Бухгалтерский учет расчетов с персоналом по оплате труда.
Заказать уникальную курсовую работу- 53 53 страницы
- 22 + 22 источника
- Добавлена 25.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЁТА РАСЧЁТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА 7
1.1. Сущность оплаты труда и принципы ее организации. Задачи учета труда и его оплаты 7
1.2. Нормативно-правовое регулирование учета труда и его оплаты 9
1.2. Первичные документы по учету труда и расчетов с персоналом по его оплате 13
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПЕРСОНАЛА ПО ОПЛАТЕ ТРУДА В ООО «АРТДЕКОР» 21
2.1. Организационно-экономическая характеристика компании ООО «АртДекор» 21
2.2. Аналитический и синтетический учет расчетов по оплате труда в компании «АртДекор» 28
2.3. Разработка рекомендаций по совершенствованию учёта расчетов с персоналом по оплате 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Д-т К-т Сумма Код целе-
вого наз-
начения Код струк-
турного под-
разделения Корреспонди-
рующий счёт,
субсчёт Код анали-
тическо-
го учёта 50-01 50-02 1 350 000 Принято от: Оператора Сбербанка:
Зайцевой А.Т. Основание: Зачисления с расчётного счёта Сумма: Один миллион триста пятьдесят тысяч рублей
Рассмотрим реальный пример по начислению зарплаты и удержаний из неё сотрудника Компании Апухтина Б.Н.:
Апухтину Б.Н. за март 2022 года начислили заработную плату на сумму 21 т.руб.
Компания удержала с Апухтина Б.Н. алименты на ребёнка, которые составили одну четвёртую часть от зарплаты.
Также Компания взыскала по распоряжению генерального директора средства с сотрудника в счёт причиненного материального ущерба на сумму 4 т.руб. (уничтожение продукции – соляной кислоты - в результате неправильного хранения).
Сумма удержаний из зарплаты сотрудника по алиментам составит следующее значение:
(21 000 – 21 000 x 13%) x 0,25 = 4 568 руб.
По данной операции на бухгалтерских счетах Компании нужно будет отразить: начисление зарплаты, отражение начисленного ущерба, удержание НДФЛ, удержание алиментов, уплата алиментов, возмещение ущерба, выплата зарплаты.
Бухгалтерские записи в данном примере будут выглядеть следующим образом (таблица 12):
Таблица 12 - Корреспонденция счётов по удержанию и выплате зарплаты в ООО «АртДекор»
Содержание фактов хо-
зяйственной жизни Д-т К-т Сум-
ма,
руб. Документ Начисленная зарплата 20 70 17 000 Расчётно-платежная ве-
домость Отражено начисления ущер-
ба от потери брака при ре-
монте машины 73 28 4 000 Приказ руководителя Удержан НДФЛ 70 68 2 210 Бухгалтерский регистр по начислению НДФЛ Удержаны алименты 70 76 3 698 Расчётно-платежная ве-
домость Выплачены алименты че-
рез кассу 76 50 3 698 Приходный кассовый ор-
дер Удержано в возмеще-
ние ущерба 70 73 4 000 Расчётно-платежная ве-
домость Выплачено по платежной ве-
домости (расходным кассо-
вым ордером) сумма причи-
тающейся зарплаты 70 50 7 092
Методика начисления очередных отпускных в компании «АртДекор» следующая:
1) определяется число планируемых отпускных дней сотрудника компании «АртДекор»;
2) определяется число дней предыдущего отпуска, в расчетном периоде (расчетный период – это период за год до планируемого отпуска);
3) определяется, был ли работник компании «АртДекор» на больничном в расчетном периоде;
4) определяется число рабочих дней в неделю;
5) определяется среднемесячный оклад работника компании «АртДекор» в расчетном периоде;
6) определяется размер премий работника компании «АртДекор» в расчётном периоде;
7) определяется размер зарплаты, начисленной в расчётном периоде за тот месяц, когда работник компании «АртДекор» был в отпуске;
8) рассчитывается количество фактически отработанных дней в расчетном периоде в том месяце, когда работник был в отпуске;
9) рассчитывается заработная плата в расчетном периоде в тех месяцах, когда работник компании «АртДекор» по каким-либо причинам отработал не все рабочие дни;
10) рассчитывается количество фактически отработанных дней в расчетном периоде в тех месяцах, в которых работник по каким-либо причинам отработал не все дни;
11) рассчитывается сумма годовой премии расчетного периода, которая войдет в расчет среднего заработка;
12) рассчитывается сумма квартальных премий, которые войдут в расчет среднего заработка;
13) рассчитывается среднедневной заработок за расчетный период;
14) рассчитываются начисленные отпускные;
15) рассчитывается НДФЛ;
16) рассчитываются отпускные к выплате.
