Мотивы поведения потребителей, факторы выбора и потребительские риски.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Микроэкономика
  • 30 30 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 25.07.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
1. Теоретические основы поведения потребителей, факторов их выбора и потребительских рисков 5
1.1. Сущность поведения потребителей и факторов их выбора 5
1.2. Потребительские риски и их виды 9
2. Практические аспекты исследования поведения потребителей, факторов
их выбора и потребительских рисков 13
2.1. Факторы, влияющие на потребительский выбор на примере сферы
услуг 13
2.2. Причины изменения покупательского поведения 16
3. Направления решения проблем поведения потребителей, факторов их
выбора и потребительских рисков 18
3.1. Разработка модели потребительского поведения 18
3.2. Предложения по совершенствованию потребительского поведения 21
Заключение 25
Список использованных источников 28

Фрагмент для ознакомления

Дополненные автором классификационные признаки6. Степень обоснованности потребительского поведенияпотребительское поведение, сформированное на основании исключительно интуиции и опыта экономического субъекта;потребительское поведение, сформированное в результате использования экспертных оценок и экспертных систем поддержки принятия потребительских решений различного уровня, например консалтинга;потребительское поведение, направления и приоритеты которого формируются на основании применения экономико-математических методов и моделей.7. Ориентация на эффективные практики потребительского поведенияпотребительское поведение, системно ориентирующееся на некоторый позитивный внешний опыт (мода поведения индивидуальных потребителей, бенчмаркинг закупок – для поведения юридических лиц);потребительское поведение, в рамках которого фрагментарно используется опыт иных экономических субъектов;потребительское поведение, в рамках которого отсутствует ориентация на опыт других экономических субъектов в данной области.8. Легальность потребительского поведенияабсолютно легальное потребительское поведение;нелегальное в гражданско-правовом аспекте потребительское поведение;нелегальное в уголовно-правовом аспекте потребительское поведение.9. Степень интеграции потребительского поведения с другими видами экономического поведения субъектапотребительское поведение, интегрированное с другими видами экономического поведения субъекта;потребительское поведение, дезинтегрированное с иными видами экономического поведения субъекта (поведением в области формирования доходов, сбережений и т.п.).10. Социальная эффективность потребительского поведениясоциально эффективное потребительское поведение;социально деструктивное потребительское поведение.Данный процесс обычно осуществляется в форме корпоративного бенчмаркинга в сфере управления закупками сырья, комплектующих, основных фондов, когда компания копирует передовые практики отраслевых лидеров в рассматриваемой области. В зависимости от степени интеграции с другими видами экономического поведения, как показано в таблице 3, предлагается дифференцировать потребительское поведение, тесным образом интегрированное с другими вариантами реализации экономического поведения и, соответственно, дезинтегрированное. При этом основными видами экономического поведения индивидов, с которыми, в идеале, должно быть тесным образом интегрировано, сбалансировано потребительское поведение, являются:– индивидуальное трудовое поведение;– поведение в области формирования и развития сбережений домохозяйства (так, еще представители неоклассической экономической теории, в частности А. Маршалл, указывали на неразрывную взаимосвязь процессов потребления и сбережений; так, например, предельная склонность индивида к потреблению является величиной, противоположной предельной склонности к сбережению – сумма данных величин для любого экономического субъекта равна единице [7]);– поведение в области формирования, развития и, возможно, прекращения семейных отношений, от характера которых также в значительной степени зависят количественные и качественные параметры индивидуального потребительского поведения.На уровне компаний потребительское поведение должно быть тесным образом интегрировано со следующими видами корпоративного экономического поведения:– финансово-инвестиционное поведение субъектов хозяйственной деятельности;– поведение компании в области использования различных видов производственных ресурсов;– поведение компании в сфере слияний, поглощений и иных типов корпоративной интеграции – так, в принципе, сделка враждебного поглощения может быть в парадигме экономико-теоретического анализа рассмотрена как единичный акт крупной покупки предпринимательского актива, интегрированный с механизмом продажи прежним собственником такого рода актива к осуществлению сделки на выгодных для покупателя условиях.Наконец, с точки зрения признака социальной эффективности предлагается подразделять потребительское поведение экономического субъекта на социально эффективное и социально деструктивное. При этом любые формы нелегального потребительского поведения, несомненно, являются одновременно социально деструктивными.