полезны для получения более глубокого понимания того, как люди чувствуют и думают о конкретных вопросах.Наблюдение – метод, при котором исследователь наблюдает за поведением людей в естественной среде. Журналисты могут использовать наблюдение для изучения поведения людей и тенденций в обществе. Например, журналисты могут наблюдать за тем, как люди взаимодействуют на улице или в торговых центрах.Важно понимать, что каждый инструмент имеет свои преимущества и недостатки, и выбор инструмента зависит от конкретных целей исследования. Журналисты должны быть готовы оценить эти преимущества и недостатки и выбрать наиболее подходящий инструмент для своего исследования.При этом, ключевым социологическим инструментом для журналиста, безусловно, является интервью –метод сбора информации, при котором исследователь задает вопросы участникам исследования и записывает их ответы. Этот метод имеет большую значимость в научных исследованиях, так как позволяет получить глубокое понимание мнений, взглядов и опыта людей.Одним из основных преимуществ интервью является то, что исследователь может получить более подробную информацию, чем при использовании других методов сбора данных. В ходе интервью участники могут выразить свои мысли и чувства, объяснить свои действия и мотивы, что позволяет получить более полное представление о теме исследования.Кроме того, интервью позволяет исследователю задавать уточняющие вопросы, чтобы получить более точную информацию. Это особенно важно в случаях, когда необходимо получить ответы на сложные или неоднозначные вопросы.Интервью также позволяет исследователю получить информацию о том, как люди реагируют на различные ситуации. Это может быть полезно для понимания мнений и взглядов людей на определенные темы, а также для определения того, какие факторы влияют на их решения и действия.Наконец, интервью может быть полезным инструментом для сбора качественных данных. Качественные данные – это данные, которые описывают качество явления, а не его количество. Интервью позволяет получить такие данные, так как участники могут выразить свои мысли и чувства в свободной форме, что дает исследователю возможность получить более глубокое понимание темы исследования.Подготовка к журналистскому интервью является очень важным этапом для любого человека, который собирается выступать в качестве интервьюируемого. Этот процесс помогает не только подготовиться к встрече с журналистом, но и сделать ее более продуктивной и эффективной.Таким образом, гипотеза исследования, поставленная во введении, была полностью доказана. Список литературыИсточники:Байкулова А. Н. Прогноз как субжанр в печатных СМИ и их электронных версиях // Жанры речи. 2018. №4 (20). С. 286-293.Блохина О. Н. Некоторые особенности просодической реализации общего вопроса в диалоге-интервью // Вестник КГУ. 2009. №4. С. 98-101.Горошков П. В. Специфические методы журналистского расследования // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2008. №1-II. С. 281-291.Жигалова Д. В. Речевая практика журналиста в ходе интервью // Вестник МГУП. 2016. №2. С. 161-165.Овчинникова М. В. Алгоритм оценки качества данных экспертного опроса // Мониторинг. 2015. №5 (129). С. 172-176.Сапонов Д. И. Типы ошибок покрытия в телефонном опросе // Мониторинг. 2015. №4 (128). С. 36-49.Сахнова Е. Б. Жанр интервью и его модификации // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2013. №4. С. 98-103.Литература:Барковский Д. А. Социальная ответственность бренд-журналистики: миф или реальность? // Вестник ВУиТ. 2021. №1 (34). С. 100-108.Виноградский В. С., Куницына Н. В. Конвергентные жанры в современной периодике // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. №3. С. 370-381.Володченко О. Н., Козлова С. С. Аналитические методы и средства интерпретации фактов в журналистике // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. 2012. №4-1. С. 253-258.Засурский Я. Н. Колонка редактора: культура журналистского исследования // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2006. №6. C. 3-5.Исакова Т. Н. Функционирование жанра интервью на современном этапе // Система ценностей современного общества. 2009. №5-2. С. 19-22.Ким М. Н. Технология жанра // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2005. №1. С. 156-166.Ковригина Е. А. Когнитивно-дискурсивные особенности интервью // Вестник ЮУрГГПУ. 2008. №1. С. 227-239.Колесниченко А. В. Трансформация журналистской работы под влиянием новых технологий: поиск информации, жанры медиатекстов, редакционная культура / А. В. Колесниченко, А. В. Вырковский, М. Ю. Галкина, А. Ю. Образцова, С. А. Вартанов // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2017. №5. С. 51-71.Мажура А. В., Тимофеева Е. Д. К вопросу о жанровой классификации интервью в журналистском творчестве // Наука и школа. 2019. №3. С. 47-53.Молчанова О. И. Социально-профессиональный конструкт личности журналиста как результат интеракции в условиях медиаконвергенции // Телескоп. 2021. №2. С. 110-116.Самойленко Н. С., Кушнир К. И. Онлайн-интервью как новый востребованный жанр журналистики в период самоизоляции // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2021. №2. С. 184-190.Сахнова Е. Б. Классификация видов интервью на основании различий в роли и речевом поведении интервьюера // Проблемы речевой коммуникации. 2014. №14. С. 145-156.Тертычный А. А. Социальный факт: методы его реконструкции (на примере журналистского расследования) // Социально-гуманитарные знания. 2017. №8. С. 164-178.Щитова Д. А. Интервью как способ создания имиджа // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2012. №4 (20). С. 146-153.Якова Т. С. Массмедиа и конфликты: медиагеографические исследования // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. №4. С. 680-697.
