Становление и развитие светского театра. Фарс, соти, моралите.
Заказать уникальное эссе- 15 15 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 26.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1.Общая характеристика развития драматургии 4
2.Система жанров: мистерия, миракль, моралите, фарс, соти 5
Заключение 14
Список литературы 15
А позже зритель видит бинты, висящее изодранное платье. Те пьесы, которые были далеки от политического содержания, отличались направленностью против морали воздержания. В частности, примером служит моралите 1507 года «Осуждение пиршеств», где предание разного рода излишествам порождает негативные, плачевные последствия. Несмотря на это, данное моралите становилось задорной, весьма живописной сценкой, в которой было представлено жизнеутверждающее мироощущение. Аллегорический жанр, к которому следует отнести моралите, стал источником внесения в области средневековой драматургии структурной четкости, театр стал демонстрировать те образы, которые являются типическими. Далее обратимся к особенностям фарса. Со времени своего возникновения и до второй половины XV века фарс носил площадный и плебейский характер. И только затем, после долгого пути развития, он становится в полной мере самостоятельным жанром. Название «фарс» происходит от латинского слова farsa, что означает «начинка». Такое название возникло потому, что во время показа мистерий фарсы вставляли в их тексты. Как отмечают многие театроведы, истоки фарса еще более древние. В частности, это представления гистрионов и карнавальные масленичные игры. Гистрионы дали ему направление тематики, а карнавалы – наличие игровой сути и массовости. В мистерии же фарс стал развиваться дальше. С начала своего возникновения фарс имел целью осуществлять критику и высмеивание феодалов, бюргеров, представителей знати. Как особый выделены фарсовые представления, в которых осуществлялось создание пародий на церковь и ее догматы. Масленичные представления и народные игры представляли собой импульс для того, чтобы возникли так называемые дурацкие корпорации. Они были представлены мелкими судейскими чиновниками, школярами, семинаристами и пр. В XV веке шел процесс распространения таких обществ по всей Европе. В Англии также постоянно показывались такие фарсовые представления. В таких просмотрах ставились пьесы, посвященные критической оценке выступлений епископов, словоблудия судей, парадных, с большой помпой, въездов королей в город. Светские и церковные власти отреагировали на эти выпады гонениями на участников фарсов: их изгоняли из городов, сажали в тюрьмы и т. д.Кроме пародий, в фарсах осуществлялось разыгрывание сатирических сценок – соти (sotie – «глупость»). Данный жанр основан на участии уже не бытовых персонажей, а шутов, дураков, в частности, речь идет о тщеславном дураке-солдате, дураке-обманщике, клерке-взяточнике. В сотибыл воплощен опыт аллегорий моралите.Наибольший расцвет жанра соти – это рубеж XV—XVI веков. Как церковные, так и светские власти боялись этих острых сатирических сценок. Так как представления соти обладали условно-маскарадным характером, то в этом жанре отсутствовали полнокровная и полноценная народность, массовость, вольнодумие, житейски конкретные персонажи, герои. Это привело к становлению в XVI веке более действенного и буффонного фарса как господствующего жанра. Его реализм проявлялся в присутствии человеческих характеров, которые, правда, были даны еще несколько схематично. Практически все фарсовые сюжеты основаны на чисто бытовых историях, поскольку фарс по своему содержанию и художественности отличался реальностью. Показательны в данном отношении фарсы о Патлене. Пьесы описывают всевозможные приключения героя, показывают весьма интересных и ярких героев: это и педантичный судья, и глуповатый купец, корыстный монах, недалекий пастух, эти фарсы красочно рассказывают о быте и нравах средневекового города. Временами они достигают высшей для того времени степени комизма. Наконец, отметим, что фарсы чаще всего ставились любительскими обществами. ЗаключениеНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:- драматургия и театр зрелого Средневековья постепенно освобождались от влияния религии и религиозной идеологии, что собственно и привело к становлению новых светских жанров драматургии,- фарс изначально являлся сценкой бытового и комического характера, которая входила в состав мистерии. В самостоятельный театральный жанр фарс выделяется со второй половины XV в. Сюжеты фарсов берут свой материал из бытовой сферы, очень часто фарсы являются драматическими переложениями распространённого в средневековье жанра городской литературы – фаблио. Характерность персонажей граничила с карикатурностью.