Формирование навыка чтения нот с листа в классе домры на начальном этапе обучения в ДМШ
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 21.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава I. Теоретические аспекты процесса чтения нот с листа на начальном этапе обучения в ДМШ 5
1.1. Специфика обучения детей на начальном этапе обучения 5
1.2. Сущность понятия «чтение нот с листа» 12
Глава II. Методика работы по формированию навыка чтения нот с листа на начальном этапе обучения в ДМШ 15
2.1. Технология процесса чтения нот с лсита 15
2.2 Методические рекомендации по работе формирования навыка чтения нот с листа в классе домры на начальном этапе обучения в ДМШ 26
Заключение 40
Список литературы 42
Кроме того, это поможет избежать проблем с аппликатурой в дальнейшем, когда сложность исполняемого учащимся репертуара будет возрастать.Для начинающих домристов в ДМШ подойдут пьесы из учебников, которые имеют доступный уровень сложности. Например, учебник «Домра. Учебное пособие для ДМШ» Л.А. Жаровой содержит набор простых мелодий, которые подходят для начального этапа обучения. Также рекомендуется использовать в обучении популярные мелодии, которые знакомы детям. (нотные примеры 6, 7, 8, 9)Пример 6.Пример 7.Пример 8.Пример 9.Ученик, который обладает способностью правильно расставлять пальцы и точно определяет обозначенную аппликатуру в музыкальном тексте, может быстро ориентироваться как в технических, так и в художественных аспектах.Однако освоение этого сложного процесса требует времени и усилий. Обучение правильной технике аппликатуры может быть особенно сложным, особенно для детей, которые проявляют неорганизованность, невнимательность и склонность к неточному исполнению. Тем не менее, как и в других дисциплинах, таких как русский язык или математика, музыка подчиняется определенным правилам и формулам, которые вводятся с самого первого дня обучения. Но далеко не каждый обладает желанием или способностью эффективно применять их. С самого начала обучения учащийся знакомится с фундаментальными принципами аппликатуры. Подчеркивая важность естественной последовательности движений пальцев, их учат, что звуки звучат постепенно, один за другим, и пальцы следуют их примеру. Это служит основополагающей формулой и правилом. Домристы руководствуются соотношением между номером пальца на левой руке и номером лада. Учитывая значительное расстояние между определенными звуками на грифе, множество ладов и всего четыре играющих пальца (пятый - большой - в домровой практике используется, но значительно реже остальных), установление определенного порядка пальцев имеет важное значение для удобства и эффективного запоминания.Особое внимание уделяется точным действиям правой руки. Для закрепления этого навыка используются упражнения «Найди струну и сыграй». Одновременно подчеркивается дисциплинированность правой руки. Перед началом воспроизведения учащийся определяетсоответствующую струну, а затем воспроизводит звук. Часто, особенно на начальном этапе, учащиеся забывают расслабить пальцы после извлечения звука при чтении нот с листа. Также могут быть включены упражнения с участием левой руки, такие как «найди лад» на определенной струне. Как только левая рука быстро найдет нужную струну и лад, правая рука приступает к упражнению: «найди струну и сыграй».В процессе обучения акцентируется внимание на воспроизведении гамм, которые становятся ключевыми для освоения пальцевой техники. Когда начинается этап изучения гамм, крайне важно удостовериться, что ученик корректно воспринимает на слух мажорные и минорные гаммы. Ученикам должно быть предоставлено умение не только петь их, но и воспроизводить с любой стартовой ноты на инструменте.Как только этот уровень владения слухом достигнут, учащийся приступает к изучению соответствующих аппликатур. Мастерство в аппликатуре гамми арпеджио достигается путем многократной практики на инструменте при внимательном прослушивании собственной игры.Только после того, как будет установлено прочное владение аппликатурой, учащемуся следует предлагать дополнительные задания, такие как достижение равномерности звучания, выполнение крещендо и диминуэндо, подчеркивание различных частей и многое другое.Предоставление учащимся творческих заданий оказывается весьма полезным, позволяя им самостоятельно определять аппликатуры и определять конкретные произведения. Задача преподавателя - обеспечить максимальную точность в исполнении музыкального текста (нотные примеры 10, 11, 12, 13).Пример 10.Пример 11.Пример 12.Пример 13.