Буллинг в школе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология личности
  • 52 52 страницы
  • 41 + 41 источник
  • Добавлена 12.07.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к проблеме буллинга в среде современных подростков 6
1.1. Понятие буллинга в отечественной и зарубежной литературе 6
1.2. Психологические характеристики подростков - участников буллинга 12
1.3. Отличительные черты и меры профилактики буллинга в подростковой среде ………………………………………………………………………………20
ГЛАВА 2. Теоретические проблемы кибербуллинга в подростковой среде и меры по ее профилактике 27
2.1. Понятие «кибербуллинг» и его проявления в среде современных подростков 27
2.2. Психологические особенности восприятия кибербуллинга в различные возрастные периоды 30
2.3. Механизмы профилактики кибербуллинга среди подростков 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50

Фрагмент для ознакомления

Просматривая их, дети отождествляют себя с героями таких картин и действуют соответственно [28].Рассматривая эти причины, следует помнить, что обычно они действуют комплексно. И само сочетание различных деструктивных факторов приводит к возникновению и развитию проблемы буллинга. Учитывая это, следует отметить, что процесс преследования происходит при совпадении следующих факторов [28]:беззащитность. Если у жертвы есть поддержка извне, то издевательства быстро прекращаются.неподготовленность к конфронтации. Обычно агрессоры предпочитают преследовать тех, кто слабее и не может дать отпор. Если вы начнете ему сопротивляться, ситуация прекратится, и преступник будет искать новую жертву.низкая самооценка. Неприятие и неудовлетворенность собой провоцирует других на такое отношение.психологические и социальные проблемы. Комплекс неполноценности, тревожность, неумение общаться со сверстниками, пассивность делают ребенка беззащитным и привлекают агрессора.Итак, мы видим, что издевательства приносят много страданий, поэтому чем скорее издевательствам будет положен конец, тем лучше как для жертвы, так и для тех, кто их совершает.2.3. Механизмы профилактики кибербуллинга среди подростковЛитература содержит большое количество работ по кибербуллингу, а также практические шаги, которые могут быть предприняты родителями и учителями для снижения частоты и распространенности такого поведения.Некоторые из работ написаны в англоязычной среде и были разработаны в контексте социальных норм и поведения в западных обществах. Однако многие из рекомендуемых средств борьбы с издевательствами выходят за рамки культурных границ.Детей следует учить одному принципу: они не знают, как публиковать неблагоприятные материалы; интернет-среда позволяет хулиганам оставаться анонимными. Поскольку они анонимны, они не боятся наказания, потому что им не приходится сталкиваться лицом к лицу со своими жертвами. Родители и учителя должны быть осведомлены об этом аспекте кибербуллинга, поскольку у хулигана мало стимулов прекращать свое поведение. Наилучшим подходом может быть поощрение жертвы покинуть онлайн-платформу, используемую агрессором, поэтому родители и учителя должны научиться пользоваться Интернетом и понимать свои возможности [2].Другими словами, они должны быть в состоянии обеспечить информированное и компетентное руководство для детей, которые склонны становиться кибер-хулиганами, а также для тех, кто может стать жертвой такого поведения; Родители и учителя должны убедиться, что дети и подростки понимают, что они могут обратиться к взрослым в своей жизни если они подвергаются киберзапугиванию. В случае жестокого обращения в Интернете, кибербуллинга, киберпреступности или приближения хищника ребенка предупреждают о необходимости сообщить об этом своим родителям. Они должны понимать, что на них никто не будет сердиться, а взрослые, занимающие руководящие посты, хотят помочь; Учителям следует внимательно следить за отношениями онлайн и всегда в социальных сетях. Их также просят помочь учителям искоренить неуважительный и насильственный контент [20].