Влияние социальных сетей на формирование образа материнства.
Заказать уникальную дипломную работу- 44 44 страницы
- 51 + 51 источник
- Добавлена 26.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ФЕНОМЕНА МАТЕРИНСТВА 5
1.1. Материнство как социальный и личностный феномен. Задачи и особенности периода материнства 5
1.2. Модели материнства в современном обществе 9
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗА МАТЕРИНСТВА 14
2.1. Значение социальных сетей для формирования образа материнства 14
2.2. Анализ освещения материнства в социальных сетях 19
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ОБРАЗА МАТЕРИНСТВА, СФОРМИРОВАННОГО В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ, НА ЗАДАЧИ ПЕРИОДА МАТЕРИНСТВА 28
3.1. Положительное влияние социальных сетей на задачи периода
материнства 28
3.2. Негативное влияние социальных сетей на задачи периода материнства 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Но не всегда мама-блогер, которая воодушевлена своим аккаунтом и погуружена в его развитие,сможет выбирать то, что действительно нужно ребенку, а не то, что смотрится оригинально на фотографиях и привлекает подписчиков. Получается, что в результате не только аудитория зависит от мнений и трендов, навязываемых блогером, но и сама мама-блогер вместе с детьми становятся зависимы от принципов и алгоритмов социальных сетей, от мнения и потребностей аудитории.Кроме того, Л.Б. Арнольд, Б. Мартин отмечают, что «большинство материнских блогов имеют тенденцию воспроизводить и укреплять патриархальные идеалы материнства, что подходит далеко не всем женщинам» [цит. по:45, с. 48]. И хотя некоторые матери-феминистки начали создавать свои онлайн-пространства с альтернативными взглядами, специально предназначенные для того, чтобы противостоять этим идеалам и бросать им вызов, их число пока значительно меньше, поэтому можно сказать, что патриархальная модель доминирует в сфере материнских блогов.Культурное конструирование материнства в социальных сетях включает в себя мощную идеологию материнства, формирующую жизненные реалии матерей. И в настоящее время распространенной идеологией является интенсивное материнство [2]. Оно характеризует материнство как исключительное, полностью ориентированное на ребенка, эмоционально вовлекающее и отнимающее много времени. В рамках этой идеологии матери должны «делать все» самостоятельно и без жалоб, все успевать и не уставать, поддерживать хорошее настроение [18].Принципы интенсивного материнства оказывают повышенное давление женщин, возлагая на них чрезмерную ответственность за «идеальное» воспитание детей. Л. Меуссен и К. В. Лаар провели исследование и установили, что давление, связанного с тем, чтобы быть «идеальной матерью», тесно связано с повышенным стрессом матери и родительским выгоранием [48]. Также подобное давление провоцирует у матерей усиление когнитивного профилактического внимания, используемого для более интенсивных попыток избегать ошибок в материнстве. Кроме этого, исследование вышеназванных авторов показало, что матери с более высоким давлением в отношении идеального материнства хуже справляются с достижением баланса между семьей и карьерой.Стремление соответствовать образу идеальной матери, который женщина почерпнула из социальных сетей, может привести ее к скорому родительскому выгоранию. Под родительским выгораниемпонимают«психическое состояние эмоционального истощения индивида в родительской роли, которое приводит к полной или частичной его неспособности выполнять свои родительскиефункции» [цит. по:48, с. 89].Ученые отмечают, что фактором риска с точки зрения формирования родительского выгорания является повышенная требовательность к себе и к объему выполняемых задач [31]. Среди матерей, у которых развивается родительское выгорание, распространены убеждения такого рода: «Я должна все успевать», «Я не должна уставать, ведь забота о малыше должна быть в радость», «Другие делают больше меня», «Просить о помощи – признак слабости» и другие. То есть такие матери склонны к тому, чтобы брать на себя повышенный объем задач, нести чрезмерную ответственность, сравнивать себя с более «успешными» матерями и критиковать себя за недостаточную активность и продуктивность.У матерей выгорание может проявляться в виде длительно наблюдающегося ухудшение сна, эмоциональных срывов, упадка сил, отсутствия позитивных эмоций [27]. В большей степени общий эмоциональный фон «выгоревшей» матери характеризуется состоянием беспокойства и тревоги, снижением работоспособности, повышенной раздражительности, наличием негативных реакций даже на незначительные стрессы, а жизненная ситуация воспринимается как рутинность, долгое взаимодействие с ребенком повергает ее в уныние.