Желательно работать над многочисленными произведениями, занимаясь как учебой, так и чтением нот с листа. Такой подход служит двойной цели. С одной стороны, это способствует техническому развитию, что согласуется с утверждением Г. Нейгауза о том, что «технология - это рука, повинующаяся интеллекту».[13, с. 112]С другой стороны, это дает ученикам представление, даже в первые годы их обучения, об огромном разнообразии техник, которые они должны изучить, в соответствии с требованиями программы, чтобы достичь истинного мастерства и безупречного исполнения любого музыкального произведения. Произведения должны быть простыми, легко понятными ученику и запоминающимися, но в то же время отражать хотя бы часть ожидаемой сложности. Такой подход обогащает исполнительские способности учащихся и позволяет им преодолевать неизбежные трудности, с которыми они столкнутся на своем музыкальном пути.В целом, важно с самого начала заниматься яркими, творческими работами. Сила образной подготовки к восприятию музыки становится очевидной, когда она основана на образах другого вида искусства. Например, можно провести параллели между прослушиванием музыки, такой как «Детский альбом» Чайковского и сочетать с чтением произведений Л. Н. Толстого. Этот синтез искусств, эта подготовка музыкального восприятия наряду с образами другого искусства дает несколько неоспоримых преимуществ. Это способствует живому, творческому подходу к музыке и культивирует художественные ассоциации.Нередко учащиеся добросовестно следуют всем указаниям по динамике и темпу в музыкальном тексте, однако их исполнение остается формальным и не находит глубокого отклика у слушателя. Это происходит потому, что ученик не полностью вовлечен в музыкальный процесс внутренне. Ноты воспроизводятся простым физическим движением пальцев. Цель состоит в том, чтобы придать каждой ноте ощущение цвета и цели. Учащийся должен активно слышать ноты, относящиеся к мелодии или аккомпанементу.Кроме того, для детей важно развивать свой собственный внутренний слух, позволяющий им представлять образы и создавать определенную программу для своей игры. Это развивает осмысленность в их исполнении и способность связно выражать себя, просто используя язык музыки, чтобы передать богатое содержание, присущее каждому исполняемому ими произведению.Крайне важно поощрять учащихся задавать вопросы, которые углубляются в образное содержание музыкального произведения. Ключ заключается в направленности вопросов: они должны отвлечь внимание ребенка от выделения отдельных выразительных элементов, таких как громкость, темп или динамика (в том виде, в каком они обычно понятны любому нормальному ребенку), и вместо этого направить его к своему внутреннему миру. Развитию навыков чтения нот с листа значительно способствует широко распространенная практика ансамблевой игры. Знакомство с ансамблевым музицированием с первых уроков оказывается весьма полезным. Она знакомит детей с восприятием сложных и многомерных звуков в музыкальных произведениях. Ансамблевая игра прививает дисциплину ритма, силу воли и, что немаловажно, приносит огромную радость детям. Это особенно полезно для тех учащихся, которые испытывают трудности с беглым чтением нот. Учитель задает темп, вдохновляя и мобилизуя ученика. На специальных уроках учитель должен часто играть вместе с учеником. Одновременно ученика учат следить за нотами, что еще больше облегчает ансамблевую игру и способствует развитию внутреннего слуха.Чтобы обеспечить всестороннее восприятие музыкального текста при чтении с нот, важно сочетать владение нотной грамотой с пониманием более крупных музыкальных элементов. Следует поощрять детей подходить к аппликатуре по позициям, учитывать общий мотив или фразу и охватывать большие группы нот. Цель состоит в том, чтобы они быстро распознали характер движения, будь то плавный шаг или прыжок вверх или вниз, и смогли воспроизвести группу нот или аккордов, определяя высоту тона на основе первого звука.Этот процесс можно резюмировать следующим образом: «Я вижу - я слышу - я играю». Ученик визуально просматривает небольшой отрывок текста, запоминает его, а затем начинает проигрывать. Тем временем их взоры уже прикованы к предстоящему проходу. По мере того, как музыкант становится более опытным, развивается его внутренний слух, позволяющий ему заглядывать дальше вперед во время игры.