Погребально-поминальные обряды эвенков на территории Восточной Сибири (по этнографическим данным)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Этнография
  • 42 42 страницы
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 27.06.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение 3
1. Представление эвенков о загробной жизни 7
2. Способы погребения эвенков 15
3. Процесс проведения погребально-поминального обряда: подготовка, проведение обряда, поминки 21
4. Особенности погребально-поминального обряда эвенков, проживающих на территории Восточной Сибири 31
Заключение 38
Список использованной работы 39
Фрагмент для ознакомления

Считалось, что в этом случаев скором времени в семье можетпоявиться еще один покойник. Также олени должны упасть определенным образом: если на сторону падают, то это плохо. Эвенки оставляли тушу забитого верхового оленя под настилом. Мясо оленей, которые были забиты дляпоминальной трапезы, отваривали и съедали.Обычай оставления мяса оленей, которые были забиты для сопровождения покойного, на могиле или возле нее претерпевает изменения. Необходимость хоронить умерших на общепоселковом кладбище,а не в тайге или лесотундре, оказала влияние на трансформацию данного обычая, сейчас его все чаще съедают.В то же время есть семьи из разных групп эвенов, которые о не употребляют в пищу мясо жертвенных оленей. При проведении обрядов забоя оленей и сжигании произносится слово-обращение к оленям, что они не должны сердиться, что они уходят к покойному. 4. Особенности погребально-поминального обряда эвенков, проживающих на территории Восточной СибириВ данном разделе рассмотрим особенности погребально-поминального обряда эвенков, проживающих на территорииВосточной Сибири, главным образом эвенков-охотников и оленеводов.У забайкальских эвенков долго продолжала сохраняться традиция обмазывания гроба изнутри кровью и устилания его дна можжевельником.Енисейские эвенки иногда заваливали зимой свои следы снегом или деревьями летом. Ангарские эвенки, кроме того, отрубали все сучья у деревьев, которые росли вокруг помоста. Туруханские эвенки под помостом разводили костер и ждали, пока покойник обуглится.Отправление души у эвенков с бассейна Енисея происходило в чуме. Шаман вызывал духов-помощников и предлагал им отвести души покойных в мир мертвых. При этом в пении он описывал, как нужно провести, и кто в каком месте должен вести.У эвенков-орочонов были свои специфические особенности в языке, хозяйстве, социальном строе, материальной и духовной культуре, религиозных воззрениях. Смерть они объясняли уходом живой души хэян из тела человека и поселением души мугды.Обряд похорон у них производился без шамана.Проводы мугды в мир буни проходило в зависимости от того, когда человек умер и в каких условиях находился тело покойного.Эвенки-орочонысчитали, что души хэян и мугды жили почти такой же жизнью, как и люди на земле. И по сложившимся традициям по покойникам не плакали. Смерть рассматривалась ими как несчастье и горе, но в будущем, как считали они, умерший обязательно встретится со своими близкими. Боязнь покойника, по всей вероятности, развилась в результате появления представлений о шаманских мирах и земле буни.После наступления смерти покойника раздевали, грудь и живот обмывалась кровью жертвенного оленя или теплой водой. После обмывания умершего одевали в лучшие одежды и укладывали на кумалан. Затем изготовляли колоду, которая по внешнему виду напоминала килевую или плоскодонную лодку. Лодки-колоды обоих типов делались из сухой красноватой внутри древесины лиственницы «мугдыкен. Длина их составляла от 1 до 2,5м, ширина и высота - соответственно от 25 до 40см.Вымазав кровью жертвенного оленя изнутри лодку-колоду, в нее укладывались вещи покойного, среди них лук, колчан со стрелами, ножи, другие хозяйственные и промысловые предметы, которыми он пользовался при жизни; около женщины – орудия для обработки шкур, шкатулку со швейными принадлежностями и мелкие личные вещи. С ребенком клали игрушки и шкатулку с идолами-охранителями. Лодка-колода с покойником надевалась на два столба,заранее приготовленные, обрезанные и обтесанные из живых лиственниц.