Особенности проявления агрессии у социально-успешных подростков
Заказать уникальную курсовую работу- 43 43 страницы
- 30 + 30 источников
- Добавлена 31.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИИ СОЦИАЛЬНО-УСПЕШНЫХ ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Агрессия как объект исследования, определение подростковой агрессии 6
1.2 Специфика формирования социальной успешности подростков 14
1.3 Агрессивность как фактор дефицита ощущения счастья подростка 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ПОДРОСТКОВ И ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ 25
2.1 Описание процедуры и методики исследования 25
2.2 Результаты эмпирического исследования взаимосвязи социальной успешности подростков и проявления агрессии 29
2.3 Выводы и рекомендации 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Перед тем как перейти к корреляционному анализу, нам также необходимо проанализировать ответы респондентов по методикам, направленным на изучение уровня счастья и представлений респондентов о нём.С учетом ответов участников исследования можно говорить о преобладании у 38% респондентов среднего уровня счастья (рис. 1). Как мы можем видеть, у большинства респондентов (31%) наблюдается средний уровень субъективного счастья (рис. 2). Для большинства подростков счастьем является удовлетворённость жизнью. Многих из респондентов счастливыми делают окружающие люди, члены семьи, друзья и общение с ними. Большинству подростков для того, чтобы ощущать себя счастливыми, всего хватает. По мнению многих участников исследования, счастливый человек испытывает приятные ощущения, у него хорошее настроение, на лице улыбка, он часто смеётся, счастлив и рад. Добиться ощущения счастья, с точки зрения преобладающей части опрошенных, можно, если жить для себя, верить в свои силы и делать то, что приносит удовольствие. Главная рекомендация респондентам — чтобы стать счастливым, нужно узнать себя лучше, найти гармонию с собой, наслаждаться собой и окружением, жить так, как хочется, и радовать себя. Необходимо также проанализировать ответы респондентов на закрытые вопросы №2 и №7. В вопросе №2 участники исследования оценивали, как часто они чувствуют себя счастливыми (рис. 3).С учетом ответов участников исследования можно говорить о преобладании у них ответа «иногда» на вопрос «Как часто ты чувствуешь себя счастливым?», что свидетельствует о том, что периодически у подростков происходят счастливые моменты, но это происходит не на постоянной основе.В вопросе №7 подростки высказывали своё мнение относительно вопроса «Счастье человека в его руках?» (рис. 4).Анализируя диаграмму процентного распределения респондентов в соответствии с ответами на вопрос №7 авторской анкеты, можно говорить о том, что большинство респондентов считает, что счастье человека в его руках. Таким образом, в данной выборке у респондентов выявлен средний уровень счастья и средний уровень субъективного счастья. Также отметим, что преобладающее большинство подростков иногда чувствуют себя счастливыми.Нами была выявлена обратная, слабая, но значимая корреляционная связь между ответом на вопрос №2 авторской анкеты и негативизмом (выше негативизм, реже человек чувствует себя счастливым). Обратная, слабая, значимая связь также обнаружена между ответом на вопрос №2 авторской анкеты и вербальной агрессией, то есть, чем ниже вербальная агрессия, тем выше ощущение счастья (таблица 3). В связи с этим, мы можем сделать вывод о том, что подростки, которые не выражают негативные чувства через крик, проклятия и угрозы, чаще чувствуют себя счастливыми и могут назвать себя счастливыми людьми. Выявленные корреляционные связи имеют двухсторонний характер, что позволяет говорить о взаимном влиянии друг на друга. Таким образом, с помощью корреляционного анализа гипотезабыла частично доказана, поскольку вербальная агрессия обратно коррелирует с частотой ощущения себя счастливым у респондентов подросткового возраста. Перспективой исследования является расширение выборки, тогда существует вероятность появления наиболее высокой и часто встречающейся корреляции между агрессивностью и ощущением счастья.