Анализ можно провести более эффективным образом, выполнив следующие действия:1. Определите тональность произведения.2. Изучите характеристики произведени.3. Проанализируйте ритмические рисунки.4. Рассмотрите общий характер музыки.5. Оцените технику исполнения, такую как динамика, артикуляция, темп, аппликатура и удары.6. Определите компоненты мелодии, включая фразы, мотивы и предложения.7. Распознайте характерные черты мелодииПри проведении анализа важно не слишком зацикливаться на легкодоступном материале, а скорее сосредоточиться на сложных разделах, таких как прыжки, сложные ритмические и гармонические комбинации. Развитие навыка чтения с нот требует системного подхода, при котором материал продвигается постепенно, начиная с более легких произведений по сравнению с индивидуальным уровнем ученика. Однако музыкальный материал по-прежнему должен быть ритмичным и мелодичным, захватывающим, вызывающим интерес ученика.При выборе произведений для практики чтения с листа существует множество доступной литературы, которая предлагает подборки с простыми и выполнимыми заданиями, специально разработанными для формирования и развития техники чтения по нотам в течение первого или второго года обучения. Тщательно подобранный репертуар дает учащимся возможность запоминать различные музыкальные структуры, что служит мотивирующим фактором для прогресса, поскольку они самостоятельно справляются с поставленными задачами. Эти коллекции часто визуально привлекательны благодаря красочным иллюстрациям.ЗаключениеВ этом исследовании были изучены специфические методы обучения детей на начальном этапе музыкального образования. На основании полученных данных можно сделать вывод о необходимости создания дружественной и поддерживающей атмосферы в классе, что способствует комфортному обучению и помогает избежать чувства страха и скованности у учащихся.Результаты исследования также подчеркивают важность учета уровня развития каждого ученика при формировании индивидуального плана занятий и подборе репертуара. Это подтверждает, что преподаватель играет ключевую роль в процессе обучения, и его вклад может быть определяющим в раскрытии таких важных для будущей жизни качеств ученика, как способность к труду, уверенность в своих силах, готовность к освоению новой информации и умение справляться с трудностями и неудачами.В ходе исследования были изучены теоретические аспекты процесса чтения нот с листа на начальном этапе обучения в ДМШ. Было выявлено, что чтение с листа - сложный многогранный процесс, содержащий в себе множество составляющих. Его формирование должно начинаться с самого первого этапа - обучения в ДМШ: в таком случае с большей вероятностью ученик, продолживший свое путешествие в безграничный и многообразный мир музыки, не столкнется с трудностями разбора и исполнения произведений. Так же в курсовой работе представлен всесторонний обзор технологии процесса чтения нот. Это подчеркнуло важность понимания всей сложности чтения нот с листа, которое включает в себя многомерный психофизический процесс. Кроме того в рамках этой работы были обсуждены различные методы ускоренного чтения нот, включая предварительное визуальное сканирование, относительное чтение, обобщенное чтение, семантическую группировку нот и структурное чтение. Данные техники способствуют усилению способности музыканта к быстрому распознаванию и интерпретации значимых элементов, содержащихся в музыкальных нотациях. Это, в свою очередь, позволяет музыканту более глубоко понимать и эффективно исполнять музыкальные произведения.В ходе проведенного исследования можно заключить, что данная курсовая работа существенно обогатила понимание специфики начального обучения чтению нот с листа в классе домры в Детской музыкальной школе. Полученная информация о теоретических принципах и практических методах обучения представляет собой важный вклад в эту область. Эти данные могут служить крепким фундаментом для дальнейших исследований и применения в педагогической практике.Список литературы1. Александров, А.Я., Школа игры на трехструнной домре / А. Я. Александров. – Москва: Музыка, 1979. – 172с.2. Баренбойм, Л.А., Путь к музыке /Л.А. Баренбойм, Н. Перунова. – Ленинград: Совет композиторов, 1989. – 352с.3. Блинова, Е.В.,Формирование навыков чтения нот с листа на фортепиано . – Саратов: Детская школа искусств № 18, – 20с. 4. Брянская, Ф.Д., Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста . – Санкт-Петербург: Классика-XXI, 2005. – 68 с. 5. Варламова, Т.П., Формирование исполнительской техники домриста в системе непрерывного специального музыкального образования: канд. пед. наук. – Москва: Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 2010. – 25с. 6. Верхолаз, Р.А.,Вопросы методики чтения нот с листа. – Москва:Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960.– 58 с. 7. Виноградов, В.А.,Методические указания: «Чтение с листа и транспонирование». – Барнаул: Алт. гос. акад. культуры и искусств, 2015. – 11с.8. Вольская, Т.