Она надевалась так, чтобы голова покойного была направлена на заход солнца. Под лодкой разводили огонь, в который лили жир для окуривания. Личные вещи покойного связывались в один узел и помещались на соседнее дерево. Шкура жертвенного оленя вместе с головой, внутренностями и ногами вешалась около помоста, при этом ей придавалсявид живого животного. Мясо съедалось участниками обряда.Эвенки-орочоны на похоронах душили оленя покойного петлей апкив или убивали ударом ножа, палки в сердце. Затем шкуру оленя, снятую особым образом вместе с головой и ногами, вешали около захоронения, а мясо съедалиУ эвенков-орочонов в конце XIX – начале XX в. существовало два способа захоронения: в земле и воздушный.Местом для погребения обычно служили острова с высокими и хорошо просматривающимися местами. Целью этого было то, чтобы душа умершего человека не беспокоила родственников,оставшихся в живых. Душа умершего по представлениям верхнеамурских эвенков, не может преодолеть водные пространства. Места захоронений обычно не посещались, и эвенки их обходили стороной. Для того, чтобы вещами умершего и лодкой-колодой больше никто не воспользовался, все его вещи приводились в негодность. А лодка-колода специально изготавливалась асимметричной.Подобные типы захоронений встречаются по рекам Нюкжа, Олекма, Тунгурча, Тунгурчекан, Куранах, Амуткачи, Зея, Гилюй и ряд других мест.В тех местах, где эвенки соприкоскасались с русским населением, существовали захоронения и в землю, а в бассейне Нюкжи и по среднему течению Олекмы существовали и вторичные погребения.Вторичными погребениями в начале XX в. пользовались в очень редких случаях.В основном они использовались для людей, которые умерли во время зимних промыслов, в отдаленных от стойбищ местах. Покойника раздевали и обмывали ему грудь и живот кровью жертвенного оленя.Он одевался в лучшую одежду, которая была при нем. Затем его заворачивали в покрышку от чума или шкуру и клали на лабаз головой в направлении захода солнца. Все личные вещи слегка портили и укладывали рядом. Затем обряд был аналогичен обрядам, проводимых другими группами эвенков. На этом месте не задерживались, а перекочевывали в отдаленные районы. Через год-полтора они при возможности возвращались к месту с лабазом покойника, делали небольшую лодку-колоду и складывали в нее кости умершего. Череп обязательно ориентировался на заход солнца. Лодка-колода надевалась на два столба. Вторичное захоронение делали после проводов шаманом души умершего в мир мертвых.Обряд проводов души покойного в мир мертвых производился через год или полтора года после смерти человека. Он совершался без просьбы его родственников.Иногда шаман ждал смерти нескольких человек и отправлялих души в мир мертвых все сразу. Обряд совершался в юрте. По ее бокамвтыкались четыре идола ментая, в центре устанавливаласьтагу. На месте малу, ближе к центру, располагался небольшой плотик илиладья.На них ставили душевместилищамугдыгра. Их количество соответствовало тому, сколькодуш мугды шаман сопровождал в мир мертвых. За юртой от места малупо направлению на закат солнца устанавливалась стая птиц, сделанная из дерева. Также устанавливалось 27 тагу.Как правило, изображения птиц изготавливались из мягких пород дерева.Принадлежали они к перелетным видам.Шаман в своем камлании пением рассказывал о своем «полете» в нижний мир, где он разыскивал необходимые ему души мугды, вселял в них мугдыгра, «кормил» табачным дымом и кусочками сала. Табачным дымом окуривал мугдыгра, а кусочки сала шаман подносил мугдыгракорту и затем съедал сам. Шамансо словами «Не возвращайтесь больше»имитировал толкание шестом. Эвенки считали, что он «перевозил» мугдыграчерез реку тунето в мир мертвых (буни). Сам же в это время брал мугдыгра, уносил в его чащу и укладывал головой в направлении закатасолнца. У удских эвенков мугдыгра подвешивали на дерево или простовыбрасывали, а у енисейских эвенков, по сообщению Г. М. Василевич,мугдыгра не изготовлялся, душу мугды сопровождали повызову шамана духи-помощники.