Управление доходами и расходами организации на примере ПАО «Магнит»
Заказать уникальную курсовую работу- 47 47 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 30.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Экономическая сущность и виды доходов и расходов организации 5
1.2 Методика и информационная база анализа доходов и расходов организации 14
1.3 Сущность, цель, задачи и методы управления доходами и расходами организации 17
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ ПАО «МАГНИТ», РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ 23
2.1 Организационно-экономическая характеристика ПАО «Магнит» 23
2.2 Анализ динамики и структуры доходов и расходов ПАО «Магнит» 28
2.3 Оценка эффективности управления доходами и расходами организации 37
2.4 Рекомендации по совершенствованию управления доходами и расходами ПАО «Магнит» 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
Проценты к получению — это доходы:от процентов по облигациям, депозитам, по государственным ценным бумагам и т.п.,за предоставление в пользование денежных средств организации,за использование кредитной организацией денежных средств, находящихся на счете организации в этой кредитной организации.Доходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, в данной статье не отражаются.Проценты к получению составляют 9,45% от доходов, однако в динамике наблюдается ее снижение на 8,34%% в 2021 г.Проведем анализ расходов организации.Таблица -Анализ расходов 201920202021Абсолютное изменение, (+, -)Темп прироста, %в 2020 к 2019в 2021 к 2020в 2020 к 2019в 2021 к 2020Себестои-мость продаж677756432967674-3 4463 345-5,085,20Коммерчес-кие расходы00000 Управленчес-кие расходы15568609404141595530-616 446655 116-39,6069,66Проценты к уплате2018500560980056498803 591 30040 080177,920,71Прочие расходы715852376440273160-339 412-103 280-47,41-27,44Налог на прибыль204192132190-40321-72 002-172 511-35,26-130,50Итого4563179712317375459232 559 994422 75056,105,93Расходы организации в 2020 году выросли на2 559 994 или на 56,10%, в 2021 г. на 2 559 994 тыс. руб. или 5,93%. Наибольший рост показали управленческие расходы – 69,66%. Проценты к уплате выросли за данный период на 0,7 %, что говорит о росте платы за привлеченные компанией средства и зависимости от заемных средств.Произошло снижение налога на прибыль на 130,5% и прочих расходов на 27,44%.(рис. 9)Рисунок – Динамика расходовАнализ структуры расходов приведен в табл. 8.Таблица - Анализ структуры расходов 201920202021Абсолютное изменение, (+, -)Темп прироста, %в 2020 к 2019в 2021 к 2020в 2020 к 2019в 2021 к 2020Себестоимость продаж1,490,900,90-0,58-0,01-39,20-0,69Коммерческие расходы0,000,000,000,000,00 Управленческие расходы34,1213,2021,14-20,927,94-61,3060,16Проценты к уплате44,2378,7574,8734,52-3,8878,04-4,93Прочие расходы15,695,283,62-10,40-1,66-66,31-31,50Налог на прибыль4,471,86-0,53-2,62-2,39-58,53-128,79Итого100,00100,00100,000,000,000,000,00Наибольшую долю расходов организации составляют проценты к уплате.К процентам, подлежащим уплате организацией, относятся:проценты, уплачиваемые по всем видам заемных обязательств организации (в том числе по товарным и коммерческим кредитам, облигационным и вексельным займам), помимо той их части, которая в соответствии с правилами бухгалтерского учета включается в стоимость инвестиционного актива либо использована для предварительной оплаты материально-производственных запасов, иных ценностей, работ, услуг;дисконт, причитающийся к уплате по облигациям и векселям, помимо той его части, которая включена в состав расходов будущих периодов в соответствии с учетной политикой организации.Рисунок –Структура расходов организацииПроценты к уплате в 2021 г. составляют 74,8% расходов, при этом их доля снизилась на 4,93%. Управленческие расходы составляют 21,14%расходов, при этом их доля выросла на 60,16%.Оценка эффективности управления доходами и расходами организацииОценку эффективности управления доходами и расходами организации проведем сравнением доходов и расходов организации.