Разработка онтологии бизнес-процесса
Заказать уникальную дипломную работу- 65 65 страниц
- 36 + 36 источников
- Добавлена 09.08.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1 Глава 1. Теоретические основы рассматриваемой темы 9
1.1 Актуальность, значимость и применимость бизнес – процесса 9
1.2 Соответствие предметной области 11
2 Глава 2. Компетенции бизнес – процесса 14
2.1 Основные понятия и определения. 14
2.2 Проектирование деловой игры для сотрутников ИТ - предприятия 31
2.3 Методы построения онтологий 33
2.4 Выбор программного продукта для построения онтологии подсистемы проектирования 41
3 Глава 3. Поэтапный разбор бизнес - процесса 44
3.1 Функционирование и утверждение плана 44
3.2 Поиск клиентов и оформление договора. 48
3.3 Контроль и реализация заказа. 52
3.4 Практическая реализация онтологии бизнес - процесса. 54
4 Заключение. 65
5 Список используемых источников. 67
6 Приложение А(схемы) 71
7 Приложение Б(таблицы) 72
Сравнение проведено по разработчикам, форматам представления знаний, методам моделирования и средствам реализации,Для дальнейшей работы были выбраны программные продукты. Protégé был выбран по наиболее важным критериям.Вывод к главе 2В главе 2 были рассмотрены основные сведения о компетенции бизнес – процесса, проектирование деловой игры для сотрудников ИТ-предприятия, методы построения онтологий и выбор программного продукта для построения онтологии подсистемы проектирования.3 Глава 3. Поэтапный разбор бизнес - процесса3.1 Функционирование и утверждение планаРассмотрим подробнее процесс "Продажа товаров/услуг". Данный бизнес-процесс состоит из следующих подпроцессовПланирование процесса:- Подготовка плана продаж;- Утверждение плана продаж;- Поиск клиентов;- Создание контрактов;- Управление оплатой контрактов;- Передача заказов в технический отдел;- Размещение заказов у поставщиков;- Получение товаров от поставщиков.Давайте определим основную терминологию этих бизнес-процессов и создадим тезаурус тематической области. Для определения тезауруса важно знать, что данная предметная область (продажа товаров/услуг) является сложной из-за наличия множества объектов, свойств объектов, методов, событий, состояний и условий. Например, объекты могут содержать свойства и методы, реагировать на события и переходить в различные состояния. Под состоянием объекта понимается конкретное состояние его свойств.Эта предметная область является частью реального мира. Допустим, у одного объекта есть метод, а у другого - определенное свойство. Когда метод одного объекта изменяет свойство другого объекта, происходит процесс. Когда многие объекты взаимодействуют, в результате может измениться множество свойств. Изменение свойства при смене первого состояния на второе называется бизнес-процессом.Как уже упоминалось, построение онтологии для симуляционной игры осложняется степенью формализации объектной области. В зависимости от этой сложности мир может состоять из объектов разного уровня сложности. Объекты разной сложности могут представлять собой группы объектов или другие объекты, то есть более сложные объекты могут состоять из менее сложных объектов. В результате получается иерархия.Иерархия определяется следующим образом На самом высоком уровне находится большой объект, состоящий из более мелких объектов, и так далее. Эта иерархия называется таксономией, и может существовать множество различных таксономий. Предположим, что каждый объект описывается понятием. Чтобы создать онтологию, необходимо описать, как они связаны между собой, и ответить на такие вопросы, как Может ли концепция быть связана с процессом? Могут ли существовать методы концепции и свойства концепции? Давайте ответим "да" на эти вопросы.Событие - это то, что заставляет объект реагировать. Обычно у события есть условия, связанные с ним (например, когда происходит событие, событие является тем или иным). Некоторые объекты имеют общие свойства с другими, поэтому мы используем теорию множеств для определения свойств (о полном/неполном включении, вычитании и т.