Также рассмотрим устройство кладбищ и ихрасположение. По верованиям эвенков их было принято располагать на удалении от населенных пунктов и стойбищ. Эвенкийское кладбище было обнаружено исследовательской командой при участии А.А. Павлова в 1985 г. в ходе архитектурно-этнографической экспедиции, предпринятой Иркутским областным краеведческим музеем в зону затопления БогучанскойГЭС, которая затронулаУсть-Илимский район Иркутскойобластии Кежемский район Красноярского края. Пристальноевнимание исследователей-этнографов в ходе экспедиции былонаправлено на изучение русско-эвенкийскогос. Стрелка-Чуня, которые было образовано в 1925 г. Расположенона левом берегу р.Чуня, правого притока р. Подкаменная Тунгуска.В районе поселка были найдено два кладбища, русское и эвенкийское. Они были расположены с разных сторонот села вдоль реки. Русский погост был ориентирован вверх по течению реки на восток. На незначительном удалении от села внизпо реке (на запад) располагалось эвенкийскоекладбище.одобное расположение кладбищ (недалеко от села) является нетипичным для эвенков. Однако это можно предположить, что объясняется смешанностью национального состава.В этом селе были широкораспространены смешанные браки.На территории кладбища были обнаружены надмогильные сооружения, рубленые в обло на 4–5 венцов, а крыша выполнена из дранья. Подобныесооружения, которые были характерны для эвенков Катангского района Иркутской области, обнаруженыв большом количестве и описаны ранее. Накладбище были обнаружены захоронения, не имеющие надмогильныесооружения. Они обозначались по-разному: размещениемнамогилахоленьих рогов, деталей одежды и личных вещей. Одно из захоронений было ориентировано на восток, а князьковая слега оканчиваласьвырезанной головой оленя без рогов.На кладбище обнаружены и более простыеварианты захоронений эвенкийского типа, получившие название «кенотафы». Около них на деревья была развешанасовременная одежда и деревянные оленьи седла. Упоминание «современной» одежды позволяет предположить, что данные захоронения были на кладбище наиболее свежими, чтотакже может объяснить отход от традиционныхканонов погребений.По мнению руководителя лаборатории, профессора ИРНИТУ А.Харинскогопогребальный обряд эвенков изучен недостаточно. Все заключается в том, что традиционно эвенки хоронили умерших «воздушным способом».Помост с гробом или колодазакрепляласьмежду ветками деревьев или на деревянных столбах на высоте более 2 м. Послесгниваниядеревянной конструкции останки умершего падали на землю. Поэтому науке практически неизвестны эвенкийские погребения, которые датированы XI-XVI веками. А. Харинский и его коллеги рассматривали жизнь двух групп эвенков. Одни из них - конные тунгусы, которые проживали. на территории Юго-Восточного Забайкальяв XVII в, а другие - оленеводы (орочены), которыезаселялиСеверное Прибайкальев XVII-XX веках.Конные эвенки ориентировали умерших головой не на север, а на запад и северо-запад. Согласно древним верованиям, в какую сторону направлена голова (т.е. душа) умершего, там и находится «буни», страна мертвых.Среди других, не менее интересных особенностей захоронения конных тунгусов,был назван обычай класть в могилу бересту, седло, стремена, узду и удила (рис. 10). Прежде всего, это факт говорит о том, что конные эвенки занимались разведением лошадей, которое являлось основным видом хозяйственной деятельности этой группы эвенков.Рис. 10. Могила конного эвенкаЗаключениеВ процессе работ были исследованы погребально-поминальные обряды эвенков на территории Восточной Сибири. Изучением данных обрядов занимались многие исследователи, среди которых можно назвать А.П. Мазина, В.А. Туголукова,Г.М. Василевич, Н.В. Ермолову, А.Ф. Анисимова, Л.Р. Павлинскую, А.А. Сирину, сотрудников Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого, Иркутского национального исследовательского технического университета и других.Исследуя мир мертвых и производимые обряды при погребении, Г.