Методические особенности воспитания координационных способностей на этапе высшего спортивного мастерства
Заказать уникальную дипломную работу- 56 56 страниц
- 44 + 44 источника
- Добавлена 05.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания координационных способностей волейболистов на этапе высшего спортивного мастерства 6
1.1. Понятие о координационных способностях 6
1.2. Средства и методы развития координационных способностей 11
1.3. Особенности координационных способностей волейболистов 18
Глава 2. Организация и методика исследования 24
2.1. Организация исследования 24
2.2. Методика исследования 24
Глава 3. Методика воспитания координационных способностей волейболистов на этапе высшего спортивного мастерства 33
3.1. Результаты педагогического тестирования 33
3.2. Разработка методических рекомендаций по развитию координационных способностей волейболистов 38
Заключение 43
Список использованных источников 46
Приложения 51
Подача снизу с высокой и низкой траекторией полета мяча. Упражнение на развитие умений одиночного блокированияНападающие удары из зоны 4 и 2 с передачами из зоны 3. При отработке нападающего удара внимание уделять не силе, а точности. Нападающие удары в левую зонуНападающие удары в правую зонуУпражнения, направленные на формирование специальной координации волейболистовФормирование специальной координации.1. Проведение парной игры. Один игрок находится с одной стороны сетки, другой – с противоположной стороны у лицевой линии. Второй игрок на своей позиции может быть в различных положениях: игрок сидит спиной к партнеру; игрок сидит лицом к партнеру; игрок лежит на спине; игрок лежит на животе и др. Первый игрок ударяет мяч в пол. После того, как мяч отскочит от пола, второй игрок должен встать, выйти под мяч и совершить передачу партнеру. 2. Различные виды эстафет с элементами волейбола.Методы математической статистики использовались при анализе полученных данных для определения средних величин и достоверности различий между показателями по t критерию Стьюдента. Правильное истолкование результатов наблюдений требует применения специальных приемов обработки, позволяющих даже при малом количестве случаев выявить качественные особенности наблюдаемых явлений.Все подсчеты были выполнены по практикуму Методы математической статистики в педагогических исследованиях в сфере физической культуры и спорта Савостин Н. М., Курнаков С. В. (2017 год). Все экспериментальные данные подвергались статистической обработке, при этом определялись следующие характеристики: Средняя арифметическая величина: М = (S V) / n, где S - знак суммирования; V - коэффициент вариации; n - общее число измерений. Для определения коэффициентов информативности, надежности и согласованности использовались общепринятые меры математической статистики. Для определения достоверности различий по t-критерию Стьюдента использовались следующие формулы: 1.Вычисление средней арифметической величины (X). 𝑋=∑𝑋𝑖𝑛𝑖=1𝑛, (1) где Xi - значение отдельного измерения; n - общее число измерений в группе. 2.Вычисление стандартного отклонения (а). 𝜎=𝑋𝑖max−𝑋𝑖min𝐾, (2) где Хimах - наибольший показатель; Хimin - наименьший показатель; К - табличный коэффициент, К = 3,34 (для 8 человек) 3.Вычисление стандартной ошибки среднего арифметического значения (m). 𝑚=𝜎√𝑛−1, когда n< 30, и𝑚=𝜎√𝑛,когда n> 30. 4. Вычисление средней ошибки разности (t). 𝑡=𝑋Э−𝑋𝐾√𝑚Э2−𝑚𝐾2 5.Определение достоверности различий по специальной таблице. Граничное значение Р 0,05 = 2,06 (по таблице), при f=24 f= пэ + пк - 2, где пэ и пк - общее число индивидуальны результатов в группах. f= 13 + 13-2 = 24.Глава 3. Методика воспитания координационных способностей волейболистов на этапе высшего спортивного мастерства3.1. Результаты педагогического тестированияВ данном разделе в виде диаграммы представлены результаты диагностики показателей испытуемых по всем шкалам, которые предполагает описанная выше комплексная методика диагностики координационных способностей волейболистов контрольной и экспериментальной групп (рис. 1 – 2).Рисунок 1 – Результаты диагностики координационных способностей в экспериментальной группе на констатирующем этапеРисунок 2 – Результаты диагностики координационных способностей в контрольной группе на констатирующем этапеСогласно данным рисунков 3.1 и 3.2, показатели различных координационных способностей волейболистов оказались неравномерными.Как показали исследования, среди испытуемых были те, чья ловкость была развита на высоком уровне (до 8 баллов), а также те, кто набрал 2 балла, что не соответствует квалификации волейболистов данного уровня подготовки. Другие виды координационных способностей также были развиты по-разному у всех занимающихся.