Концепция истории искусства Л. Гиберти

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Искусствоведение
  • 15 15 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 27.06.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение………………………………………………………………………
2
Глава 1. Творческий путь Лоренцо Гиберти……………………….. 3

1.1. Основные этапы деятельности Гиберти ………………………………………..

4
1.2 . Гиберти как автор «Комментариев»………………. 6

Глава 2. Концепция искусства и эстетические воззрения Лоренцо Гиберти………………
8


Заключение ………………………………………………………………..
12
Список литературы……………………………………………...
14

Фрагмент для ознакомления

Так, описывая свою работу над восточными дверями баптистерия, Лоренцо Гиберти сообщает, что ему было дано разрешение «выполнить их по своему вкусу так, чтобы они получились самыми превосходными, самыми красивыми и самыми богатыми». Стремясь подражать природе, скульптор выполнял эту работу «с величайшим прилежанием и величайшей любовью». [4,33]Программа третьей части «Комментариев» сформулирована в главе 18 второй части труда, предшествующей автобиографии художника.В этой главе Гиберти на собственно примере излагает то, что необходимо знать художнику: «я всегда искал основные наставления в том, чтобы изучать, каким образом действует природа и как я могу приблизиться к ней, как образы идут к глазуи как действует зрительная способность, как идут зрительные лучи и как следует строить теорию искусства, ваяния и живописи». [4, 29]Оптика, а, следовательно, проблема изображения перспективы в искусстве – одна из важнейших наук для художника, по убеждению Гиберти. Автор «Комментариев», разрабатывая свою концепцию, опирался на доступные ему труды, в частности, итальянский перевод «Книги оптики» арабского ученого-универсала рубежа X иXIвеков Абу Али аль-Хасана. По мнению ряда историков искусства, записки Гиберти о перспективе могли сыграть важную роль в живописи раннего итальянского Возрождения.Третья теоретическая часть «Комментариев» не была закончена из-за смерти автора, но в ней выделены основные законы, которым должен следовать художник. Первое – художник должен изучать природу, чтобы уметь передать красоту мира, второе – необходимо приближаться к античному идеалу в своей деятельности. Гиберти с любовью и благоговением относится к известным ему образцам античной скульптуры, видя в них совершенство, к которому следует стремиться. Для достижения нужного результата художник должен не только изучать ремесло, но обладать широкими научными знаниями.Идеи Гиберти, изложенные в «Комментариях», способствовали появлению плеяды выдающихся мастеров Высокого Возрождения, создавших недосягаемые до тех пор образцы скульптуры и живописи.ЗаключениеСуществует мнение среди искусствоведов, что история искусства как наука зарождается именно в «Комментариях» Гиберти. Это была и попытка обоснования теоретических основ искусства, и первый опыт анализа и осмысления деятельности художников, подготовивших почву для Высокого Возрождения.Темы, поднятые им в «Комментариях», были актуальны для современников автора. Кроме Лоренцо Гиберти, теоретическими работами по проблемам искусства в XVвеке занимался архитектор и ученый-гуманист Леон Баттиста Альберти, изложивший свои взгляды в ряде трудов о зодчестве и живописи. Трактат «Книга об искусстве», посвященные в большей части, технической стороне создания живописных произведений, написал художник ЧенниноЧеннини, сочинение «О живописной перспективе» принадлежит перу художника Пьеро делла Франческа.Но в этом ряду труд Гиберти занимает особое место – в нем впервые обозначено противопоставление «нового» и «старого» искусства, сформулирована концепция средневековья, как уходящей, устаревшей эстетики, и намечены пути, по которым следует двигаться художникам новой эпохи. В будущем научное обоснование художественной практики станет обязательным для крупнейших итальянских художников.Некоторые искусствоведы, в частности, В.Н. Лазарев, отказывают труду Гиберти в глубине содержания и упрекают за дилетантский подход к науке. Действительно, его образование было ограниченным – Гиберти не знал греческого языка, плохо читал по латыни. Но важна практика: цепкий глаз художника, его стремление анализировать то, что он видит, то, что знает, и то, до чего он дошел опытным путем, иногда становится в историческом масштабе важнее, чем многословные сочинения теоретиков.Не имея последовательного гуманитарного образования, Гиберти был близок к кружку флорентийских гуманистов, которые, как монах АмброджоТраверсари, разыскивали по монастырским библиотекам сочинения античных авторов и переводили их на латинский и итальянский языки. И все доступные ему источники были изучены и проанализированы Гиберти.Теоретический труд ЛоренцоГиберти является выдающимся историческим документом, содержащим ценнейшие сведения об искусстве кватроченто, и одним из первых в европейской истории опытов изложения творческого кредо художника как творца новой реальности.Список литературыВазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т.2. М., 1963 – 891 с.Виппер Б.Р. Итальянский ренессанс XIII-XVI века. В 2-х т. – М.: Искусство, 1977. Гиберти Л. Комментарии // Мастера искусства об искусстве. Т.2. Эпоха Возрождения. М.: Искусство, 1966. – С. 59-68Гиберти Л. Комментарии. - М.: Изогиз, 1938. - 104 с.Искусство итальянского Ренессанса. – Кельн: Konemann, 2000. – 464 с.Лазарев В.Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. – М.: Искусство, 1979. - 239 с.Федотова Е.Д. Италия: история искусства. – М.: Белый город, 2006. – 608 с.

1. Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т.2. М., 1963 – 891 с.
2. Виппер Б.Р. Итальянский ренессанс XIII-XVI века. В 2-х т. – М.: Искусство, 1977.
3. Гиберти Л. Комментарии // Мастера искусства об искусстве. Т.2. Эпоха Возрождения. М.: Искусство, 1966. – С. 59-68
4. Гиберти Л. Комментарии. - М.: Изогиз, 1938. - 104 с.
5. Искусство итальянского Ренессанса. – Кельн: Konemann, 2000. – 464 с.
6. Лазарев В.Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. – М.: Искусство, 1979. - 239 с.
7. Федотова Е.Д. Италия: история искусства. – М.: Белый город, 2006. – 608 с.