М. Василевич отметила две важнейшие особенности «речной» космологической системы, как взаимообусловленное переплетение признаков вертикального и горизонтального структурирования Вселенной, и уже вполне укоренившееся присутствие довольно сильной шаманской идеологии. Данная система представлений является наиболее развитой для эвенков, она вобрала в себя разнообразные предшествующие воззрения, которые были переработаны под шаманским углом зрения.Шаманская космогония по ориентации в пространстве отличалась от дошаманской, отличалось и отношение к ней эвенков. Если в дошаманский верхний и нижний миры (по мифам) был открыт доступ для всех людей, то в шаманский верхний мир мог попадать только один шаман, а в нижний мир - никто.Большая часть захоронений шаманов располагается в удаленных и труднодоступных местах. Для простых эвенковхарактернызахоронения радом с местомпроживания.Эвенки ряда территорий Восточной Сибири стали отходить от исконных традиций размещения захоронений. Это объясняется тем, что в XX в. они начали отходить от кочевого образа жизни, поэтому это привело к более детальному обустройству и освоению близлежащего пространства, что делало повседневную жизнь эвенков болеекомфортной.Список использованной работыАнисимов А.Ф. Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований. М.; Л. : Изд-во Акад. наук СССР. Ленингр. отделение, 1958. - 235 с.Арбатская А.И. Конструкция погребальных сооружений эвенков-орочонов Среднего Витима [Электронный ресурс]. – URL: https://www.evenkiteka.ru/stellages/ethnography/konstruktsiya-pogrebalnykh-sooruzheniy-evenkov-orochonov-srednego-vitima/Бондарева Д.К. Эвенкийские культовые места и погребальные сооружения Ангаро-Енисейского региона на примере села Стрелка-Чуня (по материалам А.А. Павлова) // Проблемы социально-экономического развития Сибири, № 4 (42), 2020. - С. 103 - 106.Василевич Г.М. Эвенки: историко-этнографические очерки (XVIII – нач. XX вв.). – Л. : Наука, 1969. – 304 с.Василевич Г.М. Материалы по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору. Л. :Изд-во института народов Севера ЦИК СССР им. П.Г. Смидовича, 1936. – 290 с.Ермолова Н.В. Картина мира мертвых в эвенкийской Вселенной // Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-145-9/978-5-88431-145-16.pdfЕрмолова Н.В. Представления о душе, смерти и загробной жизни в традиционном мировоззрении эвенков // Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-172-5/978-5-88431-172-5_03.pdfЕрмолова Н.В. К характеристике ранних представлений о происхождении смерти в мифопоэтичсской традиции эвенков // Мифология смерти. Структура, функция и семантика погребального обряда народов Сибири: этнографические очерки : сборник. - СПб. :Наука, 2007. – С 85-108.Ермолова Н.В. Картина мира мертвых в эвенкийской Вселенной // Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_03/978-5-88431-145-9/Мазин А.II. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов (конец XIX-начало XX в.). – Новосибирск : Наука, 1984. – 205 с.Мифология смерти. Структура, функция и семантика погребального обряда народов Сибири : этнографические очерки : [сборник] / Российская акад. наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) ; отв. ред. Л. Р. Павлинская. - Санкт-Петербург : Наука, 2007. - 278 с.Особенности погребальных обрядов эвенков представили археологи ИРНИТУ на конференции в Литве [Электронный ресурс]. – URL: https://www.istu.edu/news/18755/Павлинская Л.Р. Типы и способы погребения у народов Сибири в контексте представлений о потустороннем мире // Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_03/978-5-88431-145-9/Семейная обрядность народов Сибири (Опыт сравнительного изучения) : монография. - М. : Наука, 1980. - 240 с.Сибирский сборник : научно-литературное периодическое издание: приложение к «Восточному обозрению»Сирина А.А. К вопросу о «сопроводительной жертве» в похоронно-поминальном обряде у эвенков и эвенов // Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-161-9/978-5-88431-161-9_30.pdf Туголуков В.А. Эвенки и эвены // Семейная обрядность народов Сибири. – М. : Наука, 1980. – С. 165-177.

