Модернизация системы государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса (на примере Астраханской области)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 41 41 страница
  • 36 + 36 источников
  • Добавлена 27.07.2023
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 5
1.1 Малый и средний бизнес и его место в экономике страны 5
1.2 Основные подходы к оценке эффективности государственной поддержки малого и среднего бизнеса 8
1.3. Нормативно-правовые основы системы государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ 15
2.1. Оценка современного состояния малого и среднего бизнеса в Астраханской области 15
2.2. Методика оценки эффективности поддержки малого и среднего бизнеса 18
2.3. Проблемы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Астраханской области 21
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ 25
3.1. Проектный подход к системе государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в Астраханской области 25
3.2 Пути совершенствования системы поддержки предприятий малого и среднего бизнеса Астраханской области 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 40

Фрагмент для ознакомления

Показатель: Проанализировать и совершенствовать работу компетентного органа до июля 2023г.Цель: Внедрение пакетов материальной помощи со стороны государства.Показатель: Выделить средства из государственного бюджета для внедрения пакетов мат. помощи малого и среднего бизнеса до 01.07.2024г. Цель: Обеспечение поддержки малого и среднего предпринимательства путем кредитования.Показатель: Снизить ставки по кредитам на 5% для малого и среднего бизнеса до 1.11.2023г.Цель: Развитие малого и среднего бизнеса путем внедрения санкций против импорта на территории Астраханской области.Показатель: Применить ряд санкционных мер по отношению к импортным предприятиям до 01.05.2024г.Перечень мероприятий и результатов представлен на данных приложения 1.Источники финансирования проекта представлены в таблице 5.Таблица 5Финансирование проекта№п/пОбъем Финансирования по годам реализации (млн рублей)Всего (млн рублей)2023202420251Федеральный бюджет100 млн1700 млн530 млн2330 млн2Региональный бюджет40 млн230 млн- млн270 млн3Внебюджетные средства- млн70 млн30 млн100 млнИтого:140 млн2000 млн560 млн2700 млнОбщий объем финансирование проекта составляет 2700 млн. руб. Из них основной объем будет реализован в 2024 году.Далее рассмотрим риски проектаТаблица 6Риски реализации проектаНазвание рискаВозможные пути решенияХищение бюджетных средств недобросовестными предпринимателями.Внесение изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», отобразив в нем критерии, выполнение которых предпринимателем, позволит судить о его добросовестности, вкладывать бюджетные средства в развитие бизнеса.Административные барьеры для ведения бизнеса, которые в основном заключаются в большом количестве проверок со стороны надзорных органов. Предприниматели несут значительные временные и финансовые затраты на подготовку большого количества бумажных документов.Внесение поправок в НК РФ, в котором необходимо предусмотреть возможность предоставления документов в сканированном виде на электронных носителях, вместо бумажных. Увеличить срок подачи документов с 5 до 10 дней.Нехватка бюджета.Привлечение финансирования из других проектов.Недостаточный опыт и квалификация управленческих кадров.Тщательный контроль за формированием команды проекта.Теневая занятость предпринимателей. Законодательное закрепление механизма легализации самозанятых предпринимателей.Итак, предложены следующие мероприятия: совершенствование комплекса институциональных госструктур в Астраханской области, модернизация нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства, внедрение пакетов материальной помощи со стороны государства, обеспечение поддержки малого и среднего предпринимательства путем кредитования, развитие малого и среднего бизнеса путем внедрения санкций против импорта на территории Астраханской области.