Нетрадиционные методы изобразительной деятельности с детьми 5-6 лет

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Управление дошкольным образованием
  • 30 30 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 25.06.2023
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Роль изобразительной деятельности в развитии ребенка 5
1.2 Особенности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста 9
1.3 Виды нетрадиционных методов изобразительной деятельности 13
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 17
2.1 Организация изобразительной деятельности в детском саду 17
2.2 Разработка занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционного метода 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Фрагмент для ознакомления

Выставка детских работ действует до следующего занятия, когда работы будут заменены новыми [12].Таким образом, при проведении занятий создаются благоприятные условия для развития таких качеств личности, как любознательность, инициативность, умственная активность и независимость. Непосредственное чувственное познание предметов и явлений с их свойствами и качествами составляет область сенсорного обучения.2.2 Разработка занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционного методаВ данном параграфе мы разработали занятие по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с применением нетрадиционного метода – монотипия (табл.2).Тема: «Рисование золотой осени в нетрадиционной технике- монотипия».Цель занятия: познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования – монотипией.Задачи:Образовательные задачи:1. Совершенствовать технику рисования акварелью.2. Расширить возможности метода рисования по мокрому с получением отпечатков, как выразительно-изобразительного средства в детской живописи;3. Закрепить технику рисования деревьев, названия теплых цветов краски, значение слова «пейзаж».4. Активизировать словарный запас детей по теме занятия.Развивающие задачи: 1. Развивать интерес к природе и отображение представлений в изобразительной деятельности.2. Развивать творческое воображение.3. Закрепить знания детей об осенней поре года.Воспитательные задачи:1. Вызывать эмоциональный отклик, чуткое и бережное отношение к природе.2. Воспитывать настойчивость и аккуратность в работе с цветами.Предварительная работа:беседы об осени, рассматривание иллюстраций, картин, разучивание стихотворений, чтение произведений, загадывание загадок, рисование деревьев, проведение НОД по теме: «Осень». Материалы:краски акварельные, вода, кисти белка, плотная бумага для акварели А-4, палитра.Таблица 2. – Технологическая карта занятия «Золотая осень»Структурные компоненты деятельностиДеятельность педагогаДеятельность детейВремя проведенияВводная часть1.Организационный момент- Сегодня мы начнем наше занятие с разминки пальцев. Подготовьте руки, чередуйте «привет» пальцами правой руки с пальцами левой руки, похлопывая друг о друга кончиками:Здравствуй, солнце золотое!Здравствуй, небо голубое!Здравствуй, вольный ветерок,Здравствуй, маленький дубок!Мы живем в одном краю —Всех я вас приветствую!Совместно с педагогом проводят разминку пальцев1 минута2. Проблемная ситуация- Ребята, прошу вас сесть поудобнее за свои парты и внимательно слушать меня. Сегодня почтальон принес нашей группе письмо из волшебной страны Рисовандии, сейчас я его вам прочитаю. «Здравствуйте, ребята! У нас возникла большая проблема - в один миг все краски куда-то исчезли. Все вокруг серое и унылое, а сейчас одно из самых красивых времен года - золотая осень. Мы не знаем, что делать.Надеемся на вашу помощь».- Ребята, мы можем помочь жителям Рисовандии?- Но, как? Что я должен делать?- Правильно, ребята. Нарисуем золотую осень и отправим свои рисунки в волшебную страну.Садятся за свои парты, внимательно слушают педагога. Отвечают на вопросы.- Да, можем.- Надо нарисовать золотую осень.2 минутыОсновная часть3. Проектирование решений проблемной задачиФизкультминуткаПредлагаю вам нарисовать пейзажи, на которых деревья словно «смотрят в воду».- Для этого нам необходимо ознакомиться с новой техникой нетрадиционногорисования. И этот метод называется «монотипия». Иначе его можно назвать отражение.- Начнем?- Но сначала давайте проведем физминутку, для наших рук:Вверх рука и вниз рука.Потянули их слегка.Быстро поменяли руки!Нам сегодня не до скуки.(Одна прямая рука вверх, другая вниз. Чередование рук).Приседание с хлопками:Вниз —хлопок и вверх —хлопок.Ноги, руки разминаем,Точно знаем —будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой).