Государственный (муниципальный) контракт: проблемы теории и практики.
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 17 + 17 источников
- Добавлена 28.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Государственный муниципальный контракт…………………5
1.1 Понятие, правовая природа и сущность государственного
(муниципального) контракта………………………………………………… 5
1.2 Существенные условия контракта…………………………….….………9
1.3 Порядок заключения и стороны государственного
(муниципального) контракта………………………………………………….10
Глава 2. Обеспечение исполнения обязательств по контракту…….….13
2.1 Обеспечение исполнения контракта как обязательное условие
его заключения…………………………………………………………………13
2.2 Предоставление обеспечения исполнения контракта участником
закупки……………………………………………………………………….…14
2.3 Способы обеспечения исполнения контракта……………………………15
Глава 3. Ответственность сторон при неисполнении контракта………18
3.1 Гражданско-правовая, административная, уголовная ответственность.18
Глава 4. Основания изменения и расторжения контракта по 44-ФЗ….22
4.1 Односторонний отказ от исполнения обязательств по контракту………22
4.2 Изменение условий контракта……………………………………………..23
Глава 5. Проблемы правового регулирования и пути совершенствования контрактной системы………………………………..27
Заключение………….………………………………………...……………….35
Список использованных источников…………..………………………… 38
Приложение…………………………………………………………………….40
Как видно из анализа данного определения, контрактная система представляет собой совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими действий, которые направленны на обеспечение муниципальных и государственных нужд. Целесообразно в данном определении обозначить последовательность этапов государственных закупок, отмечая степень их взаимосвязанности. Принцип единства контрактной системы в сфере закупок – один из основных. Согласно ст. 11 Закона №44-ФЗ указанный принцип означает построение контрактной системы на единых подходах и принципах, которые позволяют обеспечивать государственные или муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита и контроля. Данный принцип предусматривает последовательную регламентацию всех этапов осуществления государственных и муниципальных закупок. Однако, в ст.16 №44-ФЗ ограничивается формированием и утверждением заказчиками планов-графиков, поэтому данный принцип представляется не выдержанным до конца. В законе не получили закрепление государственные программы, в том числе целевые – федеральные, региональные, муниципальные, ведомственные и другие документы планирования, выступающие основанием составления планов-графиков закупок. Возможно, это является причиной исключения из определения контрактной системы, содержащейся в законе, указания на взаимосвязь этапов контрактной системы. Кроме того, в настоящей формулировке отсутствует этап прогнозирования государственных и муниципальных нужд. С правовой точки зрения, сложность создания контрактной системы состоит в необходимости слаженного регулирования отношений в сфере государственных и муниципальных закупок нормами ряда отраслей законодательства – административного, финансового, гражданского, бюджетного и др. В сфере контрактных отношений одновременно действуют как специальные нормы, регулирующее отношения по формированию основных направлений осуществления закупочной деятельности и определению потребности государства в товарах, работах и услугах, так и нормы отраслевого законодательства, а именно: гражданского права, регулирующие отношения, связанные с размещением государственного и муниципального заказа, заключения и исполнения контрактов, гражданско-правовой ответственности участников контрактных отношений; административного права, регулирующего вопросы распределения полномочий между органами государственной власти по закупкам, контроля и надзора в данной сфере; финансового права, регулирующего отношения по финансированию поставок товаров, выполнению работ, оказанию услуг для государственных и муниципальных нужд.