М. В. Андреева, О. П. Кондаурова установили, что у большинства матерей с детьми младенческого возраста синдром эмоционального выгорания проявляется как сложившийся и складывающийся на стадии напряжения, что позволяет сделать предположение о прогрессирующей картине синдрома эмоционального выгорания и необходимости дальнейшего исследования данного явления у матерей [1]. Таким образом, можно заключить, что образ материнства, формируемый в современных социальных сетях, оказывает негативное влияние на многих матерей, повышая риск появления хронического стресса, чувства вины и собственной несостоятельности. Попытки матерей соответствовать недостижимому идеалу матери, которая все успевает, способствуют переутомлению и развитию родительского выгорания. В связи с этим важно проводить просветительскую и профилактическую работу среди матерей, объяснять им нереалистичность и однобокость транслируемых в социальных сетях образов материнства; побуждать подписываться на более реалистичные блоги, где автор не стесняетсядемонстрировать капризы ребенка и ссоры, жаловаться на те или иные проблемы и свои материнские «неудачи» в воспитании детей и т.п. Для каждой матери необходимо создание комфортной информационной среды, в которой она получает грамотный совет и поддержку, а не фрустрацию и чувство вины.ЗАКЛЮЧЕНИЕПо результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Материнство рассматривается как комплексный и динамичный феномен, формирующийся в процессе ухода за ребенком и общения между матерью и ребенком. Это и процесс обеспечения надлежащих условий для развития ребенка, и компонент личностной сферы самой матери. На отношение женщины к материнству влияют ее личностные черты, внутрисемейные факторы, опыт родительской семьи, а также традиционные для данного социума представления о рождении и развитии детей. Для матери важно иметь сформированную психологическую готовность к материнству.В современном мультикультурном обществе существует целый спектр моделей материнства – от понимания и жертвования до уклонения и игнорирование личностных особенностей ребенка. Интенсивное материнство является одним из трендов в области родительства, однако растущее давление на матерей и стремление стать идеальной, воспитать успешного ребенка вызывает повышенный стресс матери и родительские выгорание. Одним из факторов, влияющих на образ и задачи периода материнства, являются социальные сети.Социальные сети оказывают влияние на формирование образа семьи и материнства. Мамы обращаются к привычному формату интернет-сообществ как наиболее знакомому и удобному источнику в целях поиска релевантного опыта и формирования новой идентичности как матери. Блогеры воспринимаются как образцы семейного поведения, и аудитория перенимает транслируемые ими семейные ценности, нормы семейного и репродуктивного поведения, материнские практики. В социальных сетях представлены разные типы матерей, среди которых нами были выделены: молодые мамы, деловые мамы, многодетные мамы, мамы-гуру, ироничные мамы, творческие мамы.В рамках данной работы был проведен анализ освещения материнства в социальных сетях. Был сделан вывод, что популярные материнские блоги портретируют материнство как некое идеальное состояние женщины, которое дается ей легко, радостно, полно любви и взаимной заботы.Подчеркивается, что мама может успевать быть и любящей женой, и заботливой и внимательной матерью, активно отдыхать, заниматься спортом, посещать салоны красоты и уделять время ежедневным бьюти-практикам, носить стильную и красивую одежду. Также мама в декрете должна поддерживать дом в чистоте и порядке, готовить вкусную и разнообразную еду для своей семьи. Помимо это, в социальных сетях транслируется, что в декрете нужно учиться, развиваться, осваивать удаленную профессию, открывать бизнес и др. Все указанные занятия должны быть ей в удовольствие и не доставлять сильной усталости.Формируемый в социальных сетях идеальный образ матери весьма привлекателен социально и эстетически, но труднодостижим в обычных условиях для большинства российских женщин, составляющих аудитория таких блогов. В связи с этим встает вопрос и влиянии образа материнства, сформированного в социальных сетях, на выполнение мамой задач периода материнства и его психологическое благополучие.Социальные сети оказали положительное влияние на выполнение современными матерями задач периода материнства. Они являются важным источником информации для неопытных матерей и дают возможность быстро получить информацию о материнстве от разных специалистов и более опытных мам. Также материнские онлайн-комьюнити дают утешение, опору, психологическую поддержку и социальный капитал для мам. Блоги мам особенных детей показывают окружающим, как живет семья с «особенным ребенком», повышают осведомленность общества о данном заболевании, учит окружающих не опасаться таких детей, а относиться к ним с толерантностью. А для матерей с аналогичными проблемами у детей такие блоги становятся ценным источников информации и площадкой для обмена опытом, особенно в случае редкости заболевания ребенка.