Реализация данных мероприятий будет способствовать достижению следующих результатов: расширение использования информационных технологий ( улучшение качества услуг за счет оперативной обратной связи), упрощение налоговой отчётности для субъектов МСП, меняющих расчетно-кассовую технику, поддержание фермеров и развитие сельской кооперации путем финансирования из регионального бюджета, минимизация рисков ликвидации субъектов МСП из-за банкротства в условиях чрезвычайной ситуации, повышение доступной информации о деятельности МФО, развитие коллективного финансирования проектов, при котором деньги на создание нового продукта поступают от его конечных потребителей, обеспечение государственными микрофинансовыми организациями доступ субъектов МСП к заемным средствам и увеличение объема выдаваемых микрозаймов до 20 млрд. рублей ежегодно в количестве не менее 20700 единиц, сокращение конкурентоспособность товаров Астраханской области с товарами из других регионов, за счет импорта рыбной продукции будет развиваться собственная рыбная промышленность. Таким образом, в работе обозначены ключевые проблемы поддержки МСП, в числе которых чрезмерные барьеры административного и организационного характера на пути получения поддержки, трудности в получении финансирования и участии в программах льготного кредитования малого и среднего бизнеса, неэффективный процесс развития системы государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства Астраханской области.ЗАКЛЮЧЕНИЕПредпринимательство – это элемент бизнеса, самостоятельная, инициативная деятельность граждан по производству продукции, предоставлению услуг с целью получения благ, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность. Состояние малого и среднего бизнеса в России в 2022 г. характеризуется: - сокращением числа малых и увеличением числа средних предприятий; - сокращением доли малых и увеличением доли средних предприятий в общем количестве предприятий и организаций; - сокращением численности занятых на предприятиях малого бизнеса и их доли в общей численности занятых в экономике России, при этом число занятых на предприятиях среднего бизнеса повышается с одновременным увеличением их доли в общей численности занятого населения; - сокращением общего объема оборота малых и средних предприятий и сокращением его доли в общем обороте предприятий и организаций в России. В условиях геополитического кризиса у предприятий малого бизнеса достаточно много проблем, которые несут различного рода риски. Поэтому малым предприятиям необходима государственная поддержка. В 2023 г. имеются позитивные перспективы развития малого бизнеса, благодаря поддержке государства, изменениям и нововведениям в сфере налогообложения, упрощению поиска и найма персонала. Несмотря на это, рисков в работе малых предприятий имеется достаточно много, что влечет за собой необходимость их изучения и своевременного реагирования на них. Подводя итог, можно сделать вывод, что несмотря на сильный удар, который нанесла пандемия коронавируса (COVID-19) и позже введение множества экономических санкций со стороны западных стран, оказываемые государством меры поддержки позволяют МСП не только продолжать свою деятельность, но и способствует их дальнейшему развитию. На сегодняшний день существующая правовая основа государственной поддержки МСП создает механизм взаимодействия между институтами развития и предпринимателями. Стоит отметить, что законодательные акты, программы и мероприятия, касающихся вопросов регулирования и развитии МСП, государственной поддержки предпринимательства позволяет сделать вывод о положительных ключевых мерах для бизнеса в целом. По отдельным направления государственной поддержки МСП необходимо совершенствовать механизм их реализации.Проанализировав действующую государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в Астраханской области, можно констатировать, что в настоящее время она является несовершенной, имеет ряд недостатков:1. Неэффективный процесс развития системы государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства в Астраханской области.2. Снижение уровня выполнения целевых показателей государственной подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства».3. Недостаток финансирования подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства».Таким образом, в работе обозначены ключевые проблемы поддержки МСП, в числе которых чрезмерные барьеры административного и организационного характера на пути получения поддержки, трудности в получении финансирования и участии в программах льготного кредитования малого и среднего бизнеса, неэффективный процесс развития системы государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства Астраханской области.