Классическое наследие и репертуар балетного театра

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История балета
  • 34 34 страницы
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 02.07.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ ФОРМЫ PAS DE DEUX, PAS DE TROIS, PAS DE QUATRE 6
2. ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ СПРАВКИ ПО БАЛЕТАМ 15
3. ОСОБЕННОСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ТЕКСТА БАЛЕТНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 26
ВЫВОД 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Фрагмент для ознакомления

Другая постановка Александра Горского по возобновлению 1901 года для Императорского балета, с музыкальными дополнениями и изменениями партитуры Ц. Пуни, выполненными Риккардо Дриго, была представлена на сцене Императорского Мариинского театра 16 декабря 1912 года. Главные танцовщики – Тамара Карсавина (в роли Царь-девицы) и Николай Легат (в роли Иванушки).Возобновление постановок Горского произошло в 1912 году Федором Лопуховым для Кировского балета, они были представленына сцене Кировского государственного академического театра оперы и балета в 1945 году.Приложение 9. Фотография 7. Pasdetrois «Океан и жемчужины» из балета «Конёк-горбунок»Ссылка: Трио Океана и Жемчужины из балета «Конёк-горбунок» URL: https://youtu.be/TLrS5hSF8iE3. ОСОБЕННОСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ТЕКСТА БАЛЕТНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯХореографический текст балетного произведения – это нотация, описывающая движения танцоров и их расположение на сцене. Такой текст создается хореографом и выполняется в соответствии с музыкальным сопровождением. Он может содержать не только физические движения танцоров, но и их эмоциональное состояние, действия в контексте определенной сюжетной линии и взаимодействия друг с другом, например, партнерскую работу.В хореографическом тексте используется множество специальных символов, обозначающих направление движений, поднимание или опускание рук, повороты, смену позиций и другие детали танцевальной композиции. Он позволяет сохранить оригинальную хореографию произведения и передавать ее на будущие поколения танцоров.Хореографический текст является важным компонентом балетного произведения и помогает танцорам запомнить сложные движения и координацию тела в пространстве. Он также упрощает передачу опыта и знаний между поколениями танцоров и сохраняет оригинальный стиль и индивидуальность хореографа.Как правило, номера в либретто балета располагаются в хронологическом порядке, от начала до конца спектакля. Однако в разных либретто могут быть различные структуры и подходы к организации номеров.Кроме того, некоторые либретто могут содержать еще и постановочную информацию, описывающую декорации, костюмы, движения и т.д., что может повлиять на местоположение номеров в тексте.Так, в шедевре Петра Чайковского «Лебединое озеро» номера разделены на две части: первая часть – акт I, вторая часть – акт II и III. В каждой части номера также располагаются в порядке их исполнения.В балете «Щелкунчик»тоже присутствуют акт I и II, но внутри каждого акта номера сгруппированы по сюжетным линиям: «Волшебный вечер» и «Путешествие Щелкунчика».