Концептуальный анализ русскоязычного рок - дискурса

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Лингвистика
  • 27 27 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 23.07.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗА КОНЦЕПТА 6
1.1. Понятие концепта, его основные характеристики 6
1.2. Методы изучения концептов 10
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 14
ГЛАВА 2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РУССКОЯЗЫЧНОГО РОК ДИСКУРСА 16
2.1. Анализ реализации концепта «Любовь» в русскоязычном рок-дискурсе 16
2.2. Анализ реализации концепта «Одиночество» в русскоязычном рок-дискурсе 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Фрагмент для ознакомления

Они могут выражаться через метафоры, символы и эмоционально-заряженные выражения, которые характерны для рок-музыки. Исследование концептов в рок-поэзии позволяет проследить эволюцию их использования в разных периодах и направлениях рок-музыки. От ранних форм рока, таких как рок-н-ролл и блюз, до современных поджанров, как альтернативный рок, хард-рок или металл, каждый стиль может иметь свои уникальные концепты, которые отражают его особенности и идентичность.Исследование концептов в рок-поэзии также помогает раскрыть социальные, политические и культурные контексты, в которых эти песни возникают. Они могут отражать настроения и протесты своего времени, быть выражением определенных социальных движений или культурных сдвигов. Рок-поэзия имеет способность воздействовать на общественное мнение и вызывать изменения.Исследование концептов в рок-поэзии требует анализа текстов, музыкальных аранжировок и взаимодействия с аудиторией. Это позволяет понять, как концепты передаются и воспринимаются слушателями, как они формируют образы и ассоциации. Такое исследование помогает лучше понять значимость и влияние рок-поэзии на культуру и общество.ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2Исследование типологии концептов позволяет нам лучше понять и классифицировать различные виды концептуальных образований, которые являются основой нашего мышления и языкового выражения. Каждый тип концепта имеет свои особенности и характеристики, которые влияют на нашу способность воспринимать, структурировать и интерпретировать информацию из окружающего мира.Пропорциональные концепты описывают соотношения и отношения между различными явлениями и объектами. Сформировавшиеся концепты уже имеют четкую структуру и осознание в нашем сознании. Формирующиеся концепты еще находятся в процессе формирования и развития. Предельные концепты определяют границы и ограничения, а рудиментные концепты являются остаточными формами, которые утратили свою значимость и активное участие в нашем мышлении.Такая типология концептов позволяет нам лучше понять и объяснить ментальные процессы, связанные с формированием представлений о мире и интерпретацией информации. Каждый язык имеет свою систему концептов, которая влияет на наше мышление и способность описывать и понимать окружающую реальность.Исследование концептов на материале художественных текстов и рок-поэзии позволяет нам увидеть, как концепты реализуются и влияют на творческое выражение и коммуникацию. Художественные концепты выходят за рамки простого описания и передачи информации, они олицетворяют и символизируют определенные идеи, эмоции и ценности, связывая произведения и артистов с определенными культурными и историческими контекстами.Таким образом, типология концептов и их исследование имеют значимость для лингвистики, когнитивной науки, литературоведения и культурологии, позволяя нам лучше понять, описать и объяснить сложные ментальные процессы и их связь с языков.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итог нашего исследования, мы можем сделать следующие выводы.В лингвистической литературе можно встретить различные подходы к определению концепта, и это связано с тем, что он представляет собой сложное и многогранный понятие. Одни исследователи рассматривают концепт как обобщенные чувственные образы предметов или явлений, которые являются результатом чувственного восприятия и отражают основные признаки объекта. Другие ученые видят концепт как систему знаний, которая организует и структурирует наше понимание мира.Кроме того, концепт может рассматриваться как когнитивная единица, представляющая собой определенный образ мыслей и представлений о предмете или явлении. Он может включать в себя не только семантические признаки, но и семантические отношения и ассоциации с другими концептами.