Развитие мыслительной деятельности детей младшего дошкольного возраста в конструировании из строительного материала
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 23.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Особенности обучения конструированию из строительного материала детей младшего
дошкольного возраста 6
1.1 Методы и приемы обучения детей раннего возраста
конструированию из строительного материала 6
1.2 История разработки вопросов развития конструктивной
деятельности в психологической и педагогической литературе 15
ГЛАВА 2. Изучение уровня развития конструктивных умений у детей младшего дошкольного возраста 21
2.1 Конструирование, как средство всестороннего
развития ребенка 21
2.2 Характеристика видов конструирования 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Таблица 1 – Перспективный планПериод проведенияТемаСтроительно-конструктивная играПрограммное содержаниеЯнварьВеличина предметов «Большой-маленький»Пирамидки из кубиковСовершенствовать конструктивные навыки. Использовать в постройке детали разной величины. Закреплять умение выделять величину как особое свойство предметовВеличина предметов «Длинный-короткий»Дорожки длинные и короткиеДать представление о строительной детали- кирпичике. Учить сооружать дорожки способом приставления.Количество предметов«Один-много-мало»ДомикиУчить устанавливать кирпичики на узкую короткую грань, делать перекрытия. Учить соотносить количество построенных домиков и игрушек-жильцов.Закрепление понятий периодаПо замыслуИгры с крупногабаритным конструктором по типу Лего. Учить детей сооружать знакомые постройки, применяя вместо строительного материала конструктор.ФевральФорма «треугольник», сравнение с квадратомДом для кота и кошкиПродолжить тему строительства домов. Построить домик с крышей. Сравнить по форме квадрат и треугольник.Количество предметов«Один- мало- ни одного»Машины разныеУпражнять в умении накладывать кубик на кирпичик. Закреплять представления о количестве использованных деталей.Величина предметов «Высокий-низкий, длинный-короткий»Забор для петушкаУпражнять в умении сооружать забор, используя полученные ранее умения (приставления, прикладывания).Закрепление понятий периодаПо замыслуИгры с крупногабаритным конструктором по типу Лего. Учить детей сооружать знакомые постройки, применяя вместо строительного материала конструктор.МартВеличина предметов «Большой-маленький, больше-меньше»Стол и стул обыгрывание сказки «Три медведя»Упражнять в умении сооружать постройки способами накладывания приставления, прикладывания. Учить подбирать детали для постройки самостоятельно, по размеру соответственно героям сказки.Сравнение предметов «Широкий-узкий, шире-уже»Дорожки широкая и узкая для грузовой машины и для легковойУпражнять сооружать постройки по собственному замыслу.Сравнение предметов «длинный-короткий, длиннее короче»Мост через речку и мостик через ручеекУпражнять в умении строить мост, используя полученные ранее умения.2.2 Характеристика видов конструированияТипы строительных материалов можно выделить следующим образом:Целевые (настольные строительные материалы, строительные наборы, такие как «Юные архитекторы», «Старый замок» и «Лего»).Природные материалы (песок, снег, глина, камень и т.д.).Вспомогательные материалы (например, доски, коробки, корзины).Строительные материалы.Строительные материалы — это набор различных геометрических объектов. Их можно разделить на большие и маленькие. [18]Конструирование из бумаги и вспомогательных материалов.Этому виду конструирования обучают в среднем возрасте, детей старшего возраста и подготовительных группах. Трехмерные игрушки собираются из бумаги или тонкого картона. В этом виде конструирования игрушки делаются из различных коробок, катушек, пробок, деталей из пенопласта и камней. Все это гораздо сложнее, чем строительство здания способом сборки отдельных сборных деталей.Строительство из природных материалов.В строительстве используются каштаны, сосновые шишки, еловые луковицы, кора ольхи, кора деревьев, ветки, сучки, солома и желуди из средней группы. Характерной особенностью изготовления игрушек из природных материалов является использование природных форм. В дошкольных образовательных учреждениях продолжается построение непосредственно образовательной деятельности. В образовательной программе для детей определены следующие задачи:Привить детям навыки архитектурного проектирования.Учить детей размышлять об окружающих их сооружениях и зданиях, распознавать их конструктивные особенности и воспроизводить их в игровой архитектуре.Побудить детей всех возрастов использовать изученные ими техники и навыки проектирования в игровой форме.учить детей строить совместно, учитывая мнения своих друзей; научиться выражать свои идеи и обосновывать их целесообразность; научиться работать организованно и упорядоченно при использовании материалов; развивать способность работать целенаправленно и заранее продумывать свои действия (они продумывают основную форму своего следующего задания). Чтобы научить детей строить из строительных материалов, воспитатели используют различные приемы:Педагог строит здание, демонстрирует все приемы конструирования и объясняет этапы работы.