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫКонституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет–портал правовой информации. Текст: электронный. — URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.06.2023).О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской федерации: Федеральный закон от 6 июля 2007 г. № 209-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс.Текст: электронный. —URL: http://www.consultant.ru/document / (дата обращения: 25.06.2023).Российская Федерация. Президент (2012—2018; В. В. Путин). О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства»: Указ Президента Российской Федерации от 5 июня 2015 года № 287 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Текст: электронный. — URL: http:// www.consultant.ru/document / (дата обращения: 25.06.2023).Архипенко К. Ю. Совершенствование системы государственной поддержки малого бизнеса России в контексте зарубежного опыта // Экономика, предпринимательство и право. 2022. № 3. С. 3-8.Безуглова М. Н., Маркарьян Ю. А. Проблемы малого бизнеса и его роль в социально-экономическом развитии национальной экономики // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2021. № 1(80). С. 11-13.Боброва О.С., Цыбуков С.И., Бобров И.А. Настольная книга предпринимателя: практическое пособие. М.: Издательство Юрайт. 2022. 330 с. Булакова И. В. Формы и способы налоговой поддержки малого предпринимательства / И. В. Булакова // Законодательство и экономика. — 2016. — № 7. — С. 66—69.Глинова Т. А. Проблема развития малого бизнеса в России // Консепт. 2021. № 8. С. 1-6.Горшкова Н. В., Мамедов Р. Н. Особенности региональной экономической политики поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 2 (39). С. 20‒24.Гражданкина Е. В. Экономика малого предприятия: учебное пособие / Е. В. Гражданкина. — Москва : Изд-во Гросс Медиа, 2017. 125 с.Дремина Г. А. Оценка эффективности региональных программ поддержки малого и среднего бизнеса, Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2022. № 4. С. 32‒37.Заяц Т. И., Бубнова Я. С., Момонт Г. Ф. Эволюция социально-экономических систем // Экономика, управление и право: инновационное решение проблем: сб. ст. X Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Пенза, 2020. С. 95-97.Ивасюк Р.Я. Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе / Р. Я. Ивасюк // Экономический анализ: теория и практика. — 2014. — № 4. —С. 11—15.Колесникова Л. А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием // Новый Логос. 2015. С. 87‒95.Крутиков В.К., Захаров Р.В., Иванчиков И.В. Состояние и перспективы развития малого бизнеса на современно этапе // Финансовая экономика. 2022. №5. С. 121–124. Кузнецова О. А. Современные барьеры, препятствующие развитию малого и среднего бизнеса в России // Форум молодых ученых. 2016. № 4 (4). С. 517‒520.Кузьмина Е.Е. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт. 2022. 455 с. Кузьмина Е.Е. Предпринимательская деятельность: учебное пособие для среднего профессионального образования. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт. 2022. 455 с. Курганов А. Д. Основные виды государственной поддержки малого предпринимательства в России / А. Д. Курганов // Юрист. — 2015. — № 1. — С. 11—19.Ляшевич И. А. Правовые п роблемы р егулирования малого и среднего бизнеса в России на современном этапе / И. А. Ляшевич // Журнал российского права. — 2014. — № 5. — С. 49—54.Магомедова З.Г., Магомедова Э.С., Курбанова Д.З. Современное состояние развития малого бизнеса в России // Студенческий вестник. 2022. №3-5 (195). С. 15–17. Нафиков Р.В. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. №5-4 (68). С. 173–178. Невская М.А., Сибикеев К.В. Малое предпринимательство: взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами: Практическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. С. 18Одинцова М. А. Методика управления рисками для малого и среднего бизнеса в России // Экономический журнал. 2022. № 3. С. 38-47.