д. множества). Содержание понятия - это описательный список существенных свойств, характеризующих конкретный объект. Объем понятия - это количество конкретного объекта (например, все яблоки на планете). Количество может быть разным: оно может быть маленьким (например, людей с одинаковым именем и датой рождения на планете не так много) или большим (например, объем понятия "человек" исчисляется миллиардами).Давайте построим первый уровень тезауруса для нашего домена, учитывая все, о чем говорилось ранее в этой главе (первый уровень иерархии на рисунке 5)Рисунок 5 - Первый уровень иерархииВсе следующие понятия так или иначе принадлежат к данным объектам, поэтому будут записаны в соответствующую часть иерархии. Процесс разработки онтологии предметной области для деловой игры по бизнес-процессу "Продажа товаров/услуг/работ" подробно описан в главе 3.2.3.2 Поиск клиентов и оформление договора.На рисунке 6 показано графическое представление этого процесса поиска клиентов и оформление договора.Рисунок 6 - Подписание и регистрация договораНа рисунке 7 представлен процесс заключения договора на продажу..Рисунок 7 - Процесс заключения договора на продажу3.3 Контроль и реализация заказа.Немаловажным фактором является возможность проследить взаимодействие участников процесса и последовательность выполнения операций.На рисунке 8 представлен процесс доставки заказа.Рисунок 8 – Процесс доставки заказаПредставленная в графическом виде информация о бизнес-процессах является неполной. Для анализа и управления бизнес-процессами необходимо знать, как часто выполняется каждая операция, какие документы лежат в основе операции, подкреплена ли выполняемая операция документом и что это за документ. Ответы на эти вопросы представляются в табличной форме в бизнес-процессе (см. таблицу 2 в приложении В).Информация о входных/выходных файлах для операций бизнес-процесса может быть использована в качестве основы для описания правил документооборота: в зависимости от метода, используемого ИТ-компанией, поток бизнес-процесса может быть представлен в следующей таблице (Таблица 2). На основании таблицы 2 можно упростить анализ использования всего пакета описания бизнес-процессов, точно определить количество и тип документов и исполнителей, а также выявить транзакции без документов.3.4 Практическая реализация онтологии бизнес - процесса.Работа с инструментарием Protégé начинается с заполнения вкладки Classes, как показано на рисунке 9. Вы увидите пустую онтологию с вкладкой Classes и единственным классом Thing. На вкладке Иерархия классов есть кнопки для создания подклассов, связанных классов или удаления выбранного класса. Отсюда создается дерево иерархии объектов.Рисунок 9 - Вкладка классовЗаполним онтологию понятиями, выделенными ранее. Для этого необходимо также опередить наполнение таких классов, как метод, объект, свойство, событие, состояние и условие. Рассмотрим модель бизнес-процесса "Продажа товаров/услуг/работ" в нотации ERD (entity-relationshipdiagram). Данный бизнес-процесс представлен в данном дипломном проекте в виде схем. Описание бизнес-процесса представлено на рисунке 10.Рисунок 10 - Диаграмма сущность-связьНа рисунке 11 представлена диаграмма прецедентов бизнес-процесса "Продажа товаров/услуг/работ"Рисунок 11 - Диаграмма вариантов использования ИТ – предприятия по продаже программного обеспеченияОписание бизнес-процесса "Продажа товаров/услуг/работ" с помощью диаграммы потоков данных. Из данной диаграммы выделяем ключевые понятия и заносим их в разрабатываемую онтологию. Полученная иерархия представлена на рисунке 12.Рисунок 12 - Иерархия предметной областиПерейдём к работе со свойствами объектов. Для этого откроем соответствующую вкладку (Objectproperties) в главной форме Protégé. В иерархии свойств создадим два основных свойства: главные и обратные. К данным свойствам будут относиться свойства, которые объект использует активно и пассивно, соответственно. Другими словами, свойства будут инверсивны друг другу (например, составляет – составляется).При помощи этих свойств мы сможем составлять условия получения той или иной компетенции. Для этого распишем подробнее часть иерархии, ответственную за событие (рисунок 13 Событие).