Выводы и рекомендацииСоциально успешные молодые люди, проявляющие агрессию, могут представлять собой особую группу риска. Это связано с тем, что они обычно не попадают в категорию трудных подростков и не получают от взрослых того внимания, которого заслуживают. Однако даже у таких молодых людей могут быть серьезные проблемы, которые необходимо решать и помогать им справляться с ними.Поскольку социально успешные молодые люди часто не вызывают подозрений у взрослых, их проявления агрессии могут остаться незамеченными или быть необратимыми. Поэтому профилактика агрессии у таких молодых людей должна основываться на раннем обнаружении признаков и практических методах.Прежде всего, необходимо научить социально успешных подростков эмоциональной саморегуляции. Это можно сделать с помощью тренингов по управлению стрессом, навыков медитации и йоги. Также следует обучать навыкам разрешения конфликтов, чтобы они могли разрешать их без насилия.Другая задача заключается в создании безопасной и дружественной среды в школах и других сообществах для социально успешных молодых людей. Это включает образование, направленное на воспитание культуры уважения и терпимости к различиям между людьми.Следует также использовать превентивные меры, такие как установка камер видеонаблюдения и обучение педагогов распознаванию аномального поведения и эмоций у молодых людей. При выявлении отклонений от нормы рекомендуется проводить индивидуальное консультирование или направить молодого человека к специалисту для получения консультации.Следует отметить, что не существует единого способа предотвращения агрессии у социально успешных подростков, поскольку каждый подросток уникален. Однако основные принципы, такие как раннее выявление симптомов, создание безопасной среды и обучение навыкам эмоциональной саморегуляции, могут помочь в этом нелегком деле.Работа с социально успешными подростками, проявляющими агрессию, сложный процесс, требующий индивидуального подхода в каждом конкретном случае. Однако если работа с такими молодыми людьми организована правильно, можно избежать серьезных проблем в будущем и помочь им стать успешными людьми.Коррекционная работа с социально успешными молодыми людьми, проявляющими агрессивное поведение, должна основываться на индивидуальном подходе и учитывать особенности каждого конкретного случая.Важным аспектом успешного вмешательства является поддержка социального окружения молодого человека, включая школу, родителей и близких друзей. Правильные подходы к коррекции агрессивного поведения у социально успешных подростков могут привести к положительным результатам и предотвратить негативные последствия, к которым такое поведение может привести в будущем [29].Коррекция социально успешных подростков направлена на повышение их социальной компетентности и предотвращение таких возможных проблем, как ухудшение психологического благополучия и дезадаптация в будущем.Педагогические рекомендации для психологов, работающих с социально успешными подростками, проявляющими агрессию, включают в себя следующее:Чтобы общаться и понимать причины агрессии, необходимо беседовать с подростками в спокойной и дружелюбной форме; Обучать навыкам эмоциональной саморегуляции.Агрессия часто вызвана отсутствием у подростка навыков эмоциональной регуляции. Ознакомьтесь с индивидуальными особенностями подростка и выберите подходящие для него методы.помогайте развивать социальные и коммуникативные навыки. Важно научить подростка правильно выражать свои чувства и принимать во внимание точку зрения других людей.Будьте внимательны к возможности возникновения депрессии и тревоги. Агрессия может быть результатом скрытой проблемы, такой как депрессия или тревога. При обнаружении этих симптомов родителям следует посоветовать обратиться к психотерапевту.создайте условия для успешного обучения и личностного развития молодого человека. Убедитесь, что человек осознает собственную значимость, развивает свой потенциал и выполняет свои обязанности.Исследования развития агрессии у социально успешных молодых людей в настоящее время актуальны и важны. Дальнейшие исследования в этой области помогут понять причины агрессивного поведения у данной категории молодых людей и разработать эффективные способы предотвращения негативных последствий такого поведения [23].Одним из направлений дальнейших исследований может стать изучение взаимосвязи между социальным успехом и эмоциональным состоянием молодых людей. Предположительно, социально успешные молодые люди обладают рядом эмоциональных характеристик, которые способствуют развитию агрессии.