Некоторые исследователи также подчеркивают роль языка в описании и определении концептов. Язык является инструментом, через который мы выражаем и обмениваемся концептуальной информацией. Он предоставляет нам лексические единицы, с помощью которых мы описываем и передаем свои концепты другим людям.Таким образом, определение концепта в когнитивной лингвистике остается открытым вопросом, и различные исследователи предлагают разные подходы к его трактовке. Это свидетельствует о сложности и многогранности этого понятия, которое продолжает быть предметом активных исследований и дискуссий в научном сообществе.Изучение концептов является важным направлением исследования в когнитивной лингвистике. Для изучения концептов используются различные методы, которые позволяют получить информацию о их структуре, организации и связях.Один из методов - концептуальный анализ, который позволяет разбирать концепт на составные элементы и определить их признаки и свойства. Этот метод позволяет изучать концепты в их отношении к языку, мышлению и культуре.Историко-сопоставительный анализ позволяет исследовать эволюцию концептов со временем и определить изменения в их семантическом содержании и признаках.Другие методы, такие как стилистическая интерпретация, дистрибутивный анализ, контекстный и текстовый анализ, а также когнитивная интерпретация, позволяют изучать концепты с учетом их использования в речи и контексте коммуникации. Комбинация этих методов позволяет углубить понимание концептов и их роли в языке и мышлении. Они взаимодействуют и дополняют друг друга, обеспечивая более полное и всестороннее исследование концептов.Таким образом, изучение концептов и их методология являются важной основой для понимания структуры языка, культуры и когнитивных процессов, и способствуют расширению нашего знания о мире и сознании.Исследование типологии концептов позволяет нам лучше понять и классифицировать различные виды концептуальных образований, которые являются основой нашего мышления и языкового выражения. Каждый тип концепта имеет свои особенности и характеристики, которые влияют на нашу способность воспринимать, структурировать и интерпретировать информацию из окружающего мира.Пропорциональные концепты описывают соотношения и отношения между различными явлениями и объектами. Сформировавшиеся концепты уже имеют четкую структуру и осознание в нашем сознании. Формирующиеся концепты еще находятся в процессе формирования и развития. Предельные концепты определяют границы и ограничения, а рудиментные концепты являются остаточными формами, которые утратили свою значимость и активное участие в нашем мышлении.Такая типология концептов позволяет нам лучше понять и объяснить ментальные процессы, связанные с формированием представлений о мире и интерпретацией информации. Каждый язык имеет свою систему концептов, которая влияет на наше мышление и способность описывать и понимать окружающую реальность.Исследование концептов на материале художественных текстов и рок-поэзии позволяет нам увидеть, как концепты реализуются и влияют на творческое выражение и коммуникацию. Художественные концепты выходят за рамки простого описания и передачи информации, они олицетворяют и символизируют определенные идеи, эмоции и ценности, связывая произведения и артистов с определенными культурными и историческими контекстами.Таким образом, типология концептов и их исследование имеют значимость для лингвистики, когнитивной науки, литературоведения и культурологии, позволяя нам лучше понять, описать и объяснить сложные ментальные процессы и их связь с языков.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАпресян Ю.Д. Коннотация как часть прагматики слова // Избранные труды. Интегральное описание языков и системная лексикография. Т.2. М.: Шк. «Яз. рус. культуры», 1995. С. 156-177.Аскольдов-Алексеев, С. А. Концепт и слово / С.А. Аскольдов-Алексеев // От теории словесности к структуре текста: сб. ст. : в 1 ч. / гл. ред. В.П. Нерознака. − М. : Academia, 1997. − Ч. 1.– С. 28-44.Бабушкин, А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка / А. П. Бабушкин. – Воронеж : ВГУ, 1996. – 104 с.Базарова Л. В. Понятие концепт в когнитивной лингвистике // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-kontsept-v-kognitivnoy-lingvistike (дата обращения: 19.06.2023).Байдак А. В. Экспериментальные исследования концептов «жизнь» и «смерть» / А.В. Байдак // Известия Томского политехнического университета [Известия ТПУ] / Томский политехнический университет (ТПУ) – 2010. – Т. 316, № 6: Экономика. Философия, социология и культурология. — 228232 с.Валюкевич Т.В. Семантикоэтимологический анализ лингвокультурного концепта ВНЕШНОСТЬ / Т.В. Валюкевич // Весник Харковского национального университета им. В.