Влияние обучающих игр на познавательно развитие детей раннего возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 26.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧАЮЩЕЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1.1. Теоретические аспекты, особенности и условия познавательного развития в раннем возрасте
1.2. Теоретические аспекты обучающей игры
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ИГР НА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.1. Тематико-видовые и структурно-организационные особенности обучающих игр в раннем возрасте
2.2. Практическое применение обучающих игр в современных программах дошкольного образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Педагог обязан составить перспективное планирование дидактических игр на этапе раннего возраста, учитывая психофизическое развитие воспитанников. 2.2. Практическое применение обучающих игр в современных программах дошкольного образованияВ настоящее время в сфере отечественного дошкольного образования реализуется несколько основных образовательных программ, направленных на оптимальную организацию воспитательно-образовательного процесса. Данные программы представляют собой нормативно-правовые документы, разрабатывающиеся и реализующиеся в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования. На текущий момент на сайте федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» представлен список образовательных программ дошкольного образования, соответствующих ФГОС ДО, а именно «Открытия» под редакцией Е.Г. Юдиной, «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, «Успех» под редакцией Н.В. Фединой, «Радуга» под редакцией Е.В. Соловьевой, «Тропинки» под редакцией В.Т. Кудрявцева, «Истоки под редакцией Л.А. Парамоновой и др. Анализ практического опыта современных педагогов и методистов демонстрирует, что чаще всего выбирается инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Это обусловлено не только тем, что в ней удачно сочетаются идеи классического дошкольного образования и современные образовательные технологии, но и тем фактом, что реализация данной программы также нацелена на преемственность с программой начальной школы. Так, на этапе раннего возраста в соответствии с данной программой планируется осуществлять социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. Опираясь на целевые ориентиры программы в раннем возрасте в сфере познавательного развития ребенок должен иметь интерес к познанию, изучению окружающего мира, а также любознательность, интерес к новому и неизвестному. Воспитание проводится по таким направлениям, как патриотическое (родина, природа), социальное (отношения, человек), познавательное (знание), физическое и оздоровительное, трудовое, этико-эстетическое (культура и красота). Для достижения поставленных целей в познавательном развитии в данной программе предлагается целый ряд обучающих (дидактических) игр, успешно применяемых педагогами в своей деятельности. Приведем в пример некоторые из них.Название игры: «Кто что ест»Цель: закреплять знания детей о животных, и чем они питаются.Оборудование: круг с примерами пищи, прищепки с изображением животных.Ход игры: ребенок прикрепляет животного к соответствующему изображению. Название игры: «Один — много»Цель:учим находить разное количество предметов.Оборудование: карточки с изображением одного или множества предметов.Ход игры: детям раздаются карточки с изображением одного или нескольких предметов. Задача детей — найти, где находится один предмет, а где их много [8]Стоит отметить, что представленные в программе разнообразные дидактические игры, направленные на познавательное развитие детей раннего возраста, полностью соответствуют возрастным особенностям детей, развивают предметную деятельность, речь, общение ребенка с другими, восприятие. Также, для демонстрации эффективности использования обучающих (дидактических) игр в познавательном развитии детей раннего возраста приведем разработанное нами дидактическое занятие на основе обучающей игры «Чудесный мешочек». Название игры: «Чудесный мешочек».Цель: развивать мелкую моторику рук посредством вынимания различных предметов из мешочка, давать им название. Продолжить обогащать сенсорный опыт. Развивать интонационную выразительность речи. Закрепить знание цветов и геометрических форм. Закрепить знание о природных объектах. Оборудование: ярко оформленный мешочек, содержащий фигуру животного, разные предметы.Ход игры: дети входят в группу. Воспитатель: Посмотрите, детки. К нам сегодня пришел гость! На стуле в середине комнаты сидит игрушечный Заяц. Воспитанники поочередно с ним здороваются, описывают его (белый, маленький, мягкий, быстрый, живет в лесу. Далее хором рассказывают стихотворение:У зайчика ушки торчат на макушке,Любит он вкусный листик капустный, Бегает быстро и прыгает ловко, Все потому, что ест он морковку!