Следует поощрять детей документировать любые случаи кибербуллинга, с которыми они сталкиваются, а также прививать им один принцип: они не знают, как публиковать неблагоприятные истории, что интернет-среда позволяет хулиганам оставаться анонимными. Поскольку они анонимны, они не боятся наказания, потому что им не приходится сталкиваться лицом к лицу со своими жертвами. Родители и учителя должны быть осведомлены об этом аспекте кибербуллинга, поскольку у хулигана мало стимулов прекращать свое поведение. Наилучшим подходом может быть поощрение жертвы покинуть онлайн-платформу, используемую агрессором; Родители и учителя должны научиться пользоваться Интернетом и понимать свои возможности [20].С другой стороны, школа должна быть в состоянии предоставить информированное и компетентное руководство родителям и детям, склонным становиться кибер-хулиганами, а также тем, кто может стать жертвами такого поведения; Родители и учителя должны убедиться, что дети и подростки понимают, что они могут обратиться к взрослым в случае их жизни, если они подвергаются киберзапугиванию. В случае дома детей и подростков следует поощрять к использованию социальных сетей среди остальных членов семьи, а не наедине. Это может служить сдерживающим фактором для злонамеренного поведения и помочь снизить распространенность кибербуллинга; Родители и учителя должны поощрять детей сообщать о любых ситуациях, когда друг или сверстник подвергается киберзапугиванию, чтобы это можно было расследовать; Родители и учителя должны убедиться, что дети понимают, что Кибербуллинг опасно и может причинить реальный вред к жертве. Это часто незаметно из-за "нереалистичного" характера онлайн-взаимодействия; Хотя дети и подростки имеют право на определенную степень конфиденциальности в Интернете, родители по-прежнему обязаны знать и понимать, что их дети делают в цифровой среде. Чрезвычайно важно найти баланс между вмешательством и надлежащим мониторингом участия детей в онлайн-мероприятиях [20].Среди образовательных технологий за последние два десятилетия особую актуальность приобрели социально-образовательные технологии, что напрямую связано с современными вызовами развития государственного образовательного пространства и устойчивым социально-экономическим кризисом в российском обществе, поскольку технологии социального образования представляют собой группу социальных технологий, ориентированных на реализацию важнейшая функция общества – подготовка подрастающего поколения к включению в общественную жизнь, к социально нормализованному функционированию в обществе [21].В свою очередь, социально-образовательная технология - это система, основанная на педагогической диагностике, в которой реализуется алгоритм последовательных операций для обеспечения гармоничного взаимодействия личности с социальной средой. Основными компонентами системы являются формирование целей, диагностические процедуры, выбор методов действий и их инструментов, оценка эффективности.Следует отметить, что на сегодняшний день не существует устоявшейся классификации социальных и образовательных технологий. В научном обороте существует большое разнообразие этих технологий, которые условно можно отнести к следующим группам: технологии семейного воспитания; технологии дошкольного образования; технологии социально-педагогических комплексов; технологии дополнительного образования; технологии трудового, профессионального воспитания и просвещения; технологии работы с трудными детьми; технологии социально-педагогической реабилитации и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов); технологии реабилитации детей с нарушенными социальными связями и взаимоотношениями; технологии установления связей с общественностью (PR-технологии) [8].Чтобы предотвратить эту проблему, мы определили следующие области предотвращения издевательств [21]:– помочь предотвратить или пресечь поведение учащихся, которое может перерасти в издевательства;– сотрудники учреждения должны уметь правильно реагировать на случаи издевательств среди школьников;– защищайте жертв издевательств и старайтесь помогать им всеми возможными способами;– применять определенные дисциплинарные взыскания;– помочь инициаторам издевательств изменить свою позицию;– участие родителей в обеспечении благоприятной семейной среды для развития ребенка.