Также было бы важно провести сравнительный анализ агрессивного поведения в различных группах социально успешной молодежи в зависимости от таких факторов, как пол, возраст и наличие или отсутствие определенных черт личности.Влияние окружающей среды на агрессию у социально успешных подростков также является темой для будущих исследований. Характеристики социокультурной среды, в которой растут молодые люди, могут оказывать значительное влияние на их эмоциональную стабильность и способность контролировать свои эмоции.Наконец, дальнейшие исследования могут быть направлены на разработку новых методов работы с социально успешными молодыми людьми, чтобы помочь им более эффективно управлять своими эмоциями и предотвратить агрессивное поведение.В целом, дальнейшие исследования в этой области позволят по-новому взглянуть на причины и механизмы агрессии у социально успешных подростков. Это поможет разработать более точные инструменты для выявления рисков такого поведения и создания программ по его предотвращению.Выводы к эмпирическому исследованию:В ходе исследования были выявлены особенности проявления агрессии у социально-успешных подростков. Они обладают более высоким уровнем самоконтроля, способностью к эмоциональной регуляции и наличием устойчивых социальных связей, что позволяет им контролировать свои эмоции и не допускать конфликтов. Однако, при некоторых условиях, такие подростки могут проявлять агрессивное поведение, направленное на установление своего статуса и авторитета в группе. Важно отметить, что наличие социальной успешности не является гарантией от развития агрессии.В результате исследования было установлено, что социально-успешные подростки могут проявлять агрессивное поведение не менее, чем их менее успешные сверстники. Однако особенностью проявления агрессии у социально-успешных подростков является то, что они более склонны к использованию пассивной агрессии (например, игнорирование или отрицание) вместо активного физического насилия. Также было выявлено, что некоторые социально-успешные подростки могут скрывать свое агрессивное поведение за маской приветливости и дружелюбия. Это может быть вызвано желанием сохранить свой статус в группе или избежать конфликтов с окружающими. Важно отметить, что любая форма агрессии может иметь негативные последствия для здоровья психологического благополучия подростка и его окружения. Поэтому необходимо обращать внимание на проявление агрессивного поведения у всех подростков и помочь им разработать эффективные стратегии управления своими эмоциями и конфликтами.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе исследования были выявлены особенности проявления агрессии у социально-успешных подростков. Одной из основных причин этого является стремление к сохранению своей позиции в социальной иерархии, что может приводить к соревнованию и конфликтам с окружающими. В то же время, наличие высокого уровня самоконтроля помогает таким подросткам более эффективно регулировать свою агрессию и предотвращать негативные последствия.Также было выяснено, что социально-успешные подростки часто испытывают давление от окружающих на демонстрацию своего статуса и успехов. Это может приводить к повышенному напряжению и страху не оправдать ожиданий других людей, что в свою очередь может быть одной из причин возникновения агрессивного поведения.Важным фактором проявления агрессии у социально-успешных подростков является также отсутствие подходящих механизмов для выражения негативных эмоций. В условиях высокой социальной ответственности и ожиданий от окружающих, подростки могут испытывать давление на подавление своих чувств и эмоций, что снижает возможность для конструктивного разрядки накопленного напряжения.В целом, проявление агрессии у социально-успешных подростков является сложным процессом, который зависит от многих факторов. При этом важно понимать, что такое поведение не является нормой и требует внимательного отношения со стороны взрослых. Необходимо обеспечивать молодежь доступ к ресурсам для эффективной регуляции своих эмоций и поиска конструктивных способов выражения своего статуса и успехов.