Вместе с тем, на наш взгляд, социально деструктивными являются и отдельные варианты легального потребительского поведения граждан и организаций. Так, например, если руководитель предприятия приобретает выраженные предметы роскоши, при этом не индексируя уровень заработной платы собственным наемным работникам, то такого рода экономическое поведение формально является вполне законным (если условиями трудовых договоров не предусмотрен порядок регулярной индексации ставок оплаты труда) – вместе с тем, оно обычно воспринимается обществом как аморальное и, соответственно, вытекающее из такого рода ситуации избыточное потребление материальных благ можно расценивать как социально деструктивное.При этом ограниченно рациональное поведение может быть характерно не только для конечных индивидуальных потребителей товаров, работ, услуг, но и для компаний различного масштаба и профиля на разных стадиях финансово-экономической деятельности последней, а также для государства, как особого, но также зачастую не вполне рационального субъекта экономических отношений.ЗаключениеОдной из составляющих социального поведения является рациональное действие, которое состоит в том, что индивид – потребитель выбирает оптимальные цели в соответствии с его естественными и социальными нуждами, основательно рассчитывая наилучший путь к удовлетворению всех его потребностей. На рынке рационально действующий потребитель выбирает экономически оптимальную задачу и идет к ней предельно экономически эффективным путем, к примеру, на рынке недвижимости выбирает наилучшее расположение квартиры с развитой инфраструктурой с наиболее выгодной ценой для него, то есть для покупателя. Такая модель поведения потребителя является идеальной, которая в некоторой степени осуществляется в реальной жизни людей.В теории предельной полезности основными понятиями являются «благо» и «полезность». Четкие и строгие определения этим понятиям дать сложно. Благо – это все то, что может стать полезным и считается благом для индивида. То есть человек сам определяет, что есть благо, например, для одного человека благо есть машина, а для другого оно уже может им не считаться, или же благом может являться для человека то, что отвергается обществом. Полезность – это свойство блага, благодаря которому человек его выбирает. Особенностью и отличием полезности от других свойств является то, что ее нельзя измерить.Зависимость полезности блага от его количества называется функцией полезности, где независимой переменной является количество блага, а зависимой переменной, то есть функцией, является полезность. Единицей измерения полезности блага в теории предельной полезности является «ютиль». Полезность каждой следующей единицы будет составлять некоторую долю от полезности начальной единицы.Функция полезности является возрастающей. Для людей большее количество блага лучше, чем его меньшее количество. Но большее количество блага может быть такого количества, что его накопление при-носит нулевую или отрицательную полезность. Как было сказано выше, благо – это то, что необходимо человеку для жизни, а излишнее количество, например, обуви, не является благом, так как для хранения и ухода за лишней обувью требует не малого труда и затрат. Также можно вспомнить то, что благом является предмет и услуга в ограниченном количестве. Под предельной полезностью блага понимается прирост полезности блага в результате добавления единицы этого блага.Изучение и анализ теории потребительского поведения используют в своих целях различные представители рынка, поэтому теория потребительского поведения считается по праву одним из ключевых разделов микроэкономики. Особенно применимы данные знания в маркетинге, в частности, при составлении рекламы, а также при формировании цен на товары и услуги.В современной рыночной экономике большую роль играет ряд субъективных факторов. Теория указывает на то, что потребитель имеет возможность выбора исходя из факта существования потребностей, которые необходимо удовлетворить. Выбор происходит в условиях определенного количества товаров, которое приводят в сравнение с потребностями потребителя. По итогам потребительского выбора определяется его поведение и формируется стратегия и тактика деятельности фирмы.Таким образом, изучение теории потребительского поведения, постоянный анализ и понимание мотивов и интересов покупателей позволяют:– указывать потребителю на возможные выгоды от приобретения продукта, посредством безошибочного выявления потребностей покупателей, тем самым стимулировать увеличение количества заключаемых сделок;– устанавливать точную цель маркетингового продвижения и выстраивать коммуникацию с покупателем посредством чёткого определения потребительских мотивов и привычек;– в условиях высокой конкуренции стимулировать покупателя сделать выбор в пользу данного продукта, определив основные критерии выбора и сформировав оптимальное предложение;– избегать временных и финансовых потерь, связанных со взаимодействием с нецелевыми потребителями благодаря точному анализу моделей поведения той или иной группы потребителей.