Далее Зайка детально рассматривается детьми, воспитатель попутно задает вопросы: а где ушки, а где глазки, а для чего ротик? Затем дети рядом с игрушкой находят волшебный мешочек. Проводится моторно-слуховая дидактическая игра «Чудесный мешочек». Каждый ребенок по очереди подходит к воспитателю и с закрытыми глазами вытаскивает один предмет, обследует и называет. После пробует найти на ощупь такой же предмет в мешочке (несколько раз). Воспитатель: Детки, а наш Зайка загрустил. Давайте встанем в круг и покажем ему, как мы умеем превращаться в зайчат.Дети кружатся вокруг Зайки.Воспитатель: Наши детки — зайчата умеют делать гимнастику. Давайте покажем нашему гостю. Физминутка (движения по тексту, воспитатель выполняет вместе с детьми): Скок-поскок, скок-поскок, Зайка прыгнул на пенек.Зайке холодно сидеть, Нужно лапочки погреть.Лапки вверх, лапки вниз,На носочках подтянись.Лапки ставим на бочок,На носочках скок-поскок.А затем вприсядку,Чтоб не мерзли лапки.Воспитатель: Зайка, тебе понравилось? Тогда оставайся с нами.На завершающем этапе воспитатель хвалит детей, дает оценку деятельности. Занятие может применяться с детьми раннего возраста и решает основные задачи познавательного развития.Выводы по Главе 2Обучающая (дидактическая) игра в познавательном развитии детей раннего возраста играет важнейшую роль в становлении личности ребенка, развитии его психики, мышления и восприятия. Исторические истоки обучающей игры уходит своими корнями в народную педагогику и веками складывались в культурах различных народностей, передавая ребенку особенности национального быта той или иной страны. Однако, несмотря на различия, общей чертой всех народных обучающих игр служит бережное отношение к детям, нацеленность на их всестороннее развитие в исключительно дружелюбной и радостной атмосфере. Дидактические игры народной педагогики послужили основой современным обучающим играм, применяющимся в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе на этапе раннего возраста.В настоящее время в распоряжении педагога находится широкий спектр обучающих игр, разработанный ведущими педагогами и психологами с учетом возрастных и психологических особенностей воспитанников разных возрастных групп. Так, в раннем возрасте возможно применять дидактические игры, осуществляя их выбор с учетом содержательного и формального аспекта, а также решения педагогических задач. При этом каждый выбор должен быть обусловлен интересом детей, их мотивированностью играть, имеющимися у них знаниями и навыками. Обучающая игра не спонтанна, так как педагогу необходимо встраивать свой выбор ежедневные занятия детей, образовательную программу и учитывать психофизическое развитие воспитанников. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ нашей исследовательской работе мы обратились к проблеме познавательного развития. В частности, в рамках проведенного исследования внимание было акцентировано на роли обучающих (дидактических) игр и их влиянии на познавательное развитие детей раннего возраста. Это обусловлено тем, что и в отечественной и зарубежной педагогике и психологии снова возрос интерес к познавательной деятельности на данном возрастном этапе, так как его ключевая и основополагающая роль в общем дальнейшем развитии человека с каждым годом новых исследований становится все очевидней. При этом следует отметить, что, несмотря на значительную важность познавательного развития в раннем возрасте через игру, наблюдается тенденция сокращения игровых действий воспитанников и большая ориентация на подготовку к школьной программе. Эта ситуация подчеркивает актуальность проведенного анализа теоретических психолого-педагогических источников и сделанных выводов.В данном исследовании познавательное развитие определено как комплексный процесс, направленный не только на приобретение знаний об окружающем мире, но и напрямую влияющий на такие компоненты личности, как психику, мышление и восприятие. Исходя из данной особенности, мероприятия по развитию познавательного процесс в раннем возрасте в дошкольном учреждении должны выстраиваться в соответствии с особенностями воспитанников, а именно через игровое начало. В данном вопросе именно обучающая (дидактическая) игра становится центральным звеном, позволяющим педагогу взаимодействовать с воспитанниками в свободной дружелюбной обстановке, при этом передавая им необходимые социо-культурные навыки, навыки общения и сотрудничества, принятые в данном обществе нравственные нормы, знания об окружающем мире.Реализация познавательного развития, как и других составляющих воспитательно-образовательного процесса осуществляется посредством образовательных программ, соответствующих федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. В нашей работе были проанализированы обучающие игры познавательного развития основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». Также в практической части нами было разработано занятие на основе обучающей игры «Чудесный мешочек» для детей раннего возраста.