Составим возможный хореографический текст вариации либретто балета «Лебединое озеро»с указанием основной хореографической формы для каждого номера:ПрологАкт IСцена 1 - Приглашение на бал[grandpas]Сцена 2 - Встреча Принца и Одетты[pas de deux]Сцена 3 - Вступление злых чародеек и Одиллии [pas de trios]Сцена 4 - Принц исповедуется в любви перед Одеттой[pas de deux]Сцена 5 - Принц просит Одетту выйти за него замуж[grand pas de deux]Сцена 6 - Хор и танец приглашенных гостей[grandpas]Сцена 7 - Принц отвергаетОдетту и она уходит в глубь леса[pas de deux]Акт IIСцена 1 - Одетта и лебединая свита[pas de quatre]Сцена 2 - Принц узнает про чародеек и решает спасти Одетту[pas de quatre]Сцена 3 - ОтвержениеПринцом Одетты оказывается ловушкой Одиллии[pas de trios]Сцена 4 - Принц попадает в ловушку Одиллии, та становится его невестой[pasdetrios]Сцена 5 - Принц разоблачает Одиллии и обретает любовь Одетты[pasdedeux]Сцена 6 - Победа любви Принца и Одетты[pasdedeux]ЭпилогСоединение Принца и Одетты [grand pasdedeux]Составим возможный хореографический текст вариации либретто балета «Щелкунчик»с указанием основной хореографической формы для каждого номера:ПрологСцена 1 - Празднование Рождества[grand pas]Сцена 2 - Дед Мороз и Снегурочка[pas de deux]Сцена 3 - Странное поведение дядюшки Дроссельмейера[solo]Действие ІСцена 1 – Мари[solo]Сцена 2 - Развязка дуэли между Дроссельмейером и Королевой Крыс[pas de deux]Сцена 3 - Превращение Дроссельмейера в Щелкунчика[pas de deux]Сцена 4 - Игрушки оживают [grand pas]Сцена 5 - Битва с Мышиным Королём и его армией [pasdequatre]Сцена 6–Превращение Щелкунчика в Принца [solo]Действие ІІСцена 2 - Путешествие в Сказочное королевство[pas de deux]Сцена 3 - Прием у Феи Драже [pasdetrios]Сцена 4 - Танцы Зефир[pasdetrios]Сцена 5 - ТанецИспанской, Арабской, Китайской и Русскойкуклол[pasdequatre]Сцена 6 - Вальс снежных хлопьев[grandpas]Сцена 7–Свадьба Мари и Принца [grandpasdedeux]ЭпилогСцена 1 – Пробуждение [solo]Приложение 10. Таблица 1. Перечень сохранившихся хореографических формбалетовIX и XX вв.Произведение или фрагментХореографическая формаКомпозиторХореограф«Белый лебедь» из второго акта «Лебединого озера»pasdedeuxП.И. ЧайковскийВацлавРезингерМариус ПетипаЛев Иванов«Черный лебедь» из третьего акта «Лебединого озера»pasdedeuxП.И. ЧайковскийВацлавРезингерМариус ПетипаЛев Иванов«Синяя птица» из третьего акта «Спящей красавицы»pasdedeuxП.И. ЧайковскийМариус Петипа«Коппелия, или Красавица с голубыми глазами»grandpasdedeuxЛео ДелибАртюр Сен-ЛеонМариус Петипа«Диана и Актеон» из балета «Царь Кандавл»pasdedeuxЛюдвиг МинкусМариус Петипа«Фестиваль цветов в Дженцано»pasdedeuxЭдвард ХельстедХольгерСимонПауллиАвгуст Бурнонвиль«Сильфида»pasdedeux Жан ШнейцхофферГерман ЛевенскольдФилиппо Тальони«Корсар»pasdedeuxАдольф АданЛео ДелибРикардоДриго Цезарь ПуниП. Г. ОльденбургскийЖюль ПерроМариус Петипа«Дон Кихот»grandpasdedeux Людвиг МинкусЭ.НаправникА.СимонВ. ЖелобинскийМариус Петипа«Щелкунчик»grandpasdedeuxП.И. Чайковский Лев Иванов (по разработке Мариуса Петипа)«Пахита»pasdedeuxЭдуарДельдевезЛюдвиг МинкусЖозефМазилье«Талисман»pasdedeuxРикардоДригоМариус Петипа«Тщетная предосторожность»pasdedeux П. ГавоФ. ГерольдП. Гертель Жан Доберваль«Жизель»pasdedeuxАдольф АданЖан КораллиЖюль Перро Мариус Петипа«Трио одалисок» в балете «Корсар»pasdetroisЦезарь ПуниМариус Петипа«Золотое па-де-труа» из балета «Пахита»pasdetroisЛюдвиг МинкусМариус ПетипаВариация из первого акта «Лебединого озера»pasdetroisП.И. ЧайковскийМариус Петипа«Океан и две жемчужины» из балета «Конёк-Горбунок»pasdetroisРодион ЩедринА.