Так, высокие баллы получены по показателю «пространственные ориентировки». Средний балл по группе составил 8,3. Ни один из спортсменов не набрал менее 6 баллов по этому критерию.Однако в то же время абсолютное большинство спортсменов имели низкий уровень по показателю «равновесие»: средний балл в экспериментальной группе составил 2,6. При это ни у одного из спортсменов не получено более 4 баллов по данному показателю, что препятствует эффективной игре.Средние показатели получены по точности: 6,3 балла в экспериментальной группе. Следует отметить, что по данному критерию значения в группе оказались примерно равными.В целом, рассматривая особенности сформированности координационных способностей волейболистов, необходимые им для эффективной игры, был выявлены следующие особенности:Низкий уровень равновесия. Эта проблема может стать препятствием совершенствования ряда технических приёмов. Также волейболисты могут испытывать проблемы при перекатах и падениях.Высокий уровень развития пространственных ориентировок свидетельствует о том, что волейболисты быстро и чётко ориентируются при перемещении из зоны в зону, могут вовремя отреагировать на действия как соперников, так и сокомандников.Средний уровень точности говорит о том, что волейболисты имеют возможность проводить работу по совершенствованию управления отдельными сложными двигательными действиями.При этом можно говорить о том, что координационные способности необходимо развивать эффективными методами.Статистически значимых различий на данном этапе выявлено также не было.После реализации разработанного комплекса нами была проведена повторная диагностика с целью проверки эффективности проведенной формирующей работы. Диагностика сформированности показателей координации представлены на рис. 3 – 4:Рисунок 3 - Диагностика координационных волейболистов экспериментальной группы на контрольном этапеРисунок 4 – Диагностика координационных способностей волейболистов контрольной группы на контрольном этапеТаким образом, координационные способности на контрольном этапе исследования были заметно выше у участников экспериментальной группы.С целью анализа результатов данного исследования был использован критерий корреляции Стьюдента. На констатирующем этапе использование критерия корреляции Стьюдента показало следующее:Таблица 1 Результаты статистического анализа по t-критерию Стъюдента (констатирующий этап, экспериментальная и контрольная группы)Параметр КСt-критерий СтъюдентаЛовкость0,752Пространственные ориентировки1,648Равновесие1,745Точность1,835* - значимо для Р – 0,05** - значимо для Р = 0,01Tкр = 2,064 при Р = 0,05; tкр = 2,797 при Р = 0,01Как видно из приведённых данных, ни по одному из показателей развития координационных способностей волейболистов контрольной и экспериментальной группы не было отмечено статистически значимых различий. Следовательно, на данном этапе можно констатировать, что уровень сформированности координационных способностей было примерно равным. На контрольном этапе исследования были получены иные результаты:Таблица 2Результаты статистического анализа по t-критерию Стъюдента (констатирующий этап, экспериментальная и контрольная группы)Параметр КСt-критерий СтъюдентаЛовкость2,926**Пространственные ориентировки1,046Равновесие2,083*Точность2,184** - значимо для Р – 0,05** - значимо для Р = 0,01Tкр = 2,064 при Р = 0,05; tкр = 2,797 при Р = 0,01Таким образом, статистически значимые различия на уровне 1% получены по такому показателю сформированности координационных способностей, как ловкость. Различия на уровне 5% отмечены по показателям «Равновесие» и «Точность». Итак, после реализации формирующего эксперимента установлено, что у волейболистов экспериментальной группы значительно повысились координационные способности по сравнению с младшими школьниками контрольной группы.3.2. Разработка методических рекомендаций по развитию координационных способностей волейболистовВ данном параграфе проводится характеристика содержания методики тренировочных занятий волейболистов Указаны:- основныеметодические положения, сопровождающие проведение тренировочных занятий по волейболу с целью развития координационных способностей; - отличия подготовки в 1-ом и во 2-ом полугодии. С целью развития координационных способностей волейболистов использовалось следующее:- варьирование веса мяча, который применялся в работе над координационными способностями; - использование прыжков вверх: 1) на первом этапе – без отягощения, 2) на втором этапе – с небольшим отягощением, 3) на третьем этапе – со значительным отягощением; - отработка прыжков в яму с целью формирования умений группировки и падения.