Теория потребительского поведения постоянно развивается и обогащается достижениями различных школ экономики. Однако, логическая стройность, основанная на использовании абстрактных моделей, математических формул и графиков, составляющим основу теоретическому анализу, указывает на его формальность, что делает его малопригодным в условиях реальных процессов. На наш взгляд, вывод состоит в том, что рациональные теоретические знания необходимо применять в совокупности с практическими, субъективными и иррациональными факторами потребительского поведения.Список использованных источниковЗакон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 05.12.2022) «О защите прав потребителей».АльмашаданиСаад, А. А. х. Анализ мотивов потребительского поведения / А. А. х. АльмашаданиСаад // Исследование социально-экономического развития территорий в условиях санкций и угроз глобальных вызовов : материалы I Всероссийской научно-практической конференции, Тамбов, 20–23 мая 2020 года. – Тамбов: Тамбовский государственный технический университет, 2020. – С. 67-71. Васильева, П. А. Тренды на потребительском рынке в постпандемийный период / П. А. Васильева, М. А. Коробкова // Общество, государство, личность: молодежное предпринимательство в поведенческой экономике в условиях цифровизации : Материалы XXI Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых, Казань, 29 апреля 2021 года. – Казань: Университет управления "ТИСБИ", 2021. – С. 122-127.Гречко, М. В. Механизмы принятия решений экономическими агентами: эволюционная динамика корпуса научных идей / М. В. Гречко, М. А. Стасев // JournalofEconomicRegulation. – 2022. – Т. 13. – № 1. – С. 33-49. Долженко, И. Б. Меняющийся потребительский и рыночный ландшафт и изменения в потребительском поведении / И. Б. Долженко // ModernScience. – 2021. – № 10-2. – С. 53-60. Исмагилова, Г.Н. Эволюция потребительского поведения в национальной экономике: тенденции и проблемы / Г.Н. Исмагилова, Г.Р. Махмудова // Казанский экономический вестник. - 2022. - №1 (57). - С. 21-28.Карпова, С. В. Построение алгоритма процесса принятия решения о покупке с использованием нейротехнологий / С. В. Карпова, И. В. Рожков // Управленческие науки в современном мире : Сборник докладов Восьмой Международной научно-практической конференции, Москва, 10–11 ноября 2020 года. – Санкт-Петербург: Издательский дом "Реальная экономика", 2021. – С. 408-411. Колосова, А. Н. Нерациональность поведения и субъективные факторы как ограничения теории потребительского поведения / А.Н. Колосова Е.В. Тинькова // Стратегия социально-экономического развития общества: сборник статей 11-й Международной научно-практической конференции (Курск, 18-19 ноября 2021 года). – Курск, 2021. – С. 105-110.Комаров, А. Г. Трансформация поведения потребителей и организационного развития компании в условиях цифровизации / А. Г. Комаров, А. А. Кирьянова, Л. Д. Журба // Технологические тренды и наукоемкая экономика: бизнес, отрасли, регионы : Коллективная монография / Под редакцией О.Н. Кораблевой [и др.]. – Санкт-Петербург : Центр научно-информационных технологий "Астерион", 2021. – С. 266-274.Кравченко, Л. А. Изменение тенденций потребительского спроса в условиях цифровой трансформации экономики и пандемии / Л. А. Кравченко, А. С. Осьмушкина // Современный менеджмент: проблемы и перспективы : Сборник статей по итогам XVI международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 29–30 апреля 2021 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2021. – С. 372-375. Мырзалиева, М. А. Формирование потребительского поведения на рынке товаров и услуг / М. А. Мырзалиева // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. – 2021. – № 4. – С. 233-238. Овсянникова, Я. Е. Анализ влияния цен на потребительский выбор в сфере услуг / Я. Е. Овсянникова, А. И. Сахбиева // Наука и образование в условиях мировой нестабильности: проблемы, новые этапы развития : материалы II международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 30 апреля 2022 года / Национальный исследовательский институт дополнительного профессионального образования. – РОСТОВ-НА-ДОНУ: Манускрипт, 2022. – С. 168-171. Репин, С. С. Теория потребительского выбора в экономической теории / С. С. Репин // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. – 2021. – Т. 20. – № 3. – С. 31-36. Репин, С. С. Экономическая теория: закономерности потребительского поведения / С. С. Репин // Путеводитель предпринимателя. – 2021. – Т. 14. – № 3. – С. 172-178. Ромодановская, Н. Б. Концептуальная модель потребительского выбора / Н. Б. Ромодановская, Е. Д. Малевская-Малевич // Московский экономический журнал. – 2021. – № 10. – С. 44-49.Шмидт, А. Н. Полезность и механизм человеческого поведения / А. Н. Шмидт // Человеческий капитал. – 2015. – № 7(79). – С. 81-83.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 05.12.2022) «О защите прав потребителей».