Существует также успешный опыт зарубежных стран в области предотвращения кибербуллинга. Эти программы включают программу Media Heroes в Германии, KiVa в Финляндии и киберпрограмму 2.0 в Испании. Каждая программа направлена на то, чтобы помочь подросткам развить социальные и эмоциональные навыки. Это расширение прав и возможностей помогает учащимся лучше справляться с издевательствами, поскольку они учат подростков, как реагировать, когда над ними издеваются, и помогают учителям и родителям правильно реагировать, когда они узнают о ситуации кибербуллинга [21].Целью программы Media Hero es (Medienhelden) является "предотвращение кибербуллинга, главным образом путем поощрения сопереживания, предоставления знаний об определениях, интернет-рисках и безопасности, а также правовых последствиях, а также поощрения решительных действий сторонних наблюдателей". Программа была создана в 2010 году для учащихся 7-10 классов. В то время существовало несколько оцененных программ профилактики кибербуллинга, и исследования показали, что до 20% учащихся подвергались киберзапугиванию [21].Существует две версии программы Media Hero. И тем, и другим руководят подготовленные преподаватели под наблюдением. Первый обучает навыкам в течение "длительного периода" или пятнадцати 45-минутных занятий. Вторая, или "короткая версия" программы, обучает навыкам за один день с помощью четырех 90-минутных занятий. Хотя обе версии программы были успешными, "Оценка Media Heroes показала, что она способствовала сокращению случаев кибербуллинга, а также повышению эмпатии, навыков перспективной оценки, самооценки и субъективного здоровья, особенно среди тех, кто получил расширенную версию программы" [21].Преимущество программы "Герои медиа" заключается в том, что она готовит учителей к обучению медиаграмотности своих учеников. Медиаграмотность позволяет учащимся ознакомиться с текстом о кибербуллинга. Она интегрирована в существующую школьную программу. Он учит студентов просматривать социальные сети и критически относиться к тому, что автор говорит в своем тексте. Студенты изучают риторику, используемую в социальных сетях, и эта медиаграмотность позволяет студентам лучше понимать цель публикаций в социальных сетях [21].Программа KiVa финансировалась Министерством образования и культуры Финляндии. Программа KiVa по борьбе с издевательствами началась в 2006 году в Университете Турку в Финляндии для студентов в возрасте от 7 до 15 лет. Это преподается в виде серии уроков для студентов и онлайн-игр в течение всего года, обучая детей тому, как поддержать и высказаться, если они узнают, что кто-то подвергается кибербуллингу [21].Программа KiVa финансировалась Министерством образования и культуры Финляндии. Программа KiVa по борьбе с издевательствами началась в 2006 году в Университете Турку в Финляндии для студентов в возрасте от 7 до 15 лет. Это преподается в виде серии уроков для студентов и онлайн-игр в течение всего года, обучая детей тому, как поддержать и высказаться, если они узнают, что кто-то подвергается кибербуллингу [21].Вмешательство сосредоточено на реакции свидетелей на ситуацию с издевательствами. Реакция на ситуацию с издевательствами - это то, что программа KiVa намерена изменить. Цель KiVa - заставить других идентифицировать себя с жертвой, а не с хулиганом. Опознав жертву и почувствовав к ней симпатию, агрессор больше не будет получать положительных откликов или привлекать к себе внимание. Программа направлена на то, чтобы лишить власти посты хулиганов в социальных сетях. Такое внимание, как правило, помогает и подкрепляет нарушителя. Без подкрепления социальное вознаграждение хулиганов и, следовательно, их мотивация к хулиганству будут устранены [21].