Рассмотрим конкретный пример: Кладовщику компании «АртДекор» за май-июнь 2022г. были начислены отпускные. В мае 2022г. бухгалтером компании «АртДекор» были сделаны следующие записи (табл.13):
Таблица 13 - Расчет отпускных за период с 25.05.2022г. по 07.06.2022г.
№ Содержание операций Сумма, руб. Дебет Кредит 1 Работнику начислена часть отпускных, приходящаяся на май 12636,54 26 70 2 Работнику начислена часть отпускных, приходящаяся на июнь 12636,54 97 70 3 Удержан НДФЛ (25273,08х13%) 3285,5 70 68 4 Выплачены отпускные из кассы (25273,08-3285,5) 21987,58 70 50
Таким образом, в Компании используются 3 группы документов: документы оперативного, аналитического и синтетического учёта. На уровне оперативного учёта используются унифицированные первичные документы. На уровне аналитического учёта используется расчётно-платёжная ведомость. На уровне синтетического учёта используется ж/о 10. Используется повременно-премиальная система оплаты труда двух видов: с почасовой и помесячной тарифными ставками. Из зарплаты производятся обязательные (НДФЛ в размере 13%, алименты, удержания и по инициативе 3-х лиц (брак в производстве, нанесение ущерба).
2.3. Разработка рекомендаций по совершенствованию учёта расчетов с персоналом по оплате
Существенным недостатком в организации системы оплаты труда является то, что внутренние документы компании ООО «АртДекор», регламентирующие её деятельность в разрезе расчётов с персоналом по оплате труда (приказы (о приёме на работу, переводе на другую должность или в другое структурное подразделение, об увольнении), должностные инструкции сотрудников, заключаемые с отдельными категориями работников трудовые договоры, распоряжения), либо имеются не в полном объеме, либо неверно оформлены:
- отсутствует приказ о переводе продавца-консультанта на должность кассира,
- отсутствует должностная инструкция экспедитора Компании и секретаря-референта,
- в трудовых договорах отсутствуют необходимые реквизиты: в договоре с продавцом отсутствует его подпись.
Таким образом, в ходе исследования бухгалтерского учёта труда и его оплаты были выявлены основные, существенные проблемы, представленные в нижеследующем таблица 14.
Таблица 14 - Ошибки, выявленные в ходе исследования бухгалтерского учёта расчётов с персоналом по оплате труда ООО «АртДекор»
№ ошибки Характеристи-
ка ошибки Содержание ошибки 1 Отсутствие приказов Отсутствует приказ о переводе продовца-консуль-
танта на должность кассира 2 Нет должност-
ных инструк-
ций 1) Отсутствует должностная инструкция экспеди-
тора.
2) Отсутствует должностная инструкция секрета-
ря-референта 3 Ошибки при оформлении трудовых до-
говоров В трудовых договорах отсутствуют необходи-
мые реквизиты: в договоре с продавцом отсутст-
вует его подпись
Данные проблемы в области оплаты труда (отсутствие подписей, должностных инструкций, приказа о переводе на другую работу) необходимо срочно устранить во избежание штрафных санкций. Проблемы могут быть выявлены в случае аудиторской проверки.
Для роста эффективности труда, производительности сотрудников компании ООО «АртДекор», важно использовать оптимально разработанную систему мотивации труда.
В Компании недостаточно развита материальная мотивация труда, так как используется ограниченное число существующих форм и систем оплаты труда – только повременно-премиальная система.
Наблюдаются недостатки и в нематериальной (моральной) системе мотивации труда в компании ООО «АртДекор» - используется ограниченное число методов мотивации:
- гарантия занятости сотрудников и наличие различных льгот и дотаций (отчисления в медицинский, пенсионный и социальный фонды, и, как следствие, наличие страхового медицинского полиса, оплата больничных, отпускных, пенсия и т.п.);
- оплата проезда на место работы;
- удовлетворение социальных потребностей сотрудников компании «АртДекор» в общении, в принадлежности к определённой группе происходит в результате коллективной деятельности;
- удовлетворение сотрудников Компании в уважении, признании осуществляется с помощью оповещения об успехах эффективно работающего персонала, в делегировании полномочий.