Таблица - Сравнение доходов и расходов организации 201920202021Абсолютное изменение, (+, -)Темп прироста, %в 2020 к 2019в 2021 к 2020в 2020 к 2019в 2021 к 2020Доходы450644053525072964625087-981367629374358-21,7883,33Расходы456317971231737545923255999442275056,105,93Прибыль405012262812755657079164-1237367028951608-30,55102,93 Рисунок – Сравнение доходов и расходов организацииВ 2020 г. наблюдался негативный фактор: суммарные расходы приросли на 56,1% при снижении доходов на 27,1%. Причина роста – проценты за кредит, увеличение на 3 591 300 тыс. руб. или на 177,92%.В результате прибыль снизилась на 12 373 670 тыс. руб.В 2021 г. наблюдался позитивный фактор: суммарные доходы приросли на 83,33% при росте доходов на 27,1%. В результате прибыль снизилась на 12 373 670 тыс. руб.Причина роста – прирост доходов от участия в других организациях на 29 694 000 тыс. руб. или на 106,77%.В результате прибыль выросла на 28 951 608 тыс. руб. или на 102,93%.Показательно сравнение процентов к получению и процентов к уплате. Два этих показателя увязывают одновременно инвестиционное направление (проценты к получению) и финансовое (проценты к уплате). Таблица -Сравнение процентов к получению и процентов к уплате 201920202021Абсолютное изменение, (+, -)Темп прироста, %в 2020 к 2019в 2021 к 2020в 2020 к 2019в 2021 к 2020Проценты к получению4049280665931061038402610030-55547064,46-8,34Проценты к уплате201850056098005649880359130040080177,920,71Итого20307801049510453960-981270-595550-48,32-56,75Рисунок - Сравнение процентов к получению и процентов к уплатеПрирост доходов от предоставления займов или приобретенных ценных бумаг в организацииниже, чем увеличение расходов в виде платежей за привлеченные средства. Это отрицательный аспект, хотя по абсолютным значениям проценты к уплате ниже. Оценка доходов и расходов невозможна без оценки рентабельности деятельности предприятия. В таблице 9 представлены основные показатели рентабельности исследуемой розничной сети в динамике за 2016-2018 гг. Таблица - Анализ рентабельности201920202021Изменение, %21-2022-2166589176744371208615,25-7,2159811670311464441217,55-8,35-958744-237300-951118-75,25300,81407054182825974657038843-30,57101,84405017982812755657079164-30,55102,9317639055722034834824263656224,9210,11136362267134178422128782572-1,60-4,02677756432967674-5,085,20-143,98-30,92-133,57113,06-102,656112,933682,338010,11-2430,604327,786082,353665,108015,77-2417,254350,6722,9612,7723,52-10,2010,7629,7020,9644,32-8,7423,3689,8291,6290,501,80-1,12-1414,60-368,88-1405,441045,71-1036,5623,0812,8323,51-10,2510,68Показатели рентабельности, которые считаются по прибыли т продаж имеют отрицательную величину, так как прибыль от продаж отрицательна.Показатели рентабельности активов, собственного капитала снизились в 2020 г, в связи со снижением прибыли и выросли в 2021 году в связи сростом прибыли (рис.13).Рисунок - Показатели рентабельностиРекомендации по совершенствованиюуправления доходами и расходами ПАО «Магнит»Полученные результаты свидетельствуют о том, что за исследуемый период основным видом дохода ПАО «Магнит» являются доходы от участия в других организациях,Для повышения эффективности управления доходами от участия в других организацияхПАО «Магнит» следует развивать эффективность организаций в сети.На рост доходов Магнита повлияет:открытие новых магазинов и сохранение старых;расширение форматов доступной торговли;сохранение лояльности покупателей крупным сетям;увеличение доли на продуктовом рынке (с 10,6% до 11,4%);У компании обширная логистическая инфраструктура: 39 распределительных центров суммарной площадью 1,7 млн квадратных метров и практически 4,4 тысячи грузовиков. Следует далее развивать логистическую сеть и распределительные центры.«Магнит» имеет 17 собственных производств продуктов питания и сельскохозяйственной продукции. Следует далее развивать собственные производства.«Магнит»предлагает эксклюзивные товары с отличным соотношением цены и качества. Дальнейшие точечные инвестиции помогут усилить дифференциацию и получить высокую доходностьСледуетвкладываться в развитие: кроме открытия новых магазинов, в старых проводить редизайн, активно внедрять цифровую трансформацию.Запуск новых форматов и выход на новые рынки. Например, запуск формата «У дома плюс» или выход в Узбекистан с форматом дрогери открывает потенциал для диверсификации и роста.Новые перспективные форматы.