2. Альмашадани Саад, А. А. х. Анализ мотивов потребительского поведения / А. А. х. Альмашадани Саад // Исследование социально-экономического развития территорий в условиях санкций и угроз глобальных вызовов : материалы I Всероссийской научно-практической конференции, Тамбов, 20–23 мая 2020 года. – Тамбов: Тамбовский государственный технический университет, 2020. – С. 67-71.
3. Васильева, П. А. Тренды на потребительском рынке в постпандемийный период / П. А. Васильева, М. А. Коробкова // Общество, государство, личность: молодежное предпринимательство в поведенческой экономике в условиях цифровизации : Материалы XXI Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых, Казань, 29 апреля 2021 года. – Казань: Университет управления "ТИСБИ", 2021. – С. 122-127.
4. Гречко, М. В. Механизмы принятия решений экономическими агентами: эволюционная динамика корпуса научных идей / М. В. Гречко, М. А. Стасев // Journal of Economic Regulation. – 2022. – Т. 13. – № 1. – С. 33-49.
5. Долженко, И. Б. Меняющийся потребительский и рыночный ландшафт и изменения в потребительском поведении / И. Б. Долженко // Modern Science. – 2021. – № 10-2. – С. 53-60.
6. Исмагилова, Г.Н. Эволюция потребительского поведения в национальной экономике: тенденции и проблемы / Г.Н. Исмагилова, Г.Р. Махмудова // Казанский экономический вестник. - 2022. - №1 (57). - С. 21-28.
7. Карпова, С. В. Построение алгоритма процесса принятия решения о покупке с использованием нейротехнологий / С. В. Карпова, И. В. Рожков // Управленческие науки в современном мире : Сборник докладов Восьмой Международной научно-практической конференции, Москва, 10–11 ноября 2020 года. – Санкт-Петербург: Издательский дом "Реальная экономика", 2021. – С. 408-411.
8. Колосова, А. Н. Нерациональность поведения и субъективные факторы как ограничения теории потребительского поведения / А.Н. Колосова Е.В. Тинькова // Стратегия социально-экономического развития общества: сборник статей 11-й Международной научно-практической конференции (Курск, 18-19 ноября 2021 года). – Курск, 2021. – С. 105-110.
9. Комаров, А. Г. Трансформация поведения потребителей и организационного развития компании в условиях цифровизации / А. Г. Комаров, А. А. Кирьянова, Л. Д. Журба // Технологические тренды и наукоемкая экономика: бизнес, отрасли, регионы : Коллективная монография / Под редакцией О.Н. Кораблевой [и др.]. – Санкт-Петербург : Центр научно-информационных технологий "Астерион", 2021. – С. 266-274.
10. Кравченко, Л. А. Изменение тенденций потребительского спроса в условиях цифровой трансформации экономики и пандемии / Л. А. Кравченко, А. С. Осьмушкина // Современный менеджмент: проблемы и перспективы : Сборник статей по итогам XVI международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 29–30 апреля 2021 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2021. – С. 372-375.
11. Мырзалиева, М. А. Формирование потребительского поведения на рынке товаров и услуг / М. А. Мырзалиева // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. – 2021. – № 4. – С. 233-238.
12. Овсянникова, Я. Е. Анализ влияния цен на потребительский выбор в сфере услуг / Я. Е. Овсянникова, А. И. Сахбиева // Наука и образование в условиях мировой нестабильности: проблемы, новые этапы развития : материалы II международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 30 апреля 2022 года / Национальный исследовательский институт дополнительного профессионального образования. – РОСТОВ-НА-ДОНУ: Манускрипт, 2022. – С. 168-171.
13. Репин, С. С. Теория потребительского выбора в экономической теории / С. С. Репин // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. – 2021. – Т. 20. – № 3. – С. 31-36.
14. Репин, С. С. Экономическая теория: закономерности потребительского поведения / С. С. Репин // Путеводитель предпринимателя. – 2021. – Т. 14. – № 3. – С. 172-178.
15. Ромодановская, Н. Б. Концептуальная модель потребительского выбора / Н. Б. Ромодановская, Е. Д. Малевская-Малевич // Московский экономический журнал. – 2021. – № 10. – С. 44-49.
16. Шмидт, А. Н. Полезность и механизм человеческого поведения / А. Н. Шмидт // Человеческий капитал. – 2015. – № 7(79). – С. 81-83.