Алекситимия как специфическая когнитивная модальность: лингвистические аспекты
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 29 + 29 источников
- Добавлена 20.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. ПОНИМАНИЕ АЛЕКСИТИМИИ 5
1.1 Алекситимия как специфическая когнитивная модальность 5
1.2 Клинические особенности, диагностические критерии и эпидемиология алекситимии 7
1.3 Психологические основы и инструменты оценки алекситимии 9
Выводы по первой главе 12
Глава 2. ЛИНГВИСТИКА И КОГНИТИВНЫЕ МОДАЛЬНОСТИ 13
2.1 Язык как когнитивный процесс и лингвистические модальности 13
2.2 Взаимодействие между языковыми и когнитивными модальностями 15
2.3 Кросс-лингвистические исследования когнитивных модальностей 17
Выводы по второй главе 18
Глава 3. АЛЕКСИТИМИЯ И ЛИНГВИСТИКА 20
3.1 Влияние алекситимии на вербальную и невербальную коммуникацию 20
3.2 Дефицит языковой обработки у лиц с алекситимией 22
3.3 Сравнительное и тематическое исследование алекситимии 23
3.4 Роль культурных и социально-экономических факторов в использовании языка при алекситимии 25
3.5 Значение в клинической психологии и преодоление коммуникативных барьеров 26
Выводы по третьей главе 29
Заключение 30
Список литературы 32
Оба этих тематических исследования проливают свет на индивидуальные вариации использования языка у лиц с алекситимией, подчеркивая необходимость персонализированного подхода к терапевтическим вмешательствам. Дальнейшие подробные тематические исследования могут обеспечить еще более широкое понимание разнообразных лингвистических проявлений алекситимии.3.4 Роль культурных и социально-экономических факторов в использовании языка при алекситимииВлияние культурных и социально-экономических факторов на использование языка лицами с алекситимией является важнейшей областью исследований, обеспечивающей контекст для индивидуальных различий и формирующей лингвистические проявления этого состояния.Культурные нормы и ожидания существенно влияют на то, как воспринимаются, понимаются и передаются эмоции, что неизбежно влияет на языковые модели алекситимичных индивидов. Например, в культурах, которые не поощряют открытое проявление эмоций, алекситимичные индивиды могут иметь еще более ограниченный эмоциональный словарный запас, соответствующий культурным нормам эмоционального ограничения [19].Кроме того, на использование языка и понимание эмоциональных нюансов также влияет социально-экономический статус (SES). Более высокий уровень SES был связан с более богатым эмоциональным словарем и лучшим эмоциональным пониманием, что позволяет предположить, что алекситимичные индивиды с более низким уровнем могут сталкиваться с дополнительными трудностями в распознавании и выражении эмоций.Образование, являющееся неотъемлемым компонентом SES, также играет определенную роль. Более высокий уровень образования связан с лучшими лингвистическими способностями и более тонким пониманием эмоций, что может несколько смягчить трудности, связанные с алекситимией [6].Поэтому важно учитывать культурный и социально-экономический контекст при оценке и лечении алекситимии, поскольку эти факторы могут влиять на влияние состояния на использование языка человеком. Более чувствительный с культурной и социально-экономической точек зрения подход потенциально мог бы привести к лучшим терапевтическим результатам.3.5 Значение в клинической психологии и преодоление коммуникативных барьеровИзучение алекситимии через призму лингвистики имеет важное значение для клинической психологии и логопедии. Этот междисциплинарный подход предлагает уникальные идеи, которые могут лечь в основу эффективных стратегий диагностики, вмешательства и терапии.