Показать пример готового здания.На примере готового здания показать, как конкретный объект может быть представлен с помощью строительных материалов.Показать, как строительные материалы могут быть использованы для представления конкретного объекта.Продемонстрировать отдельные приемы проектирования.Поддержать частично подготовленные предложения педагога по образцу с помощью собственных детей.Сделать сообщение по теме «Архитектура», указав условия, которые должны выполнить дети.Дети строят здание по собственному проекту.Одним из важнейших условий успеха любой архитектурной формы является формирование у детей общего представления о строящемся объекте, которое выступает в качестве фиксированной совокупности знаний. Например, все мосты имеют общие части, такие как опоры, проезжая часть и перила, но в зависимости от практического использования моста (пешеходный, транспортный, железнодорожный и т.д.) эти части могут сильно отличаться по форме, размеру и расположению.Поэтому любая тема, представленная детям, должна быть представлена серией все более сложных конструкций одного и того же объекта (дом, мост, сани), и дети должны изучать различные формы конструкций (по типу, по ситуации, по плану) в классе.Каждая тема должна быть разделена на несколько уроков, на которых дети знакомятся с вариациями конструкций одного и того же объекта. В этом случае для детей начальной и дошкольной школы базовая конструкция описывается педагогом непосредственно через примеры, а вариации в сторону уникальной реализации — косвенно через обстоятельства.Поскольку формирование способности анализировать похожие (близкие) объекты способствует развитию у ребенка процесса различения сходных элементов, акцент делается на сравнении примеров похожих конструкций и выделении сходств и различий. Все базовые структуры определены в точном порядке, так что работа над одной структурой подготавливает их к следующей.После того как дети освоят основные структуры, на каждом уроке им даются следующие задания: построить такой же дом, но более высокий; построить такой же трамвай, но более высокий; построить такой же трамвай, но более высокий; построить такой же трамвай, но более высокий; построить такой же трамвай, но более высокий. В то же время дети должны находить новые способы выполнения заданий.Обратите внимание, что эти задания более общие, чем: «Построй дом для этой куклы», «Построй кровать для этого мишки» и т.д. Детям этой возрастной группы все еще трудно описывать и конструировать пространственные характеристики (высоту, длину и ширину) и соотносить их друг с другом. Они решают эти задачи на очень низком уровне. Это означает, что они либо просто строят игрушки, не заботясь о самой конструкции, либо сначала строят здание без учета размера игрушки, а затем пытаются ее туда поместить.В процессе преобразования заданной конструкции на свой лад дети учатся различать пространственные и часто меняющиеся свойства объекта (высота, длина, ширина), что дает им еще одну возможность делать конструкции, учитывающие размер игрушки (кукольный домик, гараж для машины и т.д.).Обучение конструированию не только усложняет конструкцию одного и того же объекта и, следовательно, практическое поведение, но и вовлекает детей в активную исследовательскую деятельность. У детей формируются обобщенные формы поведения и обобщенные представления о конструируемом объекте, развивается активное и самостоятельное мышление, приобретаются аналитические навыки.Предварительная подготовка детей обеспечивает эффективность дидактического конструирования (вторая группа детей раннего возраста): Во-первых, формировать у них понятия высокий – низкий, широкий – узкий, длинный – короткий (это, как правило, заменяется понятием большой – маленький).Во-вторых, познакомить с различными способами решения простых конструктивных задач.ЗАКЛЮЧЕНИЕСозидательная деятельность очень важна для развития дошкольников. Ее развитие оказывает существенное влияние на развитие мышления, совершенствует речь и практическую деятельность. Развитие конструктивных навыков и умений оказывает большое влияние на дальнейшую учебную деятельность дошкольников.Процесс развития навыков достаточно сложный, но очень важный для дошкольников. Он должен быть поступательным, учебный процесс должен быть ориентирован на развитие сенсомоторных навыков и умений. При этом должно быть развито пространственное, логическое и творческое мышление, а также обеспечен необходимый фундамент конструктивных навыков для создания различных конструкторских моделей, воплощающих творческие идеи в области механизмов и техники.Конструкторские (технические) способности дошкольников зависят от индивидуальных и возрастных особенностей. Ход развития строительных навыков зависит от развития моторики, пространственных представлений и логического мышления.