Эта программа не наказывает обидчика; вместо этого она отмечает тех, кто поддерживает жертв кибербуллинга. "Программа направлена на достижение эффекта, прежде всего, путем поощрения учащихся поддерживать пострадавших сверстников, а не социально вознаграждать хулиганов. Кроме того, взрослым (учителям и родителям) предоставляется информация об издевательствах и эффективности вмешательства и профилактики." Она направлена на то, чтобы сделать социальные сети безопасным пространством для школьников, которое они могут использовать для развития и эмоциональной вовлеченности (то есть получения пользы и удовлетворения) [21].В Испании киберпрограмма 2.0 преподается в школах в течение всего года в рамках 19 одночасовых занятий. "Было подтверждено, что программа снижает агрессивное поведение / кибербуллинг". Программа преследует четыре цели на учебный год (1) выявить и понять издевательства/кибербуллинг; (2) проанализировать последствия издевательств / кибербуллинга; (3) разработать стратегии преодоления для предотвращения и уменьшения издевательств / кибербуллинга; и (4) развить положительные качества, такие как эмпатия, активное слушание, и социальные навыки. Киберпрограмма 2.0 достигает этих целей, разбивая программу на три модуля: "Концептуализация и определение ролей", "Последствия", "Права и обязанности" и "Стратегии выживания" [21].В Киберпрограмме 2.0 предусмотрено 25 различных действий. Первые пять заданий помогают студентам определить, что такое кибербуллинг, следующие пять заданий учат студентов анализировать прямые и косвенные последствия акта кибербуллинга, а завершается программа пятнадцатью заданиями, предназначенными для анализа моделей издевательств с точки зрения жертвы, агрессора, наблюдателя. Каждый урок будет включать в себя цель, направленную на повышение эмпатии, взгляд на последствия этого киберпреступления, позитивные стратегии выхода из этой ситуации, а также обсуждение или дебаты [21].Важно понимать, что кибербуллинг в школах невозможно искоренить, но учитель может внедрить программу по сокращению случаев кибербуллинга и эффективному использованию социальных сетей. Чтобы этот или любой другой план был успешным, необходимо включить в него две части. Во-первых, это обязательное обучение родителей и учителей. Это обучение поможет взрослым поддержать учащихся, поняв, на каких сайтах находятся их ученики; они также изучат терминологию кибербуллинга. Кроме того, они пройдут обучение тому, как стать союзником в борьбе с кибербуллингом. Это будет включать в себя изучение того, на что следует обратить внимание, если вы подозреваете, что ребенок подвергается кибербуллингу, и к кому обратиться, если ребенок стал жертвой кибербуллинга. Во второй части студенты будут обучаться ежемесячной программе, которая проводится в течение учебного года. Программа будет работать со школьниками, чтобы сделать их союзниками в борьбе с кибербуллингом [21].ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2. Кибербуллинг - это глобальное и массовое явление, в основе которого лежит власть, лидерство и конкуренция, организуемые в основном детским коллективом, прежде всего в школе. Это получило широкое распространение с развитием новых информационных технологий. Это происходит с помощью мобильной связи, социальных сетей и других современных коммуникационных технологий.Кибербуллинг охватывает неравенство сил и авторитета, что приводит жертву к состоянию, в котором она не в состоянии защитить себя от негативных действий. Поэтому существует острая необходимость в подготовке учителей и психологов, обладающих определенными теоретическими знаниями, специальными навыками и умениями предотвращать и преодолевать такое негативное явление, как кибербуллинг.Школа должна быть в состоянии предоставить информированное и компетентное руководство родителям и детям, склонным становиться кибер-хулиганами, а также тем, кто может стать жертвами такого поведения; Родители и учителя должны убедиться, что дети и подростки понимают, что они могут обратиться к взрослым в своей жизни, если они подвержен кибербуллингу.Для предотвращения этой проблемы мы определили следующие направления профилактики кибербуллинга:Обучение подростков навыкам безопасного поведения в интернете.