Понятие саморегуляции в отечественной и зарубежной психологии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 39 39 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 13.07.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ понятия саморегуляции в психологической литературе 5
1.1. Понятие саморегуляции 5
1.2. Методы саморегуляции 10
1.3. Приемы саморегуляции 18
Глава II. Проблема саморегуляции в отечественной и зарубежной психологии 24
2.1. Теоретические основы изучения саморегуляции в зарубежной психологии 24
2.2. Теоретические основы изучения саморегуляции в отечественной психологии 25
Заключение 38

Фрагмент для ознакомления

В результате М.Я. Басов считал, что "воля - это уникальный психический механизм, с помощью которого человек регулирует свои психические функции" [9, с. 37]. Воля адаптирует и реорганизует психические функции в соответствии с решаемой задачей. По мнению М.Я. Басова, понятие саморегуляции следует рассматривать в двух смыслах. Первый, в самом широком смысле, связан с общей установкой человека и общим направлением его деятельности. Второй связан с регулированием в его первоначальном смысле и касается структуры процессов и способа их организации.
К.А. Абульханова-Славская понимает психическую саморегуляцию человека как "способность регулировать, мобилизовать и согласовывать свою внутреннюю активность с окружающей действительностью и объективными требованиями деятельности других людей" [1, c. 86]. В процессе саморегуляции субъект деятельности регулирует уровень психической активности и длительность напряжения, соответствующие данным условиям деятельности. Психика правильно рассчитывает внутренние ресурсы и разумные затраты человека. Все эти параметры систематически регулируются субъектом деятельности - самим человеком [1]. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, вопрос о психической регуляции деятельности должен ставиться с учетом определенных механизмов регуляции и общих методологических принципов, в частности принципа активного субъекта; как отмечает И.С. Морозова [46 Этот принцип позволяет понять, как может быть согласована регуляция деятельности обществом, с одной стороны, и индивидами - с другой.
П.К. Анохин объяснил саморегулирующую природу человеческого поведения, предложив сложную схему колец отражения. Он утверждал, что "функциональные системы в целом обладают внутренней способностью к саморегуляции" [6, с. 74]. [6, c. 74]. При возникновении возможного дефекта в функциональной системе происходит быстрая реорганизация ее компонентов и достигается требуемый результат, даже если он неэффективен (с точки зрения временных и энергетических затрат). Функциональные системы человека поддерживают свою целостность на основе циркуляции информации от периферии к центру и от центра к периферии. Важным дополнением к традиционному пониманию деятельности мозга стало выявление роли возвратных афферентов, что предвосхитило идею саморегуляции, введенную значительно позже кибернетикой. Так, П.К. Анохин понимал саморегуляцию как способность функциональной системы регулировать свое поведение посредством афферентной обратной связи [7].
Б.Г. Ананьев был первым российским психологом, который смог с пользой применить понятийный аппарат кибернетики к психологическим исследованиям. Он уподобил функционирование мозга "сложной организации регуляторных схем с многочисленными цепями связей, включающих объекты регуляции, измерительные и управляющие устройства и механизмы обратной связи, гарантирующие гомеостаз регулируемых величин" [4, с. 83]. [4, c. 83].
Таким образом, можно считать, что мозговая деятельность человека сочетает в себе все виды обратной связи, присущие биологическим системам управления, что в данном случае означает саморегуляцию; по мнению А.О. Прохорова [62], механизмы саморегуляции в жизнедеятельности человека уже находятся на клеточном уровне, а организация находится в процессе.
Единство и целостность функциональной системы человеческого организма основывается на химической и нейронной саморегуляции физиологических функций. Саморегуляция пронизывает все психические явления и влияет на человеческий организм на всех уровнях. Саморегуляция отдельных психических процессов, таких как ощущение, восприятие и мышление, является саморегуляцией состояния человека и его здоровья. Как отмечает А.О. Прохоров, саморегуляция - это свойство или черта характера, которая отражается в социальном поведении человека и является следствием его воспитания и самовоспитания.
Следует отметить, что биологический уровень саморегуляции включает в себя нейрогуморальную регуляцию психической деятельности.
Биологическая регуляция психической деятельности возможна потому, что сам разум является функцией центральной нервной системы.
Поэтому, если меняется состояние мозга или химический состав крови, то меняется и психическая деятельность человека; Ю.Ю. Голикова и А.И. Костина [21] в качестве методологической основы модели регуляции психической деятельности использовали сочетание системного и межсистемного подходов, в которых регуляция отражает как целостность процесса, так и его неустойчивость и нарушение. Модель саморегуляции классифицирует психическую деятельность человека на три типа активности: текущую, ситуативную и долговременную.
