Мнемотехника как средство развития речи в старшем дошкольном возрасте

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 28 28 страниц
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 30.07.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 10
Глава 1. Теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста 13
1.1 Закономерности речевого развития детей дошкольного возраста 13
1.2 Характеристика развития связной речи у детей дошкольного возраста 17
1.3 Педагогические условия развития связной речи 21
1.4 Использование мнемонических приемов в развитии речи 25
Глава 2. Экспериментально-проверяющее исследование по использованию мнемотехнических приемов для развития связной речи у детей дошкольного возраста 28
2.1 Методы исследования по развитию связной речи с использованием мнемотехнических приемов 28
Заключение 32
Список литературы 33


Фрагмент для ознакомления

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Отличительной особенностью данного метода является то, что в нем вместо символов, которые являются косвенными символами памяти, используются образы предметов. Это облегчает детям поиск и запоминание слов. Используйте символы, максимально приближенные к разговорному языку; например, ели используются для обозначения диких животных (лесных животных), а дома - для обозначения домашних животных.
Обучение навыкам запоминания может помочь в решении таких проблем, как
- развитие основных психических процессов, таких как память, внимание и метафорическое мышление
- перезапись информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы.
- Помочь детям понять характеристики времен года на основе символов, изображенных на мнемодорожке и мнемотаблице;
- развивать у детей умственную бдительность, сообразительность, навыки наблюдения и способность сравнивать и различать основные признаки;
- Частичное или полное графическое воспроизведение для развития мелкой моторики [2, с.586].
Т. В. Большова подчеркивает, что существует несколько этапов в использовании пантомимических таблиц и диаграммных моделей:
I этап. Изучение таблицы и анализ того, что в ней изображено.
Перекодировка информации из символов в образы, например, круг - это медведь, овал - заяц.
После кодирования применяются мнемонические методы (например, пересказ истории с символической опорой).
Содержание мнемоники - это графическое или частично графическое изображение персонажей, природных явлений и некоторых действий в сказке, подчеркивающее основные смысловые связи в сюжетной линии. Основное содержание передает традиционные визуальные схемы и представлено таким образом, чтобы изображаемое было понятно детям.
При работе с детьми младшего и среднего школьного возраста следует использовать схему цветоподражания, так как дети запоминают отдельные образы, например, ель - зеленая, а ягода - красная. Затем эту схему можно усложнить или заменить другой мнемосхемой (схематическим изображением предмета или действия). Например, лиса изображается в виде оранжевой геометрической фигуры (треугольник и круг), медведь - в виде большого коричневого круга и т.д. В. Борщова подчеркивает, что размер мнемотаблицы можно менять в зависимости от возраста и уровня развития ребенка.
Рекомендуются следующие размеры таблиц
- Маленькие дети: 4-х квадратные (2х2) и 9-ти квадратные (3х3) таблицы;
- Дошкольники среднего возраста: Таблицы с 9 клетками (3х3), 16 клетками (4х4);
- Старшие школьники: 16-клеточные (4х4), 25-клеточные (5х5) таблицы.
Мнемоническая техника многофункциональна. На ее основе можно создавать различные развивающие игры. При рассмотрении различных моделей необходимо соблюдать следующие условия
- Модель должна отражать общий вид объекта;
- Модель должна отражать общий образ объекта и раскрывать его сущность;
- Разработка модели должна также обсуждаться с детьми, чтобы они могли ее понять [8, с. 68].
Таким образом, использование мнемосхем на занятиях по развитию связной речи позволяет детям более эффективно воспринимать и обрабатывать визуальную информацию, перекодировать, хранить и воспроизводить ее в соответствии с поставленной учебной задачей.
Глава 2. Экспериментально-проверяющее исследование по использованию мнемотехнических приемов для развития связной речи у детей дошкольного возраста

2.1. Методы исследования по развитию связной речи с использованием мнемотехнических приемов
Для подтверждения гипотез была проведена экспериментальная работа с 15 детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в малокомплектном дошкольном образовательном учреждении "Аленушка" села Аржан Пижемского района по методике Т.Б. Полянской.
Цель исследования - выявить и отобрать эффективные методы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста [18, с. 96].
В соответствии с целью исследования была поставлена следующая задача: "определить уровень развития связной речи по методике мнемотехники".
Методика: "Пересказ литературных текстов".
Цель: проанализировать умение пересказывать повествовательные литературные тексты с использованием метода мнемотехники. Анализ умения пересказывать литературные тексты проводится на основе пересказа сказки "Варежка".