И. Радунский«Танец пастушков» из балета «Щелкунчик»pasdetroisП.И. ЧайковскийВ.И. Вайнонен (пост. 1934 г.)«Пахита»pasdetroisЭдуарДельдевез Людвиг МинкусМариуса Петипа«Фея кукол»pasdetroisЙозеф БайерН. Легат, С. ЛегатФрагмент «Розарий» из балета «Пробуждение Флоры» pasdequatreРиккардо ДригоЮрий Бурлака«Па-де-катр»pasdequatreЦезарь ПуниАнтон Долин«Танец маленьких лебедей» из второго акта «Лебединого озера»pasdequatreП.И. ЧайковскийЛев Иванов«Раймонда»pasdequatreА.К. ГлазуновМариус ПетипаJardinauxlilaspasdequatreЭрнест ШоссонЭнтони ТюдорTheMoor'sPavanepasdequatreГенри ПёрселлХосе Лимон«Агон»pasdequatreИ.Ф. СтравинскийДжордж Баланчин«Времена года»pasdequatreДжузеппе ВердиКеннет МакмилланВЫВОДТаким образом, в ходе работы над данным рефератом мы разобрали классическое наследие и репертуар балетного театра. Это понятие охватывает множество произведений, которые стали классикой жанра. К репертуару классического балетного театра относятся такие произведения, как «Сильфида», «Жизель», «Пробуждение флоры», «Пахита», «Фея Кукол», «Конек-горбунок» и многие другие.Репертуар классического балетного театра остается популярным в течение многих лет, а его произведения постоянно появляются на сценах балетных театров по всему миру. Классический балет служит основой для развития балетной техники и мастерства исполнителей.Репертуар балетного театра также включает в себя современные произведения, которые направлены на развитие жанра и использование новых технологий и методов. Такие произведения позволяют балету оставаться современным и привлекать новых зрителей.Однако классическое наследие всегда будет оставаться основой для балетного искусства, и будет продолжать восхищать и вдохновлять поколения зрителей и танцоров, композиторов и постановщиков.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВCappelle, L., Haller, Z., Provansal, M., Proust, S. & Védrine, C. (2018). Premièrepartie. Trajectoiresetcarrières. Dans :SylvieOctobreéd., Normesdegenredanslesinstitutionsculturelles (pp. 27-100). Paris: MinistèredelaCulture - DEPS. https://doi.org/10.3917/deps.octo.2018.01.0027Cohen, S.J. (2004). InternationalEncyclopediaofDance. OxfordUniversityPress. pp. 105–108.Kopunova, K. (2022). Therehearsalprocessinchoreographyasanaspectofcreativeintegration. Философия и культура. 1-8. 10.7256/2454-0757.2022.8.38638.LeRiche, N. (2014). Petitetectoniquedeladanse: EntretienavecNicolasLeRiche. Vacarme, 67, 128-145. https://doi.org/10.3917/vaca.067.0128Pashkova, T. (2021). Dramaticexpressivenessofthelanguageoffolkcharacterdanceinclassicalheritageballets. Artseducationandscience. 1. 150-158. 10.36871/hon.202104019.Александрова Н.А. Балет. Танец. Хореография: краткий словарь танцевальных терминов. М.: Лань, 2011. 624 с.Викулова Л.Г. Музыкальное произведение XVII века: к вопросу о музыкальной репутации и зрительской рецепции в жанре рецензии / Л.Г. Викулова, Н.Л. Шевченко // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2016. № 3 (31). С. 32-40.Волк П.А. Синергетика культурогенеза [Текст] / П. А. Волк // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2004. - №2.-С. 156-159.Габович М.М. Душой исполненный полет (Об искусстве балета) [Текст]. - М. : Молодая гвардия, 1966. - 176 с.Грызунова О.