Текущая активность инициируется необходимостью немедленного реагирования на событие, ситуативная активность основана на поиске выхода из ситуации, а долгосрочная активность основана на создании общей стратегии поведения. Это означает, что саморегуляция является, с одной стороны, целостным, а с другой - нестабильным процессом. Эта двойственная природа саморегуляции отражается в разнообразии ее психической деятельности.
В своей работе А.К. Осницкий различает личностную и активную саморегуляцию. "Активная саморегуляция проявляется в феноменологии преобразования субъекта и преобразования прилагаемых усилий. "Саморегуляция личности связана прежде всего с выявлением и изменением своих установок (закрепленных в рамках культурно-исторических традиций и норм общества)" [57, с. 11]. [57, c. 11].
Вопрос саморегуляции также анализировался в рамках деятельностного подхода. Стоит отметить, что большинство ранних исследований семьи, посвященных теме саморегуляции, касались изучения регуляции конкретных видов деятельности, таких как профессия (изучение сенсорно-моторной деятельности человека-оператора), образование и спорт. Большинство подобных исследований было направлено на поиск путей оптимизации деятельности для повышения производительности труда, например, в области промышленного производства и сверхактивности (О.А. Конопкин, Н.Д. Завалова, Б.Ф. Ломов, А.В. Махнач).
Согласно взглядам С.Л. Рубинштейна [65], конкретными способами реализации психической деятельности являются "сознание" и "действие". Деятельность человека как индивида, личности и индивидуальности осуществляется в виде "действия" в различных видах деятельности (практическая деятельность, общение, познание, поведение и т.д.) и "сознания" в виде процессов саморегуляции различных видов деятельности (функциональная система, кольцевой контур регуляции, система сознательной саморегуляции деятельности). По мнению А.О. Прохорова, выделение двух сторон процесса психической саморегуляции человека в виде двух особых способов ее существования "позволяет разделить процесс деятельности на каждом уровне организации психики человека (биологическом, личностном, социальном) и процесс регуляции этой деятельностью Это послужило методологической предпосылкой для развития психологических представлений о возможности выделения процессов регуляции как относительно самостоятельных" [63, с. 21]. [63, c. 213].
О.А. Конопкин пишет, что "психическая саморегуляция деятельности человека". Она является "высшим уровнем регуляции поведенческой активности биологической системы и отражает качественную специфику моделирования действительности человеком и самого себя, своей деятельности и активности" [3, с. 167]. [3, c. 167].
В.И. Моросанова, развивая идеи С.Л. Рубинштейна, выделившего в своей концепции сознательной саморегуляции две специфические формы человеческого существования - "деятельность" и "сознание", мы обращаем внимание на идею "согласованности деятельности и саморегуляции в том смысле, что цели, принимаемые субъектом, определяют и направление, и координацию его деятельности, т.е. его саморегуляцию, "насколько она функциональна и удовлетворительна и какой становится деятельность человека" [4, с. 135]. [4, c. 135]. И теоретически и экспериментально (О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, В.И. Степанский) доказано, что это совпадение саморегуляции и деятельности человека, но они не тождественны и не могут совпадать по своему направлению, структуре, смыслу и даже времени.
В.И. Моросанова понимает саморегуляцию как "интегрированную систему, предполагающую и контролирующую достижение целей поведения и деятельности" [5, с. 125]. Эта система реализуется через сознательный процесс саморегуляции, который имеет универсальный характер для разных видов деятельности и событий. Эта система реализуется через специфический процесс регуляции, связанный с постановкой целей, моделированием критических условий, программированием поведения, прогнозированием и модификацией результатов. Индивидуальные особенности саморегуляции характеризуются тем, как человек составляет планы и программы для достижения цели, учитывает важные внешние и внутренние условия, оценивает результаты и организует свою деятельность для достижения субъективно приемлемого результата [5]. С помощью концепции осознанной саморегуляции Моросанова не только доказала, что когнитивный процесс переработки информации имеет определенную структуру, но и разработала теоретико-методологический подход к изучению индивидуальных различий и их личностных предпосылок.