Одним из распространенных нарушений Закона №44-ФЗ является неправильный выбор формы проведения государственных закупок, например, проведение их виде конкурса, а не аукциона. За данные деяния предусмотрена серьезные административные наказания (в рамках ст. 7.29 КоАП РФ) в виде штрафа в размере до 50 000 руб. Этот и другие многочисленные вопросы, связанные с неправильно заполненной документацией, нарушенными сроками и несостоявшимися закупками невозможно решить без наличия профессионалов в данной сфере. В Законе №44-ФЗ прописано несколько важных требований: контрактная система в сфере закупок осуществляется на профессиональной основе, с привлечением квалифицированных специалистов; работники должны иметь высшее образование или дополнительное образование в сфере закупок; в состав комиссии заказчик должен включать лиц, прошедших подготовку в сфере закупок. Не менее важной проблемой закона является проблема поставки некачественных товаров. Получается странная ситуация: при заключении контракта на государственную закупку отдается предпочтение тому поставщику, кто предложит наименьшую цену. Но, к сожалению, низкая цена – это показатель некачественного товара. Подтверждение тому – нередкие информационные сообщения о поставках просроченной продукции для детских садов и иных социальных учреждений. Ключевая проблема в сфере госзакупок – это борьба с коррупцией. Можно привести массу примеров, позволяющих говорить о госзаказе как одном из самых коррупционных механизмов: 1. Начальная максимальная цена контракта, указанная в извещении на закупку, которая может быть как заниженной, так и завышенной. В отношении определенных товаров и услуг определить, насколько обоснована цена, достаточно легко, но в отношении технически сложных товаров это сделать непросто. Однако очевидно, что слишком низкая цена может свидетельствовать о том, что закупка является притворной, и никакие работы по ней проводиться не будут, это чисто мошеннические схемы распределения бюджетных средств между заинтересованными лицами. Среди выявленных Счетной палатой коррупционных нарушений в сфере закупок превалирует необоснованное увеличение стоимости контрактов — почти 40% от общего объема. 2. Неразумные сроки выполнения работ. Обычно речь идет о слишком коротких сроках исполнения госконтракта, в которых подрядчику невозможно его исполнить. Это может говорить о том, что «своя» компания уже начала выполнять данную работу, а доступ к торгам для других участников закрыт. 3. Заказчик запрашивает от участников лицензию и свидетельство о членстве в саморегулируемой организации или иные документы и данные, которые данный вид работ не предусматривает. Например, при проведении конкурса можно дать максимальные баллы участнику, у которого в штате есть сотрудники с научными степенями (хотя для выполнения работ это не важно). 4. Объединение нескольких несвязанных лотов в один. Такие действия обычно резко ограничивают конкуренцию, так как не каждый участник сможет исполнить одновременно объективно несвязанные условия. 5. Недопуск к участию в торгах из-за незначительных нарушений в заявке. Например, под различными предлогами посчитать, что заявки конкурентов оформлены неправильно. А по закону, если заявка оформлена некорректно, то ее отклоняют, вне зависимости от выгодности предлагаемой цены. Отклонение означает запрет участвовать в следующих стадиях торгов. 6. Непонятное техническое задание, которое составлено под конкретного поставщика или из которого неясно, что требуется заказчику в рамках данного заказа. Поэтому, прежде чем отослать заявку, сначала стоит подать запрос на разъяснение конкурсной документации. 7. Отсутствие здравого смысла в закупке. Госкорпорация «Роскосмос» выделила 22,9 млн рублей на обустройство переговорной комнаты в здании «Объединенной ракетно-космической корпорации» в Москве. Соответствующий договор был обнаружен на портале госзакупок. В госкорпорации утверждают, что переговорная комната необходима для «обеспечения информационной поддержки проводимых мероприятий», «повышения оперативности решения задач» и «снижения командировочных издержек за счет использования средств видеоконференцсвязи» Перечень коррупционных нарушений в системе госзакупок можно продолжать бесконечно, это: направление потенциальным поставщиком по сговору с заказчиком самой низкой цены в заявке на участие; установление непривлекательной для поставщиков схемы оплаты при исполнении госзаказа, например, длительной отсрочки; некорректное толкование результатов конкурса в пользу определенного поставщика и прочее. Таким образом, регулярные изменения в законодательстве о госзакупках не привели к улучшению ситуации в российской системе регулирования госзакупок. Перспективы совершенствования системы регулирования госзакупок связаны с необходимостью повышения гибкости и упрощения существующей контрактной системы, оперативного устранения ряда существующих недостатков и ограничений на законодательном уровне, а также усиление кадрового состава контрактных служб. Кроме того, во всем мире большую популярность набирают методы цифровой экономики, которые позволяют автоматизировать большую часть процессов, максимально право; аграрное право исключив человеческий фактор там, где это целесообразно. В частности, речь идет о возможности применения в системе госзакупок смарт-контрактов - компьютерных алгоритмов, содержащих в себе совокупность условий и предписаний, которые предназначены для проверки, обеспечения и выполнения договора или контракта в цифровом виде. Одно из преимуществ смарт-контрактов состоит в том, что нет необходимости прибегать к посредникам, поскольку это децентрализованная система, которая существует напрямую между пользователями, что бережет время, снижает издержки и развивает механизм контроля исполненных контрактов.