При выборе специальных отягощений важно руководствоваться следующими критериями: - использование отягощений не должно приводить к изменению структуры действий; -упражнения с отягощениями должны чередоваться с упражнениями без отягощений; - упражнения с лёгкими отягощениями должны выполняться с чередованием с упражнениями с тяжёлыми отягощениями; - важно использовать отягощения в условиях высокой скорости отработки двигательных действий волейболистов. Выполнение специальных упражнений для развития координации волейболистов должно осуществляться по следующим требованиям: - специальная работа на координацию выполняется 3 раза в неделю: 1 раз –умеренная интенсивность; 2 раза – поддержка полученных умений; - экспериментальная работа проводится в середине специальной работы; Следует отметить оптимальные параметры выполнения упражнений на координацию: - прыжки вверх без отягощения выполняются по 8-10 подходов, количество серий – от 5 до 8, отдых между подходами составляет 4-5 минут; - прыжки с отягощениями выполняются по 4 подхода, между ними должна быть пауза отдыха не менее 5 минут, после прыжков необходимо проверить пульс занимающихся. Количество сери – 4. Прыжки в яму выполняются также сериями. В рамках одного подхода количество прыжков не должно превышать 10 раз. Спортсмен может выполнять 5-5 серий. Пауза отдых составляет 5 минут.При выполнении упражнений важно развивать как координацию верхних, так и координацию нижних конечностей, а также координацию туловища: 1. Важно, чтобы упражнения выполнялись в сериях. Когда решаются задачи по совершенствованию нескольких компонентов координационных способностей (например, и точности, и равновесия), то важно анализировать успешность развития каждого качества отдельно.2. Важно, чтобы специальные упражнения выполнялись уже после разминки, когда тело спортсмена готово к интенсивной нагрузке. При том развитие координации требует высокого напряжения ЦНС, так что важно, чтобы к этому времени усталость спортсменов не была высокой. На первых этапах работа на координацию выполняется по следующему плану: - сначала дополнительные отягощения не используются; - на втором этапе отягощения являются умеренными; - далее вес отягощений повышается, развитие координации идёт в сочетании с силовой подготовкой. В подготовительном периоде используются упражнения без отягощений, а также упражнения, предполагающие использование незначительных отягощений. С приближением к соревновательному периоду вес отягощений должен повышаться.Непосредственно перед участием волейболистов с соревнованиях нельзя использовать тренировки с отягощениями: это, во-первых, может привести к травмам, во-вторых, в этот период работа на развитие координации не может проводиться интенсивно: спортсменам важно «выкладываться» на каждой игре.Работа, специально направленная на развитие координационных способностей, проводилась на трёх тренировках в неделю. При этом общий объём нагрузки был примерно одинаковый в экспериментальной и контрольной группах, чтобы спортсмены контрольной группы не перетренировывались и имели возможность восстановиться. Все параметры отягощений, которые были использованы для координационной подготовки, по величине соответствовали возможностям спортсменов и вес их варьировал в соответствии с подготовкой конкретного спортсмена.Как правило, тренировка подразделялась на три основные части: разминка + спецработа, основная часть, заключительная часть + дыхательная гимнастика. Экспериментальная работа проводилась в течение 30 минут. Далее рассмотрим, как работа по развитию координационных способностей распределялась по занятиям: Занятие 1:- прыжки без отягощений до 5 серий с интервалом отдыха 5 минутПрыжки в яму – 8- выпрыгивания из ямы – 8Перекаты – 8- упражнения с незначительными отягощениями – 4 серии с интервалом отдыха 5 минут. Занятие 2:- броски с использованием средних отягощений до 10 повторений, пауза отдыха 5 минут;- броски с использованием тяжёлых отягощений, 4 серии, пауза 5 минут- перекаты – 10 раз- прыжки в яму – 10 раз - выпрыгивания из ямы – 10 раз. На 3 занятии: - прыжки в яму с отягощениями – до 8 раз- выпрыгивания из ямы с отягощениями – до 8 раз.- броски без отягощений – 10 раз (4-5 серий)Таким образом, содержание работы на координацию варьировалось в разные дни недели в связи с решением тренировочных задач.В ходе тренировочного процесса проводилось наблюдение за самочувствием спортсменов. Установлено, что частота пульса у всех была в пределах нормы, не наблюдалось высокого уровня переутомления. Спортсмены проявляли высокий уровень мотивации к тренировкам, а также были нацелены на совершенствование координационных способностей.