Подводя итоги, целесообразно отметить, что обучающая игра является достаточно эффективным средством познавательного развития в раннем возрасте. Однако, при этом необходимо заметить, что положительные результаты при проведении данной игры могут быть достигнуты при не только следовании программным задачам, но и при наличии высокой мотивации у детей, что должно обеспечиваться педагогически правильными действиями педагога.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: https://fgosreestr.ru/educational_standard/federalnyi-gosudarstvennyi-obrazovatelnyi-standart-doshkolnogo-obrazovaniia(дата обращения 24.06.2023) — Текст: электронный.Ванслав В.В. Специфика работы педагогов с детьми раннего возраста. 2022. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/08/21/spetsifika-raboty-pedagogov-s-detmi-rannego-vozrasta(дата обращения: 23.06.2023) — Текст: электронныйВыготский. Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития. — Вопросы психологии. — Москва, 1972. — С. 114 - 123.Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. – СПБ: СОЮЗ, 1997. – 96 с.Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Н. С. Ежкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 183 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10152-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513122 (дата обращения: 23.06.2023).Казакова И.В. Познавательное развитие дошкольников в контексте ФГОС. - Воспитатель детсвого сада. - 2018.URL: https://www.vospitatelds.ru/categories/7/articles/1648 (дата обращения: 23.06.2023). - Текст: электронный.Кларина Л.М. Познание окружающего мира: какое содержание делает его развивающим.//Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сб. статей РАПУ им. А.И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. - Спб: Детство -ПРЕСС, 2000. Легалова Н.С. Картотека дидактических игр по познавательному развитию (составлена по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой). 2021. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/04/18/kartoteka-didakticheskih-igr-po-poznaniyu(дата обращения: 24.06.2023) — Текст: электронный.Малютина Н.М. Организация и структура дидактической игры в раннем возрасте. 2020. Образовательная социальная сеть. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/10/28/organizatsiya-i-struktura-didakticheskoy-igry-v-gruppe-rannego (дата обращения: 24.06.2023) — Текст: электронный. Мороз И.Ю. Познавательное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр.2015. URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/135322-poznavatelnoe-razvitie-detej-rannego-vozrasta (дата обращения 24.06.2023) — Текст: электронный.Мухина В.С. Детская психология: Учеб. пособие для студ.пед.ин-тов/Под ред. Л.А. Венгер. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 272 с.Насибуллина М.К. Познавательное развитие дошкольников в контексте ФГОС. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnoe-razvitie-doshkolnikov-v-kontekste-fgos/viewer(дата обращения: 23.06.2023) — Текст: электронныйРумянцева, Н. В. Сущность понятия «познавательное развитие» / Н. В. Румянцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 418-421. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86150/ (дата обращения: 23.06.2023). - Текст: электронный.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн \; сост., авторы комментариев и послесловия А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. – СПб : Питер, 2000. – 720 с.Смирнова Е.О. Методические материалы к Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги»: в 2 ч. Ч. 1: познавательное и речевое развитие, игровая деятельность/Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. - М.: ООО «Русское слово — учебник», 2016. - 176 с.Старикова М.В. Особенности развития детей раннего возраста. URL: http://rcnyagan.ru/deyatelnost/stati-sotrudnikov/1335-osobennosti-razvitiya-detej-rannego-vozrasta (дата обращения: 23.06.2023) — Текст: электронный.Туревская Е.И. Возрастная психология/Е.И. Туревская. - Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2002. URL: https://tsput.ru/res/psi/turevskaya/Tur01.htm (дата обращения 23.06.2023). - Текст: электронный.Чурило Н.В. Общая характеристика психического развития ребенка в раннем возрасте.URL:https://bspu.by/blog/churilo/article/lection/lekciya-obshaya-harakteristika-psihicheskogo-razvitiya-rebenka-v-rannem-vozraste(дата обращения: 23.06.2023) — Текст: электронный.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: https://fgosreestr.ru/educational_standard/federalnyi-gosudarstvennyi-obrazovatelnyi-standart-doshkolnogo-obrazovaniia (дата обращения 24.06.2023) — Текст: электронный.