Выявленные в ходе исследования бухгалтерского учёта расчётов с персоналом по оплате труда в компании ООО «АртДекор» ошибки и пути их устранения представлены в таблице 15:
Таблица 15 - Пути устранения ошибок, выявленных в ходе исследования бухучёта расчётов с персоналом по оплате труда
Характеристи-
ка ошибки Содержание ошибки Корректировка ошибки Отсутствие при-
казов Отсутствует приказ о пере-
воде продавца-консультан-
та на должность кассира Экономисту составить при-
каз и отдать его на подпись генеральному директору Нет должност-
ных инструк-
ций 1) Отсутствует должност-
ная инструкция экспеди-
тора.
2) Отсутствует должност-
ная инструкция секрета-
ря-референта Экономисту разработать должностные инструкции секретаря-референта и экс-
педитора Ошибки при офор-
млении трудо-
вых договоров В трудовых договорах от-
сутствуют необходимые реквизиты: в договоре с про-
давцом отсутствует его под-
пись Главному бухгалтеру взять подпись у продавца в тру-
довом договоре
В целях улучшения системы оплаты труда сотрудников Компании целесообразно провести следующие мероприятия:
1) Совершенствовать формы и системы оплаты труда в компании ООО «АртДекор»: Ввести сдельно-прогрессивную и сдельно-премиальную формы оплаты труда для отдельных категорий сотрудников, при которой оплата начисляется за объём выполненных работ с использованием прогрессивной премиальной ставки.
2) Необходимо регулярное повышение зарплаты сотрудников Компании в зависимости от стажа и качества работы, что будет мотивировать сотрудников остаться работать в Компании, это, в свою очередь, снизит текучесть кадров.
3) Больше использовать повышение мотивации посредством премий (по итогам работы за месяц, квартал, полугодие и год).
4) Разработать график документооборота по оплате труда сотрудников Компании.
5) Можно ввести следующую рейтинговую систему премирования (табл.16):
Таблица 16 - Предлагаемые критерии премирования работников компании ООО «АртДекор»
Критерий Баллы Работник не опаздывает на работу 2 Работник не курит в течение рабочего времени 1 Работник не уходит с работы раньше времени 2 Работник качественно исполняет поручения 3 Работник обедает лишь только в отведён-
ное для всех обеденное время 1 Работник поддерживает в необходимом рабо-
чем состоянии своё рабочее место 1 Работник показывает инициативу по отноше-
нию к своей сфере деятельности 2 Работник показывает инициативу по отноше-
нию к деятельности всей компании 3
Целесообразно добавить следующие методы материальной и моральной мотивации труда сотрудников Компании:
- выдачу сотрудникам Компании беспроцентных долгосрочных и краткосрочных кредитов;
- проведение тренингов для сплочения коллектива;
- обучение для повышения квалификации сотрудников;
- организацию работы по проектам.
Таким образом, необходимо введение сдельно-прогрессивной и сдельно-премиальной системы оплаты труда, регулярное повышение зарплаты, разработка положения и графика документооборота по оплате труда, использование рейтинговой системы премирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, задачи, поставленные в ходе написания работы, достигнуты:
1) Раскрыта экономическая сущность расчётов с персоналов по оплате труда, исследованы формы, системы и виды оплаты труда, исследовано нормативно-правовое регулирование оплаты труда:
Зарплата - это цена за труд, уплачиваемая в виде вознаграждения, преимущественного денежного.
Зарплата – это основной источник доходов мотивирующий фактор повышения производительности труда.
Нормативное регулирование учёта расчётов с персоналом включает 4 уровня: законодательный, методологический, рекомендательный и организационный.
Основные документы по оплате труда – Трудовой и Налоговый кодексы, ФЗ «О бухгалтерском учёте, ФСБУ.
2) Расмотрено содержание и особенности повременной системы оплаты труда персонала:
Выделяют 2 основные формы оплаты труда в компаниях – тарифная и бестарифная.
Тарифная оплата - это совокупность нормативно-правовых документов, которые регулируют размер оплаты труда.
Бестарифная оплата – это оплата за конечные результаты деятельности компании (отдела) либо за счёт средств, направленных администрацией компании на оплату труда сотрудников.
Повременной формой оплаты труда называют оплату за количество отработанного времени. Прямой зависимости при этом от количества и качества выполненных работ нет.
Повременная форма оплаты труда персонала компании подразделяется на два основных вида: простая повременная (оплата отработанного времени); повременно-премиальная (оплата отработанного времени + премии сотрудника).
3) Раскрыты документальное оформление и методические основы учёта расчётов с персоналом:
Оплата труда должна быть не меньше установленного в стране МРОТ; должна учитывать качество и количество затраченного труда, объем выпуска продукции и конечные результаты.