Таким образом, в рамках данного исследования удалось разработать эффективную методику с учётом диагностики спортсменов, поэтому цель полностью достигнута.ЗаключениеПроведённый анализ источников научной и методической литературы позволил определить сущность понятия «координационные способности» как способность человека интенсивно перестраивать двигательные действия в резко изменившихся внешних условиях.К настоящему времени создано множество разработок для развития координационных способностей. Выбор определённых из них основывается на возрастных особенностях занимающихся, уровня их подготовленности, а также цели развития координационных способностей.Развитие координационных способностей представляет собой одну из важнейших задач физического развития. В этой возрастной категории формируется мышечная система, скорость нарастания мышечной массы максимальна по сравнению с другими возрастными периодами, отмечается высокая психофизиологическая потребность в двигательной активности, которая обеспечивает своевременное и полноценное развитие систем организма, адаптацию к неблагоприятным условиям и устойчивость к инфекционным болезням. Двигательные нагрузки создают оптимальный темп созревания всех органов и систем и развитие физических качеств. Важнейшими методами развития координационных способностей становятся игровой и соревновательный. В своем исследовании мы опирались на работы Ю.В. Верхошанского, Е.Н. Гогунова, В.П. Губы, В.Н. Платонова, В.И. Ляха. При анализе научной литературы было выявлено, что: 1) развитие координационных способностей происходит в возрасте от 4 до 16 лет, совершенствование координационных способностей начинается с 11 лет, в возрасте 15-16 лет подростки способны усваивать сложные координационные способности; 2) координационные способности представляют собой наиболее доступный эффективный способ как управления, так и регулирования двигательными действиями организма, наряду с чем реализуется адекватная адаптация лица к своеобразным внешним факторам и условиям, также наряду с данными процессами реализуется адаптация организма к быстроте, стабильности и координационной точности в процессе обучения движениям;3) общие координационные способности представляют собой способности лица, отражающие фактическую готовность организма к осуществлению эффективного управления собственными двигательными действиями; 4) специальные координационные способности представляют собой имеющиеся у человека возможности, исходя из которых определяется готовность организма к процессу осуществления оптимального управления двигательными действиями, которые схожи между собой по критерию происхождения и смысла; 5) специфические координационные способности представляют собой способности, присущие человеку, исходя из которых определяется уровень готовности лица к управлению организмом специфических заданий, направленных на формирование и развитие координации. Стоит отметить, что в качестве базового средства, направленного на развитие координационных волейболистов в рамках исследования идентифицируются физические упражнения разнообразного характера, целью выполнения которых является деятельность по преодолению трудностей в процессе реализации координации собственных движений. На наш взгляд, средства волейбола является эффективными для развития координационных способностей, поскольку упражнения с мячом направлены на отработку точности движения, способности определения себя и предмета в пространственном поле, развитие ловкости и быстроты движения. В ходе педагогического эксперимента экспериментально проверили эффективность воздействия волейбола на развитие координационных способностей. Нами был составлен и реализован в экспериментальной группе комплекс упражнений, направленный на развитие координационных способностей средствами волейбола. На каждом занятии по физической культуре планировались упражнения, направленные на развитие всех двигательных качеств. Все упражнения, направленные на развитие координационных способностей средствами волейбола, мы разделили на следующие виды: упражнения для разминки, упражнения с мячом, специально-развивающие упражнения. Занятия в экспериментальной группе проводились регулярно. Время одного занятия составляло 95 минут.Проведенное исследование подтверждает эффективность применения комплекса упражнений для развития координационных способностей у волейболистов. Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.Список использованных источниковПриложения
Правовые акты
1. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (04 декабря 2007 г.).