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫАндреева, Г. М. (2016). Особенности проявления агрессии у социально-успешных подростков // Педагогическое образование в России. № 9. С. 102-106.10. Якунина Е.В. 2017. Проявление агрессии у подростков в условиях семейной дезадаптации//Научный диалог: электронный журнал . №5(45) . С .246–253Березина, Т. Н., Шестакова, А. В., Лебедева, Н. В. (2018). Агрессивные поведенческие реакции у подростков: особенности и причины // Психология и педагогика в современном мире: теория и практика: материалы Международной научно-практической конференции (г. Москва, 28-29 марта 2018 г.). С. 31-36.Васильева, Е. Ю., Кожевникова, Е. В., Томилова, И. Н., Федотова, Л. И., Чернышева, О. А.(2017). Оценка уровня агрессивности у школьников // Детский дискурс: научно-методический журнал по проблемам детства и семейного воспитания . №4(14). С. 60-68.Головачева, Л. А., Рудник, О. В., Кузнецова, И. В. (2018). Факторы развития агрессивного поведения у подростков // Психологический журнал. № 39(3). С. 58-63.Москаленко, Е. А., Тюрина, О. Н., Бугрова, А. В., Гордеева, Е. В.(2016). Проявление агрессии у подростков и его связь с социально-экономическим статусом семьи // Молодежный научный вестник . № 10(1). С. 103-107.Первушина, Е. Ю., Коваленко, Н. Д., Баранова, И. А.(2017). Особенности проявления агрессии у социально успешных подростков // Молодой ученый . №12(148) . С .151–153.Федорова Т.А. 2018. Проективные методы изучения агрессивности личности//Социально-педагогические технологии в работе с детьми и молодежью: материалы XVIII Международной научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 12-13 апреля 2018 г.). С. 20-26.Реан А.А., Кошелева Е.С. Агрессивность как предиктор дефицита ощущения счастья у подростков. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(3):258–63.Холодова, И. В., Савченко, Т. Ф.(2016). Агрессия и конфликтность у подростков с различным социальным статусом // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы Международной научно-практической конференции (г. Екатеринбург, 14 декабря 2016 г.). С. 22-27.Шарифуллина, К. Р., Гумирова, З. М., Габдрашитова, Г. Ф.(2017). Особенности проявления агрессивного поведения у подростков с различным социально-экономическим статусом // Педагогические науки . №3(94) . С .203–208.Агрессивное поведение подростков — [Электронный доступ]: http://rub-rpc.ru/services/school-otvet-rod/agressivnoe-povedenie-podrostkov-prichiny-i-formy-proyavleniya (дата обращения: 15.04.2023) Агрессия и её влияние на психоанализ — [Электронный доступ]: https://psy.su/feed/10374/ (дата обращения: 15.04.2023) Агрессия подростков как социально-психологическая проблема современного общества — [Электронный доступ]: https://cyberleninka.ru/article/n/agressiya-podrostkov-kak-sotsialno-psihologicheskaya-problema-sovremennogo-obschestva(дата обращения: 15.04.2023) Анненкова Виктория Геннадьевна Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения у подростков // Базис. 2019. №2 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskiy-analiz-problemy-agressivnogo-povedeniya-u-podrostkov (дата обращения: 01.07.2023).Виды агрессии — [Электронный доступ]: http://www.ou33.ru/wp-content/uploads/2017/04/Детская-агрессивность.pdf (дата обращения: 15.04.2023) Изучение особенностей агрессивного поведения в подростковом возрасте — [Электронный доступ]: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23342(дата обращения: 15.04.2023) Каргина Наталья Вячеславовна, Бабаев Тосиф Музаффар Оглы Психологические особенности проявления агрессивности современных подростков и молодёжи // Акмеология. 2015. №2 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-proyavleniya-agressivnosti-sovremennyh-podrostkov-i-molodyozhi (дата обращения: 01.07.2023).Коррекция агрессивного поведения старших подростков — [Электронный доступ]: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/13290/2/2020kozlova.pdf(дата обращения: 15.04.2023) Меньшикова Татьяна Ивановна Специфика агрессивного поведения подростков // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-agressivnogo-povedeniya-podrostkov (дата обращения: 01.07.2023).Методы агрессии — [Электронный доступ]: http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/1647.pdf(дата обращения: 15.04.2023) Новак Мария Андреевна Формирование социальной успешности подростка // Вестник ОГУ. 2019. №3 (221). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sotsialnoy-uspeshnosti-podrostka (дата обращения: 01.07.2023).Основное понятие агрессии: виды и формы её проявления — [Электронный ресурс]: http://u4nik.ru/Material/viewMat/1 (дата обращения: 15.04.2023) Особенности и причины подростковой агрессии — [Электронный ресурс]: https://nadpo.ru/academy/blog/osobennosti-i-prichiny-podrostkovoy-agressii/ (дата обращения: 15.04.2023) Подростковая агрессия: причины и профилактика — [Электронный доступ]: https://www.cism-ms.ru/poleznye-materialy/podrostkovaya-agressiya-prichiny-poyavleniya-i-profilaktika/ (дата обращения:15.04.2023)Сербина Любовь Федоровна Особенности агрессивного поведения подростков // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-agressivnogo-povedeniya-podrostkov (дата обращения: 01.07.2023).Скабелина Н.А. Влияние уровня самооценки на проявление агрессивности подростков // Скиф. 2018. №8 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-urovnya-samootsenki-na-proyavlenie-agressivnosti-podrostkov (дата обращения: 01.07.2023).Теория агрессии — [Электронный доступ]: . https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9521(дата обращения: 15.04.2023)Феномен агрессии в понимании К.Лоренца и З.Фрейда — [Электронный доступ]: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-agressii-v-ponimanii-k-lorentsa-i-z-freyda-sravnitelnyy-analiz (дата обращения: 15.04.2023) Харланова Т. Н. Психологические особенности феномена агрессивности в старшем подростковом возрасте // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2020. Т. 32. С. 86–94. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2020.32.86Шунчева О.В. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте // Инновационная наука. 2016. №2-4 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-agressivnosti-v-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 01.07.2023).Эффективные сопоставления справиться с агрессией — [Электронный ресурс]: https://www.forbes.ru/forbeslife/464819-ekologicnyj-vyhod-effektivnye-sposoby-raspoznat-agressiu-i-spravit-sa-s-nej (дата обращения: 15.04.2023)
5.10. Якунина Е.В. 2017. Проявление агрессии у подростков в условиях семейной дезадаптации//Научный диалог: электронный журнал . №5(45) . С .246–253
2.Березина, Т. Н., Шестакова, А. В., Лебедева, Н. В. (2018). Агрессивные поведенческие реакции у подростков: особенности и причины // Психология и педагогика в современном мире: теория и практика: материалы Международной научно-практической конференции (г. Москва, 28-29 марта 2018 г.). С. 31-36.
3.Васильева, Е. Ю., Кожевникова, Е. В., Томилова, И. Н., Федотова, Л. И., Чернышева, О. А.(2017). Оценка уровня агрессивности у школьников // Детский дискурс: научно-методический журнал по проблемам детства и семейного воспитания . №4(14). С. 60-68.
4.Головачева, Л. А., Рудник, О. В., Кузнецова, И. В. (2018). Факторы развития агрессивного поведения у подростков // Психологический журнал. № 39(3). С. 58-63.
5.Москаленко, Е. А., Тюрина, О. Н., Бугрова, А. В., Гордеева, Е. В.(2016). Проявление агрессии у подростков и его связь с социально-экономическим статусом семьи // Молодежный научный вестник . № 10(1). С. 103-107.
6.Первушина, Е. Ю., Коваленко, Н. Д., Баранова, И. А.(2017). Особенности проявления агрессии у социально успешных подростков // Молодой ученый . №12(148) . С .151–153.
7.Федорова Т.А. 2018. Проективные методы изучения агрессивности личности//Социально-педагогические технологии в работе с детьми и молодежью: материалы XVIII Международной научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 12-13 апреля 2018 г.). С. 20-26.
8.Реан А.А., Кошелева Е.С. Агрессивность как предиктор дефицита ощущения счастья у подростков. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(3):258–63.
9.Холодова, И. В., Савченко, Т. Ф.(2016). Агрессия и конфликтность у подростков с различным социальным статусом // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы Международной научно-практической конференции (г. Екатеринбург, 14 декабря 2016 г.). С. 22-27.
10.Шарифуллина, К. Р., Гумирова, З. М., Габдрашитова, Г. Ф.(2017). Особенности проявления агрессивного поведения у подростков с различным социально-экономическим статусом // Педагогические науки . №3(94) . С .203–208.