В клинической психологии понимание лингвистических аспектов алекситимии может способствовать постановке более точных и детализированных диагнозов. Поскольку алекситимия связана с дефицитом идентификации и артикуляции эмоций, ее часто недооценивают или ставят неправильный диагноз. Анализируя использование языка пациентом, клиницисты могут выявить тонкие лингвистические маркеры, связанные с алекситимией, что повышает точность диагностики [28]. Кроме того, лингвистический анализ может помочь отслеживать прогресс и результаты лечения, служа полезным дополнением к традиционным психологическим оценкам.В логопедии понимание алекситимии может послужить основой для разработки индивидуальных вмешательств для людей с этим заболеванием. Поскольку алекситимия влияет как на вербальное, так и на невербальное общение, логопеды могут применять целенаправленные стратегии для решения этих проблем. Например, включение тренировки эмоционального словаря может помочь людям с алекситимией более точно идентифицировать и формулировать свои эмоциональные переживания. Более того, обучение невербальному общению может помочь улучшить их понимание и использование языка тела, мимики и тона голоса, повышая общую коммуникативную компетентность.Люди с алекситимией часто сталкиваются с трудностями в своих социальных взаимодействиях из-за их отличительных особенностей вербального и невербального общения. Эти паттерны, характеризующиеся ограниченным эмоциональным словарем и нарушенными невербальными сигналами, могут привести к недоразумениям и разочарованиям в социальных ситуациях, вызывая социальную изоляцию. Однако распознавание этих паттернов и адаптация коммуникационных стратегий могут значительно повысить качество взаимодействия с алекситимичными индивидами.Зная об использовании языка при алекситимии, можно адаптировать свой стиль общения, чтобы он был более эксплицитным и менее зависимым от эмоциональных сигналов. Это предполагает использование более прямолинейного языка, избегание неявных эмоциональных сигналов и предоставление четких, подробных объяснений эмоционального контекста. Например, вместо того, чтобы предполагать, что алекситимичный индивид может выводить эмоции из ситуации, возможно, потребуется явно сформулировать эмоции и намерения [29].Кроме того, реализация стратегий в образовательных учреждениях также может улучшить социальную интеграцию лиц, страдающих алекситимией. Преподаватели могли бы включить обучение эксплицитному эмоциональному словарю и невербальному общению, что позволило бы учащимся лучше выражать и интерпретировать эмоции. Эти стратегии не только принесли бы пользу учащимся с алекситимией, но и способствовали бы сопереживанию и пониманию между всеми учащимися.В заключение, понимание алекситимии с лингвистической точки зрения может привести к более эффективному общению с людьми, страдающими алекситимией, потенциально уменьшая их социальную изоляцию и улучшая их социальные отношения. Это подчеркивает важность осведомленности общества и приспособления к различным когнитивным модальностям, способствуя созданию инклюзивного и чуткого общества.Выводы по третьей главеБлагодаря рассмотрению различных лингвистических феноменов эта глава углубила понимание алекситимии как уникальной когнитивной модальности, влияющей на использование языка. Исследование влияния алекситимии как на вербальную, так и на невербальную коммуникацию выявило значительные изменения в коммуникативных привычках алекситимичных индивидов, указывающие на уникальный алекситимический коммуникативный стиль.Дальнейший анализ выявил несколько лингвистических маркеров, связанных с алекситимией, включая снижение использования эмоциональной лексики и конкретную внешнюю направленность в построении повествования. Когда был тщательно изучен дефицит языковой обработки у лиц с алекситимией, они продемонстрировали меньшую степень эмоционального понимания слов и сниженное эмпатическое понимание.