«Развитие самостоятельности дошкольников в процессе организации проектной деятельности (на примере детей 6-7 лет)»
Заказать уникальную курсовую работу- 22 22 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 30.08.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 6-7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Психолого-педагогические особенности дошкольников 6-7 лет 5
1.2. Понятие самостоятельности дошкольников 6-7 лет в психолого-педагогической литературе 7
ГЛАВА 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 6-7 ЛЕТ 10
2.1. Особенности проектной деятельности в дошкольном возрасте 10
2.2. Применение проектной деятельности для повышения самостоятельности у дошкольников 6-7 лет 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20
Поэтому спецификой проектной деятельности в дошкольной образовательной организации является то, что педагогу необходимо подводить дошкольника, помогать раскрывать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызывать к ней интерес и включать дошкольников в совместный проект [18].
Т.В. Безродных, В.В. Волгина полагают, что под понятием исследовательская самостоятельность детей дошкольного возраста следует понимать самостоятельность, которая может проявляться в процессе исследования какой либо проблемы. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Исследовательская самостоятельность при своем развитии в старшем дошкольном возрасте способствует становлению так называемой субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, и тем самым обеспечивает готовность ребенка к школе. Следует отметить, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской самостоятельности детей [10].
Е.В. Кремова, Г.П. Чернятина, С.М. Ахновская, С.Ф. Овод делятся опытом проектной деятельности у дошкольников и говорят, что развитие инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством познавательноисследовательских проектов актуально и очень эффективно [16].
Е.Н. Беляева, Т.Н. Галич считают, что основа технологии метод проектов заключается в самостоятельной деятельности дошкольника: исследовательской, познавательной, продуктивной, в процессе которой дошкольник познает окружающий мир и преобразует новые знания в реальные продукты. Эта деятельность специально организуется воспитателем и самостоятельно выполняется детьми (в старшем дошкольном возрасте) или при небольшой помощи воспитателя (в младшем дошкольном возрасте). Содержание самостоятельной проектной деятельности у детей дошкольного возраста включает следующие компоненты: умственные операции (обобщение, сравнение, классификация, дедукция); когнитивная сфера (внимание, память, познавательный интерес); хорошо развитая коммуникативная сфера [11].
О.В. Клименко, Е.И. Попова отмечают, что чтобы ребенок получил полноценное качественное развитие, нужно чтобы развитие проходило через его инициативу и самостоятельность ребенка, чтобы ребенок сам что-то придумывал и создавал, сам к чему-то стремился. При разработке образовательной деятельности по методу проектов авторы применяют алгоритм создания проблемной ситуации, по которому определяют тему проекта и его цель, составляют перспективный план продвижения к цели;, формулируют задачи и обсуждают их с участниками проекта, придумывают игры и другие виды деятельности. Продукт проектной деятельности дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для педагога главное – поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно [15].
Таким образом, проектная деятельность – это один из методов формирования самостоятельности детей в дошкольном возрасте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании полученных данных, мы заключили следующее:
У детей дошкольного возраста только развиваются все психические процессы, в т.ч. память, внимание, мышление, восприятие. Постепенно расширяется коммуникативная деятельность, дети приобретают все больше свободы действий, что дает предпосылки для развития самостоятельности.
Самостоятельность – это важная характеристика личности дошкольников, которая обозначает способность анализировать ситуации, мыслить, действовать и принимать решения по собственной инициативе, независимо от навязываемых взглядов и способов разрешения тех или иных проблем, вырабатывать собственное мнение. Данная способность является основой для формирования готовности к школе.
Учебный проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт от идеи до воплощения, который обладает новизной, выполненный под контролем и при консультации педагога. Выделяются исследовательские, творческие, приключенческие, прикладные, информационные проекты. Работа над учебным проектом предлагается выполнять в ряд этапов, среди которых выбор темы проекта, определение состава участников рабочей группы, определение возможных путей решения проблемы, выбор одного из них, разработка структуры образовательного проекта, распределение задачи среди участников группы в соответствии с их способностями, возможностями, потребностями. Определение срока выполнения заданий, обобщение полученных результатов в виде конечного продукта проектирования, подготовка презентации результатов проекта, проведение анализа полученных результатов.
Проектная деятельность в дошкольном возрасте является эффективным средством формирования самостоятельности у дошкольников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
I. Нормативные правовые акты
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
II. Учебная и монографическая литература
Арамова Г.С. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов и ссузов / Г.С. Абрамова. – 2-е изд., испр и перераб. – М.: Прометей, 2018. – 705 с.
Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2000. – 1536 с.
Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений: для работы с детьми 5-7 лет / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 109 с.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития и бытия личности: учебник для студентов высших учебных заведений. В 2 т. Т.1. / В.С. Мухина. – 18-е издание, перераб. и доп. – М.: Наука, 2022.– 674 с.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для академического бакалавриата / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2015. – 460 с.
Садертинова Л.В. Проектная деятельность как средство формирования целостной картины мира дошкольников / Л.В. Садертинова; под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – Владимир: Шерлок-пресс, 2017. – 121 с.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 349 с/
Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учеб. пособие / Н.Ф. Яковлева. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 144 с.
III. Периодические издания
Безродных Т.В. Развитие исследовательской самостоятельности старших дошкольников в проектной деятельности / Т.В. Безродных, В.В. Волгина // Проблемы современного педагогического образования, 2018. – № 59-3. – С. 73-76.
Беляева Е.Н. Содержание самостоятельной проектной деятельности у детей дошкольного возраста / Е.Н. Беляева, Т.Н. Галич // Вопросы педагогики, 2020. – № 3-2. – С. 23-26.