Рисунок 13 - СобытиеКак видно из рисунка выше, данные классы имеют определенные описания. Рассмотрим эти описания подробнее. Чтобы получить компетенцию СК-Б9, необходимо уметь грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения. Как видно из бизнес-процесса, данную компетенцию можно получить после этапа обзвона клиентов, поэтому добавим описание классу "ОбзвонКлиентов" нашей онтологии. Оно будет выглядеть следующим образом:Рисунок 14 - ОбзвонКлиентовТеперь можно использовать данное описание для того, чтобы получить компетенцию СК-Б9. Добавим его к описанию класса "ПолученаСК-Б9". Получим следующее (рисунок 15. ПолученаСК-Б9):Рисунок 15 - ПолученаСК-Б9Из этого следует, что если обучаемый произвёл обзвон клиентов корректно, то он получает данную компетенцию, иначе – нет. Игра может быть завершена, если отправлена минимум одна вещь (коммерческое предложение) или оформлена минимум одна вещь (договор), или произведена минимум одна вещь (обзвон клиентов), или составлена минимум одна вещь (план продаж). Такое условие представлено на рисунке 16.Рисунок 16 - Условие завершения игрыТеперь, когда все описания классов представлены, можно запустить ризонер (Reasoner) и получить логический вывод. Если эти описания верны, то во вкладке вывода иерархии классов у класса ИграЗавершена появятся подклассы, имена которых будут соответствовать полученным обучаемым компетенциям. Кроме этого, при расширении дерева полученных компетенций, можно наблюдать за какие именно действия получена та или иная компетенция. Всё это выглядит следующим образом (рисунок 17. Вывод ризонера):Рисунок 17 - Вывод ризонераТаким образом, на основе бизнес процесса была разработана онтология. Следует предположить, что при работе с более сложными бизнес-процессами также не должно возникнуть проблем.Данная иерархия является лишь частью онтологии, которая должна использоваться в студии компетентностных деловых игр для сотрудников ИТ-предприятия.Prompt, надстройка к редактору онтологий Protégé, используется в качестве программного инструмента для слияния онтологий". При слиянии двух онтологий Prompt генерирует список предлагаемых действий. Например, слияние двух терминов или копирование терминов в новую онтологию. Пользователь может выполнить операцию, выбрав одну из предложенных операций или определив операцию самостоятельно, и PROMPT выполняет выбранную операцию и любые дополнительные изменения, вызванные операцией. Затем список предложенных операций пересматривается и создается список конфликтов и возможных решений. Этот процесс повторяется до тех пор, пока новая онтология не будет готова." [8]. [8]. Для удобного отображения результатов сравнения онтологий используется плагин PROMPTViz Protégé, который отображает все изменения в целевой онтологии в интуитивно понятном графическом формате.В результате автоматизированного сравнения онтологий был получен список идентичных бизнес-процессов и список бизнес-процессов, которые отсутствуют в существующей онтологии бизнес-процессов телекоммуникационной компании или нуждаются в переработке. Интерпретация результатов сравнения онтологий бизнес-процессов выполняется бизнес-аналитиком, имеющим опыт реинжиниринга бизнес-процессов в телекоммуникационной компании. Результаты сопоставления онтологий могут быть представлены в табличной форме (Рисунок 18) или в виде визуального представления целевой таксономии (Рисунок 19).Рисунок 18 - Табличное представление результатов отображения онтологий.Выводы по главеРезультатом данной главы является разработанная онтология предметной области бизнес-процесса "Продажа товаров/услуг/работ". Разработка была произведена в инструментарии Protégé.4 Заключение.Результатом онтологического анализа предметной области являются бизнес-процессы в ходе продаж ИТ-компанией программных продуктов. Использование онтологической схемы для поддержки принятия решений ответственными лицами на различных стадиях продаж. Исследования в этой области чрезвычайно полезны для создания имитационных моделей предметной области, отражающих логику взаимодействия сотрудников при решении различных задач и являющихся основой функционирования автоматизированной системы управления бизнес-процессами. Таким образом, имитационные модели имеют практическое применение в составе методики проектирования системы управления бизнес-процессами ИТ-компании.