Сравнение использования языка алекситимичными и неалекситимичными индивидами позволило получить представление о более специфических, идиосинкразических языковых привычках алекситимичных индивидов, а тематические исследования предоставили ценные иллюстрации этих тенденций в реальном мире.Наконец, была обсуждена роль культурных и социально-экономических факторов в формировании языковых проявлений алекситимии. Полученные результаты подчеркивают важность учета этих внешних воздействий при изучении использования языка при алекситимии.В целом, эта глава дает ценную информацию о сложном взаимодействии алекситимии и языка, а полученные результаты подчеркивают важность лингвистических соображений при диагностике и лечении алекситимии.ЗаключениеВ заключение, в этой курсовой работе эффективно исследована алекситимия как специфическая когнитивная модальность, с особым акцентом на ее лингвистические аспекты. Благодаря тщательному изучению существующего объема исследований и углубленному анализу в нем были решены исследовательские задачи, изложенные во введении.Исследовательская работа началась с детального изучения концепции алекситимии, прослеживания ее эволюции и определения ее клинических особенностей и диагностических критериев. Затем была исследована распространенность алекситимии, выявившая заметные различия, связанные с возрастом и полом. Были обсуждены нейробиологические и психологические основы алекситимии, что дало фундаментальное понимание этого состояния. Также были пересмотрены инструменты оценки и диагностические меры при алекситимии, что усилило сложности, связанные с диагностикой и лечением этого когнитивного расстройства.Затем исследование углубилось в область лингвистики, определив ее отрасли и детализировав язык как когнитивный процесс. Было исследовано взаимодействие между языком и когнитивными модальностями, подчеркнув, как эти когнитивные модальности, включая алекситимию, влияют на развитие и использование языка. Была подчеркнута важность кросс-лингвистических исследований, выявляющих потенциальные различия в когнитивных модальностях в разных языках.Впоследствии было тщательно изучено специфическое влияние алекситимии на вербальную и невербальную коммуникацию. Были выявлены лингвистические маркеры и паттерны, связанные с алекситимией, проливающие свет на то, как люди с алекситимией по-разному используют язык. Было проведено сравнительное исследование, в ходе которого было проведено различие в использовании языка алекситимичными и неалекситимичными индивидами. Подробные тематические исследования еще больше проиллюстрировали уникальное использование языка людьми с алекситимией. Также была изучена роль культурных и социально-экономических факторов в использовании языка при алекситимии, показав, как эти элементы могут модулировать лингвистические проявления алекситимии.Таким образом, данная курсовая работа в значительной степени выполнила свою цель, способствуя всестороннему пониманию лингвистических аспектов алекситимии. Это расширило академический дискурс по этому вопросу, объединив точки зрения как клинической психологии, так и лингвистики. Представленные здесь результаты подчеркивают необходимость междисциплинарного сотрудничества в дальнейшем изучении когнитивных модальностей, таких как алекситимия. В нем также подчеркивалась важность исследований, учитывающих культурные особенности и инклюзивных, учитывая потенциальное влияние культурных и социально-экономических факторов на алекситимию и ее языковые проявления.