Интернет-сообщества мам в социальных сетях не только предоставляют матерям дополнительные возможности, но в то же время имеют и определенное негативное влияние на выполнение женщиной задач периода материнства. Образ материнства, формируемый в современных социальных сетях, оказывает негативное влияние на многих матерей, повышая риск появления хронического стресса, чувства вины и собственной несостоятельности. Попытки матерей соответствовать недостижимому идеалу матери, которая все успевает, способствуют переутомлению и развитию родительского выгорания. В связи с этим важно проводить просветительскую и профилактическую работу среди матерей, объяснять им нереалистичность и однобокость транслируемых в социальных сетях образов материнства; побуждать подписываться на более реалистичные блоги, где автор не стесняется демонстрировать капризы ребенка и ссоры, жаловаться на те или иные проблемы и свои материнские «неудачи» в воспитании детей и т.п. Для каждой матери необходимо создание комфортной информационной онлайн-среды, в которой она получает грамотный совет и поддержку, а не фрустрацию и чувство вины.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВАндреева М.В., Кондаурова О.П. Эмоциональное выгорание матерей с детьми младенческого возраста // Казанский педагогический журнал. – 2022. – №5(154).– С. 236-243.Астоянц М.С., Бойко Д.Е. Специфика интенсивного материнства в монородительской семье // Caucasian Science Bridge. – 2022. – №4(18). – С. 50-58.Банных Г.А., Зайцева Е.В., Костина С.Н., Кузьмин А.И. Образ многодетной матери в пространстве российского интернета // Социум и власть. – 2019. – №1(75).–С. 223-228.Баринова Г.В. Феномен материнства: проблема принятия и непринятия ребёнка // Вестник МГОУ. Серия: Философские науки. – 2019. – №1. – С. 132-135.Борисенко Т.В. Актуализация концепта «материнство» в русском медийном дискурсе // Вестник ЧелГУ. – 2021. – №4(450). – С. 82-86.Васягина Н.Н. Образ матери: особенности репрезентации в сознании россиян // Педагогическое образование в России. – 2015. – №6. – С. 138-144.Верпатова О.Ю. Идеализации ролевого поведения в пространстве социальных сетей (на примере анализа образа идеальной матери) // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. – 2020. – С. 54-59. – С. 120-126.Горбачева О.Д. Основные подходы к пониманию материнства как социокультурного феномена // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. – 2019. – №8-2. – С. 186-193.Зайцева Е.В., Костина С.Н. Формирование СМИ имиджа многодетности // Международный научно-исследовательский журнал. – 2019. – №12(90). – С. 66-78.Илларионова И.В. Готовность к материнству: педагогичекий аспект // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2020. – №10. – С. 220-228.Ильина Т.И., Гуриева С.Д. Кризис идентичности как фактор проявления синдрома эмоционального выгорания у женщин-матерей // ЧиО. – 2019. – №3(60). – С. 1-17.Имашева Г.А., Худайбергенова Н.С. Вербализация концепта «материнство» в русской фразеологии // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – №12. – С. 31-38.Клименко Н.С., Карелина Н.А. Материнство как социокультурный концепт (типология, трансформация, перспективы) // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2019. – №46. – С. 131-134.Куликов Л.В., Малёнова А.Ю., Потапова Ю.В. Субъективная картина материнства в российских и зарубежных исследованиях // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2020. – №4. – С. 61-67.Лучинкина А.И. Специфика интернета как института социализации // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2019. – Т.5. – №1. – С. 59-69.Макаренцева А.О. Динамика вступления в материнство в современной России // Мир России. Социология. Этнология. – 2022. – №1. – С. 91-102.Мазурчук Н.И., Мазурчук Е.О., Малинок А.И. Ценностное отношение к материнству у женщин России и Белоруссии // Педагогическое образование в России. – 2021. – №2. – С. 104-111.Мисиюк Ю.В. Эмоционально-оценочные характеристики самовосприятия матери в контексте интенсивного родительства // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2022. – №1. – С. 201-206.Невструева Т.Х., Кон Л.Л. Представления о материнстве девушек-социальных сирот в контексте проблемы психологической готовности к материнству // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – №4. – С. 80-87.Орлова В.В., Мещерякова Э.И., Ларионова А.В., Антипова Е.