Практическая ценность результатов исследования заключается в возможности существенно сократить время разработки и внедрения автоматизированной системы управления бизнес-процессами за счет уменьшения количества этапов тестирования, связанных с отладкой динамических моделей бизнес-процессов.В результате применения методологии онтологии для перепроектирования бизнес-процессов ИТ-компаний и существующей онтологии бизнес-процессов конкретной ИТ-компании, которая участвовала в процессе автоматизированного сравнения онтологий, был получен список рекомендаций по оптимизации существующих бизнес-процессов ИТ-компаний.В данной работе были выполнено следующее:1. Разработаны критерии отбора понятий для онтологии;2. Исследована предметная область бизнес-процесса;3. Рассмотрены варианты организации онтологии;4. Проанализированы существующие инструментальные средства разработки онтологий, для дальнейшей работы выбрано одно из них;5. Разработана онтологическая база знаний для бизнес-процесса "Продажа товаров/работ/услуг";6. Спрогнозированы дальнейшие пути развития онтологии;Далее, в рамках данной работы, предстоит расширить онтологическую базу знаний и внедрить её в подсистему проектирования разрабатываемой платформы СКДИ. 5 Список используемых источников. Анисимов О.С. Методологический словарь для управленцев. – М.: Энциклопедия управленческих знаний, 2002. 295 с.Анисимов О.С. Развивающие игры и игротехника. – М.: Энциклопедия управленческих знаний, 2006. 213 с.Бельчиков Я.М., Бернштейн М.М. Деловые игры. – Рига: Авотс, 1989. 304 с.Болтаева М.Л. Деловая игра в обучении // Молодой ученый. [Электронный ресурс] [Режим доступа: http://www.moluch.ru/archive/37/4267/] [Проверено: 29.04.2014].Вербицкий А.А. Педагогические технологии контекстного обучения. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. 55 с.Викентьева О.Л., Дерябин А.И., Шестакова Л.В. Концепция студии компетентностных деловых игр // Современные проблемы науки и образования. [Электронный ресурс] [Режим доступа: http://www.science-education.ru/pdf/2013/2/199.pdf] [Проверено: 27.04.2014].Ганюкова Н.П., Шуршев В.Ф. Построение формализованной семантической модели знаний предприятия корпоративной структуры в форме предметной онтологии // Вестник Астраханского государственного технического университета, 2007. – №6. – C. 166-169.Добров Б.В., Иванов В.В., Лукашевич Н.В., Соловьев В.Д. Онтологии и тезаурусы: модели, инструменты, приложения. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. 173 с.Кожевников Д.Д. Построение моделей учебных бизнес-процессов для проведения деловых игр: курсовая работа // НИУ ВШЭ – Пермь, 2014.Красилич Н.В. Построение моделей бизнес-процессов предприятия для проведения деловых игр: курсовая работа // НИУ ВШЭ – Пермь, 2014.Попов С.В., Щедровицкий П.Г. Конкурс руководителей. – М.: Прометей, 1989. 92 с.Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь [Текст]: ГОСТ ISO 9000-2011. – М.: Изд-во стандартов, 2011. 45 с.Методические рекомендации по ВКР 080500.62: Методические указания/ НИУ ВШЭ – Пермь; Сост. Л.Н. Лядова – Пермь, 2013.Davenport Th.H., Short J.E. Process Innovation: Reengineering work through information technology // Harvard Business School Press, Boston. – 1993. – No. 4. – p. 49.Enderton H.B. A Mathematical Introduction to Logic // San Diego, CA: Academic Press. 295 p.Gruber T.R. A translation approach to portable ontology specifications // Knowledge Systems Laboratory, Stanford University, California. – 1972. – 103 p.Gruber T.R. What is an Ontology? // Knowledge Systems Laboratory, Stanford University, California. – 2001. – 94 p.Hammer M., Champy J. Reengineering the Corporation: A Manifesto for Business Revolution // Harper Business. – 1993. – No. 2. –58 p.Hamowy R. Adam Smith, Adam Ferguson and the Division of Labour // Economica. – 1968. – Vol.35. – No.139. – 255 p.Hovy E. A Standard for Large Ontologies // Workshop on Research & Development Opportunities in Federal Information Services [Электронный ресурс] [Режим доступа: http://www.isi.edu/nsf/papers/hovy2.htm] [Проверено: 18.04.2014]Mulder M. Competence Development – Some Background Thoughts // The Journal of Agricultural Education and Extension. – 2001. – Vol.7. – No.4. – p. 147-159.Prahalad C.K., Hamel G. The core competence of the corporation // Harvard Business Review. – 1990. – Vol.68. – No.3. – p. 79-91.Sanchez R., Heene A. The New Strategic Management: Organizations, Competition and Competence, John Wiley & Sons, Inc. 2004. 