Крутим-вертим головой,Разминаем шею. Стой!(медленное вращение головой вправо и влево).- Молодцы!Внимательно слушают педагога.Проговаривают новое слово «Монотипия».- Да!Выполняют физминутку.2 минуты2 минуты4. Практическая работа. Показ педагога- Присаживайтесь на свои рабочие места. Сегодня на занятии нам понадобится акварель, кисти, белая бумага. Смотрите все внимательно. Это очень просто. Берем лист белой бумаги, складываем его пополам, отмечаем линию сгиба, раскрываем лист.- Далее кладем листы на стол так, чтобы линия сгиба проходила как линия горизонта, как будто небо находится над этой линией, а под водой находится озеро или река. Раскрасим небо светло-голубым цветом, для этого возьмем больше воды и меньше синего цвета с помощью кисти с крупной щетиной. Затем раскрашиваем нижнюю часть листаЦвет воды будет темнее цвета неба. Соответственно, синий цвет акварели будем набирать на кисть побольше, чем на небо. В верхней части листа рисуем берег охрой, коричневой, местами зеленой краской. А затем сгибаем лист. Берег отобразится внизу листа в воде.Мы возьмем кисть поменьше и начнем рисовать деревья в верхней части листа, какие цвета нужны?Учитель: Верно. Можно отобразить листву цветовым пятном,можно способом примакивания. Нарисовали, согнули, отобразилось в воде.Аккуратно раскрываем наш лист и посмотрим, что получилось.Подскажите пожалуйста, где мы видим размытое изображение предметов, в воде или на берегу?Правильно, в воде. Поэтому в верхней части листа предметыдолжны быть четкими. Для этого тонкой кистью еще раз раскрашиваем стволы деревьев и листья.Можно рисовать птиц в небе.Все. Наш пейзаж готов!Садятся за свои рабочие места, подготавливают их к работе. Наблюдают за педагогом, отвечают на вопросы.- Желтый,оранжевый,красный- В воде5 минут5. Самостоятельная работа детейВоспитатель наблюдает за работой детей, при необходимости помогает каждому ребенку индивидуальноСамостоятельно рисуют пейзаж в нетрадиционной технике, просят помочь педагога, если что-то не получается10 минут6. Рефлексивно-оценочная деятельность- Ребята, что мы сегодня делали?- Думаете, мы помогли им вернуть краску?Кратко комментирует детские рисунки, подводит итоги.- Вы сегодня все молодцы, очень старались - рисунки получились яркие, красочные. Я думаю, они очень понравятся жителям Рисовандии, и их осень снова будет красочной.- А кто мне напомнит, как называется этот метод?Воспитатель предлагает детям, которым понравился новый способ рисования, взять листочки в теплых тонах и прикрепить их к нарисованному воспитателем на ватмане силуэту дерева, а кому не понравилось прикрепить листочки коричневого цвета.-Ребята, с кем бы вы хотели поделиться своими знаниями и умениями?Давайте придумаем название для наших рисунков.Спасибо за ваши усилия.Занятие окончено.Давайте уберём рабочие мест.Отвечают на вопросы педагога, подводят итоги занятия.- Рисовали золотую осень для жителей Рисовандии?- Да.- Отражение, монотипияПрикрепляют листочки с разными тонами к рисунку педагогу.- с родственниками, другом.Придумывают названия для рисунков.Прибирают рабочие места.3 минутыТаким образом, возможность использовать разные материалы и методы изобразительной деятельности развивает творческие способности старших дошкольников, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Чем разнообразнее условия, в которых протекает изобразительная деятельность, а также материалы, с которыми работают дети, тем интенсивнее будут развиваться их творческие способности.ЗАКЛЮЧЕНИЕДошкольный возраст является важнейшим периодом в жизни человека, ведь именно в этом возрасте закладываются основы гармоничного развития личности, формируются нравственные и психические качества. Уникальные возможности и творческая активность развиваются в процессе творческой деятельности и являются одной из важнейших задач дошкольной образовательной организации. В настоящее время особое внимание уделяется развитию творческой активности каждого человека, ведь общество неизбежно нуждается в творческих, социально-мобильных, открытых всему новому гражданах.Изобразительная деятельность - самое увлекательное занятие для дошкольника. Занятия изобразительной деятельность вызывают у детей массу положительных эмоций и в то же время вызывают интерес к разным видам искусства в целом. В процессе изобразительной деятельности ребенок не только показывает увиденное в реальном времени, но и фантазирует, показывает воображаемые ситуации.В последнее время все более популярной становится изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных методов.