ЗаключениеГосударственные закупки – это одна из важных сфер деятельности государства. Стоит отметить, что история госзакупок ведет свой отсчет еще со времен Римской империи. По римскому праву публичный торг как способ заключения договора был в некоторых случаях предписан законом, например, при сдаче в аренду городских земель. В Римской империи торги подразделялись на три категории: торги на труд; торги на труд с материалом; торги на поставку материалов. В настоящее времяотечественнаясфера государственных (муниципальных) контрактов неуклонно видоизменяется и совершенствуется.С правовой точки зрения, сложность реорганизации контрактной системы состоит в необходимости слаженного регулирования отношений в сфере государственных и муниципальных закупок нормами ряда отраслей законодательства – административного, финансового, гражданского, бюджетного и др. В сфере контрактных отношений одновременно действуют как специальные нормы, регулирующее отношения по формированию основных направлений осуществления закупочной деятельности и определению потребности государства в товарах, работах и услугах, так и нормы отраслевого законодательства, а именно: гражданского права, регулирующие отношения, связанные с размещением государственного и муниципального заказа, заключения и исполнения контрактов, гражданско-правовой ответственности участников контрактных отношений; административного права, регулирующего вопросы распределения полномочий между органами государственной власти по закупкам, контроля и надзора в данной сфере; финансового права, регулирующего отношения по финансированию поставок товаров, выполнению работ, оказанию услуг для государственных и муниципальных нужд.Таким образом, государственному контракту в силу его специфики принадлежит особое место в системе договоров и в целом он является самостоятельнымвидом гражданско-правового договора, обладающего следующими, только емуприсущими признаками:1) присутствием специальных субъектов права — участников, выигравшихзакупочную процедуру и заказчиков, являющихся главными распорядителямии получателями бюджетных средств;2) наличием особой природы складывающихся в процессе заключения и исполнения государственного контракта правоотношений. Любой договор в системегражданско-правовых договоров ГК РФ может иметь статус государственногоконтракта. В этой особенности заключаемых договоров и состоит спецификагосударственного контракта;3) наличием особой цели заключения – удовлетворения государственных имуниципальных нужд;4) наличием специальных условий заключения государственного контракта.Так согласно Закону № 44-ФЗ государственный контракт заключается толькопо результатам проведения торгов или иных способов закупки товаров, работ,услуг, а если контракт составлялся по результатам проведения торгов, то стороны не вправе будут отказаться от его заключения. Более того, Закон № 44-ФЗпредусматривает необходимость включения в него определенных обязательныхусловий;5) наличием специальных условий исполнения государственного контракта.Согласно п. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себякомплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных надостижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика ипоставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с гражданским законодательством и Законом №44-ФЗ. Подводя итоги и учитывая все вышесказанное, можно предложить следующееопределение государственного контракта: это самостоятельный вид гражданско-правового договора, заключаемого органом государственной власти или органомместного самоуправления, учреждением, уполномоченным органом или организацией по результатам проведения юридической процедуры с лицом, выигравшим такую процедуру. Данная категория в представленном понимании, на нашвзгляд, позволит прийти к универсальности использования как самой категории,так и ее признаков, а также даст возможность точно определить правовую природу контрактных правоотношений, складывающихся в процессе заключенияи исполнения государственного контракта, в отраслевом законодательстве, втеории права и в судебной практике.