Создание благоприятной атмосферы в классах и школах, где не должно быть места для насилия, дискриминации и преследования.Регулярные встречи руководителей внутренних школьных организаций (ШМО) с учащимися класса по безопасности в интернете.Организация семинаров для учителей, родителей и школьных психологов на тему кибербуллинга.Создание платформы для учеников, на которой они могут поделиться своими историями и обратиться за помощью.Обязательное следование четкой политики школы в отношении кибербуллинга.Сотрудничество школы, родителей и местных органов власти в разработке и реализации программы по предотвращению кибербуллинга.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроанализировав мнения разных ученых, мы пришли к выводу, что школьный буллинг – это агрессивное поведение, обычно может повторяться. Его цель – нанести вред, вызвать страх или тревогу, а также создать негативную среду в школе. Буллинг возникает тогда, когда существует определенный дисбаланс сил. Раскрывая и анализируя его основные особенности, было определено, что буллинг является систематическим явлением, имеет умышленный характер, участвуют в нем три группы учащихся (агрессор, жертва и наблюдатели). Происходит он там, где обычно есть неравенство физических, психологических и социальных возможностей. Есть разные классификации буллинга, но все они включают такие аспекты, как физический, проявляющийся в виде насилия с применением физической силы; вербальный – унижение и оскорбления; социальный, имеющий целью исключить жертву из группы. Буллинг в школьной среде может возникать как на территории школы, так и за ее пределами. Практические рекомендации для психологов по формированию продуктивного совладающего поведения подростков для индивидуальной работы, а также для работы в маленьких группах следующие:Определение уровня самооценки и работа с самооценкой подростка, выявление факторов ее снижения, занижения. Усиление позитивного отношения к себе.Формирование навыка выражения себя с помощью творчества и игровых форм деятельности (методы арт-терапии, тематические тренинги).Формирования навыка активной жизненной позиции (коучинг, с проработкой и коррекцией предубеждений подростка, формированием позитивного настроя и ухода от негативизма, характерного для данного возрастного периода).Помощь в осознании ценности собственной личности (возможно применение сказкотерапии, как направления практической психологии для воспитания и развития личности).Развитие навыков безопасной для личности коммуникации в среде сверстников, навыки выстраивания личных границ.Кибербуллинг - это глобальное и массовое явление, основой которого является власть, лидерство и конкуренция, организованное преимущественно детским коллективом, в первую очередь в школе. Он получил широкое распространение с развитием новых информационных технологий. Происходит он посредством мобильной связи, социальных сетей и других современных коммуникативных технологий.Кибербуллинг охватывает неравенство силы и власти, что приводит жертву в состояние, в котором она не в состоянии защитить себя от негативных действий. Поэтому возникает острая потребность в подготовке педагогов и психологов с определенными теоретическими знаниями, специальными навыками и умениями, для предупреждения и преодоления такого негативного явления, как кибербуллинг.Школа должна быть в состоянии обеспечить информированное и компетентное руководство для родителей и для детей, которые склонны стать киберхулиганами, а также для тех, кто может стать жертвой такого поведения; Родители и учителя должны убедиться, что дети и подростки понимают, что они могут обратиться к взрослым в своей жизни, если они подвергаются кибербуллингу.Для предотвращения этой проблемы мы определили следующие направления профилактики кибербуллинга:Обучение подростков навыкам безопасного поведения в интернете.Создание благоприятной атмосферы в классах и школах, где не должно быть места для насилия, дискриминации и преследования.Регулярные встречи руководителей внутренних школьных организаций (ШМО) с учащимися класса по безопасности в интернете.