10.Агрессивное поведение подростков — [Электронный доступ]: http://rub-rpc.ru/services/school-otvet-rod/agressivnoe-povedenie-podrostkov-prichiny-i-formy-proyavleniya (дата обращения: 15.04.2023)
11.Агрессия и её влияние на психоанализ — [Электронный доступ]: https://psy.su/feed/10374/ (дата обращения: 15.04.2023)
12.Агрессия подростков как социально-психологическая проблема современного общества — [Электронный доступ]: https://cyberleninka.ru/article/n/agressiya-podrostkov-kak-sotsialno-psihologicheskaya-problema-sovremennogo-obschestva(дата обращения: 15.04.2023)
13.Анненкова Виктория Геннадьевна Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения у подростков // Базис. 2019. №2 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskiy-analiz-problemy-agressivnogo-povedeniya-u-podrostkov (дата обращения: 01.07.2023).
14.Виды агрессии — [Электронный доступ]: http://www.ou33.ru/wp-content/uploads/2017/04/Детская-агрессивность.pdf (дата обращения: 15.04.2023)
15.Изучение особенностей агрессивного поведения в подростковом возрасте — [Электронный доступ]: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23342(дата обращения: 15.04.2023)
16.Каргина Наталья Вячеславовна, Бабаев Тосиф Музаффар Оглы Психологические особенности проявления агрессивности современных подростков и молодёжи // Акмеология. 2015. №2 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-proyavleniya-agressivnosti-sovremennyh-podrostkov-i-molodyozhi (дата обращения: 01.07.2023).
17.Коррекция агрессивного поведения старших подростков — [Электронный доступ]: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/13290/2/2020kozlova.pdf(дата обращения: 15.04.2023)
18.Меньшикова Татьяна Ивановна Специфика агрессивного поведения подростков // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-agressivnogo-povedeniya-podrostkov (дата обращения: 01.07.2023).
19.Методы агрессии — [Электронный доступ]: http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/1647.pdf(дата обращения: 15.04.2023)
20.Новак Мария Андреевна Формирование социальной успешности подростка // Вестник ОГУ. 2019. №3 (221). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sotsialnoy-uspeshnosti-podrostka (дата обращения: 01.07.2023).
21.Основное понятие агрессии: виды и формы её проявления — [Электронный ресурс]: http://u4nik.ru/Material/viewMat/1 (дата обращения: 15.04.2023)
22.Особенности и причины подростковой агрессии — [Электронный ресурс]: https://nadpo.ru/academy/blog/osobennosti-i-prichiny-podrostkovoy-agressii/ (дата обращения: 15.04.2023)
23.Подростковая агрессия: причины и профилактика — [Электронный доступ]: https://www.cism-ms.ru/poleznye-materialy/podrostkovaya-agressiya-prichiny-poyavleniya-i-profilaktika/ (дата обращения:15.04.2023)
24.Сербина Любовь Федоровна Особенности агрессивного поведения подростков // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-agressivnogo-povedeniya-podrostkov (дата обращения: 01.07.2023).
25.Скабелина Н.А. Влияние уровня самооценки на проявление агрессивности подростков // Скиф. 2018. №8 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-urovnya-samootsenki-na-proyavlenie-agressivnosti-podrostkov (дата обращения: 01.07.2023).
26.Теория агрессии — [Электронный доступ]: . https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9521(дата обращения: 15.04.2023)
27.Феномен агрессии в понимании К.Лоренца и З.Фрейда — [Электронный доступ]: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-agressii-v-ponimanii-k-lorentsa-i-z-freyda-sravnitelnyy-analiz (дата обращения: 15.04.2023)
28.Харланова Т. Н. Психологические особенности феномена агрессивности в старшем подростковом возрасте // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2020. Т. 32. С. 86–94. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2020.32.86
29.Шунчева О.В. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте // Инновационная наука. 2016. №2-4 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-agressivnosti-v-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 01.07.2023).
30.Эффективные сопоставления справиться с агрессией — [Электронный ресурс]: https://www.forbes.ru/forbeslife/464819-ekologicnyj-vyhod-effektivnye-sposoby-raspoznat-agressiu-i-spravit-sa-s-nej (дата обращения: 15.04.2023)