2. Федеральные целевые программы России. Официальный сайт. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации. Режим доступа: http://fcp.ecommy.gov.ru/cgi-Ыn/tis/ fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2006/191/
3. Закон г. Москвы от 15.07.2009 N 27 (ред. от 11.01.2012) "О физической культуре и спорте в городе Москве"
Литература
4. Артеменко, Т.Г. Биохимические показатели двигательных действий в специальных упражнениях базовых видов спорта / Т.Г. Артеменко, Е.В. Артеменко // Инновационные процессы в науке и образовании: монография. – Пенза: Наука и Просвещение, 2019. – С. 64-152.
5. Ахметов, С.М. Взаимосвязь показателей координационных способностей школьников 13 лет // Физическая культура, спорт – наука и практика С.М. Ахметов, Ю.К. Чернышенко, В.А. Баландин и др. – 2016. – №1. – С. 29-34.
6. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин. – М.: Физкультура и спорт, 2013. – 235с.
7. Беляев, А.В. Волейбол / А.В. Беляев. – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 360 с.
8. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. – М.: ТВТ Дивизион, 2017. – 328 с.
9. Ботяев, В.Л. Специфика проявления и контроль координационных способностей в сложно-координационных видах спорта / В.Л. Ботяев // Теория и практика физической культуры. – 2010. – №2. – С. 73-74.
10. Булыкина, Л.В. Ведущие физические качества волейболистов различной квалификации / Л.В. Булыкина, А.С. Ананьин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта». – 2018. – № 3. – С. 28-36.
11. Буров, А.Э. Диагностика и оценка профессионально важных качеств в практике профессионально-прикладной физической культуры: научнопрактическое пособие / А.Э. Буров, О. А. Ерохина. – Чебоксары: ИД «Среда», 2020. – 192 с.
12. Ваниев, Р.С. О роли влияния физической подготовки на обучение технике волейбола обучающихся на уроках физической культуры / Р.С. Ваниев, Л.Н. Коваль // Инновационная наука. – 2021. – №2. – С. 103-106.
13. Варламов, Д.Б. Координационные способности и факторы, влияющие на их развитие / Д.Б. Варламов, Е.В. Егорычева, И.В. Чернышева, М.В. Шлемова // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5–2. – С. 293-294.
14. Верхошанский, Ю.В. «Ударный» метод развития «взрывной» силы / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физкультуры. – 1968. – №8. –С. 59.
15. Гогунов, Е.H. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.Н. Мартъенов. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 264 с.
16. Горская, И.Ю. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья: монография / И.Ю. Горская. – Омск: СибГАФК, 2000. – 212.
17. Замогильнов, А.И. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / А.И. Замогильнов. – Шуя: Шуйский филиал ИвГУ, 2017. – 289 с.
18. Ильин, Е. П. Психология физического воспитания / Е.П. Илиьн. – М.: Просвещение, 1998. – 287 с.
19. Иссурин, В.Б. Координационные способности спортсменов : методическое пособие / В. Б. Иссурин, В. И. Лях ; пер. с англ. И. Шаробайко. – М.: Спорт, 2020. – 208 с.
20. Калмыков, Д.А. Учет иерархичности использования средств формирования видов координационных способностей как необходимое условие совершенствования процесса их развития / Д.А. Калмыков, Г.И. Дерябина, О.С. Терентьева и др. // Вестник ТГУ. – 2018. – №5 (175). – С. 69-80.
21. Кудрявцева, О.В. Комплексный подход в формировании представлений о двигательных представлений обучающихся на уроках физической культуры / О.В. Кудрявцева, Е.Е. Бендусов, М.Е. Соловых // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – М.: Научно- 48 издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта». – 2020. – № 4. – С. 65-88.
22. Кузнецов, В.С. Физическая культура / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М. : КНОРУС, 2016. – 256 с.
23. Куркина, Н.М. Развитие координационных способностей у учащихся школьного возраста в процессе занятий волейболом / Н.М. Куркина// Физическая культура, воспитание, образование, тренировка. – 2016. – №1(5). – С. 29-31.