Организация семинаров для учителей, родителей и школьных психологов на тему кибербуллинга.Создание платформы для учеников, на которой они могут поделиться своими историями и обратиться за помощью.Обязательное следование четкой политики школы в отношении кибербуллинга.Сотрудничество школы, родителей и местных органов власти в разработке и реализации программы по предотвращению кибербуллинга.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАндронникова О. О. Онтогенетическая концепция виктимности личности // Автореферат док. дисс./, Новосибирск, 2019. – [Электронныйресурс] URL http://www.dslib.net/psixologia-razvitja/ontogeneticheskaja-koncepcija-viktimnosti-lichnosti.html. (Дата обращения: 10.06.2023)Андронникова О. О. Виктимное поведение подростков: факторы возникновения и профилактика. – Новосибирск, НГИ, 2015. 136 с.Белевич А. А. Об опыте исследования степени распространения буллинга в подростковой среде // Известия АСОУ: научный ежегодник. М.: Академия социального управления, 2015. Т. 2. С. 68–82.Берковец Л. Агрессия, причины, последствия и контроль. – М.: «Олма-Пресс», 2017. - 245 с.Бочавер А.А. Травля в детском коллективе: установки и возможности учителей // Психологическая наука и образование № 1, 2014. – [Электронный ресурс] URL: http://psyedu.ru/journal/2014/1/Bochaver.html(Дата обращения: 10.06.2023).Бочавер А. А., Хломов К. Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал высшей школы экономики, 2015. – Т. 10. – № 3. С. 62-72.Вишневская В. И., Бутовская М. Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе // Этнографической обозрение. 2020. - № 2. - С.55-68.Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского гос. пед. ун-та имени А.И. Герцена. – 2019. – № 105. – С. 159-165.Гончарова Н. А., Устюжанин В. Н. Психология девиантного поведения: учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016. -210 с.Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии / В. А. Жмуров. – 2-е изд. – М.: Джангар, 2012.Змановская Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): учебное пособие / Е.В. Змановская. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2014. – 288 с.Иванова А. К. Буллинг и кибербуллинг как явления образовательной среды: примеры современных исследований проблемы // Интернет-журнал «Мир науки». – 2018. – Том 6. - № 5. – [Электронный ресурс] URL: https://mir-nauki.com/PDF/32PSMN518.pdf (Дата обращения:10.06.2023)Кон И. Ю. Что такое буллинг и как с ним бороться // Семья и школа. - 2016. - №11. - С. 15-18.Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 2019. - 543 с.Кривцова С. В. Буллинг – вызов школе как организации / С.В. Кривцова // Образовательная политика. – 2011. – № 5 (55) С. 36-42.Кривцова С. В. Травля (буллинг) в ученической среде: как понимать, противостоять и не бояться // Известия АСОУ: научный ежегодник. М.: Академия социального управления, 2015. Т. 2. С. 52–58.Кривцова С. В., Шапкина А. Н., Белевич А. А. Буллинг в школахмира: Австрия, Германия, Россия // Образовательная политика. – 2016. – № 3 (73) С. 97-119Кутузова, Д. А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать / Д.А. Кутузова // Журнал практического психолога. – 2017. №1. С.72-90.Лейн Д.А. Школьная травля (буллинг) / под ред. Д. Лейна, Э. Миллера // Детская и подростковая психотерапия. СПб.: Питер, 2011. С. 240-274.Лоренц К. Так называемое зло. К естественной истории агрессии // Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. - М.: Республика, 2018. 363 с.Макарова Ю. Л. Гендерные особенности поведения участников подростковой буллинг-структуры // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2017. - Т.6 - № 5А. - С. 181-192.Ожиёва Е. Н. Буллинг как разновидность насилия / Е.Н. Ожиева. – К.: Рута, 2001. 320 с.Олвеус Д. «Буллинг в школе». - М.:2006. - 60 с.Олвеус Д. Агрессоры и их жертвы: издевательства в школе / Д. Олвеус // Разрушительное поведение в школе. - 1984. - С. 57-76.Олвеус, Д. Проблемы хулиганов-жертв среди школьников / Д. Олвеус // Профессия психолог. – 2017. – С. 56-68.Олвеус Д. Характер школьных издевательств: кросс-национальная перспектива / Д. Олвеус.