326 p.White R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence // Psychological Review. – 1959. – Vol. 66. – No.5. – p. 297-333.ГАВРИЛОВА Т.А. Онтологический инжиниринг // Труды конференции «КИИ-2002». – М., 2002. – С. 845–853.ГАВРИЛОВА Т.А. Онтологический подход к управлению знаниями при разработке корпоративных систем автома- тизации[Электронныйресурс].–Режимдоступа: http://www.big.spb.ru/publications/bigspb/km/ ontol_podhod_to_uz.shtml#1ДМИТРИЕВА Е.И. Реинжиниринг как способ выживания предприятий в условиях жесткой конкуренции // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2006. – №4. – С. 318–321.ЗАБУЛОНОВ А.Б. Реинжиниринг: практические подходы к реорганизации // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. – №1. – С. 10–13.КАМАЕВ В.А., ЧИСТОВ Д.А. Онтологический реинжини- ринг бизнес-процессов телекоммуникационного предпри- ятия в соответствии с концепцией NewGenerationOpera- tionsSystemsandSoftware // Открытое образование: [по матер. XXXVI междунар. конф. и дискус. науч. клуба IT+SE’09, майская сессия, Ялта – Гурзуф]. – 2009. – Прило- жение к журн. – С. 184–186.КУДРЯВЦЕВ Д.В. Обзор применения онтологий в модели- ровании и управлении [Электронный ресурс]. – Режим дос- тупа:http://www.businessengineeringgroup.com/theory/ experience/ontologies_for_modelling.phpНАГАЕВ Е.В. eTOM: структурная модель бизнес- процессов для операторов связи // Мобильные системы. – 2005. – №5. – С. 36–38.ОВДЕЙ О.М., ПРОСКУРИНА Г.Ю. Обзор инструментов инженерии онтологий [Электронный ресурс]. – Режим дос- тупа: http://www.elbib.ru/index.phtml?page=elbib/rus/journal/ 2004/part4/opХАММЕР М., ЧАМПИ Д. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе / Пер. с англ. Ю.Е. Корни- лович. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006. – 287 с.ITU-T Recommendation M.3050.0 (03/2007). Telecommunica- tions management network. Enhanced Telecom Operations Map (eTOM) – Introduction / ITU. – Geneva, 2007. – 14 p.http://ru.wikipedia.org/wiki/Инженерия_знаний (дата обра- щения: 13.03.2010)http://www.ip-super.org/content/view/32/66/ (дата обращения: 09.02.2011)6 Приложение А(схемы)Схема 1 - Диаграмма сущность-связьСхема 2 - Диаграмма вариантов использования7 Приложение Б(таблицы)Таблица 2
2. Анисимов О.С. Развивающие игры и игротехника. – М.: Энциклопедия управленческих знаний, 2006. 213 с.
3. Бельчиков Я.М., Бернштейн М.М. Деловые игры. – Рига: Авотс, 1989. 304 с.
4. Болтаева М.Л. Деловая игра в обучении // Молодой ученый. [Электронный ресурс] [Режим доступа: http://www.moluch.ru/archive/37/4267/] [Проверено: 29.04.2014].
5. Вербицкий А.А. Педагогические технологии контекстного обучения. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. 55 с.
6. Викентьева¬ О.Л., Дерябин А.И., Шестакова Л.В. Концепция студии компетентн¬остных деловых игр // Современны¬е проблемы науки и образования. [Электронный ресурс] [Режим доступа: http://www.science-education.ru/pdf/2013/2/199.pdf] [Проверено: 27.04.2014].
7. Ганюкова Н.П., Шуршев В.Ф. Построение формализованной семантической модели знаний предприятия корпоративной структуры в форме предметной онтологии // Вестник Астраханского государственного технического университета, 2007. – №6. – C. 166-169.
8. Добров Б.В., Иванов В.В., Лукашевич Н.В., Соловьев В.Д. Онтологии и тезаурусы: модели, инструменты, приложения. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. 173 с.
9. Кожевников Д.Д. Построение моделей учебных бизнес-процессов для проведения деловых игр: курсовая работа // НИУ ВШЭ – Пермь, 2014.
10. Красилич Н.В. Построение моделей бизнес-процессов предприятия для проведения деловых игр: курсовая работа // НИУ ВШЭ – Пермь, 2014.
11. Попов С.В., Щедровицкий П.Г. Конкурс руководителей. – М.: Прометей, 1989. 92 с.
12. Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь [Текст]: ГОСТ ISO 9000-2011. – М.: Изд-во стандартов, 2011. 45 с.