Пересказ будет проанализирован по следующим показателям:
1. понимание текста - правильное формирование субъектности.
2. структурирование текста - умение соблюдать последовательность событий 3.
3. лексика - полнота использования в тексте, замена авторских средств выражения на свои.
4. грамматика - правильное построение предложений, умение использовать сложноподчиненные предложения.
5. беглость речи - наличие или отсутствие длинных пауз.
6. самостоятельность пересказа - наличие или отсутствие потребности в подсказках при пересказе или перечитывании.
За каждый балл начисляется максимум два балла. Максимальное количество баллов - 12.
Критерии оценки Два балла начисляются за следующее:
- правильно воспроизводит текст произведения и передает основную мысль;
- студент успешно использует лексику автора и заменяет ее своей собственной лексикой;
- умеет строить грамматически правильные предложения различных типов;
- может перефразировать предложения без длительных и неоправданных пауз;
- не требует повторного чтения или подсказки учителя.
Один балл ставится за следующее:
- незначительно отклоняется от текста в той мере, в какой это не противоречит основному смыслу отрывка; или
- не противоречит логике работы;
- не всегда использует лексику автора и не удачно заменяет собственный синтаксис;
- использует в основном простые предложения; допускает грамматические ошибки в более сложных предложениях;
- говорит с короткими, но не длинными паузами; использует простые предложения и допускает грамматические ошибки в сложных предложениях.
- требует незначительных указаний со стороны учителя [4, с. 462].
Нулевая оценка ставится в следующих случаях:
- неправильно воспроизводит текст; неправильно воспроизводит текст; неправильно воспроизводит текст; неправильно воспроизводит текст; неправильно воспроизводит текст;
- искажает структуру текста; неправильно использует текст; неправильно использует текст; неправильно использует текст; неправильно использует текст;
- используемая лексика бедна;
- имеются грамматические ошибки;
- слишком много пауз;
- требуются указания преподавателя.
Высокий уровень 10-12 баллов
Средний уровень 6-9 баллов
Низкий уровень 0-5 баллов
Техника «Написание творческих историй»
Цель: исследовать способность создавать творческие истории, используя мнемотехнику.
Инструкции: 'Придумайте историю или сказку, которая поможет кукле быстрее заснуть. Что вы хотите рассказать - историю или сказку? Придумай название для своей истории (сказки)". Если ребенок затрудняется, учитель может предложить тему. Например, "Приключения рыжей белки" (если ребенок хочет рассказать историю), "Мой любимый питомец" (рассказ).
При анализе монологов детей оценивают не только по языковому оформлению монолога, но и по умению отбирать и связно излагать содержание:
- Умение выбрать жанр монолога и содержание высказывания в соответствии с выбранным жанром.
- Умение выбрать тему, дать название и произнести связную речь.
- Умение говорить в логической последовательности, не отклоняясь от темы.
- Умение следовать структуре монолога (начало, ход событий и концовка).
- Использование лексических выразительных средств (метафор) для раскрытия образности и сюжета [5, с. 85].
- Использование грамматических выразительных средств.
- Использование интонационных средств выразительности.
- Самостоятельность в сочинении монолога.
Каждый показатель оценивается по двухбалльной шкале. Максимальный общий балл - 16. Критерии оценки.
Две оценки выставляются за следующее.
- Студент может выбрать тип монолога и подобрать содержание высказывания в соответствии с выбранным жанром.
В соответствии с выбранным жанром.
- Может выбрать собственную тему и назвать созданный им / ею монолог;
- логично и последовательно развивает сюжет, не отклоняясь от темы;
- высказывание структурировано (имеет начало, середину и конец);
- самостоятельно использует различные типы лексических средств выражения в предложениях (более трех); и
- В предложениях используются различные структуры (простые и сложноподчиненные предложения), перечисления, обобщения и прямая речь; грамматические ошибки отсутствуют, а если и присутствуют, то незначительные.
- Предложения богаты интонацией.
- Ребенок может самостоятельно составить монолог без помощи учителя.
Отметка ставится за следующее:
- Ребенок не может определиться с жанром, но создает монолог с учетом особенностей басни или рассказа, или ребенок определился с жанром, но структура монолога сложная;
- ребенок не может найти название, но выбирает тему самостоятельно или с помощью взрослого;
- В процессе развития сюжета иногда отклоняется от темы (отвлекается) и нарушает логическую последовательность;
- Имеет композиционные нарушения, например, у рассказа (сказки) нет ни начала, ни конца.
- Использует одно или два лексических средства выразительности самостоятельно или с помощью взрослого.