Список использованной работы

1.Анисимов А.Ф. Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований. М.; Л. : Изд-во Акад. наук СССР. Ленингр. отделение, 1958. - 235 с.
2.Арбатская А.И. Конструкция погребальных сооружений эвенков-орочонов Среднего Витима [Электронный ресурс]. – URL: https://www.evenkiteka.ru/stellages/ethnography/konstruktsiya-pogrebalnykh-sooruzheniy-evenkov-orochonov-srednego-vitima/
3.Бондарева Д.К. Эвенкийские культовые места и погребальные сооружения Ангаро-Енисейского региона на примере села Стрелка-Чуня (по материалам А.А. Павлова) // Проблемы социально-экономического развития Сибири, № 4 (42), 2020. - С. 103 - 106.
4.Василевич Г.М. Эвенки: историко-этнографические очерки (XVIII – нач. XX вв.). – Л. : Наука, 1969. – 304 с.
5.Василевич Г.М. Материалы по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору. Л. : Изд-во института народов Севера ЦИК СССР им. П.Г. Смидовича, 1936. – 290 с.
6.Ермолова Н.В. Картина мира мертвых в эвенкийской Вселенной // Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-145-9/978-5-88431-145-16.pdf
7.Ермолова Н.В. Представления о душе, смерти и загробной жизни в традиционном мировоззрении эвенков // Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-172-5/978-5-88431-172-5_03.pdf
8.Ермолова Н.В. К характеристике ранних представлений о происхождении смерти в мифопоэтичсской традиции эвенков // Мифология смерти. Структура, функция и семантика погребального обряда народов Сибири: этнографические очерки : сборник. - СПб. : Наука, 2007. – С 85-108.
9.Ермолова Н.В. Картина мира мертвых в эвенкийской Вселенной // Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_03/978-5-88431-145-9/
10.Мазин А.II. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов (конец XIX-начало XX в.). – Новосибирск : Наука, 1984. – 205 с.
11.Мифология смерти. Структура, функция и семантика погребального обряда народов Сибири : этнографические очерки : [сборник] / Российская акад. наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) ; отв. ред. Л. Р. Павлинская. - Санкт-Петербург : Наука, 2007. - 278 с.
12.Особенности погребальных обрядов эвенков представили археологи ИРНИТУ на конференции в Литве [Электронный ресурс]. – URL: https://www.istu.edu/news/18755/
13.Павлинская Л.Р. Типы и способы погребения у народов Сибири в контексте представлений о потустороннем мире // Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_03/978-5-88431-145-9/
14.Семейная обрядность народов Сибири (Опыт сравнительного изучения) : монография. - М. : Наука, 1980. - 240 с.
15.Сибирский сборник : научно-литературное периодическое издание: приложение к «Восточному обозрению»
16.Сирина А.А. К вопросу о «сопроводительной жертве» в похоронно-поминальном обряде у эвенков и эвенов // Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-161-9/978-5-88431-161-9_30.pdf
17.Туголуков В.А. Эвенки и эвены // Семейная обрядность народов Сибири. – М. : Наука, 1980. – С. 165-177.