Ученые отмечают, что все эти методы не утомляют дошкольников, а позволяют индивидуально подойти к детям, учитывая их интерес и желание создавать что-то новое и необычное.К нетрадиционным методам относятся рисование свечой, кляксография с трубочкой, набрызг, рисование поролоном, оттиск, пальцеграфия, техника тычка и другие. Нетрадиционные методы рисования можно использовать при работе с детьми от 2 лет. Однако большее количество таких техник лучше начать с 5-6 лет.В процессе изобразительной деятельности с применением нетрадиционных методов происходит развитие мыслительных процессов ребенка, образного мышления и воображения. В изобразительной деятельности формируются и развиваются такие черты личности, как самостоятельность, инициативность, умение подчинять свое поведение элементарным правилам. Таким образом, изобразительная деятельность с применением нетрадиционных методов важна не столько для овладения умением изображать предметы, сколько для общего психического и личностного развития ребенка.Мы считаем, что результаты нашего исследования важны для практики дошкольных учреждений. На базе детского сада должна проводиться работа по развитию изобразительного искусства с применением нетрадиционных методов у детей. Возможно и не только изобразительного, но и других видов творчества. Мы не должны забывать, что от наших усилий, приложенных сегодня зависит жизнь всего общества завтра, ведь дети сегодня – это члены общества в будущее.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБатова, И.С. Изобразительная деятельность. Рисование, лепка, аппликация. Игры-занятия для сопровождения организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет. Весна. Дидактические карты. ФГОС ДО / И.С. Батова. - М.: Учитель, 2018. - 461 c.Борисова, М. М. Воспитатель в дошкольных образовательных организациях. Воспитание дошкольников. Учебное пособие / М.М. Борисова, Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 214 c.Винникова, Г. И. Занятия с детьми. Развитие речи, художественная литература, изобразительная деятельность / Г.И. Винникова. - М.: Сфера, 2020. - 128 c.Голованова, Н. Ф. Педагогика / Н.Ф. Голованова. - М.: Academia, 2018. - 240 c.Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Г.Г. Григорьева. - М.: Academia, 2018. - 272 c.Доронова, Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, Росмэн, 2021. - 192 c.Игнатьев, С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей / С.Е. Игнатьев. - М.: Академический Проект, Мир, 2019. - 192 c. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. - 100 c.Кушнир, Г.В. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество / Г.В. Кушнир. - М.: Сфера, 2020. - 435 c.Лыкова, И. А. "Цветные ладошки". Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности / И.А. Лыкова. - М.: Цветной мир, 2018. - 144 c.Лыкова, И. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников / И. Лыкова. - М.: Карапуз, 2017. - 741 c.Митяева, А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии / А.М. Митяева. - М.: Академия, 2018. - 192 c.Мухина, В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / В.С. Мухина. - М.: Педагогика, 2020. - 240 c.Осипова, И.В. Волшебный мир чисел: учебно-методическое пособие по развитию математических представлений. Волшебный мир красок: учебно-методическое пособие по развитию изобразительной деятельности и художественно-творческому труду старших дошкольников / И.В. Осипова. - М.: Дрофа, 2020. - 176 c.Павлова, О. В. Изобразительная деятельность и художественный труд. Старшая группа. Комплексные занятия / О.В. Павлова. - М.: Учитель, 2019. - 204 c.Потапова, Е.В. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ / Е.В. Потапова. - М.: Детство-Пресс, 2021. - 975 c.Рябко, Н. Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника. Бумажная пластика / Н.Б. Рябко. - М.: Педагогическое общество России, 2020. - 352 c.Садыкова, С.И. Взаимосвязь цвета и темперамента в изобразительной деятельности / С.И. Садыкова. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2018. - 700 c.Саллинен, Е. В. Занятия по изобразительной деятельности. Средняя и старшая группы / Е.В. Саллинен. - М.: Каро, 2018. - 200 c.Саллинен, Е. В. Занятия по изобразительной деятельности. Старшая и подготовительная к школе группы / Е.В. Саллинен. - М.: Каро, 2019. - 200 c.Смирнова, М.Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников. Рекомендации, занятия, дидактические игры / М.Г. Смирнова. - М.: Учитель, 2021. - 422 c.Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа. Программа, конспекты / Г.С. Швайко. - М.: Владос, 2018. - 160 c.