Опора России. Антикризисный мониторинг субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. Текст: электронный. — URL: http://oporamo.ru/(дата обращения: 25.06.2023)Романишина Т. С. Применение инновационного маркетингового подхода к управлению территорией современного города в контексте институциональной теории // Транспортное дело России. 2021. № 12. С. 115-117.Романишина Т. С. Факторы, условия и тенденции развития социально-экономических систем муниципальных образований // Вестник ВСГУТУ. 2022.№ 4(67). С. 159-166.Романишина Т. С., Краснобаев Д. В. Обзор актуальных практик повышения инвестиционной привлекательности Серпуховского региона в деятельности институтов поддержки и развития бизнеса (для цели развития инновационного предпринимательства) // Экономика и предпринимательство. 2021. № 4-1(81-1). С. 384-388.Ручкина Г.Ф., Мельничук М.В., Демченко М.В., Одинцов Б.Е., Дрогобыцкий И.Н., Липич А.Н., Орлова И.В.,Фрумина С.В. Совершенствование регулирования развития малого бизнеса в Российской Федерации: монография . М.: РУСАЙНС, 2019. 190 с.Толмачев Д. Е. Ульянова Е. А. Плинер Л. М. Развитие малого и среднего бизнеса в регионе // Экономика региона. 2021.№ 5. С. 115-131.Федеральная налоговая служба: офиц. сайт [Электронный ресурс]. Текст: электронный. — URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 24.06.2023). Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт [Электронный ресурс]. Текст: электронный. — URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 24.06.2023). Федеральный портал малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. Текст: электронный. — URL: http://smb.gov.ru/ measuresupport/programs/celved/ (дата обращения: 25.06.2023)Шальнева М., Саркисян Л. Сравнительный анализ развития института малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и Испании // Финансовая жизнь. 2020. № 2. С. 10‒16.Шейхова М.С., Жукова И.А., Дергачева В.А. Состояние отечественного малого и среднего бизнеса в условиях пандемии и глобального кризиса // Заметки ученого. 2022. №1-1. С. 362–365.Donna Kelley, Slаvica Singer, Mike Herrington. Global Entrepreneurship Monitor.Текст: электронный. — URL: http://pdfs.semanticscholar.org/618a/884c82fb9398a35dab9a4402c5b744d1cc51.pdf (дата обращения: 25.06.2023)ПРИЛОЖЕНИЕ 1Таблица 3 Оценка динамики и структуры занятых на предприятиях России за 2020–2022 гг.Виды предприятий2020 г. 2021 г. 2022 г. Темп динамики, % млн чел. доля, % млн чел. доля, % млн чел. доля, % 2021 к 2020 2022 к 2021 Численность занятых всего, в том числе: 76,1 100,0 75,3 100,0 74,9 100,0 98,9 99,4 крупный бизнес 60,8 79,8 59,9 79,5 60,2 80,4 98,4 100,6 малые и средние пред-приятия, в том числе: 15,3 20,2 15,5 20,5 14,6 19,6 101,1 94,6 микропредприятия 7,4 48,5 7,5 48,5 6,9 47,5 101,2 92,7 малые предприятия 6,1 40,4 6,1 39,6 5,8 39,7 99,3 94,8 средние предприятия 1,7 11,1 1,8 11,9 1,8 12,8 107,4 102,1 Источник: [4, с. 66]ПРИЛОЖЕНИЕ 2Перечень мероприятий и результатов проектаЦельМероприятияРезультатПериод реализации1. Совершенствование комплекса институциональных госструктур в Астраханской области1.1) Внедрение программно-целевых методов организации деятельности органов государственной власти Астраханской области в сфере малого и среднего предпринимательства.Повышение оперативности взаимодействия органов власти, и доступности субъектов МСП к сервисам: 01.05.2023-25.06.20231.2) Расширение использования информационных технологий для повышения качества государственных и муниципальных услуг, предоставляемых субъектам МСП.Расширение использования информационных технологий ( улучшение качества услуг за счет оперативной обратной связи)26.06.2023-28.08.20232. Модернизация нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства.2.1) Совершенствование нормативно-правового регулирования системы закупок, осуществляемых крупнейшими заказчиками у субъектов МСП.Облегчение системы закупок, осуществляемых крупнейшими заказчиками у субъектов МСП.29.08.2023-03.10.20232.2) Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, меняющих расчётно-кассовую технику, путем модернизации нормативно-правового регулирования.Упрощение налоговой отчётности для субъектов МСП, меняющих расчетно-кассовую технику.04.10.2023-07.12.20233. Внедрение пакетов материальной помощи со стороны государства.3.1) Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации.Поддержание фермеров и развития сельской кооперации путем финансирования из регионального бюджета.08.12.2023-09.02.20243.2) Выделения материальных выплат субъектам МСП в условиях чрезвычайной ситуации (например, коронавирус)Минимизировать риски ликвидации субъектов МСП из-за банкротства в условиях чрезвычайной ситуации.10.02.2024-01.03.20244. Цель: Обеспечение поддержки малого и среднего предпринимательства путем кредитования.4.1) Повышение доступности финансирования малого и среднего предпринимательства за счёт микрофинансовых организаций (МФО) и краудфандинга.Повышение доступной информации о деятельности МФО. Развитие коллективного финансирования проектов, при котором деньги на создание нового продукта поступают от его конечных потребителей.02.03.2024-03.04.20244.2) Упрощение доступа к льготному финансированию, в том числе ежегодное увеличение объёмов льготных кредитов, выдаваемых субъектам малого и среднего предпринимательства.Обеспечение государственными микрофинансовыми организациями доступ субъектов МСП к заемным средствам и увеличение объема выдаваемых микрозаймов до 20 млрд. рублей ежегодно в количестве не менее 20700 единиц.04.04.2024-27.05.20245. Развитие малого и среднего бизнеса путем внедрения санкций против импорта на территории Астраханской области.5.1) Ввести квоты на поставки товаров, которые уже и так производятся на территории Астраханской области.Сократить конкурентоспособность товаров Астраханской области с товарами из других регионов.28.05.2024-05.08.20245.2) Ввести пошлины для ввозимой рыбной продукции в Астраханскую область. Передавать часть пошлин на развитие рыбной индустрии Астраханской области. За счет импорта рыбной продукции развивать собственную рыбную промышленность.06.08.2024-01.05.2025

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет–портал правовой информации. Текст: электронный. — URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.06.2023).
2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской федерации: Федеральный закон от 6 июля 2007 г. № 209-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Текст: электронный. —URL: http://www.consultant.ru/document / (дата обращения: 25.06.2023).
3. Российская Федерация. Президент (2012—2018; В. В. Путин). О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства»: Указ Президента Российской Федерации от 5 июня 2015 года № 287 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Текст: электронный. — URL: http:// www.consultant.ru/document / (дата обращения: 25.06.2023).
4. Архипенко К. Ю. Совершенствование системы государственной поддержки малого бизнеса России в контексте зарубежного опыта // Экономика, предпринимательство и право. 2022. № 3. С. 3-8.
5. Безуглова М. Н., Маркарьян Ю. А. Проблемы малого бизнеса и его роль в социально-экономическом развитии национальной экономики // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2021. № 1(80). С. 11-13.
6. Боброва О.С., Цыбуков С.И., Бобров И.А. Настольная книга предпринимателя: практическое пособие. М.: Издательство Юрайт. 2022. 330 с.
7. Булакова И. В. Формы и способы налоговой поддержки малого предпринимательства / И. В. Булакова // Законодательство и экономика. — 2016. — № 7. — С. 66—69.
8. Глинова Т. А. Проблема развития малого бизнеса в России // Консепт. 2021. № 8. С. 1-6.
9. Горшкова Н. В., Мамедов Р. Н. Особенности региональной экономической политики поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 2 (39). С. 20‒24.
10. Гражданкина Е. В. Экономика малого предприятия: учебное пособие / Е. В. Гражданкина. — Москва : Изд-во Гросс Медиа, 2017. 125 с.
11. Дремина Г. А. Оценка эффективности региональных программ поддержки малого и среднего бизнеса, Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2022. № 4. С. 32‒37.
12. Заяц Т. И., Бубнова Я. С., Момонт Г. Ф. Эволюция социально-экономических систем // Экономика, управление и право: инновационное решение проблем: сб. ст. X Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Пенза, 2020. С. 95-97.
13. Ивасюк Р.Я. Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе / Р. Я. Ивасюк // Экономический анализ: теория и практика. — 2014. — № 4. —С. 11—15.
14. Колесникова Л. А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием // Новый Логос. 2015. С. 87‒95.