13. Методические рекомендации по ВКР 080500.62: Методические указания/ НИУ ВШЭ – Пермь; Сост. Л.Н. Лядова – Пермь, 2013.
14. Davenport Th.H., Short J.E. Process Innovation: Reengineering work through information technology // Harvard Business School Press, Boston. – 1993. – No. 4. – p. 49.
15. Enderton H.B. A Mathematical Introduction to Logic // San Diego, CA: Academic Press. 295 p.
16. Gruber T.R. A translation approach to portable ontology specifications // Knowledge Systems Laboratory, Stanford University, California. – 1972. – 103 p.
17. Gruber T.R. What is an Ontology? // Knowledge Systems Laboratory, Stanford University, California. – 2001. – 94 p.
18. Hammer M., Champy J. Reengineering the Corporation: A Manifesto for Business Revolution // Harper Business. – 1993. – No. 2. –58 p.
19. Hamowy R. Adam Smith, Adam Ferguson and the Division of Labour // Economica. – 1968. – Vol.35. – No.139. – 255 p.
20. Hovy E. A Standard for Large Ontologies // Workshop on Research & Development Opportunities in Federal Information Services [Электронный ресурс] [Режим доступа: http://www.isi.edu/nsf/papers/hovy2.htm] [Проверено: 18.04.2014]
21. Mulder M. Competence Development – Some Background Thoughts // The Journal of Agricultural Education and Extension. – 2001. – Vol.7. – No.4. – p. 147-159.
22. Prahalad C.K., Hamel G. The core competence of the corporation // Harvard Business Review. – 1990. – Vol.68. – No.3. – p. 79-91.
23. Sanchez R., Heene A. The New Strategic Management: Organizations, Competition and Competence, John Wiley & Sons, Inc. 2004. 326 p.
24. White R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence // Psychological Review. – 1959. – Vol. 66. – No.5. – p. 297-333.
25. ГАВРИЛОВА Т.А. Онтологический инжиниринг // Труды конференции «КИИ-2002». – М., 2002. – С. 845–853.
26. ГАВРИЛОВА Т.А. Онтологический подход к управлению знаниями при разработке корпоративных систем автома- тизации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.big.spb.ru/publications/bigspb/km/ ontol_podhod_to_uz.shtml#1
27. ДМИТРИЕВА Е.И. Реинжиниринг как способ выживания предприятий в условиях жесткой конкуренции // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2006. – №4. – С. 318–321.
28. ЗАБУЛОНОВ А.Б. Реинжиниринг: практические подходы к реорганизации // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. – №1. – С. 10–13.
29. КАМАЕВ В.А., ЧИСТОВ Д.А. Онтологический реинжини- ринг бизнес-процессов телекоммуникационного предпри- ятия в соответствии с концепцией New Generation Opera- tions Systems and Software // Открытое образование: [по матер. XXXVI междунар. конф. и дискус. науч. клуба IT+SE’09, майская сессия, Ялта – Гурзуф]. – 2009. – Прило- жение к журн. – С. 184–186.
30. КУДРЯВЦЕВ Д.В. Обзор применения онтологий в модели- ровании и управлении [Электронный ресурс]. – Режим дос- тупа: http://www.businessengineeringgroup.com/theory/ experience/ontologies_for_modelling.php
31. НАГАЕВ Е.В. eTOM: структурная модель бизнес- процессов для операторов связи // Мобильные системы. – 2005. – №5. – С. 36–38.
32. ОВДЕЙ О.М., ПРОСКУРИНА Г.Ю. Обзор инструментов инженерии онтологий [Электронный ресурс]. – Режим дос- тупа: http://www.elbib.ru/index.phtml?page=elbib/rus/journal/ 2004/part4/op
33. ХАММЕР М., ЧАМПИ Д. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе / Пер. с англ. Ю.Е. Корни- лович. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006. – 287 с.
34. ITU-T Recommendation M.3050.0 (03/2007). Telecommunica- tions management network. Enhanced Telecom Operations Map (eTOM) – Introduction / ITU. – Geneva, 2007. – 14 p.
35. http://ru.wikipedia.org/wiki/Инженерия_знаний (дата обра- щения: 13.03.2010)
36. http://www.ip-super.org/content/view/32/66/ (дата обращения: 09.02.2011)