Автор курсовой работы полагает, что поставленная в работе цель достигнута, значимость предмета курса раскрыта полностью, задачи исследования выполнены, поскольку, проведено исследование предмета курсовой работы с анализом проблемных вопросов и предполагаемых путей их решения.Список использованных источниковКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования01.07.2020).Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».Федеральный закон от 05.04.2013. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // РГ. 2013. № 80.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 14.07.2022, с изм. от 18.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022).– СПС «КонсультантПлюс».Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195ФЗ.– СПС «КонсультантПлюс».Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 №51-ФЗ // СПС “Консультант плюс”.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.96 №14-ФЗ // СПС “Консультант плюс”.Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 1 ноября 2017 г. № 31-АПГ17-10.Ратушняк Г.Я., Лисицкий В.В., Потапов А.Н. Метод оптимального распределения ресурсов в условиях модернизации//Информационно-измерительные и управляющие системы. 2010. Т. 8. № 5. С. 17-23.10.Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии (Фундаментальный курс). М., 1994. Кн. 2. С. 57–58.11.Гражданское право: учебник: в 2 т.2 / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1997. С. 71.12.Шевченко Л.И. Проблемы формирования договорных отношений поставки в условиях становления в Российской Федерации рыночной экономики: дис. ... д-ра юрид. наук. Кемерово, 2001. С. 268.13.Балакин В.В. Торги как институт гражданского права в условиях современной рыночной экономики: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 152.14.Андреева Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. М., 2009. С. 210.15.Заботина Н.Н. Правовая природа правоотношений, возникающих в связи с заключением контрактов на поставку товаров для государственных нужд: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006. С. 916.Счетная палата РФ выявила рост нарушений в госзакупках в 5 раз за 2 года// Интернет ресурс: режим доступа https://www.rbc.ru/economics/(дата обращения 26.05.2023).17.«Роскосмос» потратил почти 23 миллиона рублей на обустройство переговорной комнаты// Интернет ресурс: режим доступа https://snobru.turbopages.org/snob.ru/s/society(дата обращения 26.05.2023).Приложение
2. Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 05.04.2013. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // РГ. 2013. № 80.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 14.07.2022, с изм. от 18.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022) .– СПС «КонсультантПлюс».
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195ФЗ.– СПС «КонсультантПлюс».
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 №51-ФЗ // СПС “Консультант плюс”.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.96 №14-ФЗ // СПС “Консультант плюс”.
8. Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 1 ноября 2017 г. № 31-АПГ17-10.
9. Ратушняк Г.Я., Лисицкий В.В., Потапов А.Н. Метод оптимального распределения ресурсов в условиях модернизации//Информационно-измерительные и управляющие системы. 2010. Т. 8. № 5. С. 17-23.
10. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии (Фундаментальный курс). М., 1994. Кн. 2. С. 57–58.
11. Гражданское право: учебник: в 2 т.2 / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1997. С. 71.
12. Шевченко Л.И. Проблемы формирования договорных отношений поставки в условиях становления в Российской Федерации рыночной экономики: дис. ... д-ра юрид. наук. Кемерово, 2001. С. 268.
13. Балакин В.В. Торги как институт гражданского права в условиях современной рыночной экономики: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 152.
14. Андреева Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. М., 2009. С. 210.
15. Заботина Н.Н. Правовая природа правоотношений, возникающих в связи с заключением контрактов на поставку товаров для государственных нужд: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006. С. 9
16. Счетная палата РФ выявила рост нарушений в госзакупках в 5 раз за 2 года// Интернет ресурс: режим доступа https://www.rbc.ru/economics/(дата обращения 26.05.2023).
17. «Роскосмос» потратил почти 23 миллиона рублей на обустройство переговорной комнаты// Интернет ресурс: режим доступа https://snobru.turbopages.org/snob.ru/s/society(дата обращения 26.05.2023).