15. Крутиков В.К., Захаров Р.В., Иванчиков И.В. Состояние и перспективы развития малого бизнеса на современно этапе // Финансовая экономика. 2022. №5. С. 121–124.
16. Кузнецова О. А. Современные барьеры, препятствующие развитию малого и среднего бизнеса в России // Форум молодых ученых. 2016. № 4 (4). С. 517‒520.
17. Кузьмина Е.Е. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт. 2022. 455 с.
18. Кузьмина Е.Е. Предпринимательская деятельность: учебное пособие для среднего профессионального образования. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт. 2022. 455 с.
19. Курганов А. Д. Основные виды государственной поддержки малого предпринимательства в России / А. Д. Курганов // Юрист. — 2015. — № 1. — С. 11—19.
20. Ляшевич И. А. Правовые п роблемы р егулирования малого и среднего бизнеса в России на современном этапе / И. А. Ляшевич // Журнал российского права. — 2014. — № 5. — С. 49—54.
21. Магомедова З.Г., Магомедова Э.С., Курбанова Д.З. Современное состояние развития малого бизнеса в России // Студенческий вестник. 2022. №3-5 (195). С. 15–17.
22. Нафиков Р.В. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. №5-4 (68). С. 173–178.
23. Невская М.А., Сибикеев К.В. Малое предпринимательство: взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами: Практическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. С. 18
24. Одинцова М. А. Методика управления рисками для малого и среднего бизнеса в России // Экономический журнал. 2022. № 3. С. 38-47.
25. Опора России. Антикризисный мониторинг субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. Текст: электронный. — URL: http://oporamo.ru/(дата обращения: 25.06.2023)
26. Романишина Т. С. Применение инновационного маркетингового подхода к управлению территорией современного города в контексте институциональной теории // Транспортное дело России. 2021. № 12. С. 115-117.
27. Романишина Т. С. Факторы, условия и тенденции развития социально-экономических систем муниципальных образований // Вестник ВСГУТУ. 2022.№ 4(67). С. 159-166.
28. Романишина Т. С., Краснобаев Д. В. Обзор актуальных практик повышения инвестиционной привлекательности Серпуховского региона в деятельности институтов поддержки и развития бизнеса (для цели развития инновационного предпринимательства) // Экономика и предпринимательство. 2021. № 4-1(81-1). С. 384-388.
29. Ручкина Г.Ф., Мельничук М.В., Демченко М.В., Одинцов Б.Е., Дрогобыцкий И.Н., Липич А.Н., Орлова И.В., Фрумина С.В. Совершенствование регулирования развития малого бизнеса в Российской Федерации: монография . М.: РУСАЙНС, 2019. 190 с.
30. Толмачев Д. Е. Ульянова Е. А. Плинер Л. М. Развитие малого и среднего бизнеса в регионе // Экономика региона. 2021.№ 5. С. 115-131.
31. Федеральная налоговая служба: офиц. сайт [Электронный ресурс]. Текст: электронный. — URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 24.06.2023).
32. Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт [Электронный ресурс]. Текст: электронный. — URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 24.06.2023).
33. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. Текст: электронный. — URL: http://smb.gov.ru/ measuresupport/programs/celved/ (дата обращения: 25.06.2023)
34. Шальнева М., Саркисян Л. Сравнительный анализ развития института малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и Испании // Финансовая жизнь. 2020. № 2. С. 10‒16.
35. Шейхова М.С., Жукова И.А., Дергачева В.А. Состояние отечественного малого и среднего бизнеса в условиях пандемии и глобального кризиса // Заметки ученого. 2022. №1-1. С. 362–365.
36. Donna Kelley, Slаvica Singer, Mike Herrington. Global Entrepreneurship Monitor. Текст: электронный. — URL: http://pdfs.semanticscholar.org/618a/884c82fb9398a35dab9a4402c5b744d1cc51.pdf (дата обращения: 25.06.2023)