Проблема диагностики креативности
Заказать уникальный доклад- 9 9 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 25.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
-
Отечественные ученые (Г. Альтшуллер, И. Верткин, У. В. Кала, В. Н. Козленко, Р. Г. Эфендиева) в своих работах, посвященных индивидуальным особенностям креативных людей, наиболее часто описывают следующие характеристики творческой личности: оригинальность, инициативность, незаурядная энергичность, прямота суждений, честность, непосредственность, находчивость, независимость, лабильность, внутренняя зрелость, критичность, скептицизм, смелость, мужество, толерантность к неопределенности, склонность к иносказательности, метафоричности, подчеркивание собственного «Я», высокая самооценка, гордость. Исследование личности, способной к проявлению креативности, проводилось с помощью личностных опросников, в которых оценивались такие личностные черты как открытость, склонность к риску, индивидуализм и др.Еще одним не мало важным условием креативности является мотивация. «Многие люди обладают способностями, чтобы быть креативами, но не все являются ими. Решающей является мотивация», утверждал Ф.Бэррон. Нельзя не согласится с этим утверждением для того, чтобы человек ощущал силы и способности творить, ему необходима внутренняя и внешняя мотивация, которые повышают самооценку человека и эффективнее направляют любую деятельность. Заниженная самооценка обессиливает, а завышенная может выступать важным фактором проявления творческого потенциала и реализации скрытых возможностей человека. Поэтому необходимо повышать самоуважение, уверенность в успехе в любой деятельности. «Успешность деятельности, — как отмечает Р. М. Грановская, — зависит от представлений о своих возможностях не в меньшей степени, чем от самих способностей». Поэтому так важно при диагностике креативности, проводить дополнительно исследования внутренней и внешней мотивации в различных ситуациях. Для этого используется опросник разработанный Торренсом «Шкала творческой мотивации». В России применяются рейтинговые шкалы Дж. Рензулли в адаптированном варианте Е. Е. Туника.Таким образом, в современной психологической и педагогической науке существует множество различных методов и подходов к диагностике креативности: тесты, шкалы для оценки качеств личности, опросники на творческую деятельность, когнитивные задачи, экспертные оценки креативности. Ученые измеряли творческий потенциал на основе диагностики когнитивных, личностных, мотивационных или средовых переменных. При этом, для диагностики уровня и динамики развития креативности большинство исследователей до сих пор используют тест как самый быстрый и простой способ, в котором проявление креативности отражается в показателях беглости, гибкости, оригинальности и разработанности идеи. Согласно такому подходу, выявление уровня развития креативных способностей при диагностике, помогает ученым выстраивать дальнейшую работу по развитию у человека слабые показатели креативности. Краткий анализ различных методов диагностики креативности позволил сделать вывод, что определить уровень креативных способностей только тестами на когнитивные знания недостаточно, необходимо проводить параллельно дополнительные исследования личностных черт человека, его мотивацию и среду, в которой он пребывает. Только тогда диагностика будет достаточно точной. Креативность — это область исследований, которая до сих пор остается самой важной и дискуссионной. Креативность составляет центральное звено деятельности любого человека, когда он пытается решить новые проблемы или должен гибко подстраиваться к изменениям окружающей среды. Все больше и больше растет потребность в развитии творческих способностей людей чтобы с их помощью найти ответы на любые вопросы, которые ставит наша эпоха.Список использованной литературыИнновационные педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч. конф. И66 (г. Казань, май 2018 г.). – Казань:Молодой ученый, 2018.Ароносон, Э., Общественное животное. Введение в социальную психологию / Э. Аронсон – М.: Аспект Пресс, 2014 - 365 с.;Галин, А.Л., Личность и творчество: психологические основы / А.Л. Галин // Алые паруса. Новосибирск: - 2014 - 415с.;Исследование креативности: учебное пособие/ И. А. Курочкина, О. Н. Шахматова. Екатеринбург: Изд. - во рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2013- 385с.;Кружецкий, В.А., Основы социальной психологии / В.А. Кружецкий// Просвещение. М.: - 2011 – 444с.;Шибутани, Т., Социальная психология / Т. Шибутани // Феникс. Ростов на Дону: - 2012. – 544с.
2. Ароносон, Э., Общественное животное. Введение в социальную психологию / Э. Аронсон – М.: Аспект Пресс, 2014 - 365 с.;
3. Галин, А.Л., Личность и творчество: психологические основы / А.Л. Галин // Алые паруса. Новосибирск: - 2014 - 415с.;
4. Исследование креативности: учебное пособие/ И. А. Курочкина, О. Н. Шахматова. Екатеринбург: Изд. - во рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2013- 385с.;
5. Кружецкий, В.А., Основы социальной психологии / В.А. Кружецкий// Просвещение. М.: - 2011 – 444с.;
6. Шибутани, Т., Социальная психология / Т. Шибутани // Феникс. Ростов на Дону: - 2012. – 544с.