Н.Каразина. – Харьков: ХНУ им. В.Н. Каразина, 1964. – N973: Серия: Романогерманськая филология. Методика преподавания иностранных языков. Вып.68. – 2011 (1460 a). – С. 155159Гончарова Н. Н. Концепт — основная единица языковых картин мира // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-osnovnaya-edinitsa-yazykovyh-kartin-mira (дата обращения: 19.06.2023).Горянова Л. Н. «Концепт» в когнитивной лингвистике // Актуальные вопросы современной науки. 2010. №16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-v-kognitivnoy-lingvistike (дата обращения: 19.06.2023).Демьянков, В. З. Доминирующие лингвистические теории в конце XX века / В. З. Демьянков. − М. : Институт языкознания РАН, 1995. С. 239 - 320.Джавахова, И. Г. Семантика языковых единиц: Фрагменты концептуального анализа лексико-семантической группы «конфликт» / И. Г. Джавахова. − М. : Альфа, 1994. − 59 c.Дудченко, О. В. Концепт «friend» в сонетах У. Шекспира / О. В. Дудченко // Научно-методический журнал «Концепт». – 2016. – № 11. – С. 27 - 29.Казиева, А. Ю. К вопросу о методах исследования концептов / А. Ю. Казиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 269-271. — URL: https://moluch.ru/archive/402/88856/ (дата обращения: 19.06.2023).Колесов, В. В. Концептология: учеб. пособие для вузов / В. В. Колесов, М. В. Пименова. – Кемерово: КемГУ, 2012. – 248 с.Кубрякова, Е. С. Типы языковых значений: Семантика производного слова / Е. С. Кубрякова. М. : Наука, 1981. – С. 34 - 47.Лихачев, Д. С. Концептосфера русского языка: От теории словесности к структуре текста / Под ред. В.П. Нерознака. М.: Генозис, 1997. – 364 с.Ляпин, С. Х. Концептология: к становлению подхода / С. Х. Ляпин // Научные труды Центрконцепта. – 1977. № 1. – С. 11 - 35.Маслова, В. А. Введение в когнитивную лингвистику: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Маслова. М. : Наука, 2011. – 296 с.Мякотин, Е. В. Рок-музыка. Опыт структурно-антропологического подхода / Е. В. Мякотин. Саратов : РГБ, 2006. – С. 8 - 11.Никишина Ю.И. Понятие «концепт» в когнитивной лингвистике / Ю.И. Никишина // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Отв. ред. В.В. Красных, И.А. Изотов. Вып. 21. - М.: МАКС Пресс. - 2002. - 5-7 с.Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=18129 (дата обращения 19.06.2023)Палеева Е.В. Концептуальный анализ как метод лингвистических исследований / Е.В. Палеева // Теория языка и межкультурная коммуникация. Вып 2(8). - Курск. - 2010. - 1-5 с.Пименова, М. В. Когнитивная лингвистика: новые парадигмы и новые решения / М. В. Пименова. М. : ИЯ РАН, 2011. – С. 65 - 83.Пименова, М. В. Концептуальные исследования: учеб. пособие / М. В. Пименова, О. Н. Кондратьева. − М.: Наука, 2011. – 176 с.Попова, З. Д. Когнитивная лингвистика / З. Д. Попова, И. А. Стернин. - М.:АСТ: Восток - Запад. - 2007. - 315 с.Рыжкина А.А. О методах анализа концепта // Вестник ОГУ. 2014. №11 (172). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-metodah-analiza-kontsepta (дата обращения: 19.06.2023).Сергеева Е.Н. Понятие концепта и аспекты его изучения в современной лингвистике // Вестник ВЭГУ. – №3(41). – 2009. – С. 72-85.Слышкин Г. Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты. — Волгоград : Волгогр. гос. пед. ун-т, 2004. 339 сСмирнова О.М. К вопросу о методологии описания концептов / О.М. Смирнова // Вестник Нижегородского универ ситета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Филология № 3. – 2009. – 247253 сСоломоник, А. Семиотика и лингвистика / А. Соломник. – М. : Молодая Гвардия 1975. – 321 с.Степанов, Ю. С. Концепты: Тонкая пленка цивилизации / Ю. С. Степанов. – М. : Языки славянских культур, 2007. – 248 с.

1.Апресян Ю.Д. Коннотация как часть прагматики слова // Избранные труды. Интегральное описание языков и системная лексикография. Т.2. М.: Шк. «Яз. рус. культуры», 1995. С. 156-177.
2.Аскольдов-Алексеев, С. А. Концепт и слово / С.А. Аскольдов-Алексеев // От теории словесности к структуре текста: сб. ст. : в 1 ч. / гл. ред. В.П. Нерознака. − М. : Academia, 1997. − Ч. 1.– С. 28-44.
3.Бабушкин, А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка / А. П. Бабушкин. – Воронеж : ВГУ, 1996. – 104 с.
4.Базарова Л. В. Понятие концепт в когнитивной лингвистике // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-kontsept-v-kognitivnoy-lingvistike (дата обращения: 19.06.2023).
5.Байдак А. В. Экспериментальные исследования концептов «жизнь» и «смерть» / А.В. Байдак // Известия Томского политехнического университета [Известия ТПУ] / Томский политехнический университет (ТПУ) – 2010. – Т. 316, № 6: Экономика. Философия, социология и культурология. — 228232 с.