А. Раннее материнство как многоаспектный и многофакторный феномен // Векторы благополучия: экономика и социум. – 2020. – №1(36). – С. 32-37.Пономарева Е.В. Психологические особенности формирования образа материнства в онтогенезе // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. – №2. – С. 161-164.Рощина Н.М. Ролевые модели современного материнства // Общество: социология, психология, педагогика. – 2020. – №10. – С. 45-59.Савенышева С.С., Заплетина О.О. Родительский стресс матерей детей раннего и дошкольного возраста: роль социально-демографических факторов // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – №6. – С. 120-125.Сафиянова А.Ф., Маринина А.Е., Васичева А.Н. Психологическая готовность девушек к материнству // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – №67. – С. 203-217.Спиридонов А.В., Бенелли Л.Н. Психология материнства как феномен в отечественной психологической науке // Вестник Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института. – 2020. –№4.– С. 31-40.Таракановская К.С. Материнство и университет: стратегии баланса жизни и работы // Мониторинг. – 2021. – №3. – С. 45-49.Тихонова И.В. Родительские состояния, связанные со стрессом: понятийный дискурс и дифференциация // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2022. – №2. – С. 12-18.Ткачева Ю.Г. Методологические основы формирования готовности к материнству у студенток вузов // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2021. – №1(90). – С. 227-234.Ткачева Ю.Г. Опыт работы по формированию у студенток вуза готовности к материнству // Известия ВГПУ. –2022. – №1(164). – С. 11-17.Трушкина С.В. Модели материнства у женщин с нормальным и нарушенным родительским поведением // Вопросы психологии. – 2016. – №5. – С. 95-104.Фадеева Т.Ю. Психологические факторы родительского выгорания отцов и матерей // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. – 2021. – №4(40). – С. 66-78.Халилов Б.Р. Профессиональная карьера женщин и семья // Экономика и социум. – 2016. – №3(22). – С. 22-28.Интенсивное материнство: как оно выглядит и что дает детям [Электронный ресурс] // ВШЭ. URL: https://iq.hse.ru/news/287847726.html (дата обращения: 18.06.2023).Интенсивное материнство [Электронный ресурс] // Постнаука. URL: https://postnauka.ru/video/156670 (дата обращения: 18.06.2023).Как меняется аудитория социальных сетей и мессенджеров [Электронный ресурс] // Skillfactory Media. URL: https://blog.skillfactory.ru/auditoriya-soczialnyh-setej-i-messendzherov-v-2022-godu (дата обращения: 18.06.2023).Особенная Ками из Крыма [Электронный ресурс] // YouTube. URL: https://www.youtube.com/@Aido4ka(дата обращения: 18.06.2023).Diana.zhanyshova[Электронный ресурс] // Instagram. URL: https://www.Instagram.com/Diana.zhanyshova (дата обращения: 18.06.2023).Elizaveta_ma[Электронный ресурс] // Instagram. URL: https://www.Instagram.com/Elizaveta_ma (дата обращения: 18.06.2023).Neigrushki[Электронный ресурс] // Instagram. URL: https://www.Instagram.com/Neigrushki (дата обращения: 18.06.2023).Polina_skirda[Электронный ресурс] // Instagram. URL: https://www.Instagram.com/Polina_skirda (дата обращения: 18.06.2023).Xanishova[Электронный ресурс] // Instagram. URL: https://www.Instagram.com/Xanishova (дата обращения: 18.06.2023).Zhenia.lya[Электронный ресурс] // Instagram. URL: https://www.Instagram.com/Zhenia.lya (дата обращения: 18.06.2023).Mamochka_lenochka[Электронный ресурс] // Instagram. URL: https:// www.Instagram.com/Mamochka_lenochka (дата обращения: 18.06.2023).Mamochka_tatyana[Электронный ресурс] // Instagram. URL: https:// www.Instagram.com/Mamochka_tatyana (дата обращения: 18.06.2023).Arnold L.B., Martin B. Taking the village online: mothers, motherhood, and social media. – Demeter Press, 2016.Babetin K. The birth of a mother: a psychological transformation // Journal of Prenatal and Perinatal Psychology and Health. – 2020. – №34(5). – pp. 1-15.KirkpatrickC.E.,Lee S.Comparisons to picture-perfect motherhood: How Instagram's idealized portrayals of motherhood affect new mothers' well-being // Computers in Human Behavior. – 2022. – Vol. 137. – pp. 78-91.Meeussen L., Laar C.V. Feeling pressure to be a perfect mother relates to parental burnout and career ambitions // Front. Psychol., DevelopmentalPsychology. – 2018. – Vol. 9. – pp. 88-96.Morgenroth T., Heilman M.E. Should I stay or should I go? Implications of maternity leave choice for perceptions of working mothers // J. Exp. Soc. Psychol. – 2017. – №72. – pp. 53-56.Razina N.V. Attitudes to motherhood in different cultures // Psychology in Russia: State of the Art. – 2014. – №8(2). – pp. 93-104.Williams J.C., Berdahl J.L., Vandello J.A. Beyond work-life integration // Annual Rev. Psychol. – 2016. – №67. – pp. 515-539.