Магнит Моя цена. Бюджетный магазин без излишеств, предлагающий ассортимент, который удовлетворяет основные потребности. Ср. площадь торговой точки, кв. м150-350, ср. кол-во SKU 1 750Магнит Сити. Небольшой магазин с зоной кафе для крупных городов, предлагающий еду навынос. Ср. площадь торговой точки, 120-180 кв. м. ср. кол-во SKU 3 200Магнит GО. Киоск, предлагающий еду и другие товары навынос в локациях высоким трафиком. Ср. площадь торговой точки, 6-60 кв. м. Ср. кол-во SKU~300Следует далее развивать e-commerce, собственную службу доставки. Создавать специально открываемые дарксторы для службы доставки .Розничная сеть является активным игроком финансового рынка. Проценты к получению составляют 9,45% от доходов. ПАО «Магнит» необходимо тщательно анализировать и контролировать финансовые вложения, с целью максимизации прибыли. Наибольшую долю расходов организации составляют проценты к уплате. Для снижения процентов к уплате следует далее наращивать собственный капитал и тщательно анализировать и контролировать условия кредитования с целью минимизации процентных платежей.Снижение процентов к уплате на 5% приведет у росту чистой прибыли на 282 494 тыс. руб или на 0,49%.Управленческие расходы составляют 21,14% расходов С целью сокращения управленческих расходов необходимо более активно внедрять цифровые системы поддержки управленческих решений, автоматизировать процессы управления.Снижение управленческих расходов на 5% приведет у росту чистой прибыли на 79 777 тыс. руб или на 0,14%.Продовольственный ретейл выглядит стабильно. Даже при сокращении общего розничного товарооборота в России на 9,8% в годовом исчислении продуктовая розница потеряла всего 1,8% г/г. Продукты питания относятся к товарам первой необходимости, потребление которых снизится в последнюю очередь.Выручка в 2022 г. увеличилась на 38,2% за счет эффекта от приобретения «Дикси», высокой инфляции, новых площадей и повышения плотности продаж.Сопоставимые продажи в 2022 выросли на 12,6% г/г на фоне увеличения среднего чека на 13,1% г/г и снижения трафика на 0,5% г/г. Компания сохранила валовую рентабельность, перенеся повысившуюся себестоимость на покупателей. Коммерческие и административные расходы выросли менее быстрыми темпами, чем выручка, и операционная прибыльулучшилась на 42,9% г/г, до 49,6 млрд руб.«Магнит» хорошо позиционирован для укрепления рыночной доли. Инфляция и развитие дискаунтеров, онлайн-торговли и ключевого формата «у дома» и останются драйверами продажФакторы роста доходов.Развитие собственных торговых марок (СТМ), обладающих большей рентабельностью для сети или более низкими ценами для покупателей, чем товары сторонних производителей, поддерживает ассортимент, замещает «выпавшие» товары ушедших зарубежных производителей, положительно влияет на показатели сети и лояльность покупателей. Доля СТМ в 2022 достигла 20%, цель — увеличить ее до 25% до 2025 года, в дискаунтерах — до 50%.Повышение операционной эффективности посредством закрытия или переформатирования неэффективных магазинов. Улучшение плотности продаж за счет программы редизайна положительно скажется на операционной рентабельности. Программа редизайна была замедлена в 2022 по сравнению с прошлым годом: 184 магазина прошли редизайн в первой половине 2022 года, против 243 в аналогичный период 2021 года.Развитие быстрорастущих сегментов экспресс-доставки и дискаунтеров положительно отразится на темпах увеличения продаж.Общий оборот товаров (GMV) онлайн вырос в 5,1 раза, до 7,4 млрд руб., категория «экспресс» (до 60 мин) является крупнейшей и самой быстрорастущей.Средний чек в дискаунтерах увеличился на 23,4% г/г и составил 307 руб., при среднем росте чека по сети 16% г/г. Общий рост LFL-продаж магазина низких цен (включая новые открытия и переформатированные магазины) превысил 60%. Сеть открыла 126 магазинов (net), включая 102 дискаунтера.Потенциал для укрепления рыночной доли за счет выбытия неэффективных или мелких игроков ввиду перехода покупателей из ушедших сетей или приобретения помещений конкурентов. Сеть расширилась в Московской и Ленинградской областях из-за покупки «Дикси», а также в Волгограде и Казани через получение прав аренды региональных сетей. Тренд на консолидацию рынка крупнейшими ретейлерами продолжится.