- Использует предложения преимущественно одинаковой структуры, с незначительными ошибками в синтаксисе, которые могут быть исправлены с помощью взрослого;
- Речь не всегда интонируется;
- Производит монолог с помощью взрослого (наводящие вопросы, подсказки).
Ноль баллов за следующее:
- Не знает, как определить тип речи;
- Не может определить тему и назвать высказывание;
- Не знает, как назвать речь;
- Нарушена логическая последовательность событий и причинно-следственные связи;
- Предложение состоит более чем из одного предложения;
- Имеет ошибки в построении предложений и не может самостоятельно их исправить;
- Всегда нуждается в помощи взрослого, примерах и подсказках [13, с. 485].
Высокий уровень 12 - 16 баллов.
Средний уровень 7 - 11 баллов.
Низкий уровень 0 - 6 баллов.
Заключение
Проблема развития связной речи традиционно находится в центре внимания российских педагогов в силу своей важности и актуальности.
Анализ особенностей развития связной речи у дошкольников позволил выявить высокий уровень развития связной речи в дошкольном возрасте. Это: умение использовать короткие и длинные предложения в зависимости от контекста; активно использовать различные способы связи слов внутри, между предложениями; соблюдать их структуру (начало, середина, конец); формировать различные типы предложений (описание, повествование, другие).
Провести обзор литературы по связной речи у детей дошкольного возраста, изучить использование мнемонических методов и приемов с детьми старшего дошкольного возраста, определить уровни овладения связной речью детьми старшего дошкольного возраста, обучить связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемонических методов Разработала и апробировала занятие, направленное на обучение связной речи детей старшего дошкольного возраста, проанализировала результаты эксперимента с детьми дошкольного возраста с использованием мнемотехнических методов и приемов.
После анализа психолого-педагогической литературы были выявлены следующие условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста: использование мнемотехники может способствовать повышению мотивации к речевой деятельности и возникновению интереса к занятиям по обучению рассказыванию.
Для определения уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста использовались следующие критерии: связность, последовательность и логичность.
Проанализировав результаты контрольного этапа эксперимента, можно сделать вывод, что высокий уровень развития связной речи налицо.
Таким образом, проведенное экспериментальное исследование по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста позволило сделать вывод о том, что выявленные и примененные мнемотехнические приемы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста являются эффективными и подтверждают нашу гипотезу. Список использованной литературы
1. Алабужева, С.В. Работа над развитием творческих способностей детей дошкольного возраста // История, опыт, проблемы общего и педагогического образования. - Глазов: Изд-во ГПГИ, 2015. - 209 с.
2. Алабужева, С.В. Риторика для старших дошкольников и младших школьников. - Ижевск: Издательский Дом "Удмуртский университет", 2013. - 556 с.
3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей - Москва, Просвещение, 2014. - 366 с.
4. Большева, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2021. – 261 с.
5. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду// Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. - Издательство: Москва, Мозаика-Синтез, 2015 год - 217 с.
6. Венгер, Л. Угадай, как нас зовут, -- М.: «Просвещение», 2014. - 256 с.
7. Выготский, Л.С., Воображение и творчество в детском возрасте. - Москва: Владос, 2016. - 478 с.
8. Выготский, Л.С., Собрание сочинений. Т.4. - Москва: Педагогика, 2013. - 247 с.
9. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. - Москва, 2011. – 583 с.
10. Гербова, В.В. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду: Методическое руководство для воспитателей, работающих по программе "Радуга"//
11. Гризик, Т.И., Доронова, Т.Н. - Москва: Просвещение, 2016. – 202 с.
12. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 1-е изд., испр. и доп. - Москва: АРКТИ, 2014. - 279 с.
13. Гомзяк, О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. -- Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2017. - 239 с.
14. Григорович, Л.А. Педагогика и психология: уч. пособие для ВУЗов. - Москва: Гардарики, 2021.
15. Гризик, Т.И., Тимощук, Л.Е. Развитие речи детей 6-7 лет: метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - Москва, Просвещение, 2017. – 335 с.
16. Житникова, Л. М. Учите детей запоминать. - Москва: «Просвещение», 2015.
17. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учебно-методическое пособие. - М.: Социально-политический журнал, 2014. - 87 с. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников // «Дошкольная педагогика». - 2016 (июль--август).
18. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей. - Москва: Просвещение, 2012. - 322 с.
19. Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. - Москва: ГНОМ и Д, 2020. - 239 с.
20. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя детского сада. - 3-е изд., исправленное и дополненное - Москва, Просвещение, 2012. - 239 с.
21. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. - 2021. - Т. 31. - С. 38-82
22. Лурия, А. Р. Язык и сознание. //Е. Д. Хомской. Изд-во Московского университета, 2019.
23. Репина, З. А. «Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи». Учебное пособие. - Екатеринбург: 2014.- 260 с.
24. Роговенко, Т. А. Речевые тренажеры? Да! // «Воспитание и обучение». - 2014,- №11.
25. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - Москва: Издательство Московского психолого-социального института, 2012. - 335 с.
26. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений - Москва: Издательский центр «Академия», 2017. – 367 с.
27. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе: Учебник для студентов факультета русского языка и литературы. - Москва, 2020, - 342 с.
28. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) Изд.5. - Москва, 2012, - с. 323
29. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2015. - 260 с.
30. Ткаченко, Т. П. Использование схем в составлении описательных рассказов // «Дошкольное воспитание, 2020, №11.
31. Ушакова, О. С. Развитие речи и творчество дошкольников. - Москва: ТЦ «Сфера», 2013.
32. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников. - Москва, 2021. - 348 с
33. Ушакова, О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи: диссертация доктора педагогических наук. - Москва, 2016.











6

Список использованной литературы
1. Алабужева, С.В. Работа над развитием творческих способностей детей дошкольного возраста // История, опыт, проблемы общего и педагогического образования. - Глазов: Изд-во ГПГИ, 2015. - 209 с.
2. Алабужева, С.В. Риторика для старших дошкольников и младших школьников. - Ижевск: Издательский Дом "Удмуртский университет", 2013. - 556 с.
3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей - Москва, Просвещение, 2014. - 366 с.
4. Большева, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2021. – 261 с.
5. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду// Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. - Издательство: Москва, Мозаика-Синтез, 2015 год - 217 с.
6. Венгер, Л. Угадай, как нас зовут, -- М.: «Просвещение», 2014. - 256 с.
7. Выготский, Л.С., Воображение и творчество в детском возрасте. - Москва: Владос, 2016. - 478 с.
8. Выготский, Л.С., Собрание сочинений. Т.4. - Москва: Педагогика, 2013. - 247 с.
9. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. - Москва, 2011. – 583 с.
10. Гербова, В.В. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду: Методическое руководство для воспитателей, работающих по программе "Радуга"//
11. Гризик, Т.И., Доронова, Т.Н. - Москва: Просвещение, 2016. – 202 с.
12. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 1-е изд., испр. и доп. - Москва: АРКТИ, 2014. - 279 с.
13. Гомзяк, О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. -- Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2017. - 239 с.
14. Григорович, Л.А. Педагогика и психология: уч. пособие для ВУЗов. - Москва: Гардарики, 2021.
15. Гризик, Т.И., Тимощук, Л.Е. Развитие речи детей 6-7 лет: метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - Москва, Просвещение, 2017. – 335 с.
16. Житникова, Л. М. Учите детей запоминать. - Москва: «Просвещение», 2015.
17. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учебно-методическое пособие. - М.: Социально-политический журнал, 2014. - 87 с. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников // «Дошкольная педагогика». - 2016 (июль--август).
18. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей. - Москва: Просвещение, 2012. - 322 с.
19. Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. - Москва: ГНОМ и Д, 2020. - 239 с.
20. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя детского сада. - 3-е изд., исправленное и дополненное - Москва, Просвещение, 2012. - 239 с.
21. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. - 2021. - Т. 31. - С. 38-82
22. Лурия, А. Р. Язык и сознание. //Е. Д. Хомской. Изд-во Московского университета, 2019.
23. Репина, З. А. «Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи». Учебное пособие. - Екатеринбург: 2014.- 260 с.
24. Роговенко, Т. А. Речевые тренажеры? Да! // «Воспитание и обучение». - 2014,- №11.
25. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - Москва: Издательство Московского психолого-социального института, 2012. - 335 с.
26. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений - Москва: Издательский центр «Академия», 2017. – 367 с.
27. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе: Учебник для студентов факультета русского языка и литературы. - Москва, 2020, - 342 с.
28. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) Изд.5. - Москва, 2012, - с. 323
29. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2015. - 260 с.
30. Ткаченко, Т. П. Использование схем в составлении описательных рассказов // «Дошкольное воспитание, 2020, №11.
31. Ушакова, О. С. Развитие речи и творчество дошкольников. - Москва: ТЦ «Сфера», 2013.
32. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников. - Москва, 2021. - 348 с
33. Ушакова, О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи: диссертация доктора педагогических наук. - Москва, 2016.