Юродство как транскультурный феномен в русской и китайской литературе

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Востоковедение
  • 17 17 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 06.07.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Юродство как феномен культуры (русской и китайской)
1.1.Философия «юродства» в русской культуре………………….5
1.2.Философия «юродства» в китайской культуре……………….7
1.3.Сходства и различия……………………………………………8
Глава 2. Сходства и различия отображения юродства в русской и китайской литературе XIX-XX вв……………………………………9
Заключение…………………………………………………………...16
Список литературы…………………………………………………..17
Фрагмент для ознакомления

Образ юродивых в русской и китайской литературе создается в контексте различных религиозных течений, отсюда и их кардинально отличающееся отношение к людям и обществу. В рамках буддизма каждый человек является прототипом Будды, но в условиях земной жизни он временно отравлен «тремя ядами» – жадностью, ненавистью и невежеством[4, с. 23]. Пока у человека есть возможность понять свою сущность и смахнуть «пыль» со своего сердца, он может прочувствовать свое освобождение и просветление, он может стать ближе к божественному началу. Несмотря на сходство юродивых с сумасшедшими, юродивые всегда последовательно и четко следуют философским взглядам буддизма, которые нацелены на спасение мира; юродивые относятся ко всем одинаково и применяют свои сверхъестественные способности и магические ритуалы для того, чтобы оказать помощь и спасти души людей[4, с. 7]. Цзи-гун– это типаж юродивого в китайской культуре. Цзи-гун вел монашеский образ жизни, он целыми днями бродил по улицам и был знаком с представителями дворянства, но в его душе не было лжи и фальши, лести и раболепия, он отличался достоинством и свободой своих взглядов. Сильный дух Цзи-гуна проявляется в желании оказать помощь бедным и несчастным людям, а не в том, чтобы занять высокое положение и поднять свою репутацию. Отличием образа юродивого в русской культуре считается то, что эти странные люди «страдают сознательно» [5, с. 10]. Их страдание – это страдание не ради себя и для себя, они страдают за все человечество (пересечение с православными взглядами русского народа). Их мнение – искупить грех других есть благородное проявление самопожертвования и святое дело. В контексте христианских взглядов, человек приходит в этот мир с «первородным грехом». Жизненный путь человека должен быть обязательно наполнен добрыми поступками и осознанным поведением – только так человек может после завершения своего жизненного пути продолжить существовать в райском пространстве. По этой причине юродивые в русской культуре страдают за чужие грехи для того, чтобы привести людей к искреннему желанию отказаться от совершения злых нечестивых поступков [6, с. 47].Для примера из художественной литературы мы приведем героя Авдия из романа Чингиза Айтматова «Плаха».Авдия и Христа объединяют взгляды и убеждения: возвысить личность человека и избавиться от проявлений зла в мире. Для этого Авдий пытается уговорить преступников прекратить продажу наркотиков и охоту на диких животных; делает он это во имя спасения заблудших душ. Однако, они его не услышали, потому что их душа полна изъянов и материально зависима; итог – избиение Авдия до полусмерти. В этих условиях юродивый также считает, что эти страдания посланы ему свыше для искупления грехов всех грешников мира. Через образ юродивого русские писатели продвигают идею спасения всего человечества. Юродивые как особый прототип русских святых должен действовать соответственно поведению Христа и также спасти человечество [7, с.36].(2) Единство человека и Будды – разделение человека и Бога.Значимым вопросом всех религиозных систем мира считается взаимоотношения человека и божественной сущности. Каждая религия формирует свой ответ на этот вопрос. С точки зрения буддизма, человек и Будда неразделимы, а по христианским взглядам – бог и человек существуют раздельно. Этим и отличаются учение буддизма и христианское учение [8, с. 103]. «Согласно учению буддизма, Будда – это не только объект поклонения, но и высшее проявление доброй воли человека. Сюжет, в котором юродивые были перевоплощены в архатов, а также сюжеты о юродивых в древнекитайских буддийских романах, являются лучшей интерпретацией буддийской концепции «человека и Будды как одного целого».Бог – самая высшая ступень развития, именно Бог наблюдает за миром и способен рассудить, кто прав, а кто виноват, а также имеет возможность наказать зло и нести взгляды о добре в мир. Данной позиции придерживаются представители христианской традиции.Так как люди уже приходят в этот мир с первородным грехом, их единственно верное и праведное поведение – находясь под присмотром божественной сущности, они должны принять предсказание Христа и искупить свою вину заслугами. Соответственно, христианская традиция не дает возможности человеку стать Богом или даже приблизиться к нему по своим душевным качествам и воззрениям. Именно поэтому юродивые единственно правильный вариант – через страдания за грехи и неправедные поступки других людей искупить вину, искоренить зло, уйти от жизненных благ и созерцать мир, Бога, природу, себя, наставить других людей на путь истинный и помочь им в сложных жизненных ситуациях, помочь разобраться в себе – этими действиями можно стать ближе к божественной сущности, отказавшись от мирской суеты и принимая на себя ответственность за грехи своего народа. Юродивые – луч надежды в светском мире.ЗаключениеЮродивый – неотъемлемая часть культурной системы России. Такой человек стал типичным образом национального самосознания в русской классической культуре. Понятие «юродивый» имеется в китайской культуре, но оно базируется на принципах буддизма, конфуцианских и даосских идеях. Хотя образы юродивого в китайской и русской литературе – это две системы, которые развивались параллельно, они похожи по внешнему виду, поведению и убеждениям. Образ юродивого – это внешние проявления антиматериальных, антирациональных и антиавторитетных человеческих желаний. С светской точки зрения, юродивый глуп, потому что он отказывается от всех желаний и удовольствий реального мира и используют только моральное совершенство и духовное продвижение как смысл существования; с религиозной точки зрения юродивый имеет мудрость, он постиг истинный смысл жизни, превзошел ограничения времени и пространства существования и стал мудрецом, который духовно наиболее близок Будде и Богу. Юродивые являются духовным утешением трансцендентной жизни и имеют чистую душу.Список литературы1. Шутов Р.В. Имидж юродивого: Святая девиация. Общественные науки. Вопрос теории и методологии, 2020. – С. 14-19.2. Туминская О.А. «Юродивый Христа ради»: термин и образ. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2019. – С. 106-112.3. Ильин А.Н. Феномен духовного лидерства юродивого. Общество: философия, история, культура, 2019. – 6 с.4. Cычев А.А. К истокам этики юродства. Этическая мысль, 2018. – С.110-123.5. Тетерина Е.А. Юродство как феномен русской духовной культуры. Наука. Общество. Государство, 2020. – 7 с.6. 汤普逊. 理解俄国:俄国文学中的圣愚. 生活•读书•新知三联书店, 1998 (E.M.Thompson, Understanding Russia: The Holy Fool in Russian Literature. Life•Reading•Awakening Sanlian Bookstore, 2018).7. 王志耕,孙海英. 关于圣愚文化与俄罗斯文学的对话. 廊坊师范学院学报, 2019, 29(03):5-10 (Zhigeng Wang, Haiying Sun, Foolishness-for-Christ Culture and Russian Literature Journal of Langfang Teachers College, 2013).8. 徐笑一. 中国古代小说中的圣愚形象研究. 东北师范大学, 2017 (Xiaoyi Xu, The study of Holy Fool Images in Chinese Ancient novels. Northeast Normal University, 2019).9. Интернет ресурсы: https://azbyka.ru/yurodstvo.