- 2009. - 240 с.Петросянц В. Р. Проблема буллинга в современнойобразовательной среде // Вестник Томского государственного педагогического университета. - Выпуск 6 (108) 2011. - С. 151 – 154Петросянц, В. Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость: дис. канд. психол. наук / В.Р. Петросянц. – СПб.: 2021. - 210 с.Солдатова Г. В., Зотова Е. Ю. Кибербуллинг в школьной среде: трудная онлайн-ситуация и способы совладания / Г.Солдатова, Е. Золотова // Образовательная политика. - 2021. - № 5(55). - С. 11-2234.Тарасова С. Ю., Осницкий А. К., Ениколопов С. Н. Социально-психологические аспекты буллинга: взаимосвязь агрессивности и школьной тревожности // Психологическая наука и образование. - 2016. - Том 8. - № 4. - C. 102-116.Фетискин Н. П. Практическая девиантология: учебно-методическое пособие // Н.П. Фетискин – Москва: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 272 с. (Высшее образовние) ISBN 978-5-00091-080-1 – [Электронный ресурс] URL: http://new.znanium.com/catalog/product/508505 (Дата обращения:10.06.2023)Фонд «Общественное мнение». Опросы «Интернет в России». Специальный выпуск. - Март 2023. // [Электронный ресурс] URL:https://fom.ru/ (Дата доступа: 10.06.2023).Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов. Минск, 2016. - 226 с.Хван А. А., Зайцев Ю. А., Кузнецова Ю. А. Стандартизация опросника А. Басса и А. Дарки / Психологическая диагностика. – 2008. - № 1 С. 35-58.Ципоркина И. В. Психология зависимости: как не разориться, покупая счастье/ И. В. Ципоркина. - М.: АСТ-Пресс, 2017. - 336 с.Шапкина А. Н. Из опыта антибуллинговой работы в Германии // Известия АСОУ: научный ежегодник. М.: Академия социального управления, 2015. - Т. 2. - С. 59-68.Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ.ред. А. В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2006. 176 с.

1. Андронникова О. О. Онтогенетическая концепция виктимности личности // Автореферат док. дисс./, Новосибирск, 2019. – [Электронный
ресурс] URL http://www.dslib.net/psixologia-razvitja/ontogeneticheskaja-koncepcija-viktimnosti-lichnosti.html. (Дата обращения: 10.06.2023)
2. Андронникова О. О. Виктимное поведение подростков: факторы возникновения и профилактика. – Новосибирск, НГИ, 2015. 136 с.
3. Белевич А. А. Об опыте исследования степени распространения буллинга в подростковой среде // Известия АСОУ: научный ежегодник. М.: Академия социального управления, 2015. Т. 2. С. 68–82.
4. Берковец Л. Агрессия, причины, последствия и контроль. – М.: «Олма-Пресс», 2017. - 245 с.
5. Бочавер А. А. Травля в детском коллективе: установки и возможности учителей // Психологическая наука и образование № 1, 2014. – [Электронный ресурс] URL: http://psyedu.ru/journal/2014/1/Bochaver.html (Дата обращения: 10.06.2023).
6. Бочавер А. А., Хломов К. Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал высшей школы экономики, 2015. – Т. 10. – № 3. С. 62-72.
7. Вишневская В. И., Бутовская М. Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе // Этнографической обозрение. 2020. - № 2. - С.55-68.
8. Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского гос. пед. ун-та имени А.И. Герцена. – 2019. – № 105. – С. 159-165.
9. Гончарова Н. А., Устюжанин В. Н. Психология девиантного поведения: учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016. -210 с.
10. Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии / В. А. Жмуров. – 2-е изд. – М.: Джангар, 2012.
11. Змановская Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): учебное пособие / Е.В. Змановская. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2014. – 288 с.
12. Иванова А. К. Буллинг и кибербуллинг как явления образовательной среды: примеры современных исследований проблемы // Интернет-журнал «Мир науки». – 2018. – Том 6. - № 5. – [Электронный ресурс] URL: https://mir-nauki.com/PDF/32PSMN518.pdf (Дата обращения: 10.06.2023)
13. Кон И. Ю. Что такое буллинг и как с ним бороться // Семья и школа. - 2016. - №11. - С. 15-18.
14. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 2019. - 543 с.