В целом, работа вносит вклад в теоретическое понимание алекситимии и ее влияния на речь, что может иметь практическое значение для диагностики и лечения этого состояния, а также для разработки более эффективных стратегий общения для людей с алекситимией.Список литературы1. Сифнеос, П.Э. Распространенность "алекситимических" характеристик у психосоматических пациентов / П. Э. Сифеос // Психотерапия и психосоматика. — 1973. — Том 22, № 2. — С. 255-262.2. Бэгби, Р. М. Двадцатибалльная шкала алекситимии в Торонто—I. Отбор элементов и перекрестная проверка факторной структуры / Дж. Д.Паркер, Дж. Дж. Тейлор // Журнал психосоматических исследований. - 1994. — Том 38, № 1. — С. 23-32.3. Немия Дж.К.Алекситимия: взгляд на психосоматический процесс / Х.Фрейбергер, П.Э.Сифнеос // О. В. Хилл (ред.), Современные тенденции в психосоматической медицине. Том 3. Баттеруортс, 1976. — С. 430-439.4. Ковен, Н.С. Специфика влияния метаэмоций на принятие моральных решений / Н.С. Ковен // Эмоция. — 2018. — Том 18, № 7. — С. 969-978.5. Тейлор, Дж. Дж. Новые тенденции в исследовании алекситимии / Р. М. Бэгби// Психотерапия и психосоматика. — 2004. — Том 73, № 2. — С. 68-77.6. Тейлор, Дж. Дж. На пути к разработке новой шкалы самооценки алекситимии / Д.Райан, Р. М. Бэгби// Психотерапия и психосоматика. — 1985. — Т. 44, № 4. — С. 191-199.7. Салминен, Дж. К. Распространенность алекситимии и ее связь с социально-демографическими переменными среди населения Финляндии в целом / С.Саариярви, Э.Эареля, Т. Тойкка, Дж. Кауханен // Журнал психосоматических исследований. — 1999. — Том 46, № 1. — С. 75-82.8. Лунд, Л. Г. Алекситимия, память об эмоциях, эмоциональное осознание и перфекционизм / А. Андриссон, К. Сундквист, Х. Олссон // Эмоции. — 2002. — Том 2, № 4. — С. 361-379.9. Паркер, Дж. Д. Торонтская шкала алекситимии III, состоящая из 20 баллов. Надежность и факторная валидность в популяции сообщества / Дж. Дж.Тейлор, Р. М. Бэгби // Журнал психосоматических исследований. — 2003. — Том 55, № 3. — С. 269-275.10. Герлих, К. С. Нейроанатомические основы алекситимии // Вингерхоец А., Никличек И., Денолле Дж. (ред.), Регуляция эмоций и благополучие. - 2018. — С. 191-207. 11. Ворст, Х. С. Валидность и надежность опросника Бермонда–Ворста по алекситимии / Б. Бермонд // Личность и индивидуальные различия. — 2001. — Том 30, № 3. — С. 413-434.12. Люминет, О. Взаимосвязь между алекситимией и субъективным переживанием эмоций: многовариантная перспектива / Р. М.Бэгби, Дж. Дж.Тейлор, Дж. Д. Паркер // (Не) Выражение эмоций в здоровье и болезни. — 1999. — С. 29-45.13. Люминет, О. Мультимодальное исследование эмоциональной реакции при алекситимии / Р. М.Бэгби, Дж. Дж.Тейлор, Дж. Д. Паркер // Познание и эмоции. — 2004. — Том 18, № 6. — С. 741-766.14. Суслов, Т. Нарушения формирования эмоциональной ситуации при алекситимии / К. Юнгханнс// Личность и индивидуальные различия. — 2002. — Т. 32, № 3. — С. 541-550.15. Гринберг Д. Алекситимия в межличностной сфере: общее отсутствие эмпатии? / О. Люминет,О. Корнель, Дж. Грезес, С. Бертоз // Личность и индивидуальные различия. — 2010. — Том 49, № 8. — С. 845-850.16. Паркер, Дж. Д. Взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и алекситимией/ Дж. Дж. Тейлор, Р. М. Бэгби // Личность и индивидуальные различия. — 2001. — Том 30, № 1. — С. 107-115.17. Люминет, О. Взаимосвязь между алекситимией и пятифакторной моделью личности: анализ на уровне аспектов / Р. М.Бэгби, Дж. Дж.