2. Ванслав В.В. Специфика работы педагогов с детьми раннего возраста. 2022. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/08/21/spetsifika-raboty-pedagogov-s-detmi-rannego-vozrasta (дата обращения: 23.06.2023) — Текст: электронный
3. Выготский. Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития. — Вопросы психологии. — Москва, 1972. — С. 114 - 123.
4. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. – СПБ: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
5. Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Н. С. Ежкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 183 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10152-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513122 (дата обращения: 23.06.2023).
6. Казакова И.В. Познавательное развитие дошкольников в контексте ФГОС. - Воспитатель детсвого сада. - 2018. URL: https://www.vospitatelds.ru/categories/7/articles/1648 (дата обращения: 23.06.2023). - Текст: электронный.
7. Кларина Л.М. Познание окружающего мира: какое содержание делает его развивающим.//Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сб. статей РАПУ им. А.И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. - Спб: Детство -ПРЕСС, 2000.
8. Легалова Н.С. Картотека дидактических игр по познавательному развитию (составлена по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой). 2021. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/04/18/kartoteka-didakticheskih-igr-po-poznaniyu (дата обращения: 24.06.2023) — Текст: электронный.
9. Малютина Н.М. Организация и структура дидактической игры в раннем возрасте. 2020. Образовательная социальная сеть. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/10/28/organizatsiya-i-struktura-didakticheskoy-igry-v-gruppe-rannego (дата обращения: 24.06.2023) — Текст: электронный.
10. Мороз И.Ю. Познавательное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр.2015. URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/135322-poznavatelnoe-razvitie-detej-rannego-vozrasta (дата обращения 24.06.2023) — Текст: электронный.
11. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. пособие для студ.пед.ин-тов/Под ред. Л.А. Венгер. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 272 с.
12. Насибуллина М.К. Познавательное развитие дошкольников в контексте ФГОС. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnoe-razvitie-doshkolnikov-v-kontekste-fgos/viewer (дата обращения: 23.06.2023) — Текст: электронный
13. Румянцева, Н. В. Сущность понятия «познавательное развитие» / Н. В. Румянцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 418-421. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86150/ (дата обращения: 23.06.2023). - Текст: электронный.
14. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн \; сост., авторы комментариев и послесловия А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. – СПб : Питер, 2000. – 720 с.
15. Смирнова Е.О. Методические материалы к Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги»: в 2 ч. Ч. 1: познавательное и речевое развитие, игровая деятельность/Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. - М.: ООО «Русское слово — учебник», 2016. - 176 с.
16. Старикова М.В. Особенности развития детей раннего возраста. URL: http://rcnyagan.ru/deyatelnost/stati-sotrudnikov/1335-osobennosti-razvitiya-detej-rannego-vozrasta (дата обращения: 23.06.2023) — Текст: электронный.
17. Туревская Е.И. Возрастная психология/Е.И. Туревская. - Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2002. URL: https://tsput.ru/res/psi/turevskaya/Tur01.htm (дата обращения 23.06.2023). - Текст: электронный.
18. Чурило Н.В. Общая характеристика психического развития ребенка в раннем возрасте. URL: https://bspu.by/blog/churilo/article/lection/lekciya-obshaya-harakteristika-psihicheskogo-razvitiya-rebenka-v-rannem-vozraste
(дата обращения: 23.06.2023) — Текст: электронный.