24. Лубышева, Л.И. Система базовых условий для подготовки школьников к выполнению нормативных требований комплекса ГТО. / Л.И. Лубышева, Л.А. Семенов // Физическая культура, воспитание, образование, тренировка. – 2018. – № 2. – С. 2-6.
25. Лукьяненко, В.П. О преподавании теоретического материала на уроке физической культуры / В.П. Лукьяненко, Н.В. Муханова // Физическая культура в школе. – 2020. – № 4. – С.23.
26. Лях, В.И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. – 1995. – №11. – c. 73.
27. Лях, В.И. Координационные способности школьников / В.И. Лях. – Минск: Полымя, 2001. – 152 с.
28. Лях, В.И. О классификации координационных способностей / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. – 1997. – №7. – С. 28-30.
29. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 114 с.
30. Марков, К.К. Содержание соревновательной деятельности в волейболе и методика совершенствования функциональной подготовки спортсменов: методические указания / К.К. Марков. – Иркутск. – 2014 – 47 с.
31. Мейксон, Г.Б. Физическое воспитание / Г.Б. Мейксон. – М.: Физкультура и спорт, 2015. – 235с.
32. Мохова, К.С. Методика развития координационных способностей на занятиях по волейболу / К.С. Мохова, Д.Ю. Витман, Д.А. Бобровский // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2020. – №2 (18). – С. 280-286.
33. Платонов, В.Н. Закономерности и принципы системы спортивной подготовки / В.Н. Платонов. – М.: СААМ. – 2015. – С. 20-23.
34. Ржанов, А.А. Методика оптимизации двигательных способностей в спортивной тренировке / А.А. Ржанов, О.А. Шишлянникова, Е.Н. Матросова // Ученые записки университета Лесгафта. – 2020. – №8 (186). – С. 247-252.
35. Ржанов, А.А. Вестибулярная устойчивость и равновесие как координационный атрибут подготовленности волейболиста / А.А Ржанов., Е.Н. Матросова, С.А. Тигунцев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта». – 2020. – № 3. – С.6-8.
36. Рязанов, А.А. Развитие скоростно-силовых способностей волейболистов / А.А. Рязанов, М.Ю. Богданов // Вестник ТГУ. – 2019. – №178.– С. 53-59.
37. Свечкарев, В.Г. Подвижные игры как система совершенствование физических качеств / В.Г. Свечкарев // Научные известия. – 2017. – №. 7. – С. 145.
38. Сергиевич, Е.А. Теоретические основы дисциплины «физическая культура и спорт»: учебно-методическое пособие / Е.А. Сергиевич, Л.П. Пягайл. – Омск: Омская гум, 2018. – 224 с.
39. Серикова, Ю.Н. Координационные способности: определение, основные подходы к изучению, современные средства и методы развития / Ю.Н. Серикова, В.А. Александрова, А.Ю. Нечаева // Ученые записки университета Лесгафта. – 2018. – №6 (160). – С. 224-231.
40. Смирнова, У.В. Особенности проявления базовых физических качеств спортсменов в волейболе / У.В. Смирнова, Ю.Ю. Карева, И.В. Николаева и др. // Ученые записки университета Лесгафта. – 2019. – №4 (170). – С. 309-312.
41. Трофимов, А.М. Психофизиологические аспекты ловкости и координационных способностей / А.М. Трофимов // Ученые записки университета Лесгафта. – 2017. – №9 (151). – С. 240-244.
42. Шевченко, Д.Ю. Методика совершенствования координационных способностей у учащихся / Д.Ю. Шевченко // Ученые записки университета Лесгафта. – 2020. – №7 (185). – С. 446-449.
Интернет-ресурсы
43. Национальные виды спорта и спортивные игры [Электронный ресурс] /СПб ГКУ «СПб Дом национальностей»: [сайт] – URL: http://spbdn.ru/nacionalnyevidy-sporta-i-sportivnye-igry/ (дата обращения: 18.05.2023)
44. Traditional games & sport [Электронный ресурс] /We R Native [сайт] –URL: https://www.wernative.org/my-culture/traditions/traditional-games-sports (дата обращения: 05.05.2023).