2.Астоянц М.С., Бойко Д.Е. Специфика интенсивного материнства в монородительской семье // Caucasian Science Bridge. – 2022. – №4(18). – С. 50-58.
3.Банных Г.А., Зайцева Е.В., Костина С.Н., Кузьмин А.И. Образ многодетной матери в пространстве российского интернета // Социум и власть. – 2019. – №1(75). – С. 223-228.
4.Баринова Г.В. Феномен материнства: проблема принятия и непринятия ребёнка // Вестник МГОУ. Серия: Философские науки. – 2019. – №1. – С. 132-135.
5.Борисенко Т.В. Актуализация концепта «материнство» в русском медийном дискурсе // Вестник ЧелГУ. – 2021. – №4(450). – С. 82-86.
6.Васягина Н.Н. Образ матери: особенности репрезентации в сознании россиян // Педагогическое образование в России. – 2015. – №6. – С. 138-144.
7.Верпатова О.Ю. Идеализации ролевого поведения в пространстве социальных сетей (на примере анализа образа идеальной матери) // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. – 2020. – С. 54-59. – С. 120-126.
8.Горбачева О.Д. Основные подходы к пониманию материнства как социокультурного феномена // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. – 2019. – №8-2. – С. 186-193.
9.Зайцева Е.В., Костина С.Н. Формирование СМИ имиджа многодетности // Международный научно-исследовательский журнал. – 2019. – №12(90). – С. 66-78.
10.Илларионова И.В. Готовность к материнству: педагогичекий аспект // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2020. – №10. – С. 220-228.
11.Ильина Т.И., Гуриева С.Д. Кризис идентичности как фактор проявления синдрома эмоционального выгорания у женщин-матерей // ЧиО. – 2019. – №3(60). – С. 1-17.
12.Имашева Г.А., Худайбергенова Н.С. Вербализация концепта «материнство» в русской фразеологии // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – №12. – С. 31-38.
13.Клименко Н.С., Карелина Н.А. Материнство как социокультурный концепт (типология, трансформация, перспективы) // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2019. – №46. – С. 131-134.
14.Куликов Л.В., Малёнова А.Ю., Потапова Ю.В. Субъективная картина материнства в российских и зарубежных исследованиях // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2020. – №4. – С. 61-67.
15.Лучинкина А.И. Специфика интернета как института социализации // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2019. – Т.5. – №1. – С. 59-69.
16.Макаренцева А.О. Динамика вступления в материнство в современной России // Мир России. Социология. Этнология. – 2022. – №1. – С. 91-102.
17.Мазурчук Н.И., Мазурчук Е.О., Малинок А.И. Ценностное отношение к материнству у женщин России и Белоруссии // Педагогическое образование в России. – 2021. – №2. – С. 104-111.
18.Мисиюк Ю.В. Эмоционально-оценочные характеристики самовосприятия матери в контексте интенсивного родительства // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2022. – №1. – С. 201-206.
19.Невструева Т.Х., Кон Л.Л. Представления о материнстве девушек-социальных сирот в контексте проблемы психологической готовности к материнству // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – №4. – С. 80-87.
20.Орлова В.В., Мещерякова Э.И., Ларионова А.В., Антипова Е.А. Раннее материнство как многоаспектный и многофакторный феномен // Векторы благополучия: экономика и социум. – 2020. – №1(36). – С. 32-37.
21.Пономарева Е.В. Психологические особенности формирования образа материнства в онтогенезе // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. – №2. – С. 161-164.
22.Рощина Н.М. Ролевые модели современного материнства // Общество: социология, психология, педагогика. – 2020. – №10. – С. 45-59.
23.Савенышева С.С., Заплетина О.О. Родительский стресс матерей детей раннего и дошкольного возраста: роль социально-демографических факторов // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – №6. – С. 120-125.
24.Сафиянова А.Ф., Маринина А.Е., Васичева А.Н. Психологическая готовность девушек к материнству // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – №67. – С. 203-217.
25.Спиридонов А.В., Бенелли Л.Н. Психология материнства как феномен в отечественной психологической науке // Вестник Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института. – 2020. – №4. – С. 31-40.