6.Валюкевич Т.В. Семантикоэтимологический анализ лингвокультурного концепта ВНЕШНОСТЬ / Т.В. Валюкевич // Весник Харковского национального университета им. В.Н.Каразина. – Харьков: ХНУ им. В.Н. Каразина, 1964. – N973: Серия: Романогерманськая филология. Методика преподавания иностранных языков. Вып.68. – 2011 (1460 a). – С. 155159
7.Гончарова Н. Н. Концепт — основная единица языковых картин мира // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-osnovnaya-edinitsa-yazykovyh-kartin-mira (дата обращения: 19.06.2023).
8.Горянова Л. Н. «Концепт» в когнитивной лингвистике // Актуальные вопросы современной науки. 2010. №16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-v-kognitivnoy-lingvistike (дата обращения: 19.06.2023).
9.Демьянков, В. З. Доминирующие лингвистические теории в конце XX века / В. З. Демьянков. − М. : Институт языкознания РАН, 1995. С. 239 - 320.
10.Джавахова, И. Г. Семантика языковых единиц: Фрагменты концептуального анализа лексико-семантической группы «конфликт» / И. Г. Джавахова. − М. : Альфа, 1994. − 59 c.
11.Дудченко, О. В. Концепт «friend» в сонетах У. Шекспира / О. В. Дудченко // Научно-методический журнал «Концепт». – 2016. – № 11. – С. 27 - 29.
12.Казиева, А. Ю. К вопросу о методах исследования концептов / А. Ю. Казиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 269-271. — URL: https://moluch.ru/archive/402/88856/ (дата обращения: 19.06.2023).
13.Колесов, В. В. Концептология: учеб. пособие для вузов / В. В. Колесов, М. В. Пименова. – Кемерово: КемГУ, 2012. – 248 с.
14.Кубрякова, Е. С. Типы языковых значений: Семантика производного слова / Е. С. Кубрякова. М. : Наука, 1981. – С. 34 - 47.
15.Лихачев, Д. С. Концептосфера русского языка: От теории словесности к структуре текста / Под ред. В.П. Нерознака. М.: Генозис, 1997. – 364 с.
16.Ляпин, С. Х. Концептология: к становлению подхода / С. Х. Ляпин // Научные труды Центрконцепта. – 1977. № 1. – С. 11 - 35.
17.Маслова, В. А. Введение в когнитивную лингвистику: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Маслова. М. : Наука, 2011. – 296 с.
18.Мякотин, Е. В. Рок-музыка. Опыт структурно-антропологического подхода / Е. В. Мякотин. Саратов : РГБ, 2006. – С. 8 - 11.
19.Никишина Ю.И. Понятие «концепт» в когнитивной лингвистике / Ю.И. Никишина // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Отв. ред. В.В. Красных, И.А. Изотов. Вып. 21. - М.: МАКС Пресс. - 2002. - 5-7 с.
20.Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=18129 (дата обращения 19.06.2023)
21.Палеева Е.В. Концептуальный анализ как метод лингвистических исследований / Е.В. Палеева // Теория языка и межкультурная коммуникация. Вып 2(8). - Курск. - 2010. - 1-5 с.
22.Пименова, М. В. Когнитивная лингвистика: новые парадигмы и новые решения / М. В. Пименова. М. : ИЯ РАН, 2011. – С. 65 - 83.
23.Пименова, М. В. Концептуальные исследования: учеб. пособие / М. В. Пименова, О. Н. Кондратьева. − М.: Наука, 2011. – 176 с.
24.Попова, З. Д. Когнитивная лингвистика / З. Д. Попова, И. А. Стернин. - М.:АСТ: Восток - Запад. - 2007. - 315 с.
25.Рыжкина А.А. О методах анализа концепта // Вестник ОГУ. 2014. №11 (172). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-metodah-analiza-kontsepta (дата обращения: 19.06.2023).
26.Сергеева Е.Н. Понятие концепта и аспекты его изучения в современной лингвистике // Вестник ВЭГУ. – №3(41). – 2009. – С. 72-85.
27.Слышкин Г. Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты. — Волгоград : Волгогр. гос. пед. ун-т, 2004. 339 с
28.Смирнова О.М. К вопросу о методологии описания концептов / О.М. Смирнова // Вестник Нижегородского универ ситета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Филология № 3. – 2009. – 247253 с
29.Соломоник, А. Семиотика и лингвистика / А. Соломник. – М. : Молодая Гвардия 1975. – 321 с.
30.Степанов, Ю. С. Концепты: Тонкая пленка цивилизации / Ю. С. Степанов. – М. : Языки славянских культур, 2007. – 248 с.