1. Батова, И.С. Изобразительная деятельность. Рисование, лепка, аппликация. Игры-занятия для сопровождения организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет. Весна. Дидактические карты. ФГОС ДО / И.С. Батова. - М.: Учитель, 2018. - 461 c.
2. Борисова, М. М. Воспитатель в дошкольных образовательных организациях. Воспитание дошкольников. Учебное пособие / М.М. Борисова, Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 214 c.
3. Винникова, Г. И. Занятия с детьми. Развитие речи, художественная литература, изобразительная деятельность / Г.И. Винникова. - М.: Сфера, 2020. - 128 c.
4. Голованова, Н. Ф. Педагогика / Н.Ф. Голованова. - М.: Academia, 2018. - 240 c.
5. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Г.Г. Григорьева. - М.: Academia, 2018. - 272 c.
6. Доронова, Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, Росмэн, 2021. - 192 c.
7. Игнатьев, С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей / С.Е. Игнатьев. - М.: Академический Проект, Мир, 2019. - 192 c.
8. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. - 100 c.
9. Кушнир, Г.В. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество / Г.В. Кушнир. - М.: Сфера, 2020. - 435 c.
10. Лыкова, И. А. "Цветные ладошки". Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности / И.А. Лыкова. - М.: Цветной мир, 2018. - 144 c.
11. Лыкова, И. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников / И. Лыкова. - М.: Карапуз, 2017. - 741 c.
12. Митяева, А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии / А.М. Митяева. - М.: Академия, 2018. - 192 c.
13. Мухина, В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / В.С. Мухина. - М.: Педагогика, 2020. - 240 c.
14. Осипова, И.В. Волшебный мир чисел: учебно-методическое пособие по развитию математических представлений. Волшебный мир красок: учебно-методическое пособие по развитию изобразительной деятельности и художественно-творческому труду старших дошкольников / И.В. Осипова. - М.: Дрофа, 2020. - 176 c.
15. Павлова, О. В. Изобразительная деятельность и художественный труд. Старшая группа. Комплексные занятия / О.В. Павлова. - М.: Учитель, 2019. - 204 c.
16. Потапова, Е.В. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ / Е.В. Потапова. - М.: Детство-Пресс, 2021. - 975 c.
17. Рябко, Н. Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника. Бумажная пластика / Н.Б. Рябко. - М.: Педагогическое общество России, 2020. - 352 c.
18. Садыкова, С.И. Взаимосвязь цвета и темперамента в изобразительной деятельности / С.И. Садыкова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 700 c.
19. Саллинен, Е. В. Занятия по изобразительной деятельности. Средняя и старшая группы / Е.В. Саллинен. - М.: Каро, 2018. - 200 c.
20. Саллинен, Е. В. Занятия по изобразительной деятельности. Старшая и подготовительная к школе группы / Е.В. Саллинен. - М.: Каро, 2019. - 200 c.
21. Смирнова, М.Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников. Рекомендации, занятия, дидактические игры / М.Г. Смирнова. - М.: Учитель, 2021. - 422 c.
22. Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа. Программа, конспекты / Г.С. Швайко. - М.: Владос, 2018. - 160 c.