Бухарова М.Ю. Проектная деятельность как современная педагогическая технология развития и поддержки инициативы и самостоятельной деятельности у детей дошкольного возраста / М.Ю. Бухарова, Е.Г. Мелентьева // Инновационная деятельность педагога дошкольного образования в условиях реализации образовательного и профессионального стандартов. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 2021. – С. 265-269.
Газизова Ф.С. Воспитание самостоятельности и ответственности у старших дошкольников в семье и дошкольной образовательной организации / Ф.С. Газизова, Г.Г. Бадретдинова // Вопросы педагогики, 2019. – № 6-1. – С. 21-23.
Горобец Л.Н. «Метод проекта» как педагогическая технология / Л.Н. Горобец // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2012. – № 2. – С. 122-128.
Клименко О.В. Формирование навыков самостоятельно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через проектную деятельности / О.В. Клименко, Е.И. Попова // Научный альманах, 2022. – № 4-1 (90). – С. 113-117.
Кремова Е.В. Реализация познавательно-исследовательских проектов как средство развития инициативности и самостоятельности у детей дошкольного возраста / Е.В. Кремова, Г.П. Чернятина, С.М. Ахновская, С.Ф. Овод // Педагогика и психология: перспективы развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2022. – С. 82-84.
Пономарева Н.В. Проблема развития самостоятельности ребенка-дошкольника старшей группы при подготовке к обучению в школе / Н.В. Пономарева // Ребенок-дошкольник в современном образовательном пространстве. Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции, 2017. – С. 169-173.
Портнова П.А. Развитие детской самостоятельности в проектной деятельности дошкольников / П.А. Портнова, А.Р. Нуриева // Молодой ученый, 2021. – № 47 (389). – С. 404-406.
Трифонова Е.В. Инициативность и самостоятельность как базисные характеристики личности дошкольника / Е.В. Трифонова // Исследователь. Researcher, 2018. – № 1-2 (21-22). – С. 35-45.
Шайхутдинова Е.В. Экспериментальное исследование по формированию навыков самостоятельности младших школьников в повседневной жизни / Е.В. Шайхутдинова // Молодой ученый, 2020. – № 21 (311). – С. 731-734.
17
I. Нормативные правовые акты
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
II. Учебная и монографическая литература
2. Арамова Г.С. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов и ссузов / Г.С. Абрамова. – 2-е изд., испр и перераб. – М.: Прометей, 2018. – 705 с.
3. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2000. – 1536 с.
4. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений: для работы с детьми 5-7 лет / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 109 с.
5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития и бытия личности: учебник для студентов высших учебных заведений. В 2 т. Т.1. / В.С. Мухина. – 18-е издание, перераб. и доп. – М.: Наука, 2022.– 674 с.
6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для академического бакалавриата / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2015. – 460 с.
7. Садертинова Л.В. Проектная деятельность как средство формирования целостной картины мира дошкольников / Л.В. Садертинова; под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – Владимир: Шерлок-пресс, 2017. – 121 с.
8. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 349 с/
9. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учеб. пособие / Н.Ф. Яковлева. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 144 с.
III. Периодические издания
10. Безродных Т.В. Развитие исследовательской самостоятельности старших дошкольников в проектной деятельности / Т.В. Безродных, В.В. Волгина // Проблемы современного педагогического образования, 2018. – № 59-3. – С. 73-76.
11. Беляева Е.Н. Содержание самостоятельной проектной деятельности у детей дошкольного возраста / Е.Н. Беляева, Т.Н. Галич // Вопросы педагогики, 2020. – № 3-2. – С. 23-26.
12. Бухарова М.Ю. Проектная деятельность как современная педагогическая технология развития и поддержки инициативы и самостоятельной деятельности у детей дошкольного возраста / М.Ю. Бухарова, Е.Г. Мелентьева // Инновационная деятельность педагога дошкольного образования в условиях реализации образовательного и профессионального стандартов. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 2021. – С. 265-269.
13. Газизова Ф.С. Воспитание самостоятельности и ответственности у старших дошкольников в семье и дошкольной образовательной организации / Ф.С. Газизова, Г.Г. Бадретдинова // Вопросы педагогики, 2019. – № 6-1. – С. 21-23.
14. Горобец Л.Н. «Метод проекта» как педагогическая технология / Л.Н. Горобец // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2012. – № 2. – С. 122-128.
15. Клименко О.В. Формирование навыков самостоятельно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через проектную деятельности / О.В. Клименко, Е.И. Попова // Научный альманах, 2022. – № 4-1 (90). – С. 113-117.
16. Кремова Е.В. Реализация познавательно-исследовательских проектов как средство развития инициативности и самостоятельности у детей дошкольного возраста / Е.В. Кремова, Г.П. Чернятина, С.М. Ахновская, С.Ф. Овод // Педагогика и психология: перспективы развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2022. – С. 82-84.
17. Пономарева Н.В. Проблема развития самостоятельности ребенка-дошкольника старшей группы при подготовке к обучению в школе / Н.В. Пономарева // Ребенок-дошкольник в современном образовательном пространстве. Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции, 2017. – С. 169-173.
18. Портнова П.А. Развитие детской самостоятельности в проектной деятельности дошкольников / П.А. Портнова, А.Р. Нуриева // Молодой ученый, 2021. – № 47 (389). – С. 404-406.
19. Трифонова Е.В. Инициативность и самостоятельность как базисные характеристики личности дошкольника / Е.В. Трифонова // Исследователь. Researcher, 2018. – № 1-2 (21-22). – С. 35-45.
20. Шайхутдинова Е.В. Экспериментальное исследование по формированию навыков самостоятельности младших школьников в повседневной жизни / Е.В. Шайхутдинова // Молодой ученый, 2020. – № 21 (311). – С. 731-734.