Шутов Р.В. Имидж юродивого: Святая девиация. Общественные науки. Вопрос теории и методологии, 2020. – С. 14-19.
2. Туминская О.А. «Юродивый Христа ради»: термин и образ. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2019. – С. 106-112.
3. Ильин А.Н. Феномен духовного лидерства юродивого. Общество: философия, история, культура, 2019. – 6 с.
4. Cычев А.А. К истокам этики юродства. Этическая мысль, 2018. – С.110-123.
5. Тетерина Е.А. Юродство как феномен русской духовной культуры. Наука. Общество. Государство, 2020. – 7 с.
6. 汤普逊. 理解俄国:俄国文学中的圣愚. 生活•读书•新知三联书店, 1998 (E.M.Thompson, Understanding Russia: The Holy Fool in Russian Literature. Life•Reading•Awakening Sanlian Bookstore, 2018).
7. 王志耕,孙海英. 关于圣愚文化与俄罗斯文学的对话. 廊坊师范学院学报, 2019, 29(03):5-10 (Zhigeng Wang, Haiying Sun, Foolishness-for-Christ Culture and Russian Literature Journal of Langfang Teachers College, 2013).
8. 徐笑一. 中国古代小说中的圣愚形象研究. 东北师范大学, 2017 (Xiaoyi Xu, The study of Holy Fool Images in Chinese Ancient novels. Northeast Normal University, 2019).
9. Интернет ресурсы: https://azbyka.ru/yurodstvo.