В., Омельницкая В. В. Реставрационно-редакторская деятельность балетмейстеров как средство сохранения и актуализации классического балетного наследия // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2020. № 5. С. 63-74Гусев П. Сохранить шедевры прошлого // Советский балет. 1983. № 4. С. 17-19.Зозулина Н.Н. «Спящая красавица» М. И. Петипа в редакциях Мариинского — Кировского театра // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2017. № 2 (49). С. 31-60.Красовская В. Осторожно, классика! // Музыкальная жизнь. 1981. № 1. С. 5-7.Красовская В.М. Нижинская Бронислава // Русский балет: энциклопедия / Гл. ред. А.П. Горкин. М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. С. 324.Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр [Текст] : очерки истории от истоков до середины XVIII века / В. М. Красовская. - М. : Искусство, 1979. - 295 с.Лопухов Ф. Отношение к наследию / Лопухов Ф. Шестьдесят лет в балете. Воспоминания и записки балетмейстера. М.: Искусство, 1966. С. 218-234.Лопухов Ф.В. Вглубь хореографии. / Лопухов Ф. СПб. Композитор, 2017.Лопухов Ф.В. Хореографические откровенности. / Лопухов Ф. М.: Искусство, 1972. 216 с.Нижинская Б. Петипа победил // Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи / Сост. А. Нехендзи, отв. ред. Ю. Слонимский. Л.: ЛО Искусство, 1971. С. 315-319.Петипа М. Отзыв о книге В. И. Степанова "Alphabetdesmouvementsducorpshumain. Essaid, enreggistrementdesmouvmentsducorpshumainaumoyendessignesmusicaux" // Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи / Сост. А. Нехендзи, отв. ред. Ю. Слонимский. Л.: ЛО Искусство, 1971. С. 121.Розанова О.И. В поисках утраченного. «Баядерка» в Театре оперы и балета им. М. Мусоргского // Петербургский театральный журнал. 2001. № 23. С. 118-122.Сергеев К. Вечно живая традиция // Советский балет. 1983. № 4. С. 23-24.Сергеев К. Живой Петипа. // Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи / Сост. А. Нехензи, отв. ред. Ю. Слонимский. Л.: ЛО Искусство, 1971. С. 320-325.Сергеев К.М. Прошлое и его уроки // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 1993. № 2. С. 7-13.Слонимский Ю.И. П.И. Чайковский и балетный театр его времени. М.: МУЗГИЗ, 1956. 336 с.Слонимский, Ю. Пути возрождения балета [Текст] / Ю. Слонимский // Балет. -1998.-№ 98-99.Черкашина Е.И. Функционирование дискурса в профессиональной картине мира // Текст: дискурсивное проявление и коммуникативная практика: сборник науч. статей в честь юбилея проф. Л. Г. Викуловой / под общ.ред. Е. Г. Таревой. М.: МГПУ; Языки Народов Мира, 2017. С. 210-220.Эльяш Н.И. Образы танца [Текст] / Н. И. Эльяш. - М. : Знание, 1970. - 238 с.

1. Cappelle, L., Haller, Z., Provansal, M., Proust, S. & Védrine, C. (2018). Première partie. Trajectoires et carrières. Dans : Sylvie Octobre éd., Normes de genre dans les institutions culturelles (pp. 27-100). Paris: Ministère de la Culture - DEPS. https://doi.org/10.3917/deps.octo.2018.01.0027
2. Cohen, S.J. (2004). International Encyclopedia of Dance. Oxford University Press. pp. 105–108.
3. Kopunova, K. (2022). The rehearsal process in choreography as an aspect of creative integration. Философия и культура. 1-8. 10.7256/2454-0757.2022.8.38638.
4. Le Riche, N. (2014). Petite tectonique de la danse: Entretien avec Nicolas Le Riche. Vacarme, 67, 128-145. https://doi.org/10.3917/vaca.067.0128
5. Pashkova, T. (2021). Dramatic expressiveness of the language of folk character dance in classical heritage ballets. Arts education and science. 1. 150-158. 10.36871/hon.202104019.