Тейлор, Дж. Д. Паркер // Журнал оценки личности. - 1999. — Том 73, № 3. — С. 345-358.18. Суслов, Т. Нарушения формирования эмоциональной ситуации при алекситимии / К. Юнгханнс // Личность и индивидуальные различия. — 2002. — Т. 32, № 3. — С. 541-550.19. Кирмайер, Л. Дж. Культура и психопатология / А. Г. Райдер // Современное мнение в психологии. — 2016. — Том 8. — С. 143-148.20. Хомский, Н. Синтаксические структуры. / Н. Хомский — Мутон, 1957.21. Эванс В. Когнитивная лингвистика: введение / В. Эванс, М. Грин — Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2006.22. Фоконье Г. То, как мы мыслим: смешение концепций и скрытые сложности разума / Г. Фоконье, М. Тернер — Нью-Йорк: Бейсик Букс, 2002.23. Ламли М. А. Оценка алекситимии в медицинских учреждениях: последствия для понимания и лечения проблем со здоровьем / Л. С.Нили, А. Дж.Бергер // Журнал оценки личности. — 2007. — Том 89, № 3. — С. 230-246.24. Уорф Б. Л. Язык, мышление и реальность: избранные труды Бенджамина Ли Уорфа / Дж. Б.Кэрролл, С. К.Левинсон — Кембридж, Массачусетс: Издательство Массачусетского технологического института, 2012.25. Бэддели А. Д. Фонологическая петля как система изучения языка / С. Гатеркоул, С. Папаньо // Психологическое обозрение. — 1998. — Том 105, № 1. — С. 158.26. Левинсон С. С. "Заключенный в теле": ГЕНДЕР И МЕСТО В языках МАЙЯ И английском / П. Браун // Язык и когнитивная интерпретация мира. — Берлин: Мутон де Грюйтер, 1994. — С. 263-323.27. Де Вильерс Дж. Г. Взаимодействие языка и теории сознания // Лингва. — 2007. — Том 117, № 11. — С. 1858-1878.28. Лейн Р. Д. Социально-демографические корреляты алекситимии / Л. Секрест, Р. Ридель // Комплексная психиатрия. — 1998. — Том 39, № 6. — С. 377-385.29. Моригути Ю. Нарушенное самосознание и теория разума: ФМРТ-исследование ментализации при алекситимии / Т. Охниши, Р. Д. Лейн, Т. Мори, К. Немото // Нейровизуализация. — 2006. — Том 32, № 3. — С. 1472-1482.
1. Сифнеос, П. Э. Распространенность "алекситимических" характеристик у психосоматических пациентов / П. Э. Сифеос // Психотерапия и психосоматика. — 1973. — Том 22, № 2. — С. 255-262.
2. Бэгби, Р. М. Двадцатибалльная шкала алекситимии в Торонто—I. Отбор элементов и перекрестная проверка факторной структуры / Дж. Д. Паркер, Дж. Дж. Тейлор // Журнал психосоматических исследований. - 1994. — Том 38, № 1. — С. 23-32.
3. Немия Дж. К. Алекситимия: взгляд на психосоматический процесс / Х. Фрейбергер, П. Э. Сифнеос // О. В. Хилл (ред.), Современные тенденции в психосоматической медицине. Том 3. Баттеруортс, 1976. — С. 430-439.
4. Ковен, Н.С. Специфика влияния метаэмоций на принятие моральных решений / Н. С. Ковен // Эмоция. — 2018. — Том 18, № 7. — С. 969-978.
5. Тейлор, Дж. Дж. Новые тенденции в исследовании алекситимии / Р. М. Бэгби // Психотерапия и психосоматика. — 2004. — Том 73, № 2. — С. 68-77.
6. Тейлор, Дж. Дж. На пути к разработке новой шкалы самооценки алекситимии / Д. Райан, Р. М. Бэгби // Психотерапия и психосоматика. — 1985. — Т. 44, № 4. — С. 191-199.
7. Салминен, Дж. К. Распространенность алекситимии и ее связь с социально-демографическими переменными среди населения Финляндии в целом / С. Саариярви, Э. Эареля, Т. Тойкка, Дж. Кауханен // Журнал психосоматических исследований. — 1999. — Том 46, № 1. — С. 75-82.
8. Лунд, Л. Г. Алекситимия, память об эмоциях, эмоциональное осознание и перфекционизм / А. Андриссон, К. Сундквист, Х. Олссон // Эмоции. — 2002. — Том 2, № 4. — С. 361-379.
9. Паркер, Дж. Д. Торонтская шкала алекситимии III, состоящая из 20 баллов. Надежность и факторная валидность в популяции сообщества / Дж. Дж. Тейлор, Р. М. Бэгби // Журнал психосоматических исследований. — 2003. — Том 55, № 3. — С. 269-275.
10. Герлих, К. С. Нейроанатомические основы алекситимии // Вингерхоец А., Никличек И., Денолле Дж. (ред.), Регуляция эмоций и благополучие. - 2018. — С. 191-207.
11. Ворст, Х. С. Валидность и надежность опросника Бермонда–Ворста по алекситимии / Б. Бермонд // Личность и индивидуальные различия. — 2001. — Том 30, № 3. — С. 413-434.