Игры со строительными материалами предлагаются в системах дошкольного образования Монтессори, Фребеля, Шлегер. Большое внимание им уделяли В. Г. Нечаева, А. Н. Давидчук, З. В. Лиштван, Л. А. Парамонова и др. Главной особенностью таких игр является их близость к творческой деятельности человека. Ведь проектируя, ребенок создает собственные архитектурные сооружения.Строительство и строительные игры — это своего рода творческая игра. В нем дети размышляют над своими знаниями и впечатлениями об окружающем предметном мире, самостоятельно занимаются различными делами, возводят здания, сооружения, хотя и в обобщенном, схематизированном виде. Есть строительные игры, в которых дети просто заняты строительством различных зданий и сооружений.[19]Здесь есть две взаимосвязанные фазы: появление идеи и ее воплощение. Креативность, как правило, связана больше с формированием идеи, так как заключается в обдумывании и планировании хода предстоящей практической деятельности — представлении конечного результата, определении способов и последовательности его осуществления.На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:В результате педагогического исследования изучена специфика (пространственное мышление) и своеобразие (творчество) проявления конструктивных способностей и навыков дошкольников.Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы убедились, что процесс пространственного восприятия детей, необходимый для конструктивной деятельности, усложняется по мере их взросления и что его раннее обучение должно сопровождаться специально подобранными взрослыми дидактическими игрушками.Мы показали, что созидательная деятельность связана не только с пространственное мышление, но и благотворно влияет на общее развитие дошкольников (особенно на умственное, сенсорное, нравственное, профессиональное, творческое и эстетическое воспитание), способствуя их развитию.Большое значение имеет использование современных конструкторов в процессе игры и приобретения новых знаний, навыков и умений.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫБелошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников как методическая проблема (теория и технология)/ Дошкольное образование. – 2018 – №2 – С. 27 –39. Била И.Н., Особенности творческого конструирования в дошкольном возрасте [Электронный ресурс]/ И.Н. Била// STUDIA HUMANITATIS – 2017 – № 1. Белошистая, А.В. Играем и конструируем. Книга для родителей и детей 3–4 лет / А.В Белошистая. – М.: Дрофа, 2008. – 100 с.Григорьева Ю.С., Бирюкова С.В. Развитие представлений о величине в процессе конструктивной деятельности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]/ Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Вып. 3. Часть 3. –М.: АСОУ, 2018. – 748 с. – С. 443–447. Диагностический журнал. Младшая группа (3–4 года)/ Сопова Е.А. – Волгоград: Учитель, 2012. – 76с.Дреер, С.С., Потыкан, А.Н. Комплексная диагностика уровней освоения программы под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Первая младшая группа / С.С. Дреер, А.Н. Потыкан. – Волгоград, Учитель, 2011. – 43 с.Жукова, О.Г. Планирование и конспекты занятий для детей раннего возраста / О.Г. Жукова. – М.: Айрис, 2008. – 96 с.Какалова Л.А. Формирование пространственных представлений у старших дошкольников при помощи дидактических игр и упражнений [Электронный ресурс]/ Новая наука: проблемы и перспективы – 2016 –№ 115 – 2 – С. 73–74. Куцакова Л. В. Художественное творчество и конструирование. Сценарии занятий с детьми 3–4 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 112 с.Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программы и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 240 с.Литвинова О.Э. Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности с детьми 3–4 лет: учеб. – метод. Пособие. – СПб.: «Издательство « Детство–пресс», 2016. – 128 с. Лыкова И.А. Конструирование как творческая деятельность: новые подходы, задачи, содержание, «тонкая» диагностика [Электронный ресурс]/ И.А. Лыкова// Дошкольное образование – развивающее и развивающееся.– 2014 – №4 – С. 49–57.Минибаева Э.Р. Профессиональная подготовка студентов к математическому развитию детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: монография/ Э.Р. Минибаева. – М.: Флинта, 2014. – 179с. От рождения до школы: основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика–синтез, 2016. – 368 с.Поддьяков, Н.Н. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий / Н.Н. Поддъяков. – М: ТЦ Сфера, 2009. – 407с.Программа воспитания и обучения в детском саду // М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. – М.: Мозаика–Синтез, 2007. – 500 с.Развивающая предметно–пространственная среда в детском саду: методическое пособие/ Смирнова Е. О. , Абдулаева Е. А., Рябкова И. А., и др. – М.: ООО «Русское слово — учебник», 2018. – 112с.Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ // Е.С.Демина. – М.: Сфера, 2008. – 192 с.Фешина Е.В. Лего–конструирование в детском саду. Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 144с.Чурилкина И.Г. Формирование математических представлений у дошкольников в деятельности конструирования [Электронный источник] – Вестник современных исследований – 2019.– С.284–285.
