Финансовое состояние предприятия и пути его улучшения на примере предприятия
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 19 + 19 источников
- Добавлена 02.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Понятие и сущность финансовой диагностики предприятия 5
1.2 Методология оценки финансового состояния организации 8
2 ОЦЕНКА ФИНАНСОВГО СОСТОЯНИЯ АО «ЧМЗ» 12
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия 12
2.2 Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности 13
2.3 Рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 26
Рентабельность продаж составляет в 2022 году 18,79%. Это означает, что на рубль затрат предприятия в 2022 году получило 18,79 коп прибыли. Рост рентабельности продаж в динамике при наличии роста объема реализации свидетельствует о повышении конкурентоспособности продукции.Валовая рентабельность отражает величину валовой прибыли в каждом рубле реализованной продукции. В зарубежной практике этот показатель называется маржинальным доходом (коммерческой маржой). Самый общий показатель, отвечающий на вопрос, сколько же прибыли организация получила на рубль стоимости своего имущества – это экономическая рентабельность. Её значения у организации достаточно высоки, и в динамике наблюдается повышение уровня.2.3 Рекомендации по улучшению финансового состояния предприятияК мероприятиям, способным положительно повлиять на эффективность деятельности можно отнести мероприятия по оптимизации дебиторской задолженности предприятия. Образование дебиторской задолженности влечет за собой формирование финансового результата деятельности фирмы, несмотря на отсутствие реального притока денежных средств. Поэтому вне зависимости, оплачен товар покупателем или нет, предприятие платит налог на прибыль, включающую в себя и неоплаченную дебиторскую задолженность. В момент погашения дебиторской задолженности денежные средства предприятия увеличиваются, но это уже не оказывает влияния на величину прибыли. Таким образом, дебиторская задолженность представляет собой часть недополученной реальной прибыли предприятия.В процессе выбора типа кредитной политики руководству предприятия следует найти компромисс между требуемым уровнем риска и ликвидностью. Поскольку увеличение объема продаж в кредит повышает рентабельность бизнеса и показатель текущей ликвидности предприятия, однако при этом увеличивает риск в отношении образования безнадежных долгов и замедляет показатели деловой активности (в частности, оборачиваемость дебиторской задолженности, которая сказывается на увеличении продолжительности финансового цикла). При этом снижается реальная ликвидность предприятия.Управление дебиторской задолженностью является частью общей политики управления оборотными активами, и тип кредитной политики предприятия тесно связан с типом управления оборотными активами. В зависимости от целей, которые ставит перед собой руководство предприятия, различают агрессивный, консервативный и умеренный типы кредитной политики. Консервативный тип кредитной политики ставит своей целью минимизацию кредитного риска, и потому предприятие не стремится к увеличению дополнительной прибыли, получаемой за счет реализации товаров в кредит. Механизм реализации данной кредитной политики заключается в применении более жестких условий кредитования: тщательный отбор потенциальных дебиторов, уменьшение срока кредитования, установление жестких лимитов и увеличение стоимости обслуживания долга. Посредством такого управления повышается ликвидность дебиторской задолженности, доля оборотных активов предприятия в общей сумме активов снижается до 40% и менее, а оборачиваемость оборотных активов существенно ускоряется до 50 дней [10, с.92]. Однако это не означает, что основной акцент должен быть сделан исключительно на применении жестких методов истребования образовавшейся задолженности.За период 2021-2022 гг. сумма дебиторской задолженности возросла с 4 211 188 тыс. руб. до 4 684 068 тыс. руб. Прирост составил 472 880 тыс. руб. или 11,2%. Из чего следует, что предприятие имеет внутренние резервы повышения эффективности использования оборотных средств. К мероприятиям по изысканию таких резервов можно отнести сокращение пребывания оборотных средств в дебиторской задолженности.В связи со спецификой деятельности АО «ЧМЗ» средний срок погашения задолженности по договорам установлен в 30 дней.В таблице 9 представлен расчет плановой дебиторской задолженности АО «ЧМЗ».