Низкие операционные и санкционные риски за счет фокуса на внутреннем рынке, объемы рынка сбыта стабильны из-за постоянности потребности в продуктах питания. ЗАКЛЮЧЕНИЕМагнит» — крупнейший по количеству магазинов и второй по выручке продуктовый ритейлер в России. Компания — один из крупнейших частных работодателей в стране со штатом более 300 тысяч сотрудников.Бизнес «Магнита» присутствует во всех федеральных округах, кроме Дальневосточного. У него самый широкий территориальный охват среди конкурентов: клиенты «Магнита» — 85% российских семей из более чем 3800 населенных пунктов.Главная стратегическая цель компании — укрепление лидерства в сегменте, с наращиванием доли рынка при сохранении доходности. Более двух третей выручки компании приносят самые многочисленные и популярные у клиентов форматы магазинов у дома, что выгодно отличает «Магнит» от «Ленты», основа бизнеса которой — теряющие популярность гипермаркеты.Прибыль чистаяснизилась в 2020 годудо 28127 556 тыс. руб.и выросла в 2021 г до 57079164556 тыс. руб.Анализ структуры прибыли до налогообложения показывает, что за анализируемый период прибыль от продаж отрицательна, прибыль до налогообложения формируетприбыль от прочей деятельностиСуммарные доходы организации выросли в 2021 г на29 374 358тыс. руб. или 83,33% процентов. Наибольший прирост 2083,46% показали прочие доходы. За исследуемый период основным видом дохода ПАО «Магнит» являются доходы от участия в других организациях, поэтому прибыль от продаж по сравнению с прибылью до налогообложения или чистой прибылью невелика.Расходы организации в 2020 году выросли на 2 559 994 или на 56,10%, в 2021 г. на 2 559 994 тыс. руб. или 5,93%. Наибольший рост показали управленческие расходы – 69,66%.Наибольшую долю расходов организации составляют проценты к уплате.Проценты к уплате в 2021 г. составляют 74,8% расходов, при этом их доля снизилась на 4,93%. Управленческие расходы составляют 21,14%расходов, при этом их доля выросла на 60,16%.В 2020 г. наблюдался негативный фактор: суммарные расходы приросли на 56,1% при снижении доходов на 27,1%. Причина роста – проценты за кредит, увеличение на 3 591 300 тыс. руб. или на 177,92%.В результате прибыль снизилась на 12 373 670 тыс. руб.В 2021 г. наблюдался позитивный фактор: суммарные доходы приросли на 83,33% при росте доходов на 27,1%. В результате прибыль снизилась на 12 373 670 тыс. руб.Причина роста – прирост доходов от участия в других организациях на 29 694 000 тыс. руб. или на 106,77%.В результате прибыль выросла на 28 951 608 тыс. руб. или на 102,93%.Для повышения эффективности управления доходами от участия в других организацияхПАО «Магнит» следует развивать эффективность организаций в сети. Следует далее развивать логистическую сеть и распределительные центры.Следует далее развивать собственные производства.Следует вкладываться в развитие: кроме открытия новых магазинов, в старых проводить редизайн, активно внедрять цифровую трансформацию. Следует далее развивать e-commerce, собственную службу доставки. Создавать специально открываемые дарксторы для службы доставки .Для снижения процентов к уплате следует далее наращивать собственный капитал и тщательно анализировать и контролировать условия кредитования с целью минимизации процентных платежей.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВНалоговый Кодекс РФ от 31.07.98 № 146-ФЗ [Электронный ресурс]: режим доступа - http://ivo.garant.ru/#/document/10900200/ paragraph/1:1Кичигина Т.Н. Проблемы и пути улучшения финансового состояния предприятия / Т.Н. Кичигина // Синергия Наук. — 2019. — № 42. — С. 15-20.Клопова А.А. Состав, содержание форм и их роль в бухгалтерской отчетности в финансовом анализе предприятия / А.А. Клопова // Мировая наука. – 2019. – № 1 (22). – С. 149–151.Колесник Д.С. Оценка финансового состояния организации и пути его улучшения / Д.С. Колесник // Наука через призму времени. — 2020. — № 4 (37). — С. 62-63.Румянцева Е. Е. Экономический анализ: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Е. Румянцева. – Москва: Издательство Юрайт, 2018. – 381 с.Савицкая, Г.В. Анализ финансового состояния предприятия / Г.В. Савицкая. – М.: Юрайт, 2017 – 495 c.Семичева Н.А. Особенности улучшения финансового состояния предприятия / Н.А. Семичева // Научный аспект. — 2019. — Т. 1. — № 4. — С. 7-11.Уплотина С.А. Способы снижения риска возникновения несостоятельности (банкротства) / С.