В.И. Моросанова предложила понятие личностного стиля саморегуляции как "средство применения субъектного подхода к изучению индивидуально-типичных форм спонтанной активности человека" [4, с. 24] [4, c. 24]. В.И. Моросанова, как теоретически, так и эмпирически, показала динамический, личностно-ориентированный темперамент (например, экстраверсия и интроверсия) в виде специфического профиля личностных характеристик саморегуляции. Степень и разнообразие субъективной активности, проявляющиеся в таких субъективных качествах, как креативность, автономность и настойчивость, определяют способность преодолевать субъективные и объективные трудности в достижении жизненных целей и, в свою очередь, способствуют формированию личностных качеств через опыт регуляции [4].
В системно-деятельностной концепции психической саморегуляции, разработанной Л.Г. Дикой, психическая саморегуляция рассматривается одновременно "как психическая деятельность и как психологическая система" [3, с. 82]. [3, c. 82]. Такой дефиниционный подход к саморегуляции позволяет реализовать принципы полисистемного подхода и межсистемного анализа в качестве определяющих факторов, т.е. выделить детерминанты, представляющие системную основу саморегуляции.
По мнению Л.Г. Дика, принцип активных факторов позволяет реализовать принципы активности и развития в экспериментальных исследованиях саморегуляции в процессах человеческой деятельности и показать, что они составляют сущность саморегуляции [3].
Н.Н. Крылова [4] попыталась обобщить теоретический подход к изучению саморегуляции и пришла к следующему выводу: "понятия "самоотношение" и "саморегуляция" рассматриваются как пересекающиеся и взаимодополняющие компоненты в структуре самосознания личности. Далее считается, что самоотношение включается в процесс деятельности и саморегуляции личности через взаимодействие его компонентов с потребностно-мотивационной сферой личности.
В.Б. Батзиленов рассмотрел различные способы саморегуляции в рамках самооценки, субъективного благополучия и депрессии и обнаружил, что "высокая саморегуляция по умолчанию и неразвитая динамическая регуляция связаны с депрессивными состояниями" [1, c. 70]. [1, c. 70]. Таким образом, низкая самооценка заставляет человека концентрировать внимание на своих недостатках, препятствуя самосовершенствованию, поиску действий и созданию стратегий для преодоления сложных жизненных ситуаций. Лица с высоким уровнем развития оценочной саморегуляции и повышенной депрессией не могут быть удовлетворены собой после достижения целей, так как не могут точно оценить, действительно ли они достигли поставленных целей приемлемыми способами [1].
Л.В. Иванова и М.Г. Слав, изучавшие саморегуляцию, отмечают, что в существующей литературе акцент делается лишь на одной из возможных целей саморегуляции, которые чаще всего называются психическими состояниями или специфическими психическими процессами.
Такой подход оправдан в контексте конкретных исследований и в силу интереса автора, но в силу своей ограниченности он не может быть взят за основу для формулирования общего определения. В заключение Л.В. Иванова и М.Г. Слав утверждают, что процесс психической саморегуляции обязательно является сознательным (но не всегда осознанным на каждом этапе) и целенаправленным (активным) по своей природе [3].
Ж.Г. Гаранина и О.Е. Мальцева рассматривают саморегуляцию и самоконтроль как одно и то же понятие. Следовательно, по их мнению, саморегуляция "сопровождает процесс саморазвития и помогает личности осознавать и выполнять практические действия, направленные на достижение поставленных целей". [20, c. 379]. Другими словами, на высшем уровне саморазвития человека саморегуляция носит целенаправленный и систематический характер, и достигается максимально возможный уровень самореализации. Процесс саморегуляции включает в себя самонаблюдение, осознание и самоанализ собственного поведения, а также самооценку и коррекцию результатов. Личность постоянно анализирует и оценивает достигнутые результаты, соотносит их с поставленными целями и планирует пути дальнейшего развития личности [2].
Б.А. Гунзинова [2] считает, что развитие целостной системы саморегуляции, ее отражение в более высоком уровне индивидуальности личности тождественно развитию субъектной индивидуальности человека. Важнейшим критерием в этом смысле является формирование сначала волевой, а затем осознанной психической регуляции. В итоге формирование основных регуляторных процессов человека приводит к развитию его индивидуальной личности. Целостность этого регуляторного процесса отражается в различных видах деятельности человека. Следует отметить, что под развитием спонтанной саморегуляции понимается расширение арсенала психических средств для саморегуляции деятельности, а под становлением осознанной саморегуляции - развитие субъектных качеств и развитие регулятивной функции самосознания.
По мнению А.А. Казелло и А.В. Кобзаря, "Саморегуляция - это внутренняя целенаправленная деятельность человека, протекающая с участием различных процессов, явлений и уровней психики. Процессы саморегуляции выражают единство психики и целостность системы" [3, s. 11].