Таким образом, из текущего оборота ежегодно отвлекаются значительные суммы денежных средств по причине неэффективной организации процесса по сбору платежей за проданные товары и оказанные услуги.Таблица 9 - Расчет дебиторской задолженности, соответствующей договорным условиям расчетов в АО «ЧМЗ» за 20120-2021ггПоказатель20212022Выручка от продажи1565834120570018Фактический остаток дебиторской задолженности42111884684068Фактическая оборачиваемость дебиторской задолженности44Фактическая длительность одного оборота9782Нормативная длительность одного оборота30Нормативный остаток дебиторской задолженности13048621690686Сверхнормативный средний остаток дебиторской задолженности29063262993382Сложность в процесс управления дебиторской задолженностью вносит тот факт, что крупные дебиторы могут быть постоянными клиентами и оказывать существенное влияние на прибыльность предприятия. Или же, что еще хуже, допускать просрочку оплаты по счетам. Кроме того, трудности возникают и при работе с новыми клиентами, делающими крупный заказ на условиях коммерческого кредита, поскольку решение о предоставлении отсрочки может существенно отразиться на уровне прибыльности: предприятие может, как выиграть в случае одобрения кредита, так и понести существенные потери.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ настоящее время, в эпоху глобализации и растущей конкуренции между компаниями, ключевую роль играют те решения, которые принимает руководство компании. Именно поэтому руководители предприятий всех форм собственности должны уделять должное внимание экономическому анализу финансового состояния предприятия, вопросам грамотного размещения и эффективного использования ресурсов предприятия. Анализ финансового состояния представляет собой вид управленческой деятельности, своей целью имеющий всестороннее изучение экономических процессов на предприятии и разработку на основе полученных информационных данных решений, способных улучшить вышеупомянутые процессы.Анализ финансового состояния служит выявлению ключевых показателей, определяющих финансовое положение компании, как основных механизмов принятия решения руководством компании.Проведение анализа финансового состояния предприятия имеет многоцелевую направленность и считается необходимой составляющей в системе управления компании, поскольку служит базой для разработки стратегии компании. Умение проводить и оценивать результаты анализа способствует принятию квалифицированных управленческих решений по снижению риска и росту доходности деятельности предприятия.Детальный анализ финансового состояния строится на основе изучения источников имущества и средств организации, а также ее обязательств. Для получения общего представления о финансовом положении рекомендуется использовать сравнительный аналитический баланс.Финансовый анализ отчетности экономического субъекта предполагает анализ ликвидности его баланса, расчет и оценку показателей его платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности, определение степени риска его банкротства и интегральной оценки его финансового состояния и формирования на основе результатов анализа выводов и рекомендаций по улучшению показателей финансовой отчетности экономического субъекта.Объектом исследования в представленной работе выступило предприятие АО «ЧМЗ», сферой деятельности которого производство ядерного топливаВ качестве мероприятий, способствующим улучшению финансовых результатов АО «ЧМЗ», предлагается оптимизация величины дебиторской задолженности.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫНормативные правовые акты и нормативные документыГражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019 г.). – М.: Проспект, 2020. – 112 с.Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть 1 (ред. от 27.12.2019 г.) (с изм. от 01.01.2020 г.). – М.: Проспект, 2020. – 64 с.Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть 2 (ред. от 27.12.2019 г.) (с изм. от 01.01.2020 г.). – М.: Проспект, 2020. – 72 с. Монографии, сборники, учебники и учебные пособияАртеменко В. Г., Беллендир М. В. Финансовый анализ. — М.: Дело-Сервис, 2008. - 152сБаженов Ю.К. Коммерческая деятельность: Учебник для бакалавров / Ю.К. Баженов, А.Ю. Баженов; Под ред. д.э.н., проф.Л.П. Дашкова. – М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2018. – 286 с.Клочкова, Е.Н. Экономика предприятия: учебник для прикладного бакалавриата / Е.Н. Клочкова, В.И. Кузнецов, Т.Е. Платонова; под редакцией Е. Н. Клочковой. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 447 с.Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – М.: Проспект, 2014. – 1104 с.Когденко В.Г. Экономический анализ. 2-е издание. М.: «ЮНИТИ», 2019. - 387 с.Коротков Э.М. Антикризисное управление. Учебник для вузов [Текст]. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 320с.Кравцова Н.И. Трансформация технологий стратегического и тактического финансового менеджмента коммерческих организаций в России: Монография. [Текст]: – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2018.-350 с.Мельник, М.В. Теория экономического анализа: учебник для бакалавриата и магистратуры / М.В. Мельник, В.Л. Поздеев. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 636 с.Мухина, И.А. Экономика организации (предприятия). Учебное пособие / И.А. Мухина. Флинта, Московский психолого–социальный институт (МПСИ), 2017. – 407 с.Нечитайло, А.И. Экономика предприятия: Учебник для бакалавров / А.И. Нечитайло. – М.: Феникс, 2017. – 306 с.Рогова Е. М., Ткаченко Е. А. Финансовый менеджмент. – М.: Юрайт, 2019.-450 с.Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности промышленного предприятия/ Г.В. Савицкая - Минск: Новое знание, 2016.-688 с.Чайников, В.В. Экономика предприятия (организации): учебное пособие / В.В. Чайников, Д.Г. Лапин. – М.: Юнити, 2017. – 448 c.Чалдаева, Л.А. Экономика организации: учебник и практикум для вузов / Л.А. Чалдаева, А. В. Шаркова. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 361 с.Шеремет, А.Д. Финансы предприятия/ А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин. - М.: Инфра, 2018г. - 343с.Юрьева Л.В., Сухих В.С. Внутренний аудит и его взаимосвязь с системой внутреннего контроля организации: проблема идентификации и международный опыт // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2015. №4.ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019 г.). – М.: Проспект, 2020. – 112 с.
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть 1 (ред. от 27.12.2019 г.) (с изм. от 01.01.2020 г.). – М.: Проспект, 2020. – 64 с.
3. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть 2 (ред. от 27.12.2019 г.) (с изм. от 01.01.2020 г.). – М.: Проспект, 2020. – 72 с.
Монографии, сборники, учебники и учебные пособия
4. Артеменко В. Г., Беллендир М. В. Финансовый анализ. — М.: Дело-Сервис, 2008. - 152с
5. Баженов Ю.К. Коммерческая деятельность: Учебник для бакалавров / Ю.К. Баженов, А.Ю. Баженов; Под ред. д.э.н., проф. Л.П. Дашкова. – М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2018. – 286 с.
6. Клочкова, Е.Н. Экономика предприятия: учебник для прикладного бакалавриата / Е.Н. Клочкова, В.И. Кузнецов, Т.Е. Платонова; под редакцией Е. Н. Клочковой. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 447 с.
7. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – М.: Проспект, 2014. – 1104 с.
8. Когденко В.Г. Экономический анализ. 2-е издание. М.: «ЮНИТИ», 2019. - 387 с.
9. Коротков Э.М. Антикризисное управление. Учебник для вузов [Текст]. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 320с.
10. Кравцова Н.И. Трансформация технологий стратегического и тактического финансового менеджмента коммерческих организаций в России: Монография. [Текст]: – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2018.-350 с.
11. Мельник, М.В. Теория экономического анализа: учебник для бакалавриата и магистратуры / М.В. Мельник, В.Л. Поздеев. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 636 с.
12. Мухина, И.А. Экономика организации (предприятия). Учебное пособие / И.А. Мухина. Флинта, Московский психолого–социальный институт (МПСИ), 2017. – 407 с.
13. Нечитайло, А.И. Экономика предприятия: Учебник для бакалавров / А.И. Нечитайло. – М.: Феникс, 2017. – 306 с.
14. Рогова Е. М., Ткаченко Е. А. Финансовый менеджмент. – М.: Юрайт, 2019.-450 с.
15. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности промышленного предприятия/ Г.В. Савицкая - Минск: Новое знание, 2016.-688 с.
16. Чайников, В.В. Экономика предприятия (организации): учебное пособие / В.В. Чайников, Д.Г. Лапин. – М.: Юнити, 2017. – 448 c.
17. Чалдаева, Л.А. Экономика организации: учебник и практикум для вузов / Л.А. Чалдаева, А. В. Шаркова. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 361 с.
18. Шеремет, А.Д. Финансы предприятия/ А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин. - М.: Инфра, 2018г. - 343с.
19. Юрьева Л.В., Сухих В.С. Внутренний аудит и его взаимосвязь с системой внутреннего контроля организации: проблема идентификации и международный опыт // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2015. №4.