1. Байкулова А. Н. Прогноз как субжанр в печатных СМИ и их электронных версиях // Жанры речи. 2018. №4 (20). С. 286-293.
2. Блохина О. Н. Некоторые особенности просодической реализации общего вопроса в диалоге-интервью // Вестник КГУ. 2009. №4. С. 98-101.
3. Горошков П. В. Специфические методы журналистского расследования // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2008. №1-II. С. 281-291.
4. Жигалова Д. В. Речевая практика журналиста в ходе интервью // Вестник МГУП. 2016. №2. С. 161-165.
5. Овчинникова М. В. Алгоритм оценки качества данных экспертного опроса // Мониторинг. 2015. №5 (129). С. 172-176.
6. Сапонов Д. И. Типы ошибок покрытия в телефонном опросе // Мониторинг. 2015. №4 (128). С. 36-49.
7. Сахнова Е. Б. Жанр интервью и его модификации // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2013. №4. С. 98-103.
Литература:
8. Барковский Д. А. Социальная ответственность бренд-журналистики: миф или реальность? // Вестник ВУиТ. 2021. №1 (34). С. 100-108.
9. Виноградский В. С., Куницына Н. В. Конвергентные жанры в современной периодике // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. №3. С. 370-381.
10. Володченко О. Н., Козлова С. С. Аналитические методы и средства интерпретации фактов в журналистике // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. 2012. №4-1. С. 253-258.
11. Засурский Я. Н. Колонка редактора: культура журналистского исследования // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2006. №6. C. 3-5.
12. Исакова Т. Н. Функционирование жанра интервью на современном этапе // Система ценностей современного общества. 2009. №5-2. С. 19-22.
13. Ким М. Н. Технология жанра // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2005. №1. С. 156-166.
14. Ковригина Е. А. Когнитивно-дискурсивные особенности интервью // Вестник ЮУрГГПУ. 2008. №1. С. 227-239.
15. Колесниченко А. В. Трансформация журналистской работы под влиянием новых технологий: поиск информации, жанры медиатекстов, редакционная культура / А. В. Колесниченко, А. В. Вырковский, М. Ю. Галкина, А. Ю. Образцова, С. А. Вартанов // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2017. №5. С. 51-71.
16. Мажура А. В., Тимофеева Е. Д. К вопросу о жанровой классификации интервью в журналистском творчестве // Наука и школа. 2019. №3. С. 47-53.
17. Молчанова О. И. Социально-профессиональный конструкт личности журналиста как результат интеракции в условиях медиаконвергенции // Телескоп. 2021. №2. С. 110-116.
18. Самойленко Н. С., Кушнир К. И. Онлайн-интервью как новый востребованный жанр журналистики в период самоизоляции // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2021. №2. С. 184-190.
19. Сахнова Е. Б. Классификация видов интервью на основании различий в роли и речевом поведении интервьюера // Проблемы речевой коммуникации. 2014. №14. С. 145-156.
20. Тертычный А. А. Социальный факт: методы его реконструкции (на примере журналистского расследования) // Социально-гуманитарные знания. 2017. №8. С. 164-178.
21. Щитова Д. А. Интервью как способ создания имиджа // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2012. №4 (20). С. 146-153.
22. Якова Т. С. Массмедиа и конфликты: медиагеографические исследования // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. №4. С. 680-697.