Таким образом, в психологии существует ряд подходов, основанных на изучении различных аспектов психики, к определению понятия "саморегуляция".
В данной работе, вслед за О.А. Конопкиным и В.И. Моросановой, мы будем рассматривать саморегуляцию как "системно организованный внутренний процесс" в рамках дифференциального подхода. Психическая деятельность человека по инициированию и контролю различных видов и форм волевой активности, непосредственно реализующих принятые человеком цели" [5, c. 126]. Мы также придерживаемся положения системно-деятельностной концепции психической саморегуляции психофизиологических состояний: Вслед за Л.Г. Дика, мы определяем саморегуляцию как иерархическую структуру субъекта, системное взаимодействие механизмов волевой и непроизвольной регуляции психических состояний, обладающих целенаправленной деятельностью и с регуляцией деятельности на индивидуальном уровне [3].
Заключение
Цель данного исследования - изучить методы и приемы саморегуляции. В ходе данного исследования автор изучил соответствующую литературу. Общие результаты исследования следующие.
Глава 1 была посвящена концепции саморегуляции. Было установлено, что это междисциплинарное понятие и используется не только в психологии. Современные ученые не могут дать единого определения этому термину. Например, саморегуляция определяется как сознательное влияние человека на внутренние психические явления, выполняемые им действия и собственное поведение, используемое для поддержания или изменения характера их протекания. Саморегуляцию можно также определить как механизм, обеспечивающий внутреннюю психическую деятельность человека с помощью психических средств; деятельность и саморегуляция выступают как два взаимодополняющих элемента: активность может быть определена как результат процессов саморегуляции, представляющих собой вариативность, движение и саморегуляцию.
Эти определения вряд ли можно назвать уникальными. Поскольку у каждого автора свое определение саморегуляции, этот термин по сути является эвристическим. Саморегуляция Психология Визуализация
В психологии различают методы и приемы саморегуляции.
Методы саморегуляции - это комплекс приемов и обучающих программ, направленных на формирование у человека соответствующих внутренних способов деятельности для управления собственной ситуацией.
Методы саморегуляции направлены на обучение людей специальным приемам, с помощью которых они могут спонтанно изменять свою ситуацию и использовать их в дальнейшем в жизни.
Эти методы включают в себя мышечную релаксацию, правильное дыхание, самовнушение и визуализацию. Наиболее эффективным методом является самовнушение. Сначала расслабляются мышцы и достигается правильное дыхание, затем следует самовнушение, включающее визуализацию.
Существует также техника саморегуляции. Техника саморегуляции - это упражнения, которые помогают достичь цели саморегуляции. В данной статье рассматриваются различные упражнения.
Таким образом, автор достиг всех целей и задач исследования. Список используемых источников
1. Алиев. Х. Метод управляемой психофизиологической саморегуляцией «Ключ», Москва, 2013.
2. Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. - Москва: изв-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2014
3. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники/ Пер с анг Е. Перовой.- Москва: Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2012 – 527 с.
4. Ахмедов Т.И., Жидко М.Е. Психотерапия в особых состояниях сознания. - Москва: Фолио,2021 – 879 с.
5. Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. СПб. - 2012.
6. Гремлинг С. , Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. Спб.: Питер, 2012.
7. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). - Москва: Изд-во «Институт психологии РАН»,2013 – 429 с.
8. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия: Учебное пособие. – Москва: Педагогическое общество России, 2020 - 665 с.
9. Прокофьев Л.Е. Основы психологической саморегуляции. СПб.: Изд-во «Лань» 2013.









2

Список используемых источников
1. Алиев. Х. Метод управляемой психофизиологической саморегуляцией «Ключ», Москва, 2013.
2. Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. - Москва: изв-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2014
3. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники/ Пер с анг Е. Перовой.- Москва: Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2012 – 527 с.
4. Ахмедов Т.И., Жидко М.Е. Психотерапия в особых состояниях сознания. - Москва: Фолио,2021 – 879 с.
5. Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. СПб. - 2012.
6. Гремлинг С. , Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. Спб.: Питер, 2012.
7. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). - Москва: Изд-во «Институт психологии РАН»,2013 – 429 с.
8. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия: Учебное пособие. – Москва: Педагогическое общество России, 2020 - 665 с.
9. Прокофьев Л.Е. Основы психологической саморегуляции. СПб.: Изд-во «Лань» 2013.