6. Александрова Н.А. Балет. Танец. Хореография: краткий словарь танцевальных терминов. М.: Лань, 2011. 624 с.
7. Викулова Л.Г. Музыкальное произведение XVII века: к вопросу о музыкальной репутации и зрительской рецепции в жанре рецензии / Л.Г. Викулова, Н.Л. Шевченко // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2016. № 3 (31). С. 32-40.
8. Волк П.А. Синергетика культурогенеза [Текст] / П. А. Волк // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2004. - №2.-С. 156-159.
9. Габович М.М. Душой исполненный полет (Об искусстве балета) [Текст]. - М. : Молодая гвардия, 1966. - 176 с.
10. Грызунова О.В., Омельницкая В. В. Реставрационно-редакторская деятельность балетмейстеров как средство сохранения и актуализации классического балетного наследия // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2020. № 5. С. 63-74
11. Гусев П. Сохранить шедевры прошлого // Советский балет. 1983. № 4. С. 17-19.
12. Зозулина Н.Н. «Спящая красавица» М. И. Петипа в редакциях Мариинского — Кировского театра // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2017. № 2 (49). С. 31-60.
13. Красовская В. Осторожно, классика! // Музыкальная жизнь. 1981. № 1. С. 5-7.
14. Красовская В.М. Нижинская Бронислава // Русский балет: энциклопедия / Гл. ред. А.П. Горкин. М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. С. 324.
15. Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр [Текст] : очерки истории от истоков до середины XVIII века / В. М. Красовская. - М. : Искусство, 1979. - 295 с.
16. Лопухов Ф. Отношение к наследию / Лопухов Ф. Шестьдесят лет в балете. Воспоминания и записки балетмейстера. М.: Искусство, 1966. С. 218-234.
17. Лопухов Ф.В. Вглубь хореографии. / Лопухов Ф. СПб. Композитор, 2017.
18. Лопухов Ф.В. Хореографические откровенности. / Лопухов Ф. М.: Искусство, 1972. 216 с.
19. Нижинская Б. Петипа победил // Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи / Сост. А. Нехендзи, отв. ред. Ю. Слонимский. Л.: ЛО Искусство, 1971. С. 315-319.
20. Петипа М. Отзыв о книге В. И. Степанова "Alphabet des mouvements du corps humain. Essai d, enreggistrement des mouvments du corps humain au moyen des signes musicaux" // Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи / Сост. А. Нехендзи, отв. ред. Ю. Слонимский. Л.: ЛО Искусство, 1971. С. 121.
21. Розанова О.И. В поисках утраченного. «Баядерка» в Театре оперы и балета им. М. Мусоргского // Петербургский театральный журнал. 2001. № 23. С. 118-122.
22. Сергеев К. Вечно живая традиция // Советский балет. 1983. № 4. С. 23-24.
23. Сергеев К. Живой Петипа. // Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи / Сост. А. Нехензи, отв. ред. Ю. Слонимский. Л.: ЛО Искусство, 1971. С. 320-325.
24. Сергеев К.М. Прошлое и его уроки // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 1993. № 2. С. 7-13.
25. Слонимский Ю.И. П.И. Чайковский и балетный театр его времени. М.: МУЗГИЗ, 1956. 336 с.
26. Слонимский, Ю. Пути возрождения балета [Текст] / Ю. Слонимский // Балет. -1998.-№ 98-99.
27. Черкашина Е.И. Функционирование дискурса в профессиональной картине мира // Текст: дискурсивное проявление и коммуникативная практика: сборник науч. статей в честь юбилея проф. Л. Г. Викуловой / под общ. ред. Е. Г. Таревой. М.: МГПУ; Языки Народов Мира, 2017. С. 210-220.
28. Эльяш Н.И. Образы танца [Текст] / Н. И. Эльяш. - М. : Знание, 1970. - 238 с.