И., Школа мастерства домриста: методическое пособие / Т.И. Вольская, М.И. Уляшкин. – Екатеринбург: Диамант, 1995. – 161 с.9. Камаева, Т.Ю. Чтение с листа на уроках фортепиано / Т.Ю. Камаева, А.Ф. Камаев. – Москва: Классика-XXI, 2006. – 95с.10. Климов, Е., Совершенствование игры на трехструнной домре. –Москва: Музыка, 1972. – 120с.11. Круглов, В.П., Искусство игры на домре: учебное пособие / В.П. Круглов. – Москва: Композитор, 2001. – 187 с.12. Мироманов, В., К вершинам мастерства. Развитие техники игры на трехструнной домре. –Москва: Кифара, 2003. – 135с.13. Нейгауз, Г.Г., Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 4-е издание / Г. Г. Нейгауз. – Москва: Музыка, 1982. – 300с.14. Ставицкий, З., Начальное обучение игре на домре. – Ленинград: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1984. – 63с. 15. Теплов,Б.М., Психология музыкальных способностей: сб. «Проблемы индивидуальных различий». – Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. – 536с.16. Тимакин, Е.М., Методическое пособие «Навыки разбора и чтение нот с листа». – Москва: Музыка, 1980. – 38с.17. Цатурян, К.А., О типологии чтения нового музыкального материала //Формирование музыкально-исполнительского мастерства. – Москва: МГПИ, 1981. – 163с.18. Чунин, В., Школа игры на трёхструнной домре. –Москва: Сов. композитор, 1986. – 151с.19. Шахов, Г.И., Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна. –Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 1987. – 187с.20. Шульпяков, О.Ф., Техническое развитие музыканта-исполнителя. –Ленинград: Музыка. Ленингр. отд-ние,1973. – 103с.21. Шахов, Г.И. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна / Г.И. Шахов. - М.: Музыка, 1987. - 187 с.22. Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста / Ф. Брянская. – М.: 000 Издательский дом «Классика XXI», 2005. – 68с.
2. Баренбойм, Л.А., Путь к музыке / Л.А. Баренбойм, Н. Перунова. – Ленинград: Совет композиторов, 1989. – 352 с.
3. Блинова, Е.В., Формирование навыков чтения нот с листа на фортепиано . – Саратов: Детская школа искусств № 18, – 20 с.
4. Брянская, Ф.Д., Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста . – Санкт-Петербург: Классика-XXI, 2005. – 68 с.
5. Варламова, Т.П., Формирование исполнительской техники домриста в системе непрерывного специального музыкального образования: канд. пед. наук. – Москва: Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 2010. – 25 с.
6. Верхолаз, Р.А., Вопросы методики чтения нот с листа. – Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. – 58 с.
7. Виноградов, В.А., Методические указания: «Чтение с листа и транспонирование». – Барнаул: Алт. гос. акад. культуры и искусств, 2015. – 11 с.
8. Вольская, Т.И., Школа мастерства домриста: методическое пособие / Т.И. Вольская, М.И. Уляшкин. – Екатеринбург: Диамант, 1995. – 161 с.
9. Камаева, Т.Ю. Чтение с листа на уроках фортепиано / Т.Ю. Камаева, А.Ф. Камаев. – Москва: Классика-XXI, 2006. – 95 с.
10. Климов, Е., Совершенствование игры на трехструнной домре. – Москва: Музыка, 1972. – 120 с.
11. Круглов, В.П., Искусство игры на домре: учебное пособие / В.П. Круглов. – Москва: Композитор, 2001. – 187 с.
12. Мироманов, В., К вершинам мастерства. Развитие техники игры на трехструнной домре. – Москва: Кифара, 2003. – 135 с.
13. Нейгауз, Г.Г., Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 4-е издание / Г. Г. Нейгауз. – Москва: Музыка, 1982. – 300 с.
14. Ставицкий, З., Начальное обучение игре на домре. – Ленинград: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1984. – 63 с.
15. Теплов, Б.М., Психология музыкальных способностей: сб. «Проблемы индивидуальных различий». – Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. – 536 с.
16. Тимакин, Е.М., Методическое пособие «Навыки разбора и чтение нот с листа». – Москва: Музыка, 1980. – 38 с.
17. Цатурян, К.А., О типологии чтения нового музыкального материала //Формирование музыкально-исполнительского мастерства. – Москва: МГПИ, 1981. – 163 с.
18. Чунин, В., Школа игры на трёхструнной домре. – Москва: Сов. композитор, 1986. – 151 с.
19. Шахов, Г.И., Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна. – Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 1987. – 187 с.
20. Шульпяков, О.Ф., Техническое развитие музыканта-исполнителя. – Ленинград: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1973. – 103 с.
21. Шахов, Г.И. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна / Г.И. Шахов. - М.: Музыка, 1987. - 187 с.
22. Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста / Ф. Брянская. – М.: 000 Издательский дом «Классика¬ XXI», 2005. – 68с.