- соти – это сценки с участием шутов и дураков, они отличались острой социальной и пародийной направленностью, - миракль непременно носит назидательный характер, текст изложен в стихотворной форме, в основе сюжета – некое чудо, совершенное при благословении Бога- моралите – аллегорическая драма, также обладающая назидательным характером,- мистерия является самой поздней театральной формой Средневекового театра, но при этом самой полной. Это представление включало в себя все формы средневекового театра (моралите, фарс, миракль и проч). Организаторами представления, которое длилось от трех до сорока дней, являлись цеха и муниципалитеты. А принимало участие, бывало, более 300 человек.Список литературыВиппер Ю.Б. Драматургия развитого Средневековья.// http://svr-lit.ru/svr-lit/vsemirnaya-literatura/dramaturgiya-razvitogo-srednevekovya.htmГаврилов И. Б., Джарман О. А. У истоков литургической драмы. Рецензиянамонографию Christine C. Schnusenberg. Te mythological tradition of liturgical drama. Te Eucharist as theater. Paulist press, New York / Mahwah, NJ, 2010. 360P. Христианское чтение. 2017. № 4. С. 416—422.Гвоздев А.А. История европейского театра. Театр эпохи феодализма. 2-е изд. - М., 2011. - С. 209 - 224Горбунов А. Н. От сотворения мира до его конца (мистерии Йоркского цикла) // Мистерии Йоркского цикла / изд. подг. А. Н. Горбунов, В. С. Сергеева; отв. ред. А. В. Горбунов. М.: Ладомир; Наука, 2014. С. 767-830.Дживелегов А., Бояджиев Г. История западноевропейского театра. М.: Просвещение, 1991.Дунаева Е.А. История средневекового театра.// http://medievalfil.blogspot.com/2012/09/dunaeva.htmlЛекции по истории театра.// http://www.art-gamma.com/лекции/история-театра/средневековье/миракль-моралите-мистерия.htmlМоралите // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 587—588. — 1596 с.Некрасова И.А. Театральный жанр моралите и духовные конфликты XVI века. // https://cyberleninka.ru/article/n/teatralnyy-zhanr-moralite-i-duhovnye-konflikty-xvi-veka?ysclid=li5qosqpm9398479323Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991.Смирнова Л.Н., Гальперина Г.А. и др. Популярная история театра//http://svr-lit.ru/svr-lit/populyarnaya-istoriya-teatra/index.htm
2. Гаврилов И. Б., Джарман О. А. У истоков литургической драмы. Рецензия на монографию Christine C. Schnusenberg. Te mythological tradition of liturgical drama. Te Eucharist as theater. Paulist press, New York / Mahwah, NJ, 2010. 360P. Христианское чтение. 2017. № 4. С. 416—422.
3. Гвоздев А.А. История европейского театра. Театр эпохи феодализма. 2-е изд. - М., 2011. - С. 209 - 224
4. Горбунов А. Н. От сотворения мира до его конца (мистерии Йоркского цикла) // Мистерии Йоркского цикла / изд. подг. А. Н. Горбунов, В. С. Сергеева; отв. ред. А. В. Горбунов. М.: Ладомир; Наука, 2014. С. 767-830.
5. Дживелегов А., Бояджиев Г. История западноевропейского театра. М.: Просвещение, 1991.
6. Дунаева Е.А. История средневекового театра.// http://medievalfil.blogspot.com/2012/09/dunaeva.html
7. Лекции по истории театра.// http://www.art-gamma.com/лекции/история-театра/средневековье/миракль-моралите-мистерия.html
8. Моралите // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 587—588. — 1596 с.
9. Некрасова И.А. Театральный жанр моралите и духовные конфликты XVI века. // https://cyberleninka.ru/article/n/teatralnyy-zhanr-moralite-i-duhovnye-konflikty-xvi-veka?ysclid=li5qosqpm9398479323
10. Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991.
11. Смирнова Л.Н., Гальперина Г.А. и др. Популярная история театра//http://svr-lit.ru/svr-lit/populyarnaya-istoriya-teatra/index.htm