образование. – 2018 – №2 – С. 27 –39. Била И.Н., Особенности творческого конструирования в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / И.Н. Била// STUDIA HUMANITATIS – 2017 – № 1.
2.Белошистая, А.В. Играем и конструируем. Книга для родителей и детей 3–4 лет / А.В Белошистая. – М.: Дрофа, 2008. – 100 с.
3.Григорьева Ю.С., Бирюкова С.В. Развитие представлений о величине в процессе конструктивной деятельности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Вып. 3. Часть 3. – М.: АСОУ, 2018. – 748 с. – С. 443–447.
4.Диагностический журнал. Младшая группа (3–4 года)/ Сопова Е.А. – Волгоград: Учитель, 2012. – 76с.
5.Дреер, С.С., Потыкан, А.Н. Комплексная диагностика уровней освоения программы под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой,
Т.С. Комаровой. Первая младшая группа / С.С. Дреер, А.Н. Потыкан. – Волгоград, Учитель, 2011. – 43 с.
6.Жукова, О.Г. Планирование и конспекты занятий для детей раннего возраста / О.Г. Жукова. – М.: Айрис, 2008. – 96 с.
7.Какалова Л.А. Формирование пространственных представлений у старших дошкольников при помощи дидактических игр и упражнений [Электронный ресурс]/ Новая наука: проблемы и перспективы – 2016 –
№ 115 – 2 – С. 73–74.
8.Куцакова Л. В. Художественное творчество и конструирование. Сценарии занятий с детьми 3–4 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ,
2016. – 112 с.
9.Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программы и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 240 с.
10.Литвинова О.Э. Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности с детьми 3–4 лет: учеб. – метод. Пособие. – СПб.: «Издательство « Детство–пресс», 2016. – 128 с.
11.Лыкова И.А. Конструирование как творческая деятельность: новые подходы, задачи, содержание, «тонкая» диагностика [Электронный ресурс] / И.А. Лыкова // Дошкольное образование – развивающее и развивающееся.– 2014 – №4 – С. 49–57.
12.Минибаева Э.Р. Профессиональная подготовка студентов к математическому развитию детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: монография/ Э.Р. Минибаева. – М.: Флинта, 2014. – 179 с.
13.От рождения до школы: основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой. – М.: Мозаика–синтез, 2016. – 368 с.
14.Поддьяков, Н.Н. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий / Н.Н. Поддъяков. – М: ТЦ Сфера,
2009. – 407с.
15.Программа воспитания и обучения в детском саду // М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. – М.: Мозаика–Синтез, 2007. – 500 с.
16.Развивающая предметно–пространственная среда в детском саду: методическое пособие/ Смирнова Е. О. , Абдулаева Е. А., Рябкова И. А.,
и др. – М.: ООО «Русское слово — учебник», 2018. – 112 с.
17.Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ //
Е.С.Демина. – М.: Сфера, 2008. – 192 с.
18.Фешина Е.В. Лего–конструирование в детском саду. Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 144 с.
19.Чурилкина И.Г. Формирование математических представлений у дошкольников в деятельности конструирования [Электронный источник] – Вестник современных исследований – 2019.– С. 284–285.