На величину фонда оплаты труда (ФОТ) влияют численность персонала, длительность рабочего дня, количество отработанных дней за год, среднечасовая выработка.
4) Составлена организационно-экономическая характеристика компании ООО «АртДекор»:
Компания занимается оптовой и розничной продажей лакокрасочных материалов.
В течение всего проанализированного периода (202-2022гг.) растут выручка, прибыль, рентабельность продаж, следовательно, Компания работает эффективно.
5) Исследованы особенности учёта расчётов с персоналом по оплате труда в Компании:
Используются 3 основных группы документов по оплате труда (унифицированные, свои документы компания не разрабатывает): документы оперативного учёта, аналитического учёта и синтетического учёта.
В Компании используется повременно-премиальная система оплаты труда с почасовой и помесячной тарифными ставками.
Из зарплаты производятся обязательные (НДФЛ, исполнительные листы) удержания и по инициативе 3-х лиц.
6) Выявлены проблемы, ошибки в организации и бухгалтерском учёте расчётов с персоналом по оплате труда в компании ООО «АртДекор»:
Внутренние документы Компании либо имеются не в полном объеме, либо неверно оформлены.
Используется ограниченное число методов мотивации и стимулирования труда: повременно-премиальная система оплаты труда; гарантия занятости и наличие различных льгот и дотаций; оплата проезда на место работы; коллективная деятельность; оповещение об успехах эффективно работающего персонала, делегирование полномочий.
Целесообразно добавить следующие методы мотивации сотрудников: сдельную систему оплаты труда; выдачу сотрудникам кредитов; проведение тренингов; обучение для повышения квалификации; организацию работы по проектам.
7) Разработаны предложения по совершенствованию организации, учёта оплаты труда: введение сдельно-прогрессивной и сдельно-премиальной системы оплаты труда, регулярное повышение зарплаты, разработка положения и графика документооборота по оплате труда, использование рейтинговой системы премирования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые источники:
Конституция РФ от 12.12.1993г. (ред. от 01.07.2020г.). – Режим доступа: http//www.consultant.ru.
Гражданский кодекс РФ. Часть первая от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (ред. от 16.05.2023г.). – Режим доступа: http//www.consultant.ru.
Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001г. №197-ФЗ (ред. от 31.01.2023г.). – Режим доступа: http//www.consultant.ru.
ФЗ от 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (ред. от 19.12.2022г.). – Режим доступа: http//www.consultant.ru.
Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчетности в РФ № № 34н от 29.07.1998г. (в ред. от 24.12.2021г.). – Режим доступа: http//www.consultant.ru.
ПБУ 10/99 «Расходы организации» от 06.05.99г. № 33н (ред. 27.11.2021г.). – Режим доступа: http//www.consultant.ru.
ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» от 06.07.1999г. №43н (ред. от 08.11.2019г.). – Режим доступа: http//www.consultant.ru.
ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации» // от 06.10.2008г. (в ред. от 27.04.2022г.). – Режим доступа: http//www.consultant.ru.
План счётов бухучёта № 94н от 31.10.2000г. (в ред. от 08.11.2010г.). – Режим доступа: http//www.consultant.ru.
Учебники, монографии, брошюры:
Бухгалтерский учёт: Учебник / Под ред. П.С. Безруких. – М.: Бухгалтерский учёт, 2021. – 436 с.
Волгин А.П. Управление персоналом в условиях рыночной экономики. – М.: Дело, 2018. – 365 с.
Глушков И.Е. Бухгалтерский учёт на современном предприятии. - Новосибирск: Кнорис, 2021. – 830 с.
Камышанов П.И. Бухгалтерский учёт на предприятии: Учебник. – М.: Омега-Л, 2020. – 437 с.
Козлова Е.П. Бухгалтерский учёт в организациях. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 752 с.
Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт. – М.: Инфра-М, 2020. – 592 с.
Управление персоналом: Учебно-практическое пособие / Под ред. А.Я. Кибанова Л.В.Ивановской. – М.: Приор, 2022. – 320 с.
Финансовый менеджмент. Учебное пособие / Под ред. проф. Е.И. Шохина. – М.: ИД ФБК-Пресс, 2018. – 409 с.
Периодические издания:
Лазарев В.А. ФЗ об Основах охраны труда и Трудовой кодекс // Человек и труд, 2023. - № 1. – С. 12-16.
Малютина Н.Н. Мониторинг зарплаты и доходов населения // Человек и труда, 2022. - № 5. – С. 11-17.
Никифорова А.А. Оплата труда работников компаний в странах с развитой рыночной экономикой // Труд за рубежом, 2021. - № 5. – С. 9-12.