12. Люминет, О. Взаимосвязь между алекситимией и субъективным переживанием эмоций: многовариантная перспектива / Р. М. Бэгби, Дж. Дж. Тейлор, Дж. Д. Паркер // (Не) Выражение эмоций в здоровье и болезни. — 1999. — С. 29-45.
13. Люминет, О. Мультимодальное исследование эмоциональной реакции при алекситимии / Р. М. Бэгби, Дж. Дж. Тейлор, Дж. Д. Паркер // Познание и эмоции. — 2004. — Том 18, № 6. — С. 741-766.
14. Суслов, Т. Нарушения формирования эмоциональной ситуации при алекситимии / К. Юнгханнс // Личность и индивидуальные различия. — 2002. — Т. 32, № 3. — С. 541-550.
15. Гринберг Д. Алекситимия в межличностной сфере: общее отсутствие эмпатии? / О. Люминет, О. Корнель, Дж. Грезес, С. Бертоз // Личность и индивидуальные различия. — 2010. — Том 49, № 8. — С. 845-850.
16. Паркер, Дж. Д. Взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и алекситимией/ Дж. Дж. Тейлор, Р. М. Бэгби // Личность и индивидуальные различия. — 2001. — Том 30, № 1. — С. 107-115.
17. Люминет, О. Взаимосвязь между алекситимией и пятифакторной моделью личности: анализ на уровне аспектов / Р. М. Бэгби, Дж. Дж. Тейлор, Дж. Д. Паркер // Журнал оценки личности. - 1999. — Том 73, № 3. — С. 345-358.
18. Суслов, Т. Нарушения формирования эмоциональной ситуации при алекситимии / К. Юнгханнс // Личность и индивидуальные различия. — 2002. — Т. 32, № 3. — С. 541-550.
19. Кирмайер, Л. Дж. Культура и психопатология / А. Г. Райдер // Современное мнение в психологии. — 2016. — Том 8. — С. 143-148.
20. Хомский, Н. Синтаксические структуры. / Н. Хомский — Мутон, 1957.
21. Эванс В. Когнитивная лингвистика: введение / В. Эванс, М. Грин — Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2006.
22. Фоконье Г. То, как мы мыслим: смешение концепций и скрытые сложности разума / Г. Фоконье, М. Тернер — Нью-Йорк: Бейсик Букс, 2002.
23. Ламли М. А. Оценка алекситимии в медицинских учреждениях: последствия для понимания и лечения проблем со здоровьем / Л. С. Нили, А. Дж. Бергер // Журнал оценки личности. — 2007. — Том 89, № 3. — С. 230-246.
24. Уорф Б. Л. Язык, мышление и реальность: избранные труды Бенджамина Ли Уорфа / Дж. Б. Кэрролл, С. К. Левинсон — Кембридж, Массачусетс: Издательство Массачусетского технологического института, 2012.
25. Бэддели А. Д. Фонологическая петля как система изучения языка / С. Гатеркоул, С. Папаньо // Психологическое обозрение. — 1998. — Том 105, № 1. — С. 158.
26. Левинсон С. С. "Заключенный в теле": ГЕНДЕР И МЕСТО В языках МАЙЯ И английском / П. Браун // Язык и когнитивная интерпретация мира. — Берлин: Мутон де Грюйтер, 1994. — С. 263-323.
27. Де Вильерс Дж. Г. Взаимодействие языка и теории сознания // Лингва. — 2007. — Том 117, № 11. — С. 1858-1878.
28. Лейн Р. Д. Социально-демографические корреляты алекситимии / Л. Секрест, Р. Ридель // Комплексная психиатрия. — 1998. — Том 39, № 6. — С. 377-385.
29. Моригути Ю. Нарушенное самосознание и теория разума: ФМРТ-исследование ментализации при алекситимии / Т. Охниши, Р. Д. Лейн, Т. Мори, К. Немото // Нейровизуализация. — 2006. — Том 32, № 3. — С. 1472-1482.