26.Таракановская К.С. Материнство и университет: стратегии баланса жизни и работы // Мониторинг. – 2021. – №3. – С. 45-49.
27.Тихонова И.В. Родительские состояния, связанные со стрессом: понятийный дискурс и дифференциация // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2022. – №2. – С. 12-18.
28.Ткачева Ю.Г. Методологические основы формирования готовности к материнству у студенток вузов // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2021. – №1(90). – С. 227-234.
29.Ткачева Ю.Г. Опыт работы по формированию у студенток вуза готовности к материнству // Известия ВГПУ. – 2022. – №1(164). – С. 11-17.
30.Трушкина С.В. Модели материнства у женщин с нормальным и нарушенным родительским поведением // Вопросы психологии. – 2016. – №5. – С. 95-104.
31.Фадеева Т.Ю. Психологические факторы родительского выгорания отцов и матерей // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. – 2021. – №4(40). – С. 66-78.
32.Халилов Б.Р. Профессиональная карьера женщин и семья // Экономика и социум. – 2016. – №3(22). – С. 22-28.
33.Интенсивное материнство: как оно выглядит и что дает детям [Электронный ресурс] // ВШЭ. URL: https://iq.hse.ru/news/287847726.html (дата обращения: 18.06.2023).
34.Интенсивное материнство [Электронный ресурс] // Постнаука. URL: https://postnauka.ru/video/156670 (дата обращения: 18.06.2023).
35.Как меняется аудитория социальных сетей и мессенджеров [Электронный ресурс] // Skillfactory Media. URL: https://blog.skillfactory.ru/auditoriya-soczialnyh-setej-i-messendzherov-v-2022-godu (дата обращения: 18.06.2023).
36.Особенная Ками из Крыма [Электронный ресурс] // YouTube. URL: https://www.youtube.com/@Aido4ka (дата обращения: 18.06.2023).
37.Diana.zhanyshova [Электронный ресурс] // Instagram. URL: https://www.Instagram.com/Diana.zhanyshova (дата обращения: 18.06.2023).
38.Elizaveta_ma [Электронный ресурс] // Instagram. URL: https://www.Instagram.com/Elizaveta_ma (дата обращения: 18.06.2023).
39.Neigrushki [Электронный ресурс] // Instagram. URL: https://www.Instagram.com/Neigrushki (дата обращения: 18.06.2023).
40.Polina_skirda [Электронный ресурс] // Instagram. URL: https://www.Instagram.com/Polina_skirda (дата обращения: 18.06.2023).
41.Xanishova [Электронный ресурс] // Instagram. URL: https://www.Instagram.com/Xanishova (дата обращения: 18.06.2023).
42.Zhenia.lya [Электронный ресурс] // Instagram. URL: https://www.Instagram.com/Zhenia.lya (дата обращения: 18.06.2023).
43.Mamochka_lenochka [Электронный ресурс] // Instagram. URL: https:// www.Instagram.com/Mamochka_lenochka (дата обращения: 18.06.2023).
44.Mamochka_tatyana [Электронный ресурс] // Instagram. URL: https:// www.Instagram.com/Mamochka_tatyana (дата обращения: 18.06.2023).
45.Arnold L.B., Martin B. Taking the village online: mothers, motherhood, and social media. – Demeter Press, 2016.
46.Babetin K. The birth of a mother: a psychological transformation // Journal of Prenatal and Perinatal Psychology and Health. – 2020. – №34(5). – pp. 1-15.
47.Kirkpatrick C.E., Lee S. Comparisons to picture-perfect motherhood: How Instagram's idealized portrayals of motherhood affect new mothers' well-being // Computers in Human Behavior. – 2022. – Vol. 137. – pp. 78-91.
48.Meeussen L., Laar C.V. Feeling pressure to be a perfect mother relates to parental burnout and career ambitions // Front. Psychol., Developmental Psychology. – 2018. – Vol. 9. – pp. 88-96.
49.Morgenroth T., Heilman M.E. Should I stay or should I go? Implications of maternity leave choice for perceptions of working mothers // J. Exp. Soc. Psychol. – 2017. – №72. – pp. 53-56.
50.Razina N.V. Attitudes to motherhood in different cultures // Psychology in Russia: State of the Art. – 2014. – №8(2). – pp. 93-104.
51.Williams J.C., Berdahl J.L., Vandello J.A. Beyond work-life integration // Annual Rev. Psychol. – 2016. – №67. – pp. 515-539.