Павлов В.П. Как оплачивать труд специалиста // Экономика и жизнь. - 2022. - № 7. – С. 7-12.
Симонова А.Н. Расчёт пособий по временной нетрудоспособности // Главбух, 2021. - № 20. - С. 40-43.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 3
Продолжение приложения 3
Окончание приложения 3
49
Фонд повременной оплаты труда (ФОТ)
Среднесписочная чис-
ленность (ППП)
Среднегодовая оплата
1 работника (ГОТ)
Количество отработан-
ных дней одним ра-
ботником в сред-
нем за год (Д)
Среднедневная опла-
та (ДО)
Средняя продолжи-
тельность рабочее-
го дня (П)
Среднечасовая оп-
лата (ЧО)
Генеральный
директор
Коммер-ческий директор
Главный
бухгал-тер
Начальник отдела снабжения и маркетинга
Глав-ный техно-лог
Главный
экономист
Заведующие
отделами
Грузчики
Склад
прочий вспомога-тельный персонал
Бухгал-терия
Отдел мар-
кетинга
Финансово-экономичес-кая служба
Продавцы
Отдел снабже-
ния
Началь-ник хо-зяйст-венного отдела
Хозяйст-венный отдел
2020г. 2021г. 2022г.
2020г. 2021г. 2022г.
Приложение 4
30.07.2022
30.07.2022
01.07.2022
30.06.2021
2020г. 2021г. 2022г.
2020г. 2021г. 2022г.
1. Конституция РФ от 12.12.1993г. (ред. от 01.07.2020г.). – Режим доступа: http//www.consultant.ru.
2. Гражданский кодекс РФ. Часть первая от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (ред. от 16.05.2023г.). – Режим доступа: http//www.consultant.ru.
3. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001г. №197-ФЗ (ред. от 31.01.2023г.). – Режим доступа: http//www.consultant.ru.
4. ФЗ от 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (ред. от 19.12.2022г.). – Режим доступа: http//www.consultant.ru.
5. Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчетности в РФ № № 34н от 29.07.1998г. (в ред. от 24.12.2021г.). – Режим доступа: http//www.consultant.ru.
6. ПБУ 10/99 «Расходы организации» от 06.05.99г. № 33н (ред. 27.11.2021г.). – Режим доступа: http//www.consultant.ru.
7. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» от 06.07.1999г. №43н (ред. от 08.11.2019г.). – Режим доступа: http//www.consultant.ru.
8. ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации» // от 06.10.2008г. (в ред. от 27.04.2022г.). – Режим доступа: http//www.consultant.ru.
9. План счётов бухучёта № 94н от 31.10.2000г. (в ред. от 08.11.2010г.). – Режим доступа: http//www.consultant.ru.
Учебники, монографии, брошюры:
10. Бухгалтерский учёт: Учебник / Под ред. П.С. Безруких. – М.: Бухгалтерский учёт, 2021. – 436 с.
11. Волгин А.П. Управление персоналом в условиях рыночной экономики. – М.: Дело, 2018. – 365 с.
12. Глушков И.Е. Бухгалтерский учёт на современном предприятии. - Новосибирск: Кнорис, 2021. – 830 с.
13. Камышанов П.И. Бухгалтерский учёт на предприятии: Учебник. – М.: Омега-Л, 2020. – 437 с.
14. Козлова Е.П. Бухгалтерский учёт в организациях. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 752 с.
15. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт. – М.: Инфра-М, 2020. – 592 с.
16. Управление персоналом: Учебно-практическое пособие / Под ред. А.Я. Кибанова Л.В.Ивановской. – М.: Приор, 2022. – 320 с.
17. Финансовый менеджмент. Учебное пособие / Под ред. проф. Е.И. Шохина. – М.: ИД ФБК-Пресс, 2018. – 409 с.
Периодические издания:
18. Лазарев В.А. ФЗ об Основах охраны труда и Трудовой кодекс // Человек и труд, 2023. - № 1. – С. 12-16.
19. Малютина Н.Н. Мониторинг зарплаты и доходов населения // Человек и труда, 2022. - № 5. – С. 11-17.
20. Никифорова А.А. Оплата труда работников компаний в странах с развитой рыночной экономикой // Труд за рубежом, 2021. - № 5. – С. 9-12.
21. Павлов В.П. Как оплачивать труд специалиста // Экономика и жизнь. - 2022. - № 7. – С. 7-12.
22. Симонова А.Н. Расчёт пособий по временной нетрудоспособности // Главбух, 2021. - № 20. - С. 40-43.