15. Кривцова С. В. Буллинг – вызов школе как организации / С.В. Кривцова // Образовательная политика. – 2011. – № 5 (55) С. 36-42.
16. Кривцова С. В. Травля (буллинг) в ученической среде: как понимать, противостоять и не бояться // Известия АСОУ: научный ежегодник. М.: Академия социального управления, 2015. Т. 2. С. 52–58.
17. Кривцова С. В., Шапкина А. Н., Белевич А. А. Буллинг в школах
мира: Австрия, Германия, Россия // Образовательная политика. – 2016. – № 3 (73) С. 97-119
18. Кутузова, Д. А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать / Д.А. Кутузова // Журнал практического психолога. – 2017. №1. С.72-90.
19. Лейн Д.А. Школьная травля (буллинг) / под ред. Д. Лейна, Э. Миллера // Детская и подростковая психотерапия. СПб.: Питер, 2011. С. 240-274.
20. Лоренц К. Так называемое зло. К естественной истории агрессии // Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. - М.: Республика, 2018. 363 с.
21. Макарова Ю. Л. Гендерные особенности поведения участников подростковой буллинг-структуры // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2017. - Т.6 - № 5А. - С. 181-192.
22. Ожиёва Е. Н. Буллинг как разновидность насилия / Е.Н. Ожиева. – К.: Рута, 2001. 320 с.
23. Олвеус Д. «Буллинг в школе». - М.:2006. - 60 с.
24. Олвеус Д. Агрессоры и их жертвы: издевательства в школе / Д. Олвеус // Разрушительное поведение в школе. - 1984. - С. 57-76.
26. Олвеус, Д. Проблемы хулиганов-жертв среди школьников / Д. Олвеус // Профессия психолог. – 2017. – С. 56-68.
27. Олвеус Д. Характер школьных издевательств: кросс-национальная перспектива / Д. Олвеус.- 2009. - 240 с.
28. Петросянц В. Р. Проблема буллинга в современной
образовательной среде // Вестник Томского государственного педагогического университета. - Выпуск 6 (108) 2011. - С. 151 – 154
29. Петросянц, В. Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость: дис. канд. психол. наук / В.Р. Петросянц. – СПб.: 2021. - 210 с.
32. Солдатова Г. В., Зотова Е. Ю. Кибербуллинг в школьной среде: трудная онлайн-ситуация и способы совладания / Г.Солдатова, Е. Золотова // Образовательная политика. - 2021. - № 5(55). - С. 11-22
34.Тарасова С. Ю., Осницкий А. К., Ениколопов С. Н. Социально-психологические аспекты буллинга: взаимосвязь агрессивности и школьной тревожности // Психологическая наука и образование. - 2016. - Том 8. - № 4. - C. 102-116.
35. Фетискин Н. П. Практическая девиантология: учебно-методическое пособие // Н.П. Фетискин – Москва: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 272 с. (Высшее образовние) ISBN 978-5-00091-080-1 – [Электронный ресурс] URL: http://new.znanium.com/catalog/product/508505 (Дата обращения: 10.06.2023)
36. Фонд «Общественное мнение». Опросы «Интернет в России». Специальный выпуск. - Март 2023. // [Электронный ресурс] URL: https://fom.ru/ (Дата доступа: 10.06.2023).
37. Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов. Минск, 2016. - 226 с.
38. Хван А. А., Зайцев Ю. А., Кузнецова Ю. А. Стандартизация опросника А. Басса и А. Дарки / Психологическая диагностика. – 2008. - № 1 С. 35-58.
39. Ципоркина И. В. Психология зависимости: как не разориться, покупая счастье/ И. В. Ципоркина. - М.: АСТ-Пресс, 2017. - 336 с.
40. Шапкина А. Н. Из опыта антибуллинговой работы в Германии // Известия АСОУ: научный ежегодник. М.: Академия социального управления, 2015. - Т. 2. - С. 59-68.
41. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ.ред. А. В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2006. 176 с.