А. Уплотина // Право и социальное неравенство. – 2019. – №5. – С. 101–106.Урусова А.Б. Пути улучшения финансового состояния предприятия / А.Б. Урусова // Финансовая экономика. — 2018. — № 8. — С. 125-126.Филина Я.И. Анализ финансового состояния предприятия и пути его улучшения / Я.И. Филина // Академическая публицистика. — 2019. — № 10. — С. 80-84.Чипурная О.Е. Факторный анализ как метод анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности / О.Е. Чипурная, Л.А. Семина // В сборнике: Проблемы внедрения результатов инновационных разработок. Сборник статей по итогам Международной научно–практической конференции. – 2018. – С. 119–121.Шарипова А.Я. Направления по улучшению финансового состояния предприятия / А.Я. Шарипова // В сборнике: Проблемы управления, экономики и права в общегосударственном и региональном масштабах Сборник статей VI Всероссийской научно–практической конференции. – 2019. – С. 222–225.Шадрина Г. В. Анализ финансово–хозяйственной деятельности: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Г. В. Шадрина. – 2–е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 431 с.Шеремет А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций: практическое пособие / А.Д. Шеремет – 7–е изд., перераб. и доп. – – М.: ИНФРА–М, 2016. – 561 с.Расчет разницы между бухгалтерской и налоговой прибыльюhttps://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/raschet_raznicy_mezhdu_buhgalterskoj_i_nalogovoj_pribylyu-nn/Меркулова Л.В./ Различия в бухгалтерском и налоговом учете доходов и расходов. https://cyberleninka.ru/article/n/razlichiya-v-buhgalterskom-i-nalogovom-uchete-dohodov-i-rashodov
2. Кичигина Т.Н. Проблемы и пути улучшения финансового состояния предприятия / Т.Н. Кичигина // Синергия Наук. — 2019. — № 42. — С. 15-20.
3. Клопова А.А. Состав, содержание форм и их роль в бухгалтерской отчетности в финансовом анализе предприятия / А.А. Клопова // Мировая наука. – 2019. – № 1 (22). – С. 149–151.
4. Колесник Д.С. Оценка финансового состояния организации и пути его улучшения / Д.С. Колесник // Наука через призму времени. — 2020. — № 4 (37). — С. 62-63.
5. Румянцева Е. Е. Экономический анализ: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Е. Румянцева. – Москва: Издательство Юрайт, 2018. – 381 с.
6. Савицкая, Г.В. Анализ финансового состояния предприятия / Г.В. Савицкая. – М.: Юрайт, 2017 – 495 c.
7. Семичева Н.А. Особенности улучшения финансового состояния предприятия / Н.А. Семичева // Научный аспект. — 2019. — Т. 1. — № 4. — С. 7-11.
8. Уплотина С.А. Способы снижения риска возникновения несостоятельности (банкротства) / С.А. Уплотина // Право и социальное неравенство. – 2019. – №5. – С. 101–106.
9. Урусова А.Б. Пути улучшения финансового состояния предприятия / А.Б. Урусова // Финансовая экономика. — 2018. — № 8. — С. 125-126.
10. Филина Я.И. Анализ финансового состояния предприятия и пути его улучшения / Я.И. Филина // Академическая публицистика. — 2019. — № 10. — С. 80-84.
11. Чипурная О.Е. Факторный анализ как метод анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности / О.Е. Чипурная, Л.А. Семина // В сборнике: Проблемы внедрения результатов инновационных разработок. Сборник статей по итогам Международной научно–практической конференции. – 2018. – С. 119–121.
12. Шарипова А.Я. Направления по улучшению финансового состояния предприятия / А.Я. Шарипова // В сборнике: Проблемы управления, экономики и права в общегосударственном и региональном масштабах Сборник статей VI Всероссийской научно–практической конференции. – 2019. – С. 222–225.
13. Шадрина Г. В. Анализ финансово–хозяйственной деятельности: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Г. В. Шадрина. – 2–е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 431 с.
14. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций: практическое пособие / А.Д. Шеремет – 7–е изд., перераб. и доп. – – М.: ИНФРА–М, 2016. – 561 с.
15. Расчет разницы между бухгалтерской и налоговой прибылью https://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/raschet_raznicy_mezhdu_buhgalterskoj_i_nalogovoj_pribylyu-nn/
16. Меркулова Л.В./ Различия в бухгалтерском и налоговом учете доходов и